Вопрос 1.
Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. Усиление внешнеэкономического фактора объективно было продиктовано рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Данные обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации, одним из которых является либерализация импорта.
Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности.
Анализ стоимостных и физических объемов российского импорта показал, что с началом экономических реформ в России данные показатели значительно сократились. Основной причиной уменьшения импорта в начале экономических преобразований была политика государства, направленная на сокращение расходов государства, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта.
Кроме того, введение в 1993 г. налога на добавленную стоимость, акцизов на импортные товары и повышение в 1994 г. импортных пошлин на многие промышленные и продовольственные товары, а также высокий уровень процентных ставок по рублевым и валютным кредитам, постоянное снижение курса рубля по отношению к твердым валютам» девальвация национальной валюты в 1998 г. не стимулировали закупки товаров за рубежом.
Начиная с 2000 года наметилась тенденция к увеличению импортных поставок. По данным таможенной статистики, импорт России в январе-августе 2002 года составил 28,7 млрд. долларов и по сравнению с январем-августом 2001 года возрос на 8,2 %. Статистические данные свидетельствует о том, что импортные потребности России достаточно велики - от продуктов питания, товаров массового спроса, товаров длительного пользования до высокотехнологичного оборудования практически для всех отраслей народного хозяйства.
В ближайшие годы, даже несмотря на динамичное развитие экономики, Россия не сможет полностью достичь самообеспеченности в некоторых отраслях промышленности, поэтому импортные операции несомненно будут иметь место в структуре внешнеэкономической деятельности страны.
Экономические преобразования в области внешней торговли позволили предприятиям независимо от их принадлежности к государственному либо частному сектору, организационной формы, размеров имущества и сферы деятельности, самостоятельно выходить на внешний рынок, руководствуясь исключительно экономической целесообразностью проводимых внешнеторговых операций.
В условиях развития и становления внешней торговли весьма актуальное значение приобретает аудит. Интеграция в мировую экономику ставит предприятия перед необходимостью предоставления отчетности, заверяемой независимыми аудиторами. Сегодня аудит является необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночных отношений, способствующих стабилизации и росту отечественной экономики.
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, который сложился в мировой практике. В России принята концепция о построении трехуровневой системы нормативного регулирования аудита.
Верхнем уровнем системы нормативного регулирования является закон «Об аудиторской деятельности», который является документом прямого действия, определяющий роль и место аудита в системе экономических отношений.
Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении единых базовых требований, определяющих нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающих определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований..
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность должны носить вспомогательный характер и основная их цель -помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. На сегодняшний день в системе нормативного регулирования документы третьего уровня не проработаны и являются внутрифирменными стандартами аудиторских фирм.
Необходимость изучения организации аудита импортных операций предприятий обусловлена с одной стороны отсутствием закрепленного на законодательном уровне регламента проведения аудита импортных операций, с другой, особенностью, с которой сталкивается аудитор при проведении проверки, заключающейся в одновременном соблюдении гражданского, валютного, таможенного, бухгалтерского и налогового законодательства, что вызывает определенные трудности в практической работе аудиторов и как следствие влияет на качество аудиторских проверок.
Аудит импортных операций
Аудит импортных операций – один из наиболее важных этапов аудита бухгалтерской отчетности. Проверка деятельности в этой сфере требует особого внимания, так как зачастую кредиторская задолженность перед поставщиками по внешнеэкономическим операциям отражена в бухгалтерском учете некорректно либо раскрыта не полностью.
Программы аудита предусматривают следующие специфические процедуры:
анализ документов (контрактов, паспортов сделок, инвойсов, коносаментов, международных товарно-транспортных накладных и пр.), которые подтверждают права клиента на отражение в бухгалтерском учете операций по формированию кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте;
проверка порядка формирования стоимости ТМЦ, оборудования и прочих активов, приобретенных в результате совершения импортных операций;
проверка перехода права собственности при совершении внешнеэкономических операций (в соответствии с международным правом или импортными контрактами);
проверка существования, точности измерения и полноты отражения в учете сумм НДС, подлежащего уплате на таможне.
аудит импортных операций с участием посредника (комиссионера, агента и т. п.);
проверка порядка отражения задолженности перед таможенными органами по таможенным платежам;
проверка правоустанавливающих документов, своевременности отражения и стоимостной оценки сумм штрафных санкций, предусмотренных импортными контрактами.
Аудит импортных операций требует знания международного и российского законодательства, специфических разделов бухгалтерского и налогового учета
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2001 № 94н)
4. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
5. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ)
6. ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)
7. ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н)
8. ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)
9. ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н)
10. ПБУ 3/2001 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ МФ РФ от 10.01.2001 № 2н)
11. ПБУ 15/2001 «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»(Приказ МФ РФ от 02.08.2001 №60н)
12. Положение о безналичных расчетов в РФ (ЦБ РФ от 12.04.2001 №2-П)
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (МФ РФ от 13.06.1995 №49)