Теоретическая часть
1. Какие из указанных выражений характеризуют РЕЧЬ, а какие – ЯЗЫК?
Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений.
Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов.
Речь: общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка.
Язык: система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.
2. Следует выбрать из приведенных суждений правильное и обосновать свой выбор
Речь – это воплощение и проявление бессознательных влечений человека, его инстинкту.
Сознание и речь существуют параллельно и независимо друг от друга, соединяясь лишь в момент высказывания.
Язык – внешняя материальная оболочка мысли, своеобразный сосуд, в который как бы наполняется готовая мысль.
Речь – это процесс общения посредством языка, процесс взаимного воздействия общающихся людей.
Следует выбрать из приведенных суждений правильное и обосновать свой выбор: сознание и речь существуют параллельно и независимо друг от друга, соединяясь лишь в момент высказывания и речь – это процесс общения посредством языка, процесс взаимного воздействия общающихся людей.
3. Построить из данных понятий ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим (родовым) по отношению к последующему
Мозг - кодирование; средство общения – язык; знаковая система – информация; социальное явление – отражение; мысль – цель; психика – мозг; сигнал – процесс общения; воображение – представление; значение – деятельность; русский язык – речь.
4. Кому из ниже перечисленных ученых принадлежит мысль о том, что … физиологическая речь означает не что иное, как «образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое»:
Асрастян
Леонтьев
Павлов
Рубинштейн
Сеченов
Ответ: Павлов
5. Кому из зарубежных исследователей первоначально принадлежит мысль о том, что человек обладает свойствами магнита и гипнофеномены вызываются магнетическим «флюидом»:
Рубинштейн
Масмер
Перлз
Фрейд
Шарко
Ответ: Масмер
6. Запишите в бланк протокола ответов недостающее ключевое слово: «Особое состояние сознания, которое характеризуется по Э. Хилгарду:
спадом функции планирования;
перераспределение внимания;
наличием ярких зрительных образов прошлого;
толерантного к устойчивому искажению реальности;
повышенной внушаемостью;
ролевым поведением;
постгипнотической амнезией;
7. Значительный вклад в развитие психологии общения суггестологии и гипноза внесли:
Б.Г. Ананьев
В.М. Бехтерев
Д.Н. Леонтьев
А.А. Токарский
М.Г. Ярошевский
Значительный вклад в развитие психологии общения суггестологии и гипноза внесли: В.М. Бехтерев
8. Заполнить пропущенные слова в данном предложении: «Мысль существует в … и выражается в …».
«Мысль существует в существует в сознании и выражается в слове».
Назвать важнейшие функции слова, выраженные в цитатах:
«Лингвистика имеет дело лишь со словом, но в слове спрессована память о пережитом. Восстанавливая все более ранние формы и значения слова, мы все глубже опускаемся в историческое прошлое».
«Оно не звук окостенелый не просто некий материал, нет, слово – это тоже дело, как ленин часто повторял».
Назвать важнейшие функции слова, выраженные в цитатах: в данных случаях слово выполняет функции информирования.
10. Противоречат или взаимодополняют друг друга приведенные здесь точки зрения? Какие представления о связи языка и мышления соответствует современным представлениям ВНД и психофизиологии?
Ответ:
Точки зрения не противоречит, а взаимодополняет друг друга, так как язык действительно органически связан с мышлением, а мысли обособленно от языка не существуют.
Данная точка зрения противоречива, так как не всегда обязательно формулировать свои рассуждения вслух, иногда более продуктивным является формулирование мысли в уме.
Практическая часть
Какие из слов не говорит о визуальном типе:
Смотреть.
Прояснить.
Чувствовать.
Перспектива.
Какие из слов не говорит о визуальном типе: перспектива.
В каком из утверждений лучше всего описано понятие комплексной эквивалентности:
1. Два и более поведенческих актов тождественны по комплексу признаков.
2. Два утверждения связаны таким образом, что обозначают одно и то же.
3. Два утверждения связаны таким образом, что, по мнению говорящего, означают одно и то же.
4. Взаимозаменяемость двух утверждений в пределах некого контекста.
В каком из утверждений лучше всего описано понятие комплексной эквивалентности: взаимозаменяемость двух утверждений в пределах некого контекста.
Конгуэнтность – это:
1. Адекватность поведения ситуации.
2. Совпадение репрезентативных систем терапевта и клиента.
3. Совпадение самовосприятие и внешней оценки.
4. Состояние целостности, когда все части личности действуют вместе, преследуя одну цель.
Конгуэнтность – это: состояние целостности, когда все части личности действуют вместе, преследуя одну цель.
Метод наложения имеет ввиду:
Множественное якорение.
Предикативный синтез.
Построение репрезентативной карты личности.
Интеграцию способов восприятия мира.
Метод наложения имеет ввиду: интеграцию способов восприятия мира.
«Взрослый» – это состояние «Я», для которого характерно:
Эмансипированное самоутверждение.
Эмпатическое понимание мотивов и побуждений других людей.
Работа с фактами и объективной реальностью.
Продуктивное разрешение внутренних конфликтов.
«Взрослый» – это состояние «Я», для которого характерно: работа с фактами и объективной реальностью.
Структурный голод – это:
Переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира.
Потребность жестко структурировать содержание переживаний.
Потребность в структурировании времени.
Чувство размытости аутоидентификации.
Структурный голод – это: чувство размытости аутоидентификации.
Игра в трансакциональном анализе отличается от игры в психодроме тем, что она:
Обеспечивает катарсис.
Определяется скрытой мотивацией, ориентированной на выигрыш.
Невозможна без вспомогательного «Я».
Оптимизирует понимание проблем.
Игра в трансакциональном анализе отличается от игры в психодроме тем, что она: определяется скрытой мотивацией, ориентированной на выигрыш.
То, в чем два элемента считаются сходными (А) и противоположными (Б), называют полюсами, которыми обладает личностный конструкт; как эти называются согласно терминологии Келли:
А – эмерджертный и Б – имплицинтный.
А – вторичный и Б – первичный.
А – адаптированный и Б – диадоптированный.
А – таксический и Б – атоксический.
То, в чем два элемента считаются сходными (А) и противоположными (Б), называют полюсами, которыми обладает личностный конструкт; как эти называются согласно терминологии Келли: А – адаптированный и Б – диадоптированный.
Разработанная Келли терапия фиксированных ролей описывается утверждением:
1. Активное экспериментирование с заданными терапевтом ролями в реальной жизни.
2. Использование техники «пустого стула» для эксплоративного диалога эффективных и неэффективных конструктов.
3. Вариант рационально-эмотивной психотерапии.
Разработанная Келли терапия фиксированных ролей описывается утверждением: вариант рационально-эмотивной психотерапии.
Дидактический тест.
1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли раскрыты в трудах:
1.1 Гельвеция.
1.2. Конфуция.
1.3. Лейбница.
1.4. Бэкона
1.5. Канта.
1.6. Карнеги.
Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли раскрыты в трудах: Гельвеция, Конфуция, Канта.
2. Вунд является автором следующих работ:
2.1. Проблемы психологии народов.
2.2. Основания социологии.
2.3. Индивидуум и общество.
2.4. Этика, исследование фактов и законов нравственной жизни.
2.5. Восприятие и понимание человека человеком.
Вунд является автором следующих работ: проблемы психологии народов; индивидуум и общество; этика, исследование фактов и законов нравственной жизни.
3. Согласно концепции Роджерса конгуэнтность означает:
3.1. Самоактуализацию в общении.
3.2. Самосовершенствование личности.
3.3. Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения.
3.4. Соответствие опыт, осознания и сообщения.
Согласно концепции Роджерса конгуэнтность означает: соответствие опыт, осознания и сообщения.
4. С точки зрения цели общения можно выделить следующие функциональные ситуации:
4.1. Цель общения – вне самого взаимодействия субъектов.
4.2. Цель общения в нем самом.
4.3. Цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4.4. Цель общения – приобщение самого инициатора к ценностям партнера.
С точки зрения цели общения можно выделить следующие функциональные ситуации: приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения и приобщение самого инициатора к ценностям партнера.
5. Допишите незаконченное предложение:
5.1. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению.
5.2 .Коммуникативная сторона общения – это процесс обмена информацией.
5.3 .Интерактивная сторона общения – это процесс взаимодействия партнеров по общению.
6. Отметьте сферы эффективности различных видов коммуникаций (поставьте в таблице знак «+» или «-»).
Виды коммуникации | Эмоции | Внимание | Навыки | Действия |
6.1. Диалог | + | + | - | + |
6.2. Слухи | + | - | - | + |
6.3. Речь оратора | + | + | + | - |
6.4. Письменный документ | - | + | + | - |
6.5. Пресса | + | + | + | - |
6.6. Радио | + | + | + | - |
6.7. Телевидение | + | + | + | - |
7. Свойства речи – это:
7.1. Темп речи.
7.2. Громкость речи.
7.3. Тембр речи.
7.4. Количество пауз.
7.5. Интонация.
7.6. Частота дыхания.
Свойства речи – это: темп речи; громкость речи; тембр речи, интонация.
8. Кинесика включает:
8.1. походку
8.2. прикосновение
8.3. рукопожатие
8.4. жесты
8.5. наклоны тела
8.6. мимику
Кинесика включает: походку, жесты, мимику.
9. Процесс обмена информацией состоит из элементов:
9.1. Отправитель (кодер).
9.2. Сообщение.
9.3. Канал.
9.4. Шум.
9.5. Обратная связь.
9.6. Получатель (декодер).
Процесс обмена информацией состоит из элементов: отправитель (кодер); сообщение; канал; шум; получатель (декодер); обратная связь; получатель (декодер); сообщение; канал; шум; отправитель (кодер).
10. К лояльным приемам спора относят:
10.1. Захват инициативы.
10.2. Использование эмоционально окрашенных понятий.
10.3. Подмена тезиса.
10.4. Обращение аргументов оппонента против него самого.
10.5. Умение держать в памяти весь спор.
10.6. Предвзятая интерпретация.
К лояльным приемам спора относят: умение держать в памяти весь спор.
11. Максимум напористости и максимум кооперативности (выиграш-выиграш) – это:
11.1. Избегание.
11.2. Противоборство.
11.3. Уступчивость.
11.4. Сотрудничество.
11.5. Компромисс.
Максимум напористости и максимум кооперативности (выиграш-выиграш) – это: сотрудничество
12. Минимум напористости и максимум кооперативности (проигрыш-выиграш) – это:
12.1. Сотрудничество
12.2. Избегание.
12.3. Противоборство.
12.4. Уступчивость.
12.5. Компромисс.
Минимум напористости и максимум кооперативности (проигрыш-выиграш) – это: компромисс
13. Минимум кооперативности и максимум напористости (выиграш-проигрыш) – это:
13.1. Избегание.
13.2. Компромисс.
13.3. Уступчивость.
13.4. Сотрудничество.
13.5. Противоборство.
Минимум кооперативности и максимум напористости (выиграш-проигрыш) – это: противоборство
14. Рефлексивное слушание – это:
14.1. Уточнение.
14.2. Внимательное молчание
14.3. Перефразирование.
14.4. Минимализация ответов.
14.5. Отражение чувств.
14.6. Ограниченное число вопросов.
Рефлексивное слушание – это: уточнение; перефразирование; отражение чувств.
15. Исключите из списка социальных норм делового общения те, о которых не шла речь в работе Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
15.1. Честность.
15.2. Правдивость.
15.3. Обязательность
15.4. Профессионализм.
15.5. Трудолюбие.
15.6. Справедливость.
15.7. Соблюдение обещаний.
Исключите из списка социальных норм делового общения те, о которых не шла речь в работе Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»: профессионализм.
Список литературы
1. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н, Лавриненко. – м.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000, стр. 40-63, 111-118, 213-221.
2. Шейнов В.П. Психология делового контакта. – Минск. Амальфея. 1997, стр. 102-110
3. Психология. Педагогика. Этика. Под ред. Ю.В. Наумкина. – М.: ЮНИТИ. 1999, стр. 120 125.