Пермский гуманитарно-технологический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Психология"
Пермь, 2007
Задача 1
Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.
Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.
Данное суждение достаточно верно и точно.
Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.
Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология - это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология - наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.
Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного "Я" (т.е. сознание индивида).
Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.
Задача 2
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.
2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.
4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным - все остальные.
Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.
К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное?
а) активно воздействует на среду - психическое отражение;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия - зеркальное отражение;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности - психическое отражение;
г) является фотографией окружающей действительности - зеркальное отражение;
д) сигнализирует о жизненно важном для человека - психическое отражение.
2. К методу опроса относятся … д) социометрия; е) анкетирование.
3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:
1). Инстинктивное поведение … г) все ответы верны.
2). Импринтинг … е) все ответы неверны.
3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, - это сознание.
4). Высшие психические функции характеризуются … а) осознанностью.
Задача 4
Из приведённых суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.
На Земле существует огромное количество форм живой материи, которые обладают определенными психическими способностями. Самая элементарная способность реагировать на окружающую среду - раздражимость. Наиболее простые формы раздражимости: тропизмы и таксисы, которые встречаются у растений, поэтому я считаю, что данное суждение верно.
2. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
Данное суждение верно. По А.Н. Леонтьеву, для животных характерны только первые две стадии развития психики, что же касается третьей - это уже сознание человека. Первая стадия - элементарная сенсорная психика характеризуется наличием ощущений, появлением органа манипулирования и способностью к формированию условного рефлекса. Вторая стадия - перцептивная психика в своем развитии доходит до использования животными ранее приобретенных знаний, умений и навыков в сложном поведении.
Задача 5
В научно-фантастическом рассказе описано следующее.
Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие - когда было радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву "h", показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.
Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору. Люди или животные?).
Я считаю, что троппи - это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.
Задача 6
Заполните таблицу:
Основные направления зарубежной психологии
Направление | Представители |
Предмет психологии |
Основные теоретические положения |
Методы исследования |
Структурализм |
В. Вундт, Титчинер | Сознание. | Выделяют ощущения и элементарные чувства, названы лабораторные методы. | Интроспекция, наблюдение. |
Функционализм |
Уильям Джемс, Джон Дьюи | Приспособительные функции психики. | Изучение рефлекса в психологии, теория личности, теория эмоций, рассмотрение категории самосознания. | Наблюдение, опыты как тесты, эмпирический опыт. |
Бихевиоризм: |
Уотсон, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Ухтомский | Поведение. | Объясняют поведение воздействием внешней среды, рассматривают научение - как классическое обусловливание. Киннер описывает оперантное обусловливание (метод проб и ошибок). | Точный опыт и эксперимент, описание результатов. |
Психоанализ: |
З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Форм |
Бессознательное. | Описание бессознательного во снах, обращение к глубинным слоям психики, описание энергии ЛИБИДО, как источника активности. | Метод Клини-ческой беседы, метод свободных ассоциаций, анализ снов, проективные методики, метод терапии (снятия страхов). |
Гештальт -психология |
Курт Ливин, Фриц Перлс, Келер, Кофка, Вертгеймер | Единица анализа сознания и психики. | Изучение психики с точки зрения целостных структур, рассматривали целостность восприятия, его законы, а также предметность восприятия. | Эксперименты, анализ восприятия, опыты. |
Когнитивная Психология |
У. Найсер, В.К. Эстес, Г. Хекхаузен, Дж. Каган | Процессы и механизмы оперирования информацией и знаниями. | Основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной метафоры. Изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. | Эксперименты, в которых измеряется скорость выполнения разных простых задач, электроэнцефалография (ЭЭГ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), функциональное отображение магнитного резонанса (ФОМР). |
Гуманистичес-кая психология |
А. Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Р. Мей. | Самоактуализация, саморазвитие. | Человек ценностен, неповторим, индивидуален, способен к любви и творчеству, концепция логотерапии, разработка целостно динамической теории мотивации. | Групповые тренинги роста, раскрепощенности, успешности разнообразные виды психологического тестирования, в т. ч. проективные методики (оценка отдельных черт личности), а также психоанализ. |
Список литературы
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.