работу выполнила студентка
2 курса 4 группы Лягаева Н. Л.
Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки и оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии
Необходимость самостоятельного развития психологии:
С. Л. Рубинштейн считает, что решающую роль в отделении психологии в самостоятельную науку сыграло введение в нее эксперимента. Эксперимент был заимствован из физиологии органов чувств и нервной системы. Другими предпосылками возникновения психологии как самостоятельной науки стали появление психофизики и психометрии, успехи в области объяснения явлений жизни, развитие разных областей естествознания.
Естествознание XIX века совершило качественный скачок вперед, т.к. было совершено множество основополагающих открытий в области химии, физики, механики, биологии: это и основание эмбриологии, и открытие клетки и закона сохранения энергии, и опубликование книги Ч. Дарвина «О происхождении видов» с изложением его эволюционной теории, и научное объяснение происхождения человека и другие открытия. В разных областях исследования описывались и психологические факты: физик Э. Мах в книгах «Анализ ощущений», «Познание заблуждений. Очерки по психологии исследования», химик В. Оствальд, врач-невропатолог К. Г. Ланге и другие рассматривали психологические факты, не являющиеся предметом исследования этих наук. В результате и возникла объективная необходимость выделения этих знаний из всех областей в самостоятельную науку.
Концепция. Автор |
Содержание |
Значение |
||
«Личное уравнение» в астрономии и развитие психометрии | Фридрих Бессель: «личное уравнение» |
Установил, реакция на воздействие не происходит немедленно, а запаздывает. Установил факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Назвал разницу в показаниях между отдельными наблюдателями «личным уравнением». Экспериментально показал, что у одного человека оно может быть различным. |
Предмет психометрии – измерение скорости протекания психических процессов: ощущений, восприятий, простейших ассоциаций. | |
|
Франц Корнелис Дондерс: | Изобрел методику исследования времени сложных психических процессов. | ||
|
Зигмунд Экснер: | Ввел термин «время реакции». | ||
|
Людвиг Ланге: |
Произвел различение сенсорной и моторной реакций. Показал, что в зависимости от установки испытуемого время реакции меняется. |
||
Вывод: Психометрия – область (наряду с психофизикой), на базе которой выросла экспериментальная психология. |
||||
Значение эволюционных идей для психологии | Чарльз Роберт Дарвин: труды «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» |
Установил факт изменчивости видов Открыл законы эволюции: естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости, принцип наследственности и принцип приспособленности организмов в природе. Исследовал вопрос о месте человека в органическом мире. Показал, что человек произошел в процессе развития от низших форм животных. С помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др., показал их приспособительный смысл у человека и животных. Поставил на научную основу вопрос о сопоставлении психики человека и животных. |
Законы эволюции в органическом мире поставили задачу перед психологией обнаружения движущих сил психического развития по отношению к человеку. Разработка вопросов о сопоставлении психики человека и животных дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии малокультурных народов. Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. |
|
|
Г. Спенсер | Высказал идею приспособительного значения психики. | Эта идея оказала большое влияние на психологию: она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде. | |
|
Джордж Романес: антропоморфизм |
Изображал животных по образцу человека. Делал выводы, что в каких-то отношениях животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка и т.п.). |
Впервые сложились объективные методы исследования психики. |
|
|
Конвей Ллойд Морган: «закон экономии», термин «обучение путем проб и ошибок» |
Не приписывал животному высшие психические способности, если мог объяснить его поведение механизмами более низшего психического уровня. Установил, что животные способны к научению. Обозначил форму научения у животных. |
||
|
Ж. Фабр: механистическое направление | Животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но и вообще не имеют никакой психики. | Данные выводы были реакцией на антропоморфизм и субъективизм. | |
|
Ж. Леб: теория тропизмов |
|
||
|
А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер и др.: школа объективной сравнительной психологии |
|
||
|
Г. Дженнингс |
Показал, что уже простейших нельзя понять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механистический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Реакция животного изменяется в зависимости от общего физиологического состояния в данный момент, хотя раздражитель остается тем же, значит, психика животных имеет простейшие формы. |
Значительное влияние, кроме экспериментальных методов, на развитие психологии оказал принцип эволюции, или шире – принцип развития. | |
|
Эдвард Торндайк: |
Доказал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. Ввел новую экспериментальную технику – метод проблемного ящика и лабиринта. Сделал вывод, что животные способны решать задачи только методом проб и ошибок. Сформулировал законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига. |
Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и проложили путь для бихевиоризма. | |
Вывод: Развитие биологии и углубление экспериментального исследования инстинкта, попытка понять изучаемые формы поведения привели к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. |
||||
Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории | Чарльз Белл: принцип рефлекторной дуги, идея «нервного кольца», учение о мышечном чувстве |
Подтвердил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции. Показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Выделил нервы, которые идут от мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Идея «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Наметил анатомическую основу рефлексной дуги и анатомическое обоснование каждой ее части: проведения возбуждения по нерву, его переработка в нервном центре и передача эфферентному нерву к органам движения. |
Открытия Ч. Белла и Ф. Мажанди углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения. | |
|
Франсуа Мажанди: «закон Белла-Мажанди» | Установил построение спинного мозга по принципу рефлекторной дуги. | ||
|
Иоганнес Мюллер: «Руководство по физиологии человека», биогенетический закон |
Данные по физиологии нервной системы Учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга Раздел о деятельности органов чувств (особенно зрения и слуха) Теория специфической энергии органов чувств Трактовка восприятия пространства |
Основатель новейшей физиологии | |
|
Герман фон Гельмгольц: статья «Скорость распространения нервного возбуждения» | Доказал при помощи результатов экспериментов, что скорость распространения нервного возбуждения по нерву составляет примерно 120м/сек | Оба открытия приблизили к пониманию физиологического процесса возбуждения и способствовали материалистическому пониманию нервного процесса и психики. | |
|
Дюбуа-Реймон: |
Исследовал электрические явления в мышце и нерве Показал, что нервный процесс – это электрическая волна. |
||
Вывод: Влияние на психологию |
||||
Успехи физиологической оптики, акустики и сенсорной физиологии | Томас Юнг: трехкомпонентная теория цветового зрения | Предположил, что сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения всех трех рецепторов. | ||
|
Э. Геринг: фитохимическая теория цветового зрения |
Предположил, что в глазу имеются три фоторецептора, к каждом – пара светоощущающих веществ: бело-черное, красно-зеленое, желто-синее. Внутри каждой пары происходят противоположно направленные химические процессы ассимиляции – диссимиляции. |
||
|
Эрнест Генрих Вебер: «Об осязании» |
Занимался осязанием Различал в кожных ощущениях три рода ощущений: давление (прикосновение), температурные, локализация Установил, что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений Сделал вывод, что для происхождения разности в ощущениях новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. |
Эти обобщения Вебера подводят к возможности измерения в психологии, что было реализовано впоследствии Фехнером. | |
|
Герман фон Гельмгольц: работы «Физиологическая оптика», «Учение о слуховых ощущениях» |
Соединил физику света, анатомию и физиологию органа зрения + психологические феномены, сопровождающие процессы зрения. Сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. Дает физическую характеристику звука, анатомию и физиологию органа слуха, резонансную теорию слуха, описывает психологические фономены. |
В результате 3 органа чувств (слух, зрение и осязание) получили капитальную разработку. | |
Вывод: Данная область повлияла на развитие областей психологии, связанных с изучением процесса познавания и дала возможность измерения в психологии. |
||||
Достижения анатомии и физиологии головного мозга | Франц Йозеф Галль: «френология Галля» |
Исследовал морфологию мозга. Впервые отличил серое вещество от белого. В сфере психологии его учение опиралось на теорию способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности человека. |
Это учение – ложное направление как теория связи строго локализованных способностей человека со строением черепа, однако она отражает попытку дифференциального понимания мозга, до этого казавшегося однородной массой. | |
|
Пьер Флуранс: |
Сформулировал идею о полной функциональной однородности мозговой массы (но не учел различное строение мозга животных и человека). Его исследования были важны своим использованием эксперимента вместо умозрительных домыслов. |
Основал экспериментальную физиологию мозга. | |
|
Буйо: |
Наблюдал больных с локальным поражением мозга. Показал, что потеря моторной функции речи связана с нарушениями в области передних отделов мозга. |
Анатомические и физиологические исследования мозга (опыты с непосредственным раздражением коры, с разрушением определенных областей мозга и пр.) Развитие идей локализационизма в работах по исследованию мозга. |
|
|
Поль Брок | Открыл центр моторных образов слов. | ||
|
Карл Вернике | Открыл центр сенсорных образов слов. | ||
|
Густав Теодор Фритч, Фердинанд Гитциг | Открыли двигательные центры в коре. | ||
|
В. А. Бец | Морфологически описал кору. | ||
|
Герман Мунк | Открыл связи затылочной коры мозга с функцией зрения, височной – слуха. | ||
|
Хьюлингс Джексон: |
Психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу. Нарушения на том или ином уровне приводят к выпадения той или другой стороны функции. В процессе эволюции происходит развитие и интеграция различных уровней головного мозга – формирование системы связей, которые обуславливают сложное поведение человека – мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению психики. |
Сформулировал принципиально новый подход к пониманию локализации психических функций. Направление Джексона получило развитие в нейропсихологии, в теории системной динамической локализации высших психических функций человека А. Р. Лурия. |
|
Вывод: Успехи в области исследования мозга и достижения в других областях физиологии способствовали развитию знаний о материальных основах психики и поставили большой вопрос о соотношении анализа физиологических механизмов психических функций и собственно психологического анализа, т. е. проблему соотношения психологического и физиологического. |
||||
Возникновение и развитие психофизики | Густав Теодор Фехнер: работа «Элементы психофизики», основной психофизический закон |
Сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическими и психическими мирами, между душой и телом. Различал 2 психофизики: внутреннюю и внешнюю (разработал только внешнюю психофизику) Цель психофизики – измерение ощущений. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя. Разработал экспериментальные методы: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей. Впервые осуществил приложение математики к психологии. |
Формирование экспериментальной психологии на основе психофизики. | |
Вывод: Психофизика – область (наряду с психометрией), на базе которой выросла экспериментальная психология. |
Общий вывод:
Влияние естествознания проявилось в трех основных направлениях:
психология заимствовала из естествознания методы исследования (прежде всего эксперимент);
внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные психологические теории (теория ощущений, теория цветового зрения, резонансная теория слуха, теория восприятия и другие);
эволюционные идеи Г. Спенсера и теория эволюции Ч. Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии, а сформулированный И. Мюллером и Э. Геккелем биогенетический закон стал источником первых теорий развития психики в онтогенезе. В результате возникли три новых самостоятельных области исследования: зоопсихология, детская психология и психология малокультурных народов.