Лекция
Учет расчетов с поставщиками и покупателями
Поступление товаров от поставщика в бухгалтерском учете отражается проводками:
а) в оптовой торговле:
Дебет 41-1 «Товары в оптовой торговле» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на сумму поступившего товара (без НДС);
Дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на сумму НДС, предъявленного поставщиком товара.
б) в розничной торговле:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на сумму поступившего товара (без НДС);
Дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на сумму НДС, предъявленного поставщиком товара.
Если в товаросопроводительных и расчетных документах поставщика отдельной строкой выделена тара, в которой поступил товар, то в бухгалтерском учете делают записи в зависимости от условий использования этой тары:
1) в случаях, когда по условиям договора тара должна быть возвращена поставщику, цену, по которой отписана в документах тара, называют залоговой. Кроме того, стоимость возвратной тары не облагается НДС, то есть залоговая цена не содержит НДС. Следовательно, в учете бухгалтер сделает проводку:
Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость возвратной тары по залоговым ценам;
2) в случаях, когда по условиям договора тара не является возвратной, но торговое предприятие:
а) в дальнейшем продает эту тару по ценам возможной реализации или
б) при отпуске товара покупателю отражает в товаросопроводительных документах стоимость тары отдельной строкой, в бухгалтерском учете при оприходовании тары делают проводки:
Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость тары по цене поставщика;
Дебет 194 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС на стоимость тары, предъявленная поставщиком товара;
3) торговое предприятие может сплывать стоимость тары в расходы на продажу (издержки обращения). В этом случае стоимость тары, поступившей от поставщика, отражается в бухгалтерском учете проводками:
Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость тары по цене поставщика;
Дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС на стоимость тары, предъявленная поставщиком товара.
При списании тары в расходы делают проводку:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 41-3 «Тара под товаром и порожняя» – отражена стоимость тары, списанной в расходы по акту на списание;
4) торговое предприятие может включить стоимость тары, поступившей с товаром, в учетную цену этого товара (если это установлено учетной политикой организации и положением о ценообразовании, разработанным организацией и утвержденным ее руководителем). В таком случае бухгалтер сделает проводки:
– в оптовой торговле:
Дебет 41-1 «Товары в оптовой торговле» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость тары в ценах поставщика (без НДС);
Дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС на стоимость тары, предъявленная поставщиком товара;
– в розничной торговле:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость тары в ценах поставщика (без НДС);
Дебет 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС на стоимость тары, предъявленная поставщиком товара;
5) в организациях розничной торговли, а также в буфетах организаций общественного питания стеклянная посуда (стеклотара) всегда учитывается на балансовом субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле». При поступлении товаров в стеклотаре в бухгалтерском учете делают следующие записи:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость поступившего товара в стеклотаре (в том числе стоимость стеклотары) в ценах поставщика (без НДС);
Дебет 194 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС на стоимость поступившего в стеклотаре товара (в том числе на стоимость стеклотары), предъявленная поставщиком товара.
В 3 теме мы рассмотрели порядок приемки товаров от поставщиков и оформления документов. Оформленные при приемке товаров документы (приемные акты, товарные накладные, иные товаросопроводительные документы) являются первичными учетными документами. Они поступают в бухгалтерию, и на основании этих документов бухгалтер делает соответствующие записи в учете (бухгалтерские проводки).
При этом руководствуются такими правилами:
правило 1
– если поступивший от поставщика товар по количеству, качеству, комплектности соответствует товаросопроводительным документам, то в учете делают проводки:
Дебет 41 «Товары» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на стоимость поступившего товара согласно документам поставщика
Дебет 19-4 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму НДС по поступившему товару согласно счету-фактуре, предъявленному поставщиком.
правило 2
– если обнаружены расхождения с документами поставщика, но товар поступил без предварительной оплаты или с частичной предоплатой, которая не превышает стоимости фактически поступившего товара, то поступают следующим образом:
бухгалтер на основании акта делает запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Поставщики товара» на стоимость фактически поступившего товара:
Дебет 41 «Товары» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на стоимость фактически поступившего товара;
Дебет 194 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму НДС по фактически поступившему товару.
Если при приемке товара обнаружено расхождение по качеству (например, поступил товар другой сортности), то он приходуется по рыночным ценам, соответствующим качественным характеристикам поступившего товара:
Дебет 41 «Товары» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на стоимость товара без учета НДС по рыночным ценам, соответствующим качеству поставленного товара;
Дебет 194 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму НДС на рыночную стоимость поступившего товара.
Если при приемке товара обнаружились расхождения с документами поставщика по количеству или качеству товара, то один экземпляр акта направляется поставщику или грузоотправителю, а оплачивается только количество фактически поступившего товара. При расхождениях по качеству поступивший товар оплачивается по рыночным ценам.
правило 3
– если товар был предварительно оплачен, а при приемке товара обнаружены расхождения с документами поставщика, то в бухгалтерском учете это отражают следующими записями:
Дебет 60-2 «Авансы выданные» Кредит 51 «Расчетный счет» – на сумму предоплаты, перечисленной поставщику;
Дебет 41 «Товары» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму фактически поступившего товара;
Дебет 194 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму НДС по фактически поступившему товару;
Дебет 60-1 «Поставщики товара» Кредит 60-2 «Авансы выданные» – зачет предоплаты на сумму фактически поступившего товара с учетом НДС;
Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 60-2 «Авансы выданные» – на сумму недостающего товара (по ценам поставщика с учетом НДС). Сумму данной проводки определяют на основании бухгалтерских расчетов претензионных (рекламационных) сумм.
правило 4
– если недостача товара при его приемке произошла не по вине поставщика, то в бухгалтерском учете следует сделать такую запись:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму недостачи.
После выяснения причин недостачи и определения лиц, которые будут возмещать потери (либо невозможности определения таких лиц), делается запись по кредиту счета 94.
правило 5
– если качество поступившего товара не соответствует документам поставщика, и при этом товар оплачен полностью, либо сумма предоплаты превышает стоимость товара по рыночным ценам, то товар приходуется по ценам поставщика, а затем производится его уценка. Сумма уценки предъявляется поставщику в претензионном порядке:
Дебет 41 «Товары» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на стоимость товара без учета НДС по документам поставщика;
Дебет 194 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Поставщики товара» – на сумму НДС, указанную в документах поставщика. Затем отражается уценка товара:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – на сумму уценки товара до стоимости, соответствующей фактическому качеству товара;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 194 «НДС по приобретенным товарам» – сумма НДС, приходящаяся на сумму уценки.
И наконец, бухгалтер делает проводку на сумму претензии поставщику: Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
правило 6
– если некачественный товар подлежит возврату поставщику, и при этом товар предварительно оплачен (полностью или частично), то такой товар не приходуется на баланс торговой организации, а учитывается за балансом:
Дебет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – на сумму поступившего товара по ценам поставщика (с учетом НДС).
После составления акта и претензионных документов организация-покупатель оформляет накладную на возврат товара, на основании которой бухгалтер сделает запись:
Кредит 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – на сумму возвращаемого товара по ценам поставщика (с учетом НДС).
Одновременно в бухгалтерском балансе бухгалтер сделает запись:
Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 60-2 «Авансы выданные» – на сумму предоплаты за товар, который оказался некачественным и был возвращен поставщику;
– если качество поступившего товара не соответствует документам поставщика, и при этом товар оплачен не был, то бухгалтер учтет некачественный товар за балансом:
Дебет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – на сумму поступившего товара по ценам поставщика (с учетом НДС).
После составления акта и претензионных документов организация-покупатель оформляет накладную на возврат товара, на основании которой бухгалтер сделает запись:
Кредит 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – на сумму возвращаемого товара по ценам поставщика (с учетом НДС).
правило 7
– при неотфактурованной поставке бухгалтер производит в учете записи об оприходовании товаров на основании акта по форме ТОРГ-4. При этом к счету 41 следует открыть специальный субсчет «Неотфактурованные поставки»:
Дебет 41-5 «Неотфактурованные поставки» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на сумму поступившего товара по ценам, указанным в договоре, или по рыночным ценам (если в договоре цена не указана).
Когда в организацию поступят расчетные документы поставщика, бухгалтер сторнирует ранее сделанные проводки и отразит поступление товара в обычном порядке, установленном учетной политикой организации.
правило 8
– при оприходовании тары, не указанной в счете поставщика, бухгалтер на основании акта унифицированной формы ТОРГ-5 делает проводку.
Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – на стоимость тары, определенной по рыночной цене (цене возможной реализации).
правило 9
– если при приемке товара при завесе тары обнаружены расхождения с документами поставщика, то на основании акта унифицированной формы ТОРГ-6, в бухгалтерском учете делают следующие записи:
Дебет 41-1 «Товары в оптовой торговле» (или 41-2 «Товары в розничной торговле») Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена стоимость поступившего товара в ценах поставщика в соответствии с документами поставщика;
Дебет 194 «НДС по приобретенным товарам» Кредит 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком в счете-фактуре;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41-1 «Товары в оптовой торговле» (или 41-2 «Товары в розничной торговле») – отражена недостача товаров в результате завеса тары;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 194 «НДС по приобретенным товарам» – отражена сумма НДС, исчисленная с суммы недостачи товара, выявленной в результате завеса тары;
Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – предъявлена претензия поставщику.
Если товар не был оплачен поставщику, либо сумма предоплаты не превысила фактическую стоимость поступившего товара, то следует зачесть сумму задолженности перед поставщиком за поставленный товар согласно товаросопроводительным документам с суммой задолженности поставщика по выявленной недостаче:
Дебет 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям» – задолженность торговой организации перед поставщиком уменьшена на сумму предъявленной претензии (на сумму недостачи в результате завеса тары);
Дебет 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» Кредит 60-2 «Авансы выданные» – зачтена сумма аванса (если торговая организация производила частичную предоплату товара).
Договоры мены
Товарообменные (бартерные) операции отражаются в бухгалтерском учете как три хозяйственные операции.
1) получение товара от участника договора мены – в зависимости от условий договора о моменте перехода права собственности.
Дебет 002 или Дебет 41 Кредит 60;
2) отгрузка товара участнику договора мены – в зависимости от условий договора о моменте перехода права собственности:
Дебет 45 Кредит 41 или:
Дебет 62 Кредит 90, Дебет 90 Кредит 41;
3) зачет взаимных требований по договору мены: Дебет 60 Кредит 62,
а при неравноценном обмене:
Дебет 51 Кредит 60, 62, либо Дебет 60, 62 Кредит 51.
Момент перехода права собственности может определяться:
– в соответствии со ст. 570 ГК РФ - право собственности на обмениваемые товары переходит к участникам после исполнения ими обязательств по договору мены;
– в соответствии с договором.
Пример 1
Торговая организация А заключила договор мены с организацией Б. Обмен является равноценным. Право собственности на товар переходит к сторонам договора после исполнения ими обязательств по договору. Организация А отгрузила товар на 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.) и получила товар на ту же сумму –118 000 руб. с учетом НДС 18%. Покупная (учетная) стоимость отгруженного товара составляет 90 000 руб.
В учете организации А сделаны проводки:
1) товар отгружается после получения товара от второй стороны:
Дебет 002 – 118 000 руб. – поступил товар от организации Б;
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 118 000 руб. – отгружен товар организации Б;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 90 000 руб. – списана себестоимость отгруженного товара в покупных ценах;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 18 000 руб. – начислен НДС на стоимость отгруженного товара;
Кредит 002 – 118 000 руб. – полученный в обмен товар списан с забалансового учета в связи с переходом права собственности к организации А;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 100 000 руб. – поступивший от организации Б товар учтен в балансе;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 – 18 000 руб. – отражен НДС, предъявленный организацией Б;
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 118 000 руб. – произведен зачет взаимных требований по договору мены.
2) товар отгружается до получения товара от второй стороны:
Дебет 45 Кредит 41-1 – 90 000 руб. – отгружен товар организации Б;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 100 000 руб. – в балансе организации А отражено поступление товара от организации Б;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 – 18 000 руб. – НДС, предъявленный организацией Б;
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 118 000 руб. – отражена выручка от продажи товара по договору мены после получения товара от организации Б;
Дебет 90-2 Кредит 45 – 90 000 руб. – списана стоимость (в покупных ценах) отгруженного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 18 000 руб. – начислен НДС со стоимости переданного по договору мены товара;
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 118 000 руб. – зачет взаимных требований по договору мены.
Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрен особый порядок определения выручки от продажи товаров по договору мены и определения фактической себестоимости полученных по договору мены товарно-материальных ценностей.
Согласно п. 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от передачи товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости полученного имущества. При этом стоимость полученного имущества определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такое или аналогичное имущество.
Пример 2
Организация А обменяла 100 мешков муки по 50 кг в каждом на 60 мешков сахара по 50 кг в каждом. Учетная цена муки (цена, по которой мука оприходована в балансе организации А) составляет 8 руб. за 1 кг. Обмен является равноценным. Организация А отгрузила муку после получения сахара.
За последний месяц организация А приобретала сахар у поставщиков по цене 15 руб. за 1 кг. Таким образом, стоимость полученной по обмену партии сахара «по обычным ценам» составляет 45 000 руб. (60 мешков х 50 кг х 15 руб.). Отгрузку муки организацией А следует отразить проводками:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 49 500 руб. (45 000 руб. + 45 000 руб. х 10% НДС) –отражена выручка от продажи сахара;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 40 000 руб. (100 мешков х 50 кг х 8 руб.) – списана стоимость отгруженной муки в учетных ценах;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 4500 руб. (45 000 руб. х 10%) – начислен НДС со стоимости переданного по договору мены товара.
Если стоимость полученного в результате обмена товара определить невозможно (например, организация впервые получает такой товар), то выручку от продажи надо определять исходя из цены, по которой обычно реализуется переданное по договору мены имущество.
Пример 3
Организация А обменяла 100 мешков муки (по 50 кг в каждом) на ковровые изделия. Обмен признается договором равноценным. Учетная цена муки (цена, по которой мука оприходована в балансе организации А составляет 8 руб. за 1 кг. Организация А отгрузила муку после получения ковровых изделий.
Организация А никогда не закупала ковровые изделия ранее, поэтому для определения размера выручки от продажи организация А должна определить стоимость переданной по договору муки в обычных для организации А ценах реализации. Допустим, что в течение последнего месяца организация А продавала муку по 11 руб. за 1 кг (в т.ч. НДС). Следовательно, стоимость переданной партии муки составит 55 000 руб. (11 руб. х 100 мешков х 50 кг), в том числе НДС 5000 руб. (55 000 руб. х 10/110).
В учете организации А передачу товара по договору мены следует отразить проводками:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 55 000 руб.– отражена выручка от продажи муки;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 40 000 руб. (100 мешков х 50 кг х 8 руб.) – списана стоимость отгруженной муки в учетных ценах;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 5000 руб. – начислен НДС со стоимости переданного по договору мены товара.
Согласно п.10 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическая себестоимость товаров, полученных по договору мены, равна стоимости товаров, переданных по договору мены. При этом указанная стоимость определяется исходя из цен, по которым в сравнительных обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.
Пример 4
Вернемся к условиям примера 2 и определим, по какой стоимости организация А должна оприходовать сахар. За последний месяц организация А продавала муку по 10 руб. за 1кг (без учета НДС). Стоимость переданной партии муки «по обычным ценам» составит 10 руб. х 100 мешков х 50 кг = 50 000 руб. Таким образом, организация А должна оприходовать партию сахара по стоимости 50000 руб. и сделать в учете запись:
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 50 000 руб. – оприходована партия сахара.
Поставщик сахара в товарной накладной и счете -фактуре на сахар указал стоимость партии сахара 49 500 руб., в т.ч. НДС – 4500 руб. Именно эту сумму организация А сможет принять к налоговому вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет. Сумму НДС, которую поставщик сахара предъявил в счете-фактуре, следует отразить проводкой:
Дебет 19-4 Кредит 60-1 – 4500 руб. – НДС, предъявленный поставщиком товара. Зачет взаимных требований отражается проводкой:
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 49 500 руб. – произведен зачет взаимных требований.
Разница между стоимостью (с учетом НДС) полученного товара и стоимостью (с учетом НДС) переданного товара относится на прочие доходы:
Дебет 60-1 Кредит 91 – 5000 руб. (50 000 + 4500 - 49 500).
Обратите внимание, если стоимость переданного товара выше стоимости полученного товара, то указанная разница относится на прочие расходы.
Если организация не может определить цену передаваемого товара (например, ранее организация не продавала такой же или аналогичный товар), то стоимость полученного по договору мены товара следует исчислять по обычной покупной цене аналогичного товара.
Пример 5
Изменим условия примера 3 и предположим, что организация А никогда ранее не продавала муку. А обычная покупная цена партии ковровых изделий для организации А составляет 60 000 руб. без учета НДС. Таким образом, ковровые изделия будут оприходованы по стоимости 60 000 руб.:
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 60 000 руб. – отражена стоимость поступившего товара (по «обычным ценам» без НДС).
Поставщик ковров в счете-фактуре указал стоимость передаваемого товара в размере 48 675 руб., в т.ч. НДС 7425 руб. Поэтому организация А отразит НДС, предъявленный поставщиком, такой проводкой:
Дебет 19-4 Кредит 60-1 – 7425 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком.
Выручку от продажи муки организация А должна определить по стоимости полученных ковровых изделий, по которой она обычно их приобретает. Эта стоимость составляет 60 000 руб. В учете организации А сделаны записи:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 66 000 руб. (60 000 руб. + 60 000 руб. х 10% НДС) –отражена выручка от продажи муки;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 40 000 руб. – списана стоимость муки в учетных ценах;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 6000 руб. – начислен НДС со стоимости переданной муки, определенной исходя из обычных покупных цен партии ковровых изделий;
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 66 000 руб. – зачет взаимных требований по договору мены;
Дебет 60-1 Кредит 91 – 1425 руб. (60 000 + 7425 - 66 000) – разница между стоимостью (с учетом НДС) поступившего товара и продажной стоимостью (с учетом НДС) переданного товара.
В п. 17 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов уточнено, что при неравноценном обмене разница в стоимости обмениваемых товаров числится у стороны, передавшей товар большей стоимости, по дебету счета расчетов. Образовавшаяся задолженность погашается в порядке, установленном договором.
Пример 6
Торговая организация по договору мены получила товары от поставщика. Стоимость полученных товаров составляет 177 000 руб., в том числе НДС 27 000 руб. В обмен на полученные товары организация отгрузила товары на сумму 147 500 руб., в том числе НДС 22 500 руб. Закупочная стоимость (стоимость в учетных ценах) отгруженного товара составляет 100 000 руб.
По условиям договора мены торговая организация должна доплатить поставщику 29 500 руб.
В учете торговой организации сделаны проводки:
Дебет 002 – 177 000 руб. – получен товар от поставщика (участника по договору мены);
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 147 500 руб. – отражена выручка от продажи переданного по договору мены товара;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 100 000 руб. – списана балансовая стоимость (стоимость в учетных ценах) переданного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 22 500 руб. – начислен НДС со стоимости переданного товара;
Кредит 002 – 177 000 руб. – списан с забалансового учета полученный товар в связи с переходом права собственности на этот товар торговой организации;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 147 500 руб. – оприходован полученный по договору мены товар в ценах поставщика;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 – 27 000 руб. – НДС, предъявленный поставщиком товара;
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 147 500 руб. – зачет взаимных требований;
Дебет 60-1 Кредит 51 – 29 500 руб. – торговая организация оплатила поставщику (второму участнику договора) разницу в стоимости обмениваемых товаров.
Взаимозачеты
Зачет встречных однородных требований является одним из способов прекращения обязательств и регулируется главой 26 ГК РФ.
Однородными являются требования, которые качественно сопоставимы и могут быть сведены к одному эквиваленту.
Согласно ст. 410 ГК РФ взаимозачет – это способ полного или частичного прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан, либо определен моментом востребования.
При проведении взаимозачета должны быть соблюдены следующие обязательные условия:
– наличие встречных задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами;
– однородность встречных требований;
– факт наступления срока погашения обязательств.
При проведении двустороннего взаимозачета между двумя организациями погашаются обязательства по двум самостоятельным договорам, которые могут быть заключены как одновременно, так и в разное время. Цена этих договоров, сроки и условия оплаты могут быть разными. Каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому – должником.
Пример 7
ООО «Красоптторг» заключило договор поставки № 98 от 20.06.08 г. с ЗАО «Пивзавод». Согласно этому договору ООО «Красоптторг» должно поставить 1500 кг сахара по цене 16 руб. 50 коп. с учетом НДС. ЗАО «Пивзавод» по условиям договора должен оплатить поставленный товар в течение 3-х дней с момента поставки.
Учетная цена сахара составляет 12 руб.
24 июня 2008 г. ООО «Красоптторг» отгрузил товар «Пивзаводу». В учете «Красоптторга» сделаны записи:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 24 750 руб. (16 руб. 50 коп. х 1500 кг) – отражена выручка от продажи сахара;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 18 000 руб. (12 руб. х 1500 кг) – отражена себестоимость отгруженного сахара (стоимость сахара в учетных ценах);
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 2250 руб. (24 750 руб. х 10/110) – начислен НДС со стоимости отгруженного сахара.
ЗАО «Пивзавод» регулярно поставляет пиво и безалкогольные напитки ООО «Красоптторг» по договору о длительных хозяйственных связях № 16 от 10.01.08 г. По состоянию на 27 июня 2008 г. задолженность ООО «Красоптторг» за полученную от «Пивзавода» продукцию составила 20 000 руб. Поэтому «Пивзавод» предложил произвести зачет взаимных задолженностей на сумму 20 000 руб., а остальную сумму долга «Пивзавод» перечислил на расчетный счет «Красоптторга».
27 июня было составлено следующее соглашение:
СОГЛАШЕНИЕ № 1
о проведении взаимных расчетов
г. Сосновоборск «27» июня 2008 г
ООО «Красоптторг» в лице генерального директора Шакури-на А Е., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Сторона 1», и ЗАО «Пивзавод» в лице генерального директора Потапова И.И., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Сторона 2», заключили настоящее Соглашение о проведении взаимных расчетов в следующем порядке.
1. Сторона 1 – ООО «Красоптторг» – прекращает денежные обязательства Стороны 2 - ЗАО «Пивзавод», возникшие на основании договора поставки № 98 от 20.06.08 г., на сумму 20000 (двадцать тысяч) руб.
2. Сторона 2 – ЗАО «Пивзавод» – прекращает денежные обязательства Стороны 1 – ООО «Красоптторг», возникшие на основании договора о длительных хозяйственных связях № 16 от 10.01.08 г., на сумму 20000 (двадцать тысяч) руб.
3. Сторона 2 обязуется произвести расчет со Стороной 1 в сумме 4750 (четыре тысячи семьсот пятьдесят) руб. в срок до 1 июля 2008 г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
6. Соглашение может быть расторгнуто только по взаимному согласию сторон. Односторонний отказ от исполнения обязательств, принятых по настоящему Соглашению, не допускается.
7. Споры, возникшие при исполнении Соглашения, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Адреса и подписи сторон:
ООО «Красоптторг» ЗАО «Пивзавод»
г. Сосновоборск, г. Сосновоборск,
ул. Свердлова, д. 14 ул. Северная, д.5
Генеральный директор Генеральный директор
А.Е. Шакурин И.И. Потапов
На основании указанного соглашения в учете «Красопторга» сделана запись:
Дебет 60-1 Кредит 62-1 – 20 000 руб. – на сумму произведенного взаимозачета.
Поступление денежных средств от «Пивзавода» отражено проводкой:
Дебет 51 Кредит 62-1 – 4750 руб. (24 750 руб. - 20 000 руб.) – сумма задолженности после проведения взаимозачета перечислена на расчетный счет «Красоптторга».
Участников соглашения о взаимозачете может быть более двух. Такой взаимозачет называется многосторонним. Он проводится, когда у трех или более организаций возникают встречные взаимные задолженности друг перед другом. При проведении многостороннего взаимозачета его участники погашают эти взаимные задолженности.
Пример 8
Взаимоотношения трех организаций А, Б и В представим в виде таблицы:
Организация | Операция | Сумма, руб. коп. | В том числе: | |
НДС | Себестоимость отгруженного товара | |||
А | Отгрузила товар Б | 120 000 | 18 305 | 80 000 |
Получила товар от В | 60 000 | 10 000 | X | |
Б | Отгрузила товар В | 84 000 | 12 814 | 60 000 |
Получила товар от А | 120 000 | 18 305 | X | |
В | Отгрузила товар А | 60 000 | 10 000 | 40 000 |
Получила товар от Б | 84 000 | 12814 | X |
В бухгалтерских балансах организаций после проведения операций по отгрузке и получению товара образовались следующие дебиторские и кредиторские задолженности:
Баланс организации: |
Дебет | Кредит | ||
Дебитор | Сумма, руб. | Кредитор | Сумма, руб. | |
А | Б | 120 000 | В | 60 000 |
Б | В | 84 000 | А | 120 000 |
В | А | 60 000 | Б | 84 000 |
Организации А, Б и В составили следующее соглашение о зачете встречных однородных требований:
СОГЛАШЕНИЕ № 15
о проведении взаимных расчетов
г. Сосновоборск «21» октября 2008 г.
Организация «А» в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем
«Сторона 1», Организация «Б» в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Сторона 2», и Организация «В» в лице генерального директора Сидорова С.С., действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Сторона 3» , заключили настоящее Соглашение о проведении взаимных расчетов в следующем порядке:
1. Сторона 1 – Организация «А» – прекращает денежные обязательства Стороны 2 – Организации «Б», возникшие на основании договора поставки №_от___, на сумму 60000 (шестьдесят тысяч) руб.
2. Сторона 2 – Организация «Б» – прекращает денежные обязательства Стороны 3 – Организации «В», возникшие на основании договора №__от___, на сумму 60 000 (шестьдесят тысяч) руб.
3. Сторона 3 – Организация «В» – прекращает денежные обязательства Стороны 1 – Организации «А», возникшие на основании договора №__от___, на сумму 60000 (шестьдесят тысяч) руб.
4. Сторона 2 обязуется произвести расчет со Стороной 1 в сумме 60000 (шестьдесят тысяч) руб. в срок до_____.
5. Сторона 3 обязуется произвести расчет со Стороной 2 в сумме 24 000 (двадцать четыре тысячи) руб. в срок до_____.
6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
8. Соглашение может быть расторгнуто только по взаимному согласию сторон. Односторонний отказ от исполнения обязательств, принятых по настоящему Соглашению, не допускается.
9. Споры, возникшие при исполнении Соглашения, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Теперь посмотрим, каким образом указанные операции отражены в балансах организаций.
– Организация А:
Дебет 62-1 «Б» Кредит 90-1 – 120 000 руб. – выручка от продажи товара (отгружен товар организации Б);
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 80 000 руб. – списана себестоимость отгруженного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 18 305 руб. – начислен НДС с продажной стоимости отгруженного товара;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 «В» – 50 000 руб. – получен товар от организации В;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 «В» – 10 000 руб. – НДС, предъявленный организацией В;
Дебет 60-1 «В» Кредит 62-1 «Б» – 60 000 руб. – на основании соглашения проведен взаимозачет;
Дебет 51 Кредит 62-1 «Б» – 60 000 руб. (120 000 руб. - 60 000 руб.) – организация Б перечислила остаток задолженности после проведения взаимозачета.
– Организация Б:
Дебет 62-1 «В» Кредит 90-1 – 84 000 руб. – выручка от продажи товара (отгружен товар организации В);
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 60 000 руб. – списана себестоимость отгруженного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 12 814 руб. – начислен НДС с продажной стоимости отгруженного товара;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 «А» – 100 000 руб. – получен товар от организации А;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 «А» – 18 305 руб. – НДС, предъявленный организацией А;
Дебет 60-1 «А» Кредит 62-1 «В» – 60 000 руб. – на основании соглашения проведен взаимозачет;
Дебет 51 Кредит 62-1 «В» – 24 000 руб. (84 000 руб. - 60 000 руб.) – организация В перечислила остаток задолженности после проведения взаимозачета;
Дебет 60-1 «А» Кредит 51 – 60 000 руб. (120 000 руб. - 60 000 руб.) – организация Б перечислила остаток задолженности перед организацией А после проведения взаимозачета.
– Организация В:
Дебет 62-1 «А» Кредит 90-1 – 60 000 руб. – выручка от продажи товара (отгружен товар организации А);
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 40 000 руб. – списана себестоимость отгруженного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 10 000 руб. – начислен НДС с продажной стоимости отгруженного товара;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 «Б» – 84 000 руб. – получен товар от организации Б;
Дебет 19-4 Кредит 60-1 «Б» – 12 814 руб. – НДС, предъявленный организацией Б;
Дебет 60-1 «Б» Кредит 62-1 «А» – 60 000 руб. – на основании соглашения проведен взаимозачет;
Дебет 60-1 «Б» Кредит 51 – 24 000 руб. (84 000 руб. - 60 000 руб.) – организация В перечислила остаток задолженности перед организацией Б после проведения взаимозачета.
Продажи в оптовой торговле
В бухгалтерских и налоговых нормативных актах употребляются понятия «продажа товаров» и «реализация товаров». Это разные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерно применение и того, и другого словосочетания. Бухгалтерский учет реализации товаров в торговле ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи».
Согласно статье 39 Налогового кодекса РФ реализацией товара признается передача права собственности на него покупателю.
Торговые организации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете продаж (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом:
– момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст.458, 224ГКРФ);
– момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ);
– момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГКРФ).
Статьей 458 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
– вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
– предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей 491 ГК РФ: право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им иным образом. Мы уже говорили о том, что такой товар до момента оплаты отражается у покупателя на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». И только после оплаты товара покупатель отражает его стоимость в балансовом учете на счете 41 «Товары».
Согласно статье 501 ГК РФ в договоре можно предусмотреть условие, что до перехода права собственности на товар покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара. Это -договор найма-продажи. При этом, если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником товара с момента его оплаты.
Помните, что при любой форме договора в бухгалтерском учете реализация товара отражается в момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю.
Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете оптовой организации операции по продаже (реализации) товаров.
Ситуация 1. Право собственности на товар переходит покупателю в момент отгрузки товара.
Согласно статье 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором. Возможны такие способы оплаты товара покупателем:
– предварительная оплата;
– последующая оплата.
В свою очередь последующая оплата может быть произведена:
– единовременно;
– с использованием товарного кредита;
– с оплатой в рассрочку.
Рассмотрим схемы бухгалтерских проводок, отражающих продажу (реализацию) товара при разных способах расчета за товар.
Продажа товара с последующей оплатой.
Договором купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара после его получения покупателем. Покупатель обязан произвести оплату товара в срок, предусмотренный договором.
Таблица
Дата проводки | Содержание операции | Проводка | |
Дебет | Кредит | ||
Дата отгрузки товара | Отражена выручка от продажи товара | 62-1 | 90-1 |
Списана себестоимость отгруженного товара | 90-2 | 41-1 | |
Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по отгрузке» или: Учтен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» |
90-3 90-3 |
68-3 76-5 |
|
Дата оплаты товара | Поступила оплата за товар от покупателя | 51 | 62-1 |
Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» | 76-5 | 68-3 |
Предварительная оплата товара
Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара, то покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.
Дата проводки | Содержание операции | Проводка | |
Дебет | Кредит | ||
Дата оплаты товара | Поступила предоплата за товар от покупателя | 51 | 62-3 |
Начислен НДС с авансов, полученных под поставку товара | 62-3 | 68-3 | |
Дата отгрузки товара | Отражена выручка от продажи товара | 62-1 | 90-1 |
Списана себестоимость отгруженного товара | 90-2 | 41-1 | |
Начислен НДС с реализации товара | 90-3 | 68-3 | |
Восстановлена сумма НДС с авансов полученных | 68-3 | 62-3 | |
Зачтена полученная предоплата | 62-3 | 62-1 |
Продажа товара в кредит
Договором купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после передачи его покупателю. За предоставленную отсрочку платежа уплачивает проценты на сумму, равную стоимости полученного товара. Проценты начисляются со дня передачи товара продавцом до дня оплаты товара. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.
Дата проводки | Содержание операции | Проводка | |
Дебет | Кредит | ||
Дата отгрузки товара | Отражена выручка от продаж товара | 62-1 | 90-1 |
Списана себестоимость отгруженного товара | 90-2 | 41-1 | |
Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по отгрузке» или: Учтен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» |
90-3 90-3 |
68-3 76-5 |
|
Дата оплаты товара и процентов по коммерческому кредиту |
Поступила оплата за товар и проценты |
51 | 62-1 |
Начислены проценты | 62-1 | 90-1 | |
Начислен НДС с дополнительной суммы реализации, образовавшейся за счет начисленных процентов Начислен НДС с реализации товара при определении выручки от реализации «по оплате» |
90-3 76-5 |
68-3 68-3 |
Оплата товара в рассрочку
Схема проводок будет такой же, как и в ситуации с последующей оплатой товара. Некоторые отличия будут в датах проводок для организации, определяющей выручку от реализации для исчисления НДС «по оплате». Посмотрим это на примере.
Пример 9
ООО «Красоптторг» определяет выручку от реализации товаров для исчисления НДС «по оплате». 22 апреля «Красоптторг» отгрузил товар ЗАО «Торговый Дом» на сумму 120000 руб., в том числе НДС (18%) – 18305 руб. Учетная стоимость (себестоимость) отгруженного товара составила 82 000 руб. Договором предусмотрена рассрочка платежа в соответствии со следующим графиком:
6 мая - 48 000 руб.
20 мая - 24 000 руб.
10 июня - 48 000 руб.
«Торговый Дом» исполнил свои обязательства по оплате товара согласно договору.
Бухгалтер «Красоптторга» сделал такие проводки:
– 22 апреля:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 120 000 руб. – отгружен товар;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 82 000 руб. – списана себестоимость отгруженного товара (списан отгруженный товар по учетным ценам);
Дебет 90-3 Кредит 76-5 – 18 305 руб. – учтен НДС с реализации товара.
– 6 мая:
Дебет 51 Кредит 62-1 – 48 000 руб. – поступила оплата от покупателя;
Дебет 76-5 Кредит 68-3 – 7322 руб. (48 000 х 18/118) – к уплате в бюджет начислен НДС с поступившей оплаты за реализованный товар.
– 20 мая:
Дебет 51 Кредит 62-1 – 24 000 руб. – поступила оплата от покупателя;
Дебет 76-5 Кредит 68-3 – 3661 руб. (24 000 х 18/118) – к уплате в бюджет начислен НДС с поступившей оплаты за реализованный товар.
– 10 июня:
Дебет 51 Кредит 62-1 – 48 000 руб. – поступила оплата от покупателя;
Дебет 76-5 Кредит 68-3 – 7322 руб. (48 000 х 18 /118) – к уплате в бюджет начислен НДС с поступившей оплаты за реализованный товар.
Ситуация 2. Право собственности на отгруженный товар переходит к покупателю в момент оплаты этого товара.
Если договором купли-продажи предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар является его оплата, то до момента оплаты продавец остается собственником этого товара и учитывает его в составе собственного имущества по дебету балансового счета 45 «Товары отгруженные».
Товары отгруженные учитываются на счете 45 по цене приобретения (учетной цене). На этом же счете отражаются и расходы по отгрузке товаров (при их частичном списании).
Принятые на учет товары отгруженные списываются с кредита счета 45 в дебет счета 90 «Продажи» одновременно с признанием выручки от продажи товаров, то есть на дату оплаты товаров покупателем.
Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по местам нахождения и отдельным видам отгруженных товаров.
Возврат товаров
Несоответствие товара условиям поставки обнаружено при его приемке от поставщика
Возврат торговой организацией некачественной продукции, поступившей от поставщика (продавца), оформляется актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2).
При возврате товара поставщик (продавец) возвращает торговой организации все уплаченные им средства. Транспортные расходы по возврату некачественной продукции также несет поставщик (продавец).
Если по договору поставки транспортные расходы по доставке товара оплатил покупатель, то указанную сумму торговой организации следует включить в сумму претензии. В сумму претензии включаются и другие расходы, понесенные торговой организацией в связи с приемкой, оформлением и отгрузкой некачественного товара.
Пример 10
Торговая организация получила от поставщика партию товара. По условиям договора торговая организация произвела предоплату партии товара в размере 60000 руб. (в том числе НДС 9153 руб.) и оплатила доставку товара транспортной организации в сумме 12000 руб.
При приемке товара обнаружилось, что вся партия не соответствует по качеству условиям договора поставки. Торговая организация вызвала представителя поставщика и составила акт по форме № ТОРГ-2. Поставщик подписал акт и вывез некачественный товар за свой счет.
Торговая организация предъявила претензию поставщику на сумму предоплаты и транспортных расходов. Поставщик признал претензию в полной сумме.
В бухгалтерском учете торговой организации сделаны проводки:
Дебет 60-3 Кредит 51 – 60 000 руб. – перечислен аванс поставщику по договору поставки;
Дебет 60-.2 Кредит 51 – 12 000 руб. – произведена оплата транспортной организации за доставку товара;
Дебет 002 – 60 000 руб. – учтен за балансом поступивший некачественный товар;
Кредит 002 – 60 000 руб. – некачественный товар вывезен поставщиком;
Дебет 76-2 Кредит 60-3 – 60 000 руб. – в сумму претензии, предъявленной поставщику, включена сумма предоплаты за товар;
Дебет 76-2 Кредит 60-2 – 12 000 руб. – в сумму претензии включена сумма оплаты транспортной организации, доставившей товар;
Дебет 51 Кредит 76-2 – 72 000 руб. – поставщик перечислил денежные средства в сумме признанной претензии.
Брак обнаружен в процессе реализации товара
В процессе реализации товара может быть обнаружен брак (несоответствие товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектность товара и пр.). В таких случаях торговая организация возвращает бракованный товар поставщику. Условия возврата могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
При возврате товара поставщику торговая организация оформляет товарную накладную по форме ТОРГ-12. На ней делается отметка «Возврат бракованного товара».
Пример 11
Вернемся к условиям примера 8.8/10 и предположим, что торговая организация обнаружила в поставленном товаре брак. Покупная стоимость бракованного товара составляет 9000 руб. Торговая организация вернула бракованный товар поставщику и выставила ему претензию на сумму бракованного товара.
В учете торговой организации сделаны проводки:
Дебет 60-3 Кредит 51 – 60 000 руб. – перечислен аванс поставщику по договору поставки;
Дебет 41-1 Кредит 60-1 – 50 847 руб. (60 000 - 9153) – оприходован поступивший товар по покупным ценам (по ценам поставщика);
Дебет 19-3 Кредит 60-1 – 9153 руб. – НДС, предъявленный поставщиком;
Дебет 60-1 Кредит 60-3 – 60 000 руб. – зачет предоплаты;
Дебет 68-3 Кредит 19-3 – 9153 руб. – налоговый вычет НДС по оплаченному и оприходованному товару;
Дебет 76-2 Кредит 41-1 – 9000 руб. – возврат некачественного товара поставщику;
Дебет 76-2 Кредит 68-3 – 1620 руб. – восстановлен НДС, ранее учтенный в налоговом вычете, по возвращенному товару;
Дебет 51 Кредит 76-2 – 10 620 руб. (9000 + 1620) – поставщик перечислил сумму признанной претензии.
Возврат нереализованного товара
По договоренности сторон торговая организация может вернуть товар поставщику, который отвечает условиям качества и комплектности, но, например, плохо реализуется. В данном случае на возврат товара следует составить отдельный договор, в котором указать причины возврата товара, условия возврата и цену возвращаемого товара.
Возврат товара оформляют товарной накладной по форме № ТОРГ-12. В бухгалтерском учете указанная операция отражается как купля-продажа товара, с которой связан переход права собственности на товар от торговой организации к поставщику.
Пример 12
В связи с плохой реализацией торговая организация договорилась с поставщиком о возврате части полученного товара. Покупная стоимость товара, подлежащего возврату, составляет 20 000 руб.
В учете торговой организации сделаны следующие записи:
Дебет 62-1 Кредит 90-1 – 23 600 руб. (20 000 руб. + 20 000 руб. х 18% НДС) –отражен возврат нереализованного товара как продажа товара с учетом НДС. При этом продажная стоимость товара равна его покупной стоимости;
Дебет 90-2 Кредит 41-1 – 20 000 руб. – списана себестоимость возвращенного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68-3 – 3 600 руб. – начислен НДС со стоимости возвращенного товара;
Дебет 51 Кредит 62-1 – 23 600 руб. – поставщик погасил задолженность по возвращенному товару.