Содержание
Введение
1. Основные показатели системы национальных счетов
2. Принципы планирования и прогнозирования экономики
Заключение
Список литературы
Введение
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия является важнейшей функцией управления. Без плана и прогноза невозможно управлять деятельностью предприятия и производственным процессом, поскольку неизвестно, какое состояние предприятия должно быть достигнуто в процессе управления, к какой цели необходимо стремиться для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Планирование представляет собой проектирование желаемого будущего состояния предприятия и эффективных путей его достижения. Проектирование желаемого будущего означает, что должна быть определена цель деятельности и развития хозяйствующего субъекта (предприятия, цеха, участка). Проектирование эффективных путей достижения поставленных целей предусматривает определение перечня требуемых средств, их количества и календарных дат их получения. Иначе говоря, при проектировании эффективных путей достижения желаемого будущего необходимо установить, какие требуются средства, в каком количестве и в какое время.
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия, особенно в рыночных условиях, является важнейшей предпосылкой эффективного производства и предпринимательства. При ограниченных производственных ресурсах оно служит экономической основой определения номенклатуры и количества производимой продукции, оказываемых услуг, а также установления цен на эту продукцию и услуги. На этапе планирования деятельности предприятия ведется расчет производственных ресурсов материальных, трудовых, финансовых, необходимых для выполнения установленного на плановый период объема производства продукции и услуг.
Потребность в планировании и прогнозировании вызвана тем, что достижение желаемого состояния зависит от целого набора взаимосвязанных решений, т.е. от системы решений. Принимаемые решения должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение в будущем желаемого состояния хозяйствующего субъекта. Это состояние может не наступить, если не принять специальные меры, увеличивающие вероятность достижения благоприятного исхода.
Планирование и прогнозирование представляют собой непрерывный процесс принятия решений по обеспечению развития экономической системы, которой является предприятие, и достижения желаемых результатов. При этом следует отметить, что решения принимаются заблаговременно.
1. Основные показатели системы национальных счетов
Развитие международных экономических связей, возникновение трансконтинентальных корпораций, инвестирование капиталов в зарубежные государства обусловило необходимость унификации применяемых в мире форм и методов учета на основе достижений национального счетоводства и национальных традиций.
Различают три модели бухгалтерского учета:
1) континентальную (Западная Европа и бывшие французские и португальские колонии) — достаточно жесткая регламентация;
2) англо-американскую (США, Великобритания, Канада, Индия, Япония и бывшие английские колонии) — более свободная регламентация;
3) латиноамериканскую — смешанный европейско-американский вариант с детальной проработкой вопросов, связанных с учетом инфляции; в методологическом отношении преобладают решения англо-американской школы, но проводятся они по европейским принципам.
Первая модель основана на римском праве. Она ориентирована на кредиторов, стремится к секретности с особым акцентом на требования налоговых служб и соблюдение правительственных норм.
Вторую модель называют еще англосаксонской системой. В ней приоритет отдан держателям акций. Она имеет высокую степень открытости. Бухгалтеры выступают как единая профессиональная и независимая от правительства группа. Окончательное решение в выборе методологии принадлежит тому, кто планирует и проводит в жизнь регламентацию; инициатива может исходить или от государства, или от общественных профессиональных групп.
В первом случае необходимо знать, идет речь об унитарном или федеративном государстве.
В унитарном государстве вопросы о том, кто выполняет унификацию, не возникают, в федеративном проводится различие между союзными (федеративными) и республиканскими нормативными актами. В конфедеративном государстве законоположения республик имеют верховенство над законоположениями конфедерации.
Во втором случае сами профессиональные органы регламентируют все, что относится к их компетенции, а государство независимо от его устройства обеспечивает охрану решений общественных групп. Во всех экономически развитых странах созданы мощные объединения работников учета, гарантирующие высокий профессиональный уровень работы своих членов и защищающие их профессиональные интересы.
Регламентация предполагает выработку единых и общеобязательных норм:
- для составления финансовой отчетности;
- проверки достоверности бухгалтерских данных;
- формирования требований к лицам, принадлежащим к данной профессии.
В отличие от ряда стран континентальной Европы (Франции, Германии и др.), где применяют единые национальные планы счетов, в США, Великобритании и ряде других стран каждое предприятие имеет право создавать индивидуальный счетный план, ориентируясь на рекомендации негосударственных национальных профессиональных органов бухгалтеров. Наибольшее распространение получили американские Общепринятые принципы учета (ГААП) и директивы Совета Европейского Сообщества.
Требования ГААП представляют собой определенную регламентацию внешней финансовой отчетности. Эта отчетность должна формироваться по единым правилам. Признано необходимым представлять наряду с бухгалтерским балансом отчет о прибылях и убытках, показатели должны соответствовать данным баланса. Это означает, что при исчислении отчетных показателей следует применять одни и те же способы оценки материально-производственных запасов, начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и пр. Должна соблюдаться преемственность в исчислении отчетных показателей и их сопоставимость с показателями других компаний. При этом необходимо придерживаться концепции долговечности деятельности. Данные бухгалтерского учета основываются на реальных оценках. При их формировании требуется руководствоваться принципом осторожности, чтобы избежать возможных потерь при продаже имущества. Осторожность в финансовом смысле означает, что благоприятные факторы следует признавать как можно позднее, а негативные события — как можно раньше. Иными словами, признание доходов целесообразно откладывать на более поздние периоды, а затраты нужно отражать немедленно. Исходя из этого активы оценивают по самой низкой ставке, а обязательства — по самой высокой.
Важным принципом бухгалтерского учета является отражение доходов и расходов, относящихся к одному и тому же периоду. Их признают не в момент оплаты или получения денежных средств, а отражают в периодах, к которым они фактически относятся.
Указания по принципам бухгалтерского учета издает Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров-аудиторов, и их несоблюдение компанией может привести к отрицательному аудиторскому заключению.
Отдельные принципы ГААП нашли отражение в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Однако следует отметить, что положения американской учетной практики не совпадают с правилами, сложившимися в европейском учете.
Согласование общих принципов учета в ЕС осуществляется на основе директив, издаваемых Европейской Комиссией. Эта Комиссия является исполнительным органом при Совете Министров ЕС и Европейском Парламенте.
Директивы обязательны для всех государств — членов ЕС, однако формы и методы их исполнения оставлены на усмотрение стран-участниц.
Европейское Сообщество выпустило несколько директив. Для бухгалтерского учета наибольшее значение имеют Четвертая и Седьмая директивы.
Четвертая директива Совета ЕС
Четвертая директива Совета ЕС содержит предписания относительно построения и содержания годового отчета, оценки финансового положения компании, применяемых методах оценки и публикации отчетов в открытой печати.
В обязательном порядке должны соблюдаться схемы построения баланса и отчета о прибылях и убытках. Установлены минимальный набор приложений к отчетам о прибылях и убытках, а также о финансовом положении компании и ограничения для небольших предприятий.
Годовой отчет компаний (кроме мелких) должны проверять независимые аудиторы.
Схема бухгалтерского баланса, предусмотренная Четвертой директивой, более подробна по сравнению со схемой, предложенной в МСФО.
Первая позиция в активе баланса (раздел А) характеризует задолженность акционеров по объявленной подписке на акции. В разделе В отражают затраты на создание и расширение компании.
В разделе С подробно показана структура нематериальных активов, вещественных, капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений.
Раздел О «Оборотные средства» содержит четыре подраздела: I «Запасы»; II «Краткосрочные активы»; III «Ценные бумаги»; IV«Денежные средства».
Завершается актив баланса разделами Е «Разграничение по периодам» и Р «Убытки отчетного года».
Небольшие предприятия в активе баланса могут представлять только три группы показателей: I. «Нематериальные активы»; II. «Вещественные капитальные вложения»; III. «Долгосрочные финансовые вложения».
Показатели пассива баланса также дифференцируются для крупных компаний и небольших предприятий. Пассив открывается разделом А «Собственный капитал» с выделением статей: «Объявленный капитал»; «Наценки на номинальную стоимость акций» (для возмещения расходов по созданию акционерного общества); «Резервы на переоценку собственного капитала»; «Другие резервы» (по законодательству стран — членов ЕС).
Статьи резервов, предназначенных на выплату пенсий, налогов и иных платежей, группируются в разделе В пассива.
Раздел С включает обязательства компании по полученным кредитам, займам, авансам и задаткам под будущие поставки материалов, обязательства перед поставщиками, векселя выданные и др.
Данные об обязательствах перед ассоциированными компаниями, зависимыми и дочерними предприятиями, задолженности налоговым органам и задолженности по социальному страхованию сгруппированы в разделе D.
Раздел Е предусмотрен для отражения прибыли отчетного года.
В статье 10 Четвертой директивы дана другая схема баланса, которая принципиально не отличается от рассмотренной.
В этой Директиве предусмотрена возможность для пользователей выбирать схему отчета о прибылях и убытках из четырех предложенных. Назовем основные показатели первой из них:
1) чистая выручка от оборота;
2) изменения в запасах готовой продукции и остатках незавершенного производства;
3) производственные расходы;
4) расходы на персонал;
5) прочие производственные расходы;
6) доходы от участия;
7) доходы от ценных бумаг и вложенного имущества;
8) корректировка оценок финансовых инвестиций;
9) проценты и аналогичные расходы;
10) налоги на результат нормальной деятельности;
11) результат нормальной деятельности после вычета налогов;
12) чрезвычайные доходы;
13) чрезвычайные расходы;
14) чрезвычайный результат;
15) налоги на чрезвычайный результат;
16) финансовый результат отчетного года.
Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках дополняет отчет о финансовом положении компании. В этом отчете приводят важнейшие события и процессы, оказавшие влияние на состояние финансов, дается прогноз развития компании. Названа расчетная денежная единица евро, по отношению к которой должны устанавливаться курсы валют стран — членов ЕС.
Седьмая Директива Совета ЕС
В Седьмой директиве Совета ЕС определены принципы составления сводной отчетности компаний, расположенных в различных странах Сообщества.
Данной Директивой установлен единый порядок учета между материнской компанией и дочерними предприятиями. Предусмотрено, что доли участия или стоимости акций дочерних предприятий, принадлежащих сторонним юридическим лицам, в сводной отчетности должны быть показаны отдельно. В этой отчетности имущественное положение и финансовые результаты следует представлять как на одном унитарном предприятии. Взаимные требования, расходы и доходы дочерних предприятий при своде исключаются.
Сводную отчетность составляют на ту же дату, что и отчетность материнской компании. Если разрыв между отчетными датами одного предприятия и корпорации в целом превышает три месяца, то дочернее предприятие представляет для свода промежуточный отчет.
В приложении к сводной отчетности необходимо приводить сведения об обязательствах сроком свыше пяти лет и об обязательствах, обеспеченных имуществом дочерних предприятий. Выделяют обязательства по пенсионным выплатам и долги в пользу предприятий, не охваченных сводной отчетностью.
Как отмечалось, несмотря на предписания директив ЕС, обязывающие применять типовой план счетов, такие планы используются не во всех европейских странах, не говоря уже о других континентах.
Наиболее полным, охватывающим как финансовую, так и управленческую бухгалтерию, представляется общенациональный план счетов Франции. Он построен на десятичной системе классификации.
Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, вторая — порядковый номер счета в соответствующем классе. Номера субсчетов первого порядка представлены тремя цифрами, субсчетов второго порядка — четырьмя, аналитических счетов — пятью и большим числом цифр. Последняя цифра показывает номер соответствующего счета, субсчета и аналитического счета. Все счета делятся на 10 групп, каждая группа — на 10 подгрупп и т.д. При этом обычно из 10 групп счетов выделяют 2—3 группы для счетов, предназначенных только для управленческого учета.
Децимальный принцип позволяет самым мелким предприятиям обходиться числом счетов до 10, средним предприятиям — до 100, крупным предприятиям — до 1000. Общая система их построения обеспечивает сопоставимость данных и легкость их агрегирования.
Класс 1 «Счета капитала» (10—18) включает девять счетов, на которых отражаются: капитал и резервы; субсидии; регламентируемые резервы; резервы по риску и затратам; ссуды и приравненная к ним кредиторская задолженность долгосрочного и среднесрочного характера; участие в других предприятиях; внутрифирменные расчеты.
Поскольку капитал является, как правило, групповой собственностью, субсчета предназначены для учета акционерного капитала, учредительной прибыли, фонда дотаций и др. Субсчета второго порядка используются для учета уставного капитала, а также капитала, мобилизованного компанией (стоимость акций и облигаций, по которым проведена подписка), и наконец, для учета оплаченного капитала.
Класс 2 «Счета основных средств, нематериальных и финансовых активов» (20—29) объединяет 10 счетов, предназначенных для учета стоимости создания фирмы, основных средств, неосязаемых активов, незавершенного строительства, износа основных средств, ценных бумаг и т.д. В этом же классе отражают резервы на обесценение основных средств.
Класс 3 «Счета запасов и незавершенного производства» (30—39) включает 10 счетов, на которых учитывают остатки товаров, сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары, а также материалы в пути. В соответствии с методом «затраты — выпуск» на счетах этого класса стоимость приобретения материальных ресурсов не отражают, поскольку такой учет ведется по счетам класса 6.
Класс 4 «Счета расчетов» (40—49) объединяет 10 счетов, используемых для учета расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом предприятия, профсоюзом и другими организациями по специальному страхованию, государством, дочерними предприятиями, разными дебиторами и кредиторами. В него входят также счета резервов на обесценение средств в расчетах.
Класс 5 «Финансовые счета» (50—59) состоит из счетов по учету денежных средств и финансовых обязательств, а также резервов на обесценение ценных бумаг, которые приобретены фирмой с надеждой получать прибыль в течение года.
Счета классов 1—5 предназначены для составления баланса компании. Соизмерение итогов остатков активных и пассивных счетов позволяет определить финансовый результат (прибыль или убыток).
Класс 6 «Счета затрат по элементам» (60—69) включает 10 счетов, каждый из которых отражает один из элементов затрат: на приобретение и заготовление материалов; услуги со стороны; прочие услуги со стороны; налоги, таксы и приравненные к ним платежи; затраты на содержание персонала; текущее управление; финансовые затраты; чрезвычайные затраты; амортизацию и резервы; участие рабочих в прибылях.
Класс 7 «Счета доходов по видам» (70—79) объединяет 10 счетов, на которых учитывают выручку от реализации, финансовые поступления, субсидии. Первые шесть счетов этого класса предназначены для учета доходов от текущей эксплуатационной деятельности: выручки от реализации товаров; готовой продукции, работ и услуг; отходов; тары; скидок, предоставленных компанией покупателям. Основной особенностью счетов этого раздела является то, что отражаемые доходы относятся к эксплуатационной деятельности и поступают в течение текущего финансового года.
Доходы, полученные по облигациям, акциям, бонам и другим видам финансового участия, проценты по финансовым вложениям и иные финансовые доходы отражают на одноименном счете 76.
Поступления по операциям продолжительностью от двух до пяти лет, а также выручка от реализации основных средств, финансовых активов учитываются на счете 77 «Чрезвычайные доходы».
В соответствии с методом «затраты — выпуск» финансовый результат (прибыль, убыток) определяют как разность между доходами и затратами по данным счетов классов 6 и 7 и отражают по классу 8 «Счета результатов». Полученный результат должен равняться изменению собственного капитала компании за отчетный период по данным счетов классов 1—5. Это равенство нарушается в том случае, если в течение года были поступления новых капиталов, распределение или использование части чистого актива, переоценка статей активов и пассивов компании. Об этом указывают в приложении к годовой отчетности.
Результат определяется по трем видам деятельности: текущей (эксплуатационной), финансовой и чрезвычайной. Для этого по методу «затраты — выпуск» следует учитывать изменение остатков сырья, материалов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства и отражать их на счете прибылей и убытков.
Этим методом исчисляют финансовый результат без калькулирования себестоимости.
Полученный результат (прибыль, убыток) соизмеряется с результатом, определенным по данным счетов классов 1 —5, что усиливает контрольные функции бухгалтерского учета.
По классу 9 «Счета аналитической эксплуатации» группируются основные счета, субсчета первого и второго порядка, информация которых предназначена для принятия управленческих решений и разработки перспективных направлений развития компании. В управленческой бухгалтерии используют счета: отражающие (90); предварительной перегруппировки затрат и выручки от реализации (91); центров анализа (ответственности) (92); себестоимости готовой продукции (93); остатков (94); себестоимости реализованной продукции (95); отклонений от стандартных затрат (96); разницы, возникающей в процессе бухгалтерской обработки данных (97); результатов управленческой бухгалтерии (98); счета внутренних связей.
Достоинство данного плана счетов бухгалтерского учета состоит в обеспечении тесной взаимосвязи между финансовой и управленческой бухгалтерией.[3, 204c]
2. Принципы планирования и прогнозирования экономики
Прогнозирование и планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.
Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Так, распределение и потребление всегда ограничено имеющимися ресурсами, а обмен требует эквивалентности. Закономерность выступает в виде тенденции, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Например, зависимости между результатами и факторами производства.[1, 23c]
Принципы планирования — основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.
Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности общественного производства, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.
Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, достижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе разработки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. максимальной экономией живого и овеществеленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.
Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация этого принципа предполагает:
- эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
- равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
- рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;
Паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Принцип приоритетности следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.
Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.
Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.
Под системностью методов и моделей социально-экономического прогнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направлению. Однако и условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных.
Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно строиться на широком использовании методик и моделей как условия научного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.
Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.
Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т. е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т. с. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.
Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.[6, 58c]
Заключение
Итак, в условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия, фирмы в значительной степени зависит от разработки планов развития. Необходимость экономического обоснования планов и прогнозов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании как функции в управлении, подразделяются на количественные, качественные, объемные и удельные. Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные показатели. План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы.
Основные направления совершенствования методологии планирования и прогнозирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности управления производством, рост производительности труда, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учеб. пособие / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2008.-248с
2. Анискин Ю.П. Планирование и контроль: учеб. пособие / Ю.П. Анискин. – М.: Омега-Л, 2007.-411с
3. Комышанов П.И. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты: учеб. пособие / П.И. Комышанов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.-520с
4. Колобова А.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А.А. Колобова. – М.: ЮНИТИ, 2007.-374с
5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ, 2008.-318с
6. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Е.А. Черныш. – М.: ПРИОР, 2009.-176с