Доклад
на тему: "Электронные технологии"
Введение
Задача этого доклада состоит не в том, чтобы описывать и решать проблемы электронного образования в широком смысле. Ведущей целью является определение того, какие основные решения должны быть приняты и какие шаги необходимо выполнить:
которые особенно ускоряют достижение тех целей непрерывного обучения, которые сформулированы в результате долгих усилий;
которые дают возможность людям делать успехи в глобальном электронном образовании;
которые не осуществляются, без особых критериев, как часть целого состоящего из сотен или даже тысяч значимых развивающих проектов или, по крайней мере, не так быстро как запланировано.
Учитывая вышесказанное, цель доклада состоит в том, чтобы поддержать принятие решения и оправдать выбранную стратегию. Следовательно, в рамках доклада, предполагается предоставить полную картину положения ситуации на данный момент, требования и возможности электронного образования в стране.
1.Огромные потребности в обучении
В обществе, люди обычно сталкиваются с огромным разнообразием потребностей в обучении, которые следует рассматривать с холистической перспективы. Само по себе использование информационных технологий в обучении и изучении или относящейся к образованию деятельности еще не конец. Долговременные модели elearning способствуют достижению социально-образовательных целей.
2. Непрерывное обучение в Европе
Европейский Совет в Фейре в июне 2000 г. попросил представителей государств, Совет и Комиссию, в рамках обсуждаемой темы, «установить согласованные стратегии и практические критерии с намерением создать непрерывное обучение для всех». Это предписание утверждает непрерывное обучение ключевым элементом стратегии, разработанной в Лиссабоне, для того, чтобы представить Европу наиболее конкурирующим и динамичным в области знаний обществом в мире. В ноябре 2000 г., полагаясь на выводы Европейского ежегодника непрерывного обучения и последующий опыт, полученный на Европейском и национальном уровнях. Комиссия выпустила меморандум по непрерывному обучению. Это создало основу для проведения совещаний по всей Европе, которые были организованны при тесном контакте с гражданами. Около 12 тыс. граждан принимало участие в подобных собраниях и конференциях.
Результат таких широкомасштабных совещаний сформировал убедительную основу для сообщения от Комиссии о создании Европейской зоны непрерывного обучения как реальности, это сообщение было опубликовано в ноябре 2001 г. на сайте http://europa.eu.int/comm/education/life/
Совещания, в особенности, приветствовали идею о том, что непрерывное обучение должно охватывать все стадии и формы образования от дошкольных, до постпенсионных. Однако были некоторые опасения, что размеры рынка труда непрерывного обучения будут слишком велики. В самом деле, относительно установления целей непрерывного обучения, отзывы проявляют тенденцию к отражению меморандума, а также ссылаются на более широкие аспекты, такие как духовная и культурная величина образования. В целом, единодушие может предположительно быть достигнуто по четырем общим и взаимодополняющим целям:
личное исполнение;
активность граждан;
социальное включение;
рабочий найм и адаптация.
То, что непрерывное обучение содействует этим целям отражается в представленном ниже определении:
«На протяжении жизни, любая образовательная деятельность предпринимается с целью улучшения знаний, навыков и умений в пределах личной, гражданской, социальной и/ или относящейся к рабочему найму перспективе».
Существует три основные категории целевой образовательной деятельности:
официальное обучение обеспечивается образовательными учреждениями, структурируется (согласно образовательных целей, времени на обучение и поддержки образования) и приводит к выдаче удостоверения (дипломы и квалификации). Официальное обучение является преднамеренным с перспективы учащегося;
не официальное обучение проводится бок о бок с основными системами образования, но не обеспечивает формальными сертификатами. Не официальное обучение может предоставляться на рабочих местах и посредством деятельности гражданских общественных организаций, а также в группах (таких как молодежные организации, торговые комитеты и политические партии). Его также можно получить в организациях и службах, которые были установлены в качестве дополнения к официальным системам (такие как уроки искусства, музыки и спорта или частная подготовка к экзаменам). Однако не официальное обучение структурируется (согласно образовательных целей, времени на обучение и поддержки образования). Не официальное обучение является преднамеренным с перспективы учащегося;
неформальное обучение (или стихийное) является естественным сопровождением ежедневной жизни. Это обучение происходит вследствие ежедневной деятельности, связанной с работой, семьей или отдыхом. Оно не структурируется (согласно образовательных целей, времени на обучение и поддержки образования) и естественно не обеспечивает сертификатами. В отличие от официального и не официального обучения, неформальное обучение не является преднамеренным и даже может не признаваться, самими людьми, как внесшим вклад в знания и навыки.
3. Потребность в непрерывном обучении
Комиссия по связям, основываясь на слушании Европейского процесса, предлагает следующие принципы для создания проекта единых, всесторонних стратегий для непрерывного обучения:
партнерство через обучающий спектр;
понимание потребности в обучении;
соответствующий источник назначения
упрощение доступа к обучающим возможностям;
создание культуры обучения;
стремление к мастерству.
Это и есть основные факторы, которые подчиняются требованиям. Они использовались, чтобы дать оценку постоянству и кругозору участника государственных стратегий непрерывного обучения. Постоянство достигается через партнерство, путем создания культуры обучения и борьбой за высокое качество, тогда как требуемый кругозор обеспечивается выяснением потребностей в обучении, облегчением доступа к обучению и обеспечением соответствующих источников. Следующее, излагает шаги, рекомендованные Комиссией, чтобы достичь целей непрерывного обучения. Каждый шаг тесно связан с несколькими основными факторами, которые содержатся в вышеизложенных стратегиях. Шаги были сформулированы, базируясь на отзывы слушаний процесса, на широко распространенную Европейскую практику и собственный анализ Комиссии. Эти шаги представлены шестью главными темами, которые образуют план для представленного меморандума. Темы были определены в соответствии с детальными комментариями, полученными во время слушаний процесса. Шаги представляются в порядке их выполнения. Первые три шага рассматривают непрерывное обучение главным образом с Европейской перспективы, они также требуют инвестиций национальными, региональными и местными операторами.
Таблица 1: Шаги, представленные Комиссией (2001) и соответствующие главные темы, формирующие основу для слушания процесса, которые были представлены в меморандуме по непрерывному обучению. Нумерация дается в порядке представления в документах.
Шесть главных тем, выраженных в сообщении Комиссии 2001 г. | Шесть ключевых сообщений Европейского меморандума по непрерывному обучению, 2000 г. |
1. Значимое обучение | 4. Обучение |
2. Информация, руководство и обсуждение | 5. Пересмотрение руководства и обсуждение |
3. Уделить время обучению и инвестировать его | 2. Больше инвестиций в человеческие ресурсы |
4. Объединение учащихся и их возможностей | 6. Осуществление обучения рядом с домом |
5. Базовые навыки | 1. Новые базовые навыки для всех |
6. Инновационная педагогика | 3. Инновации в обучении |
4. Elearning в Европейских программах
Европейский Совет поместил общее, профессиональное и профессионально-техническое образование в повестку дня политического вопроса Европы, побуждая участвующие страны адаптировать их системы образования к требованиям квалифицированного общества. В частности, Совет требует эффективной интеграции ИКТ во включенные образовательные системы. Планы Электронная Европа 2002 г. и 2005 г., одобренные Европейским Советом, определяют обучение, использующее Интернет технологии, как одну из первостепенных целей и подкрепляют цели в терминах инфраструктуры, оборудования и базового образования как необходимые условия для интеграции ИКТ в образовательные системы.
Инициатива eLearning направлена на развитие целей с точки зрения образования, придавая особое значение необходимости в формулировке инновационных педагогических моделей, определении целей для качественного обучения и легкого доступа к обучающим ресурсам и услугам, использующим Интернет технологии. В дополнение, инициатива указывает необходимость ликвидации организационных, юридических и других структурных препятствий инновациям, и придает особое значение методам оценки и сертификации требуемых знаний и навыков.
Программа электронного контента это долгосрочная программа ЕС по развитию и поддержке использования цифрового Европейского контента в глобальных сетях, содействуя лингвистическому разнообразию в информационном обществе. Таблица 2 представляет цитаты из рабочей программы сообщества 2003–2004 гг. Она излагает программы сообщества по eLearning и их связь с программой электронного контента.
Таблица 2: Программы общества и их отношение к программе Электронного контента (рабочая программа Электронного контента 2003–2004 гг.)
Электронная Европа 2005 |
Программа электронного контента это часть плана Электронной Европы, который был одобрен ЕС в Фиере. ЕС в Лиссабоне подчеркнул важность цифрового контента и сделал вывод, что «развитие электронного контента создает дополнительную ценность используя и связывая в общую сеть культурное разнообразие Европы», и что «страны участники и Комиссия должны обеспечить доступность контента для высокоскоростных сетей». Преследуя эти действия, Электронная Европа 2005 берет на себя создание контента Европейского качества, содействуя общественным услугам он-лайн и деловым кругам через широкораспространенный и безопасный широкомасштабный доступ. Электронный контент, в частности, поддерживает широкомасштабный и мобильный доступ к различным спектрам услуг. http://europa.eu.int/information_society/eeurope |
6-я программа исследования и развития | Программа общественных информационных технологий (ОИТ) в рамках 6-й программы исследования и технологического развития нацелена на усиление Европейской конкуренции и технологической базы, а также на создание информационного и знаниевого (эрудированного) общества для всех. Вопреки исследовательской деятельности, Электронный контент ориентирован на рынок. Он концентрируется на использовании как уже существующих, так и новых, возникающих – доступных для торговли – технологиях, чтобы закрыть пробел между исследованием и рынком. Программа (ОИТ) побуждает необходимое исследование к обеспечению информационной структуры будущего, в то время как Электронный контент имеет отношение к производству цифрового контента общественного сектора и его использованию, а также содействует лингвистическому разнообразию в информационном обществе. Электронный контент основывается на результатах программы ОИТ и преемственных программах по мере их возникновения. |
IDA (Обмен данными между администрациями) |
ОДА – это программа, которая поддерживает реализацию Политики Общества, используя меж европейские телематические сети. Она основывается на проектах, представляющих общий интерес в различных секторах: здравоохранение, социальная политика, сельское хозяйство, рыболовство, внутренний рынок и защита прав потребителей. Электронный контент – это ориентированный контент и язык, и большей частью нацелен на компании частного сектора или стремится побудить общественно-частное партнерство, с намерением использовать потенциальный общественный информационный сектор в коммерческих целях. http://europa.eu.int/ISPO/ida http://europa.eu.int/public-services |
Средства сообщения плюс |
Средства сообщения плюс адресованы на особую необходимость аудиовизуального сегмента (телевидение, видео, радио и аудио и кинемотаграфия) создания контента. Электронный контент будет содействовать установлению всесторонней Европейской политике цифрового контента в дополнение к мероприятиям аудиовизуального сектора. Обе программы обращены к различным сегментам контента и предлагают действия адаптированные к особым потребностям каждого сегмета. http://europa.eu.int/comm/avpolicy/media/index_en.html |
Инновации и предприятия малого и среднего размера (ПМС) |
Инновации это ключевой фактор в производственной конкуренции, экономике, социальном развитии и создании рынка труда. Программа ПМС 2001–2005 гг. обращается к предприятиям малого и среднего размела как к важным инновационным векторам и участникам. Электронный контент обращен на цифровой контент и языковые отрасли, которые, кроме ограниченного числа международных и мировых участников, состоят главным образом из ПМС и начинающих компаний, имеющих отношение к Интернету. Программа Электронный контент нацелена на стимулирование этих компаний и их заказчиков. В кратце, инновации и программа ПМС вместе с Электронным контентом, всецело являются дополнительными в совершенствовании конкурентности ПМС для новой экономики. http://europa.eu.int/comm/enterprise/enterprise_polisy/mult_entr_programme/programme_2001_2005.htm |
Политика предприятия |
Политике предприятия необходимо обратиться ко всему деловому (бизнес) окружению, чтобы дать возможность предприятиям, независимо от их размера, их юридического положения, сектора и местонахождения, расти и развиваться таким образом, чтобы быть совместимыми с всеобщей целью ЕС в поддержке развития. В Европе, любой с коммерчески возможной идеей сможет реализовать её в наилучших бизнес условиях, с возможностью доступа к лучшим исследованиям и технологиям, и затем поставить её наилучшим возможным способом на соответствующий рынок. Электронный контент и его цифровой контент и языковые отрасли будут управлять одним из, появившихся, пидеров под названием Электронная коммерция. http://europa.eu.int/comm/enterprise/policy_en.htm |
Электронная Десятка |
Предшественники электронной Дясятки способствовали запуску транс-европейских и мировых телекоммуникационных услуг. Этот процесс начался в июне 1997 Решением Европейского парламента и Совета и был пересмотрен в июле 2002 на период 2002–2006. Программа инвестирует капитал в ратификацию и начальные фазы раскрутки эксплуатационного обслуживания с акцентом на электронное Правительство, электронную Администрацию, здравоохранительную систему, инвалидов и пожилых, а также на обучение и культуру. Тематический центр Электронного контента, обращаясь к барьерам рынка, ограничивающим использование информации общественного сектора, лингвистических требований и двух определенных способствующих рынков (препятствия в доступе к капиталу и правам использования мультимедиа) четко устанавливает это, отдельно от электронной Десятки. Используемый механизм также различный: Электронный контент отказывается от классического проекта, в пользу прямого развития рынка (обращаясь к структурным вопросам важным для рынка и общества как единого целого). www.ten-telecom.org |
Культура 2000 |
Культура 2000 способствует культурному диалогу, творчеству и транснациональному распределению культуры. Эта программа делает акцент на некоммерческие аспекты, тогда как Электронный контент сосредоточен на деловых кругах, доступе и использовании общественного информационного сектора и содействии лингвистического разнообразия в информационном обществе. http://europa/eu/int/comm/dgs/education_culture/index_en.htm |
Леонардо да Винчи |
Эта программа активно поддерживает политику непрерывного обучения. Она поддерживает транснациональные инновации, способствующие знаниям, способностям и навыкам, которые необходимы для успешной интеграции в трудовую сферу и для полного использования гражданами и предоставляет простор для связей с другими инновациями сообщества – особенно Сократовскую и Молодежную программы. В программе определены три цели: Улучшение навыков и компетентности людей, особенно молодежи, при начальной профессиональной подготовке; Улучшение качества и доступности продолжения профессиональной подготовки и непрерывное приобретение навыков и знаний; Усиление вклада профессиональной подготовки в инновационный процесс в бизнесе. В программу включены 5 основных транснациональных мероприятий, которые предусматривают совместные действия и сопровождающие мероприятия; Мобильность, Пилот проекты; Лингвистическая компетентность, Транснациональные сети, Рекомендательный материал, Совместные действия, Сопровождающие мероприятия. http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/cha/c11025.htm |
Сократ |
Сократовская программа является Европейской образовательной программой. Главная цель этой программы – построить знаниевую Европу и таким образом обеспечить наилучший ответ основным задачам нового века: способствовать непрерывному обучению, способствовать свободному доступу к образованию, и помогать людям, приобретать общепризнанные квалификации и навыки. Сократовская программа требует повышения языковых знаний, а также одобряет мобильность и инновации. Программа включает 8 направлений: Комениус (школьное образование), Эразмус (высшее образование), Грандвиг (образование взрослых / другие образовательные направления), Лингва (изучение иностранных языков), Минерва (открытое и дистанционное обучение, информационные и коммуникационные технологии в образовании), Арион, Евридис, НАРИК (наблюдение и инновации), Совместные действия и Сопровождающие мероприятия. http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/cha/c11043.htm |
eLearning |
Инициатива Европейской Комиссии по eLearning требует мобилизации как образовательных и культурных сообществ, так и экономических и социальных участников в Европе, для того чтобы ускорить изменения в системах обучения и подготовки и, как следствие, продвинуть Европу к уровню общества, основанного на знаниях. Предложенная программа eLearning сосредоточена на трех моментах: 1) подавление цифрового разделения; 2) интеграция виртуального измерения в мобильность для университетов и высших учебных заведений; 3) двойственность школы через Интернет. eLearning – проект завтрашнего образования: http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/cha/c11046.htm Непрерывное обучение: http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/cha/c11047.htm |
5. Сети eLearning в административном секторе Министерства Образования
Министерством образования были предприняты различные шаги в содействии развитию eLearning и самыми главными целевыми областями были определены Образование, Обучение и Исследовательская работа в информационном обществе (Национальная стратегия на 2000–2004 гг.). На всех уровнях образования были установлены различные порталы. Через эти порталы предлагались различные услуги eLearning, такие как разносторонние веб-курсы, сопроводительный материал и услуги.
Цель и методы осуществления многих действующих веб-услуг значительно расходятся. Подробная информация по услугам легко доступна, например, на веб-страницах. Значимость услуг выражена в документах Министерства образования: «Образование, Обучение и Исследовательская работа в информационном обществе – национальная стратегия на 2000–2004 гг.» и «Образование, Обучение и Исследовательская работа в информационном обществе – национальная программа на 2004–2006 гг.». Таблица 3, представленная ниже, представляет набор кратких резюме.
Таблица 3: Виртуальное обучение и образовательные учреждения в образовательном секторе
Сетевое окружение для дошкольного образования | Сетевое окружение дошкольного образования создало полезные обучающие материалы, основанные на использовании Интернет технологии, при поддержке Национального Совета по образованию. |
Виртуальная школа для общего образования | Национальный Совет по образованию оказывает финансовую поддержку различным региональным, тематическим и предметным проектам развития, основанным на использовании Интернет технологий, которые запускаются различными школами. Проекты развития находятся на сайте www.edu.fi для использования учителями. |
Сетевое окружение для школ среднего общего образования | Национальный Совет по образованию оказывает финансовую поддержку сетевому окружению, использующему различные проекты развития, запущенные для совершенствования небольших школ среднего общего образования, для реформирования учебного плана, и для помощи всем школам среднего общего образования. Проекты развития на портале www.edu.fi. |
Дистанционное обучение в школах среднего общего образования | Европейский Общественный Фонд, Национальный Совет по образованию и Трансляционная компания Финляндии YLE поддерживают создание материалов, распространяющихся через Интернет, радио и телевидению, по курсу средней общей школы. 86 школ среднего общего образования участвуют в этом проекте. Материалы находятся на сайте www. oph.fi/etalukio |
Виртуальные школьные проекты для спецобучения | Национальный Совет по образованию оказывает финансовую поддержку созданию обучающих моделей и материалов, основанных на опыте спецшкол. Веб-материалы на сайте www.edu.fi. |
Виртуальная школа для начального профессионального образования | Национальный Совет по образованию поддерживает 20 экзаменационных и отраслевых проектов запущенных для развития начального профессионального образования, гибкую модель подготовки и руководство по обучению на рабочем месте, и сопроводительные материалы, основанные на использовании Интернет технологий. Материалы, основанные на использовании Интернет технологий находятся на сайте www.edu.fi |
Виртуальная школа для дополнительного профессионального образования взрослых | Национальный Совет по образованию поддерживает 8 совместных проектов, запущенных образовательными учреждениями для взрослых. Эти проекты разрабатывают подготовительный, обучающий материал, основанный на использовании Интернет технологий для экзаменов в профессиональном образовании, и задания на самостоятельное изучение для тестов на проверку навыков. Материалы, основанные на использовании Интернет технологий находятся на сайте www.edu.fi |
Виртуальные Политехникумы | Политехникумы и Министерство образования поддерживают создание походящих материалов, основанных на использовании Интернет технологий для применения во всех политехникумах. Эти проекты также финансируются ESF. Обучающие материалы и услуги доступны для студентов политехникумов и их учителей на портале www.amk.fi |
Виртуальный Университет Финляндии | Университеты и Министерство образования обеспечивают поддержку дисциплинарным, региональным и сетевым виртуальным проектам. Проекты также получают финансовую поддержку ESF. Услуги доступны на сайте www.virtualuniversity.fi Участвующие университеты играют центральную, независимую роль в различных обучающих проектах. Права на изучение предоставляются студентам университетов. |
Открытые университеты и политехникумы | Открытые университеты и политехникумы предлагают обучение в форме контактного и многообразного обучения. В дополнение, они предлагают возможность самостоятельного Интернет обучения гражданам, заинтересованным в получении университетского образования. Обучающие материалы и веб-курсы лекций представлены на сайте www. avoinyliopisto.fi Политехникумы используют собственные веб-страницы и сайт www.amk.fi |
Сетевое окружение для дошкольного образования | Сетевое окружение дошкольного образования создало полезные обучающие материалы, основанные на использовании Интернет технологии, при поддержке Национального Совета по образованию. |
Виртуальная школа для общего образования | оказывает финансовую поддержку различным региональным, тематическим и предметным проектам развития, основанным на использовании Интернет технологий, которые запускаются различными школами. Проекты развития находятся на сайте www.edu.fi для использования учителями. |
Сетевое окружение для школ среднего общего образования | Национальный Совет по образованию оказывает финансовую поддержку сетевому окружению, использующему различные проекты развития, запущенные для совершенствования небольших школ среднего общего образования, для реформирования учебного плана, и для помощи всем школам среднего общего образования. Проекты развития на портале www.edu.fi. |
Дистанционное обучение в школах среднего общего образования | Европейский Общественный Фонд, Национальный Совет по образованию и Трансляционная компания Финляндии YLE поддерживают создание материалов, распространяющихся через Интернет, радио и телевидению, по курсу средней общей школы. 81 школа среднего общего образования участвует в этом проекте. Материалы находятся на сайте www. oph.fi/etalukio |
Виртуальные школьные проекты для спец-обучения | Национальный Совет по образованию оказывает финансовую поддержку созданию обучающих моделей и материалов, основанных на опыте спецшкол. Веб-материалы на сайте www.edu.fi. |
Виртуальная школа для начального профессионального образования | Национальный Совет по образованию поддерживает 20 экзаменационных и отраслевых проектов запущенных для развития начального профессионального образования, гибкую модель подготовки и руководство по обучению на рабочем месте, и сопроводительные материалы, основанные на использовании Интернет технологий. Материалы, основанные на использовании Интернет технологий находятся на сайте www.edu.fi |
Виртуальная школа для дополнительного профессионального образования взрослых | Национальный Совет по образованию поддерживает 8 совместных проектов, запущенных образовательными учреждениями для взрослых. Эти проекты разрабатывают подготовительный, обучающий материал, основанный на использовании Интернет технологий для экзаменов в профессиональном образовании, и задания на самостоятельное изучение для тестов на проверку навыков. Материалы, основанные на использовании Интернет технологий находятся на сайте www.edu.fi |
Виртуальные Политехникумы | Политехникумы и Министерство образования поддерживают создание походящих материалов, основанных на использовании Интернет технологий для применения во всех политехникумах. Эти проекты также финансируются ESF. Обучающие материалы и услуги доступны для студентов политехникумов и их учителей на портале www.virtuaaliamk.fi |
Виртуальный Университет Финляндии | Университеты и Министерство образования обеспечивают поддержку дисциплинарным, региональным и сетевым виртуальным проектам. Проекты также получают финансовую поддержку ESF. Услуги доступны на сайте www.virtuaaliyliopisto.fi Участвующие университеты играют центральную, независимую роль в различных обучающих проектах. Права на изучение предоставляются студентам университетов. |
Открытые университеты и политехникумы | Открытые университеты и политехникумы предлагают обучение в форме контактного и многообразного обучения. В дополнение, они предлагают возможность самостоятельного Интернет обучения гражданам, заинтересованным в получении университетского образования. Обучающие материалы и веб-курсы лекций представлены на сайте www. avoinyliopisto.fi Политехникумы используют собственные веб-страницы. |
6. Elearningв коммерческих компаниях и организациях
В коммерческих компаниях и организациях, обучение должно, главным образом, поддерживать главную цель организации.
С экономической точки зрения, инвестирование в обучение – желательны, в качестве способа увеличения оборота и прибыльности организации. В свою очередь, клиенты организации могут извлечь пользу, если ситуация дает им возможность получить улучшенное качество или увеличивающуюся дополнительную стоимость. Рассматривая внутренние процессы организации, эти действия могут быть подходящими, в случае если они приводят к наилучшим инновациям или увеличению производительности труда.
С точки зрения общества, инвестирование в обучение – желательно, при условии, что оно содействует культурной адаптации, социальному взаимодействию или правосудию.
Это означает, что конкуренция организаций, производительность труда и инновации являются главными целями, которым служит обучающая деятельность людей и организаций. Новые достижения, полученные, в процессе обучения, персоналом и достижения в работе, впоследствии передаются в организационный процесс. Польза использования eLearning в организациях в том, что существует возможность восстановить и реформировать структуры организаций. eLearning необходимо такое инвестирование, которое основывается на критериях полезности, которая позволит обрисовать разумные процессы, в которые осуществляется инвестирование. Используемые технологии, в свою очередь, будут повышать производительность труда, что приведет к существенным прибылям. Вследствие того, что eLearning, в конечном счете, помогает финансистам, его применение будет более распространенным. Применительно к компаниям и организациям, eLearning четко разделяется на внутреннее обучение, которое развивает соответствующие способности и внешнее обучение (в основном обучение заказчиков). Обычно компании применяют eLearning, которое использует разнообразие методов и технологий или их комбинации. Среди многих курсов, компаниям и организациям предлагаются курсы подготовки персонала, курсы, организованные для заказчиков, партнеров и дистрибьюторам.
Компании могут получать интересующие их курсы обучения, используя эксклюзивные инструменты eLearning (такие как, инструменты на основе Интернет технологий) или комбинируя их с различными системами управления знаниями и цифровыми системами поддержки. Характерной чертой деятельности eLearning в деловой сфере является использование хорошо организованных источников знаний и компетентность. Такие решения могут вводиться, например, в различные системы обучения организации, в управление компетенциями, в управление документацией, в управление заказчиками, в менеджмент сети поставок, в управление информацией о продукции, или в оперативный менеджмент и в системы по контролю ресурсов.
Финляндия уже приобрела значительный опыт в запуске основных проектов eLearning в компаниях и в общественном административном секторе. Как показала практика, для eLearning необходимо практическое сотрудничество. В настоящее время, между различными секторами выполняется несколько внутренних планов проекта eLearning. Кроме того, различные государственные организации стремятся скоординировать их собственные eLearning проекты. Пока еще, Финляндия не выполнила всеобъемлющее национальное исследование в использование eLearning компаниями. Однако, несколько социологических исследований указывают, что тренды, проверенные международным исследованием также применяются к деловой жизни Финляндии: между частными компаниями есть существенные различия, компании с интенсивным курсом обучения с большей готовностью принимают и используют множество методов eLearning, большие компании и организации используют eLearning как часть развития их персонала больше, чем предприятия маленьких и средних размеров. Некоторые исследования из этого сектора указывают, что главный элемент в успешном использовании eLearning фирмами состоит в организации соответствующей, всесторонней поддержке ученикам.
Ноу-хау, полученные от различных деловых проектов, должны быть преобразованы в модели для широкого распространения. Использование eLearning финскими фирмами характеризовалось осторожным введением и отдельными действиями к идее «смешанного обучения» с образованием eLearning и неотъемлемой частью внутреннего развития компании или организации и обучения в целом.
Основная идея, относительно использования eLearning финскими компаниями, которые направлены на их внешних клиентов, в том, чтобы получить конкурентоспособное преимущество. eLearning обеспечивает новые, непредвиденные возможности обучения клиентов, специально для компаний, работающих на глобальном рынке.
7. Elearning внутри общественной администрации
Приблизительно 50% персонала государственной службы оставят рынок труда в течение следующих 10 лет. Обучение управленческого персонала должно будет принять необходимость практического обучения новых служащих, на всестороннем уровне. Кроме того, должны быть сделаны все необходимые приготовления, чтобы усилить компетентность пожилых служащих, и передать навыки сотрудников, уходящих в отставку их преемникам.
Совет государства принял принципиальное решение относительно политики управленческого персонала, согласно которому государство, как работодатель, должно создать непременные условия для информационного развития общества, и действовать инициатором этого развития. Информационное развитие общества и новые электронные услуги администрирования, подчеркивают роль знаний и компетентности в работе. Методы работы, основанные на информационных технологиях, и распределенные структуры налагают новые требования на обучение.
Компетентный персонал и обучаемые организации это краеугольные камни эффективного общественного управления. eLearning – интересная тенденция в обучении персонала и применение eLearning проверяется и разрабатывается несколькими единицами общественного управления. Финский Институт Общественного Управления (HAUS) VVM 1/2002 опубликовал исследование «Веб обучение в общественном управлении», в котором представлена полная картина всей ситуации общественного управления и развитие возможностей. (www.dipoli.hut.fi/road-map/verkkooppiminen.pdf). В дополнение к исследованию и докладам по данному вопросу, предлагаются также практические советы по развитию и рабочие модели для организации подготовки персонала общественного управления.
К анкетному опросу исследования HAUS обращались 160 человек, ответственных за персонал, обучающийся в общественной администрации. 69 участников отвечали на запрос (40%). Меньше чем четверть (16), из отвечающих организаций, осуществили eLearning запланированным способом (были определены цели изучения или отдельно спланировано содержание изучения), или под наблюдением (процесс обучения был проконтролирован, руководился, или была проведена оценка достижений). Метод, используемый в исследовании исключил независимый информационный поиск, и тип изучения основанный на неконтролируемом просмотре и редактировании баз данных.
Наиболее общим отличительным признаком было то, что eLearning рассматривалось или как эксперимент (4 респондента) или как развитие персонала (9 респондентов). Только одна организация (10–30% респондентов) заявила, что eLearning – существенная часть развития персонала. Больше чем одна треть респондентов рассматривали эксперименты как цель в течение следующих нескольких лет. Существенная часть участвующих организаций (13%) собирается принять eLearning. Организации, которые экспериментировали с eLearning, собираются развивать их обучающие навыки, практикуя создание контента и расширяя их сегодняшние методы. В ряде случаев eLearning рассматривалось, как обеспечивающее новые возможности условия обучения персонала. То, что прежде всего необходимо в поддержку eLearning, – это знание опыта и практики других организаций (большинство респондентов). Потребность в знании, имеющем отношение к технологии, различных альтернатив, производстве контента, и педагогике, использующей Интернет – технологии значительно расходится (приблизительно одна треть респондентов).
Исследование HAUS указывает, что информационное развитие общества, создание обучения организаций, и развитие культуры, которая поддерживает обучение, взаимодействие и организацию сети также, налагают множество новых требований для компетентности государственной службы и организации образования и обучения. Основной момент переместится, в увеличивающейся степени, от подготовки до обучения на рабочих местах и саморазвитии. Обучение персонала должно также предлагать возможности непрерывного, универсального, постоянного развития личной компетентности людей.
eLearning содействует возможностям общественных организаций в достижении эффективных целей, использовании времени, и стратегий обучения. Кроме того, ожидается, что eLearning предоставит огромную пользу и увеличивающуюся производительность, из-за ее способности выполнять и дополнять учебные требования в секторе государственной службы, например в практическом обучении работе. Можно также предположить, что различные инструменты и методы eLearning предложат возможности для разработки процедур государственной службы, таким образом, содействуя эффективному использованию ресурсов. eLearning предлагает универсальные возможности непрерывного, интерактивного обучения, независимо от времени и места. eLearning поддерживает развитие компетентности государственных служб и открывает новые возможности в системах управления и стимулы.
Сектор государственной службы провел несколько проектов развития, сосредоточенных на обучающих технологиях и технологиях изучения. Однако, полученный опыт, методы и знания распространились, но не носили совместного и единообразного характера. Кроме того, проекты не обеспечили достаточного основание для того, чтобы носить постоянный характер, и, следовательно, остались простыми экспериментами.
Согласно исследованию HAUS, стратегическое размещение, запуск и выполнение практических проектов eLearning требуют решения различных задач, которые являются общими для различных организаций государственной службы. Среди таких задач:
разнообразие и несовместимость текущих технических решений и системных платформ;
отсутствие технологических решений и стандартов производства;
отсутствие общих рекомендаций или, так называемых проверенных навыков;
отсутствие сотрудничества и философии партнерства;
в Интернете размещено много различной информации, которая доступна государственным службам, но она не унифицирована, не имеет свободного доступа, или не может быть модифицирована для обучающих целей.
В качестве рекомендаций, применение eLearning в государственных структурах должны быть сознательно скоординированы, чтобы позволить более эффективное планирование и выполнение больших проектов для потребностей администрации и людей. Скоординированный подход увеличил бы производительность и эффективное использование ресурсов, таких как работа с общими базами данных и информационными архивами. Это также устранило бы попытки решения идентичных проблем различными секторами.
8. Результаты интернационализации
По сравнению с другими формами обучения, eLearning и другие формы обучения транснациональные и не ограничиваются региональными границами. В тоже время, считается, что контент и действующие процессы eLearning намного легче воспроизводятся и используются операторами, чем общепринятое обучение. В условиях транснационального использования, eLearning обещает создать обучение, которое было бы менее зависимым от местных ресурсов обучения, увеличить различные многосторонние ресурсы обучения и сократить затраты на студента и обучающую единицу.
В развитых странах, например в Финляндии, ожидания, относительно быстрого применения и распространения eLearning, были особенно позитивными, чем его фактический уровень роста. Среди прочего, создалось впечатление, что eLearning был бы стремительно расширяющимся рынком мирового уровня. Однако, к примеру, доля eLearning в образовании и в обучающей деятельности фирм США и Европы, остается неизменной в течение 1998–2002 гг. Даже в области образовательных заведений рост был средним.
Во всех странах, в условиях экономики, образование и обучение это важная деятельность, составляющая основную долю потребления общественного сектора. В США, например, объем «рынка образования и обучения» примерно 800 миллиардов $ в год. Переоценка роли общественного сектора и финансирования ведут к ситуации, в которой возникает новая деловая деятельность всеобщей важности в области обучения. Некоторые государства, такие как Канада и Австралия, решительно инвестируют средства в экспорт их образовательных, обучающих и соответствующих продуктов и услуг для постоянного роста мирового рынка в этой области.
Различные элементы eLearning на мировом рынке ведут себя по-разному. В целом, технологии eLearning глобальны и они могут быть легко куплены или проданы и могут использоваться на разных рынках. Поскольку контент eLearning, по своей природе, в большей степени локальный или региональный, но может продаваться глобально через различные механизмы (такие как стандартизация материальных объектов), то услуги eLearning, в особенности различные услуги поддержки обычно являются локальными, несмотря на то, что их структуры и концепции могут быть глобальными.
Относительно сферы деятельности eLearning, Финляндия, в ряде других стран, была страной «закрытого рынка» куда импортировалось, произведенное в другом месте, контент и услуги не использовались в значительной степени. Что касается технологий eLearning, то в Финляндии и других небольших странах использовались преимущественно иностранные технологии. Естественно это разумное решение, поскольку Финляндия слишком маленький рынок для собственных технологий. В тоже время, следует отметить, что в особых рыночных нишах (например, таких как обеспечение языковых лабораторий) Финские компании достигли мирового уровня и в настоящее время находятся среди ведущих поставщиков технологий.
9. Технологическое развитие
Информационные сети объединяют компьютеры, телекоммуникационные средства и базы данных. В сети, общество, организации и услуги не существуют в физической форме. Они лишь соединяются информационными сетями, через которые услуги передаются пользователям независимо от времени и места. При обмене данными и информационной передаче географическое местонахождение, расстояния и государственные границы теряют свою значимость. Развитие Интернет расширит наши уже существующие внутренние рынки до уровня мировых.
Развитие информационного общества пришло в Финляндию с развитием технологий. Разработчики информационных и телекоммуникационных технологий, производители и продавцы постоянно представляют на рынок новые устройства и продукты. Все они участвуют в следующих всеобщих тенденциях развития:
Потребительские электронные и технологические средства становятся общепринятыми в домашней, школьной и рабочей жизни.
Продукты содержать заложенную информацию и обладают интерактивными интерфейсами пользователей.
Быстрая конвергенция областей контента, ИКТ и телекоммуникаций.
Взаимодействие и бизнес через электронные информационные сети.
Увеличение серфинга гражданами на основе веб контента.
Модель развития электронной коммерции (электронный рынок, электронные сообщества, авторские права, информационная безопасность и надежность, совместимость и т.д.).
Разработка конечных устройств в потребительских продуктах пользователей.
Экспоненциальный рост цифровых средств.
Фирмы и домашние хозяйства присоединяются к быстрым информационным сетям, и благодаря этому всесторонняя мультимедийная структура будет применена, как ожидается, к 2010 г.
Большие компании ищут новые деловые стратегии через коалиции и партнерства. Фирмы сосредотачивают свое внимание на их собственных ключевых способностях, оценке или покупке необходимых подконтрактных услуг через информационные сети. Фирмы сосредотачиваются на создании значимой деловой деятельности основанной на информационных сетях, путем производства веб услуг и контента. Использование веб услуг становится общепринятой практикой, такой же, как и ежедневное использование телефона в общении и бизнесе.