Рефетека.ру / Психология

Курсовая работа: Проблемы детско-родительских отношений

Содержание


Введение

1. Типы конфликтных семей

2. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений

3. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимного восприятия

4. Типология стилей детско-родительских отношений

5. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений

Заключение

Список литературы


Введение


Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).

Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.

Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" [3]. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

Цель - выявить конфликты в сфере детско-родительских отношений.

Задачи:

изучить типы конфликтных семей;

выявить детско-родительские отношения в структуре семейных отношений;

рассмотреть проблемы взаимоотношений;

выявить типы стилей детско-родительских отношений;

разработать рекомендации коррекции детско-родительских отношений.

1. Типы конфликтных семей


Приведем типы неблагополучных семей, определенных С. Минухиным и основные факторы, которые оказывают на них влияние.

Семья "па-де-де" (от франц. pas de deux - танец вдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной структурой ролей и высокой зависимостью друг от друга. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений; отношения между супругами слишком близкие, что ограничивает свободу действий членов семьи. Помимо общих трудностей в данных семьях существуют сложности, связанные с депривацией значимых потребностей человека.

Семья типа "аккордеон", или дистантная семья, - семья, в которой один из членов подолгу отсутствует из-за специфики своей профессии. Название данного типа семьи также связано с графическим изображением ее структуры. Трудности такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования супружеской подсистемы. Сами супруги, как правило, испытывают депривацию потребностей в интимности, поддержке, защите и нередко живут "в режиме ожидания" в течение нескольких месяцев. Такие супружеские отношения могут быть формой скрытого развода.

Флуктуирующие (неустойчивые) семьи - семьи, часто меняющие место проживания. Непостоянство касается социальной среды. Даже при переездах внутри одной страны у членов семей разрываются сформировавшиеся значимые отношения с соседями, друзьями. Изменяется привычная инфраструктура, ландшафт, география среды; члены семьи переживают состояние миграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новые взаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определенные усилия.

В своей типологии неблагополучных семей С. Минухин выделяет также семьи с приемным ребенком и приемными родителями, но на них мы останавливаться не будем.

В основу классификации типов должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие - это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.

Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А.Е. Личко. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании.

Однако эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т.д., что негативно влияет на адаптацию в дошкольном учреждении или в школе.

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т.д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка [6].

Можно выделить несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:

"Традиционные" семьи - в таких семьях все должно быть "как у людей". Члены семьи отдают все силы на создание внешнего имиджа благополучной и обеспеченной семьи. Такая семья держится на рациональных основах.

"Эмоционально-отверженные" семьи - здесь прямое межличностное общение и всякие контакты отсутствуют, их заменяют заочные яростные нападки и обвинения.

Семьи "рабочих" - члены семьи все время отдают работе и своей собственной самореализации вне семьи, не контактируя друг с другом днями, неделями, а то и месяцами. Дети в таких семьях предоставлены на попечение интернатов, приходящих нянь, бабушек и дедушек и т.д.

Семьи с симбиотическими связями, в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство во взаимоотношениях.

Семьи с неполным родительским кланом, где родитель пытается добиться самореализации в лице собственного ребенка любой ценой.


2. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений


Успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума "согласия". В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность, которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения.

Способность к кооперации и сотрудничеству с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли в совместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно, чтобы сотрудничество с другими людьми было наиболее эффективным, рациональным, продуктивным. Очень часто от этого зависят успехи и достижения.

Каждому хочется добиться максимального единства взглядов и эмоционального настроя с другими людьми. Обычно, когда говорят о способностях, то очень часто (если не всегда!) понимают их как способности профессиональные (музыкальные, художественные, технические и т.д. и т.п.). В данном же случае необходимо говорить о способностях особого рода, которые обнаруживаются в общении, взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми.

Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.

Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер.

Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия.

Семья - это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями. Один из путей логического осмысления феномена семьи - поиск его структуры, неких постоянных составляющих, которые претерпевают изменения на протяжении исторического времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене семьи, согласно С.И. Голоду, являются супружеские и детско-родительские отношения.

В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но, не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли "козла отпущения" и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.

Истоки таких взаимоотношений лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональная или физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные состояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т.д.). Страх перед переменами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова или потерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, но являются привычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.


3. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимного восприятия


Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком:

автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц);

отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга);

требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер);

степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас);

строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер);

непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности.

Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

Именно конфликты потребностей и интересов являются "камнем преткновения" между ребенком и взрослым.

Ребенок - это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. Начиная лет с трех, возникают различные конфликты между ребенком и родителями. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси "я" и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.


4. Типология стилей детско-родительских отношений


На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоровляющее воздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания:

1) Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.

При таком стиле воспитания может проявляться неадекватность вместе с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк) [4]. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

По Гарбузову, такая семья называется детоцентрической [5]. Воздействие в ней осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует "симбиоз" ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

2) Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.

По Гарбузову, это воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством [5].

По М.И. Лисиной, дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни" [9].

По Э. Арутюнянц, итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально-организованную" общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях [1].

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности [10]. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению заданий.

3) Эмоциональное отвержение ребенка. Воспитание по типу "золушки", чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам.

При таком варианте возможен "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [8].

4) Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. У таких родителей ребенок всегда не прав. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия, гипертрофированное чувство вины.

5) Гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзой у них, как правило, мало или вообще нет [2].

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания [7].

Известны другие типологии родительского отношения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное родительское отношение, "маленький неудачник", симбиотическое родительское отношение, симбиотически-авторитарное родительское отношение [3].

Адекватность родительской позиции может быть определена, как, умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.

К наиболее типичным относят четыре роли: "козел отпущения", "любимчик", "примиритель", "бэби".

"Козел отпущения". Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

"Любимчик". Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

"Бэби". В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

"Примиритель". Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Родительская позиция - это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.


5. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений


Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера в успешность ребенка.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

По Э. Арутюнянц, такая семья является демократической [6]. Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам)".

Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.

В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями.

Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

Программа занятий с родителями может быть следующей.

А. Представление родителями на круге общения (первое занятие) себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе. Разъяснение задач родительских групп психологом.

Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях):

Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами наших детей?

Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания - в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства?

Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).

В. Дальнейшие темы возникали из обсуждения материалов проигрывания:

Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.

Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми.

Эмоциональные "счета" ребенку.

Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.

Г. Следующие темы складываются под влиянием сведений детей.

На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

Какими нас видят наши дети? Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного".

Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".

Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Заключение


Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Специфика семейного воспитания имеет следующие особенности:

эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах;

воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребенка;

именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия;

в семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию;

семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребенок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

диктат (систематическое подавление одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов);

опека (сверхудовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей);

невмешательство (признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей)

сотрудничество (опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями)

Семья оказывает ключевую роль на развитие личности ребенка, и при наличии определенных "декомпенсированных" стилей воспитания возникает плацдарм для возникновения и прогрессирования таких состояний личности как тревожность, демонстративность, уход от реальности, эгоцентризм и т.д.

В семьях детей с высокой тревожностью и низкой адаптированностью наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В семьях детей с низкой тревожностью и высоким уровнем адаптированности напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка.

Список литературы


Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003. - 324с.

Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1983. - 188с.

Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.

Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.

Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.

Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 295с.

Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354с.

Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.

Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342с.


Похожие работы:

  1. • Консультация взрослых по проблемам детско ...
  2. • Изучение детско-родительских отношений у подростков с ...
  3. • Взаимосвязь детско-родительских отношений
  4. • Влияние детско-родительских отношений на ...
  5. • Детско-родительские отношения
  6. • Влияние родительских отношений на развитие и преодоление ...
  7. • Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с ...
  8. • Влияние детско-родительских отношений в семье на ...
  9. • Проблема детско-родительских отношений в ...
  10. • Взаимосвязь особенностей детско-родительских ...
  11. • Взаимосвязъ детско-родительских отношений и ...
  12. •  ... в развитии и их влияние на детско-родительские отношения
  13. • Гендерная специфика представлений об отцовстве
  14. • Семейные взаимоотношения и эмоциональное ...
  15. • Влияние стиля семейного воспитания в полных и ...
  16. • Формирование ценностного отношения подростка к семье
  17. • Влияние психологического климата в семье на уровень ...
  18. • Элементы психотерапии в практике
  19. • Формирование толерантности как средство успешной ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com