Зачетная лекция
Тема: Развитие возрастной психологии в Новое время
(Предмет – история возрастной психологии, группа – 4ДП-21.)
Образовательная цель. Сформировать представление об особенностях развития возрастной психологии в Новое время.
Воспитательная цель. Пробудить интерес к изучению различных взглядов по проблеме психического развития в Новое время
Развивающая цель. Способствовать развитию сознательной дисциплины и ответственности.
Задачи
Рассмотреть предпосылки становления психологических теорий Нового времени.
Проанализировать специфику развития возрастной психологии в Новое время.
Сравнить два основных направления в развитии психологического знания.
План
1. Общая характеристика Нового времени.
2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки.
Введение
Средневековье – IV–XIV в.
История средних веков связана с возникновением, развитием и упадком феодального строя. Упадок в культуре и образовании, закрываются многие известные школы (Афинская), следствием этого становится снижение уровня образования населения. Исчезают крупные города.
Для этой эпохи характерны постоянные войны, набеги, эпидемии.
Мировоззрение людей становится теологическим. Появилось такое учение как схоластика (пассивное усвоение старого, и активная модификация готового знания). Она тормозила развитие новых знаний, т.к. они противоречили ее многочисленным догмам.
Основными представителями этого времени были Фома Аквинский, Вильям Оккам, Августин Аврелий.
Эпоха Возрождения XV–XVII в.
Происходит кризис системы феодальных отношений, что приводит к зарождению новых форм хозяйствования.
Развивается интерес к проникновению в тайны природы на основе опыта и эксперимента.
Формируется новое представление о картине мира, это приводит к изменению представление о месте человека в этом мире.
Открытие Америки, открытия в астрономии (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно), в математике, физике (Коперник), общественных науках и философии (Томас Мор, Эразм Роттердамский)
Начинает зарождаться культура в Италии. Леонардо Да Винчи создает свои произведения.
Против схоластических подходов к воспитанию (не учитывающих интересы и индивидуальные стремления детей) выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрождения. Они стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.
Новым аспектом психолого-философских работ стала проблема способностей, возрастает интерес к процессу познания, к проблеме построения объективной картины мира. Эти интересы стали ведущими в эпоху Нового времени.
1. Общая характеристика Нового времени
Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.
В это время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства, это способствовало развитию науки. Создаются научные центры, неконтролируемые церковью – научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.
Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуетсятем, что:
- мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;
- материя – первична, а сознание это свойство материи;
- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.
Новое время это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционирует как и любой механизм по строгим законам физики. Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.
Появление новых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.
2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки
Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать.
Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:
материализм
рационализм.
Материалисты рассматривают познания как единый процесс, выделяя в нем несколько ступеней – начинающийся ощущением и заканчивающийся мышлением.
Рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. 1-й заключается в переходе от восприятия (чувственного опыта) к логическому мышлению (т.е. познание от частного к общему). Но полностью постичь общие понятия, закономерности только при помощи чувственного опыта невозможно. Поэтому рационалисты выделили еще один этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.
Представители эмпиризма:
Френсис Бекон
Джон Локк
Представители рационализма:
Рэне Декарт
Бенедикт Спиноза
Готфрид Вильгельм Лейбниц
2.1 Френсис Бэкон (1561 – 1626)
В средневековье был Роджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся за объективность знания, считал, что основу всех наук должны составлять математика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила».
Это английский психолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Свою политическую карьеру он начал при королеве Елизавете. В течение многих лет был членом парламента. Являясь адвокатом королевы, выступал как обвинитель против графа Эссекса, который был его покровителем и единственным другом. Исследователи творчества Бэкона рассматривают это предательство самым большим преступлением, чем последующие, за которые он был осужден. Часто в истории науки имя Бэкона приводят как пример несовпадения таланта и нравственности.
В 1617 стал хранителем печати, в 1618 г. – лордом-канцлером и бароном. Но в 1621 г. (за 5 лет до смерти) его карьера катастрофически оборвалась, т.к. он был уличен в том, что принимал подарки, носившие характер подкупа. Его лишили всех должностей и осудили. После освобождения Бэкон уехал во Францию и жил в уединении, занимаясь наукой.
Посмотрите, в течение 60 лет Бэкон занимался только политической деятельностью, и лишь 5 лет посвятил науке. Но, несмотря на столь короткий период, он внес существенный вклад в развитие науки, и психологии в частности.
Бекон был сторонником опытного, экспериментального знания, считал, что с его помощью можно изучать природу и совершенствовать человека.
Бэкон занимался разработкой классификации наук, считал, что религия и наука должны составлять самостоятельные области, в противном случае появятся еретическая религия и фантастическая философия.
Бекон разделял душу на боговдохновенную и телесную. Первая является объектом изучения богословия, а вторая объектом науки. Боговдохновенная душа обладает такими свойствами как мышление, воля, а телесная - ощущение, движение. Такой подход к разделению души дает возможность изучать душу объективно и, кроме того, дает возможность изучать этапы ее развития в детском возрасте.
Ф. Бэкон является основателем опытной, эмпирической психологии. Он доказывал, что все знания человек получает только через опыт, в то же время подчеркивал, что наши ощущения несовершенны, следовательно, они могут вносить ошибки в получаемые знания, которые изменяют истину. Поэтому важно использовать не просто опытное, а экспериментальное знание, так как приборы могут уточнить и исправить ощущения.
Ошибки познания Бэкон называл идолами, и выделял четыре основных вида идолов:
идолы рода – недостатки, вытекающие из строения органов чувств (их определенного несовершенства). (например, человек не видит ультрафиолетовые лучи);
идолы пещеры – недостатки, отражающие субъективность познания, т.к. каждый человек индивидуален;
идолы театра – результат слепой веры в авторитеты, которые часто являются ложными (иногда человек верит им больше, чем собственному размышлению);
идолы рынка – недостатки, возникающие в результате воздействия коллективного опыта на сознание человека. (связанны с использованием слов, которые не всегда точно передают мысли человека).
Как вы думаете, от какого вида идолов труднее всего избавиться? От идолов рода, т.к. невозможно переделать наши органы чувств. А легче всего – от идолов пещеры, т.к. для избавления от субъективности в познании можно использовать разные приборы, технические средства.
Уменьшить влияние идолов (т.е. избавиться от ошибок) можно путем:
- обращения к опыту;
- применять орудия и средства познания.
В качестве средства познания Бекон разработал метод индукции. Под этим методом он имел ввиду тщательное обобщение и сопоставление фактов подтверждающих вывод с тем, что опровергает их.
Он сравнивал свой метод с циркулем и линейкой, с помощью которых и неискусный чертежник может проводить круги и прямые линии лучше, чем это удается искусному без этих вспомогательных средств. Т.е. он считал, что наука может обходиться и без особых дарований.
Таким образом, по мнению Бекона, основой успешной деятельности являются не индивидуальные способности, а правильное обучение. Этот подход в дальнейшем получает широкое распространение.
2.2 Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий язык, литературу и философию). Потом занялся медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом.
Влияние Шефтсбери в правительстве падало, (в 1681 году) а после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет после смерти графа Локк вернулся в Англию. Пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике, отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе.
Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Он отрицал наличие врожденных идей, и считал, что сознание ребенка при рождении – это чистая доска, и приводил следующие доказательства этого факта:
если бы знания были врожденными, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и идиоту. Не стоило бы труда сформировать у ребенка знания о математике, языке, моральных законах. Но все воспитатели знают, какого труда стоит научить ребенка писать и считать;
если бы идеи были врожденными, то все люди в обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого не наблюдается ни в одном обществе;
если бы знания были врожденными, то они были бы одинаковыми у всех народов. Однако у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о добре и зле, о Боге, которые существенно отличаются друг от друга.
Исходя из этого, он пришел к выводу, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, в процессе воспитания. При этом он писал, что в моральном воспитании надо опираться не на понимание, а на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо использовать природное любопытство детей, именно из него вырастает стремление к знаниям. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. это способствует более быстрому усвоению знаний.
Локк выделил 2 вида опытного знания:
ощущения - основа знаний о внешнем мире;
рефлексия – знание о душе, о внутреннем мире человека.
Ощущения, являясь начальным этапом познания, дают информацию о конкретных свойствах предметов, которые человек получает с помощью органов чувств. Локк рассматривал ощущение как пассивный процесс, отрицал его объективность.
Обобщая знания, полученные опытным путем, человек получает общие понятия.
Но попытка преобразования эмпирических сведений о мире в рациональное знание, по мнению многих последователей, является слабой стороной теории Локка, т.к. уже отмечалось, ощущения не дают нам полностью объективных знаний о мире. Следовательно, внешний мир нельзя познать полностью.
Локк, вслед за греческим ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании разных качеств предметов:
первичных - качества предметов, не зависящие от восприятия человека, а потому объективные. Это –
плотность тел,
протяженность,
фигура,
движение
т.е. это свойства, которые присутствуют в самих вещах;
вторичных – это субъективные свойства, которые, не находятся в самой вещи, а привносятся в нее человеком, порождаются его органами чувств. Это:
цвет,
запах,
вкус.
и ввел понятие о третичных качествах - качества, являющиеся результатом воздействия вещей друг на друга, т.е. получаемые с помощью деятельности мышления, различных логических операций (анализа, синтеза), тоже субъективные.
Для изучения окружающих предметов, их качеств Локк выделяет 3-х степени познания:
сенситивное знание – получаемое при помощи органов чувств, (поэтому самое недостоверное);
демонстративное знание – это знание, получаемое в результате доказательства (это выводы и доказательства). Это знания в этике, математике;
интуитивное познание – знание человека о себе, (самое достоверное знание).
Результатом этих открытий стал вывод Локка о частичной познаваемости внешнего мира.
Различные психологические школы, как в Англии, так и за ее пределами, использовали одни положения концепции Локка и отбрасывали другие, существенно изменяя и переосмысливая ключевые позиции его теории. Это во многом было связано с двойственной позицией Локка по вопросу о происхождении опыта и познаваемости мира, что и сделало возможным ориентацию на его теорию разных психологических и философских направлений (французский материализм (Дени Дидро, Гельвеции) и английский субъективный идеализм Беркли и Юма).
2.3 Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья Декарт был освобожден от посещения утренних богослужений, это свободное время, вплоть до полудня Декарт проводил в постели. Эта привычка сохранилась у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.
После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Но, в конце концов, такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. После 21 года, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии, благодаря этому приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера.
Ему нравились балы и азартные игры - причем игроком он был, весьма удачливым, в этом немалую роль сыграл его математический талант.
Единственный длительный его любовный роман продолжался всего 3 года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.
Во время службы в армии Декарту привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни. Пред ним предстал некий <дух истины> и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.
Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству была столь велика, что в течение 20 лет он сменил 24 дома в 13 различных городах - и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку.
Известные труды Декарта заинтересовали шведскую королеву Христину. Она пригласила Декарта в Стокгольм давать ей уроки философии. Однако королева оказалась не слишком прилежной ученицей. Она смогла выделить для встреч лишь ранние утренние часы - около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. В конце концов, он заболел воспалением легких и умер II февраля 1650 года.
Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. Поэтому шведские власти, недолго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно – до той поры, пока не будут получены соответствующие распоряжения из Парижа. Пока останки готовились к отправке во Францию, французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь на память о великом соотечественнике. Он отсек ему указательный палец на правой руке. Тело, лишенное головы и пальца с пышной церемонией было перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока не был захоронен в Париже.
Декарт является представителем дуализма. Он выделяет 2 самостоятельные равноправные первоосновы мира – материю и мысль (тело и душу). Главным свойством души он считал – мышление, а тела – протяжение, но главным инструментом познания – душу. Полагал, что бессознательных процессов в душе не существует (т.е. человек всегда осознает свои мысли и чувства), поэтому отождествлял психику и сознание.
Изучая сознание, Декарт выделил в его содержании 3 вида идей:
идеи, порожденные самим человеком (человек их получает самостоятельно, основываются на собственном опыте и являются результатом обобщения данных органов чувств);
приобретенные, получает в процессе обучения (они являются результатом обобщения опыта разных людей, объективность и полнота этих идей зависит от качества обучения);
врожденные, существующие в самом человеке (они дают человеку знания о сущности мира, доступны только разуму, и не нуждаются в подкреплении чувственным опытом).
Способ, при помощи которого человек получает содержание врожденных идей, Декарт назвал рациональной интуиции. Интуитивное знание благодаря своей простоте более достоверно, чем получаемое при помощи дедукции. (Например, при помощи интуиции мы может мгновенно понять, что треугольник ограничивается 3 линиями, а логическое доказательство этого положения заняло бы много времени.)
Используя интуицию и дедукцию вместе, человек может достоверно познать весь окружающий мир, себя. Поэтому, Декарт считал, что обучать нужно вербальным методам, т.е. развивать логику, способность к сосредоточению, память. Декарт считал, что способность к такому знанию есть у всех людей, но не многие ее пользуются, т.к. их не обучили в детстве правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.
Идея о необходимости формировать правильные привычки с первых лет жизни натолкнуло Декарта на идею создания рефлекса. Хотя непосредственного самого термина «рефлекс» он не использовал, но писал, что тело человека пронизано полыми трубками. По этим трубкам движутся «животные духи», «не имеющие другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Под влияние внешним воздействием происходит раздражение рецепторов. Раздраженные рецепторы натягивают нити, открывающие клапаны, в результате «животные духи» могут перетекать по трубкам. Т.о. Декарт фактически описал рефлекторную дугу.
Нормальному протеканию рефлекса могут мешать возникающие страсти. Декарт выделил 2 вида страстей:
активные - состояния, которые исходят из души или находятся под ее властью. (Это стремления, желания. Они являются источником и волевого, и инстинктивного поведения)
страдательные - страсти или состояния, которые являются результатом взаимодействия человека с предметами окружающего мира, т.е. являются результатом чувственного познания (Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи. Они исходят не из самой души, а привносятся из вне).
Для борьбы со страстями Декарт предложил 2 способа:
переход к другому виду деятельности;
рациональный – понимание с помощью разума причин возникновения страстей, в результате чего снижается эмоциональное напряжение.
Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Теория стала стимулом для поиска новых методов обучения.
2.4 Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)
Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях по улучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, значительное место в его научных интересах занимали проблемы возрастной психологии. По просьбе Петра I он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.
Лейбниц дал свое объяснение мирозданию. Мир – это механизм, состоящий из неделимых и замкнутых в себе центров жизненных сил. Эти центры Лейбниц называл монадами. Любая монада неповторима. Следовательно, нет и двух одинаковых людей, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Выделяет 4 вида монад:
Чистые монады – им присуща активность, но отсутствует представление - вода
монады-души – обладают смутными представлениями (результат восприятия достигает уровня памяти) – у растений и животных
монады-духи – обладают ясным и отчетливым восприятием;
Боги и ангелы – они свободны от телесной от телесной оболочки и олицетворяют ясность знаний.
Монады – это духовные сущности (а не материальные атомы), обладающие психической активностью и такими психическими качествами как способность воспринимать и самоопределяться.
Лейбниц считал, что психическая активность привносит в знания человека субъективность. Но эта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, что наши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают, отражая главные свойства окружающего мира. (Например, Раскрывая это положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективность восприятия, они придут к принципиальному соглашению о характере воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или треугольник.
Лейбниц был противником того, чтобы душу называть «чистой доской», на которую опыт наносит свои отпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души.
Т.о. взгляды Лейбница стали важным пунктом в разработке проблем возрастной психологии.
2.5 Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.
Совет раввинов опасался влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов. Спинозу, подвергли его «малому отлучению», и даже пытались подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы, руководство общиной прибегло к крайней мере в - 1656 г. он был проклят и изгнан из общины. После этого Спиноза некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а затем, покинул Амстердам, поселился в небольшой деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.
В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, сближается с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат», опубликованное в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права критики библейских писаний. Его авторство вскоре раскрылось, что стало преградой для издания дальнейших произведений.
В 1673 г. Спинозе было предложено место профессора в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие.
Спиноза умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья издали посмертные сочинения Спинозы. Уже через несколько месяцев «Посмертные Сочинения» были запрещены и не переиздавались до начала XIX в. науки в других городах и странах.
По мнению Спинозы, существует только одна единая и вечная реальность – Природа. У нее существует много различных свойств, но 2 основных это:
душа, обладающая таким качеством как мышление:
тело - протяжением.
Являясь свойствами одной субстанции, душа и тело существуют независимо друг от друга, «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».
Как и Декарт, Спиноза, считал интуитивное знание ведущим, т.к. интуиция позволяет познавать не только отдельные свойства предметов, но и общие понятия. Интуиция дает возможность для самопознания, а познавая себя, человек познает и окружающий мир. В процессе познания Спиноза выделил 3 ступени:
мнение – знание о конкретных вещах, основанные на чувственном опыте (неадекватные, смутные);
разумное знание – знания, которые выводятся на основе логических рассуждений, (это общие понятия);
интуитивное знание.
Истинными являются только знания 2-й и 3-й ступени, только с их помощью можно отличить истинное от ложного. Они рассматривают вещи не в отдельности, а в существующих взаимосвязях, и открывают законы мира.
Спиноза также занимался изучением природы человеческих чувств. Он не осуждал, не высмеивал человеческие страсти, как это делали до него, а пытался понять их на основе законов природы. Спиноза выделил 3 вида страстей:
желание (влечение);
удовольствие (радость);
страдание (печаль).
Желания – это проявления природной сущности человека, его стремление к самосохранению. Чувство удовольствия повышает активность человека, способствует инстинкту самосохранения, страдание – понижает активность. Поэтому человек стремится к тому, что приносит удовольствие, и отстраняется от того, что провоцирует страдание.
Страсти властвуют над человеком с непреодолимой силой. А поступки детей, их деятельность еще больше зависят от аффектов, чем у взрослых. Поэтому необходимо с пониманием относиться к эмоциональным проявлениям детей, ни в коем случае нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и тем более наказывать за нее, нужно анализировать, какие потребности стоят за эти аффектами.
В последней своей работе Спиноза обосновал принципы нравственного воспитания. Он считал, что нравственность свойственна человеческой природе. Она основана на стремлении к самосохранению.
Итог
В начале Нового времени более распространенным был рационалистический подход, разрабатываемый Р.Декартом, Б.Спинозой, Г. В.Лейбницем. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому большее распространение стал получать материализм, представленный в это время в концепциях Д. Локка и Френсиса Бэкона.
В это время заложены многие важные тенденции в развитии психологической науки:
- приоритет познания и когнитивных процессов, которые доминировали в психологических исследованиях следующие века;
- отождествление психики и сознания;
- особенное внимание уделялось способам познания предмета;
- заложена основа рефлекторного понимания психики.
Литература
Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Хрестоматия по истории психологии: Тексты. — 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II. Ждан.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб., 1998.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.