1. История изучения феномена
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, работавший в альтернативной службе медицинской помощи, для характеристики психологического состояния людей хелперских профессий (от английского help - помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. Он разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь.
В настоящее время синдром профессионального выгорания определяется как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте. Его компоненты:
эмоциональное истощение, или чувство опустошенности и усталости, вызванное работой;
деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда;
редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [19].
Трудности исследования синдрома до 1980-х годов связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов выгорания.
В отечественной науке активное рассмотрение данной проблемы только начинается, что естественно создаёт множество трудностей и разногласий в понимании данного феномена. Наиболее полно суть рассматриваемого явления отражает термин «профессиональное выгорание». Основанием для такого утверждения является то, что данное явление существует лишь в контексте профессиональных отношений. Вне данной сферы человеческой практики синдром выгорания не может быть определён.
Ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Наиболее ярко синдром проявляется в тех случаях, когда профессиональное общение отягощено эмоциональной насыщенностью и/или когнитивной сложностью. Не случайно Кристина Маслач назвала свою книгу «Сгорание - плата за сочувствие».
Выгорание — это не научный конструкт, а запоминающаяся и неточная метафора, хотя в настоящее время он удостоен диагностического статуса (МКБ-10: Z 73 - Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
Исследования причин выгорания
По С. Maslach и М. Leiter, выгорание есть продукт взаимодействия личностных и ситуационных факторов, то есть результат несоответствия между личностью и работой. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. В опроснике К. Маслач выгорание операционализируется как трехмерная конструкция, включающая в себя:
эмоциональное истощение как основную составляющую «профессионального выгорания»; оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии;
деперсонализацию, проявляющуюся в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам);
редуцирование личных достижений, которое проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.
Существует также двухфакторный подход, согласно которому в синдром «выгорания» входят:
эмоциональное истощение — «аффективный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
деперсонализация — «установочный» фактор, проявляется в изменении отношений к пациентам или к себе.
Наконец, при рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Что касается внешних проявлений выгорания, то их перечни, представленные в работах разных авторов, обладают определенным сходством. Так, по Глену Энтони Робертсу, о выгорании говорят:
ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам);
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
упорное желание переменить род занятий;
рассеянность;
нарушение сна;
обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Эти симптомы группируются вокруг четырех основ: изменения в поведении, чувствах, мышлении и здоровье.
По В. В. Бойко, синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов [3]:
1-я стадия «Напряжение»; ее симптомы таковы:
неудовлетворенность собой,
«загнанность в клетку»,
переживание психотравмирующих ситуаций,
тревожность и депрессия.
2-я стадия «Резистенция», ее симптомы таковы:
неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственная дезориентация,
расширение сферы экономии эмоций,
редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия «Истощение» имеет следующие симптомы:
эмоциональный дефицит,
эмоциональная отстраненность,
личностная отстраненность,
психосоматические и психовегетативные нарушения.
2. Факторы возникновения выгорания
Традиционно основные факторы группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [19].
Таблица 11 Факторы возникновения выгорания
Индивидуальные факторы |
Организационные факторы |
Социально-демографические факторы |
Условия работы специалиста |
Возраст | Рабочие перегрузки |
Пол | Дефицит времени |
Уровень образования | Продолжительность рабочего дня |
Семейное положение | |
Стаж работы | |
Личностные особенности специалиста | Содержание труда специалиста |
Выносливость | Число клиентов |
Локус контроля | Острота их проблем |
Стиль сопротивления | Глубина контакта с клиентом |
Самооценка | Участие в принятии решений |
Нейротизм (тревожность) | Обратная связь |
Экстраверсия | Стимулирование |
Социально-психологические факторы: Решающую роль играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.). Наиболее значимой для работников является поддержка от супервизоров и администрации, причем демократический стиль руководства наиболее безопасен. Влияние социальной поддержки распространяется на все компоненты выгорания, но наиболее тесная связь отмечается с эмоциональными истощением и деперсонализацией. Практически все работы, связанные с изучением позиции работников по отношению к своим реципиентам, показывают наличие взаимосвязи между данной характеристикой и выгоранием, а также то, что тактика отстранения от клиентов в виде самоотчуждения или отсутствия значимости в своей работе у социальных работников и у медицинского персонала дает низкие или средние значения выгорания. Существует ряд работ, в основном в сфере образования, свидетельствующих о том, что атмосфера в коллективе учащихсяи их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе могут привести к эмоциональному истощению у учителей. При этом обнаружены гендерные различия: выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеников, а у женщин - их непочтительностью. |