Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»
Кафедра прикладной информатики
РЕФЕРАТ
Тема:
«Компьютерные конференции и телеконференции»
Выполнила: студентка гр. № 13 СЭО
Стольникова Юлия Николаевна
Проверила: доцент кафедры
прикладной информатики
Мовчан Ирина Николаевна
Магнитогорск, 2010
Оглавление
Введение
1. Компьютерные конференции - общие представления
2. Компьютерные конференции и телеконференции как средство проведения дистанционного обучения
2.1 Терминология
2.2 Особенности дистанционного образования
2.3 Средства и формы дистанционного обучения
2.4 Технологии дистанционного образования
3. Технологии, основанные на использовании сервиса сети Internet
Заключение
Список литературы
Введение
Системы проведения конференций на основе компьютеров дают возможность группе сообща работающих людей обмениваться своими мнениями, идеями или информацией при обсуждении какого-либо вопроса, преодолев временные и пространственные барьеры. Когда группа людей, которым нужно принимать участие в конференции, не может собраться одновременно в определенном месте, традиционную личную встречу провести невозможно. В настоящее время существует масса разновидностей систем проведения конференций, включая компьютерные конференции (совещания, проводимые с помощью электронной почты), конференции с использованием настольных персональных компьютеров, телеконференции, видеоконференции и конференции, проводимые с помощью средств мультимедиа.
Компьютерные конференции – общие представления
Компьютерные конференции происходят, когда два или более пользователя участвуют в конференции с использованием двух или более компьютеров. Как правило, один из участников конференции отвечает за обработку информации, что находится на экране компьютера, чтобы дать возможность посмотреть всем другим. Этот человек называется хост или модератор. Физические лица могут принять участие в конференции, глядя на одну из презентаций на компьютере. Они также могут общаться с помощью мгновенных сообщений. Некоторые компьютерные конференции происходят одновременно с телефонной конференцией. Таким образом, участники могут общаться по телефону, когда они смотрят, что происходит на экране.
География
Большим преимуществом компьютерных конференции является то, что люди всего мира могут в них участвовать. Для них лишь необходимо подключение к Интернету. Принимающие посылают письма участникам со ссылкой на конференц-зал или комнату Сети, датой и временем проведения конференции. Если кто-то планирует принять участие, то он может принять приглашение прямо из электронной почты.
Особенности
У компьютерной конференции есть несколько возможностей.
Во-первых, у большинства участников есть возможность оставить свои уведомления, если они будут заняты, по телефону, или на экране компьютера во время конференции.
Функция мгновенного сообщения позволяет участникам задавать вопросы. Вопросы могут пойти ко всем участникам или могут просто пойти к проводящим конференцию.
Участники могут также скачать пособия или заметки в формате PDF для сопровождения конференции.
Тесты и упражнения могут быть сохранены во время перерывов в работе конференции. Это идеальный вариант для электронного обучения, так как студенты могут сохранить то, чему они учатся.
Доску «Электронный бюллетень» можно настроить для получения информации или вопросов, которые будут написаны.
Плюсы
В пользу участника конференции существуют и другие профессионалы в области проведения компьютерных конференций. Если вы собираетесь иметь онлайн тренировки, вы можете достичь несколько человек из различных организаций одновременно. Хост или модератор может настроить компьютер конференции для того, чтобы участники могли каждый в отдельности делать упражнения или иным образом участвовать в конференции на экране. Хост может также контролировать то, что происходит на экране, чтобы другие люди и он могли оценить свои навыки.
Минусы
Одним из минусов компьютерных конференций является то, что иногда то, что на экране компьютера хоста не будет тем же самым, что на вашем экране. Вы можете оказаться в невыгодном положении, если вы пытаетесь понять что-то, глядя на собственное содержание на экране.
В зависимости от безопасности вашей организации, ваш брандмауэр может блокировать вас от того, чтобы открыть конференц-зал.
Использование
Компьютерные конференции отлично подходят для делового общения. Это позволяет людям вести бизнес встречи непосредственно со своего рабочего места, не неся расходов и головную боль во время путешествий.
Компьютерные конференции также используется для электронного обучения на работе или в образовательных учреждениях.
Компания экономит затраты на подготовку своих сотрудников через компьютерные конференции.
Образовательные учреждения предоставляют курсы электронного обучения для студентов. В результате студенты имеют возможность дистанционного обучения и устраняется необходимость для обучения в наполненных классах, где нужно постоянно отвлекаться.
Люди легко могут получить ответы на вопросы с помощью телеконференции, чтобы получить возможность отправлять свои сообщения на доски объявлений на форумах. Они могут быстрее получать ответы от других на том же форуме, имея аналогичный опыт.
Заблуждения
Заблуждением в вопросах проведения компьютерных конференций является то, что люди могут находиться под впечатлением, что они будут сразу же получать ответы. Это не всегда так. Зачастую сайты и форумы не модерируются за 100 процентов времени. Вы можете опубликовать вопрос, но не получить ответ быстро, или даже вообще не получить ответ.
2. Компьютерные конференции и телеконференции как средство проведения дистанционного обучения
2.1 Терминология
Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.
Ресурсный центр ДО – образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.
Полномасштабное дистанционное образование - дистанционное образование, основанное на прохождении полного цикла обучения соответствующего уровня и профиля с выдачей учащемуся соответствующего документа об образовании (диплома).
Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
Инструментальные средства ДО – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
Учебно-методическое обеспечение ДО – база учебных материалов, система управления этой базой, методики ДО, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
Программное обеспечение ДО - системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.
Техническое обеспечение ДО – используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, cпутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, оффисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.
Организационное обеспечение ДО – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии ДО, а также рекомендации по их использованию.
Нормативно-правовое обеспечение ДО – нормативно-правовые документы Министерства образования РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих ДО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.
Кадровое обеспечение ДО – штатные расписания, должностные инструкции, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к проведению ДО и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении дистанционного типа.
Экстерриториальный профессорско-преподавательский состав - профессора и преподаватели учреждения системы ДО, проживающие в различных местах, объединенные организационно и методически средствами телекоммуникации и ведущие учебный процесс в учебных центрах этой организации на основании заключенных с ними договоров.
Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.
2.2 Особенности дистанционного образования
Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват. Эту особенность иногда называют "массовостью". Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.
Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большое количество обучающихся и других факторов.
Новые информационные технологии. В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).
2.3 Средства и формы дистанционного обучения
В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения:
печатные издания;
электронные издания;
компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
учебноинформационные аудиоматериалы;
учебноинформационные видеоматериалы;
лабораторные дистанционные практикумы;
тренажеры;
базы данных и знаний с удаленным доступом;
электронные библиотеки с удаленным доступом;
дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
дидактические материалы на основе геоинформационных систем;
компьютерные сети.
По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
рассылка аудио- видео- кассет и СD-ROM;
через интерактивное ТВ и видеоконференции;
через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);
через WWW.
В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:
- техническое развитие Internet - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;
- простота подключения к сети Internet;
- низкая стоимость подключения.
По способу получения учебной информации различают: Синхронные учебные системы; Асинхронные учебные системы.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:
интерактивное телевидение,
видеоконференции,
компьютерные телеконференции,
IRC,
MUD,
MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
2.4 Технологии дистанционного образования
Телеконференции - это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п.
Телеконференции - это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая: аудиоконференции (audioconferencing), видеоконференции (videoconferencing) и компьютерные конференции (computerconferencing).
Аудиоконференции - это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудио конференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Аудио конференции широко используются в комбинации с односторонним видео (oneway video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний. Данный вид телеконференций имеет ограниченное применение для целей дистанционного образования.
Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса.
Видеоконференцсвязь объединяет прямой диалог, доступ к базам данных, передачу голоса и видео, а также функцию "белой доски". С помощью такой "доски" пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников конференции. Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологией организации системы дистанционного образования.
Компьютерные телеконференции. В компьютерных телеконференциях могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet. Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, телеконференции не вполне можно отнести к синхронным средствам. Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники. Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время. Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют. Таким образом, возможен просмотр информации, прошедшей в телеконференции за некоторый отрезок времени.
3. Технологии, основанные на использовании сервиса сети Internet.
Технология MOO - это сокращение от Multi-user Object Oriented - многопользовательский объектно-ориентированный. MOO - это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени. С помощью MOO пользовательский компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты (virtual rooms). В виртуальных комнатах вы, как бы, встречаетесь с людьми, которые подключились к той же головной машине и в то же время, что и вы. Характерной особенностью MOO является возможность создания виртуальных объектов. Другой инструмент - это виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате. Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. MOO представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время.
Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов обучаемых оповещают по электронной почте. Расписание сеансов также вывешивается на страницах WWW курса.
Технология MUD (Multi User Domain - "многопользовательский домен") очень похожа на технологию MOO. С помощью технологии MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые. Окружение MUD обеспечивает MUD-почту - небольшие сообщения между отдельными участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений. MUD также позволяет создавать ситуационные модели. Использование данной технологии целесообразно для крупных распределенных систем дистанционного образования.
Технология IRC (Interactive Relay Chat - интерактивно передаваемый разговор) - это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени. Все сообщения и координаты их авторов отображаются на экране. IRC предоставляет пользователям различные каналы для каждого отдельного "разговора". Каждый канал отображает свой "разговор". У каждого канала есть свой оператор, который целиком контролирует канал, может сделать его частным (для ограниченного числа участников), может удалить отдельных собеседников, может закрыть канал. Оператор - это тот, кто открыл канал. Можно записать разговор на свой диск, с тем, чтобы его просмотреть впоследствии. Лучшее, что можно извлечь из технологии IRC для дистанционного образования - это создать свой канал и использовать его для проведения консультаций, тестов, зачетов, экзаменов. Именно такой подход и реализуется в ряде дистанционных курсов. При этом объявления о дате и времени вывешивается на WWW страницах курса.
Прямой диалог (chat) дает пользователям возможность обмениваться текстовыми сообщениями практически мгновенно, моделируя диалог, происходящий при реальной встрече лицом к лицу. Эту функцию, основанную на открытом протоколе Internet Relay Chat, часто называют "моментальной почтой".
Единственный недостаток применения функции прямого диалога в интрасети заключается в том, что подобные онлайновые действия должны планироваться заранее, поскольку иначе практически невозможно узнать, кто в данный момент подключен к сети и кому можно задать вопрос, получив на него комментарий. Облегчить подобную задачу призваны специализированные программные продукты. Благодаря им в интрасетях можно использовать концепцию "списка приятелей".
Технология WWW. В основе технологии WWW (World Wide Web - "всемирная паутина") лежит сетевой протокол http и язык написания гипертекстов HTML. Следует отметить, что в совокупности с протоколом CGI, языками Java, Java Script, Active X, мультимедийными технологиями Macromedia, передачей звука в реальном времени Real Audio, Real Video, MPEG и рядом других технологий сервис WWW предоставляет поистине неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов. Важной особенностью является то, что для создания курсов не требуется сверхдорогого оборудования, как, например, для телевизионных систем. Более того, современное программное обеспечение позволяет преподавателям создавать дистанционные курсы практически без участия программистов. Проведение самого курса может быть максимально автоматизировано. Воспроизведение курса производится на персональном компьютере, подключенном к Internet, с помощью популярных программ-броузеров MS Internet Explorer и Netscape Navigator. Жела-тельно, чтобы компьютер был оборудован звуковой картой и акустической системой, микрофоном и, в некоторых случаях, недорогой видеокамерой.
Следует отметить, что WWW позволяет: воспроизводить текстовую и графическую информацию, передавать звук (включая музыкальные файлы в формате MPEG, по качеству сопоставимые с аудио CD), видео изображения, воспроизводить имитационные модели, проводить тестирование в автоматическом режиме, обеспечивать голосовую и видео связь (Internet телефония).
Технология FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) в образовательных системах носит вспомогательных характер. На FTP серверах располагают большие файлы, содержащие наглядные пособия: видео фильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате PDF) и другие. Для загрузки этих файлов учащемуся не требуется специального программного обеспечения - все броузеры имеют в своем составе FTP - клиенты, которые запускаются автоматически. Однако у штатных FTP - клиентов есть одна неприятная осо-бенность: если во время загрузки файла связь с провайдером прервется (что часто происходит) загрузку надо начинать с самого начала. Для избежания таких ситуаций надо пользоваться специальными FTP броузерами. После восстановления связи эти программы продолжают загрузку с прерванного места.
Отметим, что на FTP серверах лежит гигантское количество информации, которую можно использовать в качестве учебных пособий.
Электронная почта, или E-mail, наиболее популярный и важный сервис сети Internet. Практически каждый пользователь Internet имеет адрес электронной почты. По электронной почте можно передавать тексты, графику, программы, мультимедийные файлы.
Самые простые дистанционные курсы могут быть целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail. Обучаемый, выполнив задания, отсылает результаты преподавателю опять же по E-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией в заочном образовании - однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее. Однако сегодня практически нет дистанционных обучающих курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом. Если необходимо просматривать почту с различных компьютеров, можно открыть так называемый Web почтовый ящик. Просмотреть почту в таком ящике можно с любого компьютера, подключенного к Internet.
Список рассылки (listserv) - это пакет для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам. Каждый участник группы может послать в адрес списка рассылки сообщение, которое будет разослано всем участникам. Список рассылки имеет тему или предмет, вокруг которого разворачивается дискуссия. Чтобы стать участником списка, достаточно иметь электронный адрес в Internet. Учебный сайт в сети Internet, как правило, содержит учебно-методические материалы в текстовой, графической, мультимедийной формах. Индивидуальные задания рассылаются преподавателем по электронной почте. Тесты проводятся автоматически или высылаются по электронной почте. Периодически проводятся собрания в виртуальных комнатах в реальном режиме.
Заключение
Программы групповых компьютерных конференций располагаются в широком диапазоне от простой e-mail рассылки до сложных систем информационных досок объявлений (например, Usenet News - распределенная пользовательская сеть электронных досок объявлений, упорядоченная по группам новостей), включающем системы управления конференций, поддержки групповых решений и электронные митинг-системы.
Компьютерные конференции могут включать в себя также графические возможности, общие интерфейсы с другими компьютерными системами, планирование доступа пользователей. Когда все эти вышеперечисленные возможности и характеристики объединяются, формируется мощная среда для совместной учебной работы. Практически все характеристики и возможности компьютерных конференций полезны для дистанционного образования.
Трудно переоценить значение компьютерных технологий для дистанционного образования благодаря их неограниченным коммуникационным возможностям и другим функциям. К тому же компьютерами часто оборудованы рабочие места, и недалек тот час, когда они будут в каждом доме. Использование компьютеров в дистанционном образовании осуществляется по трем главным направлениям:
Для распространения учебного материала в виде текстов, рисунков, аудио- и видеоданных, а также для выполнения упражнений, демонстраций и моделирования.
Для обучения с использованием учебных ресурсов, хранящихся на CD-ROM, в базах данных или Интернет.
Для общения с использованием электронной почты или конференцсвязи между учащимися, наставниками и учащимися, а также для проведения видеоконференций.
Есть убедительные примеры высокой эффективности использования компьютеров в дистанционном образовании, однако до сих пор существует немало курсов, где лишь создается видимость применения компьютерных технологий, поскольку они служат только для доставки учебных материалов в текстовом виде. Существует немало факторов, препятствующих широкому внедрению компьютеров в систему дистанционного образования, среди которых не последнее место занимает высокая стоимость покупки компьютера и подключения к Интернет. Компьютеры, подключенные к сети, более громоздки по сравнению с книгами, их непросто использовать в дороге или краткосрочно. Более того, электронная связь и совместное обучение требуют от студентов и преподавателей соблюдения очень жесткого графика, регулярного (если не ежедневного) использования компьютера, что существенно ограничивает свободу учащихся, которые уезжают в командировки и в отпуск, болеют или заняты решением семейных проблем. Важнейшее преимущество системы дистанционного обучения - отсутствие жестких рамок, ограничивающих время, место и темпы обучения, - при использовании новых технологий существенно страдает по сравнению с более ранними этапами развития данной формы образования. Тем не менее, при грамотном, тщательно спланированном и структурированном подходе использование новых технологий может дать удивительные результаты.
Список литературы
Сайты глобальной сети «Интернет»
«Информатика» Учебное пособие ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», 2008 год. Е.Н. Гусева, Р.И. Коробков, И.Н. Мовчан и др.