Содержание
Введение ……………………………………………………..……..3
Классификация политических систем……………….…..……4
Понятие политического режима……………………………… 5
Тоталитарный политический режим. …………………..…….5
Демократический политический режим………..…………… 8
Проблема власти в современной России…………….………10
Политическая система в современной России. ……….……11
Заключение. ……………………………………………………….13
Список литературы. ………………………………………………14
Введение
Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал “демократии и тирании”. Этот процесс не обязательно имеет революционный характер, но может происходить эволюционно, путем органического перерастания одной формы в другую, ибо, в сущности, они не являются противоположными. Более того, судьба всякой последовательной демократии, как считают ее оппоненты, а именно в том и состоит, что она перерождается в диктатуру, постепенно развивая имманентно заложенные в ней принципы. Природа этого перехода, столь часто происходившего в XX веке, на исходе нынешнего столетия указывает правомерность самой постановки проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени, как заслуживающего особого внимания и объяснения. Каким образом демократические преобразования, часто предпринимавшиеся с самыми лучшими намерениями, оказывались источником более авторитарного правления, нежели то, с которым они боролись? Каким образом реализация идеалов гуманистической мысли прошлого имела своим результатом разрушение самих этих идеалов?
Теория политических режимов сложилась в середине ХХ века. Одним из ее постулатов был тезис К. Фридриха и З. Бжезинского о неспособности тоталитарных режимов к трансформации и их обреченность на гибель. Вместе с тем отечественные политологи полагают, что в современном мире существует тоталитарная тенденция в общественном развитии, в том числе, благодаря демократии, которая создает равные шансы всем участникам политического процесса.
Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма в современном обществе, следует отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно – коммуникативному обществу.
Классификация политических систем.Изучение политической системы включает в себя не только выявление существенных признаков, общих черт, но также анализ различий, индивидуальных особенностей политической системы, развивающихся в конкретно – исторических условиях. Для этого рассмотрим классификацию политических систем.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально – экономической структуры. Соответственно, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
Достаточно распространенная классификация политических систем на традиционные, в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. И модернизированные, в них существуют развитое гражданское общество и диверсификация политических ролей обоснования власти.
Типология, предложенная Г. Алмондом, опирается на различные политические культуры с выделением 4 – х типов: англо – американской, континентально – европейской, доиндустриальной, тоталитарной политических систем.
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества и личности.
Многообразие типологий политической системы свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности анализа с позиции самых разных критериев, что делает познание политических явлений более глубоким и разносторонним.
Без определения политического режима невозможно дать точное обоснование политической системе.
Политический режим – это совокупность форм и методов реализации государственной власти, определяющих характер политической жизни в стране, способ функционирования политической системы общества.
Характер политического режима зависит от особенности функционирования структур данной политической системы, степени развития демократических признаков в обществе, состояния законности, особенностей политической культуры и традиций.
Конкретный политический режим характеризуется в конечном итоге соотношением институтов публичной власти с гражданским обществом, его субъектами.
И классические, и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех или иных конкретных странах. Они всегда воплощали и воплощают реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической системы и управления.
Тоталитаризм является одной из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующейся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.
Понятие тоталитаризма употребляется буржуазно – либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры. Ярким примером тоталитаризма может послужить Фашистская Германия с 20 – х годов ХХ века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики итало-фашистского режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном – сталинизм, тоталитаризм с правым уклоном – германский национал – социализм, итальянский фашизм.
Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:
Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое;
Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура;
Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером;
Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики;
Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;
В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства;
В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.
Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;
Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.
Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.
Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.
Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системы как в экономическом и социальном, так в политическом и в духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу.
Какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии.
В политической науке понятие «демократия» является одним из широко используемых и многозначных. Демократия, в переводе с греческого, означает народовластие.
Демократия – форма общественной власти государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
В классовом обществе демократия всегда являлась выражением диктатуры господствующего класса. В современных буржуазных государствах демократия отличается от иных политических режимов формальным признанием равенства всех граждан, провозглашением политических прав и свобод, выборностью представительных органов власти, установлением всеобщего избирательного права. На самом деле функции политических институтов буржуазной демократии состоят в обеспечении классового господства буржуазии, ее привилегий.
Подлинная демократия возможна только в социалистическом государстве, где демократия права и свободы не только провозглашается, но и гарантируется государством, обществом, где власть осуществляется для народа и самим народом, где обеспечено широкое и полноправное участие граждан в управлении производством, общественными и государственными делами.
В целом демократии присущи следующие принципы:
Суверенитет народа – источник его политической власти;
Равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью;
Регулярность выборов и разделения властей;
Свобода личности, осуществляемая через права человека;
Плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных групп, сил, политических партий и организаций.
Принципы демократии универсальны для открытых цивилизованных обществ. В совокупности и во взаимосвязи они составляют основу для самоопределения граждан, развития их социальной активности, разрешения противоречий между политическими субъектами, гармонизации частных и групповых интересов с общими интересами.
В зависимости от различных оснований в классификации исследователи выделяют несколько моделей демократии:
Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии политических решений;
Плебисцитарная демократия предполагает прямое волеизъявление народа, также как в прямой демократии. Отличие между ними заключается в том, что прямая демократия проявляется в непосредственном участии граждан во всех стадиях – подготовке и принятии решений, контроле над их осуществлением, а плебисцитарная позволяет гражданам одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, подготовленного президентом или правительством.
Представительная демократия проявляется в опосредованном, то есть через выборных представителей, участии граждан в принятии решений. Эта форма демократии необходима в связи со сложности обеспечения непосредственного участия в голосовании, необходимостью специальных знаний для решения тех или иных проблем. Она обеспечивает порядок и стабильность, оберегает общество от последствий проявления приходящих массовых настроений.
Партисипаторская демократия претендует на максимальное соответствие нормативному идеалу демократии как народовластии. Главными целями партисипации является всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная реализация личности.
В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с элементами личной власти.
Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.
Авторитаризм является одним из самых распространенных политических режимов современности. Он получил развитие преимущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР, когда после смерти И. В. Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.
Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию.
Для современной России характерно противостояние двух тенденции. С одной стороны, привилегированное положение президента в системе власти. С другой стороны, президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющими серьезные позиции в СМИ и успешно оппонирующие президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.
Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов и т. п.
В России становление новой политической системы связано с распадом СССР. Функционирующая в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов «авторитарная демократия», «режимная система» связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
Согласно Конституции РФ, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания в свою очередь ограничена, во-первых правом президента издавать указы, имеющие силу законов, а во-вторых, практикой издания исполнительной властью множества подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
В современной российской политической системе ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных компаниях.
Ввиду неэффективности российской власти, растет число сторонников внесения изменений в Конституцию, которые позволили бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера, а также за предоставление парламентскому большинству формировать и контролировать правительство.
Заключение
Итак, из данной работы понятно, что демократия и тоталитаризм абсолютно противоположны. Вот их основные отличия: во-первых, тоталитаризм – это диктатура государства, а демократия – народовластие. Во-вторых, тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а демократия подразумевает идеальное государство. В-третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом, при демократии существует равноправие и суверенитет народа.
Подлинная демократия наступает тогда, когда граждане обладают не только политическими, но и социально-экономическими правами. К числу важнейших прав личности относится право на труд и свободный выбор работы и профессии.
Демократизация же и современная демократия по своей сути есть соединение всех возможных и так или иначе испытанных форм политического опосредования действий и форм организации. Эту идею несколько парадоксально заострил У. Черчилль, выступая в британском парламенте 11 ноября 1947 года. "Демократия, - сказал он, - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергались проверке". Демократия плоха своей всеядностью (плюрализмом, толерантностью). Это влечет множество неизбежных издержек, например, многократное дублирование функций, проработку множества альтернатив и т.п. В результате система по определению не может быть достаточно эффективной для того, скажем, чтобы "догнать и перегнать" или "осуществить радикальную реформу", за пару лет втиснув страну в рамки капитализма образца К.Маркса. Для эффективного решения таких задач как раз и годится тоталитаризм.
Список литературы
Буренко В. И. Шпаргалка по политологии: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 48 с.
Каменская Е. Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 304 с.
Политология: Учебное пособие для вузов/Научный редактор А. А. Радугин. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2000. – 336 с.
Советский энциклопедический словарь/Гл. редактор А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.
14