Рефетека.ру / Психология

Контрольная работа: Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕСТУ ВЕКСЛЕРА (WAIS)

Цель1: Профподбор. Профессия менеджера.

Цель 2: Профориентация.

Цель 3: Оценка интеллектуальных показателей.


Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель: Хмелёв Е.А.


1. Цель: оценка интеллектуальных показателей, рекомендации по их развитию


Испытуемый: Васильева И.С.

Возраст: 39 л.

Пол: ж

Дата: 19.02.2004

Самочувствие во время тестирования: хорошее

Анализ полученных интеллектуальных показателей

Общий показатель

Общий показатель равен 116 (оценка в IQ), что соответствует уровню интеллектуального развития – «хорошая норма интеллекта» (по Д. Векслеру, 110-119). Данный уровень интеллекта встречается приблизительно у 16% выборки.

Наблюдаемый, достаточно высокий уровень интеллекта, вероятно, связан с особенностями социализации исследуемого лица. Испытуемая после окончания восьмилетней общеобразовательной школы обучалась в педагогическом училище. В дальнейшем, проработав несколько лет в качестве воспитателя детского сада, испытуемая начала работу в школе, а для этого необходимо обладать более высоким уровнем знаний и умений в педагогической области. На новом месте работы потребовались знания различных дисциплин (например, естествознание, ОБЖ), да и сам процесс обучения детей в детском саду и в школе значительно различается и предполагает применение совершенно разных методов. Через некоторое время исследуемая получила должность социального работника (так же в школе), что, естественно, потребовало иных профессиональных знаний, которые постепенно пополнялись в процессе самой профессиональной деятельности и на курсах НИРО. В данный момент испытуемая работает методистом в одном из дистанционных отделений ННГУ им. Лобачевского. Таким образом, испытуемая всегда работала только в сфере образования, но её конкретные обязанности и требующиеся для этого знания постоянно изменялись, происходило постоянное развитие. Отдельно необходимо заметить, что сфера образования сама по себе является благоприятной почвой для развития человека, и в первую очередь интеллектуального.

Вербальный показатель.

Вербальный показатель составляет 118.

Вероятно, данный уровень вербального интеллекта связан с хорошим качеством образования и самообразования (чтение книг по различным тематикам), а так же с особенностями профессиональной деятельности, в процессе которой необходимо всестороннее использование различных вербальных аспектов (работа с педагогической литературой, ведение урока, написание отчетов, общение с учениками и коллегами). Можно утверждать, что данный уровень вербального интеллекта способствует эффективной и успешной социализации испытуемой, т. к. этот уровень предполагает успешность общения и успешность в выбранной профессиональной деятельности.

Из шести вербальных показателей: три находятся не значительно выше нормы, один значительно выше нормы, один в пределах нормы, один ниже нормы. Получаемый по этим данным профиль говорит о том, что вербальный интеллект, соответствуя хорошей норме, может быть «подтянут», то есть, возможно, развитие некоторых из аспектов культуральнообусловленного интеллекта.

Невербальный показатель

Невербальный показатель составляет 112.

Уровень развития невербального интеллекта связан, прежде всего с психофизиологическими, сенсомоторными и перцептивными особенностями индивида, а так же со сформировавшимися на основе знаний умениями. Поэтому наблюдаемый невербальный показатель определён в значительной степени врождёнными генетически обусловленными характеристиками испытуемого. Рассматриваемый показатель невербального интеллекта находится на достаточно хорошем уровне (все баллы в пределах нормы), что обеспечивает эффективное освоение различных навыков.

Хотя невербальный интеллект является кристаллизованным (по теории Кеттелла), можно предполагать, что использованы не все ресурсы и возможно некоторое дальнейшее развитие рассматриваемых особенностей интеллекта.

Соотношение вербального и невербального показателей

У испытуемой различие в вербальном и невербальном показателях составляет 6, что не является диагностическим признаком (таковым считается различие в 15 и более). Это свидетельствует о равномерном развитии вербальных и невербальных функций.

Тестовый разброс. Возрастной ущерб


Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств


СНР – сумма оценок по субтестам с не изменяющимися результатами.

СПР – сумма оценок по субтестам с переменным результатом.

Вычисленный коэффициент возрастного ущерба составляет 14%, что входит в интервал (- ;20%) и не указывает на наличие возрастного ущерба, т.е. развитие интеллектуальных функций соответствует возрасту испытуемой.

Анализ профиля (1-6 субтесты)

А. Сравнение с нормой. Норма - 10Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств3 балла.

Осведомленность: 14 – выше нормы.

Понятливость: 18 – выше нормы.

Арифметический: 11 – норма.

Сходство: 14 – выше нормы.

Повторение цифр: 6 – ниже нормы.

Словарный: 15 – выше нормы.

Выявлен достаточно хороший уровень оценок по вербальным субтестам: большинство оценок превышают норму, одна - в пределах нормы, но есть так же оценка, лежащая ниже нормы.

Б. Самые высокие показатели получены в субтестах «Понятливость» и «Словарный» (18 баллов и 15 баллов – выше нормы).

Высокий показатель в субтесте «Понятливость» говорит о том, что испытуемая обладает хорошими умениями строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл (взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных факторов) и что наблюдается актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельности и социальная зрелость суждений.

Высокий показатель в субтесте «Словарный» показывает, что испытуемая свободно оперирует словами родного языка, имеет большой словарный запас. Успешность ответов в данном субтесте значительно зависит от образования и культуры мышления. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности», в котором испытуемая так же получила оценку выходящую за норму (14 баллов).

В. Самый низкий показатель получен в субтесте «Повторение цифр» (6 баллов – ниже нормы).

Данный субтест определяет качество оперативной памяти и активного внимания. Рассматриваемый показатель наиболее слабо коррелирует с общим IQ.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

Успех в субтестах «Понятливость», «Словарный» и «Повторение цифр» определяется различными факторами. Для успешного повтора цифр необходима развитость оперативной памяти (объём и время удержания) – это почти нетренируемое качество. Успех же в субтестах «Понятливость» и «Словарный» во многом зависит от жизненного опыта, т.е. это качество можно развивать в течение жизни.

Анализ профиля (7-11 субтесты)

А. Сравнение с нормой.

Шифровка: 10 – норма.

Недостающие детали: 13 – норма.

Кубики Коса: 12 – норма.

Последовательные картинки: 13 – норма.

Складывание фигур: 7 – норма.

Все оценки невербальных субтестов находятся в пределах нормы.

Б. Самая высокая оценка среди невербальных субтестов получена в «Недостающих деталях» и «Последовательные картинки» (по 13 баллов - норма).

Результаты «Недостающих деталей» свидетельствует о том, что испытуемая обладает достаточно хорошими показателями объёма внимания, наблюдательности, сосредоточенности. Этот субтест выявляет перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах (полученный балл говорит о нормальном развитии всех этих качеств).

Результаты «Последовательных картинок» дают понять, что испытуемая на должном уровне умеет организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Развито перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий.

В. Самая низкая оценка среди невербальных субтестов получена в «Складывании фигур» (7 баллов – норма).

Успешность выполнения рассматриваемого субтеста связана с умением соотносить части и целое, а его решение сопровождается формированием идеального эталона и воплощением этого эталона на практике. Т.к. выявленный балл не выходит за рамки нормы, можно говорить о достаточном развитии этих способностей, но всё же оценка находится на границе «норма-ниже нормы», возможно, это можно объяснить тем, что у данной испытуемой недостаточно развиты эвристические компоненты мышления, которые включены в выполнение теста.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди невербальных.

Оценка самых успешных невербальных субтестов «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» более, чем в два раза превышает оценку «неуспешного» «Складывание фигур». Отметим, что понятия «успешность» и «неуспешность» здесь относительны, т.к. оценки всех отмеченных здесь субтестов принадлежат норме. Для успешного выполнения всех этих заданий необходим хороший уровень внимания и сосредоточенности, умение работать с частями и целым, достаточное развитие зрительных перцептивных способностей. Отличительной особенностью в выполнении «Последовательных картинок» является чувство юмора испытуемого (а это скорее можно отнести к личностным характеристикам), а для «Складывания фигур» - формирование эталона в уме и элементы эвристического мышления.

Интератестовый разброс (субтесты 1-11)

Среди «неуспешных» субтестов рассмотрим «Повторение цифр» и «Складывание фигур».

А. В субтесте «Повторение цифр» обнаружена закономерность снижения качества ответов с повышением сложности задания (увеличением длины ряда). Скорее всего, это связано с исчерпанными возможностями испытуемой, хотя, возможно, результат мог быть лучше при более сосредоточенной работе.

Б. В субтесте «Складывание фигур» не наблюдается связи как между сложностью задания и правильностью его выполнения, так и между сложностью и временем выполнения.

Качественный анализ

А. Семантический анализ словарного субтеста.

В ответах испытуемой по количеству употребления на первом месте существительные, примерно в два раза меньше глаголов, в три раза меньше прилагательных, несколько ответов с наречиями. Так же наблюдается высокая степень соответствия задачи и типа ответа, но есть так же примеры явного несоответствия (кровать-мягко). В некоторых случаях слову сначала давалась просто ассоциация, а не объяснение его значения (ремонт- хаос, обновление жилища).

Б. Субтест «Последовательные картинки».

Ситуация флирт, связанная с осознанием собственной гендерной роли, описывалась без особой эмоциональности, составлена в последовательности JNAET. Заинтересованность вызвал предмет, который женщина несла на голове, испытуемая так и не определилась, что это было.

Заключение: У данной испытуемой наблюдается хороший уровень развития интеллекта («хорошая норма»).

В невербальных субтестах большая часть оценок оказалась выше нормы, что является очень высоким показателем. Но т.к. вербальный интеллект является культуральнообусловленным, развивается в процессе жизни и сильно зависит от образования, возможно, его дальнейшее совершенствование. Это может быть достигнуто через пополнение словарного запаса, развитие речи в публичных выступлениях, чтение художественной и профессиональной литературы. Особое внимание следует уделить свойствам интеллекта, которые измеряет «Арифметический» субтест (оценка ниже нормы). Этот субтест требует высокой концентрации внимания, но, скорее всего, трудность в выполнении данного задания заключалась не в этом, т.к. другие субтесты, связанные с внимательностью были выполнены на хорошем уровне, а в умении оперировать числовым материалом. Результаты данного задания в значительной мере зависят от образования и трудовой деятельности, особенности, которой, видимо, не требуют высокого развития и частого использования данного качества. При необходимости, умение оперировать числовым материалом можно развивать, повторяя ряды цифр, манипулируя ими, выполняя различные арифметические задания.

Все оценки в невербальных субтестах расположены в пределах нормы. Данный вид интеллекта слабо поддаётся корректированию, особенно в возрасте данной испытуемой (39 лет), тем более этого не требует жизненная ситуация (не предполагается, например, смена работы).


2. Цель: Профориентация. Оценка интеллектуальных качеств, рекомендация соответствующих их уровню развития профессий


Испытуемый: Скрыльникова Т. В.

Возраст: 19 л.

Пол: ж

Дата: 23.02.2004

Самочувствие во время тестирования: хорошее

Анализ полученных интеллектуальных показателей

Общий показатель.

Общий показатель равен 122 (оценка в IQ), что соответствует уровню интеллектуального развития – «высокий интеллект» (по Д. Векслеру, 120-129). Данный уровень встречается приблизительно у 6,7% выборки.

Полученный общий показатель интеллектуального развития, вероятно, связан с непрерывностью обучения испытуемой и с особенностями социального окружения. Испытуемая после окончания средней школы (11 классов, получена золотая медаль) поступила на бюджетное место в университет им. Лобачевского (факультет ВМК). В школьные годы исследуемая посещала различные факультативы, курсы по программе «Одаренные дети», участвовала в районных олимпиадах по многим школьным предметам, часто занимая 2-3 место. Испытуемая занималась так же в различных кружках творческой направленности, окончила художественную школу, имеет ярко выраженные художественные способности. К особенностям социального окружения можно отнести общение испытуемой с людьми, имеющими высокий уровень культуры (мама-педагог, ближайшие друзья, сокурсники).

Для данного уровня интеллекта практически нет ограничений при выборе профессии, скорее всего, столь высокий уровень интеллектуального развития поможет реализоваться в любой профессиональной деятельности. Однако следует соотнести уровень развития вербальных - невербальных функций, а так же учесть особенности личностной организации (мотивацию, потребности), что данный тест сделать не позволяет. Еще одно замечание состоит в том, что для наиболее полной реализации данного интеллектуального уровня необходимы такие области деятельности, где требуется высококвалифицированный труд, отсутствует автоматизированость трудового процесса, где необходим именно высокий потенциал интеллекта.

Вербальный показатель.

Вербальный показатель составляет 128.

Вербальный интеллект является культуральнообусловленным, поэтому, вероятно, выявленный высокий уровень его развития связан с хорошим и всесторонним образованием и другими особенностями социализации.

Таким образом, для испытуемой подходит широкий спектр профессий, связанных с использованием вербальных функций. Таковыми являются, в первую очередь, профессии «человек – человек» (классификация Е.А. Климова), к ним в зависимости от класса (гностические, преобразующие, изыскательные) относятся самые различные профессии: инспекторы, следователи/медсестры, продавцы, работники по кадрам, руководители всех уровней/работники НОТ. Следует отметить, что высокой оценке общего интеллектуального развития из вышеперечисленных соответствуют, прежде всего профессии следователей, руководителей различных уровней. Вербальные возможности испытуемой могут быть реализованы и в журналистике, писательстве, политической и юридической карьере, педагогической деятельности.

Невербальный показатель.

Невербальный показатель составляет 110.

Уровень развития невербального интеллекта связан, прежде всего с психофизиологическими, сенсомоторными и перцептивными особенностями индивида, а так же со сформировавшимися на основе знаний умениями. Поэтому наблюдаемый невербальный показатель определён в значительной степени врождёнными генетически обусловленными характеристиками испытуемого. Рассматриваемый показатель невербального интеллекта находится на достаточно хорошем уровне, что обеспечивает эффективное освоение различных навыков.

Если продолжить рассмотрение подходящих для испытуемой профессий согласно классификации Климова, то полученному достаточно хорошему уровню оценок в невербальных субтестах соответствуют профессии типа «человек – знаковая система». К ним относятся корректоры/наборщики, операторы ЭВМ, бухгалтеры/программисты.

Соотношение вербального и невербального показателей.

У испытуемой различие в вербальном и невербальном показателях составляет 18, что является диагностическим признаком (таковым считается различие в 15 и более). Это свидетельствует о неравномерном развитии вербальных и невербальных функций, преобладании вербального интеллекта. Большая развитость вербального интеллекта указывает на значительное влияние культуральных факторов.

Тестовый разброс. Возрастной ущерб


Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств


СНР – сумма оценок по субтестам с не изменяющимися результатами.

СПР – сумма оценок по субтестам с переменным результатом.

Вычисленный коэффициент возрастного ущерба составляет 0,018%, что входит в интервал (- ;20%) и не указывает на наличие возрастного ущерба, т.е. развитие интеллектуальных функций соответствует возрасту испытуемой.

Анализ профиля (1-6 субтесты).

А. Сравнение с нормой. Норма - 10Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств3 балла.

Осведомленность: 15 – выше нормы.

Понятливость: 12 – норма.

Арифметический: 12 – норма.

Сходство: 13 – норма.

Повторение цифр: 16 – выше нормы.

Словарный: 18 – выше нормы.

Наблюдается высокий уровень оценок во всех вербальных субтестах: три из них превышают норму, три являются нормой.

Б. Самые высокие показатели получены в субтестах «Словарный» (18 баллов) и «Повторение цифр» (16 баллов).

Высокий показатель в субтесте «Словарный» показывает, что испытуемая свободно оперирует словами родного языка, имеет большой словарный запас. Успешность ответов в данном субтесте значительно зависит от образования и культуры мышления. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности», в котором испытуемая так же получила оценку выходящую за норму (15 баллов). Это, конечно же, является положительным показателем для профессий, непосредственно связанных с использованием языка (литературная деятельность, журналистика), а так же для всех профессий высокого уровня, обязательно требующих высокой степени образованности и культуры.

Высокая оценка в субтесте «Повторение цифр» свидетельствует о высоком уровне развития оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объёма памяти. Данная оценка наиболее слабо коррелирует с общим IQ.

Хорошие показатели памяти и внимания необходимы для большинства видов профессиональной деятельности, но это становится наиболее актуальным для профессий «человек – знаковая система» и «человек – техника».

В. Самые низкие показатели получены в субтестах «Понятливость» и «Арифметический» (по 12 баллов – норма).

Субтест «Понятливость» включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. У данной испытуемой актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений находятся в норме.

Оценка в субтесте «Арифметический» указывает на характерные для данной испытуемой высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Успешность выполнения таких задач в значительной мере зависит от образования, вида трудовой деятельности.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

Субтесты «Арифметический» («неуспешный») и «Повторение цифр» (успешный) в процессе выполнения требуют высокой концентрации внимания, хорошего качества оперативной памяти, их результативность с возрастом ухудшается в незначительной степени. Различие этих субтестов состоит в том, а значит именно это объясняет различие оценок в четыре балла, что в одном требуется простой повтор цифр, их удержание в оперативной памяти, а в другом необходима более сложная деятельность (арифметические операции), в значительной степени зависящая от уровня образования, а так же от того, сколько времени прошло от момента выполнения подобной деятельности.

В субтестах «Понятливость» («неуспешный») и «Словарный» (успешный) требуется разный уровень овладения вербальными функциями, хотя оба они предполагают наличие значительного жизненного опыта. «Словарный» предполагает свободное использование слов родного языка соответственно их смыслу, а «Понятливость» выходит на более высокий уровень интеграции интеллектуальных и эмоциональных факторов, в нем находит выражение готовность к умственной деятельности, социальная зрелость суждений.

Анализ профиля (7-11 субтесты).

А. Сравнение с нормой.

Шифровка: 9 – норма.

Недостающие детали: 16 – выше нормы.

Кубики Коса: 16 – выше нормы.

Последовательные картинки: 10 – норма.

Складывание фигур: 6 – ниже нормы.

Среди невербальных субтестов наблюдается широкий разброс оценок: от «ниже нормы» в «Складывании фигур» до «выше нормы» в «Недостающие деталях» и «Кубиках Косса».

Б. Самые высокие показатели получены в субтестах «Недостающие детали» и «Кубики Косса» (по 16 баллов).

Результаты «Недостающих деталей» свидетельствует о том, что испытуемая обладает хорошими показателями объёма внимания, наблюдательности, сосредоточенности. Этот субтест выявляет перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах (полученный балл говорит высоком развитии всех этих качеств). Такие результаты наиболее важны для профессий вида «человек – знаковая система» и «человек – техника».

«Кубики Косса» наиболее информативны в структуре невербального интеллекта. Оценка в данном субтесте указывает на развитость аналитико-синтетических способностей, интеллектуальных потенций. Данные способности важны для широкого спектра профессий, например, в деятельности руководителей, работе программиста.

В. Самый низкий показатель получен в субтесте «Складывание фигур».

Успешность выполнения рассматриваемого субтеста связана с умением соотносить части и целое, а его решение сопровождается формированием идеального эталона и воплощением этого эталона на практике. Т.к. выявленный балл выходит за рамки нормы, можно говорить о недостаточном развитии этих способностей, возможно, это можно объяснить трудностями формирования эталона и тем, что у данной испытуемой недостаточно развиты эвристические компоненты мышления, которые включены в выполнение теста. Вряд ли неуспешность этого субтеста можно объяснить неспособностью воплощения эталона на практике, т.к. в наиболее показательном по невербальному интеллекту субтесте «Кубики Косса» сбор кубиков по предложенному образцу выполняется вполне успешно.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

Субтесты «Кубики Косса» и «Складывание фигур» требуют умения соотнести части и целое, и столь резкое различие в их оценках, возможно, можно объяснить тем, что в «Кубиках Косса» наглядно представлен образец того, что нужно собрать, а в «Складывании фигур» необходимо умственное формирование идеального образа.

Интератестовый разброс (субтесты 1-11).

Среди «неуспешных» субтестов рассмотрим «Последовательные картинки» (10 баллов – норма). Прослеживается некоторая зависимость между сложностью предлагаемого задания и временем его выполнения: в большинстве показанных результатов – чем сложнее задание, тем дольше оно выполняется (неправильно выполнены четвертое и седьмое задания). Это может объяснятся как сложностью самого задания, так и включением таких факторов как снижение внимания испытуемой, её общей усталостью (последний субтест).


Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств


Качественный анализ.

А. Семантический анализ словарного субтеста.

В ответах испытуемой преобладают глаголы и существительные, немного меньше прилагательных. Наблюдается высокая степень соответствия типа ответа задаче.

Б. Субтест «Последовательные картинки».

Ситуации «Входная дверь» и «Флирт» были воспроизведены быстро (за 20 и 30 с. соответственно) и абсолютно правильно. Описание полученных ситуаций соответствует их нормальному адекватному восприятию. Т.е можно говорить о том, что испытуемая не сильно подвержена воздействию фрустрирующих ситуаций (важно, для любого вида деятельности, и особенно где велика ответственность за людские и материальные ресурсы), а так же вполне осознает собственную гендерную роль.

Заключение: для данного уровня интеллекта практически нет ограничений при выборе профессии, скорее всего, столь высокий уровень интеллектуального развития поможет реализоваться в любой профессиональной деятельности. Однако только по уровню интеллекта нельзя судить о том, подходит ли та или иная профессия данной испытуемой, необходимо учитывать так же многочисленные личностные особенности.

Для испытуемой подходит широкий спектр профессий, связанных с использованием вербальных функций (данные невербальных субтестов), прежде всего, это профессии «человек – человек».

Хорошему уровню оценок в невербальных субтестах соответствуют профессии типа «человек – знаковая система» и «человек – техника».

Учитывая, что наблюдается высокий уровень общего интеллекта, испытуемой можно предложить такие профессии как инспектор, следователь, оператор ЭВМ, программист, работник по кадрам, руководители всех уровней, конструктор, работник НОТ.

Но, конечно же, при выборе профессии необходимо так же учитывать личные предпочтения и представления испытуемой, сформировавшиеся в процессе жизни.


3. Цель: Профподбор. Оценка интеллектуальных показателей, их соответствие профессии менеджера


Испытуемый: Самойлов С.А.

Возраст: 19 л.

Пол: м

Дата: 20.02.2004

Самочувствие во время тестирования: хорошее

Анализ полученных интеллектуальных показателей.

Общий показатель.

Общий показатель равен 126 (оценка в IQ), что соответствует уровню интеллектуального развития – «высокий интеллект» (по Д. Векслеру, 120-129). Данный уровень встречается приблизительно у 6,7% выборки.

Уровень развития интеллекта определяется:

- генетико-биологическими предпосылками (по данным психогенетики интеллект наследуется на 30-50%);

Степень развития интеллекта у родителей испытуемого неизвестен, но они получили средне-специальное образование.

- условиями социализации;

У испытуемого оценка по вербальным заданиям значительно превышает оценку по невербальным (на 32), а это указывает на преобладающее развитие сторон интеллекта, связанных именно с культуральными и социальными условиями становления человека.

Профессия менеджера требует незаурядных интеллектуальных способностей, превышающих норму, т.к. профессиональная деятельность менеджера предполагает высокий уровень компетенции в таких сложных и неоднозначных сферах как планирование и организация, решение организационных проблем, прояснение ролей и задач сотрудников, мониторинг, управление конфликтными ситуациями и создание команды т.д. Область менеджмента постоянно претерпевает изменения в связи с общим прогрессом общества и тем самым предъявляет всё новые и новые требования к личности менеджера, поэтому необходимость обладания менеджером высокого интеллекта становится ещё более очевидной. Высокий интеллект – залог, ресурс для профессионального совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям.

По уровню интеллекта испытуемый соответствует профессии менеджера.

Вербальный показатель.

Вербальный показатель составляет 138.

Обнаруженную вербальную оценку справедливо будет объяснить особенностями социализации исследуемого лица. Испытуемым было получено следующее образование – 11 классов школы (аттестат без трёхбалльных оценок), техникум. Вероятно, столь высокий показатель по вербальному интеллекту связан с высокой социальной активностью (общительность, некоторые лидерские черты), включенностью во многие социальные подгруппы: помимо основных институтов социализации, таких как школа, принимал участие в деятельности различных кружков, секций, общественных организаций. Социальная активность непосредственно связана с общением между людьми, а значит с использованием речи, развитием вербальных умений. Так же можно полагать, что не последнюю роль сыграло пересечение разных языковых сред: в детстве на испытуемого оказали некоторое влияние украинский, татарский, казахский языки (в силу разных обстоятельств – родственники, место проживания). Родной язык – русский, изучался в школе на протяжении одиннадцати лет (разные преподаватели и разные программы) и в техникуме в течение года. Личные увлечения так же способствовали всестороннему развитию именно вербальных функций: у исследуемого наблюдается постоянная тяга к чтению (особенно, справочников и энциклопедий), интерес к лексическому значению неизвестных слов.

Вербальный показатель, безусловно, является основой для развертывания и развития многих составляющих компетенции менеджера. Безусловно, менеджер, занимающий столь важное в организации (да и в обществе) положение, должен обладать высоким уровнем общей культуры - именно с ним наиболее тесно коррелируют вербальные субтесты. По модели общей компетенции менеджера (см. приложение 3) важнейшими её составляющими являются воздействие и влияние, командная работа и взаимодействие, развитие других сотрудников, поиск информации, лидерство в группах – все они тесно связаны с вербальными возможностями руководителя, т.к. предполагают непосредственное (прояснение задач и ролей, консультирование, создание команды, поддержка) или опосредованное (через организационные документы или нижестоящих должностных лиц) взаимодействие с людьми. Таким образом, высокое развитие вербальных характеристик – необходимое свойство менеджера, которое является предпосылкой для развертывания многих профессионально важных качеств.

По уровню вербального интеллекта испытуемый соответствует профессии менеджера.

Невербальный показатель.

Невербальный показатель составляет 106.

Наблюдаемый невербальный показатель определён в значительной степени врождёнными генетически обусловленными характеристиками испытуемого, т.к. уровень развития невербального интеллекта связан, прежде всего с психофизиологическими, сенсомоторными и перцептивными особенностями индивида, а так же со сформировавшимися на основе знаний умениями. Рассматриваемый показатель невербального интеллекта находится на достаточно хорошем уровне.

В успешном выполнении невербальных заданий большую роль играют умение соотносить части и целое, т.е. аналитико-синтетические способности, развитость перцептивного внимания, способность к сосредоточению. По результатам выполнения данных субтестов можно судить об особенностях работоспособности испытуемого в зависимости от усложнения задания, временных ограничений. Работа менеджера требует достаточно высокого развития всех вышеперечисленных качеств, особое место здесь занимает способности к анализу и синтезу. В процессе своей профессиональной деятельности менеджер постоянно имеет дело с огромным количеством информации, которую он должен успешно переработать и принять соответствующее управленческое решение. К тому же для менеджера зачастую важно уметь создать идеальную организационную модель, предвидеть результат принятого решения, что тоже тесно связано с невербальными функциями.

У данного испытуемого уровень развития невербальных способностей в целом хороший, однако, показатели по «Шифровке» и «Складыванию фигур» оказались ниже нормы. С другой стороны, оценка по самому информативному из невербальных субтестов - «Кубики Косса» - максимальная. Таким образом, скорее можно говорить о годности испытуемого к профессии менеджера.

Соотношение вербального и невербального показателей.

У испытуемой различие в вербальном и невербальном показателях составляет 32 (различие в 15 и более является диагностическим признаком). Это свидетельствует о неравномерном развитии вербальных и невербальных функций, что связано с особенностями этапов и условий социализации, образованием и личными особенностями.

Тестовый разброс. Возрастной ущерб.


Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств


СНР – сумма оценок по субтестам с не изменяющимися результатами.

СПР – сумма оценок по субтестам с переменным результатом.

Вычисленный коэффициент возрастного ущерба составляет -0,06%, что входит в интервал (- ;20%) и не указывает на наличие возрастного ущерба, т.е. развитие интеллектуальных функций соответствует возрасту испытуемой.

Анализ профиля (1-6 субтесты).

А. Сравнение с нормой. Норма - 10Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств3 балла.

Осведомленность: 13 – норма.

Понятливость: 18 – выше нормы.

Арифметический: 17 – выше нормы.

Сходство: 16 – выше нормы.

Повторение цифр: 14 – выше нормы.

Словарный: 18 – выше нормы.

Выявлен высокий уровень оценок по вербальным субтестам: в пяти из шести заданий оценка находится выше нормы.

Б. Самые высокие показатели получены в субтестах «Понятливость» и «Словарный» (по 18 баллов).

Высокий показатель в субтесте «Понятливость» говорит о том, что испытуемый обладает хорошими умениями строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл (взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных факторов) – это важнейшие качества профессионала, деятельность которого связана с управленческой сферой, где он несет большую ответственность за своих подчиненных и материальные ресурсы. Субтест так же указывает, что наблюдается актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельности и социальная зрелость суждений.

Высокий показатель в субтесте «Словарный» показывает, что испытуемый свободно оперирует словами родного языка, имеет большой словарный запас, что необходимо в профессиональной деятельности менеджера. Успешность ответов в данном субтесте значительно зависит от образования и культуры мышления.

В. Самый низкий показатель получен в субтесте «Осведомленность» (13 баллов – норма).

Оценка в этом субтесте указывает на достаточно хороший общий объём и уровень простых знаний, широту интересов. «Осведомленность» определяет степень развитости мышления и памяти. Задание так же характеризует испытуемого с точки зрения его интеллигентности, уровня образованности, его общей культуры - эти качества важны в работе менеджера, где высока частота разноуровневых контактов с людьми.

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов «Словарный» субтест, в котором испытуемый получил самую большую оценку, из всех вербальных заданий наиболее близок именно к субтесту «Осведомленности», в котором испытуемый получил самую «неуспешную» оценку. Но в этом факте нет противоречивости, т.к. «неуспешный» субтеста расположен в зоне нормы, а точнее даже на границе «норма-выше нормы». Результаты обоих субтестов зависят от образования и получаемых в процессе жизни знаний.

Анализ профиля (7-11 субтесты).

А. Сравнение с нормой.

Шифровка: 6 – ниже нормы.

Недостающие детали: 13 – норма.

Кубики Коса: 17 – выше нормы.

Последовательные картинки: 12 – норма.

Складывание фигур: 6 – ниже нормы.

В тестах на вербальный интеллект наблюдается значительный разброс оценок: от оценок, лежащих ниже нормы, до максимально возможной оценки в «Кубиках Косса».

Б. Самые высокий и максимально возможный показатель получен в субтесте «Кубики Косса» (17 баллов).

Этот субтест наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей, выявление интеллектуальных потенций. Как указывалось ранее, это важные для менеджмента особенности интеллекта. Необходимо отдельно сказать о значении наличия у менеджера интеллектуальных потенций, т.к. деятельность менеджера осуществляется в динамических условиях, требует переработки и усвоения изменяющихся параметров обстановки, выработки новых идей.

В. Самые низкие показатели получены в субтестах «Шифровка» и «Складывание фигур» (по 6 баллов – ниже нормы).

Успешность выполнения рассматриваемого субтеста «Складывание фигур» связана с умением соотносить части и целое, а его решение сопровождается формированием идеального эталона и воплощением этого эталона на практике. Выявленный балл выходит за рамки нормы, возможно, это можно объяснить тем, что у данного испытуемого недостаточно развиты эвристические компоненты мышления, которые включены в выполнение теста. Это, конечно, является определенным минусом для менеджера.

«Шифровка» по числу включенных в нее интеллектуальных функций является наиболее комплексным субтестом. Полученный балл указывает на недостаточное развитие у испытуемого зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков. Но по данной оценке нельзя говорить о сниженном уровне развития внимания (его концентрации, распределения, переключения) и способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов, т.к. другие субтесты, измеряющие аналогичные качества, показывают высокие оценки («Недостающие детали», «Кубики Косса»).

Г. Сравнение самого успешного и «неуспешного» субтеста среди вербальных.

Оценка самого успешного невербального субтеста «Кубики Косса» почти в три раза превышает оценку «неуспешных» «Складывание фигур» и «Шифровка».

Субтесты «Кубики Косса» и «Складывание фигур» требуют умения соотнести части и целое, и столь резкое различие в их оценках, возможно, можно объяснить тем, что в «Кубиках Косса» наглядно представлен образец того, что нужно собрать, а в «Складывании фигур» необходимо умственное формирование идеального образа. В «Шифровке» так же есть наглядный образец для выполнения задания, но его отличительной особенностью от «Кубиков Косса» является необходимость формирования нового навыка. Все три субтеста требуют повышенного внимания.

Интератестовый разброс (субтесты 1-11).

А. Среди «неуспешных» субтестов рассмотрим «Повторение цифр» и «Складывание фигур». «Повторение цифр»: в серии на прямой порядок длина последнего воспроизведенного ряда – 9 цифр (максимально возможная), в серии на обратный порядок – 5 цифр. Т.о. наблюдается прямая зависимость между сложностью задания и успешностью его выполнения.

Б. В субтесте «Складывание фигур» не наблюдается связи как между сложностью задания и правильностью его выполнения, так и между сложностью и временем выполнения.

Качественный анализ.

А. Семантический анализ словарного субтеста.

В ответах испытуемого преобладают глаголы и существительные, немного меньше прилагательных. Наблюдается высокая степень соответствия типа ответа задаче.

Б. Субтест «Последовательные картинки».

Ситуация «Такси» не была воспроизведена испытуемым, за это задание он получил ноль баллов. Когда экспериментатор собрал перед испытуемым правильную последовательность картинок и описал ситуацию, исследуемый был несколько удивлен и не в полной мере принял предложенную версию. Это может свидетельствовать о некоторых проблемах, рассматриваемых в психоаналитической концепции. Неприятие данной ситуации может быть проявлением конфликта между ХОЧУ и ДОЛЖЕН, «супер-эго» («Я моногамен») и «ид» («Почему человек на картинке отодвигает бюст?»). У испытуемого наблюдается некоторое преобладание импульсов «ид» над долженствующими указаниями «супер-эго». Нельзя с уверенностью сказать, как это проявляется в жизненных ситуациях, возможно, затрагивается только личная или часть личной жизни или имеется влияние и на сферу производственных и профессиональных отношений, то есть по данным результатам невозможно говорить о пригодности или непригодности на роль менеджера.

Ситуация «Входная дверь» была воспроизведена и описана правильно без особой эмоциональной окрашенности. Это указывает на то, что испытуемый адекватно реагирует на фрустрирующие ситуации, что является положительной характеристикой для человека, собирающегося занять руководящий пост.

Заключение: Согласно продемонстрированному уровню интеллектуального развития, испытуемый соответствует профессии менеджера. Т.е. нет противопоказаний к выбору данной профессии: по всем трём основным параметрам, которые нам дает WAIS (общий, вербальный, невербальный интеллект) получены высокие показатели. Так же по результатам тестирования можно говорить о наличии качеств, которые годны и необходимы для деятельности менеджера - такие как высокое развитие вербальных функций, устойчивость к фрустрирующим ситуациям, хорошие аналитико-синтетические способности.


При написании отчета использовались следующие материалы


Степени профпригодности.

По мнению проф. Е.А. Климова (декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РПО) существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:

Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Определение управленческих действий по Юклу. (в сокращении)

Планирование и организация

Решение проблем

Прояснение ролей и задач

Информирование

Мониторинг

Мотивация и побуждение

Консультирование

Делегирование обязанностей

Поддержка

Развитие и руководство

Управление конфликтными ситуациями и создание команды

Создание сетевой структуры

Признание

Вознаграждение

Модель общей компетенции менеджера, предложенная компанией McBer.


компетенция Удельный вес

Воздействие и влияние

Направленность на достижение результатов

Командная работа и взаимодействие

Аналитическое мышление

Инициативность

Развитие других сотрудников

Уверенность в своих силах

Целеустремленность/напористость

Поиск информации

Лидерство в группе

Концептуальное мышление

XXXXXX

XXXXXX

XXXX

XXXX

XXXX

XXX

XX

XX

XX

XX

XX


Удельный вес – частота проявления, отличающая превосходно работающего сотрудника от среднего.

Похожие работы:

  1. • Диагностика интеллектуальных способностей
  2. • Интеллектуальное поведение животных
  3. • История и становление психодиагностики
  4. • Владимир Иосифович Векслер
  5. • Индивидуальное консультирование по выбору ...
  6. • Гендерные различия адаптационных способностей ...
  7. • Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
  8. • Моя система оздоровления
  9. • Формирование гуманности у младших школьников как научно ...
  10. • Разработка рекомендаций по совершенствованию системы ...
  11. • Влияние успешности обучения на самооценку младшего ...
  12. • Особенности развития интеллекта у мужчин и женщин
  13. • Методы в возрастной психологии
  14. • Развитие интеллектуальных способностей детей ...
  15. • Полинаркомания (опийная, кокаиновая), II стадия, с ...
  16. • История генетики
  17. • Психологические особенности хоккейных судей
  18. • История болезни - психиатрия (шизофрения)
  19. • Особенности личности при пограничных расстройствах
Рефетека ру refoteka@gmail.com