Тип избирательной системы определяется, прежде всего, тем, какое количество голосов избирателей необходимо для победы или получения мест в парламенте. Обычно выделяют следующие три основные системы, которые могут подразделяться на виды: плюральная, мажоритарная, пропорциональная, а также четвертая — смешанная (см. табл. 1).
Плюральная система (Пл) имеется там, где победу на выборах одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов, т.е. больше, чем любой из его соперников. Иногда эту систему не выделяют в качестве особой, а относят к мажоритарным в один тур. Она часто называется системой «первого прошедшего, получающего пост» («first past the post»). Плюральная система в 1997 г. применялась в 68 странах. Данная система часто используется при выборах президента (Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Исландия, США, Венесуэла), реже при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, в ряде развивающихся стран: Багамы, Индия, Джамайка и др.).
Наиболее часто в ней используются одномандатные округа, когда от каждого округа избирается только один представитель и избиратель имеет только один голос. Побеждает при этой системе тот, кто набирает относительное большинство голосов. Это — очень простая и понятная система. Однако она имеет ряд недостатков, основной из которых — диспропорциональность, т.е. непредставленность части (иногда довольно большой) в соответствующем органе власти.
Но могут использоваться и много мандатные округа, когда избиратель имеет столько голосов, сколько мест нужно заполнить, и он имеет право использовать все из них или только часть по своему усмотрению (block-vote system) (например, местное самоуправление в Великобритании). Подобная система действовала в 1997 г. в 13 странах. Данная система позволяет избирателю осуществлять индивидуальный выбор представителя и достаточно понятна для него. Но она создает хорошие условия для сверхпредставленности одной партии в парламенте, которая может получить все места в парламенте, хотя завоеванных голосов будет не намного больше, чем простое большинство.
Таблица 1
Избирательные системы в 29 странах
Страна |
Избирательная система, нижняя палата
|
Число мест | Число округов |
Год принятия избирательной системы |
Максимальный срок между выборами | Год получения женщинами избирательного права | Избирательная система, верхняя палата | Избирательная система, глава государства |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Австралия | М/АГ | 148 | 148 | 1918 | 3 | 1902 | Пр/СПГ | назн. |
Австрия | Пр/НС | 183 | 9 | 1919 | 4 | 1919 | нв | ПВ |
Бельгия | Пр/НС | 150 | 30 | 1993 | 4 | 1948 | Смеш. | насл. |
Великобритания | Пл | 659 | 650 | 13 в. | 5 | 1918 | Насл-наз. | насл. |
Венесуэла | Смет. | 165 | 23 | 1999 | 5 | 1946 | — | ВВ |
Греция | ПрДЮ | 300 | 56 | 1975 | 4 | 1952 | НВ | ПВ |
Дания | Пр/НС | 179 | 19 | 1920 | 4 | 1915 | - | насл. |
Доминиканская Республика | 1 ПрДЮ | 149 | 27 | 1966 | 4 | 1954 | Пр | насл. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Израиль | Пр/НС | 120 | 1 | 1948 | 4 | 1948 | — | ВВ |
Индия | Пл | 545 | 543 | 1950 | 5 | 1919 |
НВ, назн. |
ПВ |
Ирландия | Пр/ОПГ | 166 | 42 | 1920 | 5 | 1918 | НВ | ПВ |
Испания | Пр/НС | 350 | 52 | 1977 | 4 | 1977 | Пл., назн. | насл. |
Италия | Смеш. | 630 | 27 | 1993 | 5 | 1946 | Смеш. | ПВ |
Канада | Пл | 301 | 301 | 1976 | 5 | 1920 | назн. | назн. |
Колумбия | Пр/НО | 199 | 23 | 1968 | 4 | 1957 | Пр | ВВ |
Нидерланды | Пр/НС | 100 | 1 | 1918 | 4 | 1922 | ВВ | наел. |
Новая Зеландия | Смеш. | 120 | 67/1 | 1993 | 3 | 1893 | _ | назн. |
Норвегия | Пр/НС | 165 | 19 | 1921 | 4' | 1909 | НВ | насл. |
Португалия | Пр/НС | 230 | 20 | 1976 | 4 | 1975 | — | ВВ |
Россия | Смеш. | 450 | 225/1 | 1993 | 4 | 1917 |
НВ, назн. |
ВВ |
США | Пл | 435 | 435 | 1788 | 4 | 1919 | Пл | ВВ |
Турция | Пр | 550 | 67 | 1961 | 5 | 1934 | бол. Пр | ПВ |
Финляндия | Пр/НС | 200 | 15 | 1906 | 4 | 1906 | — | ВВ |
Франция | м | 577 | 104 | 1986 | 5 | 1944 | НВ | ВВ |
ФРГ | Смеш. | 669 | 328 | 1949 | 4 | 1919 | назн. | ПВ |
Швейцария | Пр/НС | 200 | 26 | 1919 | 4 | 1971 | назн. | ПВ |
Швеция | Пр/НО | 349 | 28 | 1907 | 3 | 1918 | — | насл. |
Шри Ланка | Смеш. | 225 | 196/1 | 1988 | 6 | 1949 | — | ВВ |
Япония | Смеш. | 511 | 300/11 | 1995 | 4 | 1946 | смеш. | насл. |
Принятые в таблице обозначения:
Пл — плюральная система выборов.
Пр — пропорциональная система выборов.
М — мажоритарная система выборов.
АГ — система выборов с альтернативным голосом.
НС — система выборов с распределением мест по наивысшему среднему.
НО — система выборов с распределением мест по наибольшему остатку.
ОНГ — система выборов с одним непередаваемым голосом.
ОПГ — система выборов с одним передаваемым голосом.
НВ — непрямые выборы.
ПВ — выборы парламентом или на парламентской основе.
ВВ — всеобщие выборы.
Насл. — власть главы государства наследуется.
Назн. — глава государства назначается.
Смеш. — смешанная система формирования.
— — вторая палата парламента отсутствует.
Мажоритарная система (М) означает, что для победы кандидатам необходимо набрать более пятидесяти процентов голосов избирателей. Система имеет два вида: голосование в два тура (double-ballot system) и с альтернативным голосом (alternative vote system).
При голосовании в два тура, которое обычно осуществляется по одномандатным округам, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре необходимого большинства голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, получившие относительное большинство в первом туре. Есть, однако, модификации этого правила. Так, в Коста-Рике в первом туре для победы необходимо набрать не менее 40% голосов, если никто не набирает такого количества, то проводится второй тур по правилу абсолютного большинства. В Венгрии во второй тур проходят первые три кандидата, а также любой другой, кто набрал более 15% голосов в первом туре.
Система голосования с альтернативным голосом используется там, где избиратель имеет право фиксировать порядок своего предпочтения между всеми выставленными кандидатами в одномандатных избирательных округах. Она используется, например, для выборов членов палаты представителей в Австралии, а также в Ирландии при повторных выборах в парламент и на выборах президента. Для победы необходимо набрать более 50% голосов первого ранга. Если никто из кандидатов не набрал этого количества, то определение победившего кандидата осуществляется последовательным удалением из подсчета кандидатов, набравших наименьшее число голосов, и перераспределением их голосов среди остающихся кандидатов, и так до выявления победителя. Пусть имеется округ с 21 избирателем и 4 кандидатами — А, Б, В, Г.
Система с альтернативным голосом в чем-то подобна мажоритарной системе с двумя турами, так как путем изъятия из списка слабых кандидатов фактически конкуренция наблюдается между двумя наиболее сильными соперниками.
Пропорциональная система выборов является наиболее распространенной при выборах парламентов. Она позволяет в значительной мере избежать сверхпредставленности или недопредставленности партий в парламенте. Смысл системы заключается в. более или менее пропорциональном распределении мест в соответствии с распределением голосов. Пропорциональная система предполагает ряд многомандатных округов или один многомандатный округ. Партии выдвигают партийные списки, которые могут быть открытыми (избиратель может выразить предпочтение кандидатам от партии) или закрытыми (избиратель голосует только за ту или иную партию). В зависимости от правила распределения мест она подразделяется на два основных вида: распределение мест по наибольшему остатку и по наивысшему среднему.
Система распределения мест по наибольшему остатку осуществляется по формуле Хэра (Hare quota), по которой определяется квота голосов, приходящихся на одно место, и места распределяются в соответствии с тем, сколько квот приходится на ту или иную партию.
Остатки, т.е. число голосов меньшее квоты, учитываются при распределении, оставшихся мест: выбираются наибольшие из них. Данная система благоприятствует маленьким партиям, позволяя им провести своих кандидатов в парламент. Приведем гипотетический пример.
Пусть имеется четырехмандатный округ, в котором на четыре места претендуют четыре партии А, Б, В, Г. В голосовании приняло участие 20 тысяч избирателей. Следовательно квота Хэра будет здесь составлять 5 тысяч голосов.
Распределение мест по системе наивысшего среднего осуществляется с помощью делителей Д'Хондта, когда число голосов делится последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. и места распределяются в соответствии с убывающим порядком числа голосов. Данная система менее благоприятна для маленьких партий.
Распределение мест в этом случае отличается; преимущество получила вторая партия, а маленькие партии остались без мест.
Имеются другие способы распределения мест, которые модифицируют представленные выше две основные системы: (1) формулы Хе-генбах — Бишофа и Империали оставляет немного места для использования остатков, (2) делители Сент-Лаге благоприятствуют средним партиям.
Особой формой пропорциональной системы является система с одним передаваемым голосом (single transferable vote system), используемая для парламентских выборов в Ирландии. Для распределения мест используется Друп квота. Смысл этой системы заключается в том, что кандидаты, превысившие квоту, подсчитанную по данной формуле, как бы передают свои излишки голосов следующим по предпочтительности кандидатам. По этой системе избиратель, голосуя за партию, имеет право расставить кандидатов в порядке своего предпочтения. Система с одним передаваемым голосом менее пропорциональна, чем иные, но дает больше шансов избирателю влиять на выбор индивидуальных кандидатов.
Смешанные системы строятся на основе сочетания других избирательных систем. Среди них выделяются параллельные смешанные, связанные смешанные.
В параллельных смешанных системах выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и в одномандатных округах по правилу относительного или абсолютного большинства. При таких выборах результаты, полученные с использованием пропорциональной системы, и результаты, полученные с использованием плюральной или мажоритарной систем, являются независимыми. Такая система действует, например, в России, когда 225 депутатов Государственной Думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе и 225 депутатов избираются в одномандатных округах по правилу относительного большинства. В Литве действует похожая система с тем отличием, что в одномандатных округах проводится два тура голосования, если в первом туре никто не набирает требуемого большинства. Здесь 70 депутатов сейма избираются в одном национальном округе по партийным спискам, а 71 депутат избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Эта система не предусматривает какие-либо компенсаторные механизмы для того, чтобы сделать ее более единой, т.е. связать две части.
В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах, а часть — в одномандатных округах. При этом при распределении мест по пропорциональному принципу учитывается число мест, занятых партией или избирательным блоком по результатам выборов в одномандатных округах. Общее число мест для каждой партии под-считывается на основе процента голосов, полученных по пропорциональной системе, и из него вычитается число мест, полученных в одномандатных округах. Таким образом, пропорциональное распределение мест позволяет компенсировать недостатки избрания депутатов в одномандатных округах (их сверхпредставленность или недо-представленность там). Подобная система действует в Германии, Венесуэле, Новой Зеландии. В Венгрии 152 депутата избираются в 20 многомандатных округах по партийному списку, 176 — по мажоритарной системе, а 52 компенсаторные места распределяются пропорционально на основе выборов по партийным спискам в едином национальном округе.
Законы Дюверже
Так называемые «законы Дюверже» впервые были сформулированы в 1945 г. на конференции в Университете Бордо Морисом Дюверже и касались взаимодействия электоральных и партийных систем. В издании его книги «Конституционное право и политические институты» 1955 г. эти законы звучат следующим образом: «(1) Пропорциональное представительство склонно вести к формированию многих независимых партий.., (2) мажоритарная система в два тура склонна вести к формированию многих партий, которые связаны друг с другом.., (3) правило плюральное склонно производить двухпартийную систему». Сформулированные как социологические законы, они сразу же вызвали бурную полемику среди политологов и социологов. Позже Дюверже отмечал, что полемика часто основывалась на не совсем верной интерпретации его утверждений, которые явились результатом его собственных приблизительных и неточных формулировок, но не отрицал значимости постановки вопроса о подобной связи. Еще в 1960 г. он писал: «Взаимосвязь между электоральными правилами и партийными системами не является механической и автоматической: Особый электоральный режим не необходимо производит особую партийную систему; он просто усиливает давление в направлении к этой системе; он есть сила, которая действует среди различных других сил, часть из которых ведут в противоположном направлении». Тем не менее, законы Дюверже были среди тех немногих обобщений в рамках сравнительной политологии, которые претендовали на статус социологически точных обобщений и которые могли бы быть эмпирически подтверждаемыми.