Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Учебное пособие: Основные понятия и планирование эксперимента

Лекция 1. Вводная. Основные понятия и определения


Под экспериментом будем понимать совокупность операций совершаемых над объектом исследования с целью получения информации о его свойствах. Эксперимент, в котором исследователь по своему усмотрению может изменять условия его проведения, называется активным экспериментом. Если исследователь не может самостоятельно изменять условия его проведения, а лишь регистрирует их, то это пассивный эксперимент.

Важнейшей задачей методов обработки полученной в ходе эксперимента информации является задача построения математической модели изучаемого явления, процесса, объекта. Ее можно использовать и при анализе процессов и при проектировании объектов. Можно получить хорошо аппроксимирующую математическую модель, если целенаправленно применяется активный эксперимент. Другой задачей обработки полученной в ходе эксперимента информации является задача оптимизации, т.е. нахождения такой комбинации влияющих независимых переменных, при которой выбранный показатель оптимальности принимает экстремальное значение.

Опыт – это отдельная экспериментальная часть.

План эксперимента – совокупность данных определяющих число, условия и порядок проведения опытов.

Планирование эксперимента – выбор плана эксперимента, удовлетворяющего заданным требованиям, совокупность действий направленных на разработку стратегии экспериментирования (от получения априорной информации до получения работоспособной математической модели или определения оптимальных условий). Это целенаправленное управление экспериментом, реализуемое в условиях неполного знания механизма изучаемого явления.

В процессе измерений, последующей обработки данных, а также формализации результатов в виде математической модели, возникают погрешности и теряется часть информации, содержащейся в исходных данных. Применение методов планирования эксперимента позволяет определить погрешность математической модели и судить о ее адекватности. Если точность модели оказывается недостаточной, то применение методов планирования эксперимента позволяет модернизировать математическую модель с проведением дополнительных опытов без потери предыдущей информации и с минимальными затратами.

Цель планирования эксперимента – нахождение таких условий и правил проведения опытов при которых удается получить надежную и достоверную информацию об объекте с наименьшей затратой труда, а также представить эту информацию в компактной и удобной форме с количественной оценкой точности.

Пусть интересующее нас свойство (Y) объекта зависит от нескольких (n) независимых переменных (Х1, Х2, …, Хn) и мы хотим выяснить характер этой зависимости - Y=F(Х1, Х2, …, Хn), о которой мы имеем лишь общее представление. Величина Y – называется “отклик”, а сама зависимость Y=F(Х1,Х2, …, Хn) – “функция отклика”.

Отклик должен быть определен количественно. Однако могут встречаться и качественные признаки Y. В этом случае возможно применение рангового подхода. Пример рангового подхода - оценка на экзамене, когда одним числом оценивается сложный комплекс полученных сведений о знаниях студента.

Независимые переменные Х1, Х2, …, Хn – иначе факторы, также должны иметь количественную оценку. Если используются качественные факторы, то каждому их уровню должно быть присвоено какое-либо число. Важно выбирать в качестве факторов лишь независимые переменные, т.е. только те которые можно изменять, не затрагивая другие факторы. Факторы должны быть однозначными. Для построения эффективной математической модели целесообразно провести предварительный анализ значимости факторов (степени влияния на функцию), их ранжирование и исключить малозначащие факторы.

Диапазоны изменения факторов задают область определения Y. Если принять, что каждому фактору соответствует координатная ось, то полученное пространство называется факторным пространством. При n=2 область определения Y представляется собой прямоугольник, при n=3 – куб, при n >3 - гиперкуб.

При выборе диапазонов изменения факторов нужно учитывать их совместимость, т.е. контролировать, чтобы в этих диапазонах любые сочетания факторов были бы реализуемы в опытах и не приводили бы к абсурду. Для каждого из факторов указывают граничные значения


Основные понятия и планирование эксперимента, i=1,... n.


Регрессионный анализ функции отклика предназначен для получения ее математической модели в виде уравнения регрессии


Основные понятия и планирование эксперимента,


где В1, …, Вm – некоторые коэффициенты; е – погрешность.

Среди основных методов планирования, применяемых на разных этапах исследования, используют:

планирование отсеивающего эксперимента, основное значение которого выделение из всей совокупности факторов группы существенных факторов, подлежащих дальнейшему детальному изучению;

планирование эксперимента для дисперсионного анализа, т.е. составление планов для объектов с качественными факторами;

планирование регрессионного эксперимента, позволяющего получать регрессионные модели (полиномиальные и иные);

планирование экстремального эксперимента, в котором главная задача – экспериментальная оптимизация объекта исследования;

планирование при изучении динамических процессов и т.д.

Инициатором применения планирования эксперимента является Рональд А. Фишер, другой автор известных первых работ – Френк Йетс. Далее идеи планирования эксперимента формировались в трудах Дж. Бокса, Дж. Кифера. В нашей стране - в трудах Г.К. Круга, Е.В. Маркова и др.

В настоящее время методы планирования эксперимента заложены в специализированных пакетах, широко представленных на рынке программных продуктов, например: StatGrapfics, Statistica, SPSS, SYSTAT и др.

Представление результатов экспериментов

При использовании методов планирования эксперимента необходимо найти ответы на 4 вопроса:

Какие сочетания факторов и сколько таких сочетаний необходимо взять для определения функции отклика?

Как найти коэффициенты В0, В1, …, Bm?

Как оценить точность представления функции отклика?

Как использовать полученное представление для поиска оптимальных значений Y?

Геометрическое представление функции отклика в факторном пространстве Х1, Х2, …, Хn называется поверхностью отклика (рис. 1).

Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 1. Поверхность отклика


Если исследуется влияние на Y лишь одного фактора Х1, то нахождение функции отклика - достаточно простая задача. Задавшись несколькими значениями этого фактора, в результате опытов получаем соответствующие значения Y и график Y =F(X) (рис. 2).


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 2. Построение функции отклика одной переменной по опытным данным


По его виду можно подобрать математическое выражение функции отклика. Если мы не уверены, что опыты хорошо воспроизводятся, то обычно опыты повторяют несколько раз и получают зависимость с учетом разброса опытных данных.

Если факторов два, то необходимо провести опыты при разных соотношениях этих факторов. Полученную функцию отклика в 3х-мерном пространстве (рис. 1) можно анализировать, проводя ряд сечений с фиксированными значениями одного из факторов (рис. 3). Вычлененные графики сечений можно аппроксимировать совокупностью математических выражений.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 3. Сечения поверхности отклика при фиксированных откликах (а) и переменных (б,в).


При трех и более факторах задача становится практически неразрешимой. Если и будут найдены решения, то использовать совокупность выражений достаточно трудно, а часто и не реально.

Например, пусть необходимо исследовать влияние U, f и Rr на Мп и P2 асинхронного двигателя (АД) (рис. 4).


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 4. Исследование влияния U, f и Rr на Мп и P2 АД


Если в диапазоне изменения каждого фактора взять хотя бы по пять точек


Основные понятия и планирование эксперимента


то для того чтобы выполнить опыты при всех возможных сочетаниях значений факторов (их три) необходимо выполнить 53=125 опытов и сформировать по 52=25 кривых для каждой из двух функций отклика. Если мы хотим хотя бы продублировать опыты чтобы снизить погрешность, то число опытов пропорционально возрастает, поэтому произвольное выполнение опытов при числе факторов более двух и использование их результатов - практически нереально.

Лекция 2. Разложение функции отклика в степенной ряд, кодирование факторов


Если заранее не известно аналитическое выражение функции отклика, то можно рассматривать не саму функцию, а ее разложение, например в степенной ряд в виде полинома

Y=В0 + B1Х1 + … + BnХn + В12Х1Х2 + … Вnn-1ХnХn-1 + В11Х12 + … + ВnnXn2 +….

Разложение в степенной ряд функции возможно в том случае, если сама функция является непрерывной и гладкой. На практике обычно ограничиваются числом членов степенного ряда и аппроксимируют функцию полиномом некоторой степени.

Факторы могут иметь разные размерности (А, В, Вт, об/мин) и резко отличаться количественно. В теории планирования эксперимента используют кодирование факторов.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 5. Пространство кодированных факторов


Эта операция заключается в выборе нового масштаба для кодированных факторов (рис. 5), причем такого, чтобы минимальное значение кодированных факторов соответствовало “-1”, а максимальное значение “+1”, а также в переносе начала координат в точку с координатами Х1ср, Х2ср, …, Хnср

Основные понятия и планирование эксперимента.


Текущее значение кодированного фактора


Основные понятия и планирование эксперимента,


где Хi – именованное (абсолютное) значение фактора; xi – кодированное значение фактора; Xicp -Ximin =Ximax-Xicp - интервал варьирования фактора.

Граница совместимости факторов указана на рис. 5 в виде кривой линии.

Если фактор изменяется дискретно, например он является качественным, то каждому уровню этого кодированного фактора присваиваются числа в диапазоне от +1 до –1. Так при двух уровнях это +1 и –1, при трех уровнях +1, 0, -1 и т.д.

Функция отклика может быть выражена через кодированные факторы Y=f(x1,…, хn) и записана в полиномиальном виде

Y=b0+b1х1+b2х2+…+bnхn+b12х1х2+…+bnn-1хn-1хn+b11х12+ …+bnnхn2+….

Очевидно, что Основные понятия и планирование эксперимента, но

Y=F(X1,…, Xi,…, Xn) = f(x1,… xi,…, хn).

Для полинома, записанного в кодированных факторах, степень влияния факторов или их сочетаний на функцию отклика определяется величиной их коэффициента bi. Для полинома в именованных факторах величина коэффициента Вi еще не говорит однозначно о степени влияния этого фактора или их сочетаний на функцию отклика.

Степенной вид полинома может быть записан в более компактной форме

Основные понятия и планирование эксперимента.


При определении общего числа членов степенного ряда количество парных сочетаний для n факторов в полиноме, тройных сочетаний, i-ных сочетаний Основные понятия и планирование экспериментапри n>i находится по соотношению


Основные понятия и планирование эксперимента.


Например, для набора четырех чисел (n=4) - 1, 2, 3, 4 число тройных сочетаний составляет


Основные понятия и планирование эксперимента


Если считать, что существует фактор х0 всегда равный 1, то


Основные понятия и планирование эксперимента.


Если дополнительно все двойные, тройные и т.д. сочетания факторов, а также квадраты факторов и все соответствующие им коэффициенты обозначить через хi и bi, для i=n+1, …, m, то степенной ряд можно записать в виде


Основные понятия и планирование эксперимента.


Здесь m+1 общее число рассматриваемых членов степенного ряда.

Для линейного полинома с учетом всех возможных сочетаний факторов


Основные понятия и планирование эксперимента.


Полный квадратичный полином выглядит следующим образом:


Основные понятия и планирование эксперимента,


где х0=1, х3=х1х2, х4=х12, х5=х22, b3=b12, b4=b11, b5=b22.


Матричные преобразования при обработке результатов эксперимента

При матричной записи результатов различных N опытов для полиномиального представления результата Основные понятия и планирование экспериментабудем иметь Основные понятия и планирование эксперимента; Х - матрица сочетаний факторов.


Основные понятия и планирование эксперимента


N строк

m+1 столбец

Здесь 0,1, …,i,…, m – номера членов уравнения; 1,…,U,…,N … – номера опытов. Матрица Х - прямоугольная, содержащая m + 1 столбец и N строк.

Если учесть, что в матрице Х элементы Основные понятия и планирование эксперимента, то матрицу Х можно записать

Основные понятия и планирование эксперимента.


Основные понятия и планирование эксперимента


Домножим левую и правую часть этого уравнения на одну и туже матрицу Xt – транспонированную матрицу Х

Основные понятия и планирование эксперимента.

Транспонированная матрица – это матрица, у которой по отношению к исходной столбцы и строки поменяны местами.


Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование экспериментастрока

N столбцов

Основные понятия и планирование экспериментаматрица, получившаяся в результате произведения транспонированной матрицы на исходную. Она является квадратной матрицей, содержащей m +1 строку и m + 1 столбец.


Основные понятия и планирование эксперимента.

Для того чтобы получить в общем виде матрицу-столбец коэффициентов В необходимо домножить обе части последнего матричного уравнения слева на матрицу С-1 – матрицу обратную матрице С.


Основные понятия и планирование эксперимента.


Обратная матрица строится так (используется процедура обращения матрицы), что при умножении ее на исходную матрицу получается единичная матрица – Е, у которой на главной диагонали расположены 1, а вне ее - 0.


Основные понятия и планирование эксперимента.


Окончательно в общем виде матрица-столбец коэффициентов полинома


Основные понятия и планирование эксперимента.


Рассмотрим в качестве простого примера полином в виде


Основные понятия и планирование эксперимента


формируемого по результатам N опытов.


Основные понятия и планирование эксперимента

Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента.


Основные понятия и планирование эксперимента;

Основные понятия и планирование эксперимента


Откуда решение системы относительно коэффициентов b0 и b1


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента.

Этот результат полностью совпадает с соотношениями для такого же полинома при использовании метода наименьших квадрантов, где используется численный показатель минимальности суммы квадрантов отклонений во всех N опытах. Следовательно, построенный таким образом полином будет проходить самым ближайшим образом к результатам эксперимента.

Лекция 3. Ортогональное планирование эксперимента


Структура матрицы С играет важную роль в реализации алгоритма определения коэффициентов аппроксимирующего полинома. Структура матрицы С зависит от выбора значений факторов в N опытах. Поэтому желательно особым образом выбирать значения факторов в опытах.

Элемент Сii на главной диагонали матрицы С (i-тая строка, i-тый столбец) представляется суммой квадратов значений i-того столбца сочетаний факторов матрицы Х в N опытах


Основные понятия и планирование эксперимента


Элементы матрицы симметрично расположенные относительно главной диагонали равны между собой, то есть матрица С - симметричная.


Основные понятия и планирование эксперимента


где первый индекс указывает номер столбца матрицы Х, второй индекс - номер строки.

При этом


Основные понятия и планирование эксперимента


Чтобы существовала матрица С-1, матрица С размера (1+m; 1+m) должна быть невырожденной, то есть ее определитель должен быть отличен от нуля. Это условие выполняется, если все m+1 столбцов матрицы Х линейно независимы. Кроме того, необходимо, чтобы число различных сочетаний факторов в матрице Х (число опытов N) должно быть не меньше чем m+1. Это условие исходит из того, что для определения m+1 коэффициента полинома необходимо не менее m+1 уравнений (опытов).

Полученные коэффициенты B позволяют сформировать уравнение функции отклика при m+1 членах уравнения. Если точность этого уравнения оказалась недостаточной, то требуется взять уравнение с большим числом членов и начать все заново так как все коэффициенты B оказываются зависимыми друг от друга. Это возникает при использовании пассивного эксперимента. Однако если целенаправленно использовать активный эксперимент и особым образом построить матрицу сочетаний факторов в опытах Х, использовать планирование эксперимента, то коэффициенты полинома определяются независимо друг от друга.

Стратегия применения планов заключается в принципе постепенного планирования – постепенного усложнения модели. Начинают с простейшей модели, находятся для нее коэффициенты, определяется ее точность. Если точность не удовлетворяет, то планирование и модель постепенно усложняются.

Задача планирования заключается в том как нужно строить матрицу Х, чтобы матрица С легко обращалась и коэффициенты B определялись независимо друг от друга. Эти требования выполняется если матрица С является диагональной, то есть все элементы расположенные не на главной диагонали матрицы равны нулю


Основные понятия и планирование эксперимента;


или


Основные понятия и планирование эксперимента.

Тогда обратная матрица определяется как


Основные понятия и планирование эксперимента.


В этом случае система уравнений распадается на m+1 независимых уравнения и коэффициенты полинома определяются как


Основные понятия и планирование эксперимента


Если учесть, что Сii определяется как сумма квадратов значений факторов


Основные понятия и планирование эксперимента,


то коэффициенты определяются как


Основные понятия и планирование эксперимента


Требование выполнения условия Основные понятия и планирование экспериментазаключается в выполнении условия

Основные понятия и планирование эксперимента,


где i, j - номера столбцов в матрице Х; Основные понятия и планирование эксперимента; Основные понятия и планирование эксперимента; при Основные понятия и планирование эксперимента


Каждый столбец матрицы Х можно представить в виде вектора


Основные понятия и планирование эксперимента


если Основные понятия и планирование эксперимента,


то это означает, что скалярное произведение двух векторов Хi и Хj равняется нулю, то есть векторы Хi и Хj - ортогональны.

Так как любое скалярное произведение двух различных столбцов в матрице Х должно быть равно нулю, то это условие называется условием ортогональности матрицы Х, а соответствующее планирование эксперимента (определение сочетаний факторов) называется ортогональным планированием.

Для ортогонального планирования при учете того что Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента.


Таким образом, при ортогональном планировании сумма элементов любого столбца матрицы Х, кроме первого столбца должно быть равна нулю. Это правило используется при построении плана эксперимента, то есть при определении каким образом нужно менять значения факторов в опытах. Это правило показывает, что в ортогональном планировании при четном числе уровней, на которых фиксируется каждый фактор, то эти уровни должны быть симметрично расположены относительно центральной точки х=0, при нечетном числе уровней должна использоваться и центральная точка (рис.6).

Кроме свойства ортогональности план может обладать свойствам насыщенности, рототабельности и др. План является насыщенным, если общее число опытов N равняется числу неизвестных коэффициентов полинома m+1.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 6. Выбор уровней варьирования при ортогональном планировании


План называется рототабельным, если дисперсия отклика одинакова на одном расстоянии от центра плана при любом направлении в факторном пространстве. В упрощенном виде это означает, что все точки плана лежат на окружности (сфере, гиперсфере).

Лекция 4. Планы полного факторного эксперимента 2n (планы ПФЭ 2n)


Планы ПФЭ 2n являются простейшими планами первого порядка. Основание 2 означает, что принято два уровня варьирования, на которых фиксируются факторы. n – число факторов.

Для плана ПФЭ 22 число факторов равно двум (n=2) и число уровней фиксирования факторов также 2. Значения кодированных факторов выбираются в виде +1 и –1. Полное число возможных сочетаний значений n факторов (число опытов, а значит и число строк плана) N=22=4. Составляется план, в котором число столбцов факторов и их сочетаний равняется числу членов уравнения. Так для уравнения


Основные понятия и планирование эксперимента


План ПФЭ 22 для этого уравнения представляется в следующем виде


Основные понятия и планирование эксперимента


В первый столбец (i=0) во все четыре ячейки заносятся +1. Во второй столбец (i=1) заносятся единицы с чередующими знаками (начинаем с -1). В этом случае сумма элемента столбца равняется нулю. Третий столбец заполняем единицами с чередующимися через 2 элемента знаками. Сумма элементов также равняется нулю. Геометрическое отображение плана ПФЭ 22 с указанием номеров точек плана в факторном пространстве представлено на рис. 7. Точки плана располагаются в вершинах квадрата.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 7. Геометрическое отображение плана ПФЭ 22 в факторном пространстве


Элементы столбцов соответствующих произведениям факторов получаются путем перемножения элементов предыдущих столбцов. Такое правило позволяет гарантировать, что мы не пропустили ни одного возможного сочетания факторов в опытах и в то же время не будет повторений одинаковых сочетаний. Последние два столбца факторов, соответствующие квадратам факторов, состоят только из +1. Столбцы, обведенные утолщенной рамкой, образуют план эксперимента. Столбец х1х2, не обведенный утолщенной рамкой, при проведении опытов носит вспомогательный характер.

Особенности плана ПФЭ 22:

1. Различных столбцов в таблице получилось лишь четыре. Столбцы, соответствующие квадратам факторов неотличимы от столбца х0 - это общий результат для плана ПФЭ 2n. Это не позволяет определить отдельно коэффициенты при квадратах факторов. Поэтому планы ПФЭ 2n называют планами первого порядка. Для определения коэффициентов при квадратах факторов используют планы второго порядка. В дальнейшем в планах ПФЭ 2n столбцы квадратов факторов изображаться не будут.

2. Число различных столбцов равняется числу различных сочетаний факторов, то есть числу строк плана - числу опытов N. Это тоже общий результат для этих планов, то есть с помощью планов ПФЭ 2n можно определить все коэффициенты линейного полинома со всеми возможными сочетаниями факторов, включая коэффициенты b12…n , отражающие максимальное взаимодействие факторов вида х1х2…хn.

3. В плане ПФЭ 22 сумма квадратов элементов любого столбца


Основные понятия и планирование эксперимента,


Поэтому для планов ПФЭ 2n


Основные понятия и планирование эксперимента.


Таким образом, с помощью планов ПФЭ 2n можно определить свободный член уравнения b0, Основные понятия и планирование экспериментакоэффициентов bi, Основные понятия и планирование экспериментакоэффициентов при различных взаимодействиях двух факторов bij , Основные понятия и планирование экспериментакоэффициентов тройных взаимодействий факторов bijk , ….., Основные понятия и планирование экспериментакоэффициент b12…n. максимального взаимодействия факторов. Общее число определяемых коэффициентов


Основные понятия и планирование эксперимента.


План ПФЭ 2n может являться насыщенным, при выборе числа членов уравнения m+1=N, ненасыщенным, при выборе числа членов уравнения и соответственно числа столбцов плана m+1<N . План ПФЭ 2n является также рототабельным, так как все точки плана лежат на окружности (сфере, гиперсфере) с радиусом Основные понятия и планирование экспериментаотносительно центра плана.

Для плана ПФЭ 23 число факторов n = 3. Выполняется N = 23 = 8 опытов. Уравнение может содержать до восьми членов


Основные понятия и планирование эксперимента.


Таким образом формируется план из восьми строк и восемь столбцов. В четвертом столбце (i=3) записываются единицы с чередующимися знаками через четыре элемента. План составляется аналогичным образом плану ПФЭ 22.


Основные понятия и планирование эксперимента


Столбцы, обведенные утолщенной рамкой, образуют план эксперимента. Столбцы, не обведенные утолщенной рамкой, при проведении опытов носят вспомогательный характер. Геометрическое отображение плана ПФЭ 23 с указанием номеров точек плана в факторном пространстве представлено на рис. 8. Точки плана располагаются в вершинах куба.

Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 8. Геометрическое отображение плана ПФЭ 23 в факторном пространстве


Пример применения плана ПФЭ 22. Пусть в результате проведения экспериментов по плану ПФЭ 22, то есть при изменении двух факторов, мы получили опытные значения Y1, Y2, Y3, Y4. Поверхность, уравнение которой нас интересует, имеет вид рис. 9.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 9. Поверхность функции отклика

Составляем план ПФЭ 22.

Основные понятия и планирование эксперимента


Вначале найдем коэффициенты сокращенного линейного полинома вида


Основные понятия и планирование эксперимента


и результаты вычислений Основные понятия и планирование экспериментапо нему.

Рассчитываем коэффициенты полинома.


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;

Основные понятия и планирование эксперимента

Полином имеет вид


Основные понятия и планирование эксперимента.


Результаты расчета по нему приведены в соответствующем столбце плана. Наблюдаются расхождения между Y и Основные понятия и планирование эксперимента. Если точность сокращенного полинома не удовлетворяет, то по тем же результатам опытов можно сформировать более полный полином вида.

При этом ранее определенные коэффициенты остаются без изменений. Определим коэффициент при дополнительном члене полинома

Основные понятия и планирование эксперимента.

Полином имеет вид

Основные понятия и планирование эксперимента.


Результаты расчета по нему приведены в соответствующем столбце плана. Наблюдаются расхождения между Y и Основные понятия и планирование эксперимента. Если точность сокращенного полинома не удовлетворяет, то по тем же результатам опытов можно сформировать более полный полином вида


Основные понятия и планирование эксперимента.


При этом ранее определенные коэффициенты остаются без изменений. Определим коэффициент при дополнительном члене полинома


Основные понятия и планирование эксперимента.


Полином имеет вид


Основные понятия и планирование эксперимента.


По нему рассчитываем предсказанные значения отклика в точках плана (столбец Основные понятия и планирование эксперимента). Поверхность, построенная по полученному полиному, проходит точно через четыре точки плана (Основные понятия и планирование эксперимента=0), по которым определены коэффициенты. Однако в других точках области определения функции, например в центре плана (точка 5 в плане, х1=0, х2=0), предсказанные и действительные значения, могут не совпадать (Основные понятия и планирование эксперимента=3).

Лекция 5. Планы дробного факторного эксперимента (планы ДФЭ)


При многофакторном эксперименте, особенно когда число факторов больше шести (n > 6), число опытов планов ПФЭ 2n (N = 2n) становится чрезмерным. Если нам не требуется определение всех коэффициентов неполного квадратичного полинома, то переходят к дробному факторному эксперименту (ДФЭ) – части полного факторного эксперимента. Так, например, если требуется определить лишь коэффициенты при самих факторах


Основные понятия и планирование эксперимента,


то план ПФЭ 2n дает избыточную информацию. Так при Основные понятия и планирование эксперимента, в этом случае требуется определить Основные понятия и планирование экспериментакоэффициентов, тогда как по плану ПФЭ необходимо провести N = 26 =64 опыта.

Хотя эта избыточная информация не является бесполезной, она позволяет более точно определить коэффициенты, но все же часто используют планы ДФЭ 2n-k , где k – показатель дробности плана ПФЭ. При k = 1 число опытов в плане ДФЭ в два раза меньше, чем в плане ПФЭ, поэтому такие планы называют полуреплика плана ПФЭ. Так при k=1 для плана ДФЭ 26-1 N =26-1 = 32, при k=2 для плана ДФЭ 26-2 N =26-2 = 16 и такой план называют четвертьрепликой, при k=3 для плана ДФЭ 26-3 N =26-3 = 8. При выборе дробности плана k необходимо учитывать, что число опытов должно быть больше числа членов уравнения. В рассматриваемом случае величина k должна быть такой, что бы удовлетворялось условие


Основные понятия и планирование эксперимента.


План ДФЭ строится, как и для плана ПФЭ, но с меньшим числом факторов. Оставшиеся факторы варьируются не произвольно, а так чтобы сохранялась ортогональность плана. Это обеспечивается, если оставшиеся факторы варьируются по выбранному генерирующему соотношению, например как произведение каких-либо факторов из первой группы. Но это приводит к тому, что в матрице Х будут существовать одинаковые столбцы. Следовательно, мы не сможем найти в чистом виде все коэффициенты неполного квадратичного полинома, а лишь определим совместную величину коэффициентов для одинаковых столбцов.

Рассмотрим построение плана ДФЭ 23-1 . Здесь n = 3, к =1, N=23-1=4. Первые два фактора варьируем как и ранее для плана ПФЭ 22, а для третьего фактора выбираем генерирующее соотношение в виде Основные понятия и планирование эксперимента.

Для неполного квадратичного полинома количество столбцов плана составляет восемь.


Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента


План является ортогональным, но в нем оказались четыре пары одинаковых столбцов. Поэтому можно определить только четыре коэффициента, отражающие совместные влияния двух одинаковых столбцов


Основные понятия и планирование эксперимента.

Суммарные значения коэффициентов Основные понятия и планирование эксперимента; Основные понятия и планирование эксперимента; Основные понятия и планирование экспериментаопределяются аналогично. Это следствие того, что мы пытаемся определить полное количество коэффициентов – 8 по недостаточному числу опытов - 4. Однако, если заранее известно, что некоторые из членов уравнения равны нулю (пренебрежимо малы) или имеется априорная информация о величинах некоторых коэффициентов, то полученные коэффициенты могут быть вычленены. Так если Основные понятия и планирование эксперимента, то


Основные понятия и планирование эксперимента.


Если можно допустить, что коэффициенты из их смешанной оценки сопоставимы, то для рассмотренного плана


Основные понятия и планирование эксперимента.


Графическое изображение планов ПФЭ 23 и ДФЭ 23-1 в факторном пространстве (для трех факторов - трехмерное пространство) представлено на рис. 10. План ПФЭ 23 представлен кубом с восемью узлами (точками плана), а возможные планы ДФЭ 23-1 – проекциями этого куба на три плоскости. То есть из восьми узлов выбираются четыре (рис. 10, а). Из куба можно также выбрать четыре точки из восьми, не лежащие в одной плоскости, и сформировать план ДФЭ 23-1 (рис. 10, б).

Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 10. Графическое изображение планов ПФЭ 23 и ДФЭ 23-1 в факторном пространстве


Планы ДФЭ, как и планы ПФЭ, являются рототабельными. Планы ДФЭ могут быть как насыщенными так и ненасыщенными.

Достоинство планов ДФЭ заключается и в том, что если построенный на его основе неполный полином не удовлетворяет требованиям по точности, то план ДФЭ легко достраиваются до плана ПФЭ, без потери информации прежних опытах, с формированием более точного полинома.

Пример построения плана ДФЭ.

Построить план ДФЭ 24-1 и определить полином


Основные понятия и планирование эксперимента


Число факторов – 4. Нужно найти 8 коэффициентов полинома. Выбираем 8 из 16 опытов плана ПФЭ 24 таким образом, чтобы были определены независимые коэффициенты при самих факторах, смешанные коэффициенты при парных сочетаниях факторов и в пренебрежении тройными и четверным сочетаниями факторов и при этом сохранялась ортогональность плана.

Основные понятия и планирование эксперимента


Такой выбор позволяет сформировать план ДФЭ 24-1 как и план ПФЭ 23 , но с х4=х1х2х3 . План ДФЭ 24-1 представляется в виде


Основные понятия и планирование эксперимента


Значения коэффициентов полинома составляют:

Основные понятия и планирование эксперимента.


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента

Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента


Если принять, что


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента,


то полином имеет вид


Основные понятия и планирование эксперимента.

Значения полинома в точках плана приведены в последнем столбце плана ДФЭ 24-1. В нашем случае точность его достаточно высокая.

Лекция 6. Насыщенные планы первого порядка


Насыщенным планом первого порядка – называется план, содержащий n+1 точку (опыт). Например, при n = 4, N=n + 1 = 5.

То есть полином формируется в виде


Основные понятия и планирование эксперимента.


Таким образом, насыщенный план – это предельно минимальный случай плана ДФЭ. Такие планы называются симплекс-планы. Для симплекс-плана при n = 1 N = 2 его геометрическое изображение представлено на рис. 11, а; при n=2, N=3 – на рис. 11, б; при n=3, N=4 – на рис. 11, в. Симплекс-планы обычно используются на стадии предварительного исследования.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 11. Симплекс-план для n=1, N=2 (а); n=2, N=3 (б); n=3, N=4 (в)


Симплекс-план не всегда является ортогональным. Симплекс-план называется правильным, если расстояние между двумя любыми точками плана одинаковое. Симплекс-план называется центрированным, если


Основные понятия и планирование эксперимента,


для i=1, 2, …, n .

Применимость планов ПФЭ и пути повышения точности полиномов.

По каким же признакам можно судить о допустимости использования неполного квадратичного полинома, построенного на основе планов ПФЭ 2n?

Такие полиномы дают поверхность отклика, которая проходит точно через все экспериментальные точки, по которым определяются коэффициенты. Так как точки планов ПФЭ располагаются на границах диапазонов варьирования факторов, то это означает, что поверхность отклика проходит через граничные точки. В любом сечении поверхности отклика, полученной по такому полиному, плоскостью при фиксированных всех факторах кроме одного и параллельной оси Y получается след в виде прямой линии.

Возможны случаи, когда реальная поверхность отклика определяется полиномами второго и выше порядков В этом случае поверхность плана ПФЭ, совпадая с реальной поверхностью в граничных точках, может отличаться в других точках факторного пространства, например в центральной точке плана, т.е. Основные понятия и планирование эксперимента. Поэтому одним из признаков неудовлетворительной аппроксимации полиномами по плану ПФЭ является расхождение результатов функции отклика с реальной функцией в центральной точке плана.

Однако при многофакторном эксперименте возможны случаи, когда в реальности функция отклика зависит, в том числе, от квадратов факторов, у которых коэффициенты имеют разные знаки, например, для “седловидной” поверхности. При этом, несмотря на то, что эта поверхность явно нелинейная, результат опыта в центральной точке может оказаться достаточно близким к полученному результату по неполному квадратичному полиному плана ПФЭ. Однако расхождения будут возникать во всех других точках плана эксперимента. Поэтому нецелесообразность использования плана ПФЭ определяется нелинейностью каких-либо сечений поверхности отклика. Косвенным признаком может служить расхождение Основные понятия и планирование экспериментаи Основные понятия и планирование экспериментав центральной точке плана.

Если не удается получить полином по плану ПФЭ, хорошо аппроксимирующей реальную поверхность, то какие пути можно предложить для повышения точности полиномов?

Уменьшение диапазона варьирования факторов или его разбиение на поддиапазоны, для каждого из которых строится свой план ПФЭ и определяется свой полином. Путь достаточно трудоемок, но погрешность семейства планов ПФЭ снижается.

Выделение фактора, порождающий нелинейность, и построение для оставшихся n–1 факторов k планов ПФЭ, в каждом из которых выделенный фактор зафиксирован при некотором значении. На основе полученных k полиномов можно попытаться сформировать общий полином, коэффициенты которого являются функциями выделенного фактора. Этот путь также достаточно трудоемок.

Переход к плану ПФЭ с большим числом уровней варьирования факторов, например к планам с варьированием факторов на трех уровнях - планам ПФЭ 3n (рис. 12). В этом случае происходит резкое увеличение количества точек по сравнению с планом ПФЭ 2n . Так при n = 2 для ПФЭ 2n N=4, для ПФЭ 3n N=9; при n = 3 для ПФЭ 2n N=8, для ПФЭ 3n N=27; при n = 4 для ПФЭ 2n N=16, для ПФЭ 3n N=81 и т.д.

Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 12. Планы ПФЭ 32 (а) и ПФЭ 33 (б)


Достраивание планов ПФЭ 2n до планов более высокого порядка (чаще всего второго) и построение полных квадратичных полиномов (с наличием квадратов факторов).

Преобразование метрики матричного пространства, то есть переход к новым факторам функционально связанным с прежними факторами, но не порождающими нелинейности.

Лекция 7. Планы второго порядка


Они позволяют сформировать функцию отклика в виде полного квадратичного полинома, который содержит большее число членов, чем неполный квадратичный полином, сформированный по планам первого порядка, и поэтому требуют большего числа выполняемых опытов. Полный квадратичный полином при n =2 содержит 6 членов


Основные понятия и планирование эксперимента,


при n = 3 - 11 членов


Основные понятия и планирование эксперимента


Известно, что для получения квадратичной зависимости каждый фактор должен фиксироваться как минимум на трех уровнях.

Для планов второго порядка область планирования может:

Быть естественной, то есть включать область планирования планов первого порядка и дополнительные точки (такие планы называются композиционными). Дополнительные точки могут выходить за область плана первого порядка – единичного гиперкуба. В этом случае опыты в них реализуются при установлении факторов за пределами варьирования. Это надо учитывать при определении области совместимости факторов.

Не выходить за пределы единичного гиперкуба, то есть для всех точек плана выполняется условие Основные понятия и планирование эксперимента.

Не выходить за пределы единичного гипершара, определяемую соотношением таких значений факторов в плане, что Основные понятия и планирование эксперимента.

Во втором и третьем случаях используют специальные приемы выполнения приведенных соотношений в плане. План с одной областью планирования можно перестроить в план другой областью планирования.

Если уже был ранее сформирован план ПФЭ, но точность его функции отклика не удовлетворяет, то мы можем достроить этот план до плана второго порядка (композиционный план) и сформировать функцию отклика в виде полного квадратичного полинома, без потери информации о ранее сделанных опытах.

Ортогональный центрально-композиционный план второго порядка

Ортогональным планом называется такой план, у которого матрица планирования Х строится так, что бы матрица С=ХtХ оказалась диагональной. Используем этот подход и при построении планов второго порядка. План называется центральным, если все точки расположены симметрично относительно центра плана. ОЦКП – центральный симметричный ортогональный композиционный план.

В ОЦКП входят: ядро - план ПФЭ с N0= 2n точками плана, n0 (одна для этого плана) центральная точка плана Основные понятия и планирование экспериментаи по две “звездные” точки для каждого фактора


Основные понятия и планирование эксперимента.


Основные понятия и планирование эксперимента– плечо “звездных” точек.

При этом в каждой плоскости, содержащей ось Y и координатную ось i-того фактора (проходящей через центр плана), оказываются три значения фактора хi Основные понятия и планирование экспериментаи три соответствующих значения Y.

Общее количество точек в плане ОЦКП составляет


Основные понятия и планирование эксперимента,


где для ОЦКП n0=1.

При n > 2 в ОЦКП оказывается меньшее количество точек, чем в плане ПФЭ 3n .


Число точек в плане

n 2 3 4 5 6
ОЦКП 9 15 25 43 77
ПФЭ 32 9 27 81 243 729

Графическое представление ОЦКП для n=3 приведено на рис. 13.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 13. ОЦКП при n=3


Для ортогонального плана необходимо, чтобы выполнялось соотношение


Основные понятия и планирование эксперимента.


Так как Основные понятия и планирование эксперимента, то для столбцов j=1, 2,…., m+1 должно выполняться условие

Основные понятия и планирование эксперимента.

Это означает необходимость выполнения требования, чтобы сумма элементов любого столбца (кроме j=0), включая столбцы, соответствующие квадратам фактора, должна быть равна нулю. Это возможно, если члены столбцов, соответствующих квадратам факторов, преобразованы, иначе сумма квадратов факторов не может быть равна нулю.

Преобразование элементов этих столбцов осуществляется в виде

Основные понятия и планирование эксперимента,

где а – величина, зависящая от числа факторов.

Сумма элементов столбца, соответствующего квадратам факторов


Основные понятия и планирование эксперимента.


Откуда


Основные понятия и планирование эксперимента.


В общем случае ортогональный центрально-композиционный план при трех (n) факторов имеет следующий вид

Основные понятия и планирование эксперимента

В ОЦКП каждый фактор фиксируется, в общем случае, на пяти уровнях (-Основные понятия и планирование эксперимента, -1, 0, 1, +Основные понятия и планирование эксперимента).

Для определения неизвестных “а” и “Основные понятия и планирование эксперимента” нужно сформировать и решить систему из двух уравнений. Одно из них для “а” мы записали раннее. Другое уравнение получим из условия ортогональности для столбцов Основные понятия и планирование экспериментаи Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента.


После простейших преобразований с учетом того, что Основные понятия и планирование эксперимента– общее число опытов в плане, получаем соотношение


Основные понятия и планирование эксперимента.


Соотношение для а при j=1, 2 или 3 может быть записано как (см. план)

Основные понятия и планирование эксперимента.


Подставив его в последнее уравнение получаем


Основные понятия и планирование эксперимента,


откуда константа преобразования а


Основные понятия и планирование эксперимента.


Тогда


Основные понятия и планирование эксперимента


и плечо звездных точек


Основные понятия и планирование эксперимента.

Например, для ОЦКП при числе факторов n=3 имеем следующие параметры плана


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента.


Сам план принимает вид

Основные понятия и планирование эксперимента


Очевидно, что план является ортогональным. В отличие от планов ПФЭ для ОЦКП сумма квадратов факторов разных столбцов не является одинаковой.

По результатам опытов плана формируется полином


Основные понятия и планирование эксперимента.


Коэффициенты полинома Основные понятия и планирование экспериментаопределяется как


Основные понятия и планирование эксперимента.


Можно преобразовать полином к виду


Основные понятия и планирование эксперимента,


где


Основные понятия и планирование эксперимента.

Значения параметров ОЦКП при числе факторов n


Основные понятия и планирование эксперимента


При n =2 ОЦКП совпадает с планом ПФЭ 23. Звездные точки ОЦКП в этом случае лежат на границах варьирования факторов. Если точки плана ПФЭ 2n всегда лежат на окружности (поверхности шара, гипершара), то точки плана ОЦКП не лежат на какой-либо одной окружности (поверхности шара, гипершара). План ОЦКП не является насыщенным. Так, например, для n = 3 полином имеет одиннадцать членов со своими коэффициентами, но для их определения используются пятнадцать опытов.

Пример плана ОЦКП для n = 2.

Параметры плана N0=4, N=9, Основные понятия и планирование эксперимента= 1, а = 2/3, 1-а=1/3, -а=-2/3, Основные понятия и планирование эксперимента.Использован рассмотренный ранее план ПФЭ 22 с добавленными опытами 5-9.

Основные понятия и планирование эксперимента


Коэффициенты полинома составляют


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента;


Основные понятия и планирование эксперимента.


Полином принимает вид


Основные понятия и планирование эксперимента


(Ранее по плану ПФЭ 22 был сформирован полином Основные понятия и планирование эксперимента


Рассчитанные значения Основные понятия и планирование экспериментапо полиному приведены в плане. Также приведены величины Основные понятия и планирование эксперимента, подтверждающие достаточно высокую точность полинома. Так в центральной точке плана, в отличие от случая применения плана ПФЭ 22, расхождений нет.

Лекция 8. Рототабельные планы


Рототабельные планы – это планы, у которых точки плана располагаются на окружностях (сферах, гиперсферах). У рототабельного плана первого порядка точки плана располагаются на одной окружности (сфере, гиперсфере) с радиусом R


Основные понятия и планирование эксперимента,


где V=1,…, N - номер точки плана, i =1,…, n – номер фактора.

В таком случае точность оценивания функции отклика по любому направлению факторного пространства (для всех точек плана) одинаковая.

Рототабельный план может быть симметричным, когда точки плана располагаются симметрично друг друга. Рассмотренный ранее план ПФЭ 2n – рототабельный симметричный план первого порядка.

У рототабельных планов второго порядка точки плана располагаются на двух концентрических гиперсферах с радиусами R1 и R2 . В таких планах


Основные понятия и планирование эксперимента,


для V =1,…, N0 и


Основные понятия и планирование эксперимента,


для W=1,…, n0,

где V и W – текущие номера точек плана в двух подмножествах опытов N0 и n0 из их общего количества N, относящихся к двум разным концентрическим сферам. Одна из сфер может быть вырожденной, когда R2=0. Рассмотренный ранее ортогональный центрально-композиционный план второго порядка (ОЦКП) не является рототабельным планом, так как его точки лежат на трех концентрических окружностях (сферах, гиперсферах). При n=2 это очевидно из рис. 14. “Звездные” точки плана и точки плана ПФЭ 2n лежат на разных окружностях.


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 14. Расположение точек ОЦКП на трех окружностях


Рототабельный план может быть ортогональным, если выполняется условие


Основные понятия и планирование эксперимента,


где Основные понятия и планирование эксперимента, Основные понятия и планирование эксперимента, Основные понятия и планирование эксперимента, Основные понятия и планирование эксперимента- номера столбцов плана.


Рототабельный ортогональный центрально-композиционный план

Рототабельный ортогональный центрально-композиционный план (РОЦКП) строится аналогично рассмотренному ранее ОЦКП. К использованному в качестве ядра плану ПФЭ 2n добавляются “звездные” точки - по две на каждый фактор и несколько точек в центре плана. “Звездные” точки должны располагаться на поверхности гиперсферы с радиусом R, на которой лежат и точки плана ПФЭ 2n, то есть величина плеча “звездных” точек Основные понятия и планирование экспериментадолжна равняться радиусу R. Это может быть обеспечено, при выполнении условия ортогональности, только при соответствующем выборе числа наблюдений в центральной (нулевой) точке плана n0. Для РОЦКП n0 зависит от числа факторов n. Напомним, что в ОЦКП n0 = 1 для любого числа n.

Радиус сферы, на которой лежат точки плана ПФЭ 2n при двух уровнях варьирования факторов с диапазоном Основные понятия и планирование эксперимента1 составляет (рис. 15)


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 15. Радиус окружности (сферы), на которой лежат точки плана ПФЭ 2n при диапазоне варьирования факторов от –1 до +1:


а) - n=1, Основные понятия и планирование эксперимента;


б) - n=2, Основные понятия и планирование эксперимента;


в) - n=3, Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента.


Таким образом, при построении РОЦКП с ядром из плана ПФЭ 2n плечо “звездных” точек определяется числом факторов


Основные понятия и планирование эксперимента.

Раннее при определении параметров ортогонального композиционного плана второго порядка с ядром из плана ПФЭ 2n было получено


Основные понятия и планирование эксперимента,


где Основные понятия и планирование эксперимента- число точек плана ПФЭ,

Основные понятия и планирование эксперимента- полное число точек композиционного плана второго порядка,

Основные понятия и планирование эксперимента- константа преобразования элементов столбцов, соответствующих квадратам факторов.

В этом случае для РОЦКП число наблюдений в центре плана


Основные понятия и планирование эксперимента.


Если n0 не целое, то при практическом построении плана его округляют до целого, но свойство ортогональности плана нарушается.


Параметры РОЦКП в зависимости от числа факторов

Основные понятия и планирование эксперимента


В [1] без вывода для РОЦКП рекомендуется принимать


Основные понятия и планирование эксперимента.

Тогда


Основные понятия и планирование эксперимента.


Параметры РОЦКП по [1]

Основные понятия и планирование эксперимента


Пример рототабельного ортогонального центрально-композиционного плана для n = 2.


Параметры плана:


Основные понятия и планирование эксперимента


Нет необходимости проводить восемь раз (точки с 9 по 16) опыты в центре плана. Достаточно провести этот опыт один раз и записать результат во все восемь строк. Строки сокращать нельзя, так как нарушается свойство ортогональности, и коэффициенты полинома будут определены неверно.

Коэффициенты квадратичного полинома рассчитаются, как и ранее.

Использован рассмотренный ранее план ПФЭ 22 с добавленными опытами 5-16.

Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента, Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента.


Полином принимает вид

Основные понятия и планирование эксперимента.

Рассчитанные значения функции и расхождения с опытными данными представлены в предпоследнем и последнем столбцах плана.

Ранее для ОЦКП, при несколько отличающейся поверхности функции, был получен близкий полином в виде


Основные понятия и планирование эксперимента.


Для n=2 число членов квадратичного полинома составляет шесть. В ОЦКП и РОЦКП необходимо провести девять отличающихся опытов при пяти уровнях варьирования факторов. Поэтому ОЦКП и РОЦКП - ненасыщенные планы. Такое число экспериментальных точек может быть использовано для построения, например, кубичных полиномов.

Лекция 9. Планы второго порядка с единичной областью планирования


Так как ОЦКП и РОЦКП - композиционные планы, то при естественной области планирования “звездные” точки могут выходить за пределы единичного гиперкуба и единичного гипершара. Для вписывания плана в область единичного гипершара необходимо изменить значение факторов путем умножения их на коэффициент


Основные понятия и планирование эксперимента.


Так при Основные понятия и планирование эксперимента,


Основные понятия и планирование эксперимента.


Значение факторов в ОЦКП и РОЦКП при переходе от естественной области планирования к единичному гипершару, при n = 2.

Основные понятия и планирование эксперимента

Могут использоваться рототабельные планы с точками плана в вершинах других, кроме квадрата (куба, суперкуба), правильных многогранников, вписанных в область единичного круга (шара, гипершара). В рототабельном плане на основе N0-угольника присутствуют N0 отличающихся точек на окружности, с радиусом R1=1, и n0 совпадающих точек в центре плана, с радиусом R2=0. При n=2 для квадратичного полинома при шести его членах число отличающихся точек плана должно быть не менее шести. В планах на основе пятиугольника (шестиугольника или семиугольника) присутствуют 6 (7 или 8) отличающихся точек, что меньше чем в ОЦКП и РОЦКП, у которых 9 отличающихся точек. При соответствующем выборе многоугольника можно сформировать насыщенный рототабельный план второго порядка. Значения факторов в точках плана определяются типом многоугольника.

Рототабельный план на основе правильного многоугольника при n=2.


Основные понятия и планирование эксперимента


Константа преобразования элементов столбцов, соответствующих квадратам факторов, для всех подобных планов составляет

Основные понятия и планирование эксперимента.


Смотри, например, для столбцы i= 1 или 2 приведенного плана.

Соотношение Основные понятия и планирование экспериментаможет быть определено из уравнения выполнения условия ортогональности столбцов Основные понятия и планирование экспериментаи Основные понятия и планирование эксперимента


Основные понятия и планирование эксперимента.


После несложных преобразований оно сводится к требованию


Основные понятия и планирование эксперимента,


что выполняется при условии в таких планах


Основные понятия и планирование эксперимента


и следовательно N0=n0=0,5N .

Таким образом число точек в центре плана для всех подобных планов равно числу точек на поверхности единичного гипершара и определяется типом использованного многогранника.

Константа преобразования для всех подобных планов составляет а=0,25.

Например, в рототабельном плане при n=2 на основе правильного шестиугольника присутствуют 7 отличающихся точек: N0=6 точек на единичной окружности и n0=6 совпадающих точек в центре плана (рис. 16).

Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 16. Рототабельный план при n =2 на основе правильного шестиугольника


Здесь при построении плана первый фактор варьируется на пяти уровнях, а второй – на трех уровнях.

Рототабельный план при n=2 на основе шестиугольника


Основные понятия и планирование эксперимента


Существуют рототабельные планы, где оба радиуса не нулевые. При этом количество точек на каждой поверхности и отношение радиусов связаны.

Числа точек окружностей рототабельного плана и отношение их радиусов


Основные понятия и планирование эксперимента


Пример такого плана при n=2, N0=8, n0=6, R2 / R1=0,25


Основные понятия и планирование эксперимента

Рис. 17. Рототабельный план с двумя невырожденными окружностями.

Похожие работы:

  1. Планирование эксперимента
  2. • Планирование эксперимента
  3. • Основы научного исследования и планирование ...
  4. • Планирование машинного эксперимента с ...
  5. • Валидность психологического эксперимента
  6. • Математическое моделирование при активном эксперименте
  7. • Бюджетное планирование
  8. • Планирование деятельности
  9. • Эксперимент у прилавка
  10. • Планирование на предприятии
  11. • Психологический эксперимент
  12. • Внутрифирменное планирование как важнейшая функция ...
  13. • Планирование - как основная функция управления
  14. • Планирование деятельности организации
  15. • Внутрифирменное планирование: место, роль, механизм
  16. • Элементы математической статистики
  17. • Совершенствование внутрифирменного планирования
  18. • Применение эксперимента в экологических исследованиях
  19. • Теория и практика производства следственного ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com