Проверка состояния финансовых вложений в акции, облигации и другие ценные бумаги.
Проверка обоснованности и достоверности образования уставного (складочного) капитала (фонда) организации.К финансовым вложениям согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации относятся инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения осуществляются с целью избежать обесценения денежных средств в условиях инфляции, получить дополнительные доходы, установить контроль за деятельностью другой организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений с 1 января 2003 г. регулируется положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.02 г. N 126н. Пунктами 5, 6 ПБУ 19/02 организациям предоставляется самостоятельность как в выборе единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, так и в организации аналитического учета, чтобы обеспечить полную и достоверную информацию о движении финансовых вложений и контроль за их наличием и движением. Регистр аналитического учета должен отражать необходимую информацию, как минимум, в следующих разрезах: наименование эмитента, название ценной бумаги, ее номер и серия, номинальная цена, цена покупки (фактическая стоимость), общее количество, а также даты покупки и продажи ценной бумаги и место ее хранения, временной характер инвестиций (краткосрочные или долгосрочные). Самостоятельность выбора учетной единицы финансовых вложений и показателей аналитического учета должна быть закреплена учетной политикой организации (приказ Минфина России от 9.12.98 г. N 60н "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), с изменениями от 30.12.99 г.). Как правило, данный аналитический регистр разрабатывается организацией самостоятельно и реализуется в рамках автоматизированной формы учета.
Проверка финансовых вложений проводится для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье "Финансовые вложения" и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Информационная база, используемая при проверке финансовых вложений, включает:
документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;
бухгалтерскую отчетность;
приказ об учетной политике организации;
регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
первичные документы по отражению финансовых вложений.
По приказу об учетной политике организации необходимо ознакомиться с:
порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;
рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;
применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых бухгалтерией организации;
документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом финансовых вложений;
перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих финансовые вложения организации, договоров займа;
формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.
В организациях, использующих единую журнально-ордерную форму учета, применяются журналы-ордера, в которых отражаются операции и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Перечень регистров, составленных организацией, утверждается приказом об учетной политике.
Операции (сделки) по финансовым вложениям совершают на основании: учредительного договора (при инвестициях в уставные капиталы других организаций), договора купли-продажи ценных бумаг, договора займа, договора на депозитный вклад, договора залога ценных бумаг, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и другие. Необходимо проверить, соответствуют ли указанные договоры требованиям других нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.
К первичным документам, на основании которых учитывают финансовые вложения, относятся: акт приема-передачи ценных бумаг, акт приема-передачи вклада в совместную деятельность, авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и другие документы.
Проверка правильности отнесения активов организации к финансовым вложениям. Объектом финансовых вложений для инвестора являются ценные бумаги и предоставленные займы. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ).
К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, простое и двойное складское свидетельство, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
При проверке правильности отнесения объектов к финансовым вложениям необходимо выяснить, обладает ли организация правами на ценную бумагу и соблюдает ли порядок передачи прав по ценным бумагам.
По форме фиксации прав, выраженных ценной бумагой, их подразделяют на документарные и бездокументарные.
При документарной форме владельца устанавливают на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Проверяющему должны быть предъявлены сертификаты акций или выписка по счету депо.
При бездокументарной форме владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Проверяющему должны быть представлены реестр или выписка по счету депо.
Проверка оформления первичных документов по учету финансовых вложений. При проверке оформления первичных документов следует учесть, что сама ценная бумага - строго формальный документ, ее форма и обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством для определенных видов ценных бумаг. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влекут ее ничтожность (ст.144 ГК РФ). Поэтому проверяющий должен провести как формальную проверку бланков ценных бумаг, так и арифметическую проверку первичных документов, используемых при оформлении операций.
Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку они определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.
В документах, на основании которых объекты финансовых вложений принимают к учету, должна быть указана цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.
Проверка правильности оценки финансовых вложений. Общие правила оценки финансовых вложений установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ и п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
При приобретении ценных бумаг по договору купли-продажи финансовые вложения принимают к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора. Фактические затраты на приобретение ценных бумаг включают: суммы, уплачиваемые по договору продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациями или иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы на уплату процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
Оценка принятых к учету финансовых вложений, как правило, не меняется. Исключение составляют долговые ценные бумаги. Согласно п.44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ по долговым ценным бумагам разрешается разницу между фактическими затратами на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты. В этом случае проверяется правильность произведенных расчетов и достоверность оценки долговых ценных бумаг на отчетную дату.
При получении ценных бумаг по договору дарения (безвозмездно) их оценивают по рыночным ценам на дату приобретения.
Если финансовые вложения осуществляют в иностранной валюте, необходимо проверить эти операции на соответствие нормативным актам валютного регулирования.
Вклады в уставный капитал других организаций оценивают по стоимости, определенной в учредительном договоре. При передаче в счет вклада имущества организации необходимо проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью финансовых вложений и стоимостью переданного имущества.
Проверка аналитического учета ценных бумаг. Аналитический учет по счету 58 "Финансовые вложения" ведется по видам финансовых вложений и объектам. Проверяющий по рабочему плану счетов знакомится с перечнем счетов и субсчетов, используемых организацией для учета финансовых вложений, оценивает, насколько построение аналитического учета обеспечивает получение информации о финансовых вложениях по предприятиям-продавцам ценных бумаг, предприятиям-заемщикам, о вложениях в объекты на территории страны и за рубежом.
Организации могут хранить ценные бумаги в кассе или в депозитарии (ГКО и ОФЗ можно хранить только в депозитарии). При их хранении в организации необходимо проверить наличие реестра на передачу бланков (сертификатов) ценных бумаг на ответственное хранение в кассу организации. В реестре должны быть указаны: название ценной бумаги, номер, эмитент, номинал ценной бумаги.
При хранении ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. В этом случае проверяющему должен быть представлен депозитарный договор (договор о счете депо) между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения. В договоре должен быть однозначно определен его предмет - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги.
Проверяющий проверяет наличие в организации Книги учета ценных бумаг, в которой должны быть описаны все ценные бумаги, хранящиеся в организации.
Проверка операций по учету средств, переданных по договору займа. Согласно п.43 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к финансовым вложениям относится предоставление займов другим организациям. Проверка по этим операциям проводится с привлечением договоров займов, первичных документов, подтверждающих передачу средств по договору, учетных регистров. В первую очередь необходимо ознакомится с порядком документального оформления этих операций:
составлен ли договор займа в письменной форме (ст.808 ГК РФ);
на какой срок предоставлен займ;
предмет договора займа (предоставлены ли денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками);
предусмотрено ли получение с заемщика процентов, т. е. является ли договор возмездным или безвозмездным (ст.809 ГК РФ);
носит ли договор займа целевой характер использования предоставленных средств (ст.814 ГК РФ), и определены ли в договоре конкретные цели использования и меры контроля заимодавца за целевым использованием займа;
условия и порядок возвращения займа;
предусмотрены ли договором последствия за нарушение заемщиком обязательств.
Предоставленные займы принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора (п.44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
При проверке операций по выданным займам необходимо обратить внимание на порядок отражения причитающихся по договору займа процентов: соблюдает ли организация допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что суммы процентов по договору займа должны отражаться по принципу начисления, а не фактического получения денежных средств.
При предоставлении займа материальными ценностями (вещами, имеющими родовые признаки) необходимо проверить, как был возвращен займ - денежными средствами или же материальными ценностями в равном количестве того же рода и качества, поскольку в первом случае (возврат займа денежными средствами) операция будет рассматриваться налоговыми органами как сокрытие объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.
Если договор займа предусматривает использование предоставленных средств на строго определенные цели, то проверяющий должен проверить наличие финансовых и отчетных документов заемщика, подтверждающих целевой характер использования заемных средств.
Прежде всего необходимо проверить правильность отражения получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета. Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. предназначен счет 86 "Целевое финансирование".
Порядок учета бюджетных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
Согласно указанному положению организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.
Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
Порядок проверки целевого использования бюджетных средств более подробно будет рассмотрена в теме 10.
Порядок организации инвентаризаций финансовых и капитальных вложенийПроверка правильности проведения инвентаризации финансовых вложений. Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета ревизор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений. В ходе проверки он устанавливает:
соблюдает ли организация требования п.2 ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;
установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;
правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т. д.).
Если ценные бумаги хранят в организации, их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств. При хранении ценных бумаг в специальных организациях (банках, депозитариях, специализированных хранилищах) инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, серия, номер, номинальная и фактическая стоимость, сроки погашения и общая сумма.
Особенностью инвентаризации финансовых вложений является проверка не только фактического наличия ценных бумаг, но и правильности оценки ценных бумаг, т.е. фактических затрат, формирующих их стоимость, по которой они приняты к учету.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Проверка правильности проведения инвентаризации капитальных вложений. Долгосрочные инвестиции подразделяются на затраты связанные с:
созданием объектов основных средств путем нового строительства, а также реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих объектов основных средств;
приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств;
приобретением земельных участков и объектов природопользования;
приобретением и созданием активов нематериального характера.
Бухгалтерский учет капитальных вложений ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" в разрезе субсчетов. На этом счете учитываются все затраты, связанные с сооружением и вводом в эксплуатацию объектов основных средств.
При проверке правильности проведении инвентаризации капитальных вложений следует обратить внимание на следующие особенности.
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документации (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Проверка финансового состояния и финансовых результатов
Проверка правильности определения и отражения в учете финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)
Целью проверки финансовых результатов является определение соответствия применяемой организацией методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам.
При проведении проверки необходимо использовать унифицированные документы, служащие основанием для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций.
На предприятиях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства, следует анализировать учетные регистры по учету:
фактической выручки от продажи продукции, оказания услуг (журналы-ордера N 1, 2, 10/1, 11, 13; ведомость N 16);
затрат и калькулирования себестоимости продукции, услуг (журналы-ордера N 10, 10/1, И; ведомости N 12, 13, 14, 15);
прибылей и убытков (журнал-ордер N 15; таблица "Аналитические данные к счету 99").
Кроме того, тщательно изучаются главная книга, Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2), планово-экономическая документация, решения собственника о покрытии убытков предприятий, внутренние распорядительные документы предприятия, документы и расчеты в части организации договорных отношений, отчеты об использовании бюджетных ассигнований предприятием.
Вначале проверяющему следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, и в том числе отчета о прибылях и убытках, данным синтетического учета. Несоответствие данных отчетности данным учетных регистров бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении порядка формирования финансового результата и его использования.
Далее рекомендуется произвести оценку правильности формирования данных главной книги для выявления возможных ошибок и нетипичных бухгалтерских записей. Так, наиболее распространенной ошибкой является отражение промышленными предприятиями средств по договорам на выполнение государственных заказов и целевых программ в составе средств целевого финансирования либо доходов будущих периодов, в то время как данные средства являются выручкой за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
При проверке финансовых результатов проверяющему следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (форма N 1) в разделе "Капитал и резервы" отражаются нераспределенная прибыль отчетного года (стр.470) и непокрытый убыток отчетного года (стр.475). С вводом в действие приказа Минфина России от 22.07.03 г. N 67н для отражения этих показателей предусмотрена одна строка "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (стр. 470).
Формирование финансового результата деятельности предприятия приводится в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2). Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия по состоянию на первое число следующего за отчетным периодом месяца отражается по строке 190. При этом показатель, отраженный по строке 190, должен быть равен показателю, отраженному по строке 470, в случае если предприятие по итогам отчетного периода получило прибыль (определяется как сумма прибыли по счету 99 "Прибыли и убытки"), или равен показателю, отраженному по строке 475, если предприятие получило убыток.
Осуществляя проверку, следует обратить внимание на то, чтобы по строке 475 Бухгалтерского баланса были отражены:
в течение отчетного года - сумма остатков по счетам прибылей и убытков и использования прибыли без корреспонденции по этим счетам;
по окончании отчетного года - убыток предприятия по результатам рассмотрения итогов деятельности предприятия за отчетный год после списания его в декабре в дебет счета 84.
Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в Бухгалтерском балансе по строкам 460, 465, 470 и 475 и регистре бухгалтерского учета (главная книга), производится путем сопоставления этих показателей, содержащихся в форме N 1, с остатками и оборотами по счетам 99 и 84 главной книги. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, используются соответствующие регистры аналитического учета.
Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в главной книге, и соответствующего регистра синтетического учета осуществляется путем сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам главной книги (счета 99 и 84) с аналогичными показателями регистра синтетического учета (журнал-ордер N 15). Производится сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учета (в журнале-ордере N 15), субсчетам и счетам аналитического учета (в ведомости или карточке аналитического учета к соответствующему синтетическому счету).
В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" доходы и расходы организации подразделяются в зависимости от характера, условий получения и вида деятельности.
Для установления достоверности формирования конечного финансового результата предприятия на начальном этапе проверки представляется целесообразным использовать арифметическую проверку.
Формирование прибыли (П) в бухгалтерском учете может быть выражено формулой (в скобках указаны номера счетов бухгалтерского учета):
П = Пр(90) + Пр(91) + Пд(99) + Пр(99),
где П - прибыль по данным бухгалтерского учета (КФР),
Пр(90) - прибыль (убыток) от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг,
Пр(91) - прибыль (убыток) от прочей продажи,
Пд(99) - прочие доходы, учитываемые по кредиту счета 99,
Пр(99) - прочие расходы, учитываемые по дебету счете 99.
Доходы и расходы, учитываемые непосредственно на счете 91, отражаются в Отчете о прибылях и убытках по трем группам:
доходы, полученные по финансовым вложениям;
операционные доходы и расходы;
внереализационные доходы и расходы.
Для установления достоверности арифметической суммы финансового результата предприятия (в форме N 2) на начальном этапе проверки также можно использовать балансовые методы контроля. Покажем два из них.
Первый метод:
П (У) = Ак - Ан + (-) ИС + (-) ИК + ИП,
где П (У) - прибыль (убыток) до налогообложения (отчетного периода),
Ак, Ан - итоги актива баланса на конец и начало отчетного периода,
ИС - сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой собственные источники (без учета использования прибыли до налогообложения)
ИК - сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой обязательства,
ИП - сумма использования прибыли в Отчете о прибылях и убытках.
Второй метод:
П(У) = Дп - Др - Апзк,
где Дп - денежные поступления (при бартерных сделках - стоимость полученных товаров, сумма взаимозачета или передачи (продажи) полученного векселя в счет задолженности) в отчетном периоде,
Др - денежные (внереализационные) расходы, себестоимость
реализованных услуг (при бартерных сделках - сумма оказанных услуг) в отчетном периоде,
Апзк - полученные суммы авансов, займов и кредитов в отчетномпериоде.
Второй метод может применяться лишь в том случае, если субъект проверки выручку от продаж с целью налогообложения определяет по мере поступления средств за реализованный товар (работы, услуги).
Если выручка определяется в момент отгрузки, то П(У) вычисляется по формуле:
П(У) = Дп - Др - Апзк + Дз,
где Дз - дебиторская задолженность покупателей, заказчиков, других дебиторов за оказанные услуги (реализованные товары, продукцию, выполненные работы, иное имущество), по внереализационным доходам в отчетном периоде, руб.
На практике при организации текущего бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности бухгалтерам постоянно приходится сталкиваться с необходимостью подразделения значительного количества прочих доходов и расходов, не включаемых в расчет финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), на операционные и внереализационные. Это связано с тем, что ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" требует развернуто показывать в отчете о прибылях и убытках проценты к получению; проценты к уплате; доходы от участия в других организациях; прочие операционные доходы; прочие операционные расходы; внереализационные доходы и внереализационные расходы.
С 1 января 2000 г. основными нормативными документами, регламентирующими подразделение операционных и внереализационных доходов и расходов, являются положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, однако правильно и грамотно разделить прочие доходы по отдельным группам далеко не просто. Дело в том, что эти положения не дают четкого критерия, по которому организация может самостоятельно разграничивать операционные и внереализационные финансовые результаты, вместо этого ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 приводят перечни отдельных составляющих доходов и расходов, попадающих в ту или иную подгруппу.
Рассмотрим, на какие основные моменты следует обратить внимание, чтобы провести проверку правильности отражения в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) всех существующих требований законодательства.
Одним из таких моментов является порядок отражения в бухгалтерской отчетности доходов и расходов от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств. С бухгалтерской отчетности за 2001 г. вступило в силу положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н). Данный нормативный документ определяет, что доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Следует отметить, что в качестве причин выбытия основных средств ПБУ 6/01 в том числе предусматривает и аварии, и стихийные бедствия, и иные чрезвычайные ситуации, однако независимо от причин предполагает единственный порядок включения доходов и расходов от списания объектов основных средств в операционный финансовый результат.
Что касается других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), то аналогичные частные разъяснения о порядке учета доходов и расходов от их выбытия отсутствуют, и они будут отражаться в отчетности согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, т.е. либо в составе прочих операционных доходов и расходов, либо в составе чрезвычайных доходов и расходов.
Кроме ПБУ 6/01 с 1 января 2001 г. вступило в силу положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н). Среди прочих операций ПБУ 14/2000 определяет порядок учета деловой репутации организации, при этом отрицательная деловая репутация организации, равномерно относящаяся на финансовый результат, будет формировать операционный доход предприятия.
2001 г. был ознаменован не только вступлением в силу новых ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000, были внесены изменения в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (утверждены приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 27н). В части операционного финансового результата следует выделить, что изменениями в ПБУ 10/99 четко определено, что резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, включались в состав операционных расходов. Однако при составлении бухгалтерской отчетности за 2002 г. при необходимости отражения резервов, связанных с условными фактами хозяйственной деятельности, необходимо уже руководствоваться требованиями нового положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утверждено приказом Минфина России от 28.11.01 г. N 96н), п.9 которого определяет, что создание резерва относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от вида обязательства, т.е. созданные резервы могут попадать и в состав операционных, и в состав внереализационных расходов. Уменьшение же суммы созданного резерва вследствие уточнения расчетов или же полное списание неиспользованного резерва осуществляется путем отнесения указанных сумм в состав внереализационных доходов.
С 1 января 2003 г. описанный механизм формирования и списания резервов распространился и на резервы, создаваемые в соответствии с принятым положением по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 2.07.02 г. N 66н), которые указанным положением приравнены к резервам, связанным с условными фактами хозяйственной деятельности.
Особая ситуация складывается при разграничении между операционными и внереализационными доходами и расходами результатов переоценки активов организации. Согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в состав внереализационных доходов и расходов включались суммы дооценки (уценки) всех активов. При этом суммы уценки активов определялись в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов (п.14.4 ПБУ 10/99). Для основных средств порядок переоценки определен ПБУ 6/01 (п.15), согласно которому сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачислялась в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относилась на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относилась на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относилась в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относилось на счет прибылей и убытков в качестве операционного (!) расхода. Таким образом, в части расходов в 2001 г. было прямо указано, что суммы уценки, попадающие на счета учета прибылей и убытков, включаются не в состав внереализационных, а в состав операционных расходов. В части доходов такое прямое указание отсутствовало, однако можно предположить, что сходная экономическая сущность, лежащая в основе изменения первоначальной стоимости объектов основных средств, позволяла суммы дооценки основных средств, относящиеся на счет прибылей и убытков, включать также в состав операционных, а не внереализационных доходов.
С 2002 г. после выхода изменений и дополнений в ПБУ 6/01, утвержденных приказом Минфина России от 18.05.02 г. N 45н, после проведения переоценки в состав прочего финансового результата попадает только сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Такая дооценка относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода, при этом, опираясь на принцип соответствия характера доходов и расходов, ее целесообразно относить в состав операционных доходов. Что же касается сумм уценки объектов основных средств, то новая редакция ПБУ 6/01 предполагает осуществлять ее либо за счет нераспределенной прибыли, либо за счет добавочного капитала, подробно расписывая методику использования того или иного варианта.
Что касается чисто внереализационных доходов и расходов, то в 2001 г., во-первых, с вступлением в силу положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 92н) внереализационные доходы в части безвозмездно полученных активов расширены за счет сумм бюджетных средств, признаваемых доходами согласно ПБУ 13/2000, равно как внереализационные расходы в части убытков прошлых лет расширены за счет сумм бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в прошлые годы согласно ПБУ 13/2000, но подлежащих возврату в установленном порядке. Во-вторых, в 2001 г. перечень внереализационных расходов был расширен за счет перечисления средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходов на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Ранее указанные отчисления расходами не признавались, а подлежали финансированию за счет собственных средств организации.
С 1 января 2002 г. существенные изменения в порядок признания операционных и внереализационных доходов внесены положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина России от 2.08.01 г. N 60н). Это положение ввело в учетную практику новый вид операционных расходов - затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации.
В состав затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, согласно ПБУ 15/01 относятся:
проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;
проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств - это расходы, связанные с оказанием заемщику юридических и консультационных услуг; осуществлением копировально-множительных работ, оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных законодательством), проведением экспертиз и т.п.;
курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).
Среди перечисленных расходов особое внимание следует уделить последней составляющей - ранее все курсовые разницы включались в состав внереализационных доходов и расходов, а суммовые разницы либо отражались в составе тех доходов и расходов, к которым относились операции, повлекшие за собой их возникновение, либо отражались в составе внереализационных доходов и расходов - это касалось как раз суммовых разниц, возникающих в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам и займам.
При ведении налогового учета организации могут формировать резервы предстоящих расходов - на ремонт основных средств (ст.324 НК РФ), на оплату отпусков (ст.324.1 НК РФ) и выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (ст.324.1 НК РФ). В ст.267 НК РФ уточнен механизм формирования и использования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Резервирование расходов предполагает равномерное распределение предстоящих затрат в течение одного или нескольких налоговых периодов с целью стабилизации налоговой базы и платежей налога на прибыль в бюджет.
Решение о целесообразности создания того или иного резерва организация принимает самостоятельно. В учетной политике для целей налогообложения прибыли должны быть отражены принятый способ резервирования, предельная сумма резерва и норматив (процент) отчислений.
Проверка правильности образования и учета резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Согласно п.3 ст.260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств организация вправе создавать резервы. Данная норма распространяется как на собственника, так и на арендатора амортизируемых основных средств, если в договоре аренды не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем.
Размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяется по формуле:
Ор = С х Н : 100 % х 4,
где Ор - сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт в отчетном периоде (руб.); С - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на начало налогового периода (руб.); Н - предельный норматив отчислений (%).
Отчисления, производимые в резерв, включаются в состав прочих расходов в последний день отчетного (налогового) периода.
Совокупная стоимость амортизируемых основных средств (С) - это сумма первоначальной стоимости основных средств, приобретенных после 1января 2002 г., и восстановительной стоимости основных средств, приобретенных до 1 января 2002 г.
Согласно п.1 ст.257 НК РФ при определении восстановительной стоимости основных средств учитывается переоценка, проведенная по состоянию на 1 января 2002 г. Для целей налогового учета указанная переоценка принимается в размере, не превышающем 30% восстановительной стоимости соответствующих объектов по состоянию на 1 января 2001 г. (с учетом переоценки, проведенной на эту дату).
Если в составе амортизируемого имущества организации имеются основные средства, не подвергавшиеся ранее переоценке, то они принимаются в расчет по первоначальной стоимости.
Предельный норматив отчислений (Н) в ремонтный резерв рассчитывается по формуле:
Н = р х 100 % : С,
где р - средняя сумма фактических расходов на ремонт, произведенных за последние 3 года (руб.).
Величина приведенного показателя имеет контрольное значение, поскольку служит основой для определения предельной суммы отчислений в ремонтный резерв в текущем налоговом периоде. Конкретное значение норматива устанавливается с учетом:
периодичности проведения ремонта основного средства;
сроков ремонта;
частоты замены элементов (узлов, деталей, конструкций);
сметной стоимости ремонта.
Организация, осуществляющая резервирование средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, вправе увеличить предельный размер отчислений, рассчитанный указанным способом, на недостающую сумму финансирования ремонтных работ, но только если в предыдущих налоговых периодах такие работы не проводились.
Согласно учетной политике резерв формируется в допустимо возможном размере.
Предельные норматив и сумма отчислений будут равны (см. табл.1).
Сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва на ремонт основных средств. Если же затраты превысили сумму созданного резерва, то их остаток должен быть включен в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Проверка правильности образования и учета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Многие организации предоставляют отпуска большинству работников в летнее время, поэтому для равномерного распределения затрат между всеми месяцами налогового периода создается резерв предстоящих расходов на оплату ежегодных основных и дополнительных отпусков.
Согласно ст.116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и/или опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сумма ежемесячных отчислений в резерв включается в состав расходов на оплату труда соответствующих категорий работников и рассчитывается по формуле:
Оот = Тм х П : 100%,
где Оот - сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в текущем месяце (руб.); Тм - месячная сумма расходов на оплату труда (руб.); П - предельный процент отчислений (%).
Для осуществления указанного расчета должна быть составлена специальная смета.
Месячную сумму расходов на оплату труда (Тм) образуют:
сумма начислений, признаваемых в налоговом учете как расходы на оплату труда, в том числе начисления в денежной и/или натуральной формах, стимулирующие выплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрения, расходы по содержанию работников, предусмотренные российским законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и/или коллективными договорами;
сумма единого социального налога, начисленная на указанные выплаты.
Поскольку отношения, связанные с предоставлением оплачиваемых отпусков, регулируются нормами трудового законодательства, выплаты, производимые работникам по договорам гражданско-правового характера, в расчет не принимаются.
Предельный процент отчислений (П) в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков определяется следующим образом:
П = Мгод х 100% : Тгод,
где Мгод - предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков с учетом единого социального налога (руб.); Тгод - предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом единого социального налога (руб.).
Исходной информацией для осуществления приведенного расчета являются плановые показатели, обоснованные бизнес-планом организации, специальными сметами и пр.
На конец налогового периода организация согласно п.3 ст.324 НК РФ обязана провести инвентаризацию резерва, для чего необходимо разработать и утвердить форму акта инвентаризации резервов предстоящих расходов.
В процессе инвентаризации следует проверить порядок использования резерва путем сравнения сумм созданного резерва и произведенных за счет него расходов на оплату использованных в течение года отпусков с учетом начисленного ЕСН. Недоиспользованные по состоянию на 31 декабря суммы подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств резерва сумма фактических затрат на оплату отпусков и сумма ЕСН, по которым ранее не создавался резерв, относятся на увеличение текущих расходов.
Также необходимо уточнить сумму резерва исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений ЕСН.
Проверка правильности образования и учета резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
Вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год являются единовременными стимулирующими выплатами. Создание резерва обеспечивает равномерное распределение расходов на эти выплаты в течение налогового периода.
Признание в налоговом учете сумм, резервируемых под вознаграждения за выслугу лет, может иметь место только в случае, если их выплата производится один раз в году в соответствии с отраслевым тарифным соглашением (для работников строительных организаций, организаций городского электротранспорта, угольной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности и др.) или коллективным договором.
Величина вознаграждения за выслугу лет зависит от размера тарифной ставки или должностного оклада и стажа непрерывной работы в одной организации.
Как правило, для выплаты вознаграждения необходимо иметь стаж работы не менее года. Вознаграждение максимального размера выплачивается при стаже не менее 15 лет.
Резервирование сумм для выплаты вознаграждения по итогам работы за год производится на основании специального положения, утвержденного руководителем организации. Как правило, его выплачивают всем работникам, состоящим в штате организации и проработавшим весь календарный год. Право на получение этого вознаграждения имеют и те работники, которые проработали в организации весь календарный год, но уволились до его выплаты (получают вознаграждение в общем порядке и в сроки, установленные организацией).
Вознаграждение по итогам работы за год может быть выплачено и тем, кто не проработал календарный год по уважительным причинам (например, призыв в армию, уход на пенсию, рождение ребенка, поступление на учебу и др.).
Перечень нарушений, за которые руководитель вправе лишить работника вознаграждения или снизить его размер, устанавливается в каждой организации отдельно при утверждении положения о порядке его выплаты.
Выплата ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год производится в конце текущего либо в начале следующего налогового периода.
Согласно п.6 ст.324.1 НК РФ отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату рассматриваемых вознаграждений осуществляются в порядке, аналогичном резервированию предстоящих расходов на оплату отпусков.
Проверка правильности образования и учета резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Этот резерв может создаваться с целью финансирования предстоящих расходов по ремонту и обслуживанию поставленных товаров (выполненных работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров организация приняла на себя гарантийные обязательства.
Сумма отчислений в резерв устанавливается организацией самостоятельно и рассчитывается следующим образом:
Ог = В х Д : 100%,
где Ог - сумма отчислений в резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию в отчетном периоде (руб.); В - выручка от реализации товаров (работ) в отчетном периоде (руб.); Д - предельная доля отчислений (%).
Предельная доля отчислений определяется по формуле:
Д = Рг 3 года х 100% : В3 года,
где Рг 3 года - фактические расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, произведенные за последние 3года (руб.); В3 года - выручка от реализации товаров (работ) за последние 3 года (руб.).
Расчет предельного размера создаваемого резерва производится:
исходя из объема выручки от реализации товаров (работ) за фактический период, если реализация с условиями гарантийного ремонта и обслуживания осуществлялась менее 3 лет;
в размере, не превышающем сумму затрат, запланированных на проведение гарантийного ремонта и обслуживания, если организация ранее не осуществляла реализацию соответствующих товаров (работ).
Фактические затраты на гарантийный ремонт и обслуживание, возникшие в отчетном (налоговом) периоде, списываются за счет созданного резерва. В случае превышения ими величины резерва разница подлежит включению в состав прочих расходов.
Сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию, не полностью использованная организацией в текущем налоговом периоде, может быть перенесена на следующий налоговый период. При этом резерв, создаваемый в новом налоговом периоде, корректируется на величину переходящего остатка.
Если между новым резервом и переходящим остатком возникает отрицательная разница, ее сумма подлежит включению в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Согласно п.6 ст.257 НК РФ, если организация приняла решение о прекращении продажи товаров (выполнения работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания, то остаток неиспользованного резерва должен быть включен в состав внереализационных доходов по окончании сроков действия соответствующих договоров.
Проверка целевого использования бюджетных средств
Проверка обоснованности расходования средств на оплату труда государственных служащих
Проверка проводится по следующим направлениям.
Проверка соблюдения положений законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений.
Проверка не должен сводиться только к проверке требований Трудового кодекса РФ в части соблюдения порядка оформления документов при приеме работника на работу.
Необходимо проверить правильность оформления приказов (распоряжений) руководителя при приеме работника на постоянную, временную и сезонную работу, причем, должно обращаться внимание на условия работы, а также на предоставление социальных гарантий работникам, установленных действующим законодательством (обязательно) и дополнительно руководством организации:
при переводе работников с одного места работы на другое;
при увольнении с работы в различных случаях;
при предоставлении отпусков;
при направлении работников в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы (как в этих случаях соблюдается законодательство о труде);
при оформлении работника на работу по контракту. В этом случае необходимо детально проверить все положения контракта, не противоречат ли они действующим положениям трудового и гражданского законодательства;
при приеме работников на работу по совместительству или на неполный рабочий день (неполную рабочую неделю).
Типовые формы приказов, регулирующих трудовые отношения работников и руководителей организаций, утверждены постановлением Госкомстата России.
В последнее время многие предприятия применяют такую форму оформления трудовых отношений с работником, как заключение договоров подряда, трудовых соглашений на выполнение определенных работ и на определенных условиях. Такие работники не являются штатными работниками предприятия и их трудовые отношения не регулируются ТК РФ. Проверяя эти вопросы, необходимо проанализировать целесообразность и законность заключения таких трудовых соглашений, проверить объемы фактически выполненных работ, правильность производства расчета за них и отражение в учетных показателях по численности и фонду зарплаты.
Проверка расчетов по оплате труда. Штатный и внештатный персонал.
Все работники предприятия делятся на штатных и внештатных. На штатных работников распространяется действие положений ТК РФ, на внештатных — распространяются иные законодательные акты гражданского характера, например, Гражданский кодекс РФ.
Поэтому и учет численности этих работников, и порядок расчетов по оплате их труда различны.
На всех штатных работников должен в обязательном порядке вестись табельный учет, на основании которого определяется списочная, среднесписочная численность работников предприятия.
Оплата труда работников определяется действующим на предприятии Положением об оплате труда, утвержденным руководителем предприятия и в необходимых случаях согласованным с профсоюзными органами, а также утвержденным штатным расписанием (для руководителей, ИТР и служащих).
Перечисленные выше документы должны включать положения об оплате труда, определенные ТК РФ и другими нормативными документами по оплате труда.
Проверяющий должен проверить правильность установления должностных окладов вновь принятым на предприятия работникам: не установлен ли оклад такому работнику ниже размера, предусмотренного штатным расписанием. При этом, если в штатном расписании предусмотрены вилочные оклады - от минимума до максимума, то минимальный оклад не должен быть ниже минимального размера заработной платы, определенного правительственными органами на всей территории Российской Федерации, независимо от наличия источников на выплату зарплаты на предприятии.
Проверка правильности начисления заработной платы, удержаний из заработной платы и других вопросов, относящихся к данной теме, порой достигает большого объема работ, который зависит от численности работающих, наличия различных категорий персонала (рабочих и служащих), действующих на предприятии форм оплаты труда (повременная, сдельная, с ее разновидностями), различных дополнительных начислений к основной зарплате.
Поэтому, приступая к проверке, необходимо определить один из методов проверки этих вопросов — сплошной или выборочный.
При проверке правильности расходования средств на оплату труда необходимо проверить:
соответствие планирования заработной платы утвержденным тарификационным спискам и штатным расписаниям, соответствие фактической численности работников количеству, принятому по смете;
суммы, направленные на выплату заработной платы работникам, состоящим в списках, а также по трудовым договорам (нужно установить, сколько средств фактически израсходовано на заработную плату, начисленную по расчетно-платежным ведомостям, и сколько произведено кассовых расходов);
правильность выплат заработной платы в соответствии с установленными окладами, надбавками к зарплате, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, премий;
правильность выплат за совместительство, за замещение отсутствующих работников и вакантных ставок, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными работниками, за работы, которые не выполнялись или выполнялись по фиктивным трудовым договорам;
правильность составления и оформления расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы, наличие на ведомости разрешительных подписей руководителя и главного бухгалтера о выплате, а также правильность итогов по каждой странице ведомости.
Не допускается расходование средств, поступивших на оплату труда, на иные цели, списание их в безакцептном порядке.
При проверки правильности начислений на оплату труда следует иметь ввиду, что начисление на медицинское страхование, социальное страхование, в Пенсионный фонд осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Необоснованные переплаты в указанные фонды являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Не останавливаясь подробно на всех возможных вопросах проверки начисления заработной платы, обратим внимание только на отдельные.
Во-первых, изучая начисление зарплаты за фактически отработанное время, необходимо провести проверку правильности ведения табелей учета использования рабочего времени. К сожалению, на некоторых предприятиях они или вообще не ведутся или ведутся крайне небрежно, с большими отступлениями от действующего порядка.
Во-вторых, контролируя начисление зарплаты за выполненный объем работы (при сдельной оплате), необходимо провести сверку этого объема с количеством выпущенной и оставшейся в незавершенном производстве продукцией или другим аналогичным показателем.
В-третьих, проверить соответствие численности, указанной в табеле и штатном расписании, с численностью работников в расчетно-платежных ведомостях. Выяснить, нет ли в этих документах работников, которые не значатся в штате предприятия.
Проверяя правильность начисления премий, надбавок, доплат к основной зарплате работников, следует уточнить, зафиксированы ли эти выплаты в соответствующих, разработанных на предприятии, положениях.
Особое внимание при проверке должно быть уделено правильности начислений по среднему заработку в различных случаях, особенно при начислениях за дни отпуска, компенсаций за дни отпуска, по временной нетрудоспособности. В этих вопросах при проверках обнаруживается много нарушений.
Обязательно должны проверяться все итоговые показатели в расчетно-платежных документах, независимо от того, оформлены эти документы ручным или механизированным способом, так как в документах, обработанных механизированным способом, к сожалению, тоже встречаются ошибки.
При проведении проверки необходимо проверить сопоставимость показателей граф «к выдаче на руки» в расчетных ведомостях, с аналогичными показателями в платежных ведомостях, приложенным к кассовым документам.
Особенно тщательно это необходимо делать в организациях, где численность работников бухгалтерий небольшая и допускается совмещение профессий среди бухгалтерских работников.
Проводя проверку расчетов по заработной плате, необходимо сверить сальдо по счету 70 на конец месяца с суммой выплаченной зарплаты по платежным ведомостям в следующем периоде. Если в результате такой проверки обнаружены расхождения, необходимо выяснить, не явились ли эти расхождения результатом злоупотреблений.
Тщательно необходимо проверить учет депонированной зарплаты на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» путем сопоставления показателей этого счета с карточками по учету депонированной зарплаты.
Важным элементом проверки является проверка правильности включения начисленной по всем основаниям заработной платы в себестоимость продукции (работ, услуг).
Проверяя
законность
отнесения
заработной
платы на основное
производство,
проверяющий
должен проверить
и такой вопрос
как правильность
распределения
зарплаты по
счетам затрат.
Одновременно
необходимо
проверить и
правильность
распределения
зарплаты по
направлениям
расходов с
целью включения
их в издержки
производства.
Проверка обоснованности расходования средств на приобретение материальных ценностей
Проверка обоснованности расходования средств на командировки и служебные разъезды
Проверка обоснованности расходования средств на оплату транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услугПри проверке указанных вопросов должны быть охвачены следующие вопросы:
1. Правильность составления и исполнения сметы.
Проверить наличие утвержденной в установленном порядке сметы расходов и расчетов к ним, правомерность изменений, внесенных в смету (на основании какого документа, когда и кем они утверждены).
Указать сумму сметных назначений.
Проанализировать составление и исполнение сметы расходов по статьям. Все изменения в распределение сметных назначений по элементам расходов, подстатьям и предметным статьям в пределах группы расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации вносятся с разрешения Минфина России по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций -получателей средств федерального бюджета.
2. Правильность расходования средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов.
Проверке подлежат:
правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы;
целесообразность использования средств на канцелярские и хозяйственные расходы;
правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
соответствие произведенных расходов выделенным ассигнованиям, полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;
обеспечение сохранности оборудования и инвентаря;
правильность расходования средств на питание больных в лечебно-санаторных учреждениях, детей в детских домах, садах, яслях, учащихся школ.
3. Расходование средств на командировки.
Проверка проводится в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации о служебных командировках.
4. Оплата транспортных услуг.
Проверяется соответствие фактических расходов топлива и смазки Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р-3112194-0366-03, утвержденным Минтрансом России 29 апреля 2003 г., приказам руководителя организации.
При проверке следует обратить особое внимание на правильность:
списания горюче-смазочных материалов по путевым листам, выданным водителям для работы в выходные и праздничные дни;
содержания за счет данного учреждения транспорта, принадлежащего вышестоящей организации;
замены одних запасных частей на другие при их поломке, завершении срока службы или по другим причинам;
выплаты компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок.
5. Оплата услуг связи и коммунальных услуг.
Проверяется правильность оплаты за все виды услуг связи, за аренду помещений, отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, за текущее содержание зданий и сооружений, состоящих на балансе, при наличии договоров на оказание этих услуг и правильно оформленных документов, подтверждающих произведенные расходы. Суммы заключенных договоров не должны быть меньше суммы сметных назначений.
Оплата за коммунальные услуги, вносимая арендаторами помещений, сдаваемых бюджетными учреждениями в аренду, должна поступить на бюджетный счет для восстановления кассовых расходов по данной статье, а не на текущий счет сумм по поручениям.
6. Прочие текущие расходы.
Здесь нужно проверить использование бюджетных ассигнований, выделенных на прочие расходы. На статью 111040 должны быть отнесены расходы, предусмотренные классификацией доходов и расходов бюджета в Российской Федерации. Следует помнить, что представительские расходы, относящиеся на статью 111040, предусмотрены только для обслуживания иностранных делегаций (постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 222).
В настоящее время основным документов, дающем определение нецелевого использования бюджетных средств является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Согласно статье 289 кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В более широком смысле под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.
Если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная и конечная) или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них.
Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым.
При финансировании, кредитовании, передаче средств в управление видами нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося неправомерными действиями, являются:
а) направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;
б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т. д.);
г) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
д) расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т. д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.
В учреждениях, на предприятиях, в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием являются:
а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).
При определении нецелевого использования средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами Российской Федерации (федеральными законами), указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, письмами Министерства финансов Российской Федерации.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации, данные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации) нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований.
Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве, а следовательно, на проведение проверок в организациях, осуществляющих капитальное строительство. К наиболее значимым из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный (даже при серийном строительстве) характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обусловливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую систему расчетов между участниками строительного процесса. Проверка расходов на капитальное строительство является весьма эффективным инструментом для проверки точности калькулирования себестоимости строительного производства, стоимостной оценки готовых строительных объектов и, как следствие, эффективности деятельности организации, осуществляющей капитальное строительство.
При проведении проверки расходов на капитальное строительство выделяется несколько подходов к ее проведению. Расходы на осуществление капитального строительства можно рассматривать с точки зрения юриста, менеджера, бухгалтера, строителя-технолога. В идеале проверяющий, занимающийся проведением проверки строительной организации, должен сочетать знания и умения всех перечисленных специалистов. Однако, как показывает практика, лишь немногие из проверяющих владеют в должной мере необходимыми знаниями для проведения подобной проверки.
Целью проверки расходов на проведение капитального строительства или ремонта являются подтверждение соответствия представленной отчетности по строительству (ремонту) объекта нормативным документам, применяемым в данной отрасли, проверка правильности группировки расходов на строительство по статьям калькуляции, оценка состояния внутреннего контроля на строительных предприятиях и качества проведения технического контроля (надзора) строительства (ремонта).
При проведении проверки проверяющий, руководствуясь отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, устанавливает правильность группировки расходов по статьям калькуляции, распределения их по конкретным объектам, между отчетными периодами, а также между готовыми объектами и остатками незавершенного строительства. Следует отметить, что к настоящему времени ряд нормативно-правовых актов по калькулированию себестоимости строительства были отменены, а новые акты не приняты, что создает правовой вакуум и дополнительные трудности в работе бухгалтеров и проверяющих.
К документам, регулирующим учет расходов организации на осуществление капитального строительства, относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (приказ Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н);
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29.07.98 г. N 34н);
положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ N 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н);
положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утверждено приказом Минфина России от 20.12.94 г. N 167);
положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 от 6.05.99 г. N 33н (в ред. от 30.03.01 г.) (утверждено приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н (в ред. от 30.03.01 г.);
Указания по составлению сводной текущей отчетности по строительной и инвестиционной деятельности в 2003 г. (утверждены Госкомстатом России 22.01.03 г. N МС-10-24/202);
постановление Госстроя России от 7.08.02 г. N 102 "Об утверждении общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства".
В зависимости от темы проверки выбираются основные направления и участки проверки, способ проведения (сплошной или выборочный), объем проверки.
При проведении проверки расходов на капитальное строительство (ремонт) проверяющим могут быть выявлены существенные нарушения, которые целесообразно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом:
нарушения, связанные с неправильным оформлением договорных отношений;
нарушения правил взаимных расчетов между участниками строительства;
нарушения, выявляемые при проведении инвентаризации строительных объектов;
нарушения из-за отклонений от норм при производстве строительно-монтажных работ;
нарушения, вызванные ненадлежащим исполнением участниками капитального строительства присущих им функций;
нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и неправильной трактовкой налогового законодательства.
Нарушения, связанные с неправильным оформлением договорных отношений.
Необходимость в проведении проверки существенно снижается, если грамотно с юридической точки зрения оформлены все договорные отношения между субъектами инвестиционно-строительной сферы. Правовую основу деятельности, охватываемой понятием "строительство", определяет ГК РФ, часть вторая, глава 37 "Подряд", а также специальный параграф "Строительный подряд". ГК РФ дает сторонам возможность предусмотреть в договоре подряда любые нюансы возникающих взаимоотношений. При этом четко оговаривается, как будут решаться те или иные спорные вопросы. Стороны свободны в определении формы и содержания договора строительного подряда, однако при этом обязаны учитывать следующие обстоятельства.
Ранее действовал порядок, по которому в соответствии с п.3 ст.95 Основ гражданского законодательства при разрушении или повреждении объекта строительства вследствие непреодолимой силы до истечения установленного договором срока сдачи объекта заказчик был обязан оплатить стоимость выполненных работ. В настоящее время действует правило, по которому риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки этого объекта несет подрядчик.
Согласно п.2 ст.743 ГК РФ в договор строительного подряда должно быть включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и о том, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить соответствующую документацию.
В ГК РФ более детально, чем раньше, оговорен порядок внесения изменений в договор строительного подряда, вызванных различными обстоятельствами.
Одной из обязанностей заказчика теперь является предоставление земельного участка для строительства, а значит, и урегулирование всех вопросов земельных правоотношений при строительстве, включая отвод земельного участка, оформление прав землепользования и внесение платежей за землю (ст.747 ГК РФ). Ранее же речь шла только об обязанности предоставить строительную площадку. Такое изменение обусловлено развитием земельных отношений и необходимостью четкого распределения прав и обязанностей сторон по урегулированию всех вопросов, возникающих при пользовании земельными участками в процессе строительства.
В ГК РФ большое внимание уделено урегулированию вопросов контроля и надзора в строительстве, причем именно контролю со стороны заказчика отведено теперь место в одном ряду с государственными контролирующими органами, а не в качестве лишь дополнительного контролирующего органа, как раньше.
Важным моментом является обязанность заказчика немедленно заявить об обнаруженных им отступлениях от условий договора, которые могут повлечь за собой ухудшение качества работ или иные недостатки (ст.748 ГК РФ). Такое заявление во избежание в дальнейшем проблем при доказывании этого обстоятельства необходимо делать в письменной форме, лучше всего в виде записи в журнале производства работ. Необходимо иметь в виду, что заказчик, не сделавший такого заявления, лишается права в дальнейшем ссылаться на обнаруженные недостатки.
Заказчик не обязан осуществлять надзор за строительством самостоятельно, он вправе самостоятельно без согласования подрядчика заключить договор с инженером или инженерной организацией, которая будет представлять интересы заказчика при контроле и надзоре за ходом строительства (ст.749 ГК РФ). При этом в договоре строительного подряда должны быть обязательно отражены функции инженера (инженерной организации).
Немалое значение имеет и то, в каком порядке и на какие сроки предоставляются гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах. Гарантийный срок в соответствии с ГК РФ устанавливается соглашением сторон. Но этот срок не может быть меньше гарантийного срока, определяемого на основании законодательства. Например, гарантийный срок, установленный Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, равен 12 месяцам, в других случаях могут быть установлены и иные сроки.
На договор строительного подряда распространено действие ст.724 ГК РФ, определяющей сроки обнаружения ненадлежащего качества работы. По общему правилу требования по устранению недостатков могут быть предъявлены в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен, то эти требования могут быть предъявлены в "разумный" срок, но в течение не более двух лет со дня сдачи работ. Предельный срок для устранения недостатков составляет 5 лет (ст.756 ГК РФ).
Кроме перечисленных особенностей при составлении договора строительного подряда необходимо обращать внимание на пункты, касающиеся порядка сдачи-приемки работ, ответственности сторон, условий освобождения от ответственности, которые несколько отличаются от того, как эти вопросы решались до принятия нового ГК РФ.
Нарушения правил взаимных расчетов между участниками строительства.
Данный вид нарушений, по сути, является одним из подвидов нарушений, связанных с неправильным оформлением договорных отношений в строительстве, но обилие ошибок в данной области позволяет выделить его в отдельный вид.
Договоры между участниками строительства, осуществляемого в форме долевого участия, могут иметь разнообразные формы и содержание, что влечет за собой для их участников значительные различия в порядке ведения бухгалтерского учета и налогообложении.
Чаще других встречается комбинация из двух договоров, когда заказчик-застройщик, заключая с подрядчиками договоры о выполнении строительно-монтажных работ на объекте строительства, предусматривает в них отсрочку расчетов до завершения строительства объекта и полную или частичную оплату выполненных работ построенными квартирами, нежилыми помещениями или производственными мощностями путем зачета взаимных требований. Поскольку взаимозачетные операции предполагают обязательное наличие встречного однородного требования, с подрядчиками заключаются отдельные договоры долевого участия в строительстве. Ввиду того, что такие комплексные сделки изначально предусматривают предоставление в собственность части объекта недвижимости взамен выполнения подрядных работ, по существу они являются бартерными.
При данном порядке расчетов возникает оборот по реализации, подлежащий налогообложению (ст.39 НК РФ) и, кроме того, подпадающий под дополнительный контроль налоговых органов в части ценообразования (ст.40 НК РФ). Ситуация часто усложняется в связи с тем, что названными договорами предусмотрен зачет выполненных подрядных работ в счет финансирования долевого строительства по мере их выполнения. В этом случае подрядчик обязан списывать задолженность заказчика в счет взносов в долевое строительство по мере выполнения работ с одновременной уплатой всех налогов, уплачиваемых при получении выручки по оплате, задолго до фактического завершения расчетов и при фактическом отсутствии денежных средств. Эта задача решается заключением сделок об уступке права требования с инвесторами, готовыми расплачиваться денежными средствами или иным имуществом, необходимым подрядчику для осуществления его деятельности.
Заказчик-застройщик может строить свои отношения с каждой из подрядных организаций, участвующих в строительстве объекта, на основе прямых договоров. В этом случае расчеты между ними осуществляются в общеустановленном порядке. Но в большинстве случаев застройщики предпочитают нанимать одну организацию-генподрядчика для выполнения всех работ на объекте строительства и предоставляют ей право выполнять работы собственными силами или с привлечением субподрядчиков. Если иное не оговорено в договоре между заказчиком и генподрядчиком, расчеты с субподрядными организациями осуществляет генеральный подрядчик по мере получения средств от заказчика.
Нарушения, выявляемые при инвентаризации строительных объектов.
При инвентаризации проверяющий совместно с комиссией выезжает на объект и присутствует при обмерах постройки. В результате может обнаружиться несоответствие реальных объемов строительства данным учета. Подобные расхождения приводят к искажению себестоимости строительства, а также инвентарной стоимости объекта.
При проверке необходимо изучит следующие документы:
журнал учета выполненных работ (форма N КС-6), который ведется по каждому объекту строительства;
отчет (форма N М-19) материально ответственного лица, т.е. производителя работ, начальника строительного участка;
ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма N М-29);
формы N КС-2 и N КС-3;
регистры бухгалтерского учета материалов по счету 10.
Нарушения, выявленные с помощью данного анализа, можно разделить на следующие типы.
1. Завышение объемов строительства. Данный тип нарушений влечет за собой такие последствия, как завышение размера списания материальных ресурсов на строительство объекта, неправильный расчет трудозатрат в результате завышения объемов строительства и др. Согласно п.3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций при выявлении завышения стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчик уменьшает на сумму завышения принятые от них затраты с соответствующим возмещением (за счет полученных подрядчиками сумм) использованных источников финансирования или уменьшения задолженности по принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.
В бухгалтерском учете у заказчика данная сумма отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 60 (сторно красным); у генподрядчика - по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 62 (сторно красным); использование в данном случае счета 90 "Продажи" неправомерно, так как приведет к искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Если завышение произошло по объемам, выполненным субподрядчиком, то производятся записи по дебету счета 20 и кредиту счета 60 (сторно красным) - на сумму фактического завышения стоимости работ; по дебету счета 26 и кредиту счета 60 (сторно красным) - на сумму разницы между уменьшением, произведенным заказчиком, и фактическим завышением стоимости работ (разница возникает вследствие разницы в коэффициентах); у субподрядчика делаются записи по дебету счета 20 и кредиту счета 62 (сторно красным).
2. Неправильное применение строительных материалов (как правило, происходит замена дорогостоящего материала более дешевым) и/или расценок по ним.
3. Невыполнение отдельных скрытых работ, утвержденных проектно-сметной документацией. Следует отметить, что выявление подобных нарушений возможно только при участии эксперта-строителя.
Нарушения из-за отклонений от норм при производстве строительно-монтажных работ.
Данный тип нарушений следует дифференцировать в зависимости от вида расходов. Проверкой выявляются отклонения от норм по выполнению строительно-монтажных работ, а также анализируются дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации. По результатам анализа составляется ведомость на дополнительные расходы, понесенные строительной организацией, с указанием причин и ответственных за отклонения от норм.
Нарушения, вызванные ненадлежащим исполнением участниками капитального строительства присущих им функций.
Нарушения данного вида следует дифференцировать по участникам капитального строительства (инвестор, заказчик, подрядчик).
Основной функцией инвестора является финансирование капитального строительства. При этом может применяться целый ряд схем финансирования (авансирование или оплата работ по факту их выполнения). Какая бы схема ни была выбрана, в любом случае невыполнение инвестором своих функций или ненадлежащее их выполнение чревато для строительного процесса тяжелыми последствиями. Лишь немногие строительные предприятия обладают достаточными оборотными средствами для продолжения строительства за счет собственных средств при неплатежеспособности инвестора.
Основной функцией предприятия-заказчика является обеспечение общего контроля (технического и финансового) за строительным процессом. Заказчиком подтверждаются все объемы выполнения строительно-монтажных работ. От качества выполнения заказчиком своих функций зависят как технические характеристики готового строительного объекта, так и объем затраченных на строительство средств.
Анализ практики проведения проверок показывает, что значительных размеров могут достигать хищения, если заказчик вступает в сговор с подрядчиком. Особенно увеличивает риск хищений то обстоятельство, что заказчик и подрядчик являются связанными сторонами. Для выявления данных нарушений необходимо выяснить, не являются ли ответственные работники предприятия-заказчика и предприятия-подрядчика родственниками; не являются ли предприятие-заказчик и предприятие-подрядчик взаимными кредиторами и т.д.
Функция предприятий-подрядчиков сводится к непосредственному осуществлению строительно-монтажных работ, а также предоставлению всей надлежащей документации по их выполнению предприятию - заказчику капитального строительства.
Нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета.
Это наиболее массовый вид нарушений. Факторами, способствующими возникновению подобных нарушений, являются несовершенство законодательства, некомпетентность персонала и др. Классификация нарушений данных типов является крайне трудоемким процессом, нуждающимся в отдельном рассмотрении. Подобные нарушения могут носить как умышленный, так и неумышленный характер.