Рефетека.ру / Биографии

Доклад: Карл Поппер

Карл Поппер

Поппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. Был близок к Венскому кружку. С 1945 живёт в Великобритании, профессор логики и научного метода Лондонского университета (1949-1969), декан факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945-69).

Философская концепция Поппера, которую он назвал "критическим рационализмом", близка к логическому позитивизму, хотя он критически относится к некоторым основным положениям последнего. Основную цель философии Поппер видит в разработке логических основ научной методологии. Взгляды Поппера на природу науки противоречивы: критикуя учения, рассматривающие универсальные законы и теорию как правила или совокупность инструкций для выведения одних единичных высказываний из других, заявляя, что наука имеет дело с объективными явлениями и способна к реальным открытиям, он в то же время отрицает, что наука постигает истину.

Критикуя принцип верификации (эмпирические подтверждения) Венского кружка, Поппер в качестве методологического принципа, с помощью которого можно отделить научное знание от умозрительных метафизических спекуляций, выдвигает принцип фальсифицируемости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений к научному знанию определяется возможностью их опровержения опытом. Согласно Попперу, наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез, которые затем разными способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, способных опровергнуть её на опыте, тем богаче она по содержанию. Неопровержимыми (базисными) высказываниями науки непоследовательно объявляются им те, которые компетентными наблюдателями признаются настолько обоснованными, что в дальнейшей проверке не нуждаются. В области логики Поппер известен работами по вероятностной логике и теории выводимости. В социологии Поппер резко выступает против детерминизма и историзма, особенно марксистского, отвергая возможность научной теории исторического развития. В противовес этому он требует от социологии планирования конкретных социальных изменений с помощью фрагментарной "социальной инженерии". Поппер является апологетом буржуазной демократии, рассматривая её как "открытое", гуманное общество и противопоставляя "тоталитарным", "закрытым" обществам, к которым он с антикоммунистических позиций причисляет социалистическое общество.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Похожие работы:

  1. Концепция развития научного знания Карла Поппера
  2. • Тривиальность эволюционной эпистемологии Карла Поппера
  3. • Тривиальность эволюционной эпистемологии Карла Поппера
  4. • "Открытое общество и его враги" Карла Поппера
  5. • Критический рационализм К. Поппера: принцип ...
  6. • Учебное пособие по игре Дебаты имени Карла Поппера
  7. • Развитие науки: революция или эволюция? Философские модели ...
  8. • К.Поппер и Д.Деннет: архитектура сознания согласно ...
  9. • Постпозитивизм
  10. • Структура наукових революцій
  11. • Модели научного познания
  12. • Верификация и проблема истинности
  13. • От джастификационизма до Лакатоса
  14. • Научные революции: истоки и последствия
  15. • От джастификационизма до Лакатоса
  16. • Возникновение и развитие неопозитивизма
  17. • Является ли эволюционная эпистемология новой ...
  18. • Теория научных революций Т. Куна
  19. • Философия наших дней
Рефетека ру refoteka@gmail.com