Рефетека.ру / Психология

Лабораторная работа: Исследование уровня эмоционального выгорания

Дисциплина: «Основы психологической самопомощи»

Содержание


Введение

Исследование (испытуемый А)

Исследование (испытуемый Б)

Анализ результатов

Выводы

Список использованных методик

Введение


Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности.

Задачи исследования:

- применения метода наблюдения для выявления факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми;

- использование метода беседы для определения личностных особенностей социального работника;

- применение психодиагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности;

- анализ и интерпретация полученных результатов.

В качестве гипотезы исследования, было выдвинуто предположение, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Любая профессиональная деятельность, связанная с постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций и большие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональному выгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.

Поэтому очень важно знать те факторы и причины, которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональное выгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человека последствий профессиональной деятельности связанной с общением.

1. Исследование (испытуемый А)


Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – старший помощник начальника 1-го отдела.

Социально-демографические характеристики

Пол - женский

Возраст - 43

уровень образования: среднее спец.

стаж работы по специальности СР - 10 лет

уровень з/п: средний

семейное положение - замужем

Условия работы

освещенность: нормальная

температура: норма

вентелируемость: есть

организация рабочего места:

необходимость в оргтехнике: есть

оснащенность оргтехникой: низкая

удобство рабочего места: нет

расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство

3) Формальные характеристики работы

число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 20 человек

уровень напряженности: очень высокий

4) Особенности профессионального взаимодействия

профессионализм (знание дела): высокий

четкое исполнение служебных обязанностей: да

уровень профессионального взаимодействия с

клиентом: высокий

характер отношений с коллегами: позитивный

психологический климат в коллективе: нейтральный

поведение: доброжел.


5) личностные особенности испытуемого:


Степень выраженности

отсутствует низкая ниже сред. средняя выше средн. высокая слишком высокая
энергичность, активность


+


доброжелательность




+
интерес к людям


+


сочувствие, сопереживание

+



сдержанность




+
стрессоустойчивость


+


уважение личности клиента




+
принятие клиента


+


позитивный настрой



+

целенаправлнность



+

исполнительность





+
развитость познавательных процессов




+
сообразительность




+
гибкость мышления




+
ответственность





+
стремление к профессиональному росту



+

самооценка




+

6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий

усталость: часто

мотивация: средняя

напряженность: часто

апатия, безразличие: редко

болезн. состояние: редко

стресс: редко

потеря интереса к работе: очень редко

Обработка данных тестирования:

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

«напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;

Неудовлетворенность собой – 10 – складывающийся симптом;

«Загнанность в клетку» - 11 - складывающийся симптом;

Тревога и депрессия – 3 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 49 – фаза в стадии формирования.

«резистенция»

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 25 -сложившийся симптом; доминирующий;

Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 - не сложившийся симптом;

Расширение сферы экономии эмоций – 13 - складывающийся симптом;

Редукция профессиональных обязанностей – 22 - сложившийся симптом; доминирующий.

Общее кол-во по фазе – 69 – сформировавшаяся фаза.

«истощение»

Эмоциональный дефицит - 20 - сложившийся симптом; доминирующий;

Эмоциональная отстраненность – 15 - складывающийся симптом;

Личностная отстраненность (деперсонализация) – 10 - складывающийся симптом;

Психосоматические и психовегетативные нарушения - 13 - складывающийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадии формирования.

Общее кол-во по всем 3-м фазам – 176

«Опросник на “выгорание”» MBI

«эмоциональное истощение» - 27 (максимальная сумма баллов – 54).

«деперсонализация» - 14 (максимальная сумма баллов – 30).

«редукция личных достижений» - 27 (максимальная сумма баллов – 48).

Общая сумма – 66.

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

(10-22)+50=38 - умеренная тревожность.

4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга

(25-18)+35=42 – умеренная личностная тревожность.


2. Исследование (испытуемый Б)


Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – начальник отдела пенсионного обеспечения.

Социально-демографические характеристики

Пол - женский

Возраст - 52

уровень образования: высшее

стаж работы по специальности - 23 года

уровень з/п: средний

семейное положение - замужем

Условия работы

освещенность: нормальная

температура: норма

вентелируемость: нет

организация рабочего места:

необходимость в оргтехнике: есть

оснащенность оргтехникой: нормальная

удобство рабочего места: да

расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство

3) Формальные характеристики работы

число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 15-20 человек

уровень напряженности: очень высокий

4) Особенности профессионального взаимодействия

профессионализм (знание дела): высокий

четкое исполнение служебных обязанностей: да

уровень профессионального взаимодействия с

клиентом: высокий

характер отношений с коллегами: позитивный

психологический климат в коллективе: позитивный

поведение: доброжел.


5) личностные особенности испытуемого:


Степень выраженности

отсутствует низкая ниже сред. средняя выше средн. высокая слишком высокая
энергичность, активность




+
доброжелательность



+

интерес к людям

+



сочувствие, сопереживание

+



сдержанность



+

стрессоустойчивость


+


уважение личности клиента



+

принятие клиента



+

позитивный настрой




+
целенаправлнность


+


исполнительность



+

развитость познавательных процессов




+
сообразительность




+
гибкость мышления




+
ответственность



+

стремление к профессиональному росту


+


самооценка



+


6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий

усталость: иногда

мотивация: средняя

напряженность: часто

апатия, безразличие: редко

болезн. состояние: редко

стресс: редко

потеря интереса к работе: очень редко

Обработка данных:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

«напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств – 3 - не сложившийся симптом;

Неудовлетворенность собой – 8 - не сложившийся симптом;

«Загнанность в клетку» - 15 – складывающийся симптом;

Тревога и депрессия – 5 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 31 – фаза не сформирована.

«резистенция»

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 - не сложившийся симптом;

3) Расширение сферы экономии эмоций – 23 – сложившийся симптом; доминирующий;

4) Редукция профессиональных обязанностей – 27 – сложившийся симптом; доминирующий;

Общее кол-во по фазе – 84 – сформировавшаяся фаза.

«истощение»

Эмоциональный дефицит – 27– сложившийся симптом; доминирующий;

Эмоциональная отстраненность – 8 - не сложившийся симптом;

Личностная отстраненность (деперсонализация) – 15 – складывающийся симптом;

Психосоматические и психовегетативные нарушения - 8 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадии формирования.

Общее кол-во по всем 3-м фазам – 173.

2. «Опросник на “выгорание”» MBI

1) «эмоциональное истощение» - 33 (максимальная сумма баллов – 54).

2) «деперсонализация» - 7 (максимальная сумма баллов – 30).

3) «редукция личных достижений» - 28 (максимальная сумма баллов – 48).

Общая сумма – 68.

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

(15-28)+50=37 – умеренная тревожность

4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга

(29-21)+35=43 – умеренная личностная тревожность


3. Анализ результатов


Исследование показало, что при умеренном уровне реактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В. Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, у испытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч. Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревога и депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты были получены у испытуемого Б.

Данное наблюдение подтверждает гипотезу исследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Также интересно сравнить результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личных достижений» уровень выше среднего - 27 баллов (максимальная сумма по данному показателю баллов – 48).

У испытуемого Б были получены следующие результаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень - 28 (максимальная сумма баллов – 48).

Таким образом, результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служить подтверждением валидности методик и всего исследования.

Полученные в результате данные, позволяют судить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболее негативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, а также на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможность выявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяют увидеть связь между различными симптомами и факторами.

Выводы


В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух испытуемых.

Данные, полученные в ходе работы, были проанализированы и сопоставлены между собой.

Необходимость исследований, направленных на определение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна по многим причинам.

Во-первых, деятельность связанная с постоянным общением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, что негативно сказывается на всех сферах его жизни.

Во-вторых, для того чтобы предотвратить и по возможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности на человека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подвержены отрицательному воздействию.

Также важно разделять внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешним факторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относится личностные особенности социального работника.

Чем выше уровень профессионализма социального работника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности. Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личная удовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешной профессиональной деятельности.

Список использованных методик


В процессе исследования были использованы следующие методики:

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;

«Опросник на “выгорание”» MBI;

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);

Тест личностной тревожности Ч. Спилберга.

Похожие работы:

  1. • Исследование уровня эмоционального выгорания ...
  2. • Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и ...
  3. • Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания
  4. • Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля ...
  5. • Психологический портрет врача
  6. •  ... педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
  7. • Устойчивость к стрессовым воздействиям и ее повышение ...
  8. • Анализ взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания ...
  9. • Профессиональные деформации
  10. • Толерантность и стрессоустойчивость
  11. • Личностные особенности больных гипертонической ...
  12. • Психологические проблемы трудоустройства и профессионального ...
  13. • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов
  14. • Влияние копинг-поведения на степень эмоционального ...
  15. •  ... сферы услуг на формирование синдрома эмоционального выгорания
  16. • Синдром эмоционального выгорания
  17. • Синдром эмоционального выгорания
  18. • Особенности проявления эмпатии у педагогов ...
  19. • Проблема антропологии мышления
Рефетека ру refoteka@gmail.com