Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Введение


Электропривод является неотъемлемой частью многих агрегатов и комплексов, используемых в различных отраслях народного хозяйства, науки и техники. Наряду с тенденцией автоматизации технологических и производственных процессов на базе вычислительной техники, современный электропривод стал наиболее распространённой разновидностью систем автоматического управления техническими объектами. В которых основными производственными агрегатами являются механизмы циклического действия. Особенностью этих механизмов являются специфические режимы работы, состоящие из ряда повторяющихся циклов. Каждый рабочий цикл включает участки установившейся работы или паузы, участки пуска, торможения и реверса, что усложняет работу электропривода и сказывается на процессе работы.

В связи с этим к электроприводу предъявляется ряд требований. Эти требования продиктованы жёсткими пуско-тормозными режимами работы, характеризующимися числом включений, необходимостью регулирования скоростью в заданном диапазоне, надёжностью и экономичностью.


1. Выбор системы электропривода


Современный регулируемый электропривод содержит, как правило, статический (электронный) преобразователь электроэнергии (регулятор, коммутатор), с помощью которого обеспечивается экономичное и плавное регулирование параметров движения в широком диапазоне, формирование переходных процессов с заданным качеством, автоматизация процессов управления. Тип управляемого преобразователя, тип электродвигателя, а также способ управляющего воздействия на двигатель определяют в целом систему электропривода.

Выбор системы электропривода возможен на основе сравнительного анализа технических данных, приведенных в таблице 1, и исходных данных на проектирование электропривода с учетом изложенных выше особенностей применения наиболее распространенных систем электропривода. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Исходя из условий задания, определяем диапазон регулирования скорости и полезную мощность двигателя:

Диапазон регулирования скорости:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Таблица 1-Технические показатели систем электропривода

Наименование

показателей

ТП-Д ШИР-Д ПЧИ-АД НПЧ-АД ТРН-АД АВК

Источник

Питания

~ ~ / = ~ / = ~ ~ ~

Регулирование

скорости

вниз1:20

вверх3:1

вниз1:10

вниз1:10

вверх2:1

вниз1:4*

вниз

1:2**

Вниз 1:2

Диапазон

мощностей

2–1000

кВт

до 10

кВт

5–100

кВт

10–100

кВт

2–150

кВт

50–200

кВт


– в зоне частотного регулирования 5…20 Гц,

Таблица 2-Удельная стоимость электрооборудования, усл. ед./кВт

Наиме-

нова-ние

до 2 кВт 2–5 кВт 5–12 кВт 12–30 кВт 30–70 кВт 70–150 кВт св. 150 кВт
ДПТ 2000 1200 720 380 280 260 250
АДК 600 400 240 130 115 100 -
АДФ - 500 280 170 150 130 110
ТП - 1300 1000 400 250 130 150
ШИР 3700 1800 1300 - - - -
ПЧИ - - 5000 3500 2500 1800 -
НПЧ - - 3200 1500 650 400 -
ТРН - 800 600 280 170 100 -

Для некоторых электроприводов важнейшим является массогабаритный показатель. Этот показатель можно использовать и для окончательного выбора, если экономические показатели сравниваемых систем оказались достаточно близкими. Ориентировочные показатели массы различных систем электропривода приведены ниже в таблице 3.


Таблица 3 – Удельная масса электроприводов, кг/кВт

Система

эл. Прив.

до 2

кВт

2–5

кВт

5–12 кВт 12–30 кВт 30–70 кВт 70–150 кВт св. 150 кВт
ТП-Д - 150 80 52 46 42 37
ШИР-Д 150 100 70 - - - -
ПЧИ-АД - - 300 220 150 100 -
НПЧ-АД - - 65 42 35 28 -
ТРН-АД - 65 45 26 23 20 -
АВК - - - - 46 40 35

Принимая во внимание технические показатели, экономичность и удельную массу электроприводов, и назначение механизма (лебёдка-подъёмник), выбираем систему ПЧИ-АД, так как она позволяет применить асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором получить большой диапазон регулирования и добиться высоких динамических показателей электропривода. Применение систем ПЧИ-АД является единственно возможным для крановых механизмов, работающих в условиях, где не возможен доступ для обслуживания (агрессивные и радиоактивные среды).

Согласно дополнительным требованиям, обеспечение ускорения 0,3 м/с2, механизм относится к строительным башенным кранам [3, стр. 428, т. 13,3]


2. Выбор передаточного устройства и приведение механических величин к валу электропривода


Передаточное устройство привода преобразует вращательное движение электродвигателя во вращающееся или поступательное движение исполнительного органа. В современных приводах существует тенденция упрощения передаточного устройства путем исключения промежуточных звеньев в виде редукторов или других механизмов. При этом заметно возрастает точность, быстродействие и надежность привода. Однако для безредукторных приводов часто требуются специальные низкоскоростные двигатели, выпуск которых отечественной промышленностью явно отстает от потребностей современного электропривода.

Значения конструктивных параметров отдельных звеньев передаточного устройства принимаем с учетом следующих требований:

1) диаметр барабанов должен быть в пределах 0,25…1 м с промежуточными значениями по ряду R10;

D=0.32 м

2) передаточные числа зубчатых цилиндрических передач должны находиться в пределах 8…50 при двух ступенях и в пределах 16…125 при трех ступенях.

Выбирая двухступенчатый редуктор принимаем передаточное число j =25


Для электропривода лебёдки-подъемника выбираем передачу двухступенчатый редуктор – барабан – трос (рис. 1).


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 1 – Кинематическая схема грузоподъёмной лебёдки.

Д – электродвигатель, Р – двухступенчатый редуктор, Б – барабан, Г – груз.


КПД передачи [3, стр. 426, т. 13.1]


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


где ηбкп –КПД блока канатной передачи, 0,97;

ηред –КПД редуктора, 0,78 – 0,8;

Скорость барабана:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (1)


Определим угловые скорости для участков:


1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Наибольшую скорость примем за номинальную т.е.


ω2макс= ωном=6,25 рад/с


Найдём скорость вращения вала двигателя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (2)


1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Приведение скорости рабочего органа к валу двигателя сведено в таблице 4


Таблица 4 – Скорость рабочего органа и вала двигателя i-того участка

i 1 2 3 4 5 6
t, c 10 100 5 5 50 5
V, м/c 0.5 0.05 0 -1 -0.1 0
ω, рад/с 78,125 7,8125 0 -156,25 -15,625 0
n, об/мин 746,4 74,64 0 -1492,8 -149,2 0

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 2 – Приведение многомассовой системы к одномассовой при вращательном движении ЭД – электродвигатель; ПМ – передаточный механизм; ИМ – исполнительный механизм;


Момент механизма:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Момент сопротивления приведённый к валу двигателя [1 стр. 30 (1,79) 3]

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (3)

1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Мощность на каждом участке [1. стр. 9., (1,1)]:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (4)

1. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

2. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

4. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

5. Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Приведение момента к валу двигателя сведено в таблицу 5.


Таблица 5

i 1 2 3 4 5 6
t, c 10 100 5 5 50 5
F, кН -50 -40 - -55 -45 -
Мпр, Н·м -410,25 -328,2 - -451,2 -369,23 -
Рпр, кВт 32 2,6 - 70,5 5,8 -

3. Предварительный выбор мощности электродвигателя и его параметров


Выбор электродвигателя производится из условий эксплуатации и требований, предъявляемых к системе. В крановых приводах используются асинхронные двигатели переменного тока серии 4А. Электродвигатели серии 4А применяют для привода механизмов подъёма и передвижения электрических талей. В связи с тяжёлыми условиями эксплуатации применяют двигатели со степенью защиты IP44.

Та как в данном электроприводе нагрузка на валу двигателя меняется в достаточно широких пределах, произведём выбор электродвигателя по эквивалентному моменту [3. стр. 189 (5,22а; 5,22б)]:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (5)


Исходя из условия, что


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Так как выбранный таким образом двигатель P=55кВт подходит по моменту, но не подходит по условиям нагрева.

Выбираем двигатель [4, стр. 29. таб. 2,1] серии 4А200М4У3 со следующими параметрами:

номинальная мощность Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальный момент Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальная частота вращения Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальный ток двигателя Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

число пар полюсов Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальная величина скольжения Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальное напряжение сети Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

коэффициент полезного действия Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

коэффициент активной мощности Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

перегрузочная способность Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

кратность пускового момента Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

кратность пускового тока Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

момент инерции ротора: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

– исполнение двигателя: IP44

– класс изоляции: F

C учётом передачи барабан – редуктор JΣ=0.481

Определим номинальный момент двигателя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмника (6)


4. Разработка схемы и выбор силовой цепи


В качестве системы ПЧИ-АД выберем [3] систему: неуправляемый выпрямитель – автономный инвертор напряжения – асинхронный двигатель (НВ-АИН-АД).


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 6 – Схема принципиальная ПЧИ-АД


Выбираем в качестве выпрямителя три диодных модуля RM100CA/C1A-XXF с параметрами:

– средний ток в открытом состоянии 100А;

– импульс обратного напряжения 600 В.

Выбор силового модуля на IGBT транзисторах осуществим исходя из условия:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

В качестве IGBT модуля используем CM300HA-12Hс параметрами: I=300А, U= 600В.

Расчет параметров емкостного фильтра выполним на основе рекомендаций, изложенных в справочнике.

Емкость конденсатора С определим по формуле:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (7)


где Разработка электропривода для лебедки-подъёмника=2;

q-коэффициент пульсаций выпрямленного напряжения (для трехфазного неуправляемого выпрямителя q=0.1);

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

В качестве Разработка электропривода для лебедки-подъёмника принимаем Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Таким образом: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рабочее напряжение конденсатора определяется как:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Значение емкости, выберем с некоторым запасом, чтобы пропустить значительные токи, возникающие при гашении инвертора.

Исходя из вышеизложенных соображений, выберем необходимый конденсатор К50–12:

– номинальная ёмкость Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

– номинальное напряжение Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

На основании литературных источников известно, что в общем случае рекуперативное торможение эффективно при мощности двигателя больше 30 кВт.

При меньшей мощности используется резистивное торможение, где энергия торможения, превышающая потери энергии в двигателе и инверторе, рассеивается в тормозном сопротивлении, включаемом через коммутируемый транзистор на шины промежуточного звена постоянного тока.

С помощью управления тормозным транзистором VT поддерживается заданный уровень напряжения в звене постоянного тока.


При торможении кинетическая энергия, освобождаемая инерционными массами электропривода при снижении скорости, рассеивается в виде потерь в АД, АИН и тормозном сопротивлении Rт:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (8)

где J, ω – момент инерции электропривода и угловая скорость АД,

Iт – ток в тормозном сопротивлении Rт,

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника, Разработка электропривода для лебедки-подъёмника – потери мощности в АД и АИН.

Выполним расчет величины тормозного сопротивления без учета потерь мощности в АД и АИН, считая, что вся запасенная кинетическая энергия выделяется в виде тепла на сопротивлении Rт.

Величину тормозного тока Iт определим из соотношения:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (9)


Интегрируя левую часть уравнения (8), получим:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Интегрируя правую часть уравнения (8) с учетом (9), получим:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (10)


Подставим уравнения (8) и (10) в уравнение (8):


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Аппараты защиты.

Защита необходима для ликвидации аварийных ситуаций (коротких замыканий, перегрузок) недопустимых с точки зрения нормальной работы вентилей и двигателя.

Выбор автоматического выключателя для цепи переменного тока (перед выпрямителем):


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника Разработка электропривода для лебедки-подъёмника Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


По справочнику [7] выбираем автомат А3110 со следующими параметрами:

– номинальный ток Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

– ток установки расцепителя Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

– номинальное напряжение Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Для защиты полупроводниковых приборов используют быстродействующие предохранители, выбираем их из следующих условий: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника. Так как Разработка электропривода для лебедки-подъёмника диода больше чем ток Разработка электропривода для лебедки-подъёмника, то целесообразно записать: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника.

По справочнику [7] выбираем предохранители ПР-2–60:

предельный ток Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

номинальный ток Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


5. Расчет статических характеристик электропривода


Пересчитаем параметры обмоток асинхронного двигателя из относительных единиц в абсолютные:

Электрическая мощность, забираемая из сети в номинальном режиме:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (11)


Номинальный ток одной фазы:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (12)


Полное сопротивление одной фазы:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (13)


Умножим на Zн все параметры схемы замещения:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Для расчета статических механических характеристик воспользуемся уточненной формулой Клосса:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Закон управления будет заключаться в том, чтобы критический момент оставался постоянным Мк=599Н*м

Параметры рабочих режимов сведены в таблицу 6


Таблица 6

i 1 2 3 4 5 6
ω, рад/с 78,125 7,8125 0 -156,25 -15,625 0
Мпр, Н·м -410,25 -328,2 - -451,2 -369,23 -

Будем считать, что для формирования необходимых нам статических характеристик система управления электроприводом реализует закон управления Разработка электропривода для лебедки-подъёмника,

При этом можно записать:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

В двигательном режиме двигатель работает при скоростях Разработка электропривода для лебедки-подъёмника и Разработка электропривода для лебедки-подъёмника.

Рассчитаем механические характеристики на участках:

1) при w1=78,125 с-1

Напряжение на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Частота тока на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника;

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника;

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


2) при w2=7,8125 с-1


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Напряжение на выходе преобразователя:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Частота тока на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


В тормозном режиме двигатель работает при скоростях Разработка электропривода для лебедки-подъёмника и Разработка электропривода для лебедки-подъёмника.

3) при w4=-156,25 с-1


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Напряжение на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Частота тока на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


4) при w5=-15,625 с-1


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Напряжение на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Частота тока на выходе преобразователя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


6. Расчёт переходных процессов в электроприводе


Произведем линеаризацию характеристик на рабочем участке.

Так как при малом ускорении динамический момент мал, можно рассматривать переходный процесс как для двигателя постоянного тока с независимым возбуждением (с линейной характеристикой).

Ускорение подъёмника общего применения, согласно [2] ограничивают 0,3 м/с2. Приведём его к валу двигателя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Ускорение обеспечивается при помощи задатчика интенсивности.

Рассчитаем данные для построения переходных процессов:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


– процесс колебательный


1) Пуск двигателя:

Для простоты построения колебательный процесс заменяем апериодическим, с постоянной времени


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


2) Снижение скорости движения до Разработка электропривода для лебедки-подъёмника:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


3) Торможение двигателя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


4) Пуск двигателя в обратную сторону:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


5) Снижение скорости двигателя до Разработка электропривода для лебедки-подъёмника:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


6) Остановка двигателя:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


7. Проверка выбранного двигателя по нагреву


Тепловые процессы в двигателях в нормальных условиях, благодаря, большой тепловой инерции протекают замедленно, поэтому быстрые изменения нагрузки и, соответственно, тепловыделения фильтруются и зависимость превышения температуры τ(t) сглаживается тем в большей степени, чем меньше время цикла, в сравнении с постоянной времени нагрева Тн двигателя.

Для нашего электропривода условие tц =2,91 мин<<Tн=45 мин и, как выше было отмечено, через некоторое время после начала работы наступает установившийся тепловой режим, при котором превышение температуры колеблется относительно среднего значения τср в узких пределах.

Произведём проверку выбранного двигателя по нагреву, с использованием метода средних потерь, суть которого заключается в вычислении средних потерь двигателя за рабочий цикл и сравнения их с потерями двигателя при работе в номинальном режиме:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (23)

Суммарные потери в асинхронном двигателе:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника; (24)


Постоянные потери в номинальном режиме:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (25)


Номинальные потери двигателя определяются как:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (26)


Переменные потери в номинальном режиме, с учетом намагничивающих потерь:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (27)

где Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


При частотном способе регулирования скорости асинхронного двигателя постоянные потери определяются следующим выражением:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (28)


Считая, что: Разработка электропривода для лебедки-подъёмника, определим постоянные потери в двигателе для каждого интервала рабочего цикла:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Переменные потери:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Ток статора определяется по формуле:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (29)


Приведенный ток ротора определяем по формуле:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (30)


Определим токи ротора для каждого интервала рабочего цикла


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Подставим уравнение (29) в (30), получим расчетную формулу для определения переменных потерь для каждого интервала рабочего цикла:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (31)

Разработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмника


Суммарные потери в асинхронном двигателе для каждого интервала рабочего цикла:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника


Средние потери двигателя за рабочий цикл равны:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (32)


Разработка электропривода для лебедки-подъёмникаРазработка электропривода для лебедки-подъёмника-коэффициент, учитывающий ухудшение вентиляции.

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника=0,5 – коэффициент ухудшения вентиляции при неподвижном роторе.

ti-время i-го интервала.

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Сравним средние потери двигателя за рабочий цикл с потерями двигателя при работе в номинальном режиме:


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника (33)


Таким образом, перегрузка двигателя составляет менее 10%. Следовательно, двигатель удовлетворяет требованиям по перегрузке.


8. Исследовательская часть


Задание: Исследовать точный останов двигателя.

Рассмотрим задачу точного позиционирования рабочего органа механизма в заданных точках пути по сигналам путевых датчиков, или, как ее называют иначе, задачу автоматического точного останова электропривода. Эта задача сводится к автоматическому отключению двигателя и наложению механического тормоза в такой точке пути, из которой электропривод за время торможения, двигаясь по инерции, перемещается в заданную точку пути с требуемой точностью.

Процесс останова, таким образом, начинается с поступления в схему управления электроприводом импульса путевого командоаппарата на отключение двигателя и наложение механического тормоза. Если принять, что отключение двигателя и наложение механического тормоза происходят одновременно и усилие тормоза возрастает до установленного значения скачком, то весь процесс точного останова можно разделить на два этапа.

Первый этап обусловлен наличием собственного времени срабатывания аппаратуры ta в схеме управления электроприводом. В схеме моделирования вследствие возникающего запаздывания в течение времени ta двигатель не отключается от сети, и электропривод продолжает движение со скоростью нач, с которой он подошел к датчику точного останова, и проходит заданный путь.

По истечении времени срабатывания аппаратуры двигатель отключается от сети, и накладывается механический тормоз. Наступает второй этап процесса останова, во время которого запасенная во всех движущихся массах системы кинетическая энергия расходуется на совершение работы по преодолению сил статического сопротивления движению на проходимом при этом пути φ».

Моделирование точного останова с помощью Matlab 6.1., по системе управления ПЧИ-АД производилось по принципу изменения частоты питающего напряжения. То есть при прохождении заданного пути, происходит снижение скорости вращения ωнач двигателя и в момент достижения скорости ωкон, наложение тормозного момента Мт для полного останова двигателя.


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 13 – Зависимость ω=f(φ) в процессе точного останова


Зависимость =f(φ) при установке датчика точного останова (ДТО) в точке φ=0 и некоторой начальной скорости нач показана на рис. 13 (кривая 1). Так как все параметры, определяющие путь, проходимый электроприводом в процессе точного останова, при работе электропривода не остаются постоянными, абсолютно точный останов невозможен. Так как после срабатывания ДТО движение системы является неуправляемым, наибольшая неточность останова зависит только от пределов изменения параметров входящих (34).


φ=φ’+φ’’=ωначta+JΣω2нач/2 (Mc+Mт) (34)


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 14 – Схема моделирования в Matlab Simulink6.1.


Пределы перемещения можно представить:


φ=φср±Δ φmax (35)


где φср-средний путь при точном останове;

Δ φmax-максимальная ошибка позиционирования или максимальная неточность останова.

Как показано на рис. 13, ДТО должен устанавливаться на расстоянии φ3=φcp, там же кривые 2 и 3 дают представления о зависимостях =f(φ) при сочетаниях параметров, соответствующих наибольшей ошибке позиционирования.

Максимальная неточность останова:


Δ φmax =(φmax – φmin)/2 (36)


Докажем вышеизложенное на основе модели отрабатывающей точный останов двигателя.


Опыт 1:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 15 – Зависимость ω=f(φ) в процессе точного останова (модель Matlab 6)


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 16 – Зависимости ω(t), М(t), φ(t)

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 17 – Зависимость ω(t), показывающая ошибку позиционирования


Согласно формуле (36) максимальная неточность останова, на основании экспериментальных данных будет равна:

Δ φmax=(92,55–89)/2=1,775


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 18 – Зависимости ω=f(φ) в процессе замедления до пониженной скорости и точного останова двигателя


На рис. 18 показаны зависимости =f() при двух нагрузках электропривода Мс=Мс.max и Мс=Мс.min, соответствующие как процессу точного останова, так и предшествующему процессу замедления.

Кривые построены в предположении, что при любой нагрузке процессы замедления протекают при неизменном тормозном моменте двигателя М=Мmax=const. Тогда ускорение электропривода в этом процессе будет зависеть от нагрузки:


ε = – (Mmax+Mc)/JΣ (37)

причем наименьшей нагрузке на валу Мс.min соответствует и наименьшее по абсолютному значению ускорение. При Мс=Мс.min начальная рабочая скорость при ограниченной жесткости механических характеристик электропривода максимальна: р=р.max, путь, проходимый электроприводом за время снижения скорости от р.max до нач.max при минимальном ускорении min, также имеет максимальное значение φзам.max. Датчик импульса замедления (ДИЗ), дающий команду на замедление, устанавливается от ДТО на расстоянии 1,1·φзам.max, поэтому, как показано на рис. 18, при Мс=Мс.min электропривод на пониженной скорости нач.max проходит весьма небольшой отрезок пути и время дотягивания к ДТО невелико. При М=Мс.max, р=р.min соответственно φзам=φзам.min<<1,1φзам.max Как следствие большой отрезок пути φзам=1,1φзам.max-φзам.max электропривод проходит на пониженной скорости нач.min, время дотягивания при нач.min<<р.min оказывается значительным и соизмеримым с общим временем, требующимся для перемещения механизма из исходного рабочего положения в заданное.

Рассматривая рис. 18, можно заключить, что время дотягивания при любых нагрузках может быть сведено к минимуму, если устранить статическую ошибку регулирования скорости и сформировать стабильную зависимость =f(t) в процессе замедления.

Докажем вышеизложенное на основе модели отрабатывающей замедление до пониженной скорости и точный останов двигателя:

Опыт 2:

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 19 – Зависимости ω=f(φ) в процессе замедления до пониженной скорости и точного останова двигателя (модель Matlab 6)

Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 20 – Зависимости ω(t), М(t), φ(t)


Разработка электропривода для лебедки-подъёмника

Рисунок 21 – Зависимость ω(t), показывающая ошибку позиционирования


Согласно формуле (36) максимальная неточность останова, на основании экспериментальных данных будет равна:

Δ φmax=(182,8–182,49)/2=0,155

Проанализировав данные полученные с помощью проведённых опытов, можно сделать вывод, что система замедления скорости до пониженной и точный останов, позволяют обеспечить наименьшую ошибку позиционирования, что и позволяет более точно производить остановку.


Литература


Фираго Б.И. Теория электропривода: Учебное пособие/ Б.И. Фираго, Л.Б. Павлячик. – Мн.: ЗАО «Техноперспектива», 2004. – 527 с.

Лебедев А.М. «Следящие электроприводы станков с ЧПУ» Москва. «Энергоатомиздат» 1988

Справочник по автоматизированному электроприводу. Под ред. В.А. Елисеева и А.В. Шинянского. – М.: Энергоатомиздат, 1983. – 616 с. Ил.

Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, Е.А. Соболенская. – М.: Энергоатомиздат, 1982. – 504 с., ил.

Онищенко Г.Б. Электрический привод. Учебник для вузов – М.:РАСХН, 2003. – 320 с. ил.

Абрамович И.И. Грузоподъёмные краны промышленных предприятий: Справочник. – М.: Машиностроение, 1989. – 360 с.: ил.

И.И. Алиев, М.Б. Абрамов. Электрические аппараты

Похожие работы:

  1. • Расчет деталей подъемника
  2. • Расчет буровой лебедки
  3. • Разработка электропривода лифта для высотного здания
  4. • Ремонт шиномонтажного подъемника RAV 1400 A
  5. • Электропривод пассажирского подъемника
  6. • Разработка комплекта узлов ...
  7. • Устройство и расчет автомобильных подъемников
  8. • Разработка электропривода моталки для свертывания ...
  9. • Механизм подъема и его расчет
  10. •  ... промысловой схемы с применением ваерной лебедки
  11. • Проектирование электропривода лифтовой установки
  12. • Разработка электропривода лифта
  13. • Управление электроприводом грузоподъемного механизма
  14. • Разработка электропривода прокатного стана ...
  15. • Автоматизированный электропривод передвижения тележки ...
  16. • Расчет двухстоечного электромеханического подъемника
  17. • Автоматическая система управления процессом ...
  18. • Электропривод общепромышленных механизмов
  19. • Производство глиняного кирпича
Рефетека ру refoteka@gmail.com