Введение
Известно, что общение и взаимодействие близкого взрослого с ребенком играет важную роль в его развитии. Благодаря эмоциональному общению со взрослым у него формируется отношение к другому человеку, к миру, к себе, также можно наблюдать положительные изменения в эмоциональном, познавательном и речевом развитии. Коммуникативная потребность является важнейшим фактором возникновения любви и дружбы у маленьких детей. На основе общения со взрослым у ребенка развивается образ себя как субъекта коммуникативной деятельности, а потом и как субъекта предметно-практических действий. У младенца, лишенного полноценного общения с близким взрослым, замедляются все стороны развития.
Исследование коммуникативных способностей женщин, ожидающих ребенка
Гармоничное взаимодействие предполагает наличие у матери определенных коммуникативных способностей. Исенина Е.И. выделяет два вида «базовых качеств матери»: качества матери как субъекта общения и качества матери как субъекта обучения. Качества матери как субъекта общения мы обозначили как коммуникативные способности. Они включают в себя принятие и отзывчивость. Принятие – это безусловное эмоционально теплое отношение к ребенку. Отзывчивость в свою очередь выражается: во внимании матери к действиям и коммуникациям ребенка (чувствительность матери), в эмпатическом понимании чувств, мыслей и состояний ребенка, адекватном реагировании на его действия, эмоции с учетом возраста, индивидуальных особенностей (отзывчивость), в уважении индивидуальности ребенка, его интересов, привязанностей, мнений, что исключает постоянное раздражение матери и применение к ребенку физических наказаний (толерантность), в содействии матери ребенку в общении и действиях с предметами (включенность во взаимодействие с ребенком).
Исследование Исениной Е.И. и Барановской Т.И. показало, что в период беременности представлены все виды базовых качеств матери и ряд их характеристик. Но можно ли развивать коммуникативные способности, чтобы уже в пренатальном периоде заложить предпосылки гармоничного взаимодействия с младенцем? Ответ на этот вопрос мы решили искать в содержании и результативности различных программ дородовой подготовки, которая получает сейчас все большее распространение в обществе.
Таким образом, целью исследования было сравнение уровня развития коммуникативных способностей в двух группах беременных женщин: посещающих и не посещающих занятия по дородовой подготовке. Для достижения данной цели были поставлены задачи теоретического анализа видов дородовой подготовки, которые встречаются в различных центрах, и определения характера коммуникативных способностей у двух групп женщин.
Гипотеза исследования состоит в том, что посещение женщиной дородовой подготовки способствует развитию ее коммуникативных способностей. На последующих этапах исследования будет проверяться гипотеза о положительном влиянии высокого уровня развития коммуникативных способностей на эффективность и гармоничность взаимодействия матери с младенцем.
Для сбора эмпирических данных использовались 2 набора методических материалов. Один был направлен на диагностику коммуникативной компетентности, в него входили: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (модификация методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко). Второй набор был направлен на диагностику особенностей материнского отношения к ребенку и включал в себя рисуночную методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова), позволяющую изучить образ ребенка у матери, отношение к ребенку, к себе в роли матери, к материнству; опросник на шевеление ребенка (Г.Г. Филиппова), выявляющий отношение к ребенку, в частности наличие субъективизации, и степень материнской компетентности.
Психологические аспекты отношения матери к будущему ребёнку
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: структура психологической готовности к материнству, мотивы сохранения беременности, стили переживаний во время беременности, функции матери, мотивационно – потребностная сфера матери, её становление и содержание, особенности поведения во время беременности и другие аспекты.
Проблема психологической готовности к материнству изучалась рядом авторов (Филипповой Г.Г., Мещеряковой С.Ю., Брутман В.М., Родионовой М.С.).
Цель исследования выявить отношения беременных женщин к будущему ребёнку. Мы исходили из того, что отношение матери к будущему ребёнку может быть как позитивным, так и негативным, проблемным, в зависимости от гармонии внутреннего мира женщины во время беременности. Для решения поставленной задачи разработан опросник на основе модели методики «Незаконченных предложений». Опросник содержит 8 блоков: отношение беременной к жизненным перспективам, отношение родителей беременной к её положению, жизненные функции женщины, страхи и опасения во время беременности, знания о ребёнке, нереализованные жизненные возможности, отношение родителей мужа к беременности, желание или не желание иметь ребёнка.
Перед работой с опросником проверялся уровень личностной тревожности, а после опросника измерялась реактивная тревожность (методика Спилберга и Ханина).
В основу анализа полученных результатов положен метод сравнения данных двух выборок испытуемых: беременные первым или вторым ребёнком. Основные результаты исследования сводятся к следующему. Беременные и первым, и вторым ребёнком показали высокую оптимистичность к будущему, негативное отношение к вмешательству в воспитание ребёнка, его будущими бабушками и дедушками, для большинства и первой, и второй ребёнок являлся желанным, что свидетельствует о наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Сравнительный анализ исследования материнства позволил выявить и некоторые различия в позиции между беременными первым и вторым ребёнком по ряду вопросов. Так беременные вторым ребёнком практически не интересуются дополнительной информацией о беременности, объясняя это тем, что всё уже знают.
В блоке о жизненных функциях женщины на вопрос, что значит быть женщиной, беременные первым ребёнком основные акценты расставили на том, что важно быть любимой, привлекательной, а для беременных вторым важно быть матерью, показывая положительное отношение к материнству и готовность к появлению очередного ребёнка.
Чаще сожалеют о нереализованных жизненных возможностях беременные первым ребёнком (сожалеют, что рано вышли замуж, не успели получить образование, прервался карьерный рост). Беременные же вторым ребёнком показали большую готовность к расширению семьи, по-новому определились с жизненными приоритетами. Находясь перед выбором между семьёй и реализации себя в какой-то сфере, они выбрали семью и уже поменяли ритм жизни в связи с первым ребёнком. Приспособившись, они знают, что и как лучше успеть, что реализовать во время беременности, что после рождения ребёнка. Беременные первым ребёнком часто не могут себе представить, во что им придется окунуться, в связи с этим, и повышен интерес к литературе о новорожденных, они ищут там ответы на вопрос « а что будет дальше?». Они бояться потерять свою привлекательность (из-за физиологических изменений), на этом фоне возникают также семейные и личностные проблемы (вдруг муж мне изменит; я же стала настоящей уродиной; не могу смотреть на себя в зеркало; а если у меня будет выкидыш, муж меня бросит).
По характеру преобладающего переживания период беременности делится на 3 этапа: принятия женщиной решения о сохранении беременности или её прерывании, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме. Любая беременность сопровождается семейным кризисом и оканчивается отказом или принятием нового члена семьи, поэтому гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от умения быть матерью.
В ходе обработки данных по тревожности были выявлены следующие результаты: высокий уровень тревожности у беременных первым ребенком до опросника составлял 30%, а после опросника13%,в результате можно наблюдать снижение тревожности, что является показателем психотерапевтического эффекта при работе с опросником. У беременных вторым ребёнком наблюдалось обратная тенденция, до опросника было меньше женщин с повышенным уровнем тревожности, а после опросника их стало больше (соответственно 9% - 35%).
Высокий уровень тревожности при работе с анкетой был обусловлен проблемностью следующих вопросов: если бы всё можно было вернуть назад, то Вы бы…, вам хочется перестать бояться…, большинство близких Вам людей не знают, что Вы боитесь, и большинство вопросов связанных с родителями, как самой беременной, так и с родителями мужа. Можно предположить, что высокая тревожность вызвана вопросами, о которых беременные раньше не задумывались, (так как иногда они, отвечая, признавались, что не думали об этом), поэтому эта тревожность является временной.
В результате можно сказать, что беременные вторым ребёнком находятся в более выгодном положении, они более спокойны, уверены, большинство их не испытывают постоянной тревоги, знают как лучше для ребёнка, и что можно ожидать в ходе беременности, они меньше подвержены стрессам, и они готовы снова стать матерью.
Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность девушки к материнству
Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери (Slade P., Macpherson S.), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klos M., Jeranld R.).
Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Психологическая готовность к материнству - важная составляющая психологии каждой девушки. Именно она составляет сущность женщины, ведь только женский пол выполняет репродуктивную функцию. Готовность к материнству определяет в дальнейшем взаимоотношения ребёнка с матерью, и если на этом этапе мать проявляет свою некомпетентность, то у ребёнка (не важно мальчик это или девочка) возникает множество проблем, например формирование базового недоверия к миру. И естественно дети не смогут перенять от своей матери те паттерны поведения, которые в норме должны быть присущи каждой женщине. В результате так называемый «не опыт» передаётся из поколения в поколение. Непонимание, отсутствие близкого эмоционального контакта, а иногда даже жестокость естественным образом препятствуют передачи ребёнку (дочери) самой главной функции - материнской.
Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной девушки – это тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер.
Цель нашего исследования состоит в изучении влияния опыта взаимоотношений матери и ребёнка на готовность девушки к материнству. Объектом исследования являются девушки в возрасте от18 до 22 года.
В качестве предмета исследования выступают особенности взаимоотношений матери и дочери.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что взаимоотношения матери и дочери, начиная, с момента зачатия, кардинально влияют на степень психологической готовности девушки стать матерью, и на ее отношение к материнству.
В исследовании принимали участие студентки психологического факультета ЮФУ в количестве 30 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
В данной работе мы использовали следующие методики:
специально-разработанная анкета;
метод беседы;
рисуночный проективный тест « мой малыш».
Мы получили данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Полученные результаты показали, что наиболее готовы к материнству девушки, которые указывали на привязанность к матери в детстве, отмечали её ласковое отношение, чаще отдавали предпочтение играм с куклами. Также у девушек была выявлена высокая ценность ребёнка и эмоционально-тёплое отношение к детям. Уровень знаний испытуемых об особенностях внутриутробного развития, развития и воспитания детей имеет высокий показатель. Полученные данные на наш взгляд имеют широкое практическое применение (женские консультации, центры психологической помощи семьи).
Особенности мировосприятия подростков с разным типом привязанности к матери
Понятие мировоззрения относится к числу фундаментальных категорий психологии и определяется как «ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека» (Леонтьев, 2000). В нашей работе мы обращаемся к изучению становления мировоззрения и, чтобы подчеркнуть начальную форму мировоззрения, отделив ее от более зрелых форм (мировоззрения в собственном смысле слова), мы пользуемся термином «мировосприятие».
Особенности мировосприятия рассматриваются нами как важный показатель благополучия личностного развития подростков. В основе такого подхода лежит положение о том, что мировоззрение каждого отдельного человека всегда несет на себе отпечаток индивидуально–личностных особенностей, будучи своеобразной проекцией личности.
Роль привязанности в формировании эмоционально-личностной сферы
Понятие «привязанность» было введено в психологию Дж.Боулби, однако имеет несколько разных трактовок в зависимости от теоретического подхода автора. Общим для всех интерпретаций признается наличие тесной эмоциональной связи. Так, например, в работах М.И. Лисиной понятие привязанности ребенка к матери фигурирует при описании формирования взаимоотношений, но не выдвигается на первый план. Привязанность рассматривается как эмоциональная связь, возникающая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым.
Характер привязанности ребенка к матери откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни.
Во-первых, привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения.
Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток на особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста.
В-третьих особенности самосознания и самоотношения зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности развиваются модели восприятия себя, других и мира.
На основе анализа литературы о влиянии привязанности на эмоциональную сферу нами была выдвинута общая гипотеза: существует связь типа привязанности к матери и особенностей мировосприятия: подростки с ненадежной привязанностью к матери воспринимают мир более негативно, а с надежной привязанностью – более позитивно.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Москвы. В нем принимали участие ученики шестых и седьмых классов (всего 44 ребенка). Возраст детей составлял от 11 лет до 14 лет (средний возраст 10,8).
Методика оценки привязанности ребенка к матери Е.В. Пупыревой и Г.В. Бурменской (модифицированная методика Кернс).
Методика исследования мировосприятия (Бурменская Г.В., Николаева А.Ю., 2007)
В результатах, полученных нами, мы увидели подтверждение нашей гипотезы: мировосприятие подростков связанно с надежностью их привязанности к матери. Данный результат является теоретически предсказуемым, поскольку во множестве других работ продемонстрированы влияния привязанности на самые различные аспекты личности человека: эмоционально-личностная сфера, самооценка, самоотношение, умение строить романтические отношения, гибкость «Я» и др. В нашем исследовании мы также обнаружили связь отдельных сфер мировосприятия и восприятия личной ситуации: мы предполагаем, что отношение подростка складывается в его непосредственной жизненной ситуации и далее транслируется на его представление об этих сферах вообще. Примерами таких сфер выступают семья, дружба, учителя, страна, ощущение контролируемости ситуации. Были выявлены наиболее позитивно и негативно воспринимаемые сферы: образ своей мамы и образ матери вообще воспринимаются безусловно положительно, восприятие подконтрольности ситуации – негативно. Выявлена связь между удовлетворенностью жизнью и восприятием следующих сфер: восприятие своей семьи, восприятие дружбы вообще и своих друзей.
Полученные данные имеют практическую значимость, так как снижение позитивности мировосприятия у младших школьников следует рассматривать как существенный индикатор неблагополучия в личностном развитии, который целесообразно использовать в ранней диагностике проблемных вариантов развития у детей. Полученные результаты носят, безусловно, предварительный характер.
Перспективы дальнейшего развития данной темы мы видим в изучении последующей динамики мировосприятия у проблемных категорий детей (вплоть до взрослости), а также в более детальном изучении влияния отдельных аспектов привязанности на мировосприятие в целом и на различные его стороны.
Заключение
Знания степени готовности женщины позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющим по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Список литературы
Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности // Вопросы по психологии, 2007, №6.
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2008, №5.
Филиппова Г., Печникова Е. Нежелательная беременность // 9 месяцев, 2002, №1.
Филиппова Г.Г. Психология материнства М.: Издательство института психотерапии, 2007.
Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс, 2006. №4
Боулби Дж. Привязанность.- М.: Гардарики, 2008.
Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая диагностика, 2008, № 4.
Леонтьев Д.А. Мировоззрение. // Человек: философско-энциклопедический словарь. под ред. И.Т.Фролова. - М, 2007.
Леонтьев Д.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность - Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе // Под ред. В.И. Кабрина, О.И. Муравьевой. – Томск, 2008.