РЕФЕРАТ
по теме: «Учетная политика организации»
1. Методологическое обеспечение бухгалтерского учета
В условиях становления рыночных отношений, наличия широкого круга пользователей учетной информации вопросы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета приобретают первостепенное значение. Сложившаяся нормативно-правовая база в стране в настоящее время дает основание сделать вывод о том, что в целом она отвечает современным требованиям рыночной экономики. Однако сегодня эти вопросы надо рассматривать не только с позиций гражданского и бухгалтерского законодательства. В последнее время, с принятием Налогового кодекса РФ, нельзя не учитывать и правоотношения, регулируемые налоговым законодательством, в части формирования соответствующих активов организаций и связанных с ними обязательств. Налоговое законодательство зачастую не стыкуется с бухгалтерским.
Нельзя не учитывать также иерархическую систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, о чем будет сказано далее.
При рассмотрении этих вопросов в рамках гражданского и бухгалтерского законодательства надо всегда исходить из общепринятого, постулата: правило, предусмотренное в гражданском законодательстве, рассматривается всегда как общая норма. Если изложение аналогичного вопроса предусмотрено в бухгалтерском законодательстве, то его решение следует рассматривать с позиций функционирования специальной нормы. Последняя в такой ситуации признается приоритетной по отношению к общей норме даже в том случае, когда она предусмотрена в законодательстве по бухгалтерскому учету.
Аналогичный подход применим и в рамках отдельно взятого законодательства по бухгалтерскому учету. Так, ст. 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» однозначно указывает, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Об ответственности главного бухгалтера в части формирования учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременного представления полной и достоверной бухгалтерской отчетности говорится в статье 7 «Главный бухгалтер» данного закона. Придерживаясь ра-' нее отмеченного постулата следует вывод о том, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации несет главный бухгалтер. Это специальная норма, а общая норма вытекает из содержания ст. 6 данного Закона.
Разночтение по одному и тому же вопросу в рамках бухгалтерского и налогового законодательства рассматривается с позиций паритета: для целей бухгалтерского учета, с одной стороны, и для целей налогового учета – с другой.
Формирование рыночных отношений предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования определены в Законе РФ «О бухгалтерском учете». С другой стороны, при общей концепции организации бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.
Эти подходы предприятие реализует путем разработки учетной политики. Последняя означает выбор конкретных способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства. Причем в пределах четко сформированного направления ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, если это не противоречит действующему законодательству. Отсутствие соответствующего способа ведения бухгалтерского учета в законодательстве или в нормативных актах по бухгалтерскому учету дает организации право самостоятельной его разработки, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету. В любом случае его должны соблюдать и структурные подразделения фирмы.
Способы ведения бухгалтерского учета включают в себя:
обобщение фактов экономических событий через соответствующие методы оценки;
погашение стоимости отдельных видов активов, находящихся на балансе организации;
организацию сложившейся системы документооборота, отвечающую современным требованиям потенциальных пользователей учетной информации;
проведение инвентаризации активов, обязательств и собственного капитала в установленные сроки и в рамках действующего законодательства;
установление определенного перечня счетов, позволяющих реализовать в системном бухгалтерском учете уставные задачи организации;
применение отдельных учетных регистров как утвержденных в установленном порядке, так и разработанных самой организацией;
разработку и применение конкретных способов обработки информации и т.д.
Соответствующие способы ведения бухгалтерского учета вправе применять филиалы и иностранные компании, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации при условии, что последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Учетная политика не должна меняться в течение финансового года и распространяется на утверждение:
рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, содержащего минимальный, но достаточный перечень синтетических счетов и субсчетов, необходимый для ведения такого учета исходя из требований своевременности и полноты учета и отчетности;
форм первичных учетных документов (для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым нет типовых форм), а также форм документов для бухгалтерской отчетности для нужд внутренних пользователей учетной информации;
выбора соответствующего варианта оценки отдельных видов имущества в процессе погашения их стоимости, а также обязательств, связанных с использованием данного имущества;
установления соответствующих способов группировки и порядка списания расходов на производство;
применяемых видов резервов предстоящих расходов и платежей;
правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
соответствующего порядка контроля в процессе осуществления хозяйственных операций, а также других процедур, требуемых для организации бухгалтерского учета.
Отмеченные границы применения учетной политики должны быть обозначены организацией в рамках требований полноты, осмотрительности, приоритета экономического содержания фактов хозяйственной жизни над их формой, а также непротиворечивости и рациональности.
Разработанная и утвержденная в установленном порядке организацией учетная политика применяется ею последовательно, из года в год. Тем самым достигается обеспечение сопоставимости данных бухгалтерского учета, полученные в разные отчетные периоды. Следовательно, в целях реализации данного требования учетная политика должна вводиться в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения).
На изменение учетной политики могут оказать влияние следующие обстоятельства:
изменение действующего законодательства Российской Федерации или нормативных актов соответствующих органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета в стране (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.);
разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета на отдельных участках ее финансово-хозяйственной деятельности;
существенное изменение условий этой деятельности. При этом существенным признаются способы ведения
бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движение денежных потоков или финансовых результатов организации.
Вновь созданная организация, независимо от того, когда она приобрела статус юридического лица (государственной регистрации), обязана соблюдать указанные выше требования по вводу в действие учетной политики. Это распространяется и на ее филиалы, представительства и иные подразделения (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Оформление избранной учетной политики вновь созданной организации исходя из указанных требований должно быть осуществлено до первой публикации ее бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Учетная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учета:
методологическое обеспечение;
организационное обеспечение;
техническое обеспечение.
Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой.
В Законе РФ «О бухгалтерском учете» содержится 4 главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету.
Данным Законом закреплены ранее изданные нормативные акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета – законы, указы Президента и постановления Правительства.
К ним относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Закон, Законы РФ «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (глава 26.2).
Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Министерством финансов РФ, а согласно Закону РФ «О бухгалтерском учете» со времени официального опубликования (28 ноября 1996 г.) – Правительством РФ, на которое возложена роль общего методологического руководства бухгалтерским учетом.
Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние служат обязательными для исполнения предприятиями и организациями. Однако данное условие не исключает в определенных рамках использования своих различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями:
а) план счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, определяющие общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета, хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности организациями независимо от организационно-правовых форм собственности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
По мнению Министерства финансов РФ, к третьему уровню следует отнести план счетов бухгалтерского учета, другие нормативные документы и методические указания, включая рекомендации и инструкции различных министерств и ведомств по вопросам бухгалтерского учета.
По нашему мнению, третий уровень должны определять и профессиональные организации по бухгалтерскому учету (Институт профессиональных бухгалтеров России) и аудиту как входящие, так и не входящие в состав Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, Аудиторской палаты России, а также независимые аудиторы и имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.
К их компетенции отнесены предоставление разъяснений, рекомендаций, консультаций и других услуг предприятиям по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения.
Четвертый уровень определяют документы, формирующие учетную политику организации.
Учетная политика организации есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.
Учетная политика организации разрабатывается всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Ниже приведен приказ руководителя по учетной политике для целей бухгалтерского учета общества с ограниченной ответственностью «Искра».
Приказ №67/1 от 5 декабря 2006 г.
г. Ростов-на-Дону
По учетной политике предприятия ООО «Искра» на 2007 г. для целей бухгалтерского учета
В целях соблюдения единства системы бухгалтерского учета и охвата всех ее составляющих: методологической, технической, организационной сторон приказываю:
В организации ведения бухгалтерского учета на предприятии руководствоваться ФЗ РФ «О бухгалтерском учете в РФ» от 21.11.96 г. №129, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России №60н от 09.12.98 г.
Учетная политика предприятия должна основываться на соблюдении правил, установленных настоящим Приказом.
1.1. Формирование капитала организации.
Учет состояния и движения уставного капитала предприятия осуществляется на синтетическом пассивном счете 80 «Уставный капитал».
Сальдо по данному счету отражается по статье 410 IV раздела пассива бухгалтерского баланса и равно размеру, зафиксированному в учредительных документах.
Учет добавочного капитала отражается на счете 83 «Добавочный капитал».
Нераспределенную прибыль отчетного года списывать заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
I. Методика бухгалтерского учета
1.2. Основные
средства.
В
состав основных
средств включать
средства труда
сроком полезного использования свыше 12 месяцев, в том числе:
а) специальные инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа; сменное оборудование (многократно используемое в производстве), приспособления к основным средствам и другие, вызываемые специфическими условиями изготовления продукции;
б) специальную одежду, специальную обувь;
в) производственный инвентарь, предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций, – рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее охране труда, шкафы, стеллажи, лари, тумбочки и т.п.;
г) хозяйственный инвентарь – конторскую и другую мебель и обстановку (столы, стулья, шкафы, портьеры и т.п.), вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь, столовую посуду и столовые принадлежности, инвентарь для социально-культурных мероприятий.
1.2.1. Порядок начисления и учета амортизации по основным средствам.
Начисление амортизации для целей бухгалтерского учета производить линейным способом. Действующими нормами считать нормы амортизационных отчислений, исчисленные с учетом срока полезного использования применительно к классификации основных средств, включенных в соответствующие амортизационные группы. Перечень последних дан в приложении 1 к настоящему приказу.
1.2.2. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
Затраты на ремонт в сумме фактических расходов относить на себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы.
1.2.3. Учет выбытия основных средств.
Для обобщения информации о выбытии основных средств, а также для выявления финансовых результатов от продажи основных средств использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы».
1.2.4. Учет поступления, создания и амортизации нематериальных активов.
Нематериальные активы учитывать на счете 04 «Нематериальные активы» в первоначальной оценке. Амортизацию начислять линейным способом с отнесением исчисленной суммы в дебет счетов учета затрат на производство и кредит счет 05 «Амортизация нематериальных активов».
1.3.1. Порядок отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов.
В учете процесса приобретения и заготовления материально-производственных запасов использовать счет 10 «Материалы». При оприходовании от поставщиков материально-производственных запасов приходные ордера не выписывать. Реквизиты приходного ордера указывать на счетах, накладных или других документах поставщиков путем наложения на них штампа организации.
Списание стоимости материально-производственных запасов при выбытии производить по способу средней себестоимости.
1.4. Затраты на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование производственного результата; выпуск продукции.
1.4.1. Учет затрат на производство.
Применять для учета изготовления продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления позаказный метод учета. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) с кредита счетов учета ресурсов собирать затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы, собранные на этих счетах, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» по принадлежности с одновременным их распределением» между объектами калькулирования пропорционально основной заработной плате основных рабочих.
Учитывая месячный цикл производственного процесса, незавершенное производство списывать ежемесячно полностью на затраты проданной продукции (работ, услуг).
1.4.2. Схема учета выпуска продукции.
Выпущенная готовая продукция оприходуется на склад, при передаче из производства с отражением по дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».
Эта запись производится в бухгалтерском учете на сумму фактической производственной себестоимости. При сдаче продукции на склад применять учетные цены (плановые). Отражение в учете выпуска готовой продукции по плановой себестоимости осуществлять записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Дальнейшее движение готовой продукции отражается в текущем учете по учетным (плановым) ценам.
1.4.3. Определение выручки от продажи продукции (работ, услуг).
Расходы на продажу (коммерческие расходы) признавать в качестве расходов по обычным видам деятельности с отнесением в полном размере на себестоимость проданной продукции по каждому отчетному периоду.
Выручку определять по мере отгрузки продукции на основании счетов-фактур по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счетов 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
1.4.4. Распределение и использование чистой прибыли. Использование чистой прибыли производить без предварительного распределения по фондам.
Неиспользованную часть прибыли списывать с дебета счета 90 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства (либо на соответствующие источники средств) в течение срока, к которому они относятся. Такого рода расходы отражаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».
Предусмотреть создание резервов по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
II. Техника ведения бухгалтерского учета
2.1. Ведение бухгалтерского учета имущества и хозяйственных операций осуществлять способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 35.10.2000 г. №94н (в ред. от 07.05.03 №38н).
Форма учета – журнально-ордерная.
2.2. Инвентаризация имущества и обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений и злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае пожара или стихийных бедствий, а также перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.
III. Организация бухгалтерской службы
Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером.
Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору.
Главный бухгалтер должен руководствоваться Законом РФ «О бухгалтерском учете», настоящим приказом, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них общих методологических принципов бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, подготовку в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
Главный бухгалтер подписывает документы, являющиеся основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных кредитных и финансовых обязательств.
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплины.
3.7. Контроль за исполнением приказа возлагаю на себя.
Директор ООО «Искра» Степанцов Г.А.
Проект приказа подготовил
Главный бухгалтер Григорьев Н.Ф.
Организация, помимо составления учетной политики для целей бухгалтерского учета, обязана подготовить приказ по учетной политике и в целях налогообложения.
Ниже приведен приказ ООО «Искра» по учетной политике для целей налогообложения.
Приказ №67/2 5 декабря 2006 г.
г. Ростов-на-Дону
По учетной политике на 2007 г. ООО «Искра» для целей налогообложения.
Исходя из норм, закрепленных в главах 21 и 25 НК РФ, и в целях формирования в организации единой учетной политики по налогообложению отдельных хозяйственных операций и оценке активов приказываю:
Формировать учетную информацию для целей налогового учета применительно к требованиям, перечень которых установлен в приложении 1 к настоящему приказу.
Формы учетных регистров для целей налогового учета и их состав определять в пределах перечня, утвержденного Министерством по налогам и сборам РФ.
Признать датой для исчисления налога на добавленную стоимость дату поступления денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Установить дату формирования дохода для исчисления налога на прибыль по методу начисления.
По основным средствам (приложение 2) начислять амортизацию линейным методом.
По основным средствам (приложение 3) начислять амортизацию нелинейным методом.
Оценку материально-производственных запасов при использовании в процессе производства продукции, выполненных работах или оказанных услугах осуществлять по стоимости последних по времени закупок (методу ЛИФО).
Предусмотреть создание резервов по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков и на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
Директор ООО «Искра» Степанцов Г.А.
Проект приказа подготовил
Главный бухгалтер Григорьев Н.Ф.
Необходимость раскрытия учетной политики распространяется только на предприятия, обязанные по законодательству, согласно учредительным документам либо по собственной инициативе, публиковать свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. В связи с этим предприятие должно четко определиться с перечнем, и содержанием информации, составляющей его коммерческую тайну.
Обязанность публикации годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках распространяется на открытые акционерные общества, которые должны ежегодно публиковать указанную отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Открытые акционерные общества могут публиковать бухгалтерский баланс по сокращенной форме. Основанием при этом является наличие одновременно следующих финансовых показателей деятельности такого общества:
валюта бухгалтерского баланса на конец отчетного года не превышает 400 000-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации; – выручка (нетто) от реализации товаров, продукции работ, услуг за отчетный год не превышает миллионократного размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Наряду с Законом РФ «О бухгалтерском учете» действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором конкретизированы единые методологические принципы бухгалтерского учета в части, не противоречащей Закону. В дальнейшем предусматривается его доработка таким образом, что в него должны войти соответствующие нормы и правила бухгалтерского учета с дополнительными комментариями. Более полно найдут отражение технические аспекты бухгалтерского учета.
На уровне организации методологическое обеспечение бухгалтерским учетом определяется применением:
разработанного на основе типового плана счетов рабочего плана, содержащего синтетические и аналитические счета и обеспечивающего необходимой информацией аппарат управления и внешних пользователей;
типовых межотраслевых и отраслевых форм первичных учетных документов для регистрации экономических событий. Те из событий, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности в части оформления, должны соответствовать общим требованиям и перечню обязательных реквизитов;
действующей модели текущего контроля за экономическими событиями исходя из их содержания;
разработанной технологии проведения инвентаризации и методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
правил документооборота и технологии обработки учетной информации на базе действующей организации учета и имеющихся технических средств.
Таким образом, на каждом из уровней управления решаются свои задачи. Вместе с тем все они в конечном итоге направлены на регламентацию и оптимизацию учетного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учета.
Методологические принципы бухгалтерского учета как часть учетной политики предприятия предусматривают:
наличие имущественной обособленности и обязательств организации от их собственников и других организаций;
допущение непрерывности функционирования организации, т.е. отсутствие намерения прекратить свою деятельность в обозримом будущем;
последовательность в осуществлении своей деятельности от одного отчетного периода к другому и, следовательно, отсутствие намерения не платить по своим обязательствам (допущение последовательности применения учетной политики);
соблюдение момента начисления, т.е. доходы и расходы принимаются к учету не по моменту их формирования, а по тому отчетному периоду, к которому они относятся (допущение временной определенности фактов экономических событий).
Учетная политика организации призвана обеспечить:
полное и своевременное отражение методом двойной записи всех фактов экономических событий, происходящих на предприятии (требования полноты);
соблюдение большой осторожности в своих действиях, ненанесение своими действиями преднамеренного ущерба финансовой устойчивости фирмы (принцип осмотрительности);
преобладание правовых и экономических подходов над формальным пониманием отдельных действующих положений (принцип приоритета содержания над формой);
равенство начальных и конечных остатков, а также оборотов по дебету и кредиту аналитических счетов и субсчетов начальному и конечному остатку, равно оборотам по дебету и кредиту объединяющего их синтетического счета (принцип непротиворечивости);
экономное и рациональное ведение бухгалтерского учета с учетом конкретной деятельности организации (требование рациональности);-
принцип периодичности, т.е. разграничения учетного (месяц) и отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) для целей исчисления финансового результата организации, с одной стороны, и представления внешним потребителям информации о финансовом состоянии организации, с другой стороны;
принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности (неизменность ее состава, сопоставимость показателей статей баланса, отчета о прибылях и убытках на начало и конец отчетного года, публичность отчетности).
Отмеченные подходы в методологическом обеспечении бухгалтерского учета следовало бы дополнить еще одним, действующим в странах с рыночной экономикой, но не декларируемом в отечественном учете. Он гласит: первоначальная запись признается достоверной, если она оформлена документально и иное не оговорено участниками сторон, или не доказано в судебном порядке. Данный принцип определяет главенство Закона, что исключает основу для осуществления органами исполнительной власти действий, противоречащих законодательным и нормативным актам.
Отсутствие соответствующих способов в процессе постановки отдельных вопросов бухгалтерского учета ставит перед организацией проблему выбора иных подходов. Главное, чтобы они не противоречили Положению по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика организации».
Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя в срок не позднее первой публикации годовой отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Ее изменение в отчетном периоде, как правило, не допускается. Исключением является изменение действующего законодательства в течение года или каких-либо нормативных актов, осуществление реорганизационных процедур (разделения, присоединения, выделения, слияния), смены собственников, разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Эти изменения также должны быть оформлены необходимой организационно-распорядительной документацией по предприятию.
Все изменения, кроме указанных, должны быть приурочены к началу хозяйственного года, аргументирован– Но обоснованы и, по возможности, исчислены в стоимостном выражении.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляется в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
2. Организационное обеспечение бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру.
Организационное обеспечение бухгалтерского учета должно быть подчинено задаче своевременного предоставления аппарату достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками.
Решение этой задачи обеспечивается совокупностью факторов, каждый из которых реализуется исходя из сложившихся традиций, конкретных условий функционирования предприятия и объема учетной работы.
Объем учетной работы, точнее содержание учетного процесса, предусматривает осуществление данной работы в определенной последовательности, этапам, тесно связанным между собой и представляющим единую систему.
Основными этапами учетного процесса являются:
отслеживание экономических событий;
их измерение;
первичная регистрация;
обработка первичных данных;
получение соответствующих показателей, отвечающих запросам конкретных потребителей;
организация внутреннего контроля в направлении подтверждения достоверности, законности и экономической целесообразности принимаемых решений.
Реализация этих этапов во многом определяется сложившимися условиями организации труда на конкретном предприятии, уровнем автоматизации бухгалтерского учета, квалификацией счетного персонала и другими факторами.
Организационное обеспечение бухгалтерского учета предполагает его разграничение на управленческий и финансовый учет. Хотя между ними нет резкой границы, тем не менее такая процедура необходима. Она четко определяет направление потоков учетной информации между отдельными пользователями, создает основу управления по формированию производственной себестоимости изготовляемой продукции и стратегического развития фирмы. Эта информация доступна только ее менеджерам. Правила организации управленческой бухгалтерии определяет само предприятие.
Финансовый учет регулируется в той или иной степени. Поэтому для него разрабатывается определенная система требований и принципов.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение действующего законодательства несет его руководитель. Это общая норма. В его компетенцию входит утверждение учетной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота, других процедур, необходимых в целях организации бухгалтерского учета.
Законом РФ «О бухгалтерском учете» установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учет. Однако не оговорено, в каких случаях эта функция может совмещаться им, но можно предположить, что подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса, например в обществе с ограниченной ответственностью (ООО).
Возможно учреждение самостоятельной бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как одно из структурных подразделений предприятия наряду со службой (отделом) главного технолога, маркетинга и т.п.
Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Это специальная норма. Рассматривая организацию бухгалтерского учета на предприятии с этих позиций, следует сделать вывод о том, что решение указанной задачи лежит на главном бухгалтере организации.
Ведение бухгалтерского учета возможно на договорных началах централизованной бухгалтерией, независимой специализированной организацией или, наконец, профессионалом-бухгалтером, имеющим соответствующее высшее или среднее специальное образование.
В любом случае выбор той или иной организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса. Причем, если ранее, до широкого внедрения в учетный технологический процесс ПЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время ситуация иная. Большие возможности имеет децентрализация учета. Основной довод – автоматизация рабочего места бухгалтера. Другие факторы: объем учетных работ, численность персонала, номенклатура производственных запасов и готовой продукции, количество поставщиков и покупателей и т.п. – приобретают менее важное значение.
Поэтому должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены исходя из степени их загруженности, средств и каналов передачи учетных данных при прямой и обратной связи между уровнями в системе управления.
Различают три вида разделения труда учетного персонала:
предметное;
линейное;
функциональное.
Предметный вариант разделения труда предполагает распределение документов в соответствии с названием отделов:
расчетный отдел;
производственный отдел;
отдел расчетов;
отдел сбыта;
общий отдел.
Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе счетов исходя из их экономической однородности. Например, расчетный отдел ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда и приравненным к ней платежам; материальный отдел – по группе счетов производственных запасов и т.д. Отдел может включать несколько работников, возглавляемых старшим бухгалтером.
Предметный подход является распространенным на средних и крупных акционерных, а также государственных предприятиях.
Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс: от наблюдения, сбора, регистрации до систематизации, группировки, обработки и обобщения – осуществляется так называемыми «учетными группами».
Функциональный вариант разделения труда предусматривает, что каждый работник или определенная группа работников специализируется на выполнении однородных учетных операций. Эти операции, как правило, соответствуют стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Он в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы в организации с высоким уровнем применения вычислительной техники.
Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией, разрабатываемой главным бухгалтером. При этом не исключается и второй вариант, когда разработка такой инструкции возлагается непосредственно на бухгалтера соответствующего участка. В дальнейшем его видение организации бухгалтерского учета, подготовленное в качестве рабочего документа, корректируется главным бухгалтером путем окончательной доработки и утверждения должностной инструкции. В любом случае наличие должностной инструкции на каждом рабочем месте бухгалтера повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления.
Вместе с тем, независимо от варианта разделения труда, организационный аспект учетной политики должен быть подчинен созданию оптимальной схемы документооборота. Ее построение предусматривает четкое деление прохождения и обработки соответствующей документации на отдельные этапы. В каждом из них должны быть определены графики выполнения отдельных видов учетных работ, установлены их объемы, конкретные исполнители. На входе и выходе первичных учетных документов и соответствующих учетных регистров следует разработать определенные схемы внутреннего контроля. Последние должны составлять часть должностных инструкций бухгалтеров. Периодически следует обобщать степень эффективности организационной структуры аппарата бухгалтерии. Определяющим критерием такой эффективности может являться отсутствие рекламаций со стороны пользователей учетной информации, полное и качественное ее содержание. Если подобная цель не достигнута, следует установить, в чем ее причины: отсутствие необходимых условий для выполнения данной цели, или сама цель выбрана неверно. Полученные результаты по материалам проверки являются основой для разработки перечня мероприятий по совершенствованию учетного процесса и новых схем документооборота, направленных на достижение конечной цели бухгалтерии – своевременно подготовить необходимую информацию, на основе которой будет подготовлена достоверная и прозрачная отчетность для соответствующих ее пользователей. Эти действия должны реализовываться в рамках установленного календарного плана, ответственных исполнителей и оформлены в виде приказа руководителя на основе представленного соответствующего обоснования главным бухгалтером.
Соответствующая схема документооборота должна дополняться разработкой конкретных индивидуальных планов-графиков в разрезе участков, отделов, складов, отдельных исполнителей.
По каждому структурному подразделению организации устанавливается определенный объем работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении, обосновывается целесообразность использования его в целях управления, а также перечень исходящей документации из соответствующего отдела, участка и т.п., адреса этой документации, сроки передачи.
Объем работы структурных подразделений формируется путем обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя.
Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление необходимых документов, определенных этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер. Его указания в этой части являются обязательными для всех исполнителей и структурных подразделений организации.
По мере использования документов в учетном процессе их сдают в архив. Это завершающий этап документооборота.
3. Техническое обеспечение бухгалтерского учета
Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета.
Комплекс процедур включает наличие:
рабочего плана счетов, разработанного организацией на базе типового плана финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению;
альбома форм первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;
современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учета;
кодификаторов объектов синтетического и аналитического учета;
квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления организацией;
комплекса организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации учетного процесса;
организации внутрифирменного контроля;
соответствующего уровня культуры производственных отношений в коллективе бухгалтерии.
В приведенном перечне требований, формирующих техническое обеспечение бухгалтерского учета, определяющим является обеспечение квалификационного уровня бухгалтеров, а также соответствующего уровня культуры среди сотрудников бухгалтерского аппарата. Эти два условия являются определяющими на стадии внедрения системы управления базой данных (СУБД) и автоматизации документооборота.
Система организации автоматизированного документооборота поддерживает на заданном уровне стратегическую систему управления, дает возможность учетной обработки всех видов и форм документов, в том числе аудио- и видеодокументов, обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, достоинством данной системы документооборота является поддержка многоуровневой иерархической структуры обращения документов. В конечном итоге реализация таких подходов в организации автоматизированного документооборота – это переход на качественно новый этап постановки бухгалтерского учета в организации, а следовательно, и более эффективный уровень управления.
Список литературы
1. Алборов Р.А. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2007.
2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2008.
3. Бакаев А. С, Шнейдман Л. 3. Учетная политика предприятия. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.
4. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2007.
5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Власов А.В. Основы теории бухгалтерского учета: учебное пособие. – М., 2007.
7. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: Кнорус, 2005.