Содержание
Введение
1. Политическое лидерство
1.1 Сущность и природа лидерства
1.2 Типы лидеров и их функции
2. Политическая элита
2.1 Сущность и роль политических элит в обществе
2.2 Теории элит
2.3 Формирование и функции политической элиты
2.4 Политическая элита в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Люди, субъекты политики по-разному вовлечены в социальные процессы общества.
Все субъекты преследуют в своей деятельности конкретные интересы. Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений участников политической жизни политический лидер. Дело в том, что даже внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером.
Вопрос о том, кто реально осуществляет власть: народ, лидер, партия, группа – имеет чрезвычайно важное практическое значение для определения эффективности форм правления и для понимания политики. Образно политику можно представить как театр, на сцене которого действуют актеры. Значение тех или иных персонажей на сцене различно: одни актеры играют главную роль, другие – второстепенную, третьи заняты в массовых сценах. В жизни общества политические взаимодействия государства, партий элит, лидеров, избирателей осуществляется на основе политический ролей и функций. Различные субъекты политики играют разные роли и выполняют неодинаковые функции в политической жизни, поэтому общественная значимость выполняемых ролей и функций по-разному оценивается в обществе.
Выясним, кто и что дает лидеру право руководить другими людьми, какими мотивами он руководствуется в своей политической деятельности? Чем же обусловлена особая роль элиты в политике?
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВОЛидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развитии слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.
Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действия. Потребовался политический лидер, то есть человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).
лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Выполнение функции придания отношения между людьми целесообразности, разумности, упорядоченности побуждало к осмыслению сложной природы лидерства. Уже в древности политика, история изучались с позиций тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально их право на руководство обосновывалось высокими моральными качествами и достоинствами. Сами лидеры представали в обрезе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными добродетелями. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, обладающего любовью к истине, решительным непринятием лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят».
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, принеся с собой идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Николо Макиавелии, который перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.
Технология стабильного лидерства, по Н.Макиавелли, сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания. Строя теорию лидерства на взаимоотношениях «правитель – подданные», он выводил из данного взаимодействия и характер самого лидера. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Макиавелли выделил следующие:
1. обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;
2. интеграция разнородных интересов групп;
3. мобилизации населения на решение общезначимых задач.
В целом теория лидерства Н.Макиавелли содержит четыре основных положения:
1. Власть лидера коренится в поддержке его сторонников;
2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает он них;
3. Лидер должен обладать волей к выживанию;
4. Правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
1.2 Типы лидеров и их функции
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М.Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», то есть «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей».
Типологически политическое лидерство подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур; харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования; на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой и массами; авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти; диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое «оболванивание».
Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных, виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов, содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.
В современной политологии нередко используются четыре собирательных образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи.
Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т.д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в таком обществе политические роли функции распределяются между различными политическими институтами.
Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
Достижение целостности и гармонии социальных интересов осуществляется лидером на практике через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.
Проведение политического курса опирается на специфический механизм, включающих в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера.
Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие группы людей, политический лидер может проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществлять глубокие преобразования в обществе.
Кроме того, лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит свое выражение функция социального арбитража и патронажа. Обычно данная функция в массовом сознании связывается с образом «доброго и справедливого царя», и «народного президента» и т.д. Функция социального арбитража и патронажа в большей мере развитых странах, где высока степень зависимости личности от власти.
В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого обожествления личности лидера.
11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
2.1 Сущность и роль политических элит в обществе
Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности, получили широкое распространение в 19-20 в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс) и их последователям политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социологическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.
Основная, развивающая на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.
Категорией «политическая элита» обозначают тех, кто принимает непосредственное участие в принятии политических решений; это – граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы. Следовательно, политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важных решений, связанных с использованием власти.
В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
По объему властных функций различают: высшую (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления) элиты.
2.2 Теории элит
Макевиаллистская школа (Г.Моска, В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.
Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.
Леволиберальные концепции (Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.
2.3 Формирование и функции политической элиты
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.
Вторая типична для демократических государств и прямо противоположна первой.
Функции элит.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важными содержательными элементами этой функции является: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.
2.4 Политическая элита в России
Политическая элита в России более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.
Подобная модель отношений элиты и зависимого населения начала формировать еще в период раннего средневековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха в обмен на обладание землей и людьми.
К началу 17 века сложилась внутренняя структура правящего класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. Социальной базой правящей элиты было служивое сословие.
После социалистической революции власть в стране сосредоточилась в руках «нового класса», который опирался на Коммунистическую партию. Партийная система служила лишь внешним оформлением и одновременно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, «новый класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность явилась основой абсолютной власти «нового класса», источником его привилегий. Назначение на ключевые руководящие посты осуществлялось исключительно через партию. Этот способ замещения руководителей получил название номенклатурного, а сам «новый класс» стал называться номенклатурой.
Советская номенклатурная элита включала в себя следующие группы: 1) руководство страны, которое олицетворяло законодательную власть; 2) руководители аппарата ЦК КПСС (исполнительная власть); 3) руководители региональных комитетов КПС; 4) министры; 5) руководители силовых структур; 6) руководители Советов; 7) дипломаты высокого ранга; 8) руководители молодежных, профсоюзных, творческих и других союзов, обществ, организаций.
Приход к власти в 1991г. демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основной ядро номенклатурной элиты, по существу сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты.
Однако помимо номенклатурной элиты в 1990-х годах начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесов. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе.
С установлением политической системы конкурентной олигархии, которую олицетворяла «семья», т.е. ближайший круг родственников, друзей, знакомых Б.Н.Ельцина, источники процесса образования элиты были сконцентрированы в руках исполнительных органов: президента, его администрации, правительства. Кроме того, именно они контролировали деятельность законодательных институтов власти – палат Федерального Собрания.
Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального Собрания РФ, четверть сотрудников президентской администрации и аппарата правительства ранее не состояли в номенклатуре. В то же время номенклатурное прошлое имеют 83% региональной элиты.
Обновление российской политической элиты началось с первого срока президентства В.В.Путина (2002-2004гг.). Представителей «семьи», стали активно вытеснять из государственных и политических структур. Радикально был решен вопрос о влиянии олигархов из окружения «семьи» на процесс принятия важнейших политических решений. Круговорот российской номенклатурной элиты начался в «путинского призыва» новых людей в политику. Эти люди были выходцами из Петербурга и знакомы с президентов В.В.Путиным по его прежней работе в качестве вице-мэра города. Новый этап в обновлении современной элиты наступил после победы на выборах 14 марта 2004г. В.В.Путина.
Таким образом, можно сделать вывод, что обновление политической элиты в России по-прежнему осуществляется на основе личных связей, а не с помощью нормативно закрепленных институтов, в частности, партийной системы.
Заключение
Таким образом, политическое лидерство – важный компонент политического процесса. Существование феномена политического лидерства определяется объективными потребностями организации и регулирования общественно-политической жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснения характера лидерства.
Список использованной литературы:
Р.Т.Мухаев «Политология», Юнити, Москва, 2005.
В.И.Буренко, В.В.Журавлев, «Политология», издательство «Экзамен», Москва, 2004.