Введение
В процессе жизнедеятельности человек не пребывает в информационном вакууме, поэтому, принимая какое-либо решение должен определить для себя основания выбора.
На языке формальной логики это звучит следующим образом: прежде чем вынести суждение (словесное отображение принятого решения) индивид должен рассмотреть какие-то посылки, силлогизм подразумевает наличие только двух (малая и большая).
В реальной жизни посылок может быть бесконечное количество: требования закона, религиозные каноны, а также национальные и семейные традиции, корпоративная культура и многое другое.
Однако, перечисленные выше регулянты поведения приобретают для индивида значимость параллельно с процессом взросления, по мере интеграции человека в систему общественных отношений.
Социально-возрастной аспект принятия решения
Неслучайно, ряд гражданских прав и обязанностей личности может быть реализован только при достижении определенного возраста, и при соблюдении некоторых условий, например, наличия гражданства страны пребывания.
В данном контексте следует подчеркнуть значимость интерпретации получаемой индивидом информации, поскольку путем ее усвоения и анализа происходит формирование поведенческих норм и выбор критериев принятия решения.
Этот процесс, в свою очередь, зависит от множества факторов, таких как уровень образования индивида, актуальные потребности, эмоциональное состояние и т.п. Характерный пример неоднозначности оценок это многоженство, наркоторговля и эвтаназия.
Основываясь на вышесказанном можно сформулировать цель исследования: определить зависимость параметров принятия решения от социально-возрастных особенностей личности.
В качестве параметров принятия решения использовались следующие психологические переменные: ценностные ориентации, как один из основных субъективных критериев принятия решения; упорство, как элемент волевого контроля и способность индивида следовать своим убеждениям; интеллект, как способность к анализу и интерпретации поступающей информации в ситуации принятия решения.
Для изучения содержательной части указанных параметров принятия решения использовался следующий инструментарий: культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, методика "Ценностные ориентации" М. Рокича и методика экспериментальной оценки упорства посредствам предъявления испытуемым неразрешимой задачи с использованием кубиков Коса, предложенной Е.П. Ильиным.
Для анализа полученных данных применялись контент-анализ, φ-критерий Фишера в сочетании с λ-критерием Колмагорова-Смирнова и Q-критерий Розенбаума.
Выводы по результатам исследования. Интеллект, как параметр принятия решения, зависит от возраста субъекта деятельности. Отмечается превосходство группы "18-25 лет" над двумя другими группами, а также превосходство группы "26-32 года" над группой "14-17 лет". Прослеживается прямая зависимость от социального статуса.
Упорство, как параметр принятия решения, зависит от возраста и социального статуса индивида, с возрастом уровень упорства повышается. Полярные по своей природе социальные группы испытуемых "отчужденные" и "успешные" отличаются более развитым упорством по сравнению с группой "средние", а "успешные" в свою очередь превосходят "отчужденных".
Сравнительный анализ ценностных ориентаций показал, что, по данному параметру, между возрастными и социальными группами присутствуют как сходства, так и отличия.
Независимо от деления испытуемых на возрастные или социальные группы среди приоритетных терминальных ценностей присутствуют категории "здоровье" и "материальная обеспеченность". Во всех социальных группах присутствуют общие приоритетные инструментальные ценности: "аккуратность", "воспитанность" и "независимость".
Разделение терминальных ценностей на смысловые подгруппы (досуговые, прогрессивные, фундаментальные, микросоциальные и социально-профессиональные) позволило сделать ряд заключений о динамике приоритета ценностей в зависимости от возраста и социального статуса.
С возрастом намечается тенденция приобретения значимости фундаментальных ценностей, так как основная часть приоритетных ценностей в группе "26-32 года" относится к данной подгруппе, но присутствуют и "микросоциальные", и "социально-профессиональные" категории. В более раннем возрасте, в период с 14 до 25 лет индивид ориентирован на социум, в 14-17 лет акцент делается на микросоциум, а в 18-25 лет человек ориентируется уже на социально-профессиональную среду.
Группа "отчужденные", то есть люди с признаками социальной дезадаптации, тяготеет к подгруппе "фундаментальных" ценностей, а в группах "средние" и "успешные" предпочтительными являются "микросоциальные" ценности.
Изменение взаимосвязей личности в процессе половой социализации
Половая социализация рассматривается как процесс формирования сознания половой идентичности, благодаря которому человек включается в существующую в данном обществе систему половой дифференциации. Это активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения.
Одной из составляющих половой социализации является развитие либидо, проходящее три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную.
На платонической стадии развития либидо (как правило, у детей 7-10 лет) формируется стереотип полоролевого поведения. Прохождение через эротическую стадию подростками 14-16 лет способствует формированию у них психосексуальных ориентаций.
И к моменту, когда молодой человек в течение как минимум одного года живет стабильной половой жизнью, можно констатировать его переход на сексуальную стадию развития либидо.
Традиционно для патриархальных сообществ половая социализация исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка, т.е. мальчикам соответствовала маскулинная модель, девочкам - фемининная. Типично мужскими чертами считались такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. Типично женскими - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию.
Полоролевое развитие в современной России, как отмечают многие исследователи, имеет тенденцию к инверсионному типу.
В качестве причин называются последствия сексуальной революции, амбивалентность информационной среды, кризис традиционной семьи и, в том числе, кризис о представлении гендерной роли.
Игнорирование специфических психологических особенностей личности как представителя определенного пола во взаимосвязи с его полоролевыми установками неправомерно - сформированные на основе определенного уровня развития личности половые особенности в свою очередь оказывают существенное влияние на ее дальнейшее развитие, во многом определяя содержание и структуру мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок, самосознания.
Исходя из этого, дальнейшее изучение изменений взаимосвязей полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации актуально и своевременно.
В первую очередь анализу подвергались средние значения и процентное соотношение результатов диагностики во всех группах. Оказалось, что установка на полоролевое поведение девочек, девочек - подростков и девушек в большинстве случаев соответствует их половой принадлежности, причем отмечена тенденция к возрастанию показателя "фемининность" к сексуальной стадии развития либидо (60%, 80% и 90% соответственно).
Это может свидетельствовать о развитии женского самосознания, формировании позитивного образа "женского" у современных девушек. У респондентов мужского пола распределение показателя "маскулинность" по стадиям развития либидо несколько иное - 60%, 70%, 60% (для мальчиков, подростков, юношей соответственно). В данном случае можно предполагать, что образ "мужского" несколько размыт и "разбавлен" характеристиками андрогинности.
На втором этапе проводился сравнительный анализ количественных данных полоролевых и психологических свойств личности в группах девочек, девочек - подростков, девушек и мальчиков, подростков, юношей.
Достоверные различия полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации обнаружены не были. Подобный факт свидетельствует об устойчивости психологической составляющей психической индивидуальности испытуемых, ее способности быть стабильной.
Третий этап был посвящен выяснению взаимосвязей полоролевых и психологических свойств личности и их изменений на разных этапах развития либидо.
Корреляционные структуры исследуемых выборок заметно не различались количеством взаимосвязей исследуемых показателей. Однако характер взаимосвязей в каждой группе в зависимости от стадии развития либидо менялся. Неизменным для всех выборок оставался только один из системообразующих элементов - показатель "фемининность - маскулинность".
Рассмотрение отдельных взаимосвязей показателей в каждой выборке позволило обнаружить их изменения и соответствие традиционным представлениям о "мужском" и "женском". Например, мальчиков на платонической стадии можно охарактеризовать, как открытых, общительных, естественных, готовых к сотрудничеству, легко приспособляемых, эмоционально устойчивых, застенчивых, неуверенных в своих силах.
Это несколько противоречит стереотипу мужских качеств личности. Подростки на эротической стадии сдержаны, доминантны, способны руководить; их качества более подходят традиционному пониманию "мужского" образа. Для юношей, находящихся на сексуальной стадии развития либидо, наряду с такими качествами, как общительность, готовность к сотрудничеству, раздражительность, характерны также открытость, подверженность чувствам, эмоциональная неустойчивость, что не свойственно стереотипному пониманию качеств личности мужчины.
В группах респондентов женского пола выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что девочки на платонической стадии подчиняемы, робкие, мягкие, что свойственно женскому полоролевому стереотипу. Но в то же время они эмоционально устойчивы, сдержанны, способны реально оценить обстановку.
На эротической стадии к перечисленным нехарактерным свойствам добавляются критичность, склонность к экспериментам, недоверие к авторитетам. На сексуальной стадии соответствие качеств девушек идеальному женскому образу корректируется за счет проявления доверчивости, дипломатичности и ориентированности на социальное одобрение.
Изучение креативности и стереотипности мышления
Творчество (англ. Creativiti). В узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность.
Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае "Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большое научное открытие или изобретение какого-нибудь усовершенствования в области технологии".
Творчество неразрывно связано с таким понятием, как креативность.
При описании результатов нами были использованы следующие сокращения: ВС - выше среднего, СР - средние значения, НС - ниже среднего.
Характеристики выборки: В данном исследовании приняло участие 131 человек (из них 45 мальчиков и 86 девочек). Ученики 7 (30 человек), 8 (24 человека), 9 (28 человек), 10 (24 человека), 11 (25 человек) классов школы №146 города Казани и Малого университета при КГУ. Тестирование проводилось на специально подготовленных бланках, инструкция зачитывалась опрашиваемым ученикам вслух.
Математическая обработка: сравнение производилось при помощи сопоставления средних значений, а также корреляционного анализа Пирсона.
Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы пришли к нескольким выводам:
1. Чтобы успешно решать творческие задачи, нужно обладать определенными навыками. То есть творческий процесс связан с усвоением старого материала, и без этого невозможно создание чего-то нового.
2. В процессе творчества развиваются не только творческие, но и вербальные способности.
3. Мы увидели, что креативность - это качество, проявляющееся в различных областях, при чем в каждом возрасте эта область своя: у одиннадцатиклассников, например, наибольшая оригинальность связана с выражением своих идей, составлением новых предложений, то есть с коммуникацией.
У девятиклассников наибольшая оригинальность в области лексики и речи, в 7 классе оригинальность связана с воображением и фантазированием, в 8 классе оригинальность проявляется в нестандартном использовании предметов.
4. В ходе исследования мы пришли к выводу, что стереотипность не увеличивается в процессе обучения, но ориентирование на ЕГЭ предопределяет развитие стереотипности мышления.
5. Так же мы выяснили, что динамика креативности и динамика стереотипности - это различные процессы, проходящие относительно независимо друг от друга, поскольку нами практически не было выявлено корреляционных зависимостей между этими параметрами. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, можно утверждать, что креативность развивается нелинейно, а скачкообразно.
Заключение
Обретение индивидом самостоятельности и как следствие ответственности за свои поступки проявляется в наличии общей инструментальной ценности "честность" в возрастных группах "18-25 лет" и "26-32 года".
Среди приоритетных инструментальных ценностей, в группах "успешные" и "отчужденные" существует общность в виде ценности "честность" и "самоконтроль", которые с повышением социального статуса респондентов повышаются в иерархическом порядке.
Приведенные результаты могут применяться в процедуре профотбора, в педагогике для планирования и мониторинга педпроцесса, а также в юридической практике для решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных.
Полученные результаты говорят о том, что современные девушки в большей степени, чем юноши соответствуют полоролевым образцам своей половой принадлежности.
При этом девушки используют как истинно женские, так и скорректированные мужские качества, что может свидетельствовать о формировании своеобразной "женской маскулинности". У представителей мужской выборки изменения взаимосвязей полоролевых и психологических особенностей личности в процессе половой социализации носят инверсионный характер, обеспечивающий им меньший полоролевой потенциал.
Список литературы
Блонский П.П. Память и мышление - Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2005.
Бирюков С.Д. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А.Н., Габриелян Н.А. - М: Российская Академия наук, институт психологии, 2006.
Кирнос Д.И. Индивидуальности и творческое мышление - Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2007.
Кон И.С. Психология ранней юности - М: Просвещение, 2008.
Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008.
Лютова Е.К. Некоторые психологические основания технологии научного творчества / Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия (сборник научных статей) / под ред. Воронина А.Н., Габриелян Н.А. - М: Российская Академия наук, институт психологии, 2009.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2008.
Денисов А.Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла: руководство по использованию / А.Ф. Денисов Е.Д. Дорофеев. - СПб.: "ИМАТОН", 2004.
Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2007.
Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб.: "Питер", 2008.
Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. - М.: АСТ, 2009.