Рефетека.ру / Психология

Курсовая работа: Игровая зависимость несовершеннолетних

Содержание


Введение

1. Теоретические основы игровой зависимости

1.1 Понятие, сущность, виды игровой зависимости

1.2 Патологический гемблинг как вариант зависимости

1.3 Аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости

1.4 Особенности игровой зависимости несовершеннолетних

1.5 Компьютерная игровая зависимость как специфика игровой зависимости несовершеннолетних

1.6 Превентивные меры игровой зависимости несовершеннолетних

Заключение

Список литературы


Введение


Азартные игры возникли, скорее всего, на заре человечества. В самых различных формах они существовали во многих обществах и культурах. Присущее человеку желание испытать сильные ощущения, эмоциональный всплеск, а также ставка на “теорию вероятности" делает азартные игры актуальными и успешными всегда и везде. Их связь с макро - и микросоциальными процессами, особенности социально-психологической, экономической и медицинской ситуации в России привлекают особое внимание к проблеме в нашей стране. Длительный кризис, приведший к резкой экономической поляризации населения, в том числе молодого, подчеркнутость нажитых часто криминальным путем “богатств”, привели к утере установки на познавательные, интеллектуальные, этические, эстетические и прочие высшие мотивации и к возникновению культа силы, власти и денег, причем последнее в сознании многих “может и должно достигаться легким способом”.

В условиях беспрецедентно агрессивного внедрения в повседневный быт игровых технологий, включая казино (что еще 10-12 лет назад было экзотикой для России) и салоны игровых автоматов, особенно популярных в среде подростков, произошел резкий скачок числа лиц с неконтролируемым влечением к азартным играм. Обнаружено, что число людей, обращающихся к врачу с такими жалобами, значительно меньше их реального количества, что связано с недостаточной информированностью населения о существовании этого расстройства, фактическим отсутствием медицинских учреждений и специалистов, занимающихся изучением и лечением игровой зависимости - игромании, или, как ее еще называют, - лудомании (с латинского "ludus" - игра), или патологического гемблинга.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех цивилизованных государствах уже давно разработана система борьбы и профилактики лудомании. Социальные институты, психологическая помощь, психотренинги, специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в которых заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь. К тому же тема профилактики страсти к азарту возведена во многих странах до уровня государственного регулирования. Например, практика социальной защиты “наркоманов игры” активно используется в Швейцарии и Германии. В этих странах в практику уже внедрена обязательная социальная концепция, направленная на борьбу с игровой зависимостью. Разработкой этой концепции занимался специальный институт - Высшая школа социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа получила поддержку в качестве законодательных актов.

Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей идентичны. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, то есть, проблема произрастает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности самореализации, невозможности достижения определенных целей.

Многими авторами высказывается мнение, что все виды зависимого поведения - это неконструктивные, то есть непродуктивные, неэффективные защиты от жизни: от неурядиц, от трудностей, от сложностей. И очень важно остановиться на медицинских проблемах игровой зависимости именно детского и подросткового контингента, поскольку это будущее нации. Здоровые дети сейчас - это здоровые и полноценные члены общества через 5 - 10 лет. В связи с этим особое значение приобретает изучение компьютеромании, как игровой зависимости, наиболее широко распространенной среди несовершеннолетних.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Учитывая вышеизложенное, целью исследования явилось изучение модели патологического влечения к играм как одной из форм зависимого поведения несовершеннолетних и изучение особенностей Я-концепции, способствующих возникновению аддиктивного поведения (игровой зависимости) подростков.

Для достижения цели решались следующие задачи:

рассматривались понятие, сущность, виды игровой зависимости;

изучалось аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости;

определялись особенности игровой зависимости несовершеннолетних.

В работе использованы монографии, учебники, учебные пособия, публикации в СМИ по исследуемой тематике.

1. Теоретические основы игровой зависимости


1.1 Понятие, сущность, виды игровой зависимости


Борьба с игровой зависимостью и отрицательное отношение к ней имеет давнюю историю. Более двух тысяч лет назад, древнегреческий философ Демокрит говорил - "Тот, кто никак не может противостоять соблазнам денег, никогда не будет счастлив". Более близкий нам по времени и по менталитету царь Пётр I карты не любил, но относился к ним спокойно и даже разрешил карточные игры на деньги с проигрышем не более 1 рубля медью.

Как правило, игровая зависимость, или "лудомания", возникает в тех странах, где разрешён и хорошо развит игорный бизнес.

Игровая зависимость признана на данный момент серьезным заболеванием наравне с наркоманией и алкоголизмом. Кстати, очень часто гемблинг (gamble - англ. рискованное предприятие, азартная игра) существует параллельно с одной из этих зависимостей. Называемая в простонародье "игромания" затягивает в свои сети легко и незаметно. Очень часто к игровым автоматам переходят от компьютерных игр - срабатывает психология самоуверенности: "Если мне все удается в компьютерных играх, значит я везучий, мне удастся выиграть и в автомат или казино". Однако данных о том, что все любители компьютерных игр подвержены гемблингу, нет. А вот склонность к риску, различным авантюрам, фанатизм в спорте могут являться психологическими предикторами зависимости.

Изучение игровой зависимости в нашей стране началось десять лет назад, когда в 1996 году в институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. К сожалению, большинство игроков не считают свое увлечение зависимостью, поэтому не спешат обращаться к медицинским работникам (да и не принято в нашей стране решать проблемы с помощью традиционной медицины). Обращения в институт увеличивались с каждым годом, поэтому изучением данной проблемы российские ученые занялись всерьез. А пропаганда и реклама казино и игровых автоматов только увеличивают количество их пациентов. Игромания стала серьезной проблемой в последние годы, тем более что с развитием сети автоматов игорного бизнеса проблема гемблинга вышла за пределы крупных мегаполисов.

Впереди нашей страны в вопросе изучения игровой зависимости стоят США, где это считается серьезной проблемой. Еще одно название игромании - лудомания - является названием болезни, включенной в списки заболеваний под международным кодом F63.0 и квалифицированной как самостоятельное заболевание в 1980 году Американской психиатрической ассоциацией. Однако ни Европа, ни США, ни Россия не смогли пока добиться серьезных успехов в лечении, вероятно потому, что гемблинг (также как и интернет-зависимость) относится к психическим зависимостям, лечить которые очень сложно, полностью излечиваются от игровой зависимости только три процента игроков из обратившихся к психологам.

Проанализировав множество практикуемых азартных игр, канадские аналитики классифицировали их в 4 категории:

Во-первых, это постоянные игры, включая местные лотереи, бинго, казино. Это также ставки на бегах, спортивные ставки и видео лотереи.

Вторая категория - это различные денежные пари и ставки между друзьями и коллегами по работе. Это могут быть спортивные, политические, карточные, биллиардные и совершенно любые пари и ставки, и они занимают значительное место в культурной и общественной жизни населения.

Третья категория - это ставки у нелегальных букмекеров, нелегальные игорные заведения для игры в карты и рулетку, казино в Интернете.

К последней категории относятся игра на бирже, носящая характер азартной игры, а не профессиональной обязанности.

Вследствие культурных и психологических различий в разных странах проблему "лудомании" воспринимают по-разному. В Испании "игроманию" принято считать болезнью, тогда как датчане считают её следствием распущенности, от которой человека можно отучить. Около 100 тысяч человек в Германии страдают патологической тягой к азартным играм. По официальным данным, сейчас в Дании с пятимиллионным населением - 150 тыс. человек регулярно играют в различные азартные игры, сорока тысячам датчан поставлен диагноз - лудомания. По разным оценкам, в 7-миллионной Швейцарии живут 30-40 тысяч азартных игроков. Более 20 млн. американцев играют в азартные игры, из них несколько миллионов являются "проблемными" игроками. В среднем 60% взрослого населения в развитых странах играют в азартные игры и 1-1.5% из них могут быть подвержены игровой зависимости. В США, в силу особого отношения населения к психоаналитикам, это более высокий процент - 3-5%.

Американские психотерапевты утверждают, что для больных алкоголизмом и наркоманией характерна склонность к лудомании. По их мнению, психическими причинами лудомании обычно является:

Одиночество, хроническая тоска. Люди, склонные к "тусклой меланхолии", то есть те, у кого содержание эндорфинов в крови понижено изначально, гарантированно "подсаживаются" на игру в погоне за эйфорией.

Склонность к импульсивному поведению. Подобно всем наркотикам игромания прежде всего опасна для творческих людей - тонкая психическая организация более подвержена разрушению под прессом биохимического эффекта.

Финансовые проблемы. Такие люди обычно думают: "Ну проиграюсь, и что? Все равно денег нет. А если выиграю?" Они надеются на чудо.

В свою очередь, финские учёные, изучающие проблемы лудоманов разделили подверженных болезненной склонности к игре на пять условных категорий:

1) Люди подверженные многочисленным пристрастиям: параллельно с лудоманией эти люди страдают от каких-либо пристрастий (алкоголизм, наркомания и т.д.);

2) Люди, лечившиеся от психических расстройств: все они проходили психиатрическое лечение в клинических или амбулаторных условиях.

3) Люди, которые играют, чтобы притупить чувство одиночества или неудовлетворённости: для таких игроков, азартные игры служили отдушиной и суррогатом отсутствующей компании или интересного дела.

4) Профессиональные игроки: люди из этой группы играли профессионально, но время от времени игра приобретала форму пристрастия.

5) Другие: во всех других отношениях они отличались от всех выше описанных групп своей предысторией и мотивацией к игре.

Медицинские работники Европы также подчеркивают, что истории "лудоманов" и алкоголиков удивительно похожи.

Когда у человека возникает проблема с азартными играми, она, как правило, существует совместно с другими психологическими проблемами и, по сути, часто является признаком более глубокой проблемы.


1.2 Патологический гемблинг как вариант зависимости


В связи с распространенностью, социальными и медицинскими последствиями большое внимание привлекает к себе патологическое влечение к азартным играм (патологический гемблинг - от англ. слова Gamble - рискованное предприятие, азартная игра). Вместе с тем ему принадлежит одно из видных мест в концепции болезни зависимого поведения (Бухановский А.О. с соавторами, 2002).

Значимость этой проблемы подтверждается следующим:

поражение лиц молодого возраста;

быстрая десоциализация этих людей, влекущая значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;

высокая общественная опасность этого расстройства - криминализация и виктимизация больных;

наличие большого отряда коморбидных расстройств и лиц;

отсутствие единого понимания природы, психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

К критериям F 63.0 (по МКБ-10) диагноза "Патологическое влечение к азартным играм" относятся:

повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Патологическое пристрастие к азартным играм объясняется неправильной работой мозга.

У патологических игроков нарушены такие психические функции как сила воли и способность к принятию решений. Эти функции связаны с префронтальной областью коры головного мозга.

Именно нарушение процессов принятия решения и торможения приводит к тому, что хронический игрок стремится к мгновенному удовольствию, не обращая внимания на такие серьезные последствия как разрушение семьи, потеря работы и т.д. Maria Roca и Facundo Manes из Института Неврологических Исследований Рауля Каррэа предложили 11 патологическим игрокам и10 обычным людям выполнить различные задания, в которых оценивались способности принимать решения, фиксировать внимание и т.д. В заданиях на принятие решений игроки делали неудачный выбор по сравнению с обычными людьми, а в тестах на внимание и умение сдерживать себя делали больше ошибок. "Наши данные подтверждают важную роль префронтальной коры в патогенезе нейро-психических расстройств. Также важно, что мы обнаружили у игроков волевые расстройства, это может помочь в разработке методов лечения и реабилитации", - пояснил Facundo Manes.

Синдром измененной реактивности проявляется ростом толерантности - увеличением продолжительности и кратности игровых эксцессов, изменением форм исполнения - переход от случайных эпизодов к периодическим или систематическим, окончательное формирование предпочтительности игр. По аналогии с изменением форм опьянения можно говорить о выходе на первый план релаксирующего, гомеостабилизирующего и тонизирующего компонента психотропного эффекта.

Поведенческими предикторами патологического гемблинга могут служить отношение к спортивным мероприятиям (включая собственный спортивный азарт и явление "спортивного фанатизма"), а также отношение к азартным играм в семье пациента.

На доклиническом этапе, по мере повторных игр, как бы "накапливается опыт" игрового поведения и формируется определенная предпочтительность игр. Все обследованные пациенты, говоря об "азарте", определяют его как сочетание чувства риска, опасности и желания выигрыша (денег на "халяву"), не прилагая к этому старания. При реализации желаемого возникает иллюзорно-компенсаторное восприятие действительности, что делает ее привлекательной, приводит к увеличению частоты и продолжительности игровых эксцессов. Длительность этой стадии, по современным наблюдениям, составляет от 2 до 5 лет. На клиническом этапе клиника достигнет своей структурной завершенности и приобретает сходство с "большим наркоманическим синдромом".

С этого момента влечение к азартным играм становится непреодолимым, появляются первые признаки дезадаптации личности. Синдром зависимости представлен вначале обсессивным, затем обсессивно-компульсивным влечением. Выявляется психический комфорт в ситуации игры и психический дискомфорт вне ее. Гемблер комфортно чувствует себя, в отличие от здоровых людей, только в ситуации игры. При этом процесс игры приобретает психотропный эффект и способствует изменению актуального психического состояния со знака "минус" на знак "плюс". Одновременное прекращение игры в силу непреодолимого препятствия вводит пациента в состояние психического дискомфорта. Именно это в совокупности с обсессивным влечением формирует психическую зависимость от азартных игр и делает потребность в игре непреодолимой, а поведение принудительным.

Дополнительными провоцирующими ситуационными факторами являются посещения мест реализации аномального влечения (казино, салоны игровых автоматов, ночные клубы и т.д., в т. ч. и обилие соответствующей рекламы в общественных местах), встреча с лицами, участвовавшими ранее в игровых эпизодах, разговоры на тему игр, возможности “легкого выигрыша”.

Второй составляющей синдрома психофизической зависимости является синдром физической зависимости. Физическое влечение приходит на смену обсессивному и проявляется непреодолимым стремлением к процессу игры, причем по степени выраженности оно достигает уровня витальных влечений и даже подавляет их, т.е. блокируется потребность в пище, сне, нормативной сексуальности. При этом исчезает борьба мотивов, происходит полное поглощение сознания пациента игровой ситуацией. Имеет место внутриэксцессное компульсивное влечение к игре, которое по силе своей выраженности превышает внеэпизодное компульсивное влечение. Остановиться в случае проигрыша гораздо труднее, чем в случае выигрыша. Вне патологической ситуации при сохранении компульсивного влечения возникает состояние общего соматического неблагополучия, тягостное психоэмоциональное состояние. Об "абстиненции" можно говорить в случае непредвиденного вынужденного прекращения игры.

На более поздних этапах происходит заострение и деформация личностных черт, вплоть до их оскудения, нарастание психосоциальной дезадаптации, которая проявляется финансовой несостоятельностью, криминальными действиями, снижением профессиональной продуктивности, конфликтами в семье, ее распадом. Сужается круг интересов, прекращается рост личности, кругозор ограничивается играми и всем, что с ними связано.


1.3 Аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости


Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, работа, длительное прослушивание музыки.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, ищут точку опоры в других людях. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.

Игровая зависимость обладает признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.

1.4 Особенности игровой зависимости несовершеннолетних


Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, влечет за собой нарушение адаптации или дезадаптацию - это снижение школьной успеваемости, это невозможность получения минимума знаний с проводкой в будущее, в перспективе это невозможность социализации, невозможность стать полноправным членом общества с полной отдачей своих сил, умений, знаний, которых, кстати, может и не быть. Но помимо психической зависимости, точнее помимо психических проблем, которые неизбежно возникают у индивида, эти проблемы, аккумулируясь, возникают и у общества, это проблемы социальные, экономические, это криминальные проблемы. Собственно это все повторение сведений, которые обычно сопровождают алкоголизм, наркоманию. Механизмы одни и те же, и те и другие разрушают личность и психически, и физически. Что касается детей - просиживание долгими часами около компьютера разрушает не только психическую, но и физическую сферы, влияет на зрение, на нервную систему, вызывает дисбаланс нервных процессов, нарушение костно-мышечной системы. Когда взрослый организм подвергается воздействиям, он менее уязвим, чем растущий развивающийся детский организм.

Если алкоголь, наркотики наполнены негативным содержанием, всем понятно, что это плохо, что это вредно, что это подчас смертельно, то компьютер зачастую символ престижности, моды, современности. Поэтому зависимость подкрадывается исподволь, в чем еще заключается опасность.

В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.

Компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.


1.5 Компьютерная игровая зависимость как специфика игровой зависимости несовершеннолетних


В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других "традиционных" зависимостей. Проведение таких параллелей весьма удобно с точки зрения научного исследования игровой зависимости, т.к, в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимости, станет возможным спроецировать весь объем знаний, накопленных в области "традиционных" видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр. Однако следует заметить, что далеко не все "стыкуется" в сопоставлении этих видов зависимости. Можно отметить специфику игровой зависимости.

Совершенно очевидным является тот факт, что величина наркотической зависимости возрастает с течением времени, т.е., в отсутствие специального терапевтического воздействия на человека, его психологическая зависимость от наркотических веществ постоянно усиливается. Такой факт как самопроизвольное снижение величины наркозависимости или ее полное исчезновение можно рассматривать как редкое исключение из общих правил, обусловленное, скорее, индивидуальными особенностями человека, нежели механизмами самой зависимости.

Теперь рассмотрим динамику развития игровой компьютерной зависимости. Теоретические выкладки, излагаемые здесь, основаны на беседе, проведенной с 15 компьютерными игроками, имеющими большой игровой "стаж" (от 5 до 10 лет). Применение более серьезного метода, способного дать объективное и подтвержденное научное знание, например, лонгитюдного исследования, в данном случае весьма затруднительно. Это связано не столько с длительным временем проведения исследования, сколько с высокими темпами развития игровых компьютерных технологий, а следовательно с постоянным появлением игр качественно нового уровня, в связи с чем такое исследование не даст желаемой объективности и истинности результата.

По субъективному мнению 80% исследуемых, они прошли "пик" увлеченности компьютерными играми, однако продолжают увлекаться ими в настоящее время. Это подтверждают цифры, приведенные ими же: если несколько лет назад, в период максимальной увлеченности, они могли играть по 30-50 часов в неделю, а продолжительность игры могла быть до 14-18 часов, то в настоящее время они играют 20-30 часов в неделю, а продолжительность одной игры длится не более 4-5 часов.88% испытуемых также утверждают, что в настоящее время они стали более избирательными в играх, а не играют в любую игру, как раньше; у 66% испытуемых есть особая привязанность к какой-то конкретной игре, в основном из "старых", выход которой пришелся на "пик" из увлеченности.

Исходя из этих результатов, есть основание предположить, что динамика развития компьютерной зависимости имеет следующие этапы.

С начала увлечения идет этап своего рода адаптации, человек "входит во вкус", затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста, величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.

Убывание степени зависимости может быть связано с различными факторами. Сами игроки расценивают это как нечто связанное с процессом созревания, становления как личности, повышением образовательного уровня и жизненного опыта (возраст испытуемых 18-23 года). Большинство этих опытных игроков говорят, что вместе с взрослением произошел некий внутренний перелом, переоценка ценностей. Как можно понять из их слов, компьютер помог им противопоставить виртуальный мир, где "все дозволено", реальному, в котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в котором придется жить и работать им самим. Однако интересным является тот факт, что даже после осознания практической бесполезности игровой деятельности, человек не может полностью отказаться от нее, что говорит в пользу довольно высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя ее "глубина" и сила влияния на человека после прохождения "кризиса" уже не так существенны.

Таким образом мы можем сравнивать механизм формирования наркотической и игровой зависимости только на определенных стадиях. В период своего возрастания и состояния устойчивости игровая зависимость по своим психологическим аспектам весьма близка к наркотической. Однако, в случае с игровой зависимостью, за кризисом наступает спад, что никак не свойственно динамике наркозависимости.

На основании предложенной динамики игровой зависимости можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как ребенок один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли.

Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностносмысловой сфере личности. По данным А.Г. Шмелева происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не играют, то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это психопатология или образ жизни, ведущий к патологии, этот вопрос требует отдельного изучения.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако, случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра "постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.

Что же касается изучения игровой зависимости методом построения аналогий с наркотической зависимостью, то можно считать этот метод вполне разумным и весьма эффективным, поскольку аналогии действительно имеют место. Однако при этом подходе необходимо учитывать специфику игровой зависимости, связанную с неизбежностью ее произвольного угасания.


1.6 Превентивные меры игровой зависимости несовершеннолетних


В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты вопроса игровой зависимости несовершеннолетних. Выявлено, что все игры неодинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости.

В этом отношении первое место по воздействию на несовершеннолетних занимают компьютерные игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

При рассмотрении формирования психологической зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое уменьшение величины зависимости после прохождения "максимума", в связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической игровой зависимости несовершеннолетних.

Существует два основных психологических механизма образования зависимости подростков от игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой.

Однако таких подростков очень немного, поэтому большинство несовершеннолетних можно считать потенциально предрасположенными к формированию игровой психологической зависимости.

Отсутствие обоснованных проработанных программ профилактики привело к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Вопрос эффективности зарубежных антигемблинговых программ требует специального изучения, однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.

До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании феномена негативной зависимости, поэтому узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия гемблинга (игромании) как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и т.д. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого позволит разработать эффективную профилактическую модель.

Центральная идея программы профилактики состоит в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов личностной устойчивости и личностного роста.

Наименьшую опасность попадания в зависимость имеют подростки, обладающие следующими общими качествами:

1) самореферентность;

2) коммуникативная и социальная компетентность;

3) способность конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях;

4) адекватная самооценка;

5) способность контролировать аффект;

6) способность к отсроченной разрядке напряжения.

Следующим этапом разработки профилактической программы следует принять построение тренинговых занятий, способствующих развитию данных качеств у подростков групп риска. Нужно уяснить, что взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций. Основной характеристикой периода взросления (юношеский и подростковый возраст) являются различные проблемы, именно они выступают точками личностного развития. В качестве задач взросления можно выделить: отношение к телу, отношение к лицу, отношение к родителям, отношение к группе, отношение к сверстникам противоположного пола, отношение к сверстникам своего пола, отношение к боли, отношение к самому себе, отношение к смерти, отношение к будущему, отношение к религии.

Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.

Под профилактический натиск в настоящее время попадают в массе своей подростки. С одной стороны, это правильно и понятно: этот возраст кризисный, а, следовательно, уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. Это и граница детства, и граница взрослости; это время перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый еще не освоен, старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решение основных задач дальнейшего развития.

С другой стороны, сгладить остроту переживания возможно за счет подготовки ребенка к предстоящим изменениям. Ведь давно известно: кто предупрежден, тот вооружен. Обучая ребенка навыкам конструктивного преодоления возникающих трудностей, мы обеспечиваем подростку максимально безболезненное преодоление пространства между детством и взрослостью.

Планируя систему профилактики, необходимо учитывать следующие особенности ее построения.

Преемственность. Рассматривая этот принцип, хочется выделить два аспекта понимания этой особенности. Во-первых, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в странах, давно столкнувшимися с этой проблемой. Имея рабочие модели профилактики, выстраивать собственную систему превентивных мероприятий легче и эффективней, опираясь на плюсы и минусы их применения. Во-вторых, соблюдение этого принципа подразумевает согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями.

Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временными рамками обучения ребенка в школе, а максимально охватывать все аспекты его жизни. Каждый возрастной этап должен быть связан не только с переходом на новый социальный уровень, но и обеспечиваться необходимым набором адаптивных навыков. На сегодняшний день основной профилактический упор делается на работе с подростками и юношеством (диапазон от 12-13 до 16-17 лет). С другими возрастными категориями работа не ведется или применяются крайне неэффективные методы.

Под непрерывностью профилактической работы в данном случае понимается наличие профилактических мероприятий на протяжении всей жизни индивида, причем повышение адаптивных возможностей происходит ступенчато и включает в себя опыт, полученный ранее.

Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой. Рассогласованность применяемых мер, неправильная интерпретация может привести к дискредитации всей профилактической системы. Возможно введение определенной системы взысканий и поощрений, применение которой связано с отсутствием или наличием желаемой формы поведения.

Умение выбирать главную цель. Цель профилактической работы реализуется через множество задач, каждая из которых может занимать первостепенное положение на определенном этапе. Здесь необходимо обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные меры.

В соответствии с общей целью - повышение адаптивных возможностей, можно уделять особенное внимание какой-то проблемной области, перенося фокус внимания на ту или иную частную проблемную область.

Соответствие задач поставленным целям. Четко простроенная система профилактики, где выделены элементы взаимосвязи между ними, поможет не только ясно сформулировать цель деятельности системы, но и выделить ряд задач, через реализацию которых возможно выполнение поставленной цели. Формулирование задач отражает и средства, и способы достижения необходимого результата, тесно связанного со структурой деятельности.

Собственно структура профилактической деятельности может быть представлена единством 3-х компонентов:

когнитивного (информационного);

эмоционального (эмоционально-оценочного);

поведенческого.

Когнитивный компонент профилактической деятельности отражает информационное наполнение превентивной системы. Участники профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим вопросам. Если это информация запугивающего характера, то ее интенсивность не должна быть чрезмерно сильной. Кроме того, участники превентивной системы должны обладать навыками оперирования информации, т.е. уметь добывать необходимую информацию, уметь ее анализировать, выделять причинно-следственные связи, выстраивать определенную систему проверки достоверности данных.

Эмоциональный компонент обеспечивает формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме. Согласуясь с когнитивным компонентом, возможно формирование антипатии к данному явлению, построенное не на иррациональных убеждениях и догадках, а подкрепленное достоверными данными. Это позволит лучше ориентироваться в собственных чувствах, выделять эмоциональную основу поведения других людей, а, следовательно, будет способствовать развитию ответственности.

Поведенческий компонент интегрирует знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся в той или иной степени реализованной целью деятельности профилактической системы.

Для того, чтобы результативность деятельности превентивной системы была максимальной, необходима реализация следующих принципов:

универсальность, т.е. модифицированность системы профилактических действий. Например, единство факторов риска всех видов девиантного поведения предусматривает создание условий предупреждения девиантного поведения вообще, независимо от того, какую форму (аддиктивного или суицидального поведения) оно примет;

конструктивность, т.е. отсутствие узконаправленности разворачивания профилактической системы. Конструктивная превентивная система строится не по принципу: "Не делай плохо", а по принципу: "Делай хорошо";

опережающий характер воздействия, т.е. предвосхищение негативных установок, что позволит развивать позитивные (желаемые) особенности поведения.

Родители, педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.

Заключение


Одной из самых актуальных задач в работе с молодежью становится сейчас работа по профилактике различного рода зависимостей.

Что такое негативная зависимость? Откуда берется? Можно ли от нее освободиться? Если можно, то как? Кто профессионально не только должен, но и сможет заниматься профилактикой этого явления?

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как "застраховать" от попадания в ту или иную зависимость - это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Создание системы личностно ориентированных воздействий на объект профилактики и организация активного (субъектного) участия в этом процессе самого объекта и есть психологический аспект в решении проблем профилактики негативных зависимостей.

Создание такого рода системы возможно лишь при ясном понимании самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости и главное - субъекта профилактики. Учитель, который сам не обучен, приносит больше вреда чем пользы. Те, кто в большинстве своем, занимаются решением данной проблемы сегодня, судя по результатам их работы, катастрофически некомпетентны. Это касается учреждений образования, и органов здравоохранения. Их отчеты, как ни странно, переполнены победными достижениями.

Негативные зависимости, при всем их многообразии, имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее "ловушек". Самая надежная защита личности - защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Часто встает вопрос: "Кто должен заниматься профилактикой?" И обнаруживается, что никто ей всерьез не занимается или что предпринимаемые усилия оказываются бесплодными. Причинами этого являются не какие-то организационные ошибки или чья-то недобросовестность. Трудно назвать какой-то социальный институт, ставящий своей задачей защиту, поддержание и развитие свободы личности. В этой ситуации любые успехи в профилактике - скорее случайности, отклонение от правил. И тогда встает вопрос: "А способны ли существующие социальные институты осознавать свои ограничения и ставить своей главной задачей поддержание того, что не вписывается в их рамки, иметь и нарабатывать опыт в этом направлении?"

По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов, должна вестись работа с молодежью по профилактике игровой зависимости.

Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны с силу их низкой осведомленности в вопросах игровой зависимости, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой - запугивание и дезинформация.

Эффектом от включения в субкультуру игровой зависимости является переживание себя "могущим", но это одновременно выступает условием формирования психологической зависимости. Сама по себе игровая субкультура является "ловушкой" для подростка и непонятна для взрослого. Взрослость не приходит просто с возрастом, а является результатом разрешения определенных проблемных ситуаций.

Центральная идея профилактической программы должна состоять в реализации системного психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучие подростка, развитие и стабилизацию факторов устойчивости к зависимости.

Список литературы


Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990.

Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал, т. 19, 1998, №1.

Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2002.

Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. под. ред. Носова Н.А.М., 2005.

Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С 52-58.

Кле М. Психология подростка. М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.

Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.3.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер.14, 1996, №4.

Майерс Д. Социальная психология. С - Пб, 1997.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Ростов-на-Дону, Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1999, 420 С.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.

Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.

Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1

Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.Л., Черемисин О.В. Исследование образа "Я" у подростков с аддиктивным поведением. // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. т.123, Л., 1989.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.


Похожие работы:

  1. • Технология реабилитации людей, страдающих игровой ...
  2. • Один разговор по поводу игровой зависимости
  3. • Развитие игровой деятельности дошкольников
  4. • Влияние ролевых компьютерных игр на формирование ...
  5. • Проектирование детской игровой комнаты в гостинице ...
  6. • Игровые методы обучения лексике английского языка
  7. • Особенности познавательных психических процессов у ...
  8. • Игровые методы как средство ...
  9. • Игровые методы обучения
  10. • Эффективность использования игровых приёмов при ...
  11. •  ... детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ
  12. • Игровая деятельность как средство обучения
  13. • Особенности игровой деятельности у дошкольников с ...
  14. • Особенности формирования игровой деятельности у умственно ...
  15. • Возможности формирования игровой деятельности ...
  16. • Игровое поведение приматов и его ...
  17. • Игровая деятельность как ...
  18. • Игровая концепция культуры Й. Хейзинги
  19. • Руководство игровой деятельностью в дошкольном ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com