Содержание:
Введение
Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя
Вопросы терминологии
Общий портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя
Психовозрастные особенности несовершеннолетнего правонарушителя
Возрастные особенности
Психофизические и интеллектуальные особенности
Характеристика мотивационной сферы
Особенности социализации и влияние семьи на формирование личности правонарушителя в подростковом возрасте
Заключение
Литература
Введение
Данная работа посвящена изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя: выявлению особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих противоправного поведение и совершение в этом возрасте преступлений.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений. [15]
И общая, и индивидуальная профилактика применимы к различным возрастным категориям делинквентов, вместе с тем результативность применяемых к ним мер будет неодинаковой. Так, люди зрелого возраста, с уже сформировавшимся характером, гораздо труднее поддаются «перевоспитанию». Профилактическая работа с ними может сводиться, главным образом, к тому, чтобы убедить их в невыгодности противоправного поведения, ввиду возможности применения к ним мер административно–правового принуждения. Другое дело, если средства профилактики используются в отношении несовершеннолетних. В этом случае имеется возможность вмешаться в процесс деформации личности и направить ее в русло закрепления позитивных качеств.
В литературе очень удачно отмечено, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения. [10]
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления. [9]
Предмет исследования: особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя и их влияние на преступное поведение.
Объект исследования: личность несовершеннолетнего правонарушителя.
Цель: исследовать особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи:
Рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя;
Исследовать нравственно-психологические факторы личности правонарушителя;
Изучить влияние нравственно-психологических факторов личности правонарушителя на формирование преступного поведения;
Результаты исследования оформить в виде курсовой работы.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в практике работы психолога. Кроме того работа может пригодиться в работе преподавателей, инспекторов по делам несовершеннолетних, сотрудников центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Кроме этого результаты данного исследования могут пригодиться и родителям, чьи дети могут потенциально пополнить базу исследования.
Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя
Вопросы терминологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.[6]
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личность несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние– лица, не достигшие 18 лет. Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16–летнего возраста. За совершение отдельных преступлений, указанных в законе, ответственность может наступить и с 14 лет (убийство, изнасилование, разбой и др. тяжкие преступления). Исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации, определение понятия «несовершеннолетний» можно сформулировать так: несовершеннолетние – это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление полной дееспособности. [16]
Из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их.
Правонарушение – противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Преступление в самом общем понимании — это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Следовательно, можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой не что иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста.
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.[21]
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.[5]
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие «отклоняющееся поведение» от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии», «отставание в развитии»…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.[17]
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.[13]
1.2 Общий портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.[6]
Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия — являются типичными для подростка-правонарушителя.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п.
Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.
Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших, У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится, главным образом, со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для изученных подростков следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда и т.п. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность.
Обращает на себя внимание значительный процент не учащихся и не работающих к моменту совершения преступлений подростков. Незанятость трудоспособного молодого человека трудом или учебой имеет криминогенное значение, так как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник — это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;
бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
ранние половые связи, половая распущенность;
систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.[12]
Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания.
К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.[14]
Психовозрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Возрастные особенности
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений.
Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Социально-психологические и криминологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:
отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная с семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков). [2]
Обязательному учету в процессе формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17–18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.
Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе:
различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
заболевание алкоголизмом;
явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта. [11]
Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% – акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20% – по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикам к неустойчивому типу. Главное, что отличает этих подростков, – затруднение в самоконтроле, «бестормозность», чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость.
Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер коррекции, ориентированных на социально организованный выход энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийся склонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами, нуждается в расширении взаимоотношений со сверстниками на основе излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированных подростков и вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, то неизбежны нервные срывы и антисоциальные проявления.
Характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей
Мотивации преступного поведения несовершеннолетних сводится в основном к следующему:
преобладание «детских» мотивов совершения преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
ситуативность мотивов;
деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями.
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.
Характеризуя мотивационно-потребностную сферу правонарушителей, можно сделать следующие выводы:
1. Не всем правонарушителям присущи гипертрофированные примитивные потребности. Однако, у них, как правило, слабо выражены высшие потребности. У большинства правонарушителей потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития подростков-правонарушителей связан с бедностью их духовных запросов.
2. Для значительной части как младших, так и старших подростков-правонарушителей (почти для двух третей) характерно отсутствие или слабость нравственных мотивов.
3. В то же время у определенной части правонарушителей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность собой, сознание своей вины (особенно перед матерью) и желание начать иную жизнь (учиться, работать). Это дает основания для оптимистического прогноза в отношении возможностей их перевоспитания. [4]
Выделение различных групп правонарушителей
Подростки, объединенные понятием «правонарушители», не являются однотипными. Особенно ярко различие выступает в их отношении к своему правонарушению. Одни из них стыдятся своих прошлых поступков, смущаются, когда об этом заходила речь. Эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывают о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Есть и такие, которые не только не стесняются говорить о своем преступном прошлом, но и бравируют им.
Более глубоко подойти к пониманию различных групп правонарушителей помогает гипотеза Л.И. Божович о соотношении эмоций и потребностей и о том, что характер эмоций может свидетельствовать о характере побуждений и их динамике. Эмоции являются отражением степени удовлетворения потребностей субъекта, и, следовательно, характер его переживаний будет отражать и характер имеющейся у него потребности и то, в какой степени она нашла удовлетворение.
«Если психические процессы являются отражением окружающего мира,— пишет Л.И. Божович, — то переживания — продукт отражения взаимоотношений субъекта и этого мира. Переживание отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях со средой, т. е. за переживаниями лежит мир потребностей в их соотношении с возможностями удовлетворения. Таким образом, по характеру переживания в известной мере можно судить о структуре мотивационной сферы человека и, наоборот, зная его потребности и возможности их удовлетворения, можно предсказать характер его переживаний». Так, например, наличие угрызений совести, по предположению Л.И. Божович, должно свидетельствовать о том, что у человека была потребность воздержаться от соответствующего безнравственного поступка, и неудовлетворение этой нравственной потребности вызвало отрицательные переживания, отраженные в сознании в виде раскаяния, угрызений совести и пр. Отсутствие таких раскаяний, наоборот, свидетельствует либо о чрезвычайной слабости нравственных побуждений, либо об их полном отсутствии.
На этом основании Л.И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп правонарушителей, у которых имеется разное соотношение антиобщественных наклонностей и нравственных стремлений. Если подросток, совершивший бесчестный поступок, испытывает угрызения совести, то можно предположить, что его поступок был мотивирован сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение — воздержаться от бесчестного поведения. Таким образом, нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, и это выразилось в чувстве неудовлетворенности собой. Если это так, то преступления, сопровождающиеся раскаянием, угрызениями совести, свидетельствуют о доминировании в мотивационной сфере таких подростков элементарных потребностей при имеющихся нравственных побуждениях. Такую группу правонарушителей можно условно назвать «раскаивающиеся».
Другие правонарушители не испытывают угрызений совести. Совершив преступление, они опасаются только наказания; если же преступление остается нераскрытым, они удовлетворены и даже рады. Согласно мысли Л. И. Божович, можно предположить, что этим переживаниям в мотивационной сфере соответствует, с одной стороны, наличие достаточно настойчивых примитивных потребностей и стремлений, с другой — отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с первыми. У некоторых подростков этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть и не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам, в которых они часто являются соучастниками. Такие подростки составляют вторую группу. Ее можно обозначить, как «бесконфликтную».
Третью группу составляют подростки, которые сознательно противопоставляют себя моральным требованиям общества. У них не только отсутствует конфликт между примитивными потребностями и моральными побуждениями, но их правонарушения находят поддержку в их антиморальных убеждениях. Сильно развитые антиобщественные потребности они удовлетворяют, следуя своей циничной «морали», которая позволяет им с легкостью идти на преступление. Правонарушителей этой группы можно условно назвать «циниками». В мотивационной сфере «циников» также нет конфликта между моральными и примитивными потребностями, поэтому в каком-то смысле «циники» — это разновидность «бесконфликтных». Выделение этих трех групп, как основных не исключает множества их разновидностей. В основу этого деления на группы положен главный и существенный признак — соотношение нравственных мотивов с непосредственно действующими примитивными потребностями, с чем связаны и характерные для этих соотношений переживания. [3]
3 Особенности социализации и влияние семьи на формирование личности правонарушителя в подростковом возрасте
Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:
1) первичная или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста);
2) стадия индивидуализация, характеризующая стремлением индивида выделить себя среди других, критически осмыслить общественные нормы поведения;
3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, «влиться» в общество;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей («групповая идентичность» по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенка формируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывности своего «Я». Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.
Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.
Противоправное поведение связано со следующими дефектами социализации:
дефекты в организации воспитания, приводящие к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;
дефекты в понимании и выполнении социальных ролей, приводящие либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, а также к уклонению от исполнения роли;
дефекты в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждения и т.д.);
дефекты индивидуального социального опыта, зависящие от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;
дефекты социального контроля, зависящие от недостаточной эффективной деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов;
дефекты социальной адаптации, отражающие, в частности, процессы миграции и урбанизации.
Влияние семьи на формирование личности
Для ранней или первичной социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те, или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще всего у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.
Значительная часть подростков, привлеченных к уголовной ответственности, воспитывалась в неполных семьях в связи со смертью одного из родителей, разводом или внебрачным рождением. Для их родителей характерны низкий культурный и образовательный уровень, злоупотребление алкогольными напитками. Группа признаков, характеризующих взаимодействие подростка с семейной микросредой, в том числе трудности воспитания, а также неправильная позиция родителей в вопросах воспитания зачастую в этих семьях принимает криминогенное значение.[20]
Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связано с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что «недополучил» от отца. [1]
Однако решающим является не состав семьи, а ее нравственная атмосфера, т. е. взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Для семей, где воспитываются подростки-правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями, ругань, ссоры, ссоры и драки с соседями, разврат.
Показательно, что образовательный уровень родителей подростков, совершивших правонарушения, значительно ниже среднего образовательного уровня. Не случайно в этих семьях зачастую отсутствует элементарное представление о путях и способах нормального воспитания детей. Подростки предоставлены, как правило, самим себе, родители не контролируют их знакомства, связи, расход карманных денег, проведение досуга и пр. Отсутствие обязанностей по дому, безответственность в семье перерастала в безответственное отношение к обществу.
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин правонарушений подростков.
Как верно заметил Д.А. Шестаков «семьи, содержащие антисоциальные стандарты поведения, не требуют от своих членов совершения преступления, их криминогенность состоит в совершении проступков, наличие оценок, мотивов, установок, благоприятствующих нарушению закона. Сталкиваясь с подобными явлениями, человек получает определенный криминогенный заряд, под влиянием которого общий «баланс оценок» может сместиться в антисоциальном направлении».[19]
Отрицательное воздействие на формирование личности оказывает и воспитание детей с преобладанием методов физических наказаний, что порождают у них чувство озлобленности; запугивание и угрозы влекут за собой уходы из дома, а также ведут к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия.
Но наиболее интенсивное криминогенное влияние исходит от семей с собственным источником десоциализации, в первую очередь тех, которые целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества, вовлекаю их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Этот процесс попадает в поле зрения правоохранительных органов лишь при расследовании другого преступления, совершенного взрослым с участием несовершеннолетнего. Подобные группы чаще всего складываются не из родственников. Вовлечение несовершеннолетних родственниками обладает большей латентностью. В связи с этим при установлении аморального или противоправного поведения людей, имеющих потомство, возникает необходимость разбираться - не сопровождается ли оно вовлечением в антиобщественную деятельность детей и подростков. [7]
Однако далеко не всегда антиобщественное формирование личности происходит в семьях с ярко выраженной антисоциальной установкой. Очень часто детей балуют, позволяют им делать дома практически все, но беда в том, что эта вседозволенность подростки переносят и на другие отношения. Так, они склонны шалить в школах, сначала их шалости носят шутливый характер, но не следует забывать, что со временем они могут перейти грань дозволенного. В тех же случаях, когда преподаватели начинают взывать к родителям с просьбой повлиять на своих детей, те нередко считают, что их ребенок прав. Первые же проблемы, связанные со столкновениями с милицией родители стараются «решить» при помощи своих связей, тем самым формируя у детей чувство полной безнаказанности. Чувство, которое в дальнейшем перерастает в уверенность во вседозволенности для лиц имеющих «большие деньги или связи». Это же обстоятельство, а также наличие «больших денег» толкает подростков на поиски развлечений, которые зачастую сводятся к распитию спиртных напитков, употреблению наркотиков.
Еще одним фактором формирования негативной направленности личности подростка следует признать наличие двойной морали, которую подростки наблюдают в семье. Речь идет о банальных вещах, когда стоимость приобретаемых родителями вещей намного превышает их официальную зарплату либо когда старшие в разговорах поощряют людей, «умеющих делать деньги». К глубокому сожалению подросток наблюдает ситуацию, при которой работающие честно находятся за чертой бедности (врачи, учителя, шахтеры и др.), поскольку их благополучие зависит не только от размера заработной платы, но и от регулярности ее выплаты. С другой стороны подростки видят, что на дорогих иномарках разъезжают те, кто связан с рэкетом, распространением наркотиков, игорным бизнесом, то есть люди получающие доходы, сомнительные с точки зрения закона.
В силу того, что подросткам свойственен максимализм, они хотят и стремятся достичь всего и сразу, не оценивая критически собственные способности и законность способов достижения поставленной цели.
Противоречия между уровнем притязаний субъектов и материальными возможностями их удовлетворения может также вызвать недовольство собственным положением и окружающими людьми, которое иногда сопровождается озлоблением и мстительностью.
В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания:
а) безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске «увеселений» и попадают под влияние «уличных» компаний и противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается в России более 2 миллионов человек;
б) гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;
в) воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;
г) «жестокое воспитание», когда за малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;
д) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются недетские непосильные заботы. [18]
При этом характерно, что безнадзорность может быть результатом самых различных причин, начиная с условий работы или состояния здоровья взрослых членов семьи, затрудняющих их участие в воспитании детей, и до конфликтов в семье, отвлекающих их участников от воспитательных обязанностей, и назначения взрослыми этих обязанностей либо неправильной родительской позиции, сводящей заботу о детях к удовлетворению престижных амбиций. Безнадзорность может так же являться спутником целенаправленных попыток толкнуть детей к антиобщественному поведению.
Потребности общения и самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по каким–то причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.
Заключение
В завершении исследования необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.
У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. [12]
Цель работы достигнута, задачи, поставленные перед исследованием решены.
Литература:
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юрист,1966.
Агрессия и психическое здоровье. Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. СПб., 2002.
Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.
Бочкарева Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков». - М.,1972.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России»,1994.
Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законность. 2000 г. № 7.
Доронин Г.Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей. - Проблемы повышения эффективности борьбы с преступность. Томск. 1981.
Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2004.
Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001.
Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 1995.
Королев Ю. А. Семья как субъект права. Журнал Российского права. – 2004 г. № 10.
Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.
Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988.
Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.
Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона). М., 2004.
Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями : Некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов. Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 4.
Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс»,1997.
Шестаков Д.А. Семья как объект криминологического исследования. Правоведение. № 4. М., 1982.
Шестаков Д.А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. Д.А. Шестаков. Правоведение. -1976. - № 3
Шипицына Л.М., Иванов Е.С.»Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Уэлс, Великобритания, 1992.