Москва 2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности
Аудиторские стандарты, их назначения и виды
Стандартизация аудиторской деятельности в России
Основные международные аудиторские стандарты
Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.
В переводе с английского audit – это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяют различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях.
Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров.
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.
Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера.
Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни различных предприятий и организаций.
Целью данной курсовой работы является:
описать общие сведения об аудите;
рассказать о Международных стандартах аудита, их внедрении в России;
обозначить взаимосвязь Международных стандартов аудита с обеспечением качества аудиторской деятельности.
1. Значение международных аудиторских стандартов в
регулировании аудиторской деятельности
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных
внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
создают общественный имидж профессии;
устраняют контроль со стороны государства;
помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Стандартизация аудиторской деятельности в РоссииВ России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.
Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.
В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.
Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:
• понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;
• формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.
На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:
1) различиями в подходах к аудиту;
2) формальными различиями - стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;
3) реформой международных стандартов аудита.
Тринадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена.
Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.
Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами.1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.
Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции, являются:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются: а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;
ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».
С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся:
1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.
3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.
4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.
5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.
В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.
Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии и других странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка и др.), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои специфические национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.
Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.
Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита,. состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.
Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно-ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Они состоят из разделов:
1. Вводные аспекты
История возникновения и порядок разработки международных стандартов аудита и сопутствующих услуг. Статус Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП). МСА 100 "Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг".
Принципы построения и содержание перечня терминов и определений МСА. МСА 110 "Глоссарий".
Требования, предъявляемые к подготовке финансовой отчетности с точки зрения ее аудита. Определение аудита и сопутствующих услуг. Уровни уверенности аудитора для различных видов аудиторских услуг. Причастность аудитора к финансовой информации. МСА 120 "Концептуальная основа Международных стандартов аудита".
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Основные понятия и фундаментальные принципы Кодекса этики. Структура Кодекса этики и его применение на практике.
2. Обязанности (стандарты, регламентирующие ответственность аудиторов):
Цель, объем и общие принципы аудита. Концепция достаточной (разумной) уверенности аудитора. Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. МСА 200 "Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности".
Письма - обязательства о проведении аудита, обязательная информация, которая должна содержаться в них. Необходимость пересмотра писем - обязательств в случае повторных аудиторских проверок. Порядок принятия изменений в договоренности об аудиторском задании. МСА 210 "Условия договоренностей об аудите".
Форма и содержание рабочих документов. Конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранение рабочих документов и право собственности на них. МСА 230 "Документация".
Ответственность руководства экономического субъекта и аудитора в связи с вероятностью появления фактов мошенничества и ошибок. Ограничения, присущие аудиту, и связанный с этим риск того, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности не будут обнаружены. Процедуры, проводимые при наличии признаков мошенничества или ошибки. Сообщение о факте мошенничества или ошибки (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения ПО ФАКСУой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 240 "Мошенничество и ошибки".
Ответственность руководства за соблюдение законов и нормативных актов. Проверка аудитором соблюдения законов и нормативных актов и процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения. Сообщение о несоблюдении (руководству экономического субъекта, пользователям аудиторского заключения по финансовой отчетности, органам регулирования и правоохранительным органам). Случаи, когда аудитор вправе отказаться от проведения аудита. МСА 250 "Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности".
3. Планирование (аудита):
Необходимость планирования работы. Общий план аудита (знание бизнеса клиента, понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность, характер, сроки и объем процедур, координация, направление работы, надзор за ней и ее анализ, прочие аспекты). Программа аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления плана аудита. Порядок внесения изменений в общий план и программу аудита. МСА 300 "Планирование".
Получение и применение знаний о деятельности клиента. Факторы, подлежащие изучению: общие экономические условия, отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента, информация об экономическом субъекте как таковом (характеристики управления и собственности, финансовое положение и доходность, условия подготовки финансовой отчетности, отраслевое законодательство, особенности деятельности - продукция, рынки, поставщики, расходы, технология производства). МСА 310 "Знание бизнеса".
Понятие существенности. Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском. Применение понятия существенности для оценки последствий искажений финансовой отчетности. МСА 320 "Существенность в аудите".
4. Внутренний контроль (система внутреннего контроля):
Неотъемлемый риск, факторы риска на уровне финансовой отчетности и на уровне сальдо счета и класса операций. Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (необходимость понимания этих систем для целей аудита, ограничения, присущие средствам внутреннего контроля). Риск системы контроля (предварительная оценка риска системы контроля, документация, отражающая понимание и оценку риска системы контроля, тесты контроля, качество и своевременность аудиторского доказательства, окончательная оценка риска системы контроля). Риск необнаружения. Аудиторский риск в малых предприятиях. Информирование руководства о недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. МСА 400 "Оценка рисков и система внутреннего контроля".
Квалификация и компетентность аудитора в области компьютерных информационных систем (КИС). Планирование аудита в среде КИС. Оценка риска и особенности проведения аудиторских процедур в условиях КИС. МСА 401 "Аудит в условиях компьютерных информационных систем".
Оценка влияния обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Вопросы, рассматриваемые аудитором клиента. Отчет аудитора обслуживающей организации. МСА 402 "Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций".
5. Аудиторские доказательства
Достаточные и уместные аудиторские доказательства. Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность: существование, права и обязательства, возникновение, полнота, стоимостная оценка, измерение, представление и раскрытие. Процедуры получения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос и подтверждение, подсчет, аналитические процедуры. МСА 500 "Аудиторские доказательства".
Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов. Подтверждение дебиторской задолженности. Запрос о судебных делах и претензиях. Стоимостная оценка и раскрытие информации о долгосрочных инвестициях. Информация по сегментам. МСА 501 "Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей".
Аудиторские процедуры, которые аудитору необходимо получить в отношении начальных сальдо. Аудиторские выводы и заключения, связанные с проверкой начальных сальдо. МСА 510 "Первая аудиторская проверка - начальные сальдо".
Характер и цели аналитических процедур. Аналитические процедуры при планировании аудита. Аналитические процедуры как процедуры проверки по существу. Аналитические процедуры при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита. Степень надежности аналитических процедур. Использование аналитических процедур для исследования необычных статей. МСА 520 "Аналитические процедуры".
Понятия аудиторской выборки, элемента выборки, генеральной совокупности, риска, связанного и не связанного с использованием выборочного метода. Риски, связанные с получением аудиторских доказательств (тестов контроля и процедур проверки по существу). Отбор элементов для тестирования в целях получения аудиторских доказательств (отбор всех элементов, отбор специфических статей, аудиторская выборка). Статистический и нестатистический подходы к выборкам. Разработка выборки. Объем выборки. Формирование выборки. Проведение аудиторской процедуры. Анализ характера и причин ошибок. Прогнозирование ошибок. Оценка результатов выборки. МСА 530 "Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки".
Характер оценочных значений. Аудиторские процедуры в отношении проверки оценочных значений. Анализ и тестирование процедур, используемых руководством клиента (оценка данных и анализ допущений, проверка вычислений, сравнение предыдущих оценок с фактическими результатами). Использование независимой оценки. Обзор последующих событий. Оценка результатов аудиторских процедур. МСА 540 "Аудит оценочных значений".
События, происходящие до даты подписания аудиторского заключения. Факты, обнаруженные после даты аудиторского заключения, но до опубликования финансовой отчетности. Факты, обнаруженные после опубликования финансовой отчетности. Особенности аудиторских процедур в случае открытого размещения клиентом ценных бумаг. МСА 560 "Последующие события".
Уместность допущения о непрерывности деятельности предприятия и признаки риска невыполнения такого допущения (финансовые, производственные и прочие). Аудиторские доказательства, касающиеся того, сможет ли предприятие продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Аудиторские выводы и заключение. МСА 570 "Допущение о непрерывности деятельности предприятия".
Признание руководством ответственности за финансовую отчетность. Использование заявления руководства в качестве аудиторского доказательства. Документальное оформление заявлений, сделанных руководством. Действия аудитора в случае отказа руководства предоставлять заявления. МСА 580 "Заявления руководства".
6. Использование результатов работы третьих лиц
Понятия главного аудитора, другого аудитора, аудируемого компонента. Принятие назначения в качестве главного аудитора. Процедуры, выполняемые главным аудитором. Сотрудничество между аудиторами. Вопросы, требующие рассмотрения при составлении заключения. Разделение ответственности между аудиторами. МСА 600 "Использование результатов работы другого аудитора".
Объем и цели внутреннего аудита. Взаимосвязь между внутренним аудитом и внешним аудитором. Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита. Сроки взаимодействия и координации. Оценка и проверка работы внутреннего аудита. МСА 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита".
Понятие "эксперта" для целей аудита. Определение необходимости использовать работу эксперта. Компетентность и объективность эксперта. Объем работы эксперта и ее оценка. Ссылка на эксперта в аудиторском заключении. МСА 620 "Использование работы эксперта".
7. Аудиторские выводы и заключения
Основные элементы аудиторского заключения (название, адресат, вводный параграф или введение, параграф, описывающий объем, выражение мнения, дата аудиторского заключения, адрес и подпись аудитора). Типовое аудиторское заключение. Модифицированные заключения (факторы, не влияющие на мнение аудитора, факторы, влияющие на мнение аудитора). Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безусловноположительного (ограничение объема, несогласие с руководством). МСА 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности".
Понятие соответствующих показателей и сопоставимой финансовой отчетности. Соответствующие показатели (обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования, возникающие при назначении нового аудитора). Сопоставимая финансовая отчетность (обязанности аудитора, составление заключения, дополнительные требования, возникающие при назначении нового аудитора). МСА 710 "Сопоставления".
Понятие "прочей информации". Доступ к прочей информации и необходимость ее рассмотрения. Существенные несоответствия и существенное искажение фактов. Доступность прочей информации после даты составления аудиторского заключения. МСА 720 "Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность".
8. Специализированные области аудита
Определение и общие требования, предъявляемые к специальным аудиторским заданиям. Отчеты о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от МСФО или национальных стандартов. Отчеты по компонентам финансовой отчетности. Отчеты о соответствии условиям договора. Отчеты об обобщенной финансовой отчетности. МСА 800 "Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию".
Понятие прогнозной финансовой информации, ее назначение. Понятия прогноза и перспективной оценки. Уверенность аудитора в отношении прогнозной финансовой информации. Принятие задания. Знание бизнеса. Охватываемый период. Процедуры проверки. Представление и раскрытие информации. Отчет о проверке прогнозной финансовой информации. МСА 810 "Проверка прогнозной финансовой информации".
9. Сопутствующие услуги
Цель обзора финансовой отчетности. Общие принципы обзора, объем обзора. Средняя степень уверенности. Условия задания. Планирование. Работа, выполненная другими лицами. Документация. Процедуры и доказательства. Выводы и заключение. МСА 910 "Задания по обзору финансовой отчетности".
Цель задания по выполнению согласованных процедур. Общие принципы работы по выполнению согласованных процедур. Определение условий задания. Планирование. Документация. Процедуры и доказательства. Отчет. МСА 920 "Задания по выполнению согласованных процедур".
Цель задания по подготовке (компиляции) финансовой информации. Общие принципы задания по подготовке финансовой информации. Определение условий задания. Планирование. Документация. Процедуры. Отчет о выполнении задания по подготовке финансовой информации. МСА 930 "Задания по подготовке финансовой информации".
10. Применение международных аудиторских стандартов для аудита малых предприятий (МСА 1005)
Комментарии по применению МСА при аудите малых предприятий.
11. Аудит международных коммерческих банков (МСА 1000, 1006)
Применение МСА для аудита международных коммерческих банков. Цели аудита и особо важные вопросы, возникающие по различным статьям финансовой отчетности банка.
Оценка систем внутреннего контроля.
Процедуры межбанковского подтверждения.
12. Сходства и различия российских правил (стандартов) аудиторской деятельности и МСА
Правила (стандарты) аудиторской деятельности, находящиеся в близком согласии с МСА. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие существенные отличия от МСА; анализ причин таких различий.
2. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество
аудиторских услуг
Организацией системы контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации строится с учетом использования международного опыта. Уже с середины 90-х годов представители международных профессиональных объединений, в частности CNCC (Франция), знакомили российских аудиторов с некоторыми элементами своей системы контроля. В настоящее время российские аудиторы имеют возможность использовать опыт как Франции, так и Великобритании.
Ранее требования к системе внутреннего контроля аудиторской фирмы были установлены в МСА 220 «Контроль качества работы в аудите».
С 15 июля 2005 года вопросы организации СВК на уровне фирмы вынесены в МСКК 11 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающие уверенность и связанные с сопутствующими услугами», а вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания – в МСА 220R «Контроль качества для аудиторов исторической финансовой информации».
Внешний контроль качества основан на изучении и оценке системы внутреннего контроля, действующей в аудиторской фирме, ее соответствии международным требованиям.
Все национальные аудиторские организации и профессиональные объединения, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров IFAC, руководствуются в своей деятельности МСКК 1 и МСА 220R. Российский аудит также направлен на соответствие ПСАД международным стандартам аудита.
Основные изменения в требованиях к организации внутрифирменного контроля качества (СВКК) аудиторской фирмы связаны с тем, что в МСКК 1 введены обязательные требования к структуре СВКК, а также обязанность документировать процедуры и элементы СВКК.
В соответствии с п.7 МСКК 1 система контроля качества аудиторской организации должна включать в себя политики и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
- ответственность руководства за качество предоставляемых услуг (внутрифирменный контроль качества);
- этические требования;
- политика и процедуры о решении вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связи с существующим клиентом;
- человеческие ресурсы;
- выполнение задания;
- мониторинг.
Изменились требования к документированию и доведению до персонала процедур внутреннего контроля.
В соответствии с п.7 МСКК 1 внешний контроль профессиональных аудиторских объединений должен обеспечивать проверку следующих требований:
- ответственность руководства за качество предоставляемых услуг;
- этические требования;
- политика и процедуры для решения вопроса о заключении договора на аудит и поддержания связей с существующим клиентом;
- трудовые ресурсы;
- выполнение задания;
- мониторинг;
- претензии.
Контроль качества преследует следующие цели:
1) Укрепить доверие к аудиторской профессии в обществе
2) Проверить, соответствует ли выполненное задание действующим нормативным требованиям с точки зрения:
- соблюдения лицензионных требований
- правил профессиональной этики в отношении независимости и профессионального поведения
- организации работ
- планирования аудита
- отражения результатов проверки в документации аудитора
- наличия контроля со стороны руководства и ведущих специалистов
- необходимого уровня компетенции аудитора
- адекватной оценки для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска
- получение консультаций в специальных случаях
Контроль качества аудиторских услуг проводится в соответствии с требованиями ПСАД №7 «Внутренний контроль качества аудита»
Контроль проводится в 2 этапа
1 этап. Заполнение аудиторскими организациями ежегодной анкеты, на основании которой контролеры получают информацию о деятельности фирмы без ее посещения. Анкеты представляются в ТИПБ. Нарушения порядка представления анкет:
не соблюдаются сроки представления – до 15 апреля
не представляются анкеты
представляются искаженные данные по соблюдению требований ПСАД, не подтверждаемые при посещении аудиторской организации
2 этап. Проведение проверки выполнения требований ПСАД при посещении контролером аудиторской организации. Наиболее распространенные нарушения, выявляемые контролерами:
недостаточность или отсутствие документирования аудиторских проверок
отсутствие документирования проверок на независимость
недостаточность внутренней организационной документации, например, отсутствие распоряжений на назначение руководителей проверок, внутренних консультантов.
Недостатки в работе контролеров:
- небрежность при заполнении рабочих документов контролера, например, несоответствие дат, несоответствие информации по данным проверяемой аудиторской организации и контролера
- несоблюдение порядка проведения контроля
- проведение проверки аудиторских дел при отсутствии разрешений клиента
- недостаточно оперативное исправление недостатков по замечаниям Комиссии ИПБ России при рассмотрении заключений, представленных на утверждение, в результате чего неоправданно увеличиваются сроки выдачи заключений
Направления работы Комиссии по улучшению работы контролеров:
- подготовка контролеров качества ввиду их недостаточности и неравномерности распределения по регионам. Например, всего один контролер в Приморском крае, а в центральных регионах количество их не только достаточно, но и число желающих быть контролерами растет
- добиваться повышения квалификации контролеров и уменьшения недостатков в их работе
По результатам проведения 2-х этапов выдается заключение.
Заключение формируется ТИПБ, а затем утверждается Комиссией по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России с предоставлением в Комиссию полного комплекта документов, оформляемых при проведении контроля качества, который предусмотрен Порядком проведения контроля качества ИПБ России.
Типовые заключения 4-х видов:
1. работа аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудиторских услуг
2. имеются несущественные замечания
3. имеются существенные замечания, необходимо предусмотреть серьезную организационную работу по обеспечению качества предоставляемых услуг
4. деятельность не соответствует профессиональным стандартам
Обязанности профессиональных аудиторских объединений (ПАО) в области внешнего контроля:
- активное разъяснение среди членов ПАО цели и процедур проведения внешнего контроля качества
- разработка и внедрение внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, обязательных для членов ПАО
- разработка эффективной системы контроля качества аудиторских услуг членов ПАО
- введение и проведение обязательной программы внешней проверки качества работы участников ПАО
- подготовка контролеров качества
- оказание содействия своим участникам во внедрении эффективной внутренней системы контроля качества и обеспечении ее функционирования
Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности ИПБ России для реализации стоящих перед ней задач в области организации системы контроля качества аудита осуществляет:
разработку и утверждение методик осуществления проверок
разработку и утверждение методик отбора, назначения и повышения квалификации контролеров
разработку и утверждение отбора проверяемых субъектов
разработку и утверждение программ проверок
утверждение результатов проверок
подготовку, утверждение и реализацию мер по результатам проверок
контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков, выявленных по результатам проверок
контроль деятельности контролеров
разработку и утверждение системы урегулирования разногласий, возникающих в ходе и по результатам проверок
В настоящее время:
разработаны внутренние стандарты ИПБ России для членов организации
разработана система контроля качества аудиторских организаций – членов ИПБ России
разработана процедура проведения внешнего контроля качества
разработаны требования к контролерам качества
проведено обучение и аттестация контролеров (около 150) человек
внешний контроль проводится по территориальному признаку, т.е. контроль проводит ТИПБ, в котором состоит аудиторская организация.
в ИПБ России входят 80 ТИПБ.
аттестованные контролеры имеются в 33 регионах.
проводится работа по организации внешнего контроля.
для обеспечения требований системы контроля качества Комиссия по контролю качества аудиторской деятельности разрабатывает и представляет на утверждение Президентского совета ИПБ России перечень мер, включая дисциплинарные, применяемые к аудиторам – членам ИПБ России в случае несоблюдения требований качества.
Кроме вышеперечисленных стандартов МСКК 1 и МСА 220R, следует выделить таких два стандарта, обеспечивающих качество аудиторских услуг, как Положение об обязанностях членов МФБ №1 «Контроль качества» и 8-я Директива Европейской комиссии.
Членами МФБ являются профессиональные объединения 156 организации из 114 стран мира, в том числе и ИПБ России. На членов МФБ распространяются «Положения об обязанностях членов МФБ». Всего положений – 7. Из них следующие касаются контроля качества аудиторских услуг:
- Положение №1 «Контроль качества» применяется при проведении внешних проверок качества работы аудитора.
- Положение №3 «Международные стандарты, соответствующие методические рекомендации и другие документы, издаваемые КМСА»,устанавливает обязанности членов МФБ в отношении стандартов контроля качества, аудита и заданий по поддержанию достоверности информации.
- Положение №4 «Кодекс профессиональной этики МФБ для дипломированных бухгалтеров» устанавливает обязанности организаций по его соблюдению.
Российским профессиональным аудиторским объединениям следует установить и максимально приблизить к международным требованиям как внутренние стандарты этих объединений, обязательные для членов, так и внешнюю проверку соблюдения стандартов и оценку качества предоставляемых услуг.
В 8-й Директиве Европейской комиссии содержаться статьи, посвященные системе обеспечения качества (ст.29, 32).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года.
Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (Протокол № 56 от 31 мая 2007 года).
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 557 от 22.07.08.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 07-04-08/950/СШ "О представлении отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов."
Галова Е.В. Федеральные стандарты аудита: Учеб. пособие. – М. Изд-во: АБИК, 2007. – 72 с.
Грачева М.Е. Международные стандарты аудита (МСА): учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008.
Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2008.
Рогуленко Т.М. Аудит: учебник. – изд. с изм. – М.: Экономистъ, 2007.
Чикунова И.П. Международные стандарты аудита: структура и содержание // Бухгалтерский учет. – 2008.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. – Учебное пособие/ Под. ред. Л.И. Ушвицкого. – М.: КНОРУС, 2009.
Информация Интернет сайтов:
http://www.educenter.ru/documents/audit_prog8.html
http://www.as-audit.ru/consulting/book_keeper/taxation/audit_standart/index.shtml
http://auditinfo.net/kontrol-kachestva-auditorskoj-deyatelnosti/
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА И ПОЛОЖЕНИЙ О МЕЖДУНАРОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ
Наименование стандарта
Номер Федерального стандарта РФ
Комментарии
Глоссарий
проект
100-199 Вводные аспекты
Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность
проект
отсутствует
120
Основные принципы Международных стандартов аудита
24
отменен в дек. 2004
200-299 Обязанности
200
Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности
1
210
Условия аудиторских заданий
12
220
Контроль качества работы в аудите
7
1/220А
Контроль качества в аудиторских организациях
34
230
Документирование
2
240
Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности
13
250
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности
14
260
Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями
22
265
Существенные недостатки во внутреннем контроле
проект
300-399 Планирование
300
Планирование
3
315
Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации
8
320
Существенность в аудите
4
330
Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски
проект ПСАД №35
400-499 Внутренний контроль
402
Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации
25
450
Оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита
проект
500-599 Аудиторские доказательства
500
Аудиторские доказательства
5
501
Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей
17
505
Внешние подтверждения
18
510
Первичные задания – начальные сальдо
19
520
Аналитические процедуры
20
530
Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования
16
540
Аудит оценочных значений
21
545
Аудит оценки по справедливой стоимости
39
550
Связанные стороны
9
560
Последующие события
10
570
Непрерывность деятельности
11
580
Заявления руководства
23
600-699 Использование работы третьих лиц
600
Использование работы другого аудитора
28
610
Рассмотрение работы внутреннего аудита
29
620
Использование работы эксперта
32
700-799 Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)
700
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
700А
Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
6
701
Модифицированное аудиторское заключения
проект
705
Мнение, не являющееся безоговорочно положительным
проект
706
Поясняющие параграфы в аудиторском заключении
710
Сопоставимые значения
26
720
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность
27
800-899 Специализированные области
800
Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей
Ст-т
КАД
проект
810
Исследование ожидаемой финансовой информации
Ст-т КАД
отсутствует
3400
Исследование прогнозной финансовой информации
проект
900-999 Сопутствующие услуги
2400/910
Задание по обзорной проверке финансовой отчетности
33
4400/920
Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации
30
4410/930
Задания по компиляции финансовой информации
31
1000-1100 Положения по международной аудиторской практике
1000
Процедуры межбанковского подтверждения
Дополнения 1-3 к предмету 400
1004
Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами
1005
Особенности аудита малых предприятий
Ст-т КАД
1006
Аудит международных коммерческих банков
1010
Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
1012
Аудит производных финансовых инструментов
1013
Electronic Commerce – Effect on the Audit of Financial Statements
1014
Reporting by Auditors on Compliance with International Financial Reporting Standards
2410
Обзор промежуточной финансовой информации, подготовленной аудитором
проект
3000
Задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации
проект
3000A
Assurance Engagements Other than Audits or Reviews of Historical Financial Information
3402
Получение уверенности в отношении средств контроля в обслуживающих организациях
проект
1 Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества работы организаций, осуществляющих аудит и обзор финансовой информации за прошлые годы, а также другие задания по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг»