Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт экономики и управления
кафедра ____Бухгалтерского учета_____
(название кафедры)
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: _____ Бухгалтерский финансовый учет __
(название дисциплины)
на тему: ___Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость___
(название темы курсовой работы)
Выполнил:
Студент (ка) _3__ курса
гр.__БАА-31_________
_Власова О.С.________
(Ф.И.О.)
Проверил:
__ст. преподаватель__
(уч. степень, звание)
_Кокова И.А._______
(Ф.И.О.)
Допуск к защите________________
Оценка________________________
Подпись руководителя___________
Абакан, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……..………….…...…..3
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ….…..…………..….…..…4
1.1 Значение и сущность НДС………………………………………….….....4
1.2 Роль НДС и методика исчисления ……………….…............................6
1.3Основные направления совершенствования НДС ………………….…….10
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ….………………………………………………………..………16
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС …….…………………………….….... 16
2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС...………………………………………………………………………..…... 28
2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операциям …..………………………………………..….……………….…..….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….……38
ВВЕДЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежем, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.
Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.
Изучению этого налога и посвящена наша курсовая работа.
Целью курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ
1.1 Значение и сущность НДС
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.
В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.
Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.
Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.
Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).
Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.
Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.
В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.
Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.
Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном видесвободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.
Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:
. фискальное – как было сказано, пополнение государственной казны;
. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;
. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность иназначение НДС сводятся к следующему:
1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).
1.2 Роль НДС и методика исчисления.
НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г1.
Налоговая база[2]:
1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке
2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.
Налоговые ставки. В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:
0% - товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.
10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.
18% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.
Порядок исчисления налога[3]:
1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.
3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлениюв бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.[4]
При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:
прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
Аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.
При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета общей величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции стоимости затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).
Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.
В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.
Система начисления НДС при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:
- Метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки' товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.
- Метод оплаты или кассовый метод, когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.
- Гибридный метод. Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты.
В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений).
1.3 Основные направления совершенствования НДС.
Прежде чем говорить о направления совершенствования, необходимо выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс.
Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования НДС сохранены, хотя новый текст закона далек от идеала с точки зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.
Многие отмечают, что более положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в текст Закона РФ от 06.12.1995 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность — одним словом все то, что называется «белыми пятнами».
Такое отношение к новому тексту главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ справедливо, поскольку процесс адаптации к нему со стороны как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов будет сложным и долгим, что потребует большого объема разъяснительного материала, поскольку уже сейчас возникают вопросы, требующие поправок, комментариев для правильного понимания специфических налоговых обязательств.
Но необходимо отметить и то, что по отдельным важнейшим позициям глава 21 части второй НК РФ имеет преимущества по сравнению с законом. К их числу в первую очередь следует отнести то, что только реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении оборотов реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территорию государств СНГ.
В тексте части второй НК РФ характеристика категорий налогоплательщиков дана компактно и емко в полном соответствии со ст. 19 части первой НК РФ. Следует отметить, что в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления НДС в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке.
Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации, товаров, работ, услуг).
Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой НДС, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение входного НДС. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цена реализации товара у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление НДС, за счет «увеличения» себестоимости (затрат) на сумму входного налога.
Таким образом, в этой ситуации сумма входного НДС из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет, вычет) этого налога.
К числу наиболее важных новаций Кодекса следует отнести введение понятий «место реализации товаров» и «место реализации работ (услуг)» соответственно в ст. 147 и 148.
Здесь (и во всей главе 21) ясно говориться о том, что только реализация товаров, включая ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, работ и услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения и местом реализации.
То есть, если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория Российской Федерации, то эти обороты подпадают под налогообложение. Разумеется, что такая четкость и определенность по сравнению с текстом Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» существенно нормализуют понимание налоговых обязательств налогоплательщиков.
Нельзя не отметить в качестве положительного момента новую смысловую особенность налоговых отношений в зависимости от места реализации работ
(услуг), предусмотренную ст. 148 НК РФ.
Эта статья гораздо яснее очерчивает понятия и конкретные параметры, являющиеся критерием для возникновения объекта налогообложения.
Здесь снова, как и по другим статьям, характеризующим момент «создания» объекта налогообложения, проходит мысль о том, что только территория Российской Федерации (и ничья более) является местом возникновения базы налогообложения при реализации работ и услуг.
Более того, в подпункте первом п. 1 ст. 148 сделано очень важное дополнение, снимающее все спорные вопросы, возникавшие ранее в связи с проводимыми работами, связанными с недвижимым имуществом.
Теперь особо подчеркивается, что для признания территории Российской
Федерации в целях налогообложения работ и услуг очень важно, чтобы недвижимое имущество находилось на ее территории.
При этом законодательно установлено, что к налоговым отношениям, регулируемым подпунктом 1 п. 1 ст. 148 Н К РФ, не относятся воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты.
Существенному реформированию подверглись вопросы, предусмотренные ст.149,150 части второй НК РФ, связанные с освобождением от налогообложения и имеющие большое значение для налогоплательщиков.
Изменения затронули не только структурную упорядоченность, но и по существу объем и перечень налоговых льгот.
Теперь, с 1 января 2001 года, более четко и однозначно по перечню льготируемых операций, установленных в этих статьях, определен единый порядок налоговых последствий, выражающийся в том, что суммы налога по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ, будут включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.
То есть суммы входного налога будут относиться на затраты (себестоимость) производимой продукции (работ, услуг), издержки обращения.
Налоговым Кодексом внесены и другие изменения, но, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что в части реформирования НДС Кодекс носит более конкретизированный характер.
Как уже было сказано выше текст НК не идеален, и поэтому необходимо дальнейшее совершенствование. При этом можно выделить следующие направления:
1. Сложность методики расчетов пунктов и подпунктов по освобождению и обложению НДС;
2. Нераскрыты и усложнены расчеты по обложению, зачету и возмещению при движении товара через таможню;
3. НК предусматривает уплату НДС по месту нахождения обособленных подразделений, что затруднительно для предприятий, находящихся в одном административном районе, и имеющих обособленные подразделения, зарегистрированных в различных ИМНС. На 2001 год временно разрешено внесение НДС централизовано, т. е. по месту нахождения головного предприятия;
4. При наличии положительной стороны – возможности освобождения от обязанности по НДС (п. 1-3 ст. 145), имеется и отрицательная – полное восстановление НДС с уплатой суммы налога, а так же пени и штрафов (п. 6 ст. 145);
5. Усложнение исполнения налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей в связи с возложением на них обязанности по уплате НДС. Это ведет к увеличению у них бухгалтерской отчетности, что в некотором роде снижает привлекательность ведения индивидуального предпринимательства;
6. Утрата права на вычет или возмещение входного НДС освобожденных налогоплательщиков от обязательств по НДС. Это ведет к снижению конкурентоспособности предприятий, так как в это случае НДС превращается в основной ценообразующий фактор;
7. Пунктом 6 статьи 168 предусматривается, что НДС в розничной торговле не выделяется на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, что не удобно для предприятий покупающих товары для собственных нужд, т. е. они не могут взять его в зачет;
8. Предусмотрение снижения налоговой ставки.
Как видно, реформирование НДС на данном этапе не завершено. Еще имеются недостатки, которые необходимо устранить. Но НДС в нашей стране является молодым налогом и первый шаг в его совершенствовании уже сделан –Налоговый Кодекс РФ.
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогооблажения, а так же иных средств облагаемых НДС[5]
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не уменьшают (в том числе через амортизационные отчисления) налогооблагаемую прибыль, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Обязанность по уплате НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд может возникнуть только в том случае, если одновременно выполняются два условия.
Условие первое - имеется сам факт передачи.
Передача товаров для собственных нужд - это передача товаров внутри организации от одного структурного подразделения другому подразделению.
Условие второе - затраты организации на приобретение переданных товаров или затраты на выполнение работ (оказание услуг) нельзя учесть (в том числе через амортизацию) в составе расходов, которые уменьшают налог на прибыль (при исчислении налога на прибыль вы вправе учитывать только те затраты, которые соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.)
Таким образом, если внутри организации произошла передача товаров или выполнены работы, оказаны услуги для собственных нужд, то объект налогообложения по НДС возникает у вас в следующих случаях.
1. Передается собственная продукция (выполняете работы, оказываете услуги) своему структурному подразделению, деятельность которого не направлена на получение дохода.
2. Передается приобретенная продукция (работы, услуги) своему структурному подразделению, деятельность которого не направлена на получение дохода.
После того как определена стоимость переданных товаров (работ, услуг) для собственных нужд, необходимо рассчитать сумму НДС, которую вы должны на эту стоимость начислить.
Сумма налога определяется по формуле:
сумма НДС = Ст x С,
где Ст - стоимость переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для собственных нужд;
С - ставка НДС в процентах.
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд применяется ставка НДС в размере 10 или 18% в зависимости от вида товаров (работ, услуг) (п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).
Сумму НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд вы начисляете за счет собственных средств. В бухгалтерском учете начисленный НДС может быть отражен по дебету счета 91, субсчет 91-2, и кредиту счета 68. При определении налоговой базы по налогу на прибыль расход в сумме начисленного НДС не учитывается (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд признается операцией, облагаемой НДС, поэтому сумма "входного" НДС по этим товарам (работам, услугам) принимается к вычету в общеустановленном порядке.
Напомним, что для вычета "входного" НДС нужно соблюсти три условия:
1)товары (работы, услуги) приобретены для операций, облагаемых НДС;
2) товары (работы, услуги) оприходованы (приняты к учету);
3) имеется надлежаще оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Ситуация
Допустим, торговая организация в марте приобрела у поставщика продукты питания на сумму 5500 руб. (в том числе НДС 500 руб.). В этом же месяце был получен счет-фактура от поставщика. В мае продукты были переданы в профилакторий, который содержится за счет средств организации и в котором бесплатно отдыхают ее работники.
Идентичную продукцию организация реализовала в апреле за 10 000 руб. Поэтому стоимость переданных в профилакторий продуктов определяется исходя из цен реализации идентичных продуктов в апреле и составляет 10 000 руб. без учета НДС. Переданные продукты включены в Перечень продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации.
Решение
Поскольку продукты питания, изначально приобретенные для перепродажи, были переданы в профилакторий, деятельность которого не направлена на получение дохода, затраты на их приобретение учесть в составе расходов при налогообложении прибыли нельзя. Следовательно, их передача в профилакторий облагается НДС.
В марте организацией были соблюдены все условия принятия к вычету "входного" НДС по приобретенным продуктам. Поэтому НДС в сумме 500 руб. принят к вычету и отражен в декларации за I квартал.
В мае организация начислит в бюджет НДС при передаче продуктов для собственных нужд в сумме 1000 руб. (10 000 руб. x 10%).
В бухгалтерском учете организация отразит эти операции следующим образом.
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Сумма,
|
Первичный
|
В марте | ||||
Оприходованы приобретенные товары | 41 | 60 | 5000 | Отгрузочные документы поставщика |
Отражен НДС по приобретенным товарам | 19 | 60 | 500 | Счет-фактура |
Отражена оплата товаров поставщику | 60 | 51 | 5500 |
Выписка
банка по |
Принят
к вычету НДС |
68-1 | 19 | 500 | Счет-фактура |
В мае | ||||
Отражена передача продуктов в профилакторий | 29 | 41 | 5000 | Накладная на внутреннее перемещение товаров |
Начислен
НДС по передаче
товаров для
собственных
нужд |
29 | 68-1 | 1000 | Бухгалтерская справка-расчет |
Списаны затраты на содержание профилактория | 91-2 | 29 | 6000 | Бухгалтерская справка-расчет |
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе на территории РФ признается реализацией товаров (работ, услуг) и, соответственно, объектом налогообложения по НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Поэтому если, например, вручаются работникам подарки, предоставляете им продукты питания или передаете имущество в безвозмездное пользование по договору ссуды, то с этих операций вы должны исчислить и уплатить в бюджет НДС (Письмо Минфина России от 05.07.2007 N 03-07-11/212).
Безвозмездная передача имущества не происходит в случаях, когда предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность и оставил приобретенное ранее имущество для личного пользования. Ведь в такой ситуации собственник товара не меняется
Итак, по правилам гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары (выполнение работ, оказание услуг) как на возмездной, так и на безвозмездной основе представляет собой их реализацию.
А поскольку в целях исчисления НДС возмездная и безвозмездная реализация товаров (работ, услуг) являются, по сути, идентичными операциями, то и в порядке их налогообложения много общего.
Тем не менее специфика безвозмездной реализации товаров (работ, услуг), заключающаяся в неполучении передающей стороной платы или иного встречного предоставления от принимающей стороны (п. 2 ст. 423 ГК РФ), предполагает некоторые особенности обложения НДС таких операций. На них мы остановимся подробнее.
По общему правилу в целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Поскольку при безвозмездной реализации товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
Еще одна особенность, которая является следствием того, что при безвозмездной передаче передающая сторона не предъявляет к оплате принимающей стороне ни цену реализуемого товара (работ, услуг), ни сумму налога, заключается в том, что в этих ситуациях НДС в бюджет уплачивается за счет средств передающей стороны.
Причем уплаченная сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается, а покрывается за счет собственных средств организации, оставшихся после налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Ситуация
Организация приняла решение подарить своим сотрудницам к 8 Марта электрические чайники. Для этих целей в декабре 2007 г. приобретено 10 электрических чайников общей стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.). Чайники оприходованы, счет-фактура получен в этом же месяце. Покупная стоимость чайников соответствует уровню рыночных цен.
Подарки вручены сотрудницам 7 марта 2008 г. Налоговый период по НДС в 2007 г. установлен как календарный месяц.
Решение
Чайники приобретены организацией для безвозмездной передачи, т.е. для совершения операции, облагаемой НДС, оприходованы. У организации имеется счет-фактура, выставленный поставщиком. Поэтому организация в декабре 2007 г. приняла к вычету сумму НДС в размере 1800 руб., предъявленную поставщиком.
При вручении сотрудницам подарков 7 марта 2008 г. у организации возникает объект налогообложения по НДС и обязанность по определению налоговой базы.
Поскольку рыночная стоимость чайников (без учета НДС) соответствует стоимости их приобретения (без учета НДС), то налоговая база равна 10 000 руб.
Безвозмездная передача облагается НДС по налоговой ставке 18%. Следовательно, сумма НДС, исчисленная организацией, составит 1800 руб. (10 000 руб. x 18%).
Данную операцию организация отражает в налоговой декларации по НДС (форма по КНД 1151001) за I квартал 2008 г. При этом размер налоговой базы показывается в графе 4 строки 020 разд. 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации", а исчисленная сумма НДС - в графе 6 этой же строки.
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Сумма,
|
Первичный
|
Записи в декабре 2007 г. | ||||
Чайники приняты к учету в составе товаров | 41 | 60 | 10 000 | Отгрузочные документы поставщика |
Отражен НДС по приобретенным чайникам | 19 | 60 | 1 800 | Счет-фактура |
Принята к вычету сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика | 68 | 19 | 1 800 | Счет-фактура |
Произведена
оплата |
60 | 51 | 11 800 |
Выписка
банка по |
Записи в марте 2008 г. | ||||
Отражена безвозмездная передача чайников | 91-2 | 41 | 10 000 | Накладные |
Начислен НДС при безвозмездной передаче чайников | 91-2 | 68 | 1 800 |
Счет-фактура, Приказ руководителя |
Порядок уплаты НДС по сделкам, в которых оплата за товары (работы, услуги) производится не денежными средствами, а другим имуществом налогоплательщика, имеет ряд особенностей.
На практике сделки, в результате которых стороны обмениваются товарами (работами, услугами), зачастую называются товарообменными (бартерными).
В большинстве случаев основанием для обмена одного товара на другой является заключенный сторонами договор мены (гл. 31 ГК РФ).
Для целей исчисления НДС реализация товаров (работ, услуг), в том числе и в обмен на другие товары (работы, услуги), облагается НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Следовательно, если вы передаете в счет оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) собственное имущество, то для правильного и своевременного исполнения своих обязательств по НДС вам необходимо:
1. Выяснить, облагается ли НДС операция по передаче имущества в счет оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг).
Если указанная операция подлежит налогообложению, то вам нужно выполнить ряд последовательных действий, а именно:
2. Определить налоговую базу.
3. Определить подлежащую применению налоговую ставку НДС.
4. Исчислить сумму НДС.
5. Оформить счет-фактуру.
6. Заполнить декларацию.
Для того чтобы выяснить, нужно платить НДС при передаче имущества, с самого начала нужно определить, признается ли местом реализации этого имущества территория Российской Федерации (ст. 147 НК РФ). Если на этот вопрос вы ответили положительно, то далее следует установить, льготируется или нет реализация вашего имущества (п. 2 ст. 149 НК РФ).
Последовательно проанализировав положения ст. ст. 147, 149 НК РФ, вы сможете выяснить, нужно ли вам платить НДС при передаче имущества в оплату товаров (работ, услуг).
Если вы выясните, что платить НДС все-таки нужно, дальнейшие ваши действия по исчислению и уплате налога должны быть такими.
Поскольку, передавая имущество в собственность другого лица, вы его реализуете, то налоговую базу вам следует определять в том же порядке, что и при обычной реализации. Иными словами, налоговая база в данной ситуации будет равна стоимости имущества, исчисленной исходя из рыночных цен (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Размер применяемой ставки НДС зависит от вида реализуемых (передаваемых в счет оплаты) товаров (работ, услуг). Так, согласно ст. 164 НК РФ налоговая ставка может равняться 10%, 18% или 10/110, 18/118.
Ситуация
Организация "Альфа" по договору мены обменяла принадлежащий ей товар на товар организации "Бета". Товар организация "Альфа" приобрела за 150 000 руб. (в том числе НДС 22 881 руб.). Договором установлено, что товары признаны равноценными и их стоимость составляет 200 000 руб. без учета НДС, что соответствует уровню рыночных цен. Реализация обмениваемых товаров подлежит обложению НДС по ставке 18%. Обмен товарами произведен одновременно.
Решение
Так как условиями заключенного договора установлено, что стоимость обмениваемых товаров равна 200 000 руб., то организация "Альфа" должна начислить НДС в размере 36 000 руб. (200 000 руб. x 18%) по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка.
В бухгалтерском учете рассматриваемая операция отражается в следующем порядке.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
При приобретении товаров | ||||
Оприходованы приобретенные товары (150 000 - 22 881) | 41 | 60 | 127 119 | Отгрузочные документы поставщика |
Отражен НДС | 19 | 60 | 22 881 | Счет-фактура |
Принят к вычету НДС по оплаченным товарам | 68 | 19 | 22 881 | Счет-фактура |
Произведена оплата поставщику за товары | 60 | 51 | 150 000 | Выписка банка по расчетному счету |
При обмене товарами | ||||
Отражена
выручка от |
62 | 90-1 | 236 000 | Товарная накладная |
Начислен
НДС, |
90-3 | 68 | 36 000 | Счет-фактура |
Списана фактическая себестоимость реализованных товаров | 90-2 | 41 | 127 119 | Бухгалтерская справка |
Оприходованы приобретенные при обмене товары | 41 | 60 | 200 000 |
Отгрузочные
документы
|
Отражен НДС по приобретенным товарам | 19 | 60 | 36 000 | Счет-фактура |
Произведен зачет обязательств сторон по договору мены | 60 | 62 | 200 000 | Договор мены |
Факт получения векселя в оплату реализованных товаров (работ, услуг) принципиально не влияет на порядок уплаты НДС с операции по реализации.
Напомним, что реализация товаров (работ, услуг), в оплату которых вы получили вексель, может не облагаться НДС. Для того чтобы выяснить, должны платить НДС с операции по реализации или нет, нужно последовательно проанализировать положения п. 2 ст. 146, ст. ст. 147 - 149 НК РФ. Причем для решения этого вопроса форма оплаты (векселем или другим имуществом) не имеет значения.
Если выяснилось, что платить НДС все-таки нужно, то дальнейший порядок исчисления и уплаты вами налога такой же, как и при обычной реализации. Так, налоговую базу по НДС определяете в общем порядке - как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) (п. п. 1, 2 ст. 154 НК РФ). Дата, на которую должны исчислить НДС, также определяется в общем порядке - в момент отгрузки или же в момент получения предоплаты, в том числе в виде векселя третьего лица, если он получен в налоговом периоде, предшествующем отгрузке (п. 1 ст. 167 НК РФ). В общем порядке вы исчисляете НДС (ст. 166 НК РФ) и выставляете счет-фактуру (п. 3 ст. 168, ст. 169 НК РФ).
Ситуация
Предположим, что организация "Альфа" в феврале по договору купли-продажи отгрузила организации "Бета" товары по цене 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Себестоимость реализованных товаров составляет 80 000 руб. Организация "Бета" в марте передала организации "Альфа" собственный вексель на сумму 118 000 руб. со сроком погашения в декабре этого же года. При наступлении срока платежа вексель оплачен денежными средствами.
Решение
В рассматриваемой ситуации организации "Альфа" необходимо исчислить НДС в том периоде, когда фактически был отгружен товар в адрес организации "Бета", т.е. в I квартале (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).
В бухгалтерском учете данная операция отражается в таком порядке.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Бухгалтерские записи в феврале | ||||
Признана выручка от реализации товаров | 62 | 90-1 | 118 000 | Товарная накладная |
Списана себестоимость проданных товаров | 90-2 | 41 | 80 000 | Бухгалтерская справка |
Начислен
НДС с выручки
от |
90-3 | 68 | 18 000 | Счет-фактура |
Бухгалтерские записи в марте | ||||
В
обеспечение
оплаты проданных
товаров получен
|
62-в | 62 | 118 000 |
Акт
о |
Бухгалтерские записи в декабре | ||||
Получены денежные средства при погашении выданного покупателем векселя | 51 | 62-в | 118 000 |
Выписка
банка по |
2.2 Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика.
Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В случае, если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
2. При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
При использовании налогоплательщиком векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.
3. Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
4. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
5. Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.
В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.
6. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
7. При определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
8. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).
2.3 Порядок бухгалтерского учета НДС по отдельным хозяйственным операциям
Объектом налогообложения по НДС являются выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и ввоз товаров на таможенную территорию РФ. В этих случаях начисление налога отражается записью:
Дебет 19 Кредит 68
Согласно статье 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (за некоторыми исключениями). При получении аванса от покупателей составляется проводка:
Дебет 50 (51, 52) Кредит 62
На сумму НДС, относящегося к авансу, Минфин рекомендует делать запись:
Дебет 62 Кредит 68
Однако при этом искусственно уменьшается задолженность продавца перед покупателем по полученному авансу. Поэтому, на наш взгляд, лучше составлять проводку:
Дебет 76 Кредит 68
После отгрузки товаров и начисления НДС по отгруженным товарам вышеуказанная запись уничтожается либо ее повторением способом "красное сторно", либо путем составления обратной проводки.
Согласно статье 167 НК РФ при реализации большинства товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение осуществляется по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Эти документы должны быть представлены в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления ГТД. Если по истечении 180 дней указанные документы не будут представлены, то реализация товаров на экспорт подлежит налогообложению по ставкам соответственно 10 или 18 процентов.
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, то уплаченные суммы налога подлежат возврату в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Порядок отражения расчетов по НДС во всех этих случаях изложен в письме Минфина России от 27.05.2003 № 16-00-14/177.
Если организация-экспортер по истечении 180 дней не представит в налоговые органы подтверждающие экспорт документы, на начисление НДС нужно сделать запись:
Дебет 68 субсчет "НДС к возмещению" Кредит 68 субсчет "НДС к начислению".
При перечислении налога в бюджет составляется проводка:
Дебет 68 субсчет "НДС к начислению" Кредит 51
Если документы, обосновывающие применение нулевой ставки, будут представлены по истечении 180 дней на сумму возмещения (зачета) НДС делается запись:
Дебет 51 (68) Кредит 68 субсчет "НДС к возмещению"
Если экспортер не смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки, то НДС списывается проводкой:
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "НДС к возмещению".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данный налог можно заключить, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками. К преимуществам относятся:
1. НДС выступает фактором, регулирующим размер цены.
2. Налог является постоянно поступающим и стабильным доходом государства.
3. НДС отличается простотой взимания.
4. НДС выступает фактором, который заставляет ликвидировать лишние звенья хозяйствования.
5. Налог обладает механизмом взаимной проверки плательщиками налоговых обязательств.
Недостатки:
1. Налог является фактором, сдерживающим развитие производства, что уменьшает гибкость и адаптивность производства. Это является особенно опасным для переходных экономик, которые требуют значительных структурных изменений. НДС в большей мере, чем оборотные налоги, уменьшает количество собственных оборотных средств предприятия.
2. НДС является фактором, стимулирующим инфляцию. Это существенно увеличивает цену товара, что особенно ощутимо влияет на товары первой необходимости. Следовательно НДС ухудшает положение социально незащищенных слоев населения.
3. НДС - социально несправедливый налог, т. к. он не зависит от платежеспособности плательщика. НДС перекладывает налоговое бремя на потребителя.
4. НДС, который применяется в соединении с налогом на прибыль предприятий, вынуждает производственников скрывать свою прибыльность, искусственно завышая себестоимость. Это, в частности, является причиной неконкурентноспособности отечественной продукции на внешних рынках.
В заключении хотелось бы сказать, что, на наш взгляд, налог на добавленную стоимость является наиболее интересным налогом в сравнении с остальными.
Интересна как сама схема исчисления налога, так и система зачета и возмещения. В процессе моей работы мы пришли к выводу о том, что НДС может помогать предприятиям в конкурентной борьбе, а может стать основным ценообразующим фактором, что очень неблагоприятно для фирм. Так же уравновешивая косвенное и прямое налогообложение государство может получать и стабильный доход и дать возможность развиваться бизнесу, что важно для российской экономики.
Правильным шагом было снижение налоговой ставки, так как входя в цену товара, он ее взвинчивает. И основным направлением, которым должно заниматься государство, - это снижение ставки.
Осталось еще много не решенных вопросов в обложении НДС, но наша страна развивается, а с ней и все элементы государства, включая и налоги.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: 2007г.
2. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина России от 07.05.2003г. № 38н).
3. Федеральный закон № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г.
4. Бухгалтерский учёт. : . Ю.А.Бабаев и д.р.; под ред. Ю.А.Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5. Финансы. /под ред. Романовского А. М. – М.: 2000г.
6. Налоги и налогообложение. / под ред. Русаковой И. Г., Кашина В. А. – М.: 2000г.
7. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы. – М.: 2000г.
8. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2005
9. Вводный курс по бухгалтерскому учёту, аудиту, анализу. Бриттон Э., Ватерстон К
10. www.nalog.ru
11. www.buhgalt.ru
12. www.anniakr.ru
13. www.conseco.ru
14. www.nalvest.ru
15. www.dist-cons.ru/modules/study
16. КонсультантПлюс
1 «Налоговый кодекс РФ.»
2 Статья 153. Часть вторая. Налоговый кодекс Российской Федерации.–М.: 2000г.
3 Статья 166. Часть вторая. Налоговый кодекс Российской Федерации.–М.: 2000г.
4 www.nalog.ru
5 КонсультантПлюс