Рефетека.ру / География

Реферат: Проливы Атлантики

Реферат на тему:


«Основные судоходные проливы Атлантического океана»


Атлантический океан, разделяя надвое земной шар, протянулся от Арктики до Антарктики в форме гигантской буквы 5 на расстоянии более 8 тыс. миль. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей от Гудзонова пролива, через Девисов и Датский проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва к Скандинавскому п-ову, на юго-западе - с Тихим океаном по меридиану 67° з.д.; на юго-востоке - с Индийским океаном по меридиану 20° в.д.

При большой длине, превосходящей меридиональную протяженность остальных океанов, Атлантический океан отличается сравнительно небольшой шириной. Расстояние между западным и восточным берегами Атлантического океана на широте Нью-Йорка составляет примерно 3 тыс. миль, а в самой узкой части - между Западной Африкой и Южной Америкой - вдвое меньше. Для перехода через океан современному судну требуется всего 3-4 сут. Таким образом, сейчас Атлантический океан не столько разделяет континенты, сколько служит связующим звеном между Старым и Новым Светом. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что Атлантический океан издавна занимал и поныне занимает ведущее место в мировых морских перевозках.

В целом путь вокруг Скандинавского п-ова на всем его 2500-мильном протяжении в наиболее полной мере используется советским торговым флотом для перевозок в большом каботаже между Балтийским и Северным бассейнами. Отдельные участки этого пути имеют также первостепенное значение для стран Северной Европы как для связей между ними, так и для местных перевозок в пределах отдельных стран.

Путь проходит по Балтийскому морю, проливам Каттегат и Скагеррак, Норвежскому и Баренцевому морям. Природно-навигацион-ные особенности первого и последнего из этих морей были рассмотрены выше. Проливы Каттегат и Скагеррак, расположенные между Скандинавским и Ютландскими п-овами, имеют форму острого угла, обращенного вершиной на север. Северная оконечность Ютландского п-ова - мыс Скаген (54°43' с.ш., 10°36' в.д.) является важным узловым пунктом в сети мировых морских путей. От него отходят три судоходные трассы: одна - на север, вокруг Скандинавского п-ова; вторая - на запад, к проливу Пентленд-Ферт, между Великобританией и Оркнейскими о-вами; третья - на юг, вокруг Европы. По размерам и другим природно-навигационным особенностям проливы весьма сходны и оба, особенно Каттегат, опасны для прохода судов из-за многочисленных навигационных опасностей и частых штормов. Сильно расчлененные и прикрытые шхерами северные берега проливов сходятся в вершине глубоко вдающегося в сушу Осло-Фьорда.

Главным пунктом выхода в Атлантический океан на севере является пролив Пентленд-Ферт (58°42/ с.ш., 3°20' з.д.), отделяющий о. Великобритания от Оркнейских о-вов.

Этой трассой обычно пользуются суда, следующие из балтийских и скандинавских портов в Северную Америку. При плавании через пролив судоводители должны соблюдать большую осторожность, так как в нем действуют сильные, неустойчивые по направлению приливо-отливные течения, достигающие в сизигию скорости 8-9 уз.

Для прохода в Ирландское море иногда можно воспользоваться Каледонским каналом, который начинается в заливе Мари-Ферт. Этот канал длиной около 60 миль рассекает Шотландию на две части, но так как его глубина менее 5 м, им могут пользоваться только небольшие суда.

Наиболее важным для судоходства участком у восточного побережья Великобритании является воронкообразный эстуарий, образованный р. Темзой. К югу от него находятся знаменитые мели Гудвин, которые англичане справедливо называют «пожирателями кораблей».

Суда, попавшие на мели Гудвин, очень трудно снять, так как из-за сильных приливо-отливных течений они быстро засасываются песком и нередко переламываются. Этот участок - место постоянных кораблекрушений вот уже в течение двух тысячелетий.

Континентальное побережье Северного моря - низменное и пологое, а часть побережья Нидерландов - даже ниже уровня моря. С целью защиты прибрежных районов от затопления их ограждают искусственными дамбами.

У основания Ютландского п-ова Северное море образует треугольный залив, называемый Гельголандской бухтой - по имени расположенного в ней острова. Бухта и впадающие в нее реки Эльба и Везер изобилуют песчаными островками и мелями, между которыми проходят весьма оживленные судоходные фарватеры. Эстуарий Эльбы соединяется Кильским каналом с Балтийским морем.

Кильский канал начинается в Кильской бухте Балтийского моря в 8 км к северу от порта Киль и заканчивается в Брюнсбюттелькоге на восточном берегу эетуария Эльбы. Это один из 16 вариантов трассы, предлагавшихся и частично реализованных в течение 600 лет, предшествовавших сооружению современного канала. Канал строился девять лет и вступил в эксплуатацию 30 января 1895 г. Его постройка обошлась в 170 млн. марок, но уже через 10 лет стало ясно, что габариты его недостаточны. В канун начала первой мировой войны были реконструированы шлюзы, их габариты были увеличены - длина до 330 м, ширина до 45 м, глубина до 14 м.

Пролив Ла-Манш, именуемый на морских картах Английским каналом и отделяющий о. Великобритания от материка,- самый оживленный участок судоходства в Мировом океане.

Ежедневно свыше 800 судов проходят через пролив в обоих направлениях. Интенсивное движение наряду с банками, частыми штормами и густыми туманами делают пролив чрезвычайно опасным, особенно в узкой восточной части, называемой проливом Па-де-Кале. Так как в проливе ежегодно бывает в среднем 10 столкновений судов с тяжелыми последствиями, установлены раздельные полосы для движения судов встречных направлений.

Скала Бишоп у северо-западной оконечности пролива (49°45' с.ш., 90°36' з.д.) служит выходным пунктом для трансатлантических трасс из портов Северного и Балтийского морей. Скала Фастнет (51°20' с.ш., 9°36' з.д.) на противоположном, ирландском берегу пролива Св. Георга выполняет ту же роль для судов, следующих из портов Ирландского моря. В проливе Св. Георга (называемом также Южным каналом) сильные приливо-отливные течения. Амплитуда приливо-отливных колебаний в вершине воронкообразного Бристольского залива достигает 12 м. Пролив Св. Георга соединяет с Атлантическим океаном Ирландское море, расположенное между о-вами Великобритания и Ирландия и полностью лежащее на материковой отмели. На севере оно соединяется с океаном Северным проливом (или проливом Св. Патрика), в котором также сильны приливо-отливные течения, их скорость иногда достигает 6 уз.

В настоящее время Средиземное море омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути...

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный поводоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит посередине пролива. Поэтому при плавании по проливу в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив,- быстрины и сулои.

Проливом Дрейка - самым широким проливом в мире - Антарктида отделяется от Огненной Земли, а последняя - Магеллановым проливом от Американского континента.

Магелланов пролив имеет форму острого угла, обращенного вершиной к югу. Восточная часть пролива шире, чем западная. У выхода из Атлантического океана имеются многочисленные рифы и банки. Длина Магелланова пролива 300 миль. От него в разные стороны ответвляются протоки и фьордообразные бухты. Западная часть сужается до 1,8 мили, а глубины увеличиваются до 1170 м. Частые бури и штормы, достигающие при западных ветрах ураганной силы, делают пролив опасным для судоходства. С открытием Панамского канала он утратил значение и теперь используется главным образом для связей между аргентинскими и чилийскими портами.

Путь вдоль восточного побережья Южной Америки подразделяется на четыре основных участка:

от Магелланова пролива до залива Рио-де-Ла-Плата;

от залива Рио-де-Ла-Плата домыса Сан-Роки - восточной оконечности Южной Америки;

от мыса Сан-Роки до о. Тринидад;

вдоль южного побережья Карибского моря.

При плавании в северном направлении от Магелланова пролива к заливу Ла-Плата следует использовать попутное Фолклендское течение, проходящее примерно в 50 милях от берега. Суда, идущие в обратном направлении, должны держаться ближе к берегу, но на подходах к Магелланову проливу нужно опасаться сильного прижимного течения. На участке от залива Ла-Плата до мыса Сан-Роки (восточной оконечности Южной Америки) от берега во многих пунктах на большое расстояние выступают отмели. Среди них особенно опасны для судов банки у северного входа в залив Рио-де-Ла-Плата, у мысов Сан-Томе и Сан-Роки.

Карибское море - самое большое и глубокое из всех морей Атлантического океана. Оно расположено между Северной и Южной Америкой и отделяется от Атлантического океана подводным хребтом, вершины которого, выступающие из воды, образуют островную дугу Вест-Индии. Юкатанским проливом (см. приложение II) Карибское море соединяется с Мексиканским заливом, образуя обширный замкнутый бассейн, часто называемый Американским средиземным морем. С Атлантическим океаном Карибское море соединяется глубоководным Наветренным проливом (между о-вами Куба и Гаити), проливом Шона (между о-вами Гаити и Пузрто-Рико) и многочисленными проливами между Малыми Антильскими о-вами.

После постройки Панамского канала Карибское море превратилось в важный транзитный путь мировой торговли. Большое развитие получили и каботажные перевозки, так как к нему выходят 15 суверенных государств и ряд колониальных владений. Среди региональных судоходных трасс преобладает меридиональное направление, так как основные порты и грузообразующие районы расположены на противоположных берегах.

Окруженный со всех сторон сушей овальный Мексиканский залив имеет характерные черты Средиземного моря. Он соединяется Юкатанским проливом с соседним Карибским морем и иногда вместе с ним именуется Американским Средиземным морем. Этот залив по своим размерам (см. приложение I) больше, чем Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря, вместе взятые. Низменные, лагунного типа берега и широкий мелководный шельф, окаймляющий побережье, чрезвычайно богаты нефтью. Однообразие береговой черты Мексиканского залива нарушается только быстро растущей дельтой р. Миссисипи, ширина которой достигает 32 миль и которая ежегодно выдвигается в море на 100 м.

Вдоль всего северного берега Мексиканского залива вырыт длинный искусственный канал - Галф Интеркостал Ватервей, которым широко пользуются каботажные суда. Некоторые ответвления, отходящие от него в глубь территории, доступны даже для океанских-судов.

Мексиканский залив соединяется с Атлантическим океаном Флоридским проливом. Глубина Флоридского пролива превышает 2000 м, но там имеются обширные банки и коралловые рифы. Длинная цепь островков, соединенных дамбами и мостами, перегораживает северную часть пролива. Исходным пунктом судоходных трасс Мексиканского залива является небольшая группа коралловых островов Драй Тортугас, расположенная у западного входа во Флоридский пролив. Гольфстрим, имеющий на выходе из Флоридского пролива постоянную скорость свыше 5 уз, часто используется судами, идущими из Мексиканского залива в Европу. Они обычно проходят мимо группы Бермудских о-вов, расположенных в центре Саргассова моря.

Параллельно плавно закругленной атлантической береговой линии южных американских штатов тянется система каналов Атлан-тик Интеркостал Ватервей, которую в настоящее время соединяют с Галф Интеркостал Ватервей у основания п-ова Флорида. Каналы частично проходят по многочисленным прибрежным озерам и лагунам, в частности по обширным лагунам Памлико и Албемирл, отделенным от океана сходящимися под углом длинными косами.

Вершина этого угла, называемая мысом Хаттерас, - место постоянных аварий морских судов. Полагают, что на обширной отмели, выступающей от мыса Хаттерас далеко в океан, за последние четыре столетия погибло более 200 судов.

Полуостров Новая Шотландия отделяет залив Мэн от залива Св. Лаврентия, играющего важную роль в системе морских коммуникаций западного полушария. Он отделяется от Атлантического океана о. Ньюфаундленд, а соединяется с ним двумя проливами — проливом Кабота в южной части и проливом Белл-Айл — в северной.

Литература


А.Д. Семенов и др. «Судоходные проливы», К., 1990.

Г.Г. Ермолаева «Справочник капитана дальнего плавания», М., 1988.

Рефетека ру refoteka@gmail.com