Рязанский Государственный Университет им. С.А. Есенина
Реферат
по лечебной педагогике
на тему:
Фототерапия, как метод терапевтического воздействия
Рязань, 2009год
Содержание
Введение
История развития светолечения (фототерапии)
«Физика» целебных лучей
Значение фототерапии в лечебной педагогике
Заключение
Список литературы
Введение
«Куда не проникает солнце, туда часто приходит врач»
Итальянская поговорка
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, фототерапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Фототерапия- метод физиотерапии, основанный на целебном действии инфракрасного, видимого и ультрафиолетового (синий свет) излучений. Широчайший спектр доказанного полезного воздействия на организм при полном отсутствии противопоказаний, даёт все основания рекомендовать приборы фототерапии в качестве универсальных приборов домашней терапии для всей семьи. Самым известным и заслуженно популярным прибором этого направления за 10 лет производства стала, конечно, "Дюна-Т". В последнее время на рынке появились новые современные приборы "Геска-Полицвет" и "Геска-универсал". Также, безусловно, заслуживает внимания "Элан", сочетаюший в себе воздействие инфракрасным светом, синим и магнитным полем.
История развития светолечения (фототерапии)
Применение с лечебно-профилактическими целями света от естественных или искусственных источников называется светолечением, или фототерапией (от греческого phos, photos – свет, therapeia – лечение). Лечение светом наиболее естественно – оно испытывает сейчас настоящий взлет и является перспективным направлением медицины ХХI века.
Описание принципов светотерапии находят в трудах древнего Китая, Индии, Греции, Тибета. Первым источником света, который использовали врачи с профилактической и лечебной целью, было солнце. Первым врачом, применившим у больных солнцелечение, был Гиппократ. За ним целый ряд известных греческих и римских врачей пользовались солнцем для лечения таких болезней, как ожирение, артриты, туберкулез и др. В средние века врачи перестали применять свет как лечебный фактор. Приятное исключение составлял знаменитый Авиценна.
Новую жизнь светотерапии придали исследования ученых уходящего столетия. Особо здесь стоит имя датского физиотерапевта Нильса Финзена, работы которого заложили научные основы светолечения. В начале XX века Н. Финзен был удостоен высшей награды – Нобелевской премии за лечение сложных системных заболеваний (выраженной формы туберкулеза кожи) с помощью концентрированных световых потоков. В качестве последних использовались как концентрированные солнечные лучи, так и свет, полученный от специально разработанных Н. Финзеном дуговых ламп.
Но только с изобретением лазеров началась новая эра в светолечении. Малые габариты, высокие мощности, простота и удобство транспортировки излучения привели к революции в медицине. Сегодня нет ни одной области медицины, где бы использование лазеров не давало положительного эффекта.
«Физика» целебных лучей
Современная медицина использует не только видимую часть спектра лучистой энергии (свет в узком смысле слова), но и не воспринимаемые нашим глазом лучи-«невидимки» – инфракрасные и ультрафиолетовые. Физиологическое действие отдельных участков солнечного спектра неодинаково. Все они в определенном соотношении представлены и в солнечных лучах, применение которых в лечебно-профилактических целях носит название гелиотерапии (греч. helios – солнце).
Элементарные частицы света – фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме:
осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
повышают энергетику;
улучшают состояние иммунной системы;
регулируют функции многих гормонов, двадцать из которых являются светозависимыми, в том числе и мелатонин – гормон шишковидной железы, выполняющий роль внутренних часов организма;
задают и поддерживают ритм клеточных колебаний;
активизируют синтез в коже витамина D, необходимого для отложения кальция в костной ткани.
Основная физическая характеристика света – частота колебаний и тесно с ней связанная длина волны, которая определяет его физиологическую активность. Свет определенной длины волны (цвет) вызывает резонансное возбуждение энергетических точек (акупунктурные точки, энергетические меридианы), расположенных на поверхности кожи.
С длиной волны излучения меняется глубина его проникновения в ткани организма. Инфракрасное излучение проникает на глубину до 40-50 мм, а ультрафиолетовое на 0,6-1 мм, воздействуя лишь на самые поверхностные слои кожи (на эпидермис). Тем не менее, коротковолновое ультрафиолетовое излучение обладает наиболее выраженным биологическим действием по сравнению с видимыми и инфракрасными лучами.
При поглощении лучистой энергии атомами и молекулами тканей организма происходит ее превращение в другие виды энергии, прежде всего в тепловую и химическую. Первое больше присуще инфракрасным лучам, а второе – ультрафиолетовому излучению.
Поэтому терапевтические эффекты инфракрасного света реализуются в основном за счет теплового воздействия. Проникая в ткани, инфракрасное излучение вызывает на месте своего поглощения образование тепла и таким образом активно влияет на течение различных физиологических и патологических процессов организма. При этом усиливается кровенаполнение всех слоев кожи и подкожной клетчатки.
Происходят изменения, которые можно назвать одним словом – фотобиоактивация. Результатом фотобиоактивации являются следующие физиологические реакции: увеличение синтеза АТФ, РНК (аденазинтрифосфорной и рибонуклеиновой кислот, влияющих на сократительную способность мыщц, в т.ч. миокарда) и коллагена, снижение степени отека, активизация обмена веществ в клетке, разжижение крови, активизация иммунной системы.
Особо в светолечении стоит лазерная терапия – использование электромагнитного излучения, обладающего рядом уникальных свойств. В отличие от хаотичного излучения солнца лазер можно «заставить» излучать электромагнитные волны с нужными свойствами, например, лечебными. Выражаясь языком физики, электромагнитное излучение лазера монохроматично (наличие одной длины волны), когерентно (совпадение частотных характеристик светового излучения, т.е. наличие фазы) и поляризовано (световые волны распространяются в параллельных плоскостях).
А обычный солнечный свет представляет совокупность многих колебаний с разными случайными частотами и фазами. В основе действия низкоинтенсивного («мягкого») лазерного излучения на биологические объекты лежат фотофизические, фотохимические и фотобиологические процессы, приводящие к нормализации функций регуляторных систем организма человека – иммунной, эндокринной и центральной нервной.
Благодаря высокой проникающей способности лазерного излучения, оно воздействует не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. А проникнув, поглощается разными биологическими структурами (в первую очередь мембранами клеток) и влияет на обмен веществ в тканях. Интенсивность излучения, применяемого в лазерной терапии, зачастую намного меньше, чем интенсивность солнечного света в яркий день. Но оказывается, что этого вполне достаточно, чтобы помочь организму справиться со многими болезнями.
В физиотерапии используют именно низкоэнергетическое лазерное излучение с целью стимуляции восстановительных процессов, обезболивающего, противовоспалительного действия. Лечебное действие лазерного излучения проявляется в его способности мобилизовать защитные системы организма, активизировать кислородный обмен тканей, улучшать микроциркуляцию крови и лимфы, стимулировать восстановление клеток.
Значение фототерапии в лечебной педагогике
Фототерапия (от фото... и терапия) (светолечение), метод физиотерапии — применение с лечебной целью искусственно получаемых инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучений. Для фототерапии используют ртутно-кварцевые лампы, соллюкс и др.
Как и все физиотерапевтические методы, фототерапию предпочтительнее применять как вспомогательную терапию в комплексе с другими лечебными мероприятиями. Фактически успех от светолечения зависит от того, насколько данная болезнь связана с нарушением обмена веществ и воспалительными процессами. А эти явления сопутствуют большинству болезней.
Вместе с тем светолечение требует не только предварительной консультации с врачом, но и строгого соблюдения всех медицинских рекомендаций. Ведь выбор методов фототерапии и оптимальной схемы лечения необходимо осуществлять совместно с лечащим врачом. Какой метод светолечения предпочесть? Светодиоды или широко распространенные лазеры? Или же современнейшие приборы поляризованного света? Все зависит от диагноза, стадии заболевания и индивидуальной чувствительности пациента к фототерапии.
А.И. Копытин, в своей книге «Тренинг по фототерапии», выделяет одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом.
Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта функция становиться важной в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.
Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы подростка, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.
Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений» подростка.
Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток (психолог) может провести ретроспективный анализ этого этапа.
Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.
Смыслообразующая функция позволяет подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, дает возможность взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.
Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.
Функция рефрейминга поможет подростку не только реабилитировать свое Я, но и обогатить свой жизненный опыт.
Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото в программе PhotoShop подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.
Удерживающая функция фотографии помогает подростку отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.
Следующая, экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Находясь в кадре, принимая разные позы, переодеваясь в костюмы или снимая объекты, относящиеся к тематике своей проблемы подросток освобождается от тягостных переживаний.
И последняя, защитная функция фотографии. Она обеспечивает подростку возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, так важной при психологической работе с подростком.
Хотелось бы привести следующий пример. Однажды, на одном из тренинговых занятий с подростками, в процессе игры, один из ребят решил создать образ человека, покончившего жизнь самоубийством. Используя театральный грим, Максим создал на лице необходимую маску. Затем, используя веревку для упражнений и игр («веревочный» курс), которую он надел на шею, продемонстрировал группе свой образ повешенного.
Это один из подводных камней работы с подростками, на который иногда «натыкаются» психологи. В этой ситуации необходимо быть крайне осторожным, направлять все занятие на проигрывание актуализирующейся роли. Здесь очень здорово помог цифровой фотоаппарат, который оказался у одного из подростков. Он сфотографировал Максима в этой роли. Ребята внимательно рассматривали снимки, а затем захотели попробовать себя в этой роли. Они гримировались и фотографировали друг друга. Долго рассматривали свои и чужие снимки. Фотоаппарат буквально «ходил» по кругу.
После этого действа мы провели обсуждение того, что происходило. Подростки подняли волнующие их темы страхов смерти, самоубийств и др. В течение длительного времени, рассматривая фотографии, ребята описывали свои чувства по отношению к себе и другим, говорили о причинах, которые могут привести человека к такому решению, постепенно выходя на ценности жизни, на то, что доставляет радость, делает их счастливыми и красивыми. Фотографии помогли им прожить негативный опыт безопасно, посмотреть на ситуацию со стороны, трезво оценить ее и принять решение в пользу жизни.
Используя различные фототерапевтические технологии в работе, я выделила наиболее понравившиеся подросткам. Их можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры, фотопленки и желания.
Предложенные формы фототерапии даются в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные подростками из семейного архива; распечатанные фото из Интернета, которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).
Заключение
Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:
1. Выделение себя из общей массы.
2. Поиск и нахождение идентичности.
3. Обретение чувства независимости – Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.
4. Обретение группы единомышленников.
5. Согласование Я-образов.
6. Творческое самовыражение и др.
В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки
Список литературы
Акопов В.И., А.А. Бова Сборник докладов первой международной конференции "Общество, медицина, закон". Кисловодск. 1999. С.5 – 6.
Врачебные ассоциации. Сборник официальных документов \ Под ред. В.Н. Уранова. М.: ПРоСВЕТ, 2007.
Долецкий С.Я. Комсомольская правда. 27.03.92.
Иванюшкин В.Я. Вестник АМН СССР. - № 6. 1984. С. 72 –77.
Кузе Х. Международный медицинский журнал. 1998. С. 357-360
Кунен Р.К. Medpress, v. 6. № 2. 1990. С. 8 – 8.
Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.1995. С. 69 – 75.
Миллард Д.У. Социальная и клиническая психиатрия. № 4. 1996. С. 101 – 118.
Рекомендации Совета по этике АМА, Jама. № 3. 1992. С. 47-52.
Филипп Фут Философские науки. - № 6. 1990. С. 62 – 84.
Яровинский М.Я. Медицинская помощь. № 9. 1996. С. 35 – 4 2.
13