Содержание
1. Психология на рубеже XIX-XX вв.
Введение
Современную психологию от «старой» философии отличают, прежде всего, методы исследования. До последней четверти XIX века философы изучали человеческую природу, основываясь на собственном ограниченном опыте, с помощью размышлений, интуиции, обобщений, а затем начали использовать тщательно контролируемое наблюдение и экспериментирование, оттачивая исследовательские метода с целью достижения большей объективности.
Интерпретировать процесс развития психологии можно различно. С одной стороны, с позиций «персоналистического» подхода, история психологии может рассматриваться как цепь достижений отдельных личностей: все перемены в науке обусловлены влиянием уникальных людей, способных в одиночку определять и изменять ход истории. С другой стороны, с позиций «натуралистического» подхода, «дух времени» определяет возможность или невозможность самореализации того или иного гения; наука существует в контексте духовной окружающей среды.
До настоящего времени психология развивается как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще в допарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.
Цель данной работы – рассмотреть историческую психологию ХХ века.
Задачи:
изучить психологию на рубеже ХIХ – ХХ вв.
рассмотреть теорию бихевиористов;
изучить гуманистическую психологию.
1. Психология на рубеже XIX-XX вв.
Рубеж веков стал временем разделения прежде единой психологии на ряд школ. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.
Вюрцбургская школа в психологии была основана немецким ученым О. Кюльпе (1852-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.
В первые годы своей деятельности он частично совершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции испытуемому перед началом эксперимента привело к тому, что главное внимание экспериментаторов было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т. д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления.
Было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов – ощущений и представлений. Изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.
Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики1.
В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты доказали наличие несенсорных компонентов в сознании, и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления.
Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбюргской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбюргской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.
В психологии на первый план вышла проблема исследования содержания не структуры, но функций психики, которые бы раскрыли именно психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой. Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии - функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.
Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию психологии, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта («Исследования по психологии органов чувств» (1907) и «О классификации психических феноменов» (1911)).
Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Хотя многие европейские ученые использовали положения Брентано и функциональной психологии в своих исследованиях, настоящий расцвет этой школы связан с американской психологией, прежде всего с работами У. Джемса.
Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отличало их позицию от позиции европейских психологов, анализирующих в первую очередь акты (функции) сознания. Общее в обеих школах – утверждение интенциональности, целенаправленности действий. Объективный психологический анализ этой направленности не мог быть осуществлен ни путем наблюдения или самонаблюдения, ни путем тех экспериментов, которые в то время существовали в психологии. Это во многом определило позицию последователей американского функционализма - бихевиористов, которые предложили полностью исключить сознание из предмета психологии, ограничившись изучением самого акта поведения, связи между стимулом и реакцией, которую он вызывает2.
2. Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию3.
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S - R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. и.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.
Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S — I — R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки4.
3. Гуманистическая психология
В 60-е годы ХХ века возникло новое направление, получившее название «гуманистическая психология». Свою задачу его создатели видели в выходе за пределы дилеммы «бихевиоризм-психоанализ», открыть новый взгляд на природу психики человека.
Основные принципы гуманистической психологии:
подчеркивается роль сознательного опыта;
утверждается целостный характер природы человека;
акцент на свободе воли, творческой силе личности;
принимаются во внимание все факторы и обстоятельства жизни индивида.
Положения гуманистической психологии формировались в более ранних психологических концепциях. Франц Брентано (1838-1917) считал, что психология должна изучать процесс сознания, возражал против «молекулярного» подхода. Освальд Кюльпе (1862-1915) спорил с Вундтом, утверждая, что и мыслительные процессы могут быть исследованы экспериментально. Вильям Джеймс писал, что сознание – важнейшая функция человеческой психики. При этом человек – не только рациональное, но и импульсивное, эмоциональное существо. Сознание существует в виде непрерывного течения («поток сознания»); главное в психической деятельности – «цель» сознания.
Гештальтпсихология подчеркивала необходимость целостного подхода к изучению сознания. Ученые, принадлежащие к психоаналитической школе, - Адлер, Хорни, Эриксон, Олпорт, - указывали (в отличие от Фрейда), что человек обладает сознанием и свободой воли, в этом его сущность. Помимо прошлого, его характеризуют цели и надежды на будущее; человек сам формирует свое «я».
Появление гуманистической психологии отражало растущую потребность уравновесить механистический и материалистический характер всей западной культуры в целом, особенно обнажившийся в начале 60-х годов. Это было время «контркультуры», движения хиппи, поколения с острой потребностью в личностной реализации (свобода, сексуальная революция, коммуны, наркотики, гедонизм, «сиюминутность» существования).
Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, поведение которого полностью детерминировано стимулами внешней среды (бихевиоризм), и критиковала элементы жесткого детерминизма в психоанализе Фрейда (преувеличение роли бессознательного, игнорирование сознательного, преимущественный интерес к невротикам). Гуманистическая психология была направлена на исследование душевного здоровья, позитивных качеств личности.
Абрахам Маслоу интересовался проблемами высших достижений человека. Он считал, что каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию способностей, реализации потенциала человека.
Для того чтобы эта потребность проявилась, человек прежде должен удовлетворить все потребности более «низкого» уровня Маслоу выстраивает иерархию потребностей, рисуя их «пирамиду»:
Карл Роджерс (1902-1987) – автор метода «личностно ориентированной» терапии. Он полагал, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения. Пациент не обречен вечно находиться под властью бессознательного или детских переживаний. Личность определяется настоящим, она формируется под влиянием сознательных оценок происходящего.
По мнению Роджерса, стремление к самоактуализации носит врожденный характер, его развитию могут способствовать или препятствовать детские переживания и процесс научения.
Роджерс считал, что самоактуализация – это не свершившийся факт, а постоянный процесс (название его самой известной работы – «Становись личностью»).
Особенно активно «гуманистическая терапия», или «терапия развития», проводилась в 60-70-е годы. Пациентами были люди с нормальным уровнем психического здоровья. Основная задача такой терапии – поднять уровень осознанности поведения пациента, помочь откорректировать отношение к себе и окружающим, освободить его скрытый творческий потенциал и способность к саморазвитию5.
Заключение
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы доведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации.
Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение: объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событии; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций, поведения.
Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. А. Мюррей, К.Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.
Список литературы
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Просвещение, 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2001.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Шкуратов В.А. Историческая психология. – М.: Смысл, 1997.
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Просвещение, 1994.
2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
3 Шкуратов В.А. Историческая психология. – М.: Смысл, 1997.
4 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000.
5 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.