Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Мой любимый рассказ А. П. Чехова

Мой любимый рассказ А. П. Чехова

Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте.

Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету. Полюбившийся мне рассказ "Студент" можно отнести к разряду глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев одной цепи, имя которой - история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое воображение и память, воспоминания о прошлом.

Рассказ начинается с описания природы. "Хорошая, тихая" погода с наступлением темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного, пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского. Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального, далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности духовные. Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание уделялось церковным традициям: "по случаю страстной пятницы дома ничего не варили", хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная бедность, голод и тоска. Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образовавшейся щели вниманию студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.

Проповодь Ивана Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта умудренная жизненным опытом женщина - праведница; без таких людей, согласно русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Неужели события многовековой давности имеют отношение к настоящему - к обеим женщинам, к самому студенту, ко всем людям? Чехов говорит, что апостол Петр, все происходящее в его душе, когда он, подобно студенту, грелся у костра, его отречение от Иисуса - все это неразрывно связано с днем сегодняшним одной цепью событий. Правда и красота всегда направляли человеческую жизнь в нужное русло, составляли основу неведомого, таинственного счастья. И пройдет еще тысяча лет, но все останется по-прежнему.

Человек, будучи владыкой собственной жизни, своими руками творит будущее, двигаясь по узкой, полной опасностей и препятствий дороге жизни. Тема дороги задается буквально в самом начале рассказа, и этот образ сохраняется до конца произведения. После беседы с женщиной герой преобразился, будто перешел Рубикон. Никакая стихия отныне была не в силах побороть его чувство молодости, здоровье и невыразимо сладкое ожидание счастья. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки вышло победителем. Неужели такая же "пустыня кругом, мрак, чувство гнета" - все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого, находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни. Счастье и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих.

Если столь разные по характеру, внешности и восприятию окружающего мира вдова Василиса, ее дочь Лукерья и студент Иван Великопольский сумели найти общую, всех волнующую тему для разговора, значит, предчувствие, что на земле произойдет что-то ужасное, навсегда останется в прошлом. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду. Иван Великопольский, совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы, становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. •  ... и трагического в сатирических рассказах А.П. Чехова
  2. • Сатира в произведениях Чехова и Салтыкова-Щедрина
  3. • Проблема литературного характера в цикле А.П. Чехова ...
  4. • Функционирование имен прилаготельных в рассказе А.П ...
  5. • Анализ рассказа А.П. Чехова "Крыжовник"
  6. • Фразеологические единицы в рассказах А.П. Чехова
  7. • Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
  8. • Поэтика заглавий (на примере рассказов А.П. Чехова)
  9. • Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
  10. •  ... человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)
  11. • Своеобразие рассказов Антона Павловича Чехова
  12. • Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова "Тоска"
  13. • Исследование поэтики имени в поздних рассказах А.П ...
  14. • Сочинение по рассказу А. П. Чехова "Ионыч"
  15. • Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"
  16. • Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
  17. • Анализ рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда"
  18. • Размышляя над рассказом А.П. Чехова "Дама с собачкой"
  19. • Изучение рассказов Чехова в средних и старших ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com