Рефетека.ру / Психология

Научная работа: Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности

Министерство Образования Российской Федерации

Костромской Государственный Университет

имени Н.А. Некрасова

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра Социальной Психологии


Научная работа

на тему

Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности


Кострома

2006

Введение


Всем известно, что лучшая память о каком-либо событии – это фотография. Но только ли о событиях может она рассказать? Думаю, фотография способна на большее! Например, я задала себе вопрос: может ли фотография рассказать о психологических особенностях человека? Например, существует ли связь между количеством «групповых» и «портретных» фотографий человека со степенью его экстравертированности?

Цель исследования: выявить наличие связи между характером фотографий испытуемого и степенью его экстравертированности.

Задачи исследования:

изучить фотографии испытуемого;

посчитать количество «групповых» и «портретных» фотографий;

проанализировать характер эмоционального состояния испытуемого на преобладающих типах фотографий;

провести методику на определение экстраверсии-интраверсии;

сопоставить результаты методики с результатом анализа фотографий.

Объект исследования – отражение типа характера на фотографиях. В качестве предмета исследования рассматривались «групповые» и «портретные» фотографии.

В исследовании были использованы методики:

Тест-опросник Г. Айзенка EРi, адаптирован А.Г. Шмелевым.

В качестве гипотез исследования выступило несколько предположений:

у испытуемого с экстравертированным типом характера преобладают «групповые» фотографии;

у испытуемого с интравертированным типом характера преобладают «портретные» фотографии;

у амбиверта «групповых» и «портретных» фотографий примерно поровну;

степень экстравертированности испытуемого влияет на количество людей вокруг.

Ход исследования


В исследовании принимал участие молодой человек. Возраст – 20 лет. Было проанализировано 312 его фотографий, сделанных в период с июля 2004 года по сентябрь 2006 года.

Для удобства использовались таблица №1 для «групповых» фотографий и таблица №2 для «портретных» фотографий, в которые вносились соответствующие данные по ходу просмотра снимков.


Таблица №1 (пример)

№ фото Количество человек в кадре Эмоциональное состояние исследуемого человека Окружение Место в групповом снимке
1 2 веселое, радостное друзья крайнее
2 4 приподнятое однокурсники центральное
3 6 позитивное коллеги по работе
4 8 нейтральное, безразличное участники общественной деятельности
5 10 грустное, печальное семья
6 20
знакомые



одноклассники

Таблица №2 (пример)

№ фото Эмоциональное состояние исследуемого человека Окружающая обстановка
1 веселое, радостное природа
2 приподнятое места для отдыха и развлечений
3 позитивное домашняя обстановка
4 нейтральное, безразличное улица
5 грустное, печальное учебные помещения, процесс
6
в гостях
7
работа


общественная деятельность

Заполнив таблицы и подсчитав все данные, я получила следующие количественные результаты.

«Групповые» фотографии составляют 53% от общего числа снимков.

Среднее количество человек на фото – 4.

Исследуемый человек занимает центральное место на 22% всех «групповых» снимков. Место между краем и центром группы – на 41% снимков. Крайнее место – на 37% снимков.

Превалирует приподнятое эмоциональное состояние – 41%. Веселое, радостное – 30%, позитивное – 28%, нейтральное, безразличное – 2% и грустное, печальное настроение на данных фотографиях отсутствует.

В окружении исследуемого человека преобладают друзья – 62%. Однокурсники составляют 10%, бывшие одноклассники – 9%, участники общественной деятельности – 7%, неблизкие знакомые – 6%, члены семьи и коллеги по работе – по 3%.

«Портретные» фотографии составляют 47% от общего числа снимков.

Преобладает приподнятое эмоциональное состояние – 38%. Позитивное – 34%, веселое, радостное – 19%, нейтральное, безразличное – 8% и грустное, печальное настроение – 1%.

На данных снимках присутствуют следующие виды окружающих условий: домашняя обстановка – 25%, места отдыха и развлечений – 23%, природа и улица – по 14%, исследуемый человек в гостях – 12%, общественная деятельность – 7%, учебный процесс – 3%, рабочая обстановка – 2%.

Для определения экстраверсии-интраверсии испытуемого в исследовании использовался тест-опросник Г. Айзенка EРi, адаптированный А.Г. Шмелевым. По результатам опросника исследуемый – амбиверт. Из 24 возможных баллов, соответствующих степени сверх экстраверсии, т.е. 100%, испытуемый набрал 14 баллов, что составляет 58%. Что касается фотографий, то «групповых» среди них 53%. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в данном случае степень экстравертированности исследуемого человека, выраженная в процентах, практически совпадает с количеством «групповых» фотографий, так же выраженным в процентном отношении.


Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности

Таблица №3. 1 – сопоставление степени экстравертированности испытуемого с количеством «групповых» фотографий. 2 – сопоставление степени интравертированности испытуемого с количеством «портретных» фотографий.


По результатам общего анализа фотографий можно сделать следующее заключение: постоянный круг общения у исследуемого составляют в среднем 4 человека. Это друзья, которые присутствуют на большинстве снимков. Однако контакты не ограничиваются только кругом друзей (что, пожалуй, было бы свойственно интравертам). В них входят и другие группы. Однако человек не стремится занять центральное место в группе, не доминирует в ней. Чаще он где-то между центром и краем. Думаю, такое место в группе характерно для амбивертов, которые не стремятся быть «душой компании», но и не уходят в сторону от группы.

Обстановка на «портретных» фотографиях говорит о том, что индивидуальные снимки в основном делаются дома (как в месте родном и защищенном от посторонних проникновений) и в местах отдыха и развлечений. Домашние снимки отличаются разнообразием поз, оттенками эмоциональных состояний. Они чем-то напоминают фотосессию, отражающую непохожесть человека на себя в разные моменты его жизни. Возможно, они делаются, чтобы познать какие-то свои составляющие, скрытые от других; чтобы запечатлеть какое-то важное внутреннее состояние. Думаю, эту особенность можно отнести к проявлению интраверсии у данного человека. По фотографиям в местах отдыха и развлечений, куда, как правило, ходят с близкими и значимыми людьми, можно сказать о том, что у исследуемого человека узкий круг таких значимых людей. Это тоже проявление интраверсии.

По эмоциональному состоянию на снимках видно, что приподнятое настроение превалирует на обоих типах снимков. А вот веселое и радостное преобладает на «групповых» фото почти в два раза. Это может говорить о том, что из узкого круга общения исследуемый обращается в группу для эмоциональной разрядки, для получения новых позитивных ощущений.


Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности

Таблица №4.

Выводы по данному испытуемому


Степень экстраверсии-интраверсии практически совпадает с количеством снимков «групповых» и «портретных».

У амбиверта снимков обоих типов почти поровну.

Степень экстраверсии влияет на количество человек вокруг. У амбиверта количество соответствует малой группе.

Похожие работы:

  1. • Опиоидергические механизмы тревожных расстройств
  2. • Индивидуально-психологические особенности личности ...
  3. • Общие и специальные методы исследования конфликтов с помощью ...
  4. • Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в ...
  5. • Личностные детерминанты нервно-психической ...
  6. • Учет типов темперамента учащихся в учебной ...
  7. • Психологические методы управления организацией на ...
  8. • Сравнительное иследование индивидуально ...
  9. • Лидерство
  10. • Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей
  11. • Эмпирическое исследование связи агрессивного ...
  12. • Развитие лидерских качеств у старших школьников
  13. • Основы психологии
  14. • Проблемы безопасности структурного подразделения ОАО ...
  15. • Психологическая подготовка к рукопашному бою
  16. • Сексуальное развитие в юношеском возрасте
  17. • Госэкзамен
  18. • Влияние личностных характеристик работников сферы услуг на ...
  19. • Застенчивость как проблема в общении
Рефетека ру refoteka@gmail.com