Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Дипломная работа: Конструирование винтового механизма

Омский государственный технический университет

Кафедра «Детали машин»


Пояснительная записка.

Разработка винтового механизма


Студент Группа


Руководитель проекта


2005 г.

1. Расчет винтовой пары


1.1 Выбор расчетной нагрузки


На резьбовую пару винтовых механизмов нагрузка прикладывается центрально, следовательно расчетная нагрузка FВ равна полезной нагрузке F:

FВ = 12 кН.


1.2 Материалы и допускаемые напряжения винта и гайки


Для изготовления деталей резьбовой пары применяют антифрикционные материалы с целью снижения потерь на трение. При этом винт выполняют всегда из сталей 35, 45, 40Х или Ст. 4, Ст. 5, Ст. б в улучшенном (закалка с высоким отпуском) или нормализованном состояниях.

Для изготовления гаек в виде вкладышей используют бронзы оловянистые и безоловянистые марок Бр. А9-Ж4; Бр. 010-Ф1; Бр. Об-Ц6-С3 и др., а также серые чугуны марок СЧ15; СЧ20 и др. В зажимных механизмах гайки выполняют из мягких сталей Ст. 2, Ст. 3, сталей 15, 20, 25.

Допускаемые напряжения [s] для винтов, стальных и чугунных гаек выбирают дифференциальным способом.


Конструирование винтового механизма


где sпр - предельное напряжение материала, n - допускаемое значение коэффициента запаса прочности. Рекомендуют следующие допускаемые напряжения для бронзовых гаек: [tср] = 30 МПа; [sр] = 40 – 45 МПа; [sиз] = 45 – 50 МПа; [sсм] = 60 МПа.

Выполним расчет для винта, изготовленного из стали 45, и гайки, выполненной из бронзы марки Бр. 010-Ф1.

Допускаемые напряжения винта:

объемная закалка, HB 335 - 490, [sВ] = 1000 МПа; [sТ] = 750 МПа; [s-1] = 430 МПа.

Допускаемые напряжения гайки:

[tср] = 30 МПа; [sр] = 42,5 МПа; [sиз] = 47,5 МПа; [sсм] = 60 МПа.


1.3 Выбор типа резьбы


Свойства резьбы определяются относительной толщиной витка у основания ya= a / p, относительной высотой витка yh= h / p и рабочим углом g. Для каждого типа резьбы эти параметры постоянны. Параметр ya, определяет прочность витков резьбы на изгиб и срез; yh - характеризует стойкость витков резьбы на износ, а параметр у обусловливает КПД винтовой пары.

Применение каждого типа резьбы определяется соответствием ее параметров ya, yh, g предъявляемым к механизму требованиям.

Трапецеидальная резьба (см. рис. ниже) – основной тип резьбы для винтовых механизмов, широко применяется благодаря универсальности свойств. Прочность (ya = 0,67), стойкость на износ (yh = 0,5) и КПД (g = 15°) удовлетворительные. Технологичность трапецеидальной резьбы хорошая, так как ее можно нарезать инструментом любого типа. Резьба стандартизирована, ее параметры определены ГОСТ 9484-81.

Упорная резьба наиболее приспособлена к работе в условиях большого трения и износа. Превосходит трапецеидальную резьбу по стойкости на износ (yh = 0,75) и КПД (g = 3°). Прочность витков (ya = 0,7), а технологичность упорной и трапецеидальной резьб примерно одинаковы. Упорная резьба стандартизована, ее размеры даются в ГОСТ 10177-82. Из-за несимметричности профиля упорная резьба может применяться только в нереверсивных механизмах, т. е. в таких, где рабочая нагрузка имеет одно направление.


Конструирование винтового механизма


Ленточная (прямоугольная) резьба по свойствам близка к трапецеидальной резьбе. Размеры резьбы не стандартизованы. Резьбу делают квадратной ya = yh = 0,5. Шаг и диаметры резьбы удобно назначать по стандарту на трапецеидальную резьбу. Уступая по прочности трапецеидальной резьбе, ленточная резьба превосходит ее по КПД (g = 0°).

Технологичность ленточной резьбы невысока, т.к. ее можно нарезать только резцом. Однако винтовые механизмы с ленточной резьбой обеспечивают наибольшую точность перемещений. Поэтому ее применяют для ходовых винтов особо точных механизмов подач.

Метрическая резьба - основной тип резьбы для болтовых соединений, обладает высокой прочностью (ya = 0,875), удовлетворительной стойкостью на износ (yh = 0,54) и низким КПД (g = 0°), технологичность ее - отличная.

В винтовых механизмах применение метрической резьбы ограничивается зажимными приспособлениями, где по условиям самоторможения выгодно иметь большое трение. Для уменьшения износа применяется резьба только с крупным шагом. Резьба стандартизована, ее размеры даются в ГОСТ 24705-81.

Сопоставив параметры и технологичность тех или иных резьб, остановим выбор на трапецеидальной резьбе: ya = 0,67, yh = 0,5, g = 15°.


1.4 Расчёт резьбовой пары на износ


Износостойкость резьбы является основным критерием, определяющим работоспособность винтовой пары. Поэтому размеры резьбы находят из ее расчета на износ по удельной нагрузке, которую принимают равномерно распределенной по виткам гайки. Таким образом, удельная нагрузка (см. рис.):


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма

где FВ – нагрузка на винт, Н; z – число витков гайки; АУСЛ – условная площадь витка, мм, q – допустимая из условия износа удельная нагрузка на виток, МПа.

Выразив z и АУСЛ через шаг резьбы р, относительную высоту гайки как yH = H / d2 и относительную высоту витка yh = h / p (h - расчетная высота витка), получим


Конструирование винтового механизма


Откуда средний диаметр резьбы


Конструирование винтового механизма


а высота гайки


Конструирование винтового механизма


Рекомендуется принимать yH = 1,2 – 2,5.

Значения, близкие к верхнему пределу, следует применять когда винт работает только на растяжение.

Относительную высоту гайки yH примем равной 1,3, т.к. винт работает на растяжение и на сжатие.

Рекомендуемая удельная нагрузка [q], МПа и коэффициенты трения f в винтовой паре даны в таблице.


Материалы винтовой пары Условия смазки

Отличные Средние Плохие

[q] f [q] f [q] f
Бронза-сталь 12 0,07 8 0,09
Чугун-сталь 6 0,11 4 0,13
Сталь-сталь 15 0,15

Условия смазки примем средними, т.е [q] = 8 МПа, f = 0,09.

Вычислим средний диаметр резьбы:


Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


и высоту гайки:


Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


1.5 Выбор шага резьбы


По d2 из ГОСТ 9484-81 выбираем основные размеры стандартной резьбы: d – наружный диаметр; d2 - средний диаметр; d1 – внутренний диаметр; p - шаг резьбы.

Для каждого диаметра имеются крупный, нормальный и мелкий шаги.

Крупный шаг позволяет получить высокий КПД винтовой пары.

Мелкий шаг выгоднее с точки зрения выигрыша в силе.

Выбор шага резьбы:

1. В ручных механизмах выигрыш в силе важнее КПД, поэтому в них предпочитают мелкий и нормальный шаги; мы примем нормальный шаг, т.к. он является предпочтительным.

2. Условия работы механизма требуют, чтобы винтовая пара была самотормозящаяся, то шаг резьбы подсчитывается из условия самоторможения:


Конструирование винтового механизма или Конструирование винтового механизма или Конструирование винтового механизма


отсюда


Конструирование винтового механизма


где a – угол подъема винтовой линии; jE – приведенный угол трения.

Вычислим:


Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


3. Выбирают тот шаг, для которого число витков z = Н / р невелико, так как число витков в гайке не должно быть более 15. Вычислим:


Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


На основании расчетных данных выбираем из ГОСТ 9484-81 конкретную резьбу с параметрами: d = 32 мм, p = 6 мм, d1 = 25 мм, d2 = 29 мм, D4 = 33 мм, D1 = 26 мм, aC = 0,5 мм. Уточним значения H и z:


Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизмапримем H = 38 мм;

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизмапримем z = 6,3.


1.6 Проверка витков резьбы на прочность


В винтовой паре наиболее слабым являются витки гайки, так как они делаются из менее прочного материала, чем витки винта.

При составлении расчетной схемы (см. рис.) виток развёртывают и рассматривают как консольную балку, нагруженную посередине консоли силой FВ / z, условно считая нагрузку равномерно распределенной между витками.


Конструирование винтового механизма


Проверочный расчёт витка на прочность состоит в определении действующих в опасном сечении напряжения среза tСР и напряжения изгиба sИЗ.


Конструирование винтового механизма


где a = 0,67p;

Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма


где h = 0,5p;

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма

Условия прочности выполняются.

Расчетные значения толщины витка у основания a и высоты витка h приведены на рис. п.1.1.3.


Конструирование винтового механизма


1.7 Конструирование и проверочный расчет элементов гаек


Главные размеры детали (для гаек - высота и диаметр резьбы) берут из расчета. Форму детали и основные ее размеры определяют путем прочерчивания по конструктивным, технологическим и эстетическим соображениям. Широко используют также аналогии с существующими конструкциями. Затем, как заключительный этап проектирования, проводят проверочный расчет на прочность опасных сечений детали. Такая последовательность проектирования деталей является обычной для конструкторской практики.

Конструктивные соображения принимаемые во внимание при выборе формы и размеров детали, учитывают уменьшение изгибающих моментов, возможность общей компоновки узла, возможность присоединения деталей друг к другу и т.п.

Технологические соображения учитывают возможность наиболее простого изготовления детали.

По эстетическим соображениям деталь должна иметь красивую форму и гармоничные соотношения размеров не в ущерб технологичности изготовления.

Основные размеры деталей, найденные путём прочерчивания или из каких-либо других соображений, должны быть округлены по ГОСТ 6636-69 на линейные размеры. Округление размеров деталей делают для облегчения их изготовления и контроля, так как оно сокращает номенклатуру режущих, деформирующих и мерительных инструментов.

Чтобы получить удачную, совершенную конструкцию, в нее надо вводить все то положительное, что есть в ранее созданных образцах. Образцы существующих конструкций можно найти в атласах конструкций [2].


Конструирование винтового механизма

Наибольшее распространение в винтовых механизмах имеют круглые гайки-вкладыши с буртиком (см. рис.) и без буртика. В качестве расчетной остановимся на гайке с буртиком.

Гайку проверяют на растяжение:


Конструирование винтового механизма


где kКР = 1,25 – коэффициент кручения.

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма

DГ і D4 +16 мм, DГ і 49 мм.

Примем: DГ = 50 мм.

По диаметру DГ гайка шлифуется, поэтому необходимо учесть канавку (параметры определены по ГОСТ 8820-69: см. в табл.) для выхода инструмента. Т.к. гайка и втулка образуют соединение посадкой с натягом, то необходимо учесть входные фаски a ґ 10° и A ґ 10°, где a = 0,5 мм, A = 1 мм.


Размеры в мм
b d1 R R1
3 49,5 1,0 0,5


Буртик гайки проверяют на срез и изгиб, так как он работает подобно витку резьбы. В качестве нагрузки на буртик берется расчетная нагрузка на винтовую пару. Торцовые поверхности этих гаек (на рис. не показано) имеют форму кольца и проверяются на смятие.

На смятие:

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


Примем: Dб = 55 мм.

На изгиб:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


а срез:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


Из расчета на изгиб и срез принимаем: hб = 3,4 мм.

По ГОСТ 10549-63 размер фаски для внутренней трапецеидальной однозаходной резьбы составляет 3,5ґ45°.


1.8 Расчет винта на прочность и устойчивость


Размеры резьбы известны из расчета, а длину винта определяют прочерчиванием с учетом хода и высоты гайки.

Проверочные расчеты винта необходимы для проверки пригодности его размеров с точки зрения прочности и продольной устойчивости.

Расчет винта на прочность начинают с составления расчетной схемы (см. рис. ниже), первая часть которой - условное изображение узла (см. рис. а).

Вторая часть - схема нагружения винта вращающими моментами (см. рис. б). Момент торцового трения ТТ и момент на рукоятке ТРУК считают сосредоточенными, а момент в резьбе ТРЕЗ - равномерно распределённым по высоте гайки. Величина ТТ подсчитывается по формулам из п.1.2.1. Момент в резьбовой паре подсчитывается по известному из теории винтовой пары соотношению


Конструирование винтового механизма


где


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма

Рис: а – пресс; б – схема нагружения винта; в, г – эпюры ВСФ.

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


Третья часть - эпюры внутренних силовых факторов (ВСФ), действующих в сечениях рассчитываемой детали. В рассматриваемых случаях винт испытывает действие сжимающих сил (рис. в) и крутящих моментов (рис. г). Третья часть расчетной схемы дает представление о видах деформаций детали.

Согласно расчетной схеме (см. рис.) винт работает на сжатие с кручением.

Расчетная схема дает представление о положении опасного сечения в котором нужно рассчитывать деталь. Опасное сечение соответствует максимуму внутренних силовых факторов. На расчетной схеме (рис.) опасное сечение находится на участке винта между рукояткой и гайкой. В этом сечении действуют сжимающая сила FВ и крутящий момент ТРЕЗ.

Проверка прочности винта в опасном сечении производится по III гипотезе прочности, она в большей степени учитывает кручение и является наиболее подходящей для стали:


Конструирование винтового механизма


где А и WР1 - площадь и полярный момент сопротивления сечения винта по внутреннему диаметру резьбы; [sР] - допускаемое напряжение для стали на растяжение-сжатие выбирается дифференциальным способом, но не более, чем sТ / 3.


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Определим допускаемое напряжение:


Конструирование винтового механизма


где sт – предельное напряжение текучести; ks - коэффициент концентрации напряжений; e - масштабный коэффициент; S – коэффициент запаса прочности:

S = S1 · S2 · S3,

где S1 – коэффициент, характеризующий соответствие расчетной нагрузки фактическому напряжению; S2 – коэффициент, характеризующий неоднородность материала; S3 – коэффициент, характеризующий ответственность узла.

Примем:

S1 =1,35;

S2 =1,1 (прокат);

S3 =2,5 (поломка может вызвать травму рабочего или порчу дорогостоящего агрегата, детали или узла).

Вычислим: S = 1,35 · 1,1 · 2,5 = 3, 7125;

Допускаемое напряжение:


Конструирование винтового механизма


Проверка прочности винта:

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаусловие прочности выполняется.


Винты, подверженные сжимающей нагрузке, проверяют также на продольный изгиб. За расчетное принимают крайнее положение гайки, при котором винт подвергается сжатию на максимальной рабочей длине его по условию


Конструирование винтового механизма


где j - коэффициент уменьшения допускаемого напряжения при продольном изгибе (см. таблицу) в зависимости от гибкости винта l = ml / i; l - свободная длина винта - расстояние между опорой винта и серединой гайки (ml - приведенная длина винта); m - коэффициент приведения длины зависит от способа закрепления концов винта (см. рис.); i - осевой радиус инерции сечения винта:


Конструирование винтового механизма


где J - осевой момент инерции сечения винта; A - площадь сечения.

В обычных домкратах концы винта можно считать шарнирно-закрепленными из-за зазоров в узлах и принимать m = 1.


l 0 10 20 30 40 50 60 80 100 120 140 160 180
j 1,00 0,98 0,96 0,93 0,89 0,85 0,80 0,7 0,5 0,37 0,28 0,23 0,19

Осевой момент инерции сечения винта определяют по формуле

Конструирование винтового механизма


где d и d3 - наружный и внутренний диаметры резьбы винта.


Конструирование винтового механизма


Произведем вычисления:

1) m = 1,

2) из прорисовки определяем l = 240,75 мм,


3) Конструирование винтового механизма


4) Конструирование винтового механизма (см. п.1.1.8),


5) Конструирование винтового механизма

6) Конструирование винтового механизмавинт в проверке устойчивости не нуждается.

2. Расчёт прочих деталей винтового механизма


2.1 Разработка опорных узлов винтового механизма


В качестве опорного узла домкрата используется кольцевая пята (см. рис.).


Конструирование винтового механизма


пределим основные размеры опорного узла:


BП = (1,5..2,0)·d, BП = 1,75·d = 1,75·32 = = 56 мм » 60мм;

dВ = (1/3..1/2)·d, dВ = (5/12)·d = (5/12)·32 = = 13,(3) мм » 14 мм;

dН = 1,8·d = 1,8·32 = 57,6 мм » 60 мм;

DН = (2,4..2,5)·d, DН = 2,45·d = 2,45·32 = = 78,4 мм » 80 мм;

BГ = 1,5·d = 1,5·32 = 48 мм;

dР = (1/3..1/2)· BГ, dР = (1/3)·BГ = (1/3)·48 = = 16 мм;


Выбранные размеры округлены до стандартных согласно ГОСТ 6636-69.

Материал пяты: чугун (СЧ15).

Подсчитаем момент торцевого трения:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Пята изготовляется путем отливки.


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма


где L, B, H – габаритные размеры отливки (соответственно длина, ширина, высота), мм;


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


d примем равным 5 мм.

Конструирование винтового механизма


r примем равным 3 мм.


2.2 Разработка узла рукоятки


Расчет узла рукоятки (см. рис.) сводится к определению ее длины (LРУК) и диаметра (dР). Сначала подсчитывают момент на рукоятке


Конструирование винтового механизма


TРУК = TРЕЗ + TТ / U,


где U - передаточное число зубчатой передачи, если она предусмотрена между рукояткой и винтом для выигрыша в усилии на рукоятке. Но в нашем случае она не предусмотрена и U = 1.


TРУК = TРЕЗ + TТ = 137,6968 Н·м + 41,348 Н·м = 179,04 Н·м.


Зная TРУК, можно определить расчетную длину рукоятки как


Конструирование винтового механизма100 см,

где QРАБ – усилие рабочего на рукоятке, принимаемое по таблице.


Рекомендуемые усилия рабочего на рукоятке винтовых механизмов
Режим работы QРАБ(Н)
Непрерывная работа До 120
Периодическая работа До 160
Кратковременная работа До 240
То же в исключительных случаях До 300 – 400

Конструирование винтового механизма = 240 Н.

Для уменьшения LРУК предусматривают работу одновременно двух рабочих.

Чтобы учесть неравномерность их работы, усилие 2Конструирование винтового механизма умножают на коэффициент неравномерности работы 0,8:


QРАБ = 2Конструирование винтового механизма·0,8 = 2·240 Н·0,8 = 384 Н.

Конструирование винтового механизма


Примем LРУК равной 480 мм. В натуре длина рукоятки большее и составляет 500 мм.

Короткие рукоятки делают сплошными.

Рукоятки проверим на прочность (на изгиб по схеме консольной балки (см. рис.)) по формуле


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма


Материал рукоятки: сталь 40Х (термическая обработка - улучшение).

Определим допускаемое напряжение:


Конструирование винтового механизма


где sт =650 МПа.


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


увеличим диаметр рукоятки dР до 20 мм:


Конструирование винтового механизмаусловие выполняется.


На конце рукоятки устанавливается пластмассовая ручка (см. рис. ниже), которая выбирается по нормали машиностроения МН 6 – 64. Исполнение I, размеры в мм приведены в таблице.

Конструирование винтового механизма


Общие размеры Пластмассовая ручка
D 50 D2 52
D1±0,5 20 d 12
d1 М12 l 24


r 1,0


b 2,0


c 1,8


2.3 Конструирование и проверочный расчет элементов втулки


Конструкция втулки изображена на рисунке. Фаска A ґ 10° входная (см. п.1.1.7). Размеры на рисунке:

c = 2,5 мм,

r = 2 мм,

A = 1 мм.

Расчет втулки аналогичен расчету гайки в силу схожести конструкций.

Материал втулки – сталь 20:

[sР] = 95 МПа; [sСМ] = 175 МПа; [sИЗ] = 95 МПа; [tСР] = 45 МПа.

Конструирование винтового механизма


При выборе допускаемых напряжений учитывался знакопеременный характер нагрузки. Термообработка – нормализация.

Проверим втулку на растяжение:


Конструирование винтового механизма


где kКР = 1,25 – коэффициент кручения.


Конструирование винтового механизма


Т.к. втулка изготавливается путем отливки, необходимо выполнение условие

DВТ і DГ +18 мм,

DВТ і 68 мм. Но, учитывая применение сварки, примем DВТ = 90 мм.

По диаметру DГ втулка растачивается (чистовое растачивание).

Буртик втулка проверим на срез и изгиб. В качестве нагрузки на буртик берется расчетная нагрузка на винтовую пару. Торцовая поверхность втулки имеет форму кольца и проверяются на смятие.

На смятие:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


Примем: Конструирование винтового механизма = 100 мм.

На изгиб:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


На срез:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма


Из расчета на изгиб и срез принимаем: hб = 2 мм.


2.4 Расчет на неподвижность гайки относительно втулки


Неподвижность гайки-вкладыша относительно корпуса (см. рис. ниже) обеспечивают выбором посадки с натягом или посадки переходной и применением одновременно стопорного устройства в виде винта или штифта с последующей их проверкой на прочность от момента


Т = TРЕЗ – TБ


где TБ - момент трения бурта гайки или её торца о корпус механизма, определяемый по формуле


Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма,

A = 1 мм (см. п.1.1.7);

Конструирование винтового механизма


Т.к. TРЕЗ = 137,6968 Н·м > > TБ = 28,464 Н·м, т.е. трение бурта гайки о втулку не обеспечивает неподвижность гайки относительно втулки, то необходимо рассчитать посадку с натягом или переходную посадку с применением одновременно стопорного устройства в виде винта или штифта.

Произведем выбор посадки с натягом.

Посадочный диаметр d = DГ = 50 мм, посадочная длина l = 32 – 3 – 0,25 = = 28,75 мм.

На соединение действует момент Т = TРЕЗ – TБ = 137,6968 Н·м – 28,464 Н·м = 109,2328 Н·м.

Определим давление на посадочной поверхности p. Давление p должно быть таким, чтобы силы трения оказались больше внешних сдвигающих сил.

При одновременном нагружении вращающим моментом Т и сдвигающей силой FВ, (см. рис.) расчет ведут по равнодействующей окружной Ft и осевой силе FX:


Конструирование винтового механизма


откуда


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Номинальный натяг NР связан с посадочным давлением р зависимостью Ляме, выводимой в курсе «Сопротивление материалов» (см. рис.).

Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


где d – посадочный диаметр; d1 – диаметр отверстия охватываемой детали (для сплошного вала d1 = 0); d2 – наружный диаметр охватывающей детали (ступицы); Е1 и Е2 – модули упругости материала соответственно охватываемой и охватывающей деталей; m1 и m2 – коэффициенты Пуассона материалов соответственно охватываемой и охватывающей деталей; для стали принимают m = 0,3, для чугуна m = 0,25, для бронзы m = 0,32 – 0,35.

Натяг посадки, измеряемый по вершинам микронеровностей, должен быть больше номинального натяга на величину обмятия микронеровностей (см. рис.) U = 1,2 (Rz1 + Rz2) » 5,5 (Ra1 + Ra2):


N = NР + U,

где Ra1, Ra2 – средние арифметические отклонения профилей; Rz1, Rz2 – высота микронеровностей (мкм).


Конструирование винтового механизма


Произведем вычисления:


Данные для расчета
d d1 d2 E1 E2 m1 m2
D4 DВТ



мм МПа

50 33 90 2·105 1·105 0,3 0,34

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Для наружного диаметра гайки назначается шлифование круглое чистовое (шероховатость Ra1 = 0,32 мкм). Для внутреннего диаметра втулки назначается растачивание чистовое (шероховатость Ra2 = 1,25 мкм).

U = 5,5 (0,32 мкм + 1,25 мкм) = 8,635 мкм » 9 мкм;

N = NР + U = 79 мкм + 9 мкм = 88 мкм.

Выбор посадки. Рекомендуемые посадки Конструирование винтового механизма


Номинальный размер, мм мкм

H7 p6 r6 s6 u7
50 +25 +42 +50 +59 +95 ES(es)

0 +26 +34 +43 +70 EJ(ei)
Натяг Nmax = es - EJ - 42 50 59 95

Nmin = ei - ES - 1 9 18 45

Выберем посадку с натягом Конструирование винтового механизма по 7-му квалитету, т.к. она соответствует расчетной.


2.5 Расчет сварных швов соединения втулки и верхнего диска


Основными напряжениями являются касательные напряжения


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Т.к. Wr1 < Wr2, шов 2 определяющий для расчета на срез.


Конструирование винтового механизма


Упрощенно можно считать, что


Конструирование винтового механизма

d = DВТ = 90 мм (см. п.1.2.3).

T = 109,2328 Н·м (см. п.1.2.4).


Материал втулки диска сталь 20 ([sР] = = 140 МПа), т.к. она хорошо сваривается.

Тип технологического процесса сварки: ручная дуговая электродами Э42 и Э50;


Конструирование винтового механизма

Определим катет:


Конструирование винтового механизма


Проверим шов 1:


Конструирование винтового механизма


где


D = DБ.ВТ = 100 мм,

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Условие tСР1 Ј [t’СР] выполняется.

Определим необходимость прерывистого шва. Длина окружности радиуса D / 2:


Конструирование винтового механизма


Т.к. разность Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма невелика (59,68 мм), то шов 1 нет смысла делать прерывистым, он выполняется сплошным, т.е. принимаем Конструирование винтового механизмаКонструирование винтового механизма.


2.6 Конструирование и расчет ограничительного устройства


Болт проверяется на растяжение


Конструирование винтового механизма


где FР – расчетная нагрузка на болт, kКР – коэффициент кручения, [sР] – допускаемое напряжение материала болта.


Конструирование винтового механизма


Расчетная нагрузка на болт FР определяется по формуле


FР = FЗАТ + c·F,


где FЗАТ – усилие затяжки, c – коэффициент внешней нагрузки, F – внешняя нагрузка.

Усилие затяжки FЗАТ определяется как


FЗАТ = kЗАТ·F,

здесь kЗАТ – коэффициент затяжки; по условию нераскрытия стыка при постоянной нагрузке kЗАТ = 1,25..2. Примем kЗАТ = 1,25.

Расчеты и испытания конструкций показывают, что коэффициент внешней нагрузки c невелик и не превышает обычно 0,2..0,3. Примем c = 0,2.

Максимальную нагрузку болтовое соединение испытывает, когда винт находится в крайнем верхнем положении и к рукоятке приложено расчетное усилие. Внешняя нагрузка F равна заданной FВ.

Коэффициент кручения kКР учитывает кручение в соединение, для метрической резьбы kКР = 1,3.

Допускаемое напряжение материала болта [sР] определим по формуле


Конструирование винтового механизма


где S - запас прочности; затяжка не контролируется – запас прочности S = 3..5. Примем S = 3.

Предел текучести определяем табличным методом: sТ = 360 МПа.

Произведем вычисления: kЗАТ = 1,25; F = FВ = 12 кН;


FЗАТ = kЗАТ·F = 1,25·12 кН = 15 кН;

c = 0,2

FР = FЗАТ + c·F = 15 кН + 0,2·12 кН = 17,4 кН;

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


По ГОСТ 24705-81 подбираем резьбу, пользуясь следующими соотношениями:

Конструирование винтового механизма


Крупный шаг предпочтителен, т.к. обеспечивает более эффективное самоторможение.

Выбранная резьба: М20.


Конструирование винтового механизма


Размеры на рисунке:


D1 = DГ – 2·0,5·tg 10° = 50 – 0,176 = 49,824 мм;

D2 = D4 + 2·3,5 = 33 + 7 = 40 мм;


Шайбу выбираем по ГОСТ 6958-68 (увеличенные шайбы). При выборе руководствуемся условием DШ > D2.

Диаметру стержня крепежной детали (болта) 20 мм соответствует DШ = 60 мм > 40 мм.

В технически обоснованных случаях допускается применение шайб с наружными диаметрами по ГОСТ – 6958-68 14, 22, 28, 34, 38, 45, 50 и 52 мм вместо 16, 24, 30, 36, 42, 48, 55 и 60 мм.

Применим шайбу (исполнение 2) с наружным диаметром 52 мм вместо 60 мм. В данном случае техническим обоснованием является снижение массы всего механизма.

Параметры шайбы:

DШ = 55 мм,

hШ = 5 мм,

с = 1,2 мм

Масса 0,0974 кг.

Параметры отверстия:

глубина завинчивания H = 20 мм;

глубина полной резьбы H1 = 25 мм;

глубина сверления H2 = 36 мм.


2.7 Расчет ножен на прочность и устойчивость


Каждая ножна нагружена изгибающим M и крутящим T моментами, сжимающей F и срезающей F’ силами (см. рис.).

Продольная сила F является результатом распределения усилия FВ по ножнам:

F = FВ / 3.


Конструирование винтового механизма


Поперечная сила F’ – результатом распределения крутящего момента T по ножнам


Конструирование винтового механизма, T = 109,2328 Н·м (см. п.1.2.4).

Изгибающий момент M возникает в результате действия поперечной силы F’:


M = F’·hНОЖ.


Обозначим dНОЖ1 = dНОЖ2 = dНОЖ1,2.

Напряжения в опасных сечениях:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Конструирование винтового механизма

Расчетные формулы:


Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма


Допускаемые напряжения определяем табличным методом, принимая во внимание знакопеременность нагрузки при изгибе, кручении и срезе, и при сжатии нагрузка пульсирующая.

Материал ножен сталь 20.

Допускаемые напряжения:

[sИЗ] = 95 МПа, [sСЖ] = 115 МПа, [tКР] = 55 МПа, [tСР] = 45 МПа.

Зададимся значениями: hНОЖ = 240,6 мм (определяется прорисовкой), D = 140 мм (конструкторское решение). Произведем вычисления:

– изгиб


Конструирование винтового механизма


– сжатие


Конструирование винтового механизма


– кручение

Конструирование винтового механизма


– срез


Конструирование винтового механизма


В результате принимаем dНОЖ1,2 = 24 мм.

Примем dНОЖ = 30 мм.

Рассчитаем теперь сварные швы (см. рис.). Сварные швы 1 и 2 нагружены изгибающим крутящим моментами, сжимающей силой (см. рис). Напряжения см. в таблице.




Напряжение в шве от


крутящего момента изгибающего момента
Шов 1

Конструирование винтового механизма

Конструирование винтового механизма

M = 0

2

Конструирование винтового механизма

T = 0

Конструирование винтового механизма


Суммарное напряжение для каждого шва:


Конструирование винтового механизма,

Конструирование винтового механизма,


где [t’] – допускаемое напряжение материала шва.

Материал ножен и дисков (верхнего и нижнего) сталь 20 ([sР] = 140 МПа), т.к. она хорошо сваривается. Тип технологического процесса сварки: ручная дуговая электродами Э42 и Э50;

[t’] = 0,6·[sР] = 0,6·140 МПа = 84 МПа.


Конструирование винтового механизма


Из расчета на прочность сварного шва найдем катет k шва:

– шов 1 (верхний)


Конструирование винтового механизма


– шов 2 (нижний)


Конструирование винтового механизма


Итак, катеты швов k1 » 2,053 мм, k2 » 4,705 мм.

Произведем расчет ножен на устойчивость.

Ножны подвергаются сжимающей нагрузке, проверим их на продольный изгиб:

Конструирование винтового механизма


где F – сжимающая сила:


Конструирование винтового механизма;


A1 – площадь сечения dНОЖ:


Конструирование винтового механизма;


j - коэффициент уменьшения допускаемого напряжения при продольном изгибе (см. таблицу) в зависимости от гибкости винта


Конструирование винтового механизма;


l - свободная длина винта - расстояние между опорой винта и серединой гайки: l = hНОЖ (ml - приведенная длина винта); m - коэффициент приведения длины зависит от способа закрепления концов винта (см. рис.); i - осевой радиус инерции сечения винта:


Конструирование винтового механизма.


l 0 10 20 30 40 50 60 80 100 120 140 160 180
j 1,00 0,98 0,96 0,93 0,89 0,85 0,80 0,7 0,5 0,37 0,28 0,23 0,19

Конструирование винтового механизма


Исходные данные для расчета:

hНОЖ = 240,6 мм,

dНОЖ = 30 мм,

[sСЖ] = 115 МПа

Произведем вычисления:

1) в данном случае можно считать, что m = 2 (см. рис.);


2) Конструирование винтового механизма, l = hНОЖ, Конструирование винтового механизма Конструирование винтового механизма


ножна в проверке на устойчивость нуждается;

3) по таблице определяем j = 0,78;


4) Конструирование винтового механизма, Конструирование винтового механизма Конструирование винтового механизма;


5) [sСЖ]j = 115 МПа·0,78 = 89,7 МПа;

6) sСЖ < [sСЖ]j Конструирование винтового механизма ножна устойчива.


2.8 Определение КПД винтового механизма


Разработка винтового механизма завершена. Определим его коэффициент полезного действия


Конструирование винтового механизма


где a – число заходов резьбы. В большинстве случаев КПД винтовых механизмов ниже 0,5.


Конструирование винтового механизма


Список использованной литературы


В.Н. Бельков. Конструирование винтовых механизмов. Учебное пособие. Омск 2001.

Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.1. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Машиностроение, 1978. – 559 с., ил.

Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Машиностроение, 1978. – 727 с., ил.

Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб.. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.: ил.

Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.: ил.

Детали машин: Атлас конструкций. Уч. пособие для машиностроительных вузов/ В. Н. Беляев, И. С. Богатырев, А. В. Буланже и др.; Под ред. д-ра техн. наук проф. Д. Н. Решетова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1979. – 367 с., ил.

Курмаз Л. В. Детали машин. Проектирование: Учеб. пособие / Л. В. Курмаз, А. Т. Скойбеда. – Мн.: УП «Технопринт», 2001. – 290с.

Похожие работы:

  1. • Проектирование винтового механизма
  2. • Исследование винтового механизма (передачи винт ...
  3. • Разработка электромеханического привода подачи станка ...
  4. • Разработка электромеханического привода подачи станка ...
  5. • Технологический процесс сборки деталей. Винтовые ...
  6. • Передаточное отношение многоступенчатых передач
  7. • Конструирование ходового механизма экскаватора
  8. • Сборка и контроль направляющих
  9. • Проектирование винтового домкрата
  10. • Расчет винтового насоса
  11. • Проектирование технологической оснастки
  12. • Закрепление магистральных трубопроводов анкерными ...
  13. • Модернизация программного механизма
  14. • Детали машин
  15. • Технология монтажа винтового конвейера
  16. • Основные свойства и материалы упругих элементов. Винтовые ...
  17. • Расчет винтового гибочного пресса
  18. • Многозубные инструменты
  19. • Расчет деталей распорного домкрата и разработка ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com