25 ноября, традиционно в последнюю субботу месяца, состоялся очередной методологический семинар «Проблема обоснования знания», которым уже много лет руководит завкафедрой философии и методологии науки БашГУ доктор философских наук профессор Александр Федорович Кудряшев. На этот раз был заслушан доклад декана ФДО Академии экономической безопасности МВД России, доктора философских наук, профессора Марата Самирхановича Кунафина на животрепещущую тему «Личность и искусственный интеллект. Тенденции XXI века».
Прежде всего, профессор Кунафин подчеркнул, что проблема искусственного интеллекта является одновременно и проблемой естественного интеллекта. В зависимости от того, насколько успешно мы будем продвигаться в понимании работы человеческого сознания, настолько успешно мы будем продвигаться в работе по созданию искусственного интеллекта. До определенной степени развития наших знаний о человеческом интеллекте работы по созданию искусственного интеллекта полностью зависели от уровня этих знаний. Но уже сегодня, а тем более в будущем возникнет эффект обратной связи, когда теоретические и практические результаты работ по созданию искусственного интеллекта начинают влиять не только на научный аспект понимания человеческого сознания, но и на формирование психики, сознания человека в целом.
Важнейшим следствием из этого, заявил докладчик, является вопрос: возможно ли, что изменения, начинающие происходить с человеком вследствие развития искусственного интеллекта, способны в пределе изменить природу человека, превратить вид Homo Sapiens в вид Techno Sapiens и, соответственно, мир естественный биологический в мир искусственный технологический?
Не является серьезной попытка представить решение проблемы искусственного интеллекта в виде стремления создать надежного помощника человека, который выполнял бы за него все то, что он не может и не хочет выполнять сам.
Марат Самирханович наглядно показал основной вектор развития материи в бытии: от исходной точки Большого взрыва в течение 15 млрд. лет развития доорганического мира до зарождения жизни на планете Земля 3,75 млрд. лет тому назад, затем несколько миллионов лет тому назад возникновение зачатков разума и собственно естественного высокоразвитого интеллекта около ста тысяч лет тому назад. Впереди, лет эдак через пятьдесят тысяч, – создание искусственного интеллекта.
Отсюда следует отметить, что человек не может обладать монополией на интеллект – хотя бы потому, что он сам рано или поздно станет виновником создания искусственного интеллекта. «Я бы даже сказал, – отметил выступающий, – что человек обречен на создание искусственного интеллекта, так как его создание – только логическое завершение цивилизационного процесса постепенного перехода от естественного к искусственному. Не обладать экзистенциальной историей означает быть искусственным. Быть искусственным означает обладать эссенциальной историей. В этом смысле все природное обладает экзистенциальной историей, в том числе и человек».
По слова профессора М. Кунафина, распространение вещей, или, что то же самое, распространение искусственного, становится процессом, определяющим духовное существование человека. Демократия и глобализация в планетарном масштабе становятся наиболее эффективными способами замещения естественного искусственным. Воздействие последнего мы уже можем наблюдать эмпирически. Оно проявляется в деперсонализации личности. Естественная человеческая личность в современном мире все более унифицируется и теряет интеллектуальную и духовную глубину.
Поэтому процесс вытеснения естественного искусственным одновременно означает процесс вытеснения естественной человеческой личности с исторической арены. Закономерным становится тот факт, что по мере интеллектуализации искусственного духовное и интеллектуальное состояния личности становятся менее содержательными. Конкретно это проявляется в стандартизации и массовости. Человек попадает в парадоксальное состояние. Чем интеллектуальнее системы, которые он применяет, и чем больше возможностей в связи с этим он реализует, тем большему дефекту подвергается его личность. Искусственное в виде различных технологий проникает во все поры социальной жизни, создавая специфическую атмосферу формализации всех социальных структур.
Прокомментировавший яркое выступление коллеги доктор философских наук профессор Аркадий Викторович Лукьянов говорил о переходе индивидуального разума к общественному и затем к космическому, ноосферному разуму (у Павла Флоренского это пневматосфера, духовная оболочка Земли). А. Лукьянов подчеркнул, что в процессе духовного и экзистенциального развития человека важны нравственные основания человеческой самости. При этом творчество – продолжение природы, оно не должно противоречить природе. «И здесь, – заявил Аркадий Викторович, – мы выходим не на искусственный интеллект, а на космический разум».
Нужно отметить, что Марат Самирханович совершенно верно говорил о едином процессе, а если не едином, то не просто о параллельных, но тесно взаимосвязанных и взаимно обогащающих друг друга процессах познания и разработок в области как искусственного, так и естественного интеллекта. Это действительно так. Но вот что интересно. Какое из этих направлений может выглядеть более перспективным? Здесь нужно остановиться на таком аспекте проблемы, как мозг, сознание, психика человека.
В этом плане очень интересной представляется концепция доктора педагогических наук профессора Филарита Шарифовича Терегулова из Башгоспедуниверситета о так называемом прижизненно становящемся органе интеллекта. Речь идет о том, что интеллект – это не просто функция мозга как биологического субстрата идеального, а материальное образование, то есть орган, имеющий квантово-полевую структуру – возможно, лептонной природы.
Еще Н.П. Бехтерева (директор Института мозга РАН) отметила, что мозг современного человека и кроманьонца ничем не отличается – ни по объему, ни по строению, ни по другим характеристикам. За 40-50 тысяч лет мозг сам по себе не претерпел никаких морфологических изменений. Но в том-то и дело, что в течение жизни индивида меняется не мозговой субстрат, а надстройка – особый орган интеллекта. Нейроны (нервные клетки мозга), число которых у человека составляет около 100 млрд., как известно, в течение жизни количественно расти не могут, число их может лишь уменьшаться. Дело в другом: растет число, во-первых, различных отростков нейронов – дендритов и аксонов, которые с годами образуют густо переплетенную сеть, а во-вторых, глиальных клеток, составляющих соединительную ткань мозга. При этом было замечено, что благодаря интенсивным умственным нагрузкам и постоянному обучению количество глий и густота сети отростков у нейронов растут. Параллельно повышается качество и уровень интеллектуальных способностей. Это говорит о том, что при жизни с помощью разнообразных обучающих методик, а также различных психотехник человек может резко повысить свои интеллектуальные и психические возможности, интенсифицируя работу прижизненно формируемого органа интеллекта. Причем сама квантово-полевая природа надстроечного органа позволяет информационным процессам в нем совершаться в миллионы раз быстрее, чем в нейронных комплексах мозгового субстрата. В перспективе это может привести к развитию у особо одаренных в этом плане индивидов сверхпсихических способностей. То есть Человек разумный современный (Homo sapiens sapiens) трансформируется в Человека разумного совершенного (Homo sapiens perfectus). И сюжеты художественных произведений литературы и кинематографа о сверхлюдях, мутантах и «людях Икс» станут реальностью.
Но что произойдет, если появятся такие сверхчеловеки (а мы полагаем, что большинство человечества все-таки останется в пределах своего вида, своей родовой сущности – то есть обычными людьми с привычными нам психофизическими способностями)? Скорее всего, они обособятся от остального человечества – то ли образовав какие-то коллективные формы общежития, то ли индивидуализировавшись и друг от друга тоже. Вспомним мысль Аристотеля о том, что вне государства, вне общества может жить или зверь, или сверхчеловек. «Люди Икс» не будут нуждаться в искусственном интеллекте. Действительно, зачем он им будет нужен, если они одной силою мысли смогут передвигать горы, проникать в самые глубины материи, охватывать прошлое, настоящее и будущее? А вот остальному человечеству как раз таки и будет выгодно создание искусственного интеллекта, прежде всего – в целях замещения множества своих функций и их усиления, а также для элементарной защиты и безопасности. Ибо, как мы можем видеть на многочисленных примерах общественной истории, всегда, как только какая-либо группа или отдельные индивиды располагали монополией на те или иные ресурсы и приоритеты, то сразу же подчиняли своей воле и власти своих собратьев по разуму. Будут ли так называемые сверхлюди столь приятным исключением? Весьма сомнительно.
Другой аспект проблемы, рассмотрение которого так и напрашивается из выступления докладчика, это тема киборга, то есть некоего сплава человека и машины. Здесь научно-исследовательская мысль и результаты ее технического воплощения могут пойти по трем направлениям.
Во-первых, в целях продления жизни человек может заменить все свои органы и тело в целом (кроме мозга как центра высшей нервно-психической деятельности) на искусственные, которые не изнашиваются в течение очень долгого срока. Они также могут быть заменимы – за исключением замены мозга, то есть того органа, который является материальным субстратом и носителем сознания, интеллекта, а значит личности.
Второе направление – это перенесение своей духовной сущности на иной материальный носитель, заключающееся в отцифровке и перекодировании своего сознания, а скорее всего – психического комплекса (состоящего из подсознания, сознания и надсознания), и последующая трансляция этой гиперпрограммы и базы данных на искусственное тело. Здесь мы имеем дело полностью с техническим устройством – роботом или киберустройством, обладающим сознанием человека, бывшего ранее биологическим существом. Надо сказать, подобная операция ведет к потенциальному бессмертию.
Итак, в первом случае речь шла о собственно создании киборга, во втором – о трансформации Homo sapiens в Techno sapiens, о котором упоминал докладчик, то есть разумного биосущества в разумное техническое устройство, так сказать, мыслящий артефакт.
И, наконец, третье направление – снятие информационной копии с живого человека и трансляция ее в киберустройство, то есть своеобразное делегирование своей индивидуальности технической системе, некий аналог клон-копии.
Все эти три подхода ставят множество невыясненных пока проблем и вопросов самого различного характера – правовых, этических, эстетических, научных, философских, религиозных и прочих.
Опять же, возникает вопрос об идентификации личности. Будет ли наделена клон-копия (биокопия или технокопия) данного человека своей индивидуальностью, или же это просто некий дубль личности клонируемого? Несмотря на многочисленные прорывы в исследовании мозга, сознания, психики, мы все же до сих пор ничего не знаем о душе. Есть ли душа некая неделимая, неучтожимая, предвечная субстанция, созданная Богом, Природой или еще кем-либо или чем-либо – причем, возможно, нематериальной (или тонкоматериальной, субфизической) природы? Или же душа (психика) – лишь функция биологического организма человека, в том числе его высшего органа – мозга, интегрирующего разнообразные качества и свойства биоорганизма в единую личность? Однозначных и окончательных ответов пока нет.
В заключение напомним, что М.С. Кунафин является сопредседателем Башкирского отделения Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта, а потому сам доклад является весьма символичным и закономерным. Мы и впредь будем освещать деятельность БО НСМИИ РАН, ибо в научных исследованиях и разработках по линии искусственного интеллекта ныне фокусируется множество самых разнообразных и важнейших проблем современности.