Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Контрольная работа: Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel

Содержание


Введение

1. Условие задачи

2. Математическая модель задачи

3. Аналитическое исследование функции. Нахождение критических точек

4. Построение графика искомой функции средствами MS Excel

Выводы

Используемая литература

Введение


В данной работе требуется решить математическую задачу двумя способами, один – это привычный для нас вариант, с помощью математических исследований, а второй – с помощью специального офисного приложения MS Excel. Для этого нам необходимо:

- составить математическую модель задачи,

- определить исследуемую функцию, зависящую от одной переменной,

- построить график заданной функции с помощью графического редактора MS Excel,

- исследовать функцию по общей схеме, найти критические точки,

- найти решение задачи,

- сделать вывод, сравнить полученные результаты.

1. Условие задачи


Найти высоту конуса наименьшего объема, описанного около данного шара радиуса r.

Поясним, данную задачу графически:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel

ABС – конус

О – центр, вписанного шара в конус

OН=OК – радиус вписанного шара

ВН – высота конуса


2. Математическая модель задачи


Введем необходимые обозначения и составим исходную функцию, зависящую от одной переменной.

Пусть BH=x, OH=r, BO=OC=x-r. Рассмотрим прямоугольный треугольник OCH:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Теперь, воспользуюсь формулой нахождения объема конуса, составим функцию, зависящую от одной переменной х – высота конуса.

Объем конуса будет вычисляться по следующей формуле:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Исследуем функцию вида:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


3. Аналитическое исследование функции. Нахождение критических точек


Воспользуемся общей схемой исследования функции.


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


1. Найти область определения

Функция существует для всех положительных значений х, также подкоренное выражение должно быть положительным. Решим неравенство:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel

Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


2. Найти (если это можно) точки пересечения графика с осями координат.

В нашем случае это невозможно, т.к. все параметры конуса числа положительные, т.е. точек пересечения с осями координат данная функция не имеет.

3. Найти интервалы знакопостоянства функции (промежутки, на которых Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel или Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel).

Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel при любом значении Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel из области определения функции

4. Выяснить является ли функция четной, нечетной или общего вида.

Функция Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel является четной функцией, т.к.


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel,


но для данной области определения Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel является функцией общего вида.

5. Найдите асимптоты графика функции.

Функция не имеет вертикальной, горизонтальной и наклонной асимптот.

6. Найдите интервалы монотонности функции (проверить функцию на выпуклость и вогнутость, используя первую производную)

Для этого найдем первую производную от заданной функции:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS ExcelРешение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Решим уравнение вида:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS ExcelРешение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Получим, что при Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel функция меняется, т.е. на промежутке Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excelфункция монотонно убывает, а на Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel монотонно возрастает.

7. Найти экстремумы функции.

Из пункта 6 следует, что Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel точка максимума.

Найдем точки, в которых функция не существует:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Найдем значение функции в точке, где функция не существует, в точке экстремума и на концах промежутка области определения:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Таким образом, получим, что при высоте конуса Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel конус имеет наименьший объем, равный


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel.

4. Построение графика искомой функции средствами MS Excel


Для построения графика необходимо составить таблицу значений переменной и функции. Воспользуемся приложением MS Excel:


















радиус вписанной окружности r=








2




















h= 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5 5,1 5,2 5,3
Vкон= 5,5 5,353158 5,268761 5,225578 5,2111 5,217492 5,239506 5,273554 5,317067











На основании значений таблицы строим график заданной функции:


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


Найдем максимальное и минимальное значения на области определения. Для этого воспользуемся сортировкой.



максимум 5,5

минимум 5,211111

Как мы видим, функция достигает минимума V=5,2111 при значении х=4,9.

Решим задачу, пользуясь надстройкой «поиск решения». Выполним следующие действия:

Введем в любую ячейку целевую функцию


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


2. В меню Сервис выберем команду Поиск решения.

В появившемся окне уже установлена целевая ячейка.

Отмечаем флажок в поле «равной» на «минимальному значению», т.к. наша функция стремится к минимуму.

В поле «Изменяя ячейки» выбираем любую, пустую ячейку.

Нажимаем кнопку «выполнить», не меняя других параметров.


Решение математической задачи с помощью математических исследований и помощью специального офисного приложения MS Excel


3. Просматриваем полученный результат.


h= 4,91485421
Vкон= 5,21089007

Т.е. при высоте конуса х=4,91485 палатка имеет наименьший объем, равный 5,21089.

Вывод


В данной работе выполнены все поставленные цели и задачи. В ходе выполнения были сделаны следующие выводы.

Решив данную задачу, двумя способами, мы получили равные результаты.

В первом случае, в процессе решения задачи самостоятельно, мы потеряли достаточное количество времени, сохраняя большой риск ошибки в вычислениях.

Во втором же, решение задачи с помощью MS Excel, мы достигли того же результата минимизируя недостатки за считанные минуты.

Во время всеобщей компьютеризации, все пытаются облегчить себе процесс работы, и это действительно работает.

Используемая литература


Журнал «Информатика и образование» № 12, 2007.

Журнал «Информатика и образование» № 4, 2008.

Бурдюкова Е.В.Основы работы в Microsoft Excel. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.

Письменный Д.Т. конспект лекций по высшей математике. М.: Айрис-пресс,2007.

Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологий. Хабаровск: ХК ИППК ПК,2003.

Похожие работы:

  1. Решение математических задач с помощью ...
  2. • Решение транспортной задачи линейного ...
  3. • Решение задачи с помощью математической модели и ...
  4. • Обучение решению математических задач с помощью ...
  5. • Решение задач моделирования и оптимизации с ...
  6. • Методы математического моделирования экономики
  7. •  ... занимающейся розничной торговлей офисной мебелью
  8. • Математические методы в экономическом анализе
  9. • Развитие самостоятельности школьников при обучении математики
  10. • MS Excel: надстройка "Поиск решения"
  11. • Решение оптимизационных управленческих задач на ...
  12. • Решение задачи с помощью программ Mathcad и Matlab
  13. • Математическое мышление младших школьников
  14. • Интеграция математических и экономических знаний
  15. • Использование современной компьютерной техники и ...
  16. • Развитие логического мышления на уроках математики ...
  17. • Теоретические подходы к феномену "математическое мышление"
  18. • Решение задач линейного программирования
  19. • Изучение программ MS Office
Рефетека ру refoteka@gmail.com