Реферат по предмету «Социальная психология» студента второго курса группы 47б Максима Линич,(код – е024788)
Ekonomiskas un kulturas Аugstskola
Рига
2003
Тема «Влияние группы, огруппление мышления» является одной из аспектов социальной психологии. «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США)»[1] .
Люди всегда находятся в каком-либо коллективе: работа, увлечения, друзья, политические организации и даже религия. Коллектив постоянно влияет на мышление человека и создает почву для мыслительных установок. Человек как субъект всегда является частью коллектива. Как бы не противился человек тем или иным принципам и мышлению коллектива, коллектив постоянно формирует человека и его мышление. Человек не может существовать без коллектива, также как коллектив не может существовать без каких-либо людей, составляющих этот коллектив или группу. Поэтому всегда существует влияние группы на человека и происходит так называемое «огруппление мышления». Огрупление мышления это результат влияния коллектива на индивида, будь то направленный или неосознанный. Можно рассматривать многие сферы жизни человека и в этой работе будет рассмотрено влияние группы на человека в религиозной сфере. Для примера, была взята религиозная группа именуемая сегодня как «Свидетели Иеговы». Этот реферат рассмотрит социальные процессы, происходящие в этой религиозной группе и каким образом группа влияет на человека и на его мышление.
Иногда эту религиозную группу называют «иеговистами», «сектой», «кастой» и другими терминами. Поэтому учитывая разный оттенок слов, необходимо дать определение этой группе. Информация предоставленная ниже взята из авторитетного источника, интеренет-энциклопедии http://mega.km.ru :
«КАСТА - (от португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст»[2] .
«СЕКТА (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах»[3] .
«ИЕГОВИСТЫ, «Общество свидетелей Иеговы», протестантская секта, основана в 1872 в США (шт. Пенсильвания) Ч. Расселом. До 1931 называлась «Международное общество исследователей Библии». Иеговисты признают единым богом Иегову, а Иисуса Христа порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство божье»[4] .
Можно было бы продолжать давать определения тех или иных терминов и каким бы не был оттенок этих определений, Свидетели Иеговы подпадают под термины указанные выше. Поэтому, ради сохранения объективности и желания не затронуть чувства адептов, эта группа будет называться в этой работе как «группа». Целью этой работы не является очернение или оскорбление этой группы, а также не реклама ее деятельности. Взаимодействие и влияние этой группы на индивида или субъекта этой группы, вот главная цель изучения этой работы.
Какое влияние оказывает группа, в данном случае «Свидетели Иеговы» на человека? Первый контакт обычно происходит на улице или когда адепты этой секты ходят по домам и пытаются вступить в разговор с человеком. Изначально, человек не осознает кто и что стоит за представителем этой группы. Почти всегда человек не понимает, что от него будет требовать группа, если он станет ее частью. Ведутся разговоры на темы добра и зла, условий в мире, проблем человечества и других насущных проблем людей. Группа или ее представитель сообщает, что группой руководит Бог и поэтому учение группы всегда правильно и безошибочно. Если человек проявляет заинтересованность и идет на контакт с членом группы, то его приглашают на встречу, где собираются члены и приближенные этой общностью. Обычно эта группа именуемая «собранием» состоит из 70-100 человек, которые живут в одной местности. На собраниях читают лекции и изучают специальное пособие, журнал носящий название «Сторожевая Башня».
Человек приходит как лицо заинтересованное, не имеющее никаких обязательств по отношению к группе. Его приветливо встречают и относятся как к хорошему приятелю, окружая вниманием и комплиментами. Такая обстановка располагает и дает человеку ощущение полезности и нужности этой группе. Человек на интуитивном уровне испытывает симпатию к группе и ее представителям. Он делает выводы следующего типа: «какие приятные люди!», «я никогда не чувстовал себя настолько нужным и полезным, каким я являюсь здесь!» или «наконец-то я нашел настоящих друзей и любящих друг друга людей!»и т.д. Таким образом удовлетворяется одна из психологических потребностей человека – быть признанным (см. Рис.1). Если человек испытывал одиночество или у него конфликтная обстановка дома или на работе, то здесь он как бы «разряжается» и забывает о наружных проблемах. Конечно, проблемы остаются, но теперь он знает, что есть место, где его всегда примут и похвалят. Это можно назвать некоторым «уходом от реальности», вхождение в вакуум положительной атмосферы. Если человек имеет обязательства перед другими группами такими как семья, рабочий коллектив, ученики в школе или в институте, и он испытывает некоторое напряжение в этих коллективах, то придя сюда, он чувствует освеженность. Это состояние эйфории.
« Большая советская энциклопедия» дает определение этого термина: «Эйфория (греч. euphoria), повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующее объективным обстоятельствам. У лиц с Э., как правило, преобладает оптимистическая оценка окружающего, противоположные аффекты им недоступны. Э. может сочетаться как с ускоренным течением мыслей, склонностью к образному фантазированию, активной, но малопродуктивной деятельностью, расторможением влечений, так и с замедленностью психических процессов»[5] .
Таким образом человек попадая в состояние эйфории испытывает поднятое настроение и он желает быть в этой группе постоянно. Он ищет новых и частых встреч с теми, кто увеличивает его состояние эйфории. Часто, хотя и не всегда, человек уже не может допустить мысль того, что это чувство когда-то пропадет. Человек слышит заверения о том, что «он нашел истину», «правильную религию», «Христос его призвал», «он избранник и он должен быть благодарным, что Бог ему открыл и показал истинный путь». Группа пока не предьявляет требований к этому человеку. Следовательно, человек чувствует себя свободным и радостным. Это состояние может продолжаться несколько месяцев. Посещая все встречи, которые предоставляет группа, человек слышит о том, что те, которые не принадлежат к группе несчастны и у них нет никакой надежды, поэтому все люди «извне» - не испытывают благословение Бога. Человек начинает обращать на это внимание. Раньше он не уделял внимание настроению и выражению лиц прохожих, но теперь он делает это. Видя уставших и пожилых людей на улице, человек делает вывод, что «все они несчастливы и это результат того, что они никогда не были там» т.е. в группе.
Он начинает верить словам, которые он слышал на этих встречах: «только избранным можно принадлежать к группе истинных христиан» и он делает вывод, что он и есть этот «избранный Богом человек». Получив удовольствие от признания и удостоверившись в том, что «ему открыт путь к Богу», он делает вывод, что «к Богу можно прийти только находясь в группе». И группа говорит также. Произошел контакт между группой и индвидом. Этот контакт нужен всем потому как обе стороны получают что-то друг от друга. Группа увеличивается числом и остальные видят в этом «благословение Бога», а новенький адепт получил большую дозу самопризнания и чувство значимости, иными словами его «EGO» насыщается. Человек не осознает, что за это состояние эйфории придется платить и группа потребует от него этого, иначе сделка между сторонами не имеет здравого смысла. Главным образом речь не идет о деньгах, хотя они также входят в одно из требований группы (об этом он поймет позже). Группа скажет ему или он поймет это сам, что необходимо быть благодарным за испытанное чувство довольства и радости. В последствии он узнает, что нельзя быть просто посещающим эти собрания. Он поймет, что благодарность как группе, так и «Богу» можно выразить одним главным способом, а именно ходить по домам и искать других людей, чтобы численность группы увеличивалась. Группа снабдит его литературой, научит как и что говорить, проинструктирует как отвечать на возражение и как определять будущих «избранников» или еще используется библейский термин «овец» т.е. овцеподобных людей. Группа станет для него авторитетом, а руководители группы будут давать советы лично или со сцены как одеваться, какие книги читать, с кем общаться и т.д. Ненужные для группы установки будут удалены, а выгодные для нее будут прочно закреплены в сознании индивида.
Человек, даже если станет ходить по домам, все еще не будет считаться полноправным членом группы. Он будет иметь титул «некрещеный возвещатель». Это значит, что он уже будет распространять литературу группы и ее идеологию. Обычно люди находятся в таком переходном статусе не долго, от трех месяцев и больше, хотя конечно есть и исключения. Группа попросит сдавать отчет (письменно) о деятельности этого человека. Он будет обязан посчитать и написать, сколько литературы он распространил, сколько часов затратил на поиски «овцеподобных» людей и т.д. Конечно он будет заполнять эти отчеты, часто не задумываясь над тем, что эти цифры суммируются и сдаются в главный офис группы, который находится в Нью-Йорке, США. Если человек будет испытывать сомнения или ему будет трудно исполнять так называемую «волю Божью» (т.е. хождение по домам и улицам), то ему помогут, утешат и ободрят.
Состояние эйфории после первой волны постепенно будет проходить. В эти моменты опытные адепты группы всегда знают что сказать. Человеку скажут, что «сатана не хочет, чтобы ты служил Богу и поэтому отнимает у тебя радость» или «перед крещением обычно всегда происходят испытания и ты должен его перенести, а после того как ты его перенесешь и станешь полноправным членом, то ты испытаешь такую радость, которую ты не испытывал раньше!». Эти слова придадут новых сил и дадут новую надежду на удовлетворение самопризнания и нужности. Человек выйдет на второй виток или на так называемую «вторую волну» удовлетворения своего «EGO». Он захочет снова испытать так называемое «действие Святого Духа», что на самом деле является психологическим переживанием и состоянием эйфории. Теперь он захочет получить больше признания и большего ощущения полезности и важности (см. Рис.1). Человек примет решение стать полноправным членом группы и поэтому он, согласно уставам группы, должен креститься. Руководители группы проведут с ним несколько бесед и после того когда они убедятся в том, что его мышление полностью соответствует идеологии группы, ему разрешат креститься (это один из обрядов многих религий).
До крещения человек, в большинстве случаев, не знает, что после принятия его в полноправные члены, выйти из группы уже будет очень сложно. Перед крещением человек будет в состоянии ожидания чего-то сверхестественного. Даже если группа скажет ему, что ничего видимого не произойдет, все равно на подсознательном уровне человек будет находиться в состоянии ожидания. Это будет подьем его деятельности в группе. Группа оценит это и вознаградит вниманием и новой дозой удовлетворения самопризнания и нужности человека.
Затем пройдет ритуал посвящения в группу, аплодисменты присутствующих могут даже вызвать слезы и иногда большое эмоциональное потрясение, которое будет сопровождаться состоянием эйфории или даже экстаза. (Экстаз – от греч., исступление, восторжен. состояние, аффект, при кот. сознание, под влиянием избытка чувств и крайне живых представлений, совершенно отрешается от внешнего мира и сосредоточивается на представлениях внутрен. характера. Э. особенно часто сопровождает истерию. У мистиков Э.- средство познания, более совершенное, нежели чистое мышление, и вместе с тем, состояние общения с абсолютом, каковое общение и составляет конечн. цель человеч. существования»)[6] .
После принятия в ряды группы, человек будет испытывать снова те же положительные чувства, что и раньше и теперь его статус станет немного выше в группе. Но это еще не заключительная стадия взаимоотношений индивида и группы. «Крещение - это начало пути!» скажет группа. Затем начнется путь к новой цели. Вторая волна эйфории пройдет и снова наступят монотонные дни служения группе.
Группа «благодаря руководству Бога подскажет новую цель». Индивид возможно слышал об этой цели, но не мог ее достичь т.к. к ней могут придти только крещенные, полноправные члены группы. Теперь он в группе и ему, в зависимости от его обстоятельств, подскажут, что необходимо стремиться к новой цели. Эта цель носит название среди группы как «полновременное служение» или «пионерское служение». Это значит, что человек берет на себя обязательства проводить в хождении по домам и по улицам, раздавая журналы, не менее 70-ти часов в месяц. Не все в состоянии выйти на этот уровень, но все поощряются в равной степени. Если человек не в состоянии достичь этой цели, в силу жизненных обстоятельств, то ему придется искать некоторые причины для самооправдания. Многие понимают, что этот уровень им не под силу и поэтому страдают чувством неполноценности и ненужности группе и Богу. Это переживание «сводит на нет» все усилия, которые были предприняты до этого т.к. состояние радости и эйфории прошло, а обязанностей перед группой прибавилось. Некоторые страдают психическим расстройством т.к. испытывают стресс от несбыточной мечты. Более здоровые люди успокаивают себя самооправданием, что они «уже делают достаточно для Бога», неосознавая, что это требование группы. И все же некоторые, оставив свои семейные обязанности и избрав бедный образ жизни, решаются на этот шаг.
Когда в группе делается публичное объявление о том, что «данное лицо теперь служит как полновременный пионер», остальные члены поздравляют его (иногда дарят цветы) и снова происходит удовлетворение и чувство значимости и уже появляется новое чувство, чувство превосходства или «приближенности к Богу». Конечно Бог (это конечно не религиозный реферат, но все же нельзя не сказать об этом), Богу нет никакой разницы, пользы или вреда, кто и какой отчет сдает тот или иной человек руководителям группы. Однако количество часов показывает группе «духовность» человека, его «правильный настрой», «его правильное отношение к своим обязанностям». Таким образом в группе создается некая атмосфера борьбы и соревнования. Что движет этими людьми, когда они включаются в эту игру? Часто мотивацией является дефицит признания или желание быть более признанным группой чем остальные (см. Рис.1). Нередко спортсмены и люди движимы к разного рода победам, достигают в группе высокого уровня. Многим это стоит здоровья, личной жизни и даже взаимоотношениями в семье. Если человек был «полновременным пионером», как это называется в группе, и потом по каким-либо причинам перестал им быть, то чаще всего он страдает депрессией, его не удовлетворяет просто быть рядовым членом группы. Жадное «EGO», которое уже к тому времени выросло и приобрело больший апетит не насыщается. Оно требует большего признания, но его нет. Группа больше не признает его как «пионера» т.е. идущего впереди, а признает как обычного члена. Психические расстройства связанные с понижением статуса в группе могут рассматриваться как «испытание» или даже «нападение сатаны». Таким образом человек становится еще несчастней чем он был до вступления в ряды группы.
В группе есть и другие статусы и новые места, по которым человек может продвигаться вперед. Если человек выбрал карьеру в группе главным в своей жизни, то возможно он сможет добиться высоких результатов. И с получением нового стутуса в группе, человек снова оказывается «на гребне волны» своих переживаний и чувств, заложником которых он уже является. Группа сделала его таким. Этот процесс происходил незаметно и те установки, которые уже работают против него, не видны самому обладателю этих установок. Это подсознательная гонка за новыми более сильными эйфориями бесконечна. Однако, несмотря на всю психологическую пирамиду, описанную выше, есть ожидание наибольшей волны. Достичь ее невозможно. Группа обещает всем своими адептам достичь спасения и пережить «конец старого мира и войти в новый мир», в котором конечно, согласно идеологии группы, будут жить только они. Остальные люди находятся в опасности и если они не вступят в группу, то погибнут. Поэтому где-бы не находились члены группы и какой бы статус не занимали в ней, главное - оставаться в группе как таковой, чтобы спастись. Каков может быть выход из группы? И как группа реагирует на это? Каково мышление группы уже как субъекта в целом на те или иные процессы?
Находясь в группе годы и даже десятилетия, человек перестает сомневаться в правильности учения группы. Он отдает ей право принимать решение по многим вопросам личной и общественной жизни. Таким образом, происходит огруппление мышления. Что это такое?
«Так, феномен, получивший название «Group think», был зафиксирован И.Л.Дженисом еще в 70-х годах. Этот исследователь описал характеристики реальной группы с высоким уровнем внутреннего единства и автономности. Стиль мышления такой группы обладает следующими особенностями:
— иллюзия неуязвимости (среди членов группы отмечается тяга к рискованным групповым действиям и необоснованному оптимизму по поводу последствий этих действий);
— стремление дать рациональное объяснение своему решению как единственно возможному и верному;
— стереотипный взгляд на соперников;
— открытое давление на меньшинство;
— иллюзия единодушия;
— появление самозваных охранителей «группового духа» и др.
Исследования показывают, что в группах такого типа повышается внутренняя сплоченность и самоудовлетворенность членов, однако снижается качество групповых решений вплоть до того, что индивидуальные решения членов таких групп качественнее, чем групповые.
Этот феномен нередко имеет место в группах, работающих в кризисных, стрессогенных ситуациях, заставляющих членов группы тесно сплачиваться вокруг групповых целей, отгораживаться от внешнего мира.
Феномен, описанный И.Л.Дженисом, с его легкой руки получил в западной социальной психологии название «огруппление мышления». Сам он следующим образом характеризует выбранный им термин: «Я использую термин «огруппление мышления» в качестве простого и краткого обозначения способа мышления, которым люди пользуются в тех случаях, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативных способов действия. «Огруппление мышления» — термин того же типа, что и слова из словаря «новояза», придуманные Дж.Оруэллом для устрашающего мира его романа «1984». В таком контексте значение термина «огруппление мышления» становится уничижительным. Именно такое значение и подразумевалось, поскольку этот термин обозначает снижение эффективности мышления и неадекватность оценки действительности и моральных суждений в результате групповых давлений»[7] .
Существует ли «огруппление мышления» среди Свидетелей Иеговы? Чтобы выяснить это необходимо изучить факты. Конечно здесь невозможно раскрыть все реалии огруппления мышления в этой социальной группе, однако раскроем некоторые из них.
Приведем некоторые вероучения группы, которые изменялись то в одну то в другую сторону (слева указан год, в котором группа приняла это вероучение как константу):
Вероучение группы по отношению к воскрешению жителей Содома:
1879 - они воскреснут.
1952 - они не воскреснут.
1965 - они воскреснут.
1988 - они не воскреснут.[8]
Вероучение группы к слову “Господь” в Рим. 10:12-16:
1903 - относится к Иисусу.
1940 - относится к Иегове (т.е. Отцу).
1978 - относится к Иисусу
1980 - относится к Иегове.[9]
Группа решила, что термин “Высшие власти” в Рим. 13:1:
1916 - относится к правительству (политическому, земному).
1943 - относится к Богу Иегове и Иисусу Христу.
1964 - относится к правительству.[10]
Таким образом видно, что учения группы постоянно меняются. Когда происходит изменение в том или ином вероучении, то члены группы должны принять это учение и не подвергать разумной критике таких изменений. Каждый кто осмелится подвергнуть критике учения группы, будет рассматриваться группой как «враг» и «нарушитель мира и спокойствия» группы. Если адепт будет несогласен хотя бы с одним из вероучений группы, то группа его выдавит из своих рядов. Зная это и не желая оказаться исторгнутым из группы, большинство членов просто принимают эти изменения, даже не проведя своих собственных исследований. Иными словами, если сегодня группа придерживается мнения «А», а завтра отвергнет это мнение и будет предерживаться геометрально-противоположного мнения «Б», то каждый кто не примет эти изменения, окажется врагом группы. В таком случае, человек теряет признание группы и тем самым его потребность в признании и самоуважении не удовлетворяется, а это ведет к стрессу и отрицательным переживаниям, которые не желательны ни для одного человека. Человек стремится избегать таких ситуаций, где он может испытывать эти неприятные ощущения и поэтому ради сохранения душевного мира, принимает все условия группы, лишь бы остаться в группе на хорошем счету. Подобная атмосфера создает почву для коллективного конформизма.
Несмотря на то, что группа влияет на каждого адепта лично, иногда возникают ситуации, когда адепту необходимо принять свое решение. Конечно группа стремится избавить своих адептов от принятия личных решений и тем самым еще больше сделать его зависимым от группы. Однако группа все же имеет ограниченный доступ к принятию решения отдельных индивидов. Приведем пример: если один из членов группы принимает решение уйти из группы, по различным причинам - таким как неразумность и нелогичность учения и т.д., то в таком случае группа обьявляет ушедшего как «отступника от группы и от Бога». Всем членам группы сообщается, что данное лицо «отреклось от общения», тем самым перекладывая всю вину на ушедшего, несмотря на то, что человек не отрекался от общения с друзьями, а просто перестал разделять идеологию группы. После такого обьявления, которое делается публично в группе, всем оставшимся в группе запрещается здороваться с ушедшим, разговаривать с ним, иметь любые социальные контакты и игнорировать этого человека, тем самым обьявляя ему всеобщий бойкот. Группа напоминает, что если кто-то будет замечен в том, что общается с «отступником», то его самого могут также выгнать из рядов группы. Причины ухода человека из группы не сообщаются, о них знают обычно только 3-4 руководителя группы. Следовательно рядовому члену запрещается общаться и здороваться с ушедшим, не сообщая всю суть дела и причины. В таком случае рядовой член группы не знает почему ушел тот или иной человек. Информация скрывается (хотя конечно в группе всегда могут ходить противоречивые слухи).
Находясь в такой ситуации, каждый член группы должен принять решение, как относиться к ушедшему из группы человеку, невзирая на то, что они до этого могли быть друзьями и даже родственниками. Решение каждого индивида важно для него самого. Потому, что если оставшийся в группе примет решение продолжать здороваться и общаться с ушедшим, то его ждет та же участь: обьявление врагом группы или «отступником». Страх оказаться в изоляции регулирует принятие решения. И в большинстве случаев, даже можно сказать в 99%, решение принимается «правильное» с точки зрения группы, т.е. «не общаться» с ушедшим. Страх именно страх перед группой влияет на принятие решения. У большинства членов, в такой ситуации не возникает вопроса о правильности принятого решения, а больше всего членов группы интересует: согласовываются ли его решение с общим решением группы? Таким образом происходит огруппление мышления, что затормаживает процесс поиска правильности решения. Учитывая тот факт, что количество членов группы «Свидетели Иеговы» по всему миру приблизительно состовляет 6 млн. человек, феномен огруппления мышления затормаживает мыслительные процессы у большого количества людей. И их решения в большинстве случаев основываются не на их внутренних убеждениях, а на убеждениях группы к которой они придерживаются. Как уже было рассмотрено выше, выйти из группы возможно, но очень сложно. Как описал бывший член группы, занимавший пост «старейшины» (руководителя в группе) Девид Рид: «выйти из организации «Свидетели Иеговы» можно только через черный ход» (автор подразумевал под черным ходом, публичное унижение, оскрбление и отречение группы от человека). Если выйти можно из группы только «через черный ход», то большинство желающих выйти оттуда принимают решение оставаться там, нежели подвергнуться потерей признания и публичного оскорбления. Следовательно, огруппление мышления ведет к деградации человеческой личности и делает личность рабом группы и все это усугубляется тем, что манипулиция базируется на религиозных чувствах людей.
Группа пытается классифицировать отношение к тем или иным предметам или личностям. Как происходит данная классификация? Продолжая тему о социальной психологии среди религиозной группы «Свидетели Иеговы», нельзя не упомянуть о средствах убеждения, которые очень эффективно работают в группе. Регулярно группа проводит встречи, где присутствие каждого почти в обязательном порядке. На этих встречах происходит изучение журнала «Сторожевая Башня». Изучение проходит в форме вопросов и ответов, где каждый присутствующий может поднять руку и дать комментарий по данному параграфу изучаемой статьи. Приведем пример. Возьмем отрывок из журнала и посмотрим как работает инструмент убеждения:
«В сегодняшние быстро проходящие последние дни сатана, бог этого мира, будет предпринимать дальнейшие нападения на лояльных Свидетелей Иеговы. Для приманки сатана употребит материальные богатства мира, его яркие аттракционы, его высшее образование и еще многое другое, отчаянно стараясь отвлечь нас от священного служения нашему Богу»[11] .
Зачитывается этот отрывок и затем следует вопрос: «Чего можем мы ожидать от сатаны в сегодняшние быстро проходящие последние дни?».
Отвечать можно своими словами, но чтобы получить признание группы необходимо отвечать так как написано в журнале. Таким образом, человек, произнося чужие мысли своими словами, принимает эти слова и они становятся его личными убеждениями. Возможно до этого человек не думал, что «сатана употребит для приманки материальные богатства мира, его яркие аттракционы, его высшее образование», но теперь человек, дав публичный коментарий в группе, чувствует ответственность за сказанное им. Человек не захочет прослыть тем, кто «говорит одно, а думает другое» и поэтому сказав однажды фразу, до которой он возможно не додумался бы сам, он теперь получил установку к действию или отношению к чему-либо. Повторив чужие слова и сказав их от себя, человек программирует себя на убежденность и правильность этих слов. Ведь если публично, для того чтобы получить признание окружающих, он дал публичный комментарий, что «сатана будет использовать высшее образование как приманку», то в конце встречи, он будет убежден в правильности своего решения, как относиться к высшему образованию. У человека вероятно, даже небыло возможности осмыслить то, что он уже произнес, но сказав перед всеми это, он волей неволей обязан придерживаться своих слов. Группа будет поощрять давать все больше и больше комментариев и при получении эмоционального вознаграждения, человек будет удовлетворять свою потребность в признании и это будет стимулировать его и убеждать в правильности принятых им решений.
Таким образом, почти все личные убеждения членов группы были приняты ими неосознанно для них самих же. Перед тем, как занять ту или иную позицию к чему–либо, в большинстве случаев, не проводилось исследований и сравнений, а также объективного поиска в правильности принятия решения. Именно таким образом, люди попадают под влияние группы и развивается огруппление мышления. Немногие среди пришедших на встречи группы, смогут разгадать этот ключ манипулирования. Большинство даже не подозревает об этих технологиях влияния. И пародокс еще заключается в том, что сами руководители групп не догадываются, что являются инструментами к всеобщему огрупплению мышления.
Группа решает и диктует отношение к тем или иныи предметам почти во всех областях жизни человека: как одеваться, как проводить досуг, что делать и чего избегать, как вести себя дома, на работе, в школе и даже дает советы как проводить отпуск. Огруппление мышления вторгается даже в интимные стороны жизни человека и регулирует сексуальные отношения супругов, решая какие сексуальные действия приемлимы, а какие нет.
Можно выделить несколько шагов, пройдя которые человек становиться членом группы. Конечно у каждого индивида переживания и прохождение от одной ступени к другой, будет отличаться, однако порядок этих шагов неизменен. Ниже прилагается рисунок, где отображена последовательность этих этапов.
Проявление заинтересованности |
↓
Приход в группу как наблюдатель |
↓
Удовлетворение своей потребности в признании через внимание и комплименты адептов |
↓
Ощущение эйфории, необоснованной радости |
↓
Чтение журнала, повторение чужих мыслей из журналов путем публичных коментариев |
↓
Чужие мысли становятся внутренними убеждениями человека |
↓
Чувство принадлежности к группе и присоединение к ней |
↓
Твердая убежденность в правильности принятого решения, подчинение группе, огруппление мышления. |
(рис.2.)
В заключении можно сделать выводы о влиянии группы на индивида и о таком понятии как «огруппление мышления». Эти принципы применимы почти в каждом коллективе и работают независимо от желания группы, однако не в каждом коллективе есть тоталитарность власти. Многие коллективы продолжают существовать, даже если члены этих коллективов иногда не согласны друг с другом. Проявляя терпимость и уважение к точке зрения другого, можно продолжать общаться с этим человеком или группой лиц и испытывать удовлетворение. К сожалению, не во всех коллективах присутствует такая терпимость. Если коллектив заражен нетерпимостью и тоталитарностью власти, тогда происходят такие процессы, которые описаны в этой работе выше. Конечно существование этих групп возможно, однако атмосфера находящаяся внутри группы не содействует душевному покою и миру индивида. Индивид испытывает желание удалиться от коллектива, но он знает, что выйти можно только через «черный ход», коллектив накажет его, если индивид попытается отойти от группы. Очень жаль, что люди попадают в такие группы и становятся заложниками своих чувств и группы. Это болезнь человечества. Тоталитарность власти никогда не приносила положительных результатов и история это доказывает. Очень печально, что люди создают такие структуры и держат в психологических тисках других людей. Часто они делают это не намеренно, не осознанно, но все же эти процессы происходят. «Все вопросы совести обсуждаются исключительно в свете учения «Сторожевой башни», не оставляя никакой возможности для выражения отдельной личности»[12] .
Что может помочь людям избавиться от оков тоталитарности и нетерпимости? Конечно это знание психологии и уважение точке зрения оппонента. Ведь люди никогда не смогут полностью во всем думать одинаково. Это невозможно, но уважать другого можно всегда, даже если его позиция геометрально-противоположна. Думать иначе не запрещается. Если говорить о влиянии этой религиозной группы на жизнь людей, то можно сказать, что влияние это огромно. Каждый сам может решить куда ему вступать и членом какой группы быть. Главное – это сохранить терпимость и тем самым показать, что человек «существо разумное». Изучение социальной психологии поможет увидеть ошибки групп и отдельных индивидов и избежать их.
(Автор этого реферата, к сожалению, был членом религиозной группы «Свидетели Иеговы» более 10-ти лет, но вышел оттуда по причине серьезного анализа происходящих вещей внутри этой группы. Более подробную информацию об этой группе можно получить на сайте www.watchtower.times.lv ).
1) Энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru
2) Электронная энциклопедия http://encycl.yandex.ru
3) Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона http://encycl.yandex.ru
4) Марина БИТЯНОВА,кандидат психологических наук. Еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". N 34/2000 http://psy.1september.ru/2000/34/13.htm
5) Религиозная литература «Свидетелей Иеговы», журналы “Сторожевая Башня”.
6) Cult Awareness & Information Centre. Ян Гронвельд. Социальная психология и групповая динамика тоталитаризма. http://www.watchtower.times.lv/07-05-2003/psiho.htm
[1] Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
[2] http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=27437&search=%E3%F0%F3%EF%EF%E0+%F0%E5%EB%E8%E3%E8%EE%E7%ED%E0%FF#srch0
[3] http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=57363&search=%F1%E5%EA%F2%E0#srch0
[4] http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?Topic=topic_iva126
[5] http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00092/33600.htm&encpage=bse&mrkp=/yandbtm7%3Fq%3D1816568645%26p%3D0%26g%3D0%26d%3D0%26ag%3Denc_abc%26tg%3D1%26p0%3D0%26q0%3D1534461725%26d0%3D0%26script%3D/yandpage%253F
[6] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=brokminor/43/43356.html&encpage=brokminor&mrkp=/yandbtm7%3Fq%3D-1070465420%26p%3D0%26g%3D0%26d%3D1%26ag%3Denc_abc%26tg%3D1%26p0%3D0%26q0%3D676040621%26d0%3D0%26script%3D/yandpage%253F
[7] Из статьи Марина БИТЯНОВА,кандидат психологических наук, которая была опубликована в N 34/2000 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
http://psy.1september.ru/2000/34/13.htm
[8] Zion’s Watch Tower, 1 июля 1879 г., стр. 7; “Сторожевая Башня”, 1 июня 1952 г., стр. 338; 1 августа 1965 г., стр. 479; 1 июня 1988 г., стр. 30-31.
[9] Zion’s Watch Tower, 1 декабря 1903 г., стр. 3238; “Сторожевая Башня”, 1 июля 1940 г., стр. 200; 1 мая 1978 г., стр. 12; 1 февраля 1980 г., стр. 16.
[10] Watch Tower, 1 сентября 1916 г., стр. 5952; The Truth Shall make You Free [изд. 1943 г.], стр.312; “Сторожевая Башня”, 15 июня 1964 г., стр. 20. Общество Сторожевой Башни признало, что это изменение в учении стоило жизни многим Свидетелям Иеговы (“Сторожевая Башня”, 15 ноября 1950 г., стр. 441).
[11] Журнал «Сторожевая Башня». 1985г. 1 апр. Стр. 19 «Хранить себя не оскверненным от мира».
[12] © Cult Awareness & Information Centre. Ян Гронвельд. Социальная психология и групповая динамика тоталитаризма. http://www.watchtower.times.lv/07-05-2003/psiho.htm