При изучении в 7 классе темы Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах очень важно иметь в своем распоряжении тексты, которые с одной стороны, обеспечивали бы достаточный уровень сложности, охватывая максимальное количество случаев включения оборотов в структуру предложения, различных вариантов их комбинирования, а с другой стороны, были бы интересны и познавательны в содержательном плане. Мы предлагаем вариант такого текста диктант на архитектурную тему. Он может быть полезен в качестве определенной подготовки к поездке в один из древнерусских городов ( в нашем случае это был Ярославль, именно поэтому диктант в основном ориентирован на архитектуру 17 века). Материал диктанта целесообразно использовать следующим образом: каждый урок разбирается по 1-2 предложения (каждый ученик класса должен поработать у доски минимум один раз), с тем, чтобы в итоге провести своего рода зачетсеминар, на котором ученик вытягивает одно предложение для разбора и расстановки запятых. Задание можно дополнить составлением собственного предложения аналогичной структуры. Предлагаемый нами подход позволяет надежно отработать умения не только по расстановке знаков препинания, но и по правильному употреблению оборотов в речи. (При составлении диктанта была использована книга Л.Любимова Искусство Древней Руси ).
1. Каждый город имеет свое неповторимое лицо, окрывающееся не сразу, постепенно завораживающее путешественника, желающего понять, знакомясь с городом, его внутренний, сокровенный дух.
2. Приезжая во Владимир, восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюминку .
3. Изюминкой Твери, множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей, является гражданская застройка 18 века и уникальная планировка улиц, которую Екатерина Вторая, желая превратить город в уголок Петербурга, приказала тщательно разработать градостроительной комиссии.
4. Говоря о Ростове, все время вспоминаешь огромный кремль, гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам, колоссальную звонницу, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, прославившуюся во всем мире.
5. Путешественник, побывавший в Торжке, обязательно расскажет, вспоминая о городе, о знаменитом Борисоглебском монастыре, основанном в 11 веке в честь святых Бориса и Глеба, и уникальном дорожном музее А.С.Пушкина, много раз проезжавшего через Торжок.
6. Желая познакомить приезжающих с Ярославлем, экскурсоводы покажут церкви 17 века, в изобилии сохранишиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность.
7. Отличаясь друг от друга деталями, церкви, построенные в 17 веке, имеют ряд общих черт, резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки.
8. Зачастую церкви 17 века это пятиглавые храмы, построенные из красного и белого кирпича, богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками, похожими на народные головные уборы, изразцами, придающими зданию дополнительную пышность.
9. Возводя церковь, строители 17 века старались помещать рядом с ней особого вида колокольню, напоминающую шатер и прозванную из-за этого шатровой.
10. 17 век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля, соответствующего духу эпохи.
11. Почти вся Москва, исключая Кремль и Китай-город, была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, могущем прославить новую мощь государства.
12. Вместе с Москвой, возрождаясь и поднимаясь из пепла, обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое.
13. Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох, стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку.
14. Стремление к нарядности проявлялось во всем: и в пристрастии к дорогим материалам и драгоценным камням, играющим всеми цветами радуги, и в любви к позолоте и ярким изразцам, и в использовании роскошных тканей, расшитых серебром и золотом.
15. Расписывая интерьеры нарядным травяным узором, украшая боярские палаты и деревенские церкви, построенные простыми плотниками, причудливой резьбой, человек стремился украсить мир вокруг себя, сделать его сказочным.
16. Говоря об архитектуре Москвы 17 века, нельзя не упомянуть церковь Троицы в Никитниках, находящуюся на территории бывшего Китай-города и построенную на средства богатейшего купца Никитникова.
17. Подходя к храму, сразу пленяешься многообразием его форм и сказочным богатством деталей, попадая же внутрь, не можешь оторвать глаз от росписей, покрывающих древние стены храма.
18. В конце 17 века, русское зодчество, все настойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием нарышкинское барокко .
19. Как бы подводя итоги 17 века, стиль этот, названный в честь родственников Петра Первого со стороны матери, совмещает в себе воздушность, стройность силуэта здания со сказочной затейливостью его наружного и внутреннего убранства.
20. Говоря о нарышкинском барокко , нельзя не вспомнить колокольню Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях, несмотря на огромные размеры, как бы парящую в воздухе.
21. Своего рода прощальным гимном архитектуре Древней Руси стал двадцатидвухглавый Преображенский собор, построенный в Кижах, который, возвышаясь над водами Онежского озера, издалека виден приезжающим.
22. Храм, полностью выстроенный из дерева без единого гвоздя, напоминает издалека огромную ель, где, густо срастаясь в стройную пирамиду, одна над другой вздымаются деревянные главы.
23. Начавшись величавым многоголосием Киевской Софии, древнерусское зодчество завершается сказочным многоглавием Кижей, ставших как бы символом красоты русской народной души.
24. Глядя на древнерусские церкви, невольно соглашаешься с тем, что архитектуру часто называют музыкой, застывшей в камне и одухотворившей собой безжизненный материал.
25. Многие века звучит эта музыка древнерусского искусства, наполняя сердца людей радостью, возвышая их души, рассказывая об удивительных мастерах, живших когда-то на нашей земле.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sch57.msk.ru/