Сергей Соловьев
До настоящего времени теорией валютного права в России никто не занимался. Первая и последняя работа, затронувшая данную тему, появилась в 2000 году, подготовленная тремя авторами Б.Ю Дорофеевым, Н.Н. Земцовым и В.А. Пушиным [35].
Они считают, что правовым фундаментом валютного права являются цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности [36]. Мне думается, что правовой основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле, определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также порядок и условия совершения сделок с ними.
Источниками валютного права России они считают международный опыт и практику валютного регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.
Что касается международного опыта и практики валютного регулирования и валютного контроля то их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России. Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс РФ, в частности стт. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года, и Договор о МВФ [37], в части обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
По утверждению авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.
Объектами валютного права выступают:
валютные операции;
юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы о порядке оформления и учёта валютно-обменных операций);
процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения ответственности за валютные правонарушения).
Субъекты валютного права:
физические лица, юридические лица;
резиденты, нерезиденты;
органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;
уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков.
Метод регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере" [38].
Считаем возможным определить валютное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, с сфере гражданского оборота валютных ценностей в Российской Федерации. К валютному праву РФ можно отнести нормы, определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права, нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы, регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это структурный элемент гражданского (частного) права.
Эти же авторы относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.
Высказывается точка зрения, что валютное право выросло из административного, так как основной способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование осуществляется подзаконными актами [39].
Правовой вакуум, вызванный отсутствием нормального закона о валютном регулировании, и бланкетные нормы действующего закона о валютном регулировании являются недостатком законодательства. Но это не означает, что эта сфера общественных отношений должна регулироваться многочисленными, несистематизированными подзаконными актами государственного органа валютного регулирования – Центрального банка РФ, который не должен превышать свою компетенцию при регулировании этой сферы гражданского оборота, а действовать в рамках полномочий чётко определённых законом о валютном регулировании.
Необходимо чётко разделять законодательство о внешнеэкономической деятельности и валютное законодательство, и, соответственно, не отождествлять государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью и контроль за валютными операциями, осуществляемыми на территории Российской Федерации (валютный контроль). Эти 2 вида государственного контроля призваны решать разные задачи.
Нельзя согласиться с точкой зрения, что "статьи 140-141 Гражданского кодекса РФ переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу валютного законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в рассматриваемой сфере – в тех случаях, которые не урегулированы валютным законодательством иначе (согласно п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство к подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским законодательством)" [40].
Статьи 140-141 ГК РФ не переводят регулирование сделок с валютными ценностями в сферу публичного права.
Н.В. Сапожников считает, что "правовое регулирование валютных операций осуществляется через установление правил их совершения, а именно последовательности определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.
Целью правового регулирования валютных операций является создание эффективного механизма воздействия на участников валютных операций путём определения принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства. Принципы правового регулирования валютных операций:
1) возможность участников валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только валютные операции, исчерпывающе перечисленные в законодательстве;
2) возможность осуществления валютных операций только через уполномоченные банки или при их непосредственном участии;
3) жёсткий валютный контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций." [41]
Во-первых, валютное законодательство – это часть гражданского законодательства, регулирующего оборот валютных ценностей.
Во-вторых, под валютным законодательством нельзя понимать подзаконные акты органов государственной власти, включая и Центрального банка РФ, так как гражданское законодательство состоит Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами."
В-третьих, закон о валютном регулировании и валютном контроле регулирует имущественные отношения, связанные оборотом особого объекта - валютных ценностей, лишь в рамках полномочий, делегированных Гражданским кодексом РФ, по определению видов имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.
В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.
В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.
В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.
Высказывается точка зрения, что особенностью валютного законодательства является изложение основной массы норм в подзаконных актах, что обуславливает непостоянство и бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам [42].
Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах является не особенностью, а недостатком действующего валютного и внешнеэкономического законодательства. Действующий закон о валютном регулировании 1992 года с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.
В дальнейшем для установления действующего порядка совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций) и его анализа постараемся систематизировать эти нормативные акты Центрального банка. Но основной проблемой валютного законодательства является отсутствие нормального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающего порядок совершения сделок с валютными ценностями, а также порядок и условия использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории РФ.
Деление валютных операций на текущие и капитальные имеет принципиальное значение, так как в соответствии с ст.6 закона о валютном регулировании текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ [43].
В ст.1 закона о валютном регулировании закреплено следующее деление: "опеpации с иностpанной валютой и ценными бумагами в иностpанной валюте подpазделяются на текущие валютные опеpации и валютные опеpации, связанные с движением капитала.
Текущие валютные опеpации:
а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
б) получение и пpедоставление финансовых кpедитов на сpок не более 180 дней;
в) пеpеводы в Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации пpоцентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кpедитам и пpочим опеpациям, связанным с движением капитала;
г) пеpеводы нетоpгового хаpактеpа в Российскую Федеpацию и из Российской Федеpации, включая пеpеводы сумм заpаботной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также дpугие аналогичные опеpации.
Валютные опеpации, связанные с движением капитала:
а) пpямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал пpедпpиятия с целью извлечения дохода и получения пpав на участие в упpавлении пpедпpиятием;
б) поpтфельные инвестиции, то есть пpиобpетение ценных бумаг;
в) пеpеводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
д) пpедоставление и получение финансовых кpедитов на сpок более 180 дней;
е) все иные валютные опеpации, не являющиеся текущими валютными опеpациями."
Это означает, что сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подпадающие под критерии текущей валютной операции, можно совершать на территории Российской Федерации без получения разрешений и заключений о целесообразности. Остальные сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на территории Российской Федерации нужно совершать в порядке, установленном Центральным банком РФ. Но в соответствии с ч.1 ст. 141 ГК РФ этот порядок должен быть установлен законом о валютном регулировании и валютном контроле, а не подзаконными актами Центрального банка РФ. До настоящего времени новый закон о валютном регулировании и валютном контроле не принят. Кроме того, с 31.12.1998 ужесточён критерий для сделок, признаваемых текущими валютными операциями, так срок для расчётов по экспортно-импортным операциям был уменьшен с 180 до 90 дней [44].
Имеет практическое значение классификация валютных операций, предложенная Н.В. Сапожниковым:
проводимые на территории РФ;
проводимые за пределами РФ;
связанные с перемещением валютных ценностей через границу РФ [45].
Закон СССР о валютном регулировании 1991 года все валютные операции делил на текущие и капитальные и определял текущие валютные опеpации следующим образом:
а) опеpации, связанные с куплей-пpодажей валютных ценностей, товаpов и услуг, pеализацией пpав на интеллектуальную собственность, pасчеты по котоpым осуществляются на условиях без отсpочки платежа, и не пpедполагающие пpедоставления или пpивлечения заемных сpедств;
б) пеpеводы сpедств за гpаницу и из-за гpаницы, пpоцентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кpедитов, инвестиций и пpочих финансовых опеpаций;
в) пеpеводы сpедств нетоpгового хаpактеpа, включая пеpеводы заpплаты, пенсий, алиментов, наследства, и дpугие аналогичные опеpации [46].
Деление валютных операций на текущие и капитальные основано на Договоре о МВФ. Российская Федерация как государство-член МВФ приняла на себя обязательства государства-члена [47].
Объяснение терминов, употребляемых в договоре, содержится в статье XXX договора о МВФ. В соответствии с пунктом "d" ст. XXX договора:
"Под платежами по текущим операциям понимаются платежи, которые производятся в целях, отличных от перевода капитала, и включают, без ограничений:
1) все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов;
2) платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных инвестиций;
3) выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций;
4) умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы.
После проведения консультаций с заинтересованными государствами - членами Фонд может установить, должны ли определенные операции относиться к текущим операциям или к операциям с капиталом." [48]
В соответствии с п. "а" раздела 2 ст. VIII этого же договора среди общих обязательств государств-членов установлена обязанность, что ни одно из государств-членов не может без одобрения Фонда вводить ограничения на платежы и переводы по текущим международным сделкам.
В мировой практике признаётся, что "Бреттон-Вудское соглашение (Договор о МВФ) положило начало современным международным расчётам, международному движению капиталов и международному правовому сотрудничеству в валютной сфере" [49].
К настоящему времени сложилась определённая практика применения норм этого договора; так, статья VIII, разд. 2(а) Договора о МВФ запрещает вводить валютные ограничения публично- и частно- правового характера. Торговые ограничения не подпадают под действие этой нормы. Не всегда просто обнаружить различие между правовыми ограничениями в валютной сфере и торговле. Согласно одному из решений Исполнительной дирекции Фонда, "чтобы определить, служит ли принимаемая мера для ограничения платежей и переводов по текущим сделкам согласно ст. VIII, разд. 2, ...необходимо выяснить, идёт ли речь о прямых государственных ограничениях в отношении обладания валютой или её использования".
Согласно решению Исполнительной дирекции, не имеет значения, принята данная мера с целью защиты платёжного баланса или нет. Решающим является сам факт воздействия на право распоряжения в целом и, соответственно, на конкретное использование платёжных средств. Отсюда следует, что импортные ограничения (включая и количественные) не являются таковыми в смысле ст. VIII, разд. 2(а) Договора о МВФ, если они устанавливают верхнюю границу платежа иностранному контрагенту. Не являются ограничениями в смысле ст. VIII разд. 2 (а) и постановления государств-членов, обязывающие местных экспортёров и импортёров страховать свои товары в национальных страховых обществах. Торговые ограничения не подпадают под действие ст. VIII, разд. 2 (а) Договора о МВФ и тех случаях, когда они направлены в первую очередь на поддержание валютной стабильности своей страны. Не подпадают под действие ст. VIII разд. 2 (а) и меры, обязывающие иностранные компании реинвестировать в стране часть полученной прибыли. Однако ст. VIII разд. 2 (а) противоречат меры, принятые каким-либо государством-членом МВФ с целью запрета местным компаниям выплачивать дивиденды иностранным акционерам, которые участвуют в этих компаниях в соответствии с законодательством этого государства.
Ограничениями в смысле ст. VIII разд. 2 (а) Договора о МВФ являются лишь такие меры, "которые ограничивают платежи и переводы по текущим международным сделкам". Меры пассивного контроля, такие как обязанность предоставлять властям статистические данные, не подпадают под понятие ограничений, если не делают невозможными текущие платежи и переводы, не затрудняют их чрезмерно и не ведут к неоправданным задержкам в их осуществлении.
Вернер Ф. Эбке предлагает признать текущими краткосрочные банковские и кредитные операции на срок до 12 месяцев [50].
Общепринятая мировая практика разделяет торговые ограничения внешнеэкономической деятельности и ограничения по текущим и капитальным операциям. В Российской Федерации такое разграничение не проводится. Так, в соответствии с обзором арбитражной практики Российской Федерации обязанность по продаже части валютной выручки, установленная указом Президента РФ от 14.06.1992 [51] относится к валютному законодательству [52]. Хотя очевидно, что юридическая природа ограничений при осуществлении валютных операций и ограничений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является различной, несмотря на то, что в обоих случаях имеют место ограничения в правах на валютные ценности.
[1] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства.- М., 1924.
[2] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.
[3] Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства. С. 24
[4] Данилова Е.Н. Советское торговое право.- Ленинград. 1925. С. 54
[5] Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 06.02.1923 "Об Особом Валютном Совещании при Наркомфине СССР"
[6] Декрет ВЦИК и СНК СССР от 15.02.1923 "О валютных операциях"
[7] Гордон В.М. Система советского торгового права.- Харьков. 1927. С. 46
[8] Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.
[9] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[10] Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 №41-ФЗ с изм. 31.05.1999
[11] Письмо Центрального банка РФ от 26.05.2000 №б/н 3 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"
[12] Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994
[13] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"
[14] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[15] Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"
[16] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"
[17] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.
[18] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
[19] Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8 C.15.
[20] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"
[21] Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Письмо ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.1994
[22] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[23] Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М., 1998.
[24] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.- М., 1999.
[25] Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М., 1995
[26] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.- М., 2000. С. 6
[27] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"
[28] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 №86 и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"
[29] Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования"
[30] Указ Президента РФ от 21.11.1995 №1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации"
[31] Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.1995 №30 и №01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
[32] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"
[33] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[34] Закон СССР от 01.03.1991 №1982-1 "О валютном регулировании"
[35] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.
[36] Там же, С.15
[37] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от 28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)
[38] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С. 17
[39] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С. 18
[40] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С. 19
[41] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.
[42] Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. С. 20
[43] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 № 3615-I с изм. 05.07.1999
[44] Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" с изм. 05.08.2000
[45] Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.
[46] Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании"
[47] Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"
[48] Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от 28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда)
[49] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право.- М. 1997. С. 6.
[50] Вернер Ф. Эбке Международное валютное право. С. 37.
[51] Указ Президента РФ от 14.06.1992 №629 "О чаcтичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" с изм. 25.07.2000
[52] Ст.3 Письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"