ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
студента II курса гуманитарного факультета
Предмет: «Социальная психология»
Тема: «Особенности поведения толпы. Толпа и политика»
Одесса 2008 г.
Содержание
Введение
1. Понятие толпы
2. Виды толпы и особенности
3. Толпа и политика
Заключение
Литература
Введение
Предметом пристального и растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) массовая психология становится во второй половине ХIX – начале ХХ века, что было вызвано целой волной социально-психологических конфликтов, движений и революций в Европе. Вначале отдельные, а затем и многие социологи именно в этот период вынуждены были отойти от прежнего толкования общественной жизни, они все более склонялись к сознанию необходимости изучать исторические события, учитывая психологию массовых движений.
Изучение массового стихийного поведения привело к формированию двух основополагающих социально-психологических школ: немецкой психологии народов (М. Лазарус, Г. Штейнтель, В. Вундт) и франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). В России массовидные явления изучались М.Г. Михайловским, В.М. Бехтеревым, А.Л. Чижевским.
В СССР данная проблематика была сочтена неактуальной и практически изучение ее было прекращено, между тем как на Западе Европы и в Америке интерес ученых к проблематике стихийного поведения продолжался. В отечественной науке переход к системному познанию проблемы массового стихийного поведения начинается с середины 90-х годов ХХ столетия.
Поскольку за время развития учения о массовом стихийном поведении, сложились разные подходы к пониманию толпы, то прежде чем приступить к характеристике поведения толпы, остановимся на подходах понятию толпы, ее видах.
Понятие толпыСуществуют различия между пониманием толпы с политической и психологической точек зрения. Политические институты власти имеют тенденцию рассматривать толпу, как любые массовые проявления протеста, которые не санкционированы властями. Как правило, ставятся в один ряд «массовые истерии», «коллективные беспорядки», «бунты», «восстания», «движение за реформы» и «революционные выступления» [5,4]. Единственное, что авторы выделяют в качестве общих признаков для названных явлений, - это пространственная близость людей, влияние этой близости на их поведение.
Это очень широкое толкование и не позволяет выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций. Правда, и митинг, и даже театральная аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, однако тем самым приобретут совершенно новые качества.
Существует множество попыток определения того, что такое толпа. Приведем некоторые из них.
Так, Я Щепанський, акцентируя социологические признаки, считал, что толпа представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным способом». Близкое определение дал С.К. Рощин – «с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения». Согласно определению Ю.А. Шерковина, толпа – это «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно» [2,428].
Приведенные определения дополняют друг друга. В целом, толпа рассматривается как множество людей, не связанных между собой общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния.
Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов [2,423].
В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние « коллективной души» толпы [3,278]. Так, история дикого Запада знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это [1,15].
По этой же причине психологической особенности поведения человека, на расстрел приговоренного приводили по 6 и более человек с ружьями. Когда они стреляли, то каждый из них втайне надеялся, что попала не его пуля, а другого стрелявшего (то есть убил не я, а другой), что более спокойно воспринималось нервной системой и не откладывалось в ящик «угрызений совести».
Происходит деиндивидуализация.
Деиндивидуализация – это потеря самоосознания и страха оценки. Деиндивидуализация возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрирует внимание на отдельном индивиде.
Когда высокий уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).
По степени активности толпу разделяют на пассивную, активную и агрессивную
Пассивная толпа. Характерным признаком является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. При таких условиях люди слабо связаны между собой информацией, а поэтому не могут совместно действовать. Они спокойно ожидают чего-либо и относительно независимо друг от друга передвигаются (толпа людей на вокзале).
Приведем пример, определенной особенности поведения пассивной толпы.
Молодой человек был убит ударом ножа в живот по дороге домой. После того, как нападающие покинули вагон, другие 11 пассажиров молча наблюдали за тем, как молодой человек умирает от потери крови.
Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Страдая, она просила о помощи. На протяжении 40 минут мимо нее проходили потоки покупателей, пока, наконец, один человек помог ей добраться до больницы. Шокирует, что ни один человек в указанных случаях не попробовал оказать помощь.
Экспериментально выявлено, что присутствие других людей в значительной мере уменьшает возможность вмешательства. До 1980 г. было проведено около 50 экспериментов и было выявлено, что в 90 % свидетели были склонны к оказанию помощи, когда были одни. Феномен социального торможения в оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в форме трех социально-психологических процессов. 1) Препятствие публики. Человек стремиться избежать действий, которые могут ее поставить его в неудобное положение в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние – наследование поведения других людей. В толпе нередко сразу становится понятным, что требуется помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием один, то вся ответственность за пострадавшего лежит на нем. Присутствие же рядом других людей, ослабляет чувство ответственности.
Активная толпа. Таковой является толпа, которая находится в состоянии эмоционального возбуждения, порождающего психологическую готовность людей действовать сообща. У них формируются подобные социальные установки на определенные формы поведения. В активной толпе крепнут связи между людьми, становится более интенсивным обмен информацией. В состоянии внутренней активности, толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не действует.
Агрессивная толпа. Данный вид толпы характеризует высокий уровень эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активности. Со временем в этой толпе появляется новое состояние, связанное накоплением психического напряжения людей, чувства отчаянья, гнева и т.д. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение в отношении предметов или людей. Примером могут служить спортивные болельщики-фанаты.
По характеру поведения разделяют случайную, конвенционную, действующую, экспрессивную разновидности толпы.
Случайная толпа. Ее возникновение связано со случайным событием, с интересом к определенному событию, например, автомобильная авария.
Конвенционнальная толпа. Основой формирования поведения такой толпы является признание некоторых определенных правил в своем поведении. Обычно такая толпа собирается по поводу какого-нибудь события, объявленного заранее. В данном случае людьми движет определенный конкретный интерес, и они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, например футбольного матча. Внешне у такой толпы существуют все признаки конвенции: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения. Внутренне, однако, собравшиеся люди – это не посетители консерватории. Как отмечает Д.В. Ольшанский, - такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента, пока у конной милиции хватит сил ограничивать проход болельщиков к станции метро. Собственные, внутренние «правила» поведения болельщиков-фанатов таковы, что они могут смести милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа – она превратится в следующий вид, в толпу действующую [2,432].
Действующая толпа. Действующая толпа может быть агрессивной, панической, стяжательской (мародерство). Причиной ее действия часто являются ненависть к кому-либо, необходимость спастись от опасности, стремление овладеть какими-либо ценностями, либо состоянием экстаза во время религиозных ритуалов, концертов, карнавалов.
Экспрессивная толпа. В такой толпе людей объединяют общие чувства (радость, гнев, протест, горе и т.д.). Это толпа людей что-то эмоционально выражающих. В приводимом уже нами случае случайной толпы по поводу дорожно-транспортного происшествия, толпа может превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и бездарной работой транспортной милиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции.
Все виды толпы объединены высокой динамичностью, изменчивостью. Они могут легко переходить от одного состояния в другое, вследствие чего, ими довольно легко и в тоже время тяжело управлять.
Каждый человек обязательно выступает членом массовидных явлений, конечных «пунктов назначения» политических проектов – объединений людей, повинующихся политике. Изменения в законодательстве, социальные реформы, военные конфликты или смутные времена касаются каждого политического человека, даже если он себя таковым не считает.
Население страны образуется из массы людей, повинующихся политике для удовлетворения потребности в сохранении жизни на территории совместного проживания лиц различных национальностей, профессий, социального положения. Население характеризует психология политических чувств.
Толпа образуется из случайных лиц, участвующих в неповиновении власти в момент пика социально-экономической напряженности в обществе. Главной характеристикой для такой толпы является психология политических страстей. Толпа нагнетает и разряжает нервно-психическое напряжение людей, поставленных в безвыходное положение.
В политической психологии различают понятия «собранная публика» и «несобранная публика». В любом случае, публику всегда объединяет общая цель, что делает ее более управляемой. По словам Г. Лебона, - собрание становится организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы. В публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрата рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому некоторые виды публики могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу, а она в свою очередь в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для себя направлении.
В случае неразрешения общественной проблемы толпа начинает беспорядки – массовые народные волнения, являющиеся выражением протеста против власти. Беспорядки сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения транспорта, нарушением функционирования всех систем обеспечения, перерастают в вандализм. Толпа не останавливается перед кровью и покушением на жизнь всех, кто по каким-либо причинам показался ей для этого непригодным.
«Несобранная публика», с внешней стороны – это всего лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя исходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более важных вопросах – в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики. Нет в таком объеме эмоционального заражения, не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет (через средства массовой информации). Средства массовой информации активно стремятся к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.
Всякие виды «популяризованных масс» и «несобранной публики» представляют базу для формирования сходных взглядов. В них заключена готовность к некритическому восприятию определенной информации, заложена основа для создания мнения по некоторым вопросам, а также выработки готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они представляют собой фундамент для возникновения мнений и настроений – макроформ массового политического сознания, а за ним и соответствующего поведения [2,441].
Особым примером такой эволюции несобранной публики являются процессы, происходящие в ходе избирательных кампаний и возникающее в результате электоральное поведение. Электоральное поведение в целом продолжает оставаться стихийным поведением и подчиняется общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть – это организованный электорат, действующий на основе группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием политическим институтам, партиям, организациям. Вторую, более значительную часть – составляет неорганизованный электорат.
Выводы
Основным субъектом стихийного поведения является толпа. Толпа – это контактная, внешне неорганизованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма, составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно.
Психическое состояние индивида в толпе меняется. У него развиваются повышенная эмоциональность восприятия, усиливается внушаемость, снижается критическое отношение к себе и способность к рациональной переработке принимаемой информации, подавляется чувство ответственности за свое поведение, появляется чувство силы и ощущение анонимности.
Среди основных видов толпы выделяются: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая толпа. Действующая толпа имеет агрессивную, паническую, стяжательскую, мятежную или повстанческую разновидности. Толпа легко может переходить из одного вида в другой.
Публика представляет собой разновидность толпы. Собранная публика – скопление людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же. Важной чертой такой публики является готовность к реагированию на происходящее некоторым исходным образом. Это сходство установок, ориентаций и готовности к действию.
К несобранной публике относятся люди, читающие одни и те же газеты, смотрящие одни и те же передачи и т.д. Особым примером несобранной публики является электорат – общность людей, возникающая в ходе предвыборных кампаний. Психологическим механизмом политического поведения несобранной публики являются массовые настроения.
Литература
Мохов Е.В. Загадки массового сознания //Открытия и гипотезы. - 2003. - № 12. - С. 14-15.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002.- 576 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
Психология / Под ред. Крылова.
Рощин С. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. - Т.11. - 1990. - №5. - С. 3-9.
Український Я. Психологія натовпу // Психолог. - 2004. - №5. - С. 9-17.