Дисциплина: «Основы психологической самопомощи»
Содержание
Введение
Исследование (испытуемый А)
Исследование (испытуемый Б)
Анализ результатов
Выводы
Список использованных методик
Введение
Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности.
Задачи исследования:
- применения метода наблюдения для выявления факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми;
- использование метода беседы для определения личностных особенностей социального работника;
- применение психодиагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
В качестве гипотезы исследования, было выдвинуто предположение, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Любая профессиональная деятельность, связанная с постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций и большие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональному выгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.
Поэтому очень важно знать те факторы и причины, которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональное выгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человека последствий профессиональной деятельности связанной с общением.
1. Исследование (испытуемый А)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – старший помощник начальника 1-го отдела.
Социально-демографические характеристики
Пол - женский
Возраст - 43
уровень образования: среднее спец.
стаж работы по специальности СР - 10 лет
уровень з/п: средний
семейное положение - замужем
Условия работы
освещенность: нормальная
температура: норма
вентелируемость: есть
организация рабочего места:
необходимость в оргтехнике: есть
оснащенность оргтехникой: низкая
удобство рабочего места: нет
расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство
3) Формальные характеристики работы
число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 20 человек
уровень напряженности: очень высокий
4) Особенности профессионального взаимодействия
профессионализм (знание дела): высокий
четкое исполнение служебных обязанностей: да
уровень профессионального взаимодействия с
клиентом: высокий
характер отношений с коллегами: позитивный
психологический климат в коллективе: нейтральный
поведение: доброжел.
5) личностные особенности испытуемого:
Степень выраженности | |||||||
отсутствует | низкая | ниже сред. | средняя | выше средн. | высокая | слишком высокая | |
энергичность, активность | + | ||||||
доброжелательность | + | ||||||
интерес к людям | + | ||||||
сочувствие, сопереживание | + | ||||||
сдержанность | + | ||||||
стрессоустойчивость | + | ||||||
уважение личности клиента | + | ||||||
принятие клиента | + | ||||||
позитивный настрой | + | ||||||
целенаправлнность | + | ||||||
исполнительность | + | ||||||
развитость познавательных процессов | + | ||||||
сообразительность | + | ||||||
гибкость мышления | + | ||||||
ответственность | + | ||||||
стремление к профессиональному росту | + | ||||||
самооценка | + |
6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий
усталость: часто
мотивация: средняя
напряженность: часто
апатия, безразличие: редко
болезн. состояние: редко
стресс: редко
потеря интереса к работе: очень редко
Обработка данных тестирования:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
«напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;
Неудовлетворенность собой – 10 – складывающийся симптом;
«Загнанность в клетку» - 11 - складывающийся симптом;
Тревога и депрессия – 3 - не сложившийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 49 – фаза в стадии формирования.
«резистенция»
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 25 -сложившийся симптом; доминирующий;
Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 - не сложившийся симптом;
Расширение сферы экономии эмоций – 13 - складывающийся симптом;
Редукция профессиональных обязанностей – 22 - сложившийся симптом; доминирующий.
Общее кол-во по фазе – 69 – сформировавшаяся фаза.
«истощение»
Эмоциональный дефицит - 20 - сложившийся симптом; доминирующий;
Эмоциональная отстраненность – 15 - складывающийся симптом;
Личностная отстраненность (деперсонализация) – 10 - складывающийся симптом;
Психосоматические и психовегетативные нарушения - 13 - складывающийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадии формирования.
Общее кол-во по всем 3-м фазам – 176
«Опросник на “выгорание”» MBI
«эмоциональное истощение» - 27 (максимальная сумма баллов – 54).
«деперсонализация» - 14 (максимальная сумма баллов – 30).
«редукция личных достижений» - 27 (максимальная сумма баллов – 48).
Общая сумма – 66.
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
(10-22)+50=38 - умеренная тревожность.
4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга
(25-18)+35=42 – умеренная личностная тревожность.
2. Исследование (испытуемый Б)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – начальник отдела пенсионного обеспечения.
Социально-демографические характеристики
Пол - женский
Возраст - 52
уровень образования: высшее
стаж работы по специальности - 23 года
уровень з/п: средний
семейное положение - замужем
Условия работы
освещенность: нормальная
температура: норма
вентелируемость: нет
организация рабочего места:
необходимость в оргтехнике: есть
оснащенность оргтехникой: нормальная
удобство рабочего места: да
расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство
3) Формальные характеристики работы
число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 15-20 человек
уровень напряженности: очень высокий
4) Особенности профессионального взаимодействия
профессионализм (знание дела): высокий
четкое исполнение служебных обязанностей: да
уровень профессионального взаимодействия с
клиентом: высокий
характер отношений с коллегами: позитивный
психологический климат в коллективе: позитивный
поведение: доброжел.
5) личностные особенности испытуемого:
Степень выраженности | |||||||
отсутствует | низкая | ниже сред. | средняя | выше средн. | высокая | слишком высокая | |
энергичность, активность | + | ||||||
доброжелательность | + | ||||||
интерес к людям | + | ||||||
сочувствие, сопереживание | + | ||||||
сдержанность | + | ||||||
стрессоустойчивость | + | ||||||
уважение личности клиента | + | ||||||
принятие клиента | + | ||||||
позитивный настрой | + | ||||||
целенаправлнность | + | ||||||
исполнительность | + | ||||||
развитость познавательных процессов | + | ||||||
сообразительность | + | ||||||
гибкость мышления | + | ||||||
ответственность | + | ||||||
стремление к профессиональному росту | + | ||||||
самооценка | + |
6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий
усталость: иногда
мотивация: средняя
напряженность: часто
апатия, безразличие: редко
болезн. состояние: редко
стресс: редко
потеря интереса к работе: очень редко
Обработка данных:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
«напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств – 3 - не сложившийся симптом;
Неудовлетворенность собой – 8 - не сложившийся симптом;
«Загнанность в клетку» - 15 – складывающийся симптом;
Тревога и депрессия – 5 - не сложившийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 31 – фаза не сформирована.
«резистенция»
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 - не сложившийся симптом;
3) Расширение сферы экономии эмоций – 23 – сложившийся симптом; доминирующий;
4) Редукция профессиональных обязанностей – 27 – сложившийся симптом; доминирующий;
Общее кол-во по фазе – 84 – сформировавшаяся фаза.
«истощение»
Эмоциональный дефицит – 27– сложившийся симптом; доминирующий;
Эмоциональная отстраненность – 8 - не сложившийся симптом;
Личностная отстраненность (деперсонализация) – 15 – складывающийся симптом;
Психосоматические и психовегетативные нарушения - 8 - не сложившийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадии формирования.
Общее кол-во по всем 3-м фазам – 173.
2. «Опросник на “выгорание”» MBI
1) «эмоциональное истощение» - 33 (максимальная сумма баллов – 54).
2) «деперсонализация» - 7 (максимальная сумма баллов – 30).
3) «редукция личных достижений» - 28 (максимальная сумма баллов – 48).
Общая сумма – 68.
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
(15-28)+50=37 – умеренная тревожность
4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга
(29-21)+35=43 – умеренная личностная тревожность
3. Анализ результатов
Исследование показало, что при умеренном уровне реактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В. Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, у испытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч. Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревога и депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты были получены у испытуемого Б.
Данное наблюдение подтверждает гипотезу исследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Также интересно сравнить результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личных достижений» уровень выше среднего - 27 баллов (максимальная сумма по данному показателю баллов – 48).
У испытуемого Б были получены следующие результаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень - 28 (максимальная сумма баллов – 48).
Таким образом, результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служить подтверждением валидности методик и всего исследования.
Полученные в результате данные, позволяют судить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболее негативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, а также на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможность выявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяют увидеть связь между различными симптомами и факторами.
Выводы
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух испытуемых.
Данные, полученные в ходе работы, были проанализированы и сопоставлены между собой.
Необходимость исследований, направленных на определение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна по многим причинам.
Во-первых, деятельность связанная с постоянным общением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, что негативно сказывается на всех сферах его жизни.
Во-вторых, для того чтобы предотвратить и по возможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности на человека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подвержены отрицательному воздействию.
Также важно разделять внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешним факторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относится личностные особенности социального работника.
Чем выше уровень профессионализма социального работника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности. Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личная удовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешной профессиональной деятельности.
Список использованных методик
В процессе исследования были использованы следующие методики:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
«Опросник на “выгорание”» MBI;
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);
Тест личностной тревожности Ч. Спилберга.