Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Инвентаризация

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации

1.1. Понятие и цели инвентаризации

1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации

1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств

2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации

2.2. Документальное оформление инвентаризации

2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

Глава 3. Техника проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.1. Технико-экономическая характеристика филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.2.Порядок проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

3.3 Отражение результатов инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью иму­щества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведе­ния.

Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

изучить понятие инвентаризации;

охарактеризовать виды и цели инвентаризации;

рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации на примере Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

Предметом данной курсовой работы является инвентаризация, а объектом - порядок проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

В курсовой работе используются следующие методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.

Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.

Инвента­ризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "ин­вентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались дру­гими терминами: проверка, пере­счет, учет, переучет и т. п.

Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности орга­низации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также от­носится уточнение оценки отдель­ных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резер­вов (резервы под снижение стоимо­сти материальных ценностей, ре­зервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнитель­ным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентариза­ции проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда сле­дует, что данные бухгалтерской от­четности должны быть адекватны фактическому положению дел.

Инвентаризация — это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентари­зация позволяет бухгалтеру прове­рить правильность и полноту отра­жения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима ин­вентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследни­ком) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество)1.

Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспече­ние сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвен­таризации.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие, цели, виды и сроки инвентаризации. Во второй главе речь идет о порядке проведения и документальном оформлении инвентаризации. В третьей главе рассматривается проведение инвентаризации на примере Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

Работа изложена на 37 страницы и состоит из трех глав, в каждой из которых по три параграфа. В работе 3 примера и 9 приложений. Библиография включает 39 источников.

Для облегчения понимания и наиболее полного раскрытия темы были приведены формы первичной документации, используемые при проведении инвентаризации.

В курсовой работе используются такие источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ


1.1. Понятие и цели инвентаризации


Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоя­нием и движением хозяйственных средств является документа­ция, что, однако, не исключает возможности расхождения учет­ных записей с фактическими остатками средств организации.

Правила проведения инвентаризации определены Методи­ческими указаниями по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их прове­дения, перечень имущества и финансовых обязательств, прове­ряемых при каждой из них, устанавливаются руководителем орга­низации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обя­зательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, про­даже, а также в случаях, предусмотренных законодатель­ством при преобразовании государственного или муници­пального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ра­нее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фон­дов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц (на день прием­ки-передачи дел);

— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными усло­виями;

— при ликвидации (реорганизации) организации перед состав­лением ликвидационного (разделительного) баланса и в дру­гих случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;

— при коллективной (бригадной) материальной ответственно­сти инвентаризации проводятся при смене руководителя кол­лектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Основными целями инвентаризации являются:

1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.

2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых опе­раций.

3. Контроль сохранности имущества.

4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хо­зяйственным договорам и обязательствам, по уплате нало­гов и сборов.

5. Проверка условий и порядка хранения товаров.

6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.

7. Проверка соблюдения принципа материальной ответствен­ности.

8. Проверка состояния учета и организация движения товар­ных запасов.

9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в доку­ментах и в бухгалтерском учете и т. д.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:

1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.

2. Изменение физических свойств товарно-материальных цен­ностей. Некоторые материальные ценности (например, про­дукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто при­ходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается докумен­тально.

3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.

4. Кражи, злоупотребления.

5. Недоверие к материально ответственному лицу.

6. Проведение ревизий, аудиторских проверок.

7. В случае смены бригадира при бригадной материальной от­ветственности.

8. По требованию судебно-следственных органов.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

1.2. Классификация инвентаризаций


Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе2. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регист­ра к объекту); по субъекту (ординарные — инициатива собственника; экстраординарные — инициатива внешних органов: судебных, фи­нансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказа­тельные); по степени агрегирования (дифференцированные, интег­рированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

Разберем подробнее эти классификации.

По объему, разделить инвентаризации очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объектив­ный критерий тут один — тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учрежде­ниях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновре­менно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первосте­пенной важности:

• степень полноты инвентаризации задается субъектом ее на­значающим;

• частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.

Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы — это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 — это будет частичная инвен­таризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 — это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определен­ные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.

Каждая отдельная, так называемая частичная ин­вентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, явля­ется полной.

Например, поставлена задача провести инвен­таризацию товаров в магазине №2. Если она проводится сплош­ным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименова­ний товаров и проводится их проверка.

В настоящее время имеет место монетарная выборка, при кото­рой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица сово­купности. В данном случае, применительно к товарной массе, еди­ницей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.

По принадлежности предполагается прежде всего устано­вить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.

Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о ка­ком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу — она достига­ется проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юриди­ческой мантии.

По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:

а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходи­мы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые спе­циалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводят­ся, но ведь это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.)

б) последующие, по более распространенной терминологии, те­кущие — те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и админист­раторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.

Последующие — текущие инвентаризации проводятся при сле­дующих обстоятельствах:

1) согласно плановому графику;

2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагопо­лучии в деле хранения и реализации товарно-материальных цен­ностей;

3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) — цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;

4) при переоценке ценностей;

в) при передаче ценностей — обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как матери­ально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;

г) ликвидационные — связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач.).

По последовательности — одна из определяющих клас­сификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что матери­ально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фаль­сификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.

По субъекту выделяют инвентаризации:

а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;

б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации.

По использованию данных выделяют:

а) информативные — необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испраши­ваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации пресле­дуют прежде всего экономические цели;

б) доказательные — применяются в случае необходимости обо­сновать возможность судебного иска или для опровержения послед­него. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация — информатив­на, но, правда, не все информативные инвентаризации доказатель­ны. Кроме этих, возникают другие трудности, например:

а) частичная выборочная инвентаризация безусловно инфор­мативна, но доказательна ли она;

б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точ­ки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.

Более правильным было бы деление на инвентаризации, кото­рые могут служить основанием для предъявления иска или недоста­точные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юриди­ческой доказательности, это решает суд. Направлять или не направ­лять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации.

По степени агрегирования различают инвентаризации:

а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименова­ния ценностей;

б) интегральные — инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы.

С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют диф­ференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета.

По форме описи — деление по видам носителей инфор­мации;

По способу проведения выделяются два вида инвен­таризаций:

а) заранее объявленные (назначенные) — ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подгото­виться к ней;

б) внезапные — ответственные лица не знают о времени прове­дения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.

Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.

При практическом подходе к инвентаризации многие современ­ные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каж­дый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение.

1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств


Инвентаризация материально-производственных запасов

Данные о материально-производственных запасах (сырье, материалы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обя­зательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допуска­ется вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходу­ются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменно­го разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентариза­ционной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наи­менованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Описи составляются отдельно на материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Инвентаризация указанных ценностей заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответству­ющих счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация незавершенного производства

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

• определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в произ­водстве;

• определить фактическую комплектность незавершенного производ­ства (заделов);

• выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед нача­лом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заде­лов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по неза­конченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Инвентаризация основных средств

При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентар­ные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие доку­ментов на земельные участки, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, несвоевременно принятых к учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Если комиссией установлено, что расходы по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом отдельных конструк­тивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения

или уменьшения балансовой стоимости объекта и занести в описи данные о произведенных изменениях.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись (Приложение 7) с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств про­веряются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, кото­рому передается один экземпляр описи.

Инвентаризация нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

• наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, сви­детельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);

• правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если орга­низация обладает ценными бумагами в документарной форме. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

• правильность оформления ценных бумаг;

• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

• сохранность ценных бумаг (путем сопоставления данных о факти­ческом наличии с данными бухгалтерского учета);

• своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полу­ченных доходов по ценным бумагам.

При хранении в организации ценных бумаг их инвентаризация прово­дится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе, результаты инвентаризации финансовых вложений отражаются в описях ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий — специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответ­ствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. Следует иметь в виду, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому сто­имостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться.

В связи с этим важной становится сверка данных о количестве ценных бумаг на хранении.

При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка, которую следует проводить по видам вложений и отдельным эмитентам.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

Инвентаризация наличных денежных средств в кассе организации производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государст­венной пошлины, вексельные марки, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, оплаченные авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других блан­ков документов строгой отчетности ведется по видам бланков (например, по акциям: привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Для инвентаризации денежных средств в пути делается сверка числя­щихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреж­дения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных (текущих), валютных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреж­дениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвента­ризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.

Инвентаризация расходов будущих периодов

При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия по документам проверяет обоснованность и правильность сумм, отраженных на счете учета расходов будущих периодов, а также их отне­сение на счета учета затрат на производство (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного

срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учет­ной политикой.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов

При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на пред­стоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграж­дения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы орга­низации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером про­изводства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов РФ и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержден­ными в установленном порядке, а также учетной политикой организации.

Таким образом, инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ


2.1. Порядок проведения инвентаризации


Для проведения инвентаризации в организации создается по­стоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвента­ризации имущества и финансовых обязательств создаются рабо­чие инвентаризационные комиссии. Персональный состав посто­янно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий ут­верждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются пред­ставители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских орга­низаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведе­нии инвентаризации служит основанием для признания резуль­татов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества ин­вентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отче­там), с указанием «до инвентаризации на «__» (дата) », что долж­но служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходова­ны, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или до­веренности на получение имущества.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ­ность проверки данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финан­совых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взве­шивания, обмера. Руководитель организации должен создать ус­ловия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически ис­правными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может опре­деляться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентариза­ции большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и мате­риально ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материаль­но ответственных лиц.

Если инвентаризация имущества проводится в течение не­скольких дней, то помещения, где хранятся материальные цен­ности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим при­чинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица об­наружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризаци­онная комиссия проверяет указанные факты и в случае их под­тверждений исправляет выявленные ошибки в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться конт­рольные проверки правильности ее проведения, с участием чле­нов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

В межинвентаризационный период в организациях с боль­шой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентариза­ционными комиссиями по распоряжению руководителя органи­зации.

2.2. Документальное оформление инвентаризации


Госкомстатом России от 18.08.98 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учет­ной документации по учету кассовых операций, по учету резуль­татов инвентаризации» утверждены для документального офор­мления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифицированные формы первичной учетной документации (Приложение 9):

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ (Приложение 5).

Приказ регистрируют в книге контроля за выполнением при­казов о проведении инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентари­зационные описи (Приложение 6,7) или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с ис­пользованием средств вычислительной и другой организацион­ной техники, так и ручным способом — чернилами или шарико­вой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи прописью указывают число по­рядковых номеров материальных ценностей и общий итог коли­чества в натуральных показателях, записанных на данной стра­нице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (шту­ках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются пра­вильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны все­ми членами инвентаризационной комиссии и материально ответ­ственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комис­сии и материально ответственные лица. В конце описи матери­ально ответственные лица дают расписку, подтверждающую про­верку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечислен­ного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены Материально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если по окончании инвентаризации проводятся контрольные, проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации

2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации


Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете3. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.

Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 « Основные средства»

Дебет 10 «Материалы»

Дебет 41 «Товары»

Дебет 43 « Готовая продукция»

Дебет 50 « Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 01 «Основные средства»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 43 « Готовая продукция»

Кредит 50 « Касса»

в розничных торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 42 «Торговая наценка»

Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет 29 «Обслуживающие производства»

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Списание недостачи за счет виновного лица:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Списание недостачи на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:

на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары» и др.

на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Имущественное и/или финан­совое положение организации мож­но представить в виде человеческо­го тела, однако в жизни человече­ское тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке4. Эта упа­ковка и представляет собой первич­ную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недо­статки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтер­ского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйст­венный потенциал организации в достойном виде.

ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ФИЛИАЛЕ АО «СОЮЗШАХТООСУШЕНИЕ» КАЛУЖСКОГО ССМУ


3.1. Технико-экономическая характеристика Филиала АО

«Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ


Проведение инвентаризации рассмотрим на примере Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ.

Филиал АО «Союзшахтоосушение» Калужское ССМУ было образовано в 1995 году. Сначала данная организация являлось государственной собственностью, затем акционировалось. Акции были розданы работникам организации в зависимости от их стажа.

Организация имеет следующие реквизиты:

248021, г. Калуга, ул. Московская, 286

ИНН – 7704036302, КПП - 402802001

Р/сч 40702810022240100129, к/сч 30101810100000000612

Калужское ОСБ № 8608 г. Калуга

БИК - 042908612

Тел. 55-46-65, 55-46-42, факс - 55-46-52

Основной вид деятельности – бурение скважин под строительство. Организация принимает заказы на бурение скважин. Цены на предоставленные работы договорные.

Генеральным директором ОАО «Союзшахтоосушение» является Добровольский Г.Б.

Руководителем Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ является Сомов Анатолий Павлович, главным бухгалтером – Шмарева Галина Викторовна.

Организация применяет линейный способ начисления амортизации по амортизируемому имуществу (Приложение 2).

В среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный (налоговый) период).

В целях налогообложения НДС установлен момент определения налоговой базы в соответствии с п.1 ст. 167 ПК РФ по мере оплаты товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг или на основании документального акта на зачет взаимной задолженности при полном выполнении условий зачета и предъявления покупателю расчетных документов.

Для составления налоговой декларации в целом по обществу, филиалы представляют в бухгалтерию общества в срок до 15 числа, по окончании отчетного месяца, налоговую декларацию по форме, утвержденной на данный момент приказом МНС России, за подписью директора (начальника) филиала (подразделения) и главного бухгалтера, а также копии книги покупок и книги продаж, заверенные подписью бухгалтера.

В бухгалтерском учете головной организации «Расчеты по НДС» отражается следующими проводками с кредита счета 68.2 в дебет счетов 90 , 91 и 76 по аппарату СШО и по дебету счета 79.0 по расчету с филиалами.

Систему налогового учета в целях исчисления налога на прибыль, основывается на данных бухгалтерского учета и налоговых регистрах согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 утвержденное приказом Минфина РФ от 19.1 12002 года № 1 14-н. В соответствии со статьей 271 ПК РФ признаются доходы и расходы организации по методу начисления. Датой получения доходов для расчета налога на прибыль признается:

доходов от реализации строительно-монтажных работ считается день подписания Акта о приемке выполненных работ КС №2 и справки по стоимости выполненных работ и затрат по форме КС №3;

доходов от реализации продукции, товаров, работ, услуг считается день отгрузки,

день оказания услуг, работ, дата перехода имущественных прав.

доходы от аренды.

Исчисление и уплату налога на прибыль и авансовых платежей:

- в части Федерального бюджета производит аппарат ОАО «Союзшахтоосушение» по г. Москва;

- в части субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований производится по месту своего нахождения каждым обособленным подразделением, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 13 статьи 259 НК РФ, в целом по ОАО «Союзшахтоосушение».

Для составления налоговой декларации по налогу на прибыль, в целом по обществу филиалы представляют в бухгалтерию общества в срок до 23 числа по окончании отчетного месяца, налоговую декларацию по налогу на прибыль за подписью директора (начальника) филиала (подразделения) и главного бухгалтера.

Состав и порядок ведения налоговых регистров определяется главным бухгалтером по мере необходимости. Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с порядком, установленным НК РФ, влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Организация не создает резервы по сомнительным долгам.

В соответствии с Отчетом о прибылях и убытках (Приложение 4) за период с 1 января по 31 декабря 2005 г. организация обладает прибылью - 250 тыс. руб., за предыдущий год прибыль составляла 213 тыс. руб.

Организация утвердила свой план счетов (Приложение 1).

Проведем анализ финансового состояния организации.

Для начала проанализируем платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Для этого рассчитаем следующие показатели:

1) наличие собственных оборотных средств (Ес):

Ес=К-АВ=805 – 746 = 59 тыс. руб.,

где К-капитал и резервы; АВ- внеоборотные активы

2) общая величина основных источников формирования запасов и затрат (Ео):

Ео = Ес + М = 59+1907=1966 тыс. руб.,

где М - краткосрочные кредиты и займы.

Рассчитаем показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

1) излишек (+) или недостаток (-)собственных средств (З - запасы):

± Ес= Ес – З = 59-330=-271 тыс. руб.,

т.е. у организации недостаточное количество собственных средств.

2) излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (± Е0)

± Е0= Ео– З=1966+271=2237 тыс. руб.,

т.е. организация обладает излишней величиной основных источников для формирования запасов и затрат.

Рассчитаем степень финансовой устойчивости организации. Организация обладает абсолютной устойчивостью, так как З< Ес+ М (330<59+1907).

Для получения количественных характеристик финансовой устойчивости организации рассчитаем следующие финансовые коэффициенты:

1) коэффициент автономии (Б - валюта баланса):

Ка=К/Б=805/2712=0,3

Таким образом, доля собственных средств в общем объеме ресурсов организации составляет 30%.

2) коэффициент финансирования (ПД – долгосрочные обязательства):

Инвентаризация

Следовательно, за счет собственных средств финансируется 42% деятельности филиала.

Рассчитаем показатели рентабельности организации:

1)ИнвентаризацияИнвентаризация

Значит, 28,5 % прибыли организация получает с каждого рубля внеоборотных активов.

2) Инвентаризация

Это означает, что 10,8 % прибыли организация получает с каждого рубля оборотных активов.

3) Инвентаризация

Те., 23% прибыли организация получает за счет выручки от реализации услуг.

Из бухгалтерского баланса (Приложение 3) видно, что на конец отчетного периода снизилось количества денежных средств, запасов и прочих активов по сравнению с началом отчетного периода.

В результате проведенного анализа, видно, что Филиал АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ обладает абсолютной устойчивостью, хотя доля собственных средств в общем объеме ресурсов.

3.2. Порядок проведения инвентаризации в Филиале АО

«Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ


Директор Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ издает приказ № 14 К от 28 сентября 2005 года (Приложение 5) для проведения инвентаризации материалов и основных средств в определенный срок (материалы-с 1 октября по 5 октября 2005 года, основные средства- с 1 ноября по 2 ноября 2005 года).

Инвентаризацию проводит созданная приказом директора инвентаризационная комиссия, членами которой являются: бухгалтер Калужского ССМУ - Акимова Н.С., слесарь Калужского ССМУ - Батманов В.В., механик Калужского ССМУ – Петруханов Е.И. Председателем комиссии является механик Калужского ССМУ – Губанов А.И.

Данный приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказа о проведении инвентаризации, а затем вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Перед началом инвентаризации члены комиссии проверяют, все ли документы по инвентаризируемому объекту учета обработаны и записаны на счетах бухгалтерского учета.

Факт сдачи документов удостоверяется распиской материально ответственного лица Арсенова М.А. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, принятые им к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход (Приложение 6).

Факт сдачи документов удостоверяется распиской материально ответственного лица Костюченко А. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию и все основные средства, принятые им к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход (Приложение 7).

Сведения о фактическом наличии товарно-материальных ценностей и основных средств записываются в инвентаризационные описи (Приложение 6,7).

Затем заполняется инвентаризационная опись, где сверяется фактическое наличие основных средств и ТМЦ с данными бухгалтерского учета.

3.3. Отражение результатов инвентаризации в Филиале АО

«Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ


После того, как инвентаризационные описи заполнены, все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица подписывают ее, а затем сдают в бухгалтерию, где их проверяют, а затем сравнивают с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Так как инвентаризация, проводимая в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ с 1 октября по 5 октября 2005 года по материалам и с 1 ноября по 2 ноября 2005 года по основным средствам, не выявила излишков и недостач, сличительную ведомость не составляют.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна продолжать свою деятельность.

Проведение инвентаризации в АО «Союзшахтоосушение» проходит в соответствии с Методи­ческими указаниями по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Сначала директор издает приказ для проведения инвентаризации, затем члены комиссии проверяют все документы по инвентаризируемому объекту и записывают сведения о его фактическом наличии в инвентарные описи. На последнем этапе сравнивают фактическое наличие объекта с данными бухгалтерского учета.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна продолжать свою деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета5. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств ( дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы ). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по состоянию на 1-е число месяца.

Подходы к инвентаризации в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими ). В западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет бухгалтерии;

Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно считать следующие:

обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;

нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.

Если признавать инвентариза­цию как основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель бухгалтерского баланса состоит в отражении иму­щественного положения организа­ции. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись всего-навсего первичным докумен­том, который, как и любой такой документ, содержит ошибки, то основной задачей процесса состав­ления баланса следует признать ис­числение финансовых результатов.

Инвентаризация, проводимая в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ не выявила расхождений между фактическим наличием основных средств и товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.; СПб.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»: «Издательский дом Герда», 2004

2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г., №49.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.; СПб.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»: «Издательский дом Герда», 2004

4. Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризации", утв. Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 г., №26,

5. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", утв. Госкомстатом России от 18.08.98. г., №88.

6. Положение "О порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке", утв. Приказом МФ РФ, МНС РФ от 10.03.99 г., №20н /ГБ-3-04 /39

7. Положение по бухгалтерскому учету. Изд. 4-е доп. – Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2005

8. Положение по бухгалтерскому учету. Изд-е 4-е доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.; СПб.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К»: «Издательский дом Герда», 2004

10. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г

11.Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие.Серия «Экономика и управление».-М.:ИКЦ «МарТ»., Ростов н./Д: Изд. центр «МарТ»,2003

12.Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет.-М.: Финансы и статистика,2001

13. Бабаев Ю.А.. Бухгалтерский учет: Учебник.Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.:ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005

14. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2001

15. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2003

16. Бабаев Ю.А. «Бухгалтерский учет » Учебник для вузов: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

17.Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др.; под ред. Безруких П.С. – 4-е издание, перераб. и доп. – Ш.: Бухгалтерский учет, 2002

18. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. «Основы бухгалтерского учета: экзаменационные ответы» Серия "Сдадим экзамен". – Ростов н./Д: "Феникс", 2001

19. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». – Ростов н./Д: Феникс, 2002

20.Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет под ред. Соколова Я.В. – 2-е издание, перераб. и доп. –М.: ТК Вэлби, изд-во Проспект,2005

21. Булатов М.А. «Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. /М. А. Булатов. – М.: Экзамен, 2003

22. Гетьман В.Г. Финансовый учет: Учебник.-М.,2002

23. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2002

24.Киримов В.Е. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.- М.: «Дашков и К», 2005

25. Коваль Л.С. Теория бухгалтерского учета: - М.: Издательство НПО «Модек», 2002

26. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005

27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е издание, перераб, и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001

28. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 1996

29. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. –М.: 2004

30. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие.- М.: ЮРИСТЬ, 2001

31. Медведев М. Ю. Общая теория бухгалтерского учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001

32. Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; 2004

33. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Ростов н. /Д: «Феникс», 2002

34. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003

35. Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие. – М.: ФБК - ПРЕСС, 2002

36. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М, 2005

37. Заграничная Т.Г. Когда обязательно проведение инвентаризации //Главная книга.№22

38. Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2005

1 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. –М.: 2004

2 Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000

3 Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003

4 Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2005

55 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. –М.: 2004

43


Рефетека ру refoteka@gmail.com