Введение
1. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского
2. Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
3. Типология социальных характеров Э. Фромма
4. Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
5. Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
6. Психоаналитические типологии индивидуальных характеров
Заключение
Список литературы
Введение
Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающий типичный для него способ поведения, который определяется отношением к себе, к другим людям, к своему дел, также в характере отражаются волевые качества.
Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах.
В древнегреческой литературе типологию характеров, распространенных в афинском обществе, описал Теофраст.
Затем лишь в первой половине ХIХ в. Стала возникать наука о характерах. Создатель френологии аль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.
В конце ХIХ в. Появляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф. Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека» и книга Ф. Полана «Психология характера». Джордано открыл, что существуют два фундаментально различных характера: «у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым» (по сути, Джордано описал экстраверта и интроверта). Ф. Полан отмечает, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные; 2) закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависимости.
В начале ХХ в. Я. Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный в сверхличный. Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.
В начале ХХ в. А.Ф. Лазурский впервые, предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект».
Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера.
Рассмотрим подробнее его наиболее известные типологии.
1. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского
А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.
Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств, одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:
1. Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.
2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.
3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными.
4. Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).
Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А. Маслоу и Э. Шострома.
Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции – чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка к формально-динамическим характеристикам; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.
Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.
Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. (Например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес – это экзопсихические качества).
А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различньтх эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.
Эта мысль близка современной духовно-ориентиронанной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.
А.Ф. Лазурский выделил три группы характеров:
1. Приспосабливающиеся стремятся приспособить среду к собственным потребностям и запросам. Идеалы:
а) альтруизм,
б) индуктивное и дедуктивное знание,
в) красота,
г) религия,
д) общество и государство,
е) внешняя деятельность и инициатива,
ж) система и организация,
з) власть и борьба.
2. Приспособившиеся характеры отличаются взаимовлиянием среды и человека. Психосоциальные категории: непрактичные теоретики-идеалисты:
а) ученые;
б) художники;
в) религиозные созерцатели;
г) практики-реалисты;
д) альтруисты;
е) общественники;
ж) властные;
з) хозяйственные.
3. Недостаточно приспособившиеся характеризуются пассивным приспособлением к среде. Отличаются преобладанием психофизиологических функций:
а) рассудочные,
б) аффективные,
в) подвижные (сангвиники),
г) чувственные,
д) мечтатели,
е) импульсивные,
ж) покорно-деятельные,
з) упрямые.
2. Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Голландские психологи Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн в основание своей типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера:
1) Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во всех сферах жизни, а также манеру выполнять задания немедленно или откладывать их выполнение Активность – это потребность в действии, в стремлении построить план и осуществить его.
2) Эмоциональность – безэмоциональность отражает частоту и силу эмоциональных реакций в ответ на происходящие события, способность человека переживать все происходящее с ним или становящееся известным ему. Кто-то легко отзывается на все события, кто-то, напротив, остается бесстрастным.
3) Первичность – вторичность представляет темпорально-энергетическую реакцию человека, отражают как бы «вязкость» психического состояния и одновременно способ человека структурировать свое время. «Первичные» непрестанно разряжают свои эмоции, но эффект и след реакции быстро исчезает. Они живут настоящим, способны на большое, но не длительное усилие, любят неожиданности и не способны к построению долговременных планов. «Вторичные» же выдают первую слабую реакцию, но затем она как бы «догоняет» раздражитель, сила реагирования нарастает, и эффект сохраняется более длительное время. Они надолго заряжаются под влиянием значимой ситуации, упорны, терпеливы, способны к осуществлению долговременных планов и отказу от текущих удовольствий.
Составляя различные комбинации из выше изложенных качеств, можно получить восемь характерологических типов:
1. Нервный – раб настоящего, неустойчив, склонен к подозрительности, но легко примиряется. Постоянно в поисках новых и сильных ощущений. Ему нужно много разнообразных друзей, поэтому семейного круга обычно бывает недостаточно. Чувствителен, но его эмоции быстротечны. Мало считается с объективной картиной мира, легко подчиняя ее минутным настроениям. Плохо переносит монотонный труд, и в работе не нужно опасаться им управлять.
2. Сентиментальный – тоже чувствителен, в отличие от нервного, долго помнит и бережет свои чувства. Любит одиночество, имеет не очень много друзей. Глубоко переживает все то, что ему говорят, что с ним происходит. Редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое, строит планы на будущее. Трезво оценивает обстановку. Не любит перемен. Вести себя с ним следует осторожно, подчеркивать уважение к его личности.
3. Бурный – имеет характер большой силы, отличается отвагой. Увлекающийся человек, склонный к анархии. Откровенен, но переменчив. Доверчив, любит все приукрашивать. Охотно участвует в общем деле, способен загореться идеей коллектива, но за ним нужно присматривать, потому что он так же быстро остывает. Может справиться с работой, которая должна быть выполнена без промедления, но следует помнить о том, что его высокая жизнеспособность сочетается с высокой отвлекаемостью.
4. Страстный – человек одной идеи, отдающийся ей со всей страстью. Любит порядок, редко меняет свои убеждения, может все жизненные устремления и способности поставить на службу своему стремлению. Если такой человек становится лидером в группе, справляется с этим вполне успешно до тех пор, пока не столкнется с сильной позицией другого лидера кого же характера.
5. Сангвиник – практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места – невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.
6. Флегматик – холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно – убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.
7. Аморфный – очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, рассматриваемому ниже, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.
8. Апатичный – тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.
3. Типология социальных характеров Э. Фромма
«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».
«Характер – это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс.
От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.
Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:
Неплодотворные ориентации
Рецептивная ориентация – человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое – это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль – найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.
Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Они в основном оптимистичны и дружелюбны. У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей.
Эксплуататорская ориентация – люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других, даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в форме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.
Стяжательская ориентация – люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакальная чистоплотность – выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за предёлами его собственного мира воспринимаются как «опасные и нечистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем – вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».
Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формирует образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа.
Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид.
Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.
Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Понятия «плодотворный» и «активный» не совпадают, так, человек может быть активным в состоянии гипноза, но это не плодотворность, поскольку он не творец своей активности и к активности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.
Плодотворность предполагает, что человек является здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.
Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.
Определенные качества неплодотворных ориентаций имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Неплодотворные ориентации соединяются в различные комбинации, в зависимости от удельного веса каждой из них; каждая из них качественно изменяется соответственно уровню наличествующей плодотворности, различные ориентации могут действовать с разной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности.
4. Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся
Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.
Первый, эгоцентрический уровень – определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т.е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.
Следующий уровень, группоцентрический – человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.
Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.
Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т.е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.
Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то – другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.
5. Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».
Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией.
Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, с тем чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек – это вещь, о которой нужно много знать я которой нужно уметь управлять.
Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел Манипулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».
Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.
Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Манипулятор в какой-то мере живет в каждом человеке. Имеется несколько основных типов Манипулятора.
1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: Настоятельница, Настоятель, Начальник, Босс, младшие Боссы.
2. Тряпка (слабак) – обычно жертва диктатора, полярная противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, преувеличивает, лжет, старается перехитрить и провести других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.
4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.
5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация – Сварливая баба.
6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации.
7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.
8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.
В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же человек собой один из типов Манипулятора в наиболее выраженной степени, он проецирует его противоположность на окружающих его людей и делает их своими целями. Например, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода «подрывных» методов.
Манипуляции – это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.
6. Психоаналитические типологии индивидуальных характеров
Характер проявляет себя типичным паттерном поведения или привычной направленностью – это устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. Структура характера отображает только ту модальность, в которой способна функционировать инстинктивная жизнь. Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития, фиксация на определенном психосексуальном этапе обусловливает особенности характера человека. Фрейд выделял орально-пассивный и орально-агрессивный характер, анальный характер (анально-сдерживающий и анально-выталкивающий), генитальный характер.
Современные психоаналитики, в частности в типологической модели А. Лоуэна, выделяют следующие типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, шизоидный.
Кратко охарактеризуем психоаналитический подход к анализу характера и указанные типы характеров.
Психоаналитики отмечают, что характер сложным образом связан с «Я». «Я» – является субъективным восприятием собственной персоны. Но описание человеком своего «Я» совершенно ненадежно, так как человек говорит о нем в терминах «Я-идеала», выражая желательное качество, а не действительную функцию. Аналитику необходимо распознать его истинное «Я», определив структуру характера. Люди обычно идентифицируются со своим характером, частью которого является «Я-идеал». Если удается отделить «Я» от структуры характера, с которой оно слито, то открывается путь к изменению последней. Но чтобы человек идентифицировался со своим «Я», а не с характером, необходимо преодолеть и устранить «Я-защиты». Это задача любого аналитического подхода. Анализ характера позволяет пациенту почувствовать, что его характер – это невротическая структура, которая вмешивается в жизненные функции «Я» и их ограничивает. И даже если клиент чувствует, что невротические симптомы чужды «Я», он все равно принимает характер за «Я» (Лоуэн). Таким образом, терапевт должен привести пациента к тому, чтобы он начал осознавать свой характер как проблему и одновременно почувствовал возможность более успешного функционирования.
Оральный характер – поведенческий паттерн человека характеризует зависимость от окружающих, сильный страх потерять любовь, колебания настроения (от восторженности до подавленности), представление о том, что мир должен обеспечить его жизнь, обеспечив всем необходимым. Такой человек ждет понимания, симпатии и любви, и очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих людей.
Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означает страх потерять любовь объекта, таится в бессознательном как огромная опасность и угроза и является причиной депрессии у этих людей. Этих людей интересуют только собственные потребности и чувства даже утверждение «я тебя люблю» для такого человека означает: «я хочу, чтобы ты меня любил». Человеку с оральным характером присуще желание поговорить и удовольствие от говорения, он любит рассказывать о себе, как правило, выставляя себя в выгодном свете.
Такой человек надеется получить желаемое, не прилагая усилий, бессознательно рассчитывая, что кто-то или что-то должно заботиться о нем. Оральный характер – это «прилипчивый тип», он способен как бы «высасывать» чужую силу и энергию. Неумение стоять на собственных ногах является верной характеристикой такой структуры «Я». Людям с таким характером обычно не удается сохранять работу на долгое время, им трудно заботиться о себе, о работе, порой они восстают против необходимости работать или требований трудовой дисциплины. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь желаемого. Депрессия наступает после снижения активности и утраты видимого благополучия. Агрессивные чувства выражены слабо, хотя может быть сильное раздражение: много крика, но при этом нет сильного чувства. Человек с оральным характером относится к своим потребностям инфантильно, т.е. требует, чтобы внешний «взрослый мир» понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.
Абрахам считал, что об оральности можно говорить, если присутствуют: чрезмерная зависть, невротическая скупость, выраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрезмерная говорливость, острая потребность во внимании, враждебность, нетерпеливость, беспокойство, склонность к перееданию, всевозможные оральные привычки (курение и т.д.).
Мазохистский характер. Ему присущи следующие особенности: субъективное хроническое ощущение страдания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, к самобичеванию (моральный мазохизм), а также навязчивое желание мучить других.
Райх подчеркивал, что мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокации и страдания объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и кончается неудачей, не может доставить удовольствия. Потребность страдать выражается чаще всего в фантазиях, которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в провоцирующем поведении, которое приводит его к самобичеванию и униженности. У мазохиста очень суровое «Сверх-Я». Потребность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть, так как ненависть, изначально направленная наружу, может оборачиваться внутрь на самого себя. Мазохист страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно.
Успеха при лечении мазохистской структуры характера можно достичь, если пациент будет выражать свои негативные чувства. Сдерживание агрессии вызывает мазохизм, и добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности, людям, терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть этот барьер. И никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Мазохист не доверяет даже себе самому, его Способность выразить мысль и чувство блокированы.
Истерический характер. Фенихел описывает механизмы истерии как отражение конфликтов между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Истерическому характеру свойственны иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрализованное поведение и даже обман вплоть до истерических фантазий. Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляда и речи. Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается тревожностью (Райх).
При истерическом характере сексуальные влечения подавлены, т.е. в значительной степени бессознательны, поэтому человек с истерическим характером удивится, если ему указать на сексуальный смысл его действий. Человек с истерическим характером обращается за помощью, когда что-то выходит из-под контроля. Пока организм способен регулировать баланс между количеством выработанной и количеством разряженной энергии, истерический характер способен избежать тревожности, сохранять контроль и контактировать с реальностью. Если поток энергии увеличивается, а разрядка остается прежней, возникает тревожность. Недостаточное удовлетворение при половом акте, любая помеха в нормальной половой жизни, когда нет возможности для разрядки энергии, вызывает тревожность и истерические приступы, и тогда тревожность превращается в соматический симптом. Истерический приступ – это психический дубликат попытки подавить состояние сильной тревожности. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть «Я» в истерической вспышке, или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истерическую телесную симптоматику, например паралич, тики, спазмы. Многие люди такого типа будут бессознательно искать ситуации, которые приведут их к возбуждению и повысят внутреннюю заряженность организма (таково биоэнергетическое объяснение флирта), что вызывает типичную истерическую реакцию.
Пока сохраняется равновесие между выработкой и разрядкой энергии, истерический характер функционирует без симптомов, но это состояние равновесия воспринимается как серость и бессмысленность жизни, как скука и неудовлетворенность жизнью; в результате человек с истерическим характером невольно стремится нарушить это равновесие, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства, что приводит к бессознательному поиску любовных приключений, флирту, кокетству, внебрачным отношениям. Разрядить возросшее количество энергии затруднительно, поэтому появляется тревожность, которая может подавить сексуальное желание, вызвать боязнь глубоких любовных чувств, восстановить женщину против мужчин или мужчину против женщин.
Фаллически-нарциссичсский характер – это преимущественно мужской вариант характера, отличается самоуверенностью, нередко высокомерием, энергичностью, достаточно успешен в профессиональных делах, хорошо адаптирован в социальном окружении, сексуально привлекателен для противоположного пола. Агрессивное поведение обычно ведет к успеху, не может терпеть мысли о неудаче в чем-то важном для себя, добиваясь успеха упорством, но испытывает страх перед глубокими чувствами и возможной неудачей. Амбициозность, напор, агрессивность, ответственность, борьба – отличительные черты фаллически-нарциссического характера. Мужчина этого типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией, но фактически способность переживать удовольствие снижена, часто проявляется невозможность получить удовлетворение сразу. Таким образом, агрессивность и сексуальная активность человека фаллически-нарциссического типа характера преувеличена, чтобы скрыть конституционную слабость. Фаллический мужчина, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого удовлетворения, и он вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. Этот тип характера можно оценить как ригидный.
Шизоидный характер. Шизоидный характер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Если оторванный от реальности щизофреник полностью утрачивает свое «Я», то шизоид способен избежать этого отрыва в сохранить свое «Я», но его ощущение себя в материальной реальности слабое, он воспринимает себя как духовную личность. Лишь на короткое время шизоид может сфокусировать нежные чувства на другом человеке, однако напряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приводит к разрыву.
Шизоидный характер характеризуется аффективным нарушением, когда эмоции человека неадекватны.
Заключение
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Но недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичными, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Характер – это каркас личности, в который входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
Список литературы
1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. – М., 2008.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2005.