Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.
Г. Алмондом и С. Верба выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности.
Также Г. Алмонд выделял гомогенный, фрагментированный, смешанный и тоталитарный типы политической культуры. По его мнению в англосакских странах — гомогенная политическая культура ( США, Англия, Британское содружество) При ней царит высокая конкуренция, плюрализм, индивидуализм, законность и взаимная терпимость.
В европейских странах — фрагментированная культура, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, для них характерна нестабильность.
Доиндустриальный смешанный тип политической культуры , иначе харизматический тип существует в модернизирующихся развивающихся странах. Там различные группы по-разному решают свои проблемы, что порождает непредсказуемость и нестабильность такого общества.
Тоталитарная модель означает преобладание коллективного над индивидуальным, информириованность общества дозированна, оно подвержено цензуре, политический язык шаблонен и скуден, политическая культура формируется «сверху», она малодинамична.
Политолог К.С.Гаджиев выделяет либерально-демократическую и тоталитарнор-авторитарную политические культуры. Первый тип политической культуры характерен для Америки. Там царит либерализм, свобода и независимость человека, суверенность. Индивидуализм, политичсекое равенство, политическое участие, патриотизм. Основой этого являются правовое государство и гражданское общество. Принципы политической жизни: полюрализм в политике, экономике, религии, движение к компромиссу и согласию; политическое представительство и механизм выборов, многопартийность; завоевание власти законным путем. Прагматическое отношение к политике сочетается с принципами рыночной конкуренции, то есть существует борьба профессиональных политиков за электорат.
- Фундаментальными символами Америки являются Декларация независимости 1776 года, Конституция США, статуя Свободы, звездно-полосатый флаг, гимн.
Тоталитарнная политическая культура более 70 лет господствовала в России. Отличительные черты России: соборность, общинность сознания; приоритет всеобщего интереса над индивидуальным: сирение, которе проповедовало православие; а с 1917 года создали монистическую политическую культуру (единство партии, идеологии, государства, отстутствие оппозиции, подданнические отношения, пропаганда, подавление личности). С началом процесса демократизации, перестройки наступило время эйфории и гласности. Но человека демократического общества надо воспитывать, причем с раннего детства. Маленькому американцу в детском садике говорят, что он самый лучший и заставляют его хвалить самого себя (я умею то-то и то-то). Нашего ребенка в детском саду ругают и говорят —«Будь как все».Американские школьники заучивают наизусть клятву верности стране, а наши уже и не знают, во что верить.
- У нас тоже есть славные традиции, богатая история, политические символы, имеющие огромное значение для всех россиян. Современный российский флаг, Герб России , гимн.
Различают рыночную политическую культуру, в рамках которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этатистскую, где подчеркивается доминирующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия в ней индивида (Э. Я.Баталов).
В силу географического положения, исторического развития, под влиянием крупных политических событий формируются специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны.
Значение политической культуры для общества и политической системы проявляется и через ее функции.
Можно выделить следующие функции политической культуры:
Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечивающая поступление политической информации в диапазоне от организационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, символов) функции.
Социализаторская функция (функция политической социализации) раскрывает значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.
Аксиологическая (ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности.
Интеграционная (функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом. Она предопределяет существование коммуникативной функции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов политической системы на основе общепризнанных в рамках данной культуры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать целенаправленное воздействие на социально-политические отношения.
Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает йлияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций.
Функции политической культуры носят объективный характер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конкретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, другие — появляться.
Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении.
Политическая культура — это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти.
Среди политических ценностей выделяются следующие:
1) прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов и др.);
2) знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости);
3) политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента и т. п.);
4) политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной из важнейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять человеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире.
Виды политической культуры по субъектам:
-политическая культура общества;
-политическая культура личности;
Политическая культура общества вбирает в себя типовые признаки, которые характеризуют политическое сознание и поведение населения, политические стереотипы, которые являются стойкими и превалирующими. Она - явление динамическое, развивающееся, обогащающееся, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира. Политическая культура существует в системе отношений сменяющих друг друга поколений, включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий политические традиции, идеи, концепции о взаимодействиях между различными общественно-политическими институтами, действующие нормы политической практики и др. Она как бы воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено за счет умения личности критически переосмыслить прошлое, оценить настоящее и искать выходы из сложных ситуаций, проектируя будущее.
Политическая культура общества включает политические ориентации и установки разных групп людей в отношении существующей социально-экономической системы, политические принципы взаимоотношений человека, общества, государства. В политическую культуру входят приобретенные обществом ценности по созданию государственности, их развитию, защите и сохранению.
Политическая культура личности отражает меру овладения ею системой политических отношений, уровень зрелости ценностных мотиваций ее политического поведения. Иначе: политическая культура личности - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти.
Характер политических ориентаций личности (истинные или ложные знания о политических объектах; эмоциональная связь с политическими явлениями; суждения и мнения о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев), а также ее политических нормативных установок определяется господствующими в обществе фундаментальными взглядами на человека, общество и мир в целом.
Наличие индивидуальных отношений к политическим явлениям и процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и соединяющего внутренне значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме.
В современном обществе важнейшую роль в процессе политической социализации, а также в процессе формирования и развития политической культуры в целом играют средства массовой информации.
Особенности российской политической культуры
Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. Не случайно, еще Н. Бердяев обращал внимание на то, что “противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории –- Восток и Запад”. “Евразийцы” (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространство
Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в мировой цивилизации.
1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное Российское государство, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида.
Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой политического мышления того времени.
Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.
В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.
Большевики взяли курс на построение тоталитарного государства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества было доведено до предела. Политическая культура приобрела сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной и безраздельно господствующей государственной идеологией- Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления.
С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализации, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведения, лежащих ранее в основе российской государственности.
2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно- нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.
Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняющимися ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным формам политического протеста.
3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законотворческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.
Говоря о специфических и самобытных чертах российской политической культуры, нельзя забывать о достижениях мировой цивилизации. Необходимо шире и интенсивнее использовать политический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее. Перспективы развития российского общества зависят от достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманистических естественно-правовых начал.
Литература
1.КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.
Лекция 14. Политическая культура. Учебное пособие для студентов Уфимского филиала ВЗФЭИ.
2. Алмонд ГА.. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/Политические исследования. 1992. № 4. С.128.
3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 338.
4. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 249.
5. А.А. Радугина К.А. Радугин "Социология": курс лекций М.1995 г.