АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
По дисциплине «История психологии»
На тему:
«Я. А. Коменский как выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения»
Выполнила:
Студентка группы ПС-41
Рязанова Е.В.
Проверила: Валиулина
г. Астрахань 2007 год
Оглавление
Введение
1. Мир в понимании Я. А. Коменского
2. Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все мы стоим на одной сцене великого
мира, и что бы в нем не совершилось,
касается всех нас.
Я. А.Коменский (1668)
Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. Универсальный гений Коменского трудно классифицировать. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».
Это и оригинальный философ, и великий педагог, и выдающийся писатель, и филолог, видный религиозный и политический деятель, Коменский сочетал в себе эти сферы деятельности как органическое единство, как синкретизм высшего порядка, ориентированный на достижение блага всего человечества.
Поэтому высшим достижением Коменского стала Пансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинного всеобщего знания у человека формируется со-знание как понимание своего места в мироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому со-знанию всего человечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил в прикладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.
Многие идеи Коменского остались непонятыми его современниками. Последующие эпохи признавали Коменского главным образом как великого педагога. |Актуальность Коменского выходит далеко за рамки среднеарифметического значения творчества классиков науки. Коменский являет собой классический образец единства патриотизма и космополитизма, это лишь кажущиеся противоположности, которые сливаются в стройной иерархической системе бытия человека и человечества в историческом времени и географическом пространстве, которые понимались им как мнимые величины в свете конечной божественной истины и божественной истины и Христовой любви.
Другими словами для Коменского на первый план выдвинулись проблемы человека, что позволяет нам рассматривать Коменского как завершающую фигуру европейского христианского гуманизма.
Наряду со всеобщей мудростью – Пансофией – в учении Коменского основное место занимала проблема совершенствования человека и человечества. Она сводилась к совершенствованию человеческой души и характеру. К первому были устремлены богословские сочинения Коменского. Второму посвящена его педагогическая деятельность, снискавшая ему общеевропейскую славу.
Проблемы морального совершенствования, возрождения этических ценностей в нашем обществе сейчас чрезвычайно актуальны. Если при жизни Коменского они не были восприняты европейским обществом, вступившим в общий кризис, ознаменованный Тридцатилетней войной и последующим периодом стагнации, если в последующие два века они были чужды европейскому индивидуализму, то, начиная Льва Толстого, моральная проповедь Коменского стала привлекать к себе внимание. Некоторые ее положения впитала и русская педагогическая мысль.
1. Мир в понимании Я. А. Коменского
Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами, живет благодаря им, подобно тому, как дерево может быть только единством всего в нем заключающегося: корней, стволов и ветвей. Именно эта взаимозависимость, эта объединенное через взаимные отправления являются выражением тех надежд, которые Творец вложил в свое создание. Единый есть Бог, а в силу этого единым является и мир, единым как в актуальности своей формы, так и в единстве своей жизни. Мир и каждый существующий в нем предмет являются выражением этой жизни; тот факт, что отдельные индивиды направлены на иные, что одни существуют благодаря другим и через них, также то, что все они являются участниками и свидетеля судьбоносных событий, является доказательством особой жизненной линии, способности отдать себя в руки жизни. Тем самым Бог становится основой всего существующего, а «жизненность» и есть его истинное, собственное участие в пространстве, называемом «мир». Это и есть тот самый незамечаемый и забытый нами знак, «авторская подпись» невидимой Божественной силы. Существуют различия проявления сущностной Божественной силы, поэтому действительность раскрывает ее в рамках своего собственного назначения.
Мир, в понимании Коменского, был создан и создается с тем, чтобы он стал видимым знамением Божьего замысла, чтобы возникло пространство для высокой роли человека, чтобы разыгрывалась удивительная драма борьбы за лучший мир. Именно это «чтобы», и характеризует жизнь Божьего мира во всей ее наполненности смыслом, т. е. в зависимости одних от других и в заботах о ближних, и следует назвать жизненность. Понимание жизни идет в самом широком смысле этого слова — это, прежде всего основное назначение всего существующего.
Внутреннюю жизненность следует понимать в категории сущности мира. Необходимо видеть внутреннюю связь между предметами, и новое воссоединение, в котором эти предметы соединяются друг с другом таким образом, что каждый из них раскрывает не только самого себя, но и остальные предметы, в силу чего эссенции составляют такое органичное целое, из которого нельзя ничего исключить.
Для подобного понимания человек обладает тремя источниками, тремя Божественными книгами — это природа, Священное Писание и человеческая душа.
Бог — это и есть начальный образ существования, или же экзистования, т. е. восхождения из-за... для... . Бытие «для» восхождения и проявления, именно это Божье проявление и откровение, т. е. епифаническое движение, в конечном счете и является основой тринитаризма. Божественная данность этого мира проявляется в епифанической сущности каждого существования: прежде чем предъявить себя в качестве откровения всё должно вступить в мир как определенное существо, как форма, как некая креация, как личность, как нечто сосредоточенное на своей идее.
Коменский не раз подчеркивает, что существует лишь единый мир, созданный для вершины творения — человека, созданный на основе числа, мер и весов в течение шести дней, как об этом свидетельствует Библия, причем Бог и в дальнейшем им управляет, ибо Бог — это центр всего существующего. Естественно, что каждое из Божьих творений тоже является собственным центром — ведь иначе каждое из этих существ именно так и в таком проявлении не могло бы быть единым; однако само существование, эта абсолютная жизнь, проявляющая себя через мир, становится возможной лишь как круговое движение в направлении к абсолютному центру.
Бог понимается им как всеобщий центр, каждое из существ со своим центром, мир и жизнь как движение вокруг абсолютного центра, самость и стремление идти иным путем, мешающие слиянию; каждое из существ не только как собственный центр, но и как лучи, идущие от центра к контуру окружности (спицы колеса).
Главной задачей каждого существа, и прежде всего человека, по мнению Я. А. Коменского, является его участие в этом процессе творения и завершения драмы «Мир» через его наполненность смыслом.
2. Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
В многогранном творчестве Я. А. Коменского важное место занимали вопросы языка и языкознания. Более 40 лет он посвятил созданию фундаментального труда «Сокровищница чешского языка». Языковая проблематика довольно обстоятельно рассматривалась им и в знаменитой «Великой дидактике» (1656), и в новаторском труде, принесшем ему мировую известность, — «Открытая дверь языков» (1631). Это было ценное руководство для изучения латинского и всякого другого языка одновременно с основами всех наук и искусств.
B основных трудах Коменского, как правило, тесно переплетались философские, религиозные, дидактические и организационно-практические аспекты и подходы в освещении языковой проблематики. В разработанной Коменским целостной философско-дидактической системе взглядов и представлений о принципах и способах обучения и образования, направленной на решение глобальных задач по исправлению пороков общества и совершенствованию личности, большое значение придавалось изучению языков, развитию; языковой культуры человека и общества, как составной части пансофического образования и непременной предпосылки повышения общей культуры.
Доказывая необходимость организации качественно нового, пансофического образования («учить всех всему»), Коменский подчеркивал, что его основой должна стать «школа родного языка», которая должна предшествовать латинской школе. В «Великой дидактике» он писал: «... Всю молодежь сперва нужно посылать в школу родного языка»1. Такие школы, по мысли Коменского, должны быть в каждой общине, местечке и селении. Уже эти положения говорят о том, что Коменский стремился реализовать свою глубоко демократическую идею обучения всех детей, независимо от происхождения, пола, национальности, знатности, богатства, поскольку каждый человек имеет равное право на образование, на раскрытие заложенных в нем способностей. В «Великой дидактике» читаем: «Ведь не только дети богатых или знатных или должностных лиц рождаются для высоких званий, чтобы для них одних была открыта латинская школа. Такая демократическая направленность школы родного языка была обусловлена общими философско-мировоззренческими основами и социальными ориентирами дидактики Коменского.
Обучение на родном языке представлялось Коменскому одним из эффективных способов преодоления бессмысленней зубрежки, натаскивания, схоластики, характерных для средневековой школы.
Для Коменского было характерно понимание и подчеркивание роли языка (и прежде всего родного языка) как орудия познания человеком самою себя и окружающего его мира. В «Великой дидактики» он пишет: «Языки изучаются не как часть образования или учености, но как орудие для того, чтобы почерпать знамя и сообщить их другим». Коменский стремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка. На это он обращал внимание и в других своих трудах: в «Предвестнике всеобщей мудрости» и в сочинении «О культуре природных дарований». Подобные взгляды Коменского находили отражение в предлагаемой им методике обучения, в его дидактических принципах: «Изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей, особенно в молодости, чтобы мы усваивали речь постольку, поскольку мы: изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаем предметы». Коменский подчеркивал важность родного языка, его органическую связь с умственным и духовным развитием ребенка.
Являясь, горячим патриотом, Коменский вместе с тем последовательно выступал и за право на развитие других народных языков — «родных языков всех народов, чтобы всякое дыхание все более и более хвалило Господа». Вежде была заложена глубокая мысль о целесообразности и важности развития и расцвета различных национальных языков и культур. Поэтому и пансофия, по его мнению, должна преподаваться не только на латинском языке, но и «на собственном (родном) языке каждого народа» писал Коменский в «Прелестнике всеобщей мудрости».
Мысли о родном языке, о его широкой функциональной нагрузке составляют неотъемлемую и существенную часть общей пансофической философско-дидактической концепции Я А. Коменского. Они тесно смыкаются и переплетаются с его общими мировоззренческими, богословскими, социальными и дидактическими положениями и принципами: познаваемость мира; роль образования в развитии общества и личности; принцип природосообразности в обучении, включающий в сей учет национальности ученика; последовательность этапов обучения — школа родного языка как база и предпосылка дальнейшего образования на латыни и изучения иностранных языков; демократизм и гуманизм; сочетание патриотизма и общечеловеческих интересов.
Он стремится уничтожить пороки тогдашней системы: догматизм, вербализм, схоластическое мышление, зубрежку. Принцип универсального обучения «всех всему» носил у Коменского гуманистический характер. Придерживаясь этого принципа, он требовал, чтобы в школе царил дух доброжелательного отношения к учащимся, для которых пребывание в школе должно доставлять радость, а учение должно быть «успешным, легким, кратким и основательным».
Эти требования составляют сердцевину стройной системы дидактики Коменского. Он обосновал преимущество школьного обучения по сравнению с семейным. Являясь «мастерской гуманности», школа, по Коменскому, включает четыре ступени обучения с учетом возрастных способностей детей:
1) материнская школа (воспитание в семье до 6 лет под руководством матери; школа родного языка, или элементарная школа);
2) с 6 до 12 лет — школа с изучением родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтением Священного Писания, знакомством с важнейшими ремеслами;
3) в возрасте с 12 до 18 лет способные учащиеся посещают латинскую школу или гимназию;
4) академия, высшая ступень обучения, в которой учатся с 18 до 24 лет.
Академия должна иметь три факультета: богословский, юридический и медицинский. Вся система школьного образования у Коменского характеризуется четкостью и завершенностью. Он осуществляет принцип единой школы, которая должна приносить людям счастье и радость.
Существенное внимание уделяется Коменским философии. У Коменского «всеобщая мудрость», или пансофия, являясь сердцевиной мировоззрения, дает исчерпывающее знание всей предметной действительности, указывает на ее органическую и логическую связь. Философия должна «служить живым отражением мира, где всё было бы одно с другим связано». Философские проблемы Коменский тесно связывал с теорией и практикой педагогики, в частности с вопросами воспитания, методики, дидактики. Будучи «царицей наук», философия у Коменского выступает «матерью педагогики», «альфой и омегой» всей его педагогической системы.
Подготовка детей в процессе обучения и воспитания тесно взаимосвязана, с содержанием и методами обучения. Оно должно, согласно Коменскому, быть последовательным, постепенным, легким, основательным, проходить быстро, в точно установленные сроки. Методы обучения должны быть по возможности простыми и ясными, все «темные» и догматические способы обучения должны быть отринуты. Материал должен излагаться в простых формах, без лишнего многословия. Коменского принято считать отцом славянской педагогики.
Исходя из основных принципов обучения, учитывая разные возрастные особенности детей, Коменский в «Великой дидактике» дает стройную систему дидактических приемов школьной практики, которыми должен руководствоваться в своей работе учитель. Коменский настаивал на необходимости познания реальных предметов окружающей действительности в целях ее совершенствования, отталкиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от фактов к выводам и т. д. Отсюда вытекает принцип природосообразности в воспитании и образовании. Коменский стремился построить его на основании знания законов развития человека, рассматривая его как часть природы. Рассматривая чувственное восприятие окружающего мира как исходный момент познания, Коменский придавал большое значение процессу наблюдения, сравнения. В связи с этим Коменский устанавливает «золотое правило дидактики», согласно которому предъявляет соответствующие требования к наглядности в обучении.
Важным моментом в системе обучения Коменского является впервые детально им разработанная классно-урочная система.
В связи с этим Коменским ставится вопрос о дисциплине в школе. Следуя за Аристотелем, он исходит в своей педагогике из общего назначения дисциплины в обществе, условием существования которой является порядок, излагаемый в «законах» и «уставах». По Коменскому, такое соблюдение является основной целью самой школы: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Он разрабатывает статут «Законов хорошо организованной школы», который оказал влияние на статут Львовской братской школы (1658).
По окончании обучения юноши, согласно Коменскому и Крижаничу, должны стать образованными, морально воспитанными людьми. Особенно значительное место отводится нравственному воспитанию. Задачу эту они в основном возлагают на школу, которая, по Каменскому, должна нравственно влиять на общество и быть общественной мастерской «добродетели». В систему нравственности Коменский включает «всю внутреннюю и внешнюю основу побуждений», т. е. культуру воспитуемого.
На уровень норм нравственности Коменский возводит трудовое воспитание в школе и вообще трудовую деятельность в обществе. Он указывает на высокую роль труда в воспитании, на его роль в развитии моральных, физических и эстетических сил человека. «Без труда — нет счастья», у человека «деятельность» должна быть ведущей, — заключает Коменский. Необходимо, чтобы в школе господствовала атмосфера радостного, доброго труда. Коменский осуждает праздность, тунеядство, безделье.
Существенным демократическим требованием Коменского было введение обучения на родном языке. Считая родной язык «вратами», через которые народ познает мудрость, великий дидактик создает на родном языке «Материнскую школу» (1628), «Чешскую дидактику» (1632) для улучшения воспитания и обучения чешских детей.
Развивая и совершенствуя свой родной язык, Коменский предпринял попытку создания языка типа эсперанто: всеобщий универсальный язык.
Подводя итоги, можно сказать, что педагогическое наследие Коменского благодаря своей гуманистической направленности получило международное признанье. Оно явилось образцом выражения общечеловеческого в национальном.
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.
Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалы требуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы ее застать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.
Термин «пансофия» греческого происхождения («pansophia»: pan = весь + sophia = мудрость), буквальное значение — всеобщая мудрость, вся мудрость, премудрость, всезнание, всеобщая наука, познание всего. Его сочинил Я. А. Коменский, желая в одном труде, выпущенном под общим заглавием «Пансофия», изложить результаты всех человеческих знаний. Средневековой философии он противопоставляет пансофию: новую философию, энциклопедию знаний. Пансофия должна была быть живым отображением вселенной, должна была подходящим образом охватить все, что, было, есть и будет – все знания о Боге, природе, человеческом обществе и внутренней жизни человека, все, что является содержанием общего образования. Коменский пользуется понятием «пансофия» в понимании общей мудрости, знания всего существующего, разузнавания причин, целей и пользы. Она должна была быть настолько исчерпывающей, чтобы за ее рамками ничего не оставалось. Она должна была дать широкий философский синтез знаний, стать всеобъемлющей, универсальной наукой наук.
Коменский питал надежду, что его концепция пансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научными отраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическим единством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципы всех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты и достижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальную или политическую принадлежность.
Пансофическая концепция Коменского является последовательно демократичной и исходит из требований полного равноправия получения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то, чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.
Пансофия была всезнанием не только тем, что она должна была охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что она предназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся к знаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям и наукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековое понимание науки как привилегии избранных.
Коменский верил в то, что распространение пансофии убудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна была устранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотел облегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстрому повышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям, способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чего последует общее согласие, единодушие и мир.
Стремясь к истреблению пороков в современном ему обществе, Коменский придавал особое значение общему образованию, формированию новой школы, воспитывающей детей в духе гуманизма. В своей «Великой дидактике» он писал, что на Земле нет более деятельного пути к преодолению пороков, чем правильное воспитание и образование.
Он подчеркивал, что цель воспитания — подготовить человека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а к активному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков в общественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.
Своим учением он показал, что находится под сильным влиянием гуманизма и Возрождения. Оттуда он почерпнул жизненный оптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, что человек — это «совершенное, прекрасное существо», «наиотличнейшее создание», дивный микрокосм, гармония тела и духа. Воспитание должно формировать человека в «цельности его существа». В этом смысле Коменский называет школу мастерской человечности.
В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.
Идею о пансофии породила потребность определить содержание образования, то, что нужно изучать в школе. На этот вопрос в «Великой дидактике» автор отвечает: «всё во всём», но он понимает, что это «всё» и во «всём» необходимо точнее определить. Стремясь к более широкому образованию, он разработал план, по которому нужно написать сочинение «Пансофия», в котором излагалась бы наука, должная в своих рамках охватить все то, что люди знают. Коменский до конца своей жизни старался выявить ее главные принципы. Работая над дидактикой, он пришел к идее концепции пансофии как ответа на вопрос о содержании образования в школе. Потом идея пансофии распространилась на всех людей, несмотря на их возраст.
Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.
Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.
Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.
Хотя Коменский подчеркивал, что пансофия не должна замкнуться в рамках школы, что она должна быть открытой для всех людей, она оказала сильнейшее влияние как раз на учебную работу в средних и начальных школах. Этому в значительной степени способствовало то, что сам Коменский организовал и теоретически обосновал пансофическую школу, а также его учение, что задача школы — «учить всех всему». Обучение должно быть всесторонним. Оно должно предоставлять основные сведения обо всем, окружающем человека, чтобы никто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новые учебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всех людей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической, общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всего существующего в мире.
Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.
Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.
Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.
Во время третьего пребывания в Лешно (1654—1656 гг.) Коменский главное внимание уделял своим пансофическим трудам, в первую очередь «Всеобщему совету». Он должен был стать кардинальным произведением, которому Коменский посвятил всё последнее десятилетие своей жизни. В соответствии с концепцией этого труда уже в Лешно, и еще в большей мере чуть позже в Амстердаме, он интенсивно занимался изучением проблемы установления мира между народами в духе христианства, поскольку в этом центральном труде он хотел изложить план реформы человеческого общества.
«Всеобщий совет» — объемистый труд в семи частях, симметрично распределенных по отношению к центральной части, озаглавленной «Pampaedia». Вводная часть «Всеобщего совета» называлась «Panegeisia» — общее пробуждение, пробуждение всех во всем, она должна была подтолкнуть мир к общественным реформам. За ней следует «Panaugia» — общее понимание, осознание всех во всем, общее осознание. Затем «Pansophia» или «Pantaxia» — общая мудрость, всесторонняя подготовка всех, всезнание. Центральную часть занимает «Pampaedia» — общее воспитание, воспитание всех во всем. Это книга о воспитании, которая в отличие от «Великой дидактики» распространяет воспитательное воздействие на всю жизнь человека вплоть до его смерти, «Panglottia» — общий язык, символизирующий договор всех со всеми. Следующая часть «Panortosia» — посвящена общему улучшению всех во всем и выражает мысль о реформе общества с конкретными предложениями об организации научной, политической и религиозной жизни. «Pannuthesia» — общее совещание является исключительной частью, в которой показан способ осуществления реформ.
В настоящее время, пансофическая мысль о необходимости всестороннего общего образования для всех людей все еще не только жива, но и сугубо злободневна. Ведь именно теперь, в период научно-технической революции, педагогика на первый план выдвигает проблематику общего образования и общей культуры для всех категорий населения. Без такой культуры и образования современный человек чувствовал бы себя потерянным и изуродованным в условиях технической цивилизации.
Коменский с помощью пансофии хотел устранить недоразумения между людьми и народами, искоренить пороки, изжить заблуждения, установить общее взаимопонимание, согласие и мир. Ее дух терпимости и взаимопонимания между людьми и народами и в настоящее время затрагивает суть общественных процессов.
Заключение
Личность великого европейца, «учителя народов», философа, педагога и писателя Я. А. Коменского и его труды, бесспорно, принадлежат к самому значительному и непреходящему, что дали славянские народы Европе и человечеству, а также самим себе. Теория и практика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор служат мощным импульсом развития европейского общества и вновь приобретают актуальность в процессе создания новых международных и культурных отношений, становятся идеей, которую следует понимать не только символически, но также исторически и практически. Он всегда стремился служить международному сообществу, указывая ему путь совершенствования дел человеческих. После смерти Я. А. Коменского из европейской политики на несколько столетий как бы исчез чешский вопрос и его произведения оставались в тени. Рациональное просвещение XVIII в. Из мнгочисленых трудов Коменского признало только его педагогическое наследие, и то с определенными претензиями и оговорками. И только в ХIХ в. Возобновился интерес к жизни и творчеству Коменского, но глубокое изучение его трудов началось лишь в ХХ в. Только в этом век были высоко оценены философские и социально-исправительные идеи Коменского, его стремление к гармоничному образованию всех людей и призыву к миру, терпимости и справедливости. Труды Коменского возникли в условиях ХVII в. и, естественно отражали противоречия того времени и сложный путь человеческого познания. Он во многом опередил свое время, по своей общечеловеческой значимости его творчество является ценным наследием во всей мировой культуре.
«Наступит то время, Коменский, когда
множество образованных людей будут почитать все
сделанное Вами, уважать будут мечты и надежды Ваши»
В. Г. Лейбниц. Стихотворение о Коменском
Список использованной литературы
Ждан А. Н. История психологии. Екатеринбург, 2002.
Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие. Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.
Кроль В. М. Психология и педагогика. М., 2004.
Ломов Б. Ф. Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
Марцинковская Т. Д. История психологии М., 2004
Петровский А.В, Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
Человек – культура – общество в концепции Я. А. Коменского. Под ред. М.Н. Кузьмина, Г. П. Мельникова, Д. Ф. Поплыко. М., 1997.