Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Особенности составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ


Курсовая работа по дисциплине

«Учет на предприятиях малого бизнеса»

на тему

«Особенности составления бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».


Выполнил студент группы ТБА – 324-06

Васильева Оксана Сергеевна.

Проверил: преподаватель кафедры

Ястребова Елена Николаевна


г. Тверь, 2009


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава I. Нормативное регулирование составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней

1.1 Бухгалтерская отчетность предприятия

1.2 Бухгалтерская отчетность малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения

Глава II. Бухгалтерская отчетность малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения

2.1 Бухгалтерский баланс

2.2 Отчет о прибылях и убытках

2.3 Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученные из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала. Финансовое состояние предприятия характеризуется широким кругом показателей, отражающим наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Определение финансового состояния на ту или иную дату помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате.


Глава I. Нормативное регулирование составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней


1.1 Бухгалтерская отчетность предприятия


Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемые на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность предприятий и организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса (Приложение № 1);

- отчета о прибылях и убытках (Приложение № 2);

- приложений к ним, в частности: отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

- пояснительной записки;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).

Если данные за период, предшествовавший отчетному году несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными правовыми актами.

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.


1.2 Бухгалтерская отчетность малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения


Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятиях.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

- бухгалтерский баланс - форма N 1;

- отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

- отчет о движении капитала - форма N 3;

- отчет о движении денежных средств - форма N 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

- пояснительная записка.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.


Глава II. Бухгалтерская отчетность малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения


2.1 Бухгалтерский баланс


Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе указывают стоимость имущества фирмы (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также сумму дебиторской задолженности. В пассиве отражают сумму собственного капитала фирмы и ее кредиторской задолженности.

Эти показатели указывают в балансе по состоянию на отчетную дату 31 марта (баланс за I квартал), 30 июня (баланс за первое полугодие), 30 сентября (баланс за 9 месяцев) и 31 декабря (баланс за прошедший год).

Составляя баланс, бухгалтер должен соблюдать два основных правила:

- нельзя засчитывать показатели актива и пассива баланса.

- амортизируемое имущество (основные средства, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы) отражают в балансе по остаточной стоимости.

Данные текущего и прошлого года должны быть сопоставимы. Это позволяет проанализировать те или иные показатели фирмы в динамике. Поэтому в столбце 3 «На начало отчетного год» баланса приводят данные на 1 января прошлого года (вступительный баланс). Эти данные должны совпадать с показателями, которые отражены в столбце 4 баланса за предыдущий год (заключительный баланс).

В столбце 4 «На конец отчетного периода» баланса показывают данные о стоимости активов, капитала, резервах и обязательствах фирмы на конец отчетного периода (то есть I квартала, первого полугодия, 9 месяцев и года).

Актив бухгалтерского баланса

Раздел I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

В данном подразделе баланса (строка 110) показывают стоимость имущества, учет которого ведут на счете 04. В балансе нематериальные активы отражают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 05 на отчетную дату).

Основные средства

В данном подразделе (строка 120) отражают стоимость имущества, учет которого ведут на счете 01. В балансе основные средства показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату).

Незавершенное строительство

По строке 130 Бухгалтерского баланса показывают сальдо по счетам 07 и 08 на отчетную дату.

Если фирма заплатила аванс поставщику (подрядчику) в связи с осуществлением капитальных вложений, то по строке 130 необходимо показать остаток аванса, не погашенного на конец отчетного периода.

Доходные вложения в материальные ценности

По строке 135 отражают остаточную стоимость имущества, учтенного на счете 03 (например, имущества для сдачи в аренду, лизинг, прокат). В балансе это имущество показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату).

Долгосрочные финансовые вложения

По строке 140 надо показать долгосрочные (на срок свыше одного года) инвестиции предприятия в ценные бумаги и уставные капиталы, а также займы, выданные на срок более года. Эти финансовые вложения учитывают на счете 58.

Так, в строке 140 фирма должна отразить сумму фактических затрат на приобретение корпоративных ценных бумаг (дебетовое сальдо по «долгосрочным» субсчетам счета 58).

Исключением из этого порядка являются акции, продающиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется. Вложения в такие акции при составлении бухгалтерского баланса должны отражаться по рыночной цене, если она ниже их балансовой стоимости. Для этого на разницу между учетной и рыночной стоимостью таких акций предприятие создает резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Этот резерв учитывают на счете 59.

В бухгалтерском балансе ценные бумаги отражают за вычетом сумм созданных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

Отложенные налоговые активы

Сумму таких активов учитывают на счете 09 «Отложенные налоговые активы». По строке 145 баланса указывают сальдо по этому счету на конец отчетного периода.

Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Сумму такого актива рассчитывают по формуле:


Вычитаемая Ставка Отложенный временная разница х налога на прибыль = налоговый актив


Вычитаемые временные разницы возникают, если расходы в бухгалтерском учете признают раньше, чем в налоговом, а доходы - позже. Эти разницы приводят к уменьшению налога на прибыль в будущих периодах.

Такие ситуации могут возникать, например:

- если фирма, использующая кассовый метод, начислила расходы, но фактически их не оплатила (такие расходы отражают в бухгалтерском учете, но для целей налогообложения они не учитываются);

- если сумма начисленных расходов (например, амортизации основных средств) в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Например, если амортизация в бухгалтерском учете начисляется методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, а в налоговом - линейным методом;

- если в текущем году произошла переплата налога на прибыль и вам засчитали его в счет будущих платежей.

Вычитаемые временные разницы отражают на субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

Одновременно с вычитаемой временной разницей рассчитывают и сумму отложенного налогового актива. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» отражена сумма отложенного налогового актива.

Прочие внеоборотные активы

По строке 150 «Прочие внеоборотные активы» отражают данные о средствах и вложениях, не нашедших своего отражения по другим строкам раздела I «Внеоборотные активы».

Итого по разделу I

По строке 190 «Итого по разделу I» заносится сумма данных, указанных в строках 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150 баланса.

Раздел II. Оборотные активы

Запасы

По строке 210 «Запасы» отражают стоимость всех запасов организации: материалов, готовой продукции, товаров, незавершенного производства, расходов будущих периодов и т.п.

Расшифровку конкретных видов товарно-материальных ценностей производят по строкам 211-217.

По строкам 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» и 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» отражают остатки по счетам 10, 41 и 43. При учете такого имущества применяется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

По строке 213 «Затраты в незавершенном производстве» баланса отражают остатки по счетам 20, 21, 23, 29, 46 и 44. Таким образом, по данной строке указывают стоимость продукции, не прошедшей всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом.

По строке 215 «Товары отгруженные» указывают дебетовое сальдо по счету 45. На этом счете отражают фактическую себестоимость отгруженной покупателям готовой продукции или товаров, выручка от продажи которых не может быть признана в бухгалтерском учете.

По строке 216 «Расходы будущих периодов» отражают затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97.

Запасы и затраты, не нашедшие отражения в предыдущих строках подраздела «Запасы» раздела II баланса, отражают по строке 217 «Прочие запасы и затраты».

Налог на добавленную стоимость

По строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» учитывают сумму НДС, указанную поставщиками в счетах-фактурах и товаросопроводительных документах по оприходованным, но не принятым к вычету на конец отчетного периода ценностям (например по основным средствам, не введенным в эксплуатацию).

Дебиторская задолженность

По строкам 230 и 240 отражают дебетовые сальдо по счетам 62, 71, 73, 76, а также по счету 60 субсчет «Авансы выданные».

Нередко на балансе фирмы формируется задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнение (сомнительный долг). Поэтому для уточнения оценки дебиторской задолженности фирмы создают резервы по сомнительным долгам.

В балансе сумму образованного резерва сомнительных долгов отдельно не показывают. На эту сумму уменьшают соответствующие показатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которой был создан резерв.

Отдельно сумму образованного резерва сомнительных долгов отражают по строке 130 «Внереализационные расходы» Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), а также в разделе II Отчета об изменениях капитала (форма N 3).

Краткосрочные финансовые вложения

По строке 250 «Краткосрочные финансовые вложения» надо показать краткосрочные (на срок не более одного года) вложения организации в ценные бумаги, займы, предоставленные на срок менее 12 месяцев, и прочие финансовые вложения.

В бухгалтерском балансе ценные бумаги отражают за вычетом сумм созданных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

Таким образом, по строке 250 баланса показывается дебетовое сальдо по соответствующим «краткосрочным» субсчетам счета 58 за вычетом кредитового сальдо по счету 59 по состоянию на отчетную дату.

Денежные средства

По строке 260 отражаются суммы денежных средств, которыми располагает фирма по состоянию на отчетную дату.

Кроме того, по строке 260 отражают денежные средства, находящиеся на расчетных счетах (то есть дебетовое сальдо по счету 51) и валютных счетах фирмы (дебетовое сальдо счета 52 по курсу ЦБ РФ в рублях по состоянию на отчетную дату). Здесь также указывают остатки средств по счетам 55 и 57.

Прочие оборотные активы

По строке 270 записывают остатки оборотных активов, не нашедших своего отражения по другим статьям раздела II «Оборотные активы».

Итоговые суммы

В строке 290 «Итого по разделу II» необходимо записать сумму строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270.

По строке 300 указывается сумма строк 190 и 290.

Пассив бухгалтерского баланса

Раздел III. Капиталы и резервы

Уставный капитал

По строке 410 указывается сумма уставного капитала фирмы. Эта сумма должна соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах и отраженному по кредиту счета 80.

Уменьшение или увеличение уставного капитала отражают в бухгалтерском балансе только после того, как в учредительные документы предприятия будут внесены соответствующие изменения.

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Эту строку заполняют как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Данные по этой строке указывают в круглых скобках.

Акционерные общества по строке 411 баланса отражают собственные акции, выкупленные у акционеров как по их требованию, так и по решению совета директоров.

Общества с ограниченной ответственностью по строке 411 отражают стоимость долей в уставном капитале, выкупленных у участников (учредителей) фирмы.

Добавочный капитал

По строке 420 «Добавочный капитал» бухгалтерского баланса указывают кредитовый остаток по счету 83.

По кредиту счета 83 отражают увеличение стоимости основных средств после их переоценки, а также эмиссионный доход (получение дополнительных денежных средств или имущества при продаже собственных акций по цене, превышающей их номинальную стоимость).

Резервный капитал

По строке 430 «Резервный капитал» отражают сумму резервов, учтенных по кредиту счета 82. При этом отдельно указывают резервы, образованные в соответствии с законодательством (строка 431), и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами (строка 432).

Так, в обязательном порядке резервный капитал обязаны создавать только акционерные общества. Его размер не может быть меньше 5% уставного капитала. Отчисления прекращают, когда резервный капитал достигает размера, определенного уставом общества. Величину резервного капитала нужно отразить по строке 431.

Отчисления в резервный капитал, превышающие установленную законом величину, отразите по строке 432.

Бухгалтер общества с ограниченной ответственностью сумму сформированного резервного капитала должен отразить по строке 432.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

По строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают остаток нераспределенной прибыли (кредитовое сальдо счета 84 - прибыль прошлых лет или 99 - прибыль отчетного года), а также сумму убытков, не покрытых соответствующими источниками финансирования.

Сумму убытка отражают в балансе в круглых скобках. Она равна дебетовому сальдо счета 84 (убыток прошлых лет) или 99 (убыток отчетного года).

Итого по разделу III

В строке 490 «Итого по разделу III» указывается сумма строк 410, 420, 430 и 470.

Раздел IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

По строке 510 нужно отразить остаток заемных средств, которые организация получила на срок более года (кредитовое сальдо счета 67 на отчетную дату).

Задолженность организации по займам и кредитам отражают в бухгалтерской отчетности с учетом процентов, причитающихся к уплате (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Начисление процентов производят независимо от времени их фактической уплаты.

Отложенные налоговые обязательства

Отложенные налоговые обязательства появляются, когда расходы в бухгалтерском учете признают позже, чем в налоговом, а доходы - раньше. Их сумму отражают по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По строке 515 указывают кредитовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.

Налогооблагаемые временные разницы увеличивают сумму налога на прибыль в последующих периодах. Они возникают, например, когда:

- фирма начислила выручку от реализации товаров, но фактически деньги не получила (для тех, кто использует кассовый метод);

- сумма начисленных расходов (например, амортизации основных средств) в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском.

Налогооблагаемые временные разницы отражают на субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

Одновременно с налогооблагаемой временной разницей нужно рассчитать и сумму отложенного налогового обязательства. Она отражается проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

отражена сумма отложенного налогового обязательства.

Прочие долгосрочные обязательства

По строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства» указывается сумма привлеченных долгосрочных средств фирмы, не поименованных в строках 510 и 515.

Итого по разделу IV

В строке 590 «Итого по разделу IV» записывается сумма строк 510, 515 и 520.

Раздел V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

По строке 610 нужно отразить остаток заемных средств, которые организация получила на срок менее года (кредитовое сальдо счета 66 на отчетную дату).

Задолженность организации по краткосрочным займам и кредитам отражают в бухгалтерской отчетности с учетом процентов, причитающихся к уплате. Начисление процентов производят независимо от времени их фактической уплаты.

Кредиторская задолженность

По строке 620 отражают общую сумму кредиторской задолженности фирмы, не погашенной на отчетную дату.

В балансе приводят ее расшифровку.

Так, отдельно нужно указать задолженность: перед поставщиками и подрядчиками (строка 621); перед персоналом фирмы (строка 622); перед государственными внебюджетными фондами (строка 623); по налогам и сборам (строка 624); перед прочими кредиторами (строка 625).

По строке 620 отражается сумму строк с 621-й по 625-ю.

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

По строке 630 отражают сумму задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям и т.п.

Доходы будущих периодов

По строке 640 баланса указывают доходы, полученные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Кроме того, в составе доходов, отражаемых в строке 640, могут также учитываться:

- стоимость безвозмездно полученных ценностей;

- предстоящие поступления задолженности по недостачам прошлых лет, выявленным в отчетном периоде;

- разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица.

Все указанные доходы отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». В строке 640 баланса указывается кредитовое сальдо по этому счету, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

Резервы предстоящих расходов

По строке 650 указывают суммы резервов, созданных в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для равномерного включения тех или иных расходов в издержки производства или обращения.

Фирма может зарезервировать средства: на дорогостоящий ремонт основных средств, на выплату отпускных работникам, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.д. Сумму таких резервов отражают по кредиту счета 96. В строке 650 баланса отражают кредитовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.

Прочие краткосрочные обязательства

По строке 660 указывают суммы, которые нельзя отнести к другим статьям этого раздела.

Итоговые суммы

В строке 690 «Итого по разделу V» записывают сумму данных, отраженных в строках 610, 620, 630, 640, 650 и 660.

В строке 700 записывают сумму данных, отраженных в строках 490, 590 и 690.


2.2 отчет о прибылях и убытках


Отчет о прибылях и убытках является второй по значимости формой бухгалтерской отчетности после бухгалтерского баланса.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделениями на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности, в том числе: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль/убыток от продаж;

- прочие доходы и расходы, в том числе: проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы, прочие расходы;

- прибыль/убыток до налогообложения;

- налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства;

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Первая группа доходов и расходов организации – от обычных видов деятельности.

К доходам этой группы относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Доходы показываются в отчете о прибылях и убытках как выручка «нетто», т.е. чистая: без НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей, поскольку эти платежи должны быть перечислены в бюджет или внебюджетные фонды.

К расходам этой группы относится себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения торговых организаций показываются отдельной статьей, как коммерческие расходы. Отдельной статьей показываются и управленческие расходы, если организация в своей учетной политике зафиксировала тот факт, что общепроизводственные расходы списываются на себестоимость реализованной продукции.

В составе прочих доходов учитываются доходы от:

- процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

- долевого участия в уставных капиталах других организаций или дивиденды по акциям;

- операций купли-продажи иностранной валюты;

- штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

- сдачи имущества в аренду (субаренду);

- предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации;

- иные доходы.

В составе прочих расходов учитываются расходы на:

- проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе проценты, начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, эмитированным организацией;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- содержание имущества, переданного по договору аренды (лизинга) имущества, включая амортизацию этого имущества;

- оплату услуг банков;

- организацию выпуска ценных бумаг;

- иные расходы.

Финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятия, показываемый в отчете о прибылях и убытках, рассчитывается исходя из прибыли или убытка от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав, плюс проценты к получению, плюс доходы от участия в других организациях, плюс прочие доходы, минус проценты к уплате, минус прочие расходы, минус налог на прибыль.

Исходной базой для составления отчета о прибылях и убытках являются синтетические счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и открываемые к ним аналитические счета, которые соответствуют отдельным статьям отчета. При этом обороты и сальдо по счету 99 должны соответствовать соответствующим числовым значениям отчета о прибылях и убытках.


2.3 Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках


Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил.

Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

- о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

- о составе затрат на производство (издержках обращения);

- о составе прочих доходов и расходов;

- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

- о прекращенных операциях;

- об аффилированных лицах;

- о государственной помощи;

- о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями на 01.01.2008)

2. Приказ Минфина РФ от 21.12.98 № 64 «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

3. Налоговый кодекс РФ, часть 2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 (в редакции на 01.01.2008 г.)

4. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 28.10.2002 № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов для упрощенной системы налогообложения и порядка отражения хозяйственных операций в ней».

5. Гусева Т.А., Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель от регистрации до прекращения деятельности. М.:Юстицинформ, 2006

5. Елисова И.Н. «Упрощенка» в 2007 году. – М.: «Главбух», 2007

6. Малые предприятия: всё, что нужно знать руководителю и главному бухгалтеру: практическое пособие. Под редак. Карпов В.В. // М.: Экономика и финансы, 2008 г.

7. Малое предприятие: регистрация, учет и налоги. Под редак. Кислов Д.В.М.: Грос Медиа, 2007 г.

8. Морозова Т.В. Малое предприятие: налогообложение, учет и отчетность. – М.: «Юстицинформ», 2008.

10. Косолапов А.И. Малый бизнес: налогообложение по упрощенной системе. // М.: Издательство экономико-правовой литературы Омега, 2007 г.

11. Курбангалиева О.А. Упрощенная система налогообложения: справочник бухгалтера. М.: Грос Медиа, 2006 г

12. Рюмин С.М. Индивидуальный предприниматель: регистрация, учет, налогообложение.// М.: Бератор-Пресс, 2006.

Похожие работы:

  1. • Бухгалтерская отчетность субъектов малого ...
  2. • Состояние и перспективы развития учета денежных ...
  3. • Бухгалтерская отчетность на предприятиях малого ...
  4. • Особенности организации бухгалтерского дела на ...
  5. • Особенности налогообложения субъектов малого ...
  6. • Учет и распределение накладных расходов
  7. • Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов ...
  8. • Отчетность малого предприятия
  9. • Анализ движения денежных средств
  10. • Бухгалтерский учет на малых предприятиях
  11. • Государственная поддержка малого предпринимательства в ...
  12. • Организационно-правовые основы деятельности субъектов ...
  13. • Упрощенная система налогообложения
  14. • Малое предпринимательство РБ
  15. • Формы организации бухгалтерского учета в субъектах малого ...
  16. • Учет деятельности субъекта малого предпринимательства без ...
  17. • Проблема участия субъектов малого предпринимательства ...
  18. • Ведение отчетности малого предприятия
  19. • Индивидуальный предприниматель и упрощенная система ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com