Содержание.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Оценка незавершенного производства………………………………………4
2. Классификация и способы проведения инвентаризации…………………..13
3. Инвентаризация незавершенного производства……………………………17
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………………..21
Журнал регистрации хозяйственных операций……………………………….23
Расчетные таблицы……………………………………………………………...29
Журналы-ордера и ведомости аналитического учета………………………...36
Главная книга……………………………………………………………………66
Баланс…………………………………………………………………………….74
Введение.
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.
Одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год.
В настоящей курсовой работе приведены основные сведения о целях, порядке назначения и проведения инвентаризации незавершенного производства, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
1. Оценка незавершенного производства.
Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, не прошедшая всех операций обработки и изготовления, предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся остатки невыполненных заказов производств, остатки полуфабрикатов собственного производства.
На практике ситуация, когда все осуществленные за период затраты относятся на себестоимость готовой продукции, встречается довольно редко. Гораздо чаще особенности технологических процессов не позволяют завершить производством всю продукцию, изготовление которой было начато в отчетном или даже в предыдущих периодах.
При наличии незавершенного производства с кредита счетов учета затрат (20, 23 или 29) в дебет счетов 43 или 40 должны списываться не все накопленные за период затраты, а только та часть, которая относится к завершенной производством продукции, таким образом, на этих счетах будет оставаться остаток, который должен характеризовать объем незавершенного производства.
Существует несколько методик определения объема незавершенного производства и себестоимости завершенной производством продукции.
Способы оценки незавершенного производства (оценка незавершенного производства или оценка готовой продукции)
Способ первый (по оценке незавершенного производства): определяется объем незавершенного производства на конец периода, а себестоимость завершенной производством продукции определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства.
Для этого:
по данным инвентаризации определяется натуральный объем незавершенного производства;
исчисляется фактическая себестоимость незавершенного производства.
Рассмотрим эти действия на следующем примере. Пусть по условиям техпроцесса из металлического листа сначала штампом вырезаются заготовки определенной формы, а затем в них нарезается резьба. Если стоимость листа составляет 128 руб., из одного листа штампуется 17 заготовок, затраты составляют 73 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т.п.), а обрезки сдаются на сборный пункт металлолома по 14 руб., то стоимость одной заготовки составит:
(128 + 73 - 14) / 17 = 11 руб.
Известно, что на конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенного производства составит:
1778 х 11 = 19558 руб.
Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции. Для этого из суммы показателей объема незавершенного производства на начало периода и объема затрат за период вычитается объем незавершенного производства на конец периода. Пусть в нашем примере это будет: 18490 руб. - объем незавершенного производства на начало периода, 245699 руб. - затраты за период (дебетовый оборот по счету 20), тогда себестоимость завершенной производством продукции составит:
18490 + 245699 - 19558 = 244631 руб.
То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 244631 руб. Если разделить эту сумму на натуральный показатель выпуска готовой продукции (количество изготовленных изделий), то получим себестоимость одного изделия.
Способ второй (по оценке готовой продукции): определяется размер затрат, относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненных работ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или 29.
Рассмотрим использование этого способа на примере попередельного метода учета затрат. Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехе находилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производства составлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы по данным сметы было затрачено 8750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию станка и т.п.). Всего резьба была нарезана на 1410 заготовках. На штамповку истрачено 17440 руб. (с учетом стоимости переданных в производство листов, заработной платы штамповщика, затрат на эксплуатацию штампа и т.д.), причем всего разрезано 93 листа на 1581 заготовку (каждый на 17 заготовок).
Сначала определяется количество заготовок для нарезки резьбы, оставшееся в цехе на конец периода:
49 + 1581 - 1410 = 220 ед.
Это расчетное количество заготовок сверяется с данными инвентаризации. Затем определяется себестоимость штамповки одной заготовки для резьбы:
(490 + 17440) / (49 + 1581) = 11 руб.
Далее определяются затраты на изготовление готовой продукции:
11 х 1410 + 8750 = 24260 руб.
На основе этих данных может быть определен объем незавершенного производства на конец периода:
490 + 17440 + 8750 - 24260 = 2420 руб.
Эти данные могут быть проверены путем умножения количества заготовок на стоимость изготовления одной заготовки:
220 х 11 = 2420 руб.
В данном случае в дебет счетов 43 или 40 с кредита счета 20 должно быть списано 2420 руб.
Выше мы рассматривали учет для варианта оценки себестоимости готовой продукции или объема незавершенного производства по фактическим затратам. Однако эти показатели могут приниматься по нормативной оценке. Для этого при определении себестоимости завершенной производством продукции или объема незавершенного производства используются данные о величине отклонений фактической себестоимости изготовленной продукции от ее нормативных значений. Рассмотрим использование этого варианта на примере позаказного метода учета затрат и использовании второго способа расчета. Например, организация выполняет услуги по охране. Нормативные затраты на одного охранника принимаются в размере 300 руб./чел. в день (сюда входит заработная плата охранника, затраты на спецодежду, содержание оружия и т.д.). Известно, что в течение месяца оказаны услуги по охране трех объектов, причем на 1-ом объекте работали 2 чел. в течение 10 дней, на 2-ом - 1 чел. в течение 30 дней, на 3-ем - 5 чел. в течение 24 дней. Итого нормативные затраты составили:
(2 х 10 + 1 х 30 + 5 х 24) х 300 = 51000 руб.
Однако на втором объекте условия работы сопряжены с дополнительной опасностью, поэтому работнику было дополнительно начислено 7000 руб. заработной платы и выданы дополнительные средства связи, расходы на эксплуатацию которых составляют 20 руб. в день. Таким образом, сумма отклонений составила:
7000 + 20 х 30 = 7600 руб.
По 1-му и 2-му объекту акты об оказании услуг подписываются ежемесячно, по 3-му - ежеквартально. Тогда себестоимость оказанных услуг определяется в размере:
(2 х 10 + 1 х 30 ) х 300 + 7600 = 22600 руб.
Именно эта сумма должна быть списана с кредита счета 20 в дебет счета 40, а на счете 20 останется сальдо, характеризующее объем незавершенного производства:
51000 + 7600 - 22600 = 36000 руб. или 5 х 24 х 300 = 36000 руб.
Методы оценки незавершенного производства (по стоимости материалов, по прямым материальным затратам, по полной производственной себестоимости)
Выше мы сказали, что при первом способе оценке (при оценке незавершенного производства) определяется объем незавершенного производства на конец периода, а себестоимость завершенной производством продукции определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства.
Причем для этого после определения натурального объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость незавершенного производства. Это исчисление может осуществляться путем оценки по стоимости материалов, по прямым материальным затратам, по полной производственной себестоимости.
Рассмотрим эти действия на приведенном выше примере. Пусть по условиям техпроцесса из металлического листа сначала штампом вырезаются заготовки определенной формы, а затем в них нарезается резьба. Если стоимость листа составляет 128 руб., из одного листа штампуется 17 заготовок, затраты составляют 73 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т.п.), а обрезки сдаются на сборный пункт металлолома по 14 руб., то стоимость одной заготовки, оцененная по полной производственной себестоимости, составит:
(128 + 73 - 14) / 17 = 11 руб.
Известно, что на конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенного производства составит:
1778 х 11 = 19558 руб.
Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 + 245699 - 19558 = 244631 руб.
То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 244631 руб. Если разделить эту сумму на натуральный показатель выпуска готовой продукции (количество изготовленных изделий), то получим себестоимость одного изделия.
Теперь сделаем те же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости материалов:
(128 - 14) / 17 = 6,7 руб.
Известно, что на конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенного производства составит:
1778 х 6,7 = 11912,6 руб.
Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 + 245699 - 11912,6 = 252276,4 руб.
То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 252276,4 руб.
Теперь сделаем те же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости прямых материальных затрат. Выше было указано, что затраты на изготовление одной заготовки составляют 73 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т.п.). Из этой суммы необходимо выделить прямые материальные затраты - пусть это будет 33 руб.
(128 +33 - 14) / 17 = 8,6 руб.
Известно, что на конец месяца в цехе находится 1778 заготовок, тогда объем незавершенного производства составит:
1778 х 8,6 = 15290,8 руб.
Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции:
18490 + 245699 - 15290,8 = 248898,2 руб.
То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 248898,2 руб.
При анализе этих расчетов становится понятным, что чем больший перечень затрат включается в оценку незавершенного производства, тем больше значение этой оценки и, соответственно, тем оно точнее. Иными словами, оценка незавершенного производства по стоимости материалов является наименьшей по значению, поэтому стоимость готовой продукции увеличивается максимально (в нее включаются практически все затраты на производство, кроме стоимости истраченных на НЗП материалов). Оценка НЗП по прямым материальным затратам в количественном значении уже дороже, а стоимость готовой продукции падает, соответственно, на величину не только материалов, а всех материальных затрат. Наконец, самая точная оценка - по полной производственной себестоимости.
Выбор метода оценки незавершенного производства является достаточно серьезной задачей. Ее решение во многом зависит от отраслевой принадлежности организации и от наличия и содержания отраслевой методики калькулирования себестоимости продукции. Если же организация такой отраслевой инструкции не имеет или эта инструкция не утверждена в установленном порядке, то организация вынуждена сама выбирать метод оценки незавершенного производства. В этом случае решение принимается, исходя из:
реальной возможности применить тот или иной метод на практике,
необходимости сокращения трудоемкости учетных процедур при допустимом уровне достоверности проведенной оценки;
наличия и возможностей автоматизированной системы ведения учета;
повышения прозрачности учета, унификации учетных процедур и преемственности (консерватизма) учетной политики.
Если же мы будем пользоваться вторым способом (оценка готовой продукции, а уже на ее основе исчисление стоимости незавершенного производства), то в этом случае можно применять только метод оценки по полной производственной себестоимости (фактической или нормативной), поскольку в противном случае все не включенные в оценку виды затрат будут накапливаться в стоимости незавершенного производства. Например, с кредита счета 20 мы будем списывать только оценку готовой продукции по прямым материальным затратам, тогда все остальные затраты будут постоянно накапливаться в дебете счета 20, а объем незавершенки будет необоснованно расти от одного отчетного периода к другому.
2. Классификация и способы проведения инвентаризации.
Под инвентаризацией понимается установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета или учитываемых внесистемно (например, условные активы и иные показатели, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету).
Инвентаризация производится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.).
Основными целями инвентаризации являются:
проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,
проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности,
проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,
приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями,
выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.
В зависимости от объема проверки инвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные виды объектов, частичными, охватывающими какую-либо группу таких объектов (например, только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), и выборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например, только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченную дебиторскую задолженность).
Инвентаризации могут проводиться как периодически (например, для товаров на складах), так и в текущем режиме (например, выборочные инвентаризации расчетов с контрагентами по мере оформления актов сверок расчетов или поступления информации об изменении имущественного состояния контрагента).
Периодичность и объем инвентаризаций устанавливается руководителем организации исходя из материальности (существенности) возможных погрешностей учетных данных и критичности возможных последствий несоответствия учетных данных реальному положению дел. Однако существуют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством и нормативными документами.
Например, проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия,
при смене материально ответственных лиц,
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества,
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями,
при реорганизации или ликвидации организации,
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года), однако:
инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года,
инвентаризация библиотечных фондов может проводиться один раз в пять лет,
инвентаризация товаров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может проводиться в период их наименьших остатков.
Материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении и выдаче ценностей. Работники учета заканчивают обработку документов, делают записи в учетные регистры, исчисляют остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц. Сдав в бухгалтерию последний отчет, материально ответственные лица дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию, неоприходованных и списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Инвентаризация производится только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотя бы одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации как недействительные.
Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на ..... (дата)».
Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества и суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последней страницы материально ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
На негодные испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.
3. Инвентаризация незавершенного производства.
Инвентаризация незавершенного производства имеет целью определить объемы и фактическую себестоимость его в соответствии с порядком, установленным Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и разработанными на его основе отраслевыми инструкциями.
В части промышленных предприятий, например, необходимо:
- определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
- выявить неучтенный брак;
- определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;
- выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;
- определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий.
Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.
Проверка остатков задела незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания без промежуточных платежей; по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются особо и фиксируются в отдельных описях.
Окончательно забракованные детали в состав незавершенного производства не включаются.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь (в соответствующих отраслях промышленности), в инвентаризационных описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями.
Наличие и объем незавершенного капитального строительства устанавливаются при инвентаризации путем проверки в натуре оплаченной его части. В актах инвентаризации указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
- не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
- состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые акты. Отдельные акты составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.
Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризация незаконных капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов производится путем проверки состояния работ в натуре.
На незаконченный капитальный ремонт составляется акт, в котором указываются название ремонтируемого объекта, наименования и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов.
Порядок учета, распределения и включения в себестоимость продукции или работ указанных расходов устанавливается в соответствующих инструкциях.
Заключение.
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо определить фактическое наличие заделов и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве, фактическую комплектность незавершенного производства, выявить остаток незавершенного производства. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии их готовности количества.
По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту.
Список используемой литературы.
Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г.),
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 24.03.2000г.),
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49,
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н,
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г.),
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г.),
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»,
Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"»,
Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000 г.
Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2002
Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1992 г.
Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003
Журнал регистрации хозяйственных операций за ноябрь 2004 г.
№ операции | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма (руб.) |
1 приходный ордер карточка складского учета |
Акцептованы счета поставщиков за материалы | 15 | 60 | 103588 |
Транспортно-заготовительные расходы | 15 | 16 | 7588 | |
НДС | 19.3 | 60 | 20011,68 | |
Оприходованы на склад материалы по учетным ценам | 15 | 10 | 110000 | |
Отклонения | 16 | 15 | 1176 | |
2 требование-накладная |
Отпущены со склада материалы по учетным ценам основному производству | |||
Заказ № 12 | 20.12 | 10 | 12200 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 10 | 10900 | |
Вспомогательному производству | 23 | 10 | 6800 | |
На обслуживание машин и оборудования | 25.1 | 10 | 3750 | |
На нужды заводоуправления | 26 | 10 | 3120 | |
На цеховые нужды | 25.2 | 10 | 27088 | |
3 расчет распределения отклонений |
Списываются отклонения в стоимости материалов | |||
Заказ № 12 | 20.12 | 16 | 913,7 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 16 | 816,34 | |
Вспомогательному производству | 23 | 16 | 509,28 | |
На обслуживание машин и оборудования | 25.1 | 16 | 280,85 | |
На нужды заводоуправления | 26 | 16 | 233,68 | |
На цеховые нужды | 25.2 | 16 | 2028,72 | |
4 Расходная накладная АП-П |
Передан в эксплуатацию инструмент | |||
Цехам основного производства | 25 | 01 | 2130 | |
Цехам вспомогательного производства | 23 | 01 | 1588 | |
5 Акт на списание |
Ликвидирован инструмент | 91.2 | 01 | 960 |
Принят металлолом | 10 | 91.1 | 80 | |
6 выписка банка акт приемки- передачи |
Акцептован счет поставщика за поступившее на склад оборудование, требующее монтажа | 07 | 60 | 135000 |
НДС | 19 | 60 | 24300 | |
Оплачен счет поставщика | 60 | 51 | 159300 | |
Зачет НДС в бюджет | 68 | 19 | 24300 | |
Сдано в монтаж оборудование | 08 | 07 | 135000 | |
Монтаж оборудования произведен хозяйственным способом. Затраты по монтажу составили | 08 | 23 | 750 | |
НДС | 68 | 19 | 135 | |
Оборудование введено в эксплуатацию | 01 | 08 | 135750 | |
7 акт приемки- передачи |
В качестве вклада в Уставный капитал акционерному обществу передан токарный станок. Первоначальная стоимость | 01. в |
01 |
63000 |
Износ на момент передачи | 02 | 01. в | 21000 | |
Остаточная стоимость | 76 | 01. в | 42000 | |
Согласованная стоимость | 58 | 76 | 43088 | |
Финансовый результат от передачи станка | 91.9 | 99 | 1088 | |
8 расчет |
Списана морально устаревший станок с ЧПУ. Первоначальная стоимость. | 01. в |
01 |
60088 |
Износ | 02 | 01. в | 56698,04 | |
Остаточная стоимость | 91.2 | 01. в | 3389,96 | |
Начислена заработная плата рабочим за выполнение работ по ликвидации станка | 91.2 | 70 | 900 | |
На склад оприходован металлолом, полученный от ликвидации станка | 10 | 91.1 | 11050 | |
Финансовый результат от ликвидации станка | 91.9 | 99 | 6760,04 | |
9 счет-фактура выписка банка |
Реализован металлорежущий станок. Первоначальная стоимость | 01.в |
01 |
105088 |
Износ | 02 | 01. в | 32840 | |
Остаточная стоимость | 91.2 | 01. в | 72248 | |
Выставлен счет | 62 | 91.1 | 100403,84 | |
НДС | 91.2 | 68 | 15381,84 | |
Финансовый результат от реализации станка | 91.9 | 99 | 12774 | |
Поступило на расчетный счет от покупателя за металлорежущий станок | 51 | 62 | 100403,84 | |
10 акт приемки-передачи выписка банка |
От НИИ безвозмездно получено исключительное право на пользование изобретением |
08 04 |
98 08 |
4500 4500 |
Приобретено право пользования торговой маркой сроком на 7 лет Договорная стоимость |
97 |
60 |
2088 |
|
НДС | 19 | 60 | 375,84 | |
Перечислено с расчетного счета на пользование торговой маркой | 60 |
51 |
2463,84 |
|
Списание РБП | 26 | 97 | 24,86 | |
11 ведомость начисления амортизации |
Начислен износ основных средств, находящихся в эксплуатации | |||
Цехам основного производства | 25.1 | 02 | 15018,65 | |
Цехам вспомогательного производства | 23 | 02 | 19414,99 | |
Зданию заводоуправления | 26 | 02 | 32077,63 | |
12 расчет |
Произведены отчисления в резерв для ремонта основных средств | |||
Цехов основного производства | 25.2 | 96.1 | 6000 | |
Общезаводского назначения | 26 | 96.1 | 4500 | |
13 накладная РПВ; акт приемки-передачи |
В течение года рабочими вспомогательного цеха произведен ремонт оборудования основных производственных цехов. Фактические затраты на ремонт составили | |||
Материалы | 23 | 10.1 | 43000 | |
Запчасти | 23 | 10.4 | 86000 | |
Заработная плата ремонтников | 23 | 70 | 71000 | |
Начислен ЕСН | 23 | 69 | 19880 | |
Отчисления в резерв на отпуск | 23 | 96.2 | 9088 | |
Фактические затраты по ремонту списаны на счет созданного резерва | 96.1 | 23 | 226986 | |
14 требование накладная |
Отпущено со склада топливо | |||
На технологические цели цехам основного производства | 25.1 | 10.3 | 2700 | |
Вспомогательному производству | 23 | 10.3 | 1800 | |
Для отопления здания заводоуправления | 26 | 10.3 | 1500 | |
15 расчет отклонений |
Списывается отклонение в стоимости топлива | |||
На технологические цели цехам основного производства | 25.1 | 16 | 134,89 | |
Вспомогательному производству | 23 | 16 | 89,92 | |
Для отопления здания заводоуправления | 26 | 16 | 74,94 | |
16 расчетная ведомость |
Начислена заработная плата Основная заработная плата |
|||
Заказ № 12 | 20.12 | 70 | 44088 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 70 | 32588 | |
Рабочим вспомогательного производства | 23 | 70 | 4588 | |
Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования | 25.1 | 70 | 18088 | |
Персоналу цехов | 25.2 | 70 | 21088 | |
Персоналу заводоуправления | 26 | 70 | 10588 | |
17 расчет на пред. отпуска |
Начислена оплата очередных отпусков | |||
Рабочим основного производства | 96.2 | 70 | 3600 | |
Персоналу заводоуправления | 26 | 70 | 1950 | |
18 больничный лист |
Начислено пособие по временной нетрудоспособности | |||
Персоналу цехов | 69.1 | 70 | 220 | |
Рабочим основного производства | 69.1 | 70 | 780 | |
Персоналу заводоуправления | 69.1 | 70 | 140 | |
19 расчет бухгалтерии |
Произведено начисление единого социального налога от фонда заработной платы | |||
Заказ № 12 | 20.12 | 69 | 11462,88 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 69 | 8472,88 | |
Рабочим вспомогательного производства | 23 | 69 | 1192,88 | |
Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования | 25.1 | 69 | 4702,88 | |
Персоналу цехов | 25.2 | 69 | 5482,88 | |
Персоналу заводоуправления | 26 | 69 | 2752,88 | |
Рабочим основного производства | 96.2 | 69 | 936 | |
Персоналу заводоуправления | 26 | 69 | 507 | |
20 Расчет бухгалтерии |
Произведены отчисления в резервный фонд на оплату очередных отпусков (10%) от начисленной заработной платы | |||
Заказ № 12 | 20.12 | 96.2 | 5555,09 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 96.2 | 4106,09 | |
Рабочим вспомогательного производства | 23 | 96.2 | 578,09 | |
Рабочим по обслуживанию и эксплуатации оборудования | 25.1 | 96.2 | 2279,09 | |
Персоналу цехов | 25.2 | 96.2 | 2657,09 | |
21 РПВ |
Произведены удержания из заработной платы | |||
Подоходный налог | 70 | 96.2 | 15720 | |
По исполнительным листам | 70 | 96.2 | 480 | |
22 выписка банка |
Оплачено с расчетного счета за электроэнергию, потребляемую на | |||
Отопление и освещение цехов вспомогательного производства | 23 | 60 | 2100 | |
Отопление и освещение цехов основного производства | 25.2 | 60 | 3140 | |
Отопление и освещение зданий общехозяйственного назначения | 26 | 60 | 1510 | |
НДС | 19 | 60 | 1215 | |
Оплата | 60 | 51 | 7965 | |
Зачет НДС | 68 | 19 | 1215 | |
23 выписка банка |
Поступила на расчетный счет оплата от ЗАО «Омега» за ранее отгруженную продукцию» | 51 | 62 | 60400 |
Оплачены с расчетного счета ранее акцептованные счета АО «Лакокраска» | 60 | 51 | 9440 | |
НДС | 68 | 19 | 1440 | |
АО «Металлург» | 60 | 51 | 29500 | |
НДС | 68 | 19 | 4500 | |
Поступила на расчетный счет оплата от АО «Заря» за ранее отгруженную продукцию | 51 | 62 | 10000 | |
24 выписка банка |
Приобретены облигации на срок 5 лет из расчета дохода 16 % годовых. Номинальная стоимость – 9000, покупная цена – 8350. Комиссионное вознаграждение посреднику – 200. Проценты по облигациям выплачиваются 2 раза в год (через каждые 6 месяцев). Начислен доход за 1-е полугодие и получен на расчетный счет. |
58.2 76 51 |
51 91.1 76 |
8550 720 720 |
25 выписка банка |
С расчетного счета произведены перечисления ЕСН и платежей в бюджет налогов, удержанных из заработной платы |
68 69 |
51 51 |
15720 35493,12 |
26 ПКО |
Получено с расчетного счета в кассу для выплаты заработная плата | 50 | 51 | 137190 |
27 РКО |
Выплачена из кассы заработная плата | 70 | 50 | 132588 |
28 РКО |
Депонирована и возвращена в банк неполученная заработная плата | 51 | 50 | 4602 |
29 ПКО |
Получено с расчетного счета в кассу | 50 | 51 | 1050 |
30 РКО |
Выдано из кассы | |||
Аванс на служебные командировки | 71 | 50 | 600 | |
Аванс на хозяйственные нужды | 71 | 50 | 450 | |
31 авансов. отчеты приход. кассовый ордер |
Представлены и утверждены авансовые отчеты | |||
По служебным командировкам работников заводоуправления | 26 | 71 | 593 | |
По хозяйственным расходам цехов основного производства | 25.2 | 71 | 487 | |
Неиспользуемые суммы сданы подотчетными лицами в кассу | 50 | 71 | 10 | |
32 ведомость распределения |
Затраты вспомогательного производства списаны на расходы | |||
Цехов основного производства на технологические нужды (35 %) | 25.1 | 23 | 12796,41 | |
Цехов основного производства на хозяйственные нужды (45 %) | 25.2 | 23 | 146452,52 | |
общезаводским службам (20%) | 26 | 23 | 7312,23 | |
33 ведомости 12,15 |
Списаны общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные расходы | |||
Заказ № 12 | 20.12 | 25.1 | 35568,23 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 25.1 | 26290,54 | |
Заказ № 12 | 20.12 | 25.2 | 48278,64 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 25.2 | 35685,55 | |
Заказ № 12 | 20.12 | 26 | 38620,04 | |
Заказ № 15 | 20.15 | 26 | 28546,32 | |
34 КУЗП |
Фактические затраты по заказам | |||
Заказ №12 | 43 | 20.12 | 201222,55 | |
Заказ №15 | 43 | 20.15 | 147405,72 | |
35 накладная накопительной ведомости |
Выпущена из основного производства оприходована на склад ГП по плановой производственной себестоимости | |||
Заказ №12 – 2080 штук | 43 | 20.12 | 208088 | |
Отклонения фактической себестоимости от плановой | 43.отк | 20.12 | 6865,45 | |
Заказ №15 | 43 | 20.15 | 155088 | |
Отклонения фактической себестоимости от плановой | 43.отк | 20.15 | 7682,28 | |
36 ведомость отгрузки |
Отгружена со склада АО «Химзавод» ГП по плановой себестоимости – 1000 штук | 90.2 | 43 | 155088 |
Отклонения фактической себестоимости от плановой | 90.2 | 43.отк | 7682,28 | |
37 счет-фактура |
Предъявлен АО «Химзавод» счет за отгруженную продукцию по цене реализации | 62 | 90.1 | 2125303,8 |
НДС | 90.3 | 68 | 32415,84 | |
38 выписка банка |
Оплачены с расчетного счета расходы по доставке ГП до места отправления | 44 | 60 | 2000 |
НДС | 19 | 60 | 360 | |
Оплата | 60 | 51 | 2360 | |
Зачет НДС | 68 | 19 | 360 | |
39 ведомость отгрузки |
Отгружена со склада ГП (прибора марки А) ООО «Спектр» по плановой с/c – 2000 штук | 90.2 | 43 | 200088 |
Фактическая себестоимость отгруженной продукции | 90.2 | 43.отк | 5351,53 | |
40 счет-фактура |
Предъявлен счет ООО «Спектр» за отгруженную продукцию | 62 | 90.1 | 271503,84 |
НДС | 90.3 | 68 | 41415,84 | |
41 выписка банка |
С расчетного счета оплачены расходы по доставке продукции | 44 | 60 | 8000 |
НДС | 19 | 60 | 1440 | |
Оплата | 60 | 51 | 9440 | |
Зачет НДС | 68 | 19 | 1440 | |
42 расчет |
Коммерческие расходы списаны на счет реализации | 90.2 | 44 | 10000 |
43 расчет |
Выявлен результат от реализации продукции за отчетный период | 90.9 | 99 | 58033,81 |
44 выписка банка |
Начислен и перечислен в бюджет аванс налога на прибыль |
99 68 |
68 51 |
18405,08 18405,08 |
45 выписка банка |
С расчетного счета перечислена сумма НДС, причитающаяся взносу в бюджет | 68 | 51 | 26054,82 |
46 выписка банка |
С расчетного счета оплачены | |||
Пени за несвоевременные платежи в бюджет | 91.2 | 51 | 300 | |
Штраф за невыполнение договора | 91.2 | 51 | 600 | |
Проценты по просроченному кредиту | 91.2 | 51 | 150 |
Таблица 1(а).
Расчет отклонений в стоимости материалов
Показатели | Материалы по учетным ценам, руб. | Отклонение в стоимости материалов, руб. | Средний % отклонений | Фактическая стоимость материалов |
Остаток на начало месяца | 407588 | 37588 | x | 445176 |
Поступило за месяц | 110000 | 1176 | x | 111176 |
Всего | 517588 | 38764 | 556352 | |
Израсходовано на производство |
63858 | 4782,55 | 7,4894 | |
Итого | 63858 | 4782,55 | x | 68640,55 |
Остаток на конец месяц | 4753730 | 33981,45 | x | 487711,45 |
Таблица 1(б).
Расчет отклонений в стоимости топлива
Показатели | Топливо по учетным ценам, руб. | Отклонение в стоимости топлива, руб. | Средний % отклонений | Фактическая стоимость топлива |
Остаток на начало месяца | 240200 | 12000 | x | 252200 |
Поступило за месяц | x | x | x | x |
Всего | 240200 | 12000 | 252200 | |
Израсходовано на производство | 6000 | 299,75 | 5,0 | 6299,75 |
Итого | 6000 | 299,75 | x | 6299,75 |
Остаток на конец месяц | 234400 | 11700,25 | x | 245900,25 |
Таблица 2.
Расчет износа за отчетный месяц, тыс. руб.
Виды ОС | Нор ма амор тизации (месяч ная) | По предприятию в целом | ||||||||||||||||
Место эксплуатации | Цеха основного производства | Цеха вспомогательного производства | Общезавод ские службы | |||||||||||||||
Ст-ть объек та | Сум ма амор тиза ции | Ст-ть объек та |
Сум ма амор тиза ции |
Ст-ть объек та | Сум ма амор тиза ции | Ст-ть объекта | Сум ма амортиза ции | |||||||||||
Посту пило | А. По поступившим и выбывшем в прошлом месяце объектам | |||||||||||||||||
Инструмент | 1,25 | 280088 | 291,7 | 280088 | 291,76 | |||||||||||||
Склад ГП | 2,7 | 434500 | 977,6 | 434500 | 977,63 | |||||||||||||
Токар ный станок | 2,25 | 253088 | 474,5 | 253088 | 474,54 | |||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||
Выбыло | ||||||||||||||||||
Инструмент | 1,25 | 222300 | 231,5 | 200000 | 208,3 | 22300 | 23,23 | |||||||||||
Фрезерный станок | 1,08 | 372088 | 335,7 | 372088 | 335,7 | |||||||||||||
Итого | 594344 | 6797 | 572044 | 6518 | 22300 | 279 | ||||||||||||
Б. По всем объектам (поступившим, выбывшим и оставшимся на начало прошлого года) | ||||||||||||||||||
По поступившим (+) | ||||||||||||||||||
Начислено в прошлом месяце | X | 64200 | X | 14000 | X | 19100 | X | 31100 | ||||||||||
К отражению в отчетном месяце | 78329 | 15018,6 | 19414,9 | 32077,6 |
Таблица 4.
Распределение косвенных расходов
Объект калькуля ции | Основная з/п производст венных рабочих | РСЭО | Общепроиз водственные расходы | Общехозяйственные расходы | |||
% | сумма | % | сумма | % | сумма | ||
заказ №12 | 44088 | 57,5 | 35568,23 | 57,5 | 48278,64 | 57,5 | 38520,04 |
заказ №15 | 32588 | 42,5 | 26290,54 | 42,5 | 35685,55 | 42,5 | 28546,32 |
Итого: | 76676 | 100 | 61858,77 | 100 | 83964,19 | 100 | 67166,36 |
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
Заказ 12
№ п/п | Показатель | Учетная цена | Фактическая себестоимость |
1 | Остаток ГП на начало месяца | 54100 | 53953 |
2 | Поступило из производства | 208088 | 201222,55 |
3 | Итого | 262188 | 255175,55 |
4 | Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % | 0,97 | |
5 | Отгружено за отчетный месяц | 200088 | 194736,47 |
6 | Остаток ГП на конец месяца | 62100 | 60439,08 |
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость
№ п/п | Показатели | Сумма НДС |
1 | Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца | |
2 | Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 | |
3 | Сумма налога по реализованной продукции | |
4 | Сумма налога | |
-подлежащая уплате в бюджет | ||
- зачету или возмещению из бюджета |
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
№ п/п | Показатель | Учетная цена | Фактическая себестоимость |
1 | Остаток ГП на начало месяца | ||
2 | Поступило из производства | 155088 | 147405,72 |
3 | Итого | 155088 | 147405,72 |
4 | Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % | 95% | |
5 | Отгружено за отчетный месяц | 155088 | 147405,72 |
6 | Остаток ГП на конец месяца |
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость
№ п/п | Показатели | Сумма НДС |
1 | Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца | |
2 | Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 | 33630,84 |
3 | Сумма налога по реализованной продукции | |
4 | Сумма налога | |
-подлежащая уплате в бюджет | ||
- зачету или возмещению из бюджета |
Таблица 6.
Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции
Заказ 12
№ п/п | Показатель | Учетная цена | Фактическая себестоимость |
1 | Остаток ГП на начало месяца | 54100 | 53953 |
2 | Поступило из производства | 208088 | 201222,55 |
3 | Итого | 262188 | 255175,55 |
4 | Отношение отклонений фактической с/с к стоимости по учетной цене, % | 0,97 | |
5 | Отгружено за отчетный месяц | 200088 | 194736,47 |
6 | Остаток ГП на конец месяца | 62100 | 60439,08 |
Таблица 7.
Расчет по налогу на добавленную стоимость
№ п/п | Показатели | Сумма НДС |
1 | Остаток уплаченного поставщикам налога на начало месяца | |
2 | Сумма налога по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 в дебет счета 68 | |
3 | Сумма налога по реализованной продукции | |
4 | Сумма налога | |
-подлежащая уплате в бюджет | ||
- зачету или возмещению из бюджета |