Тема:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.
Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.
В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).
Занятость нужно рассматривать с двух позиций:
1. как экономическую категорию
2. как социально-экономическую категорию.
Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.
1. Определение занятости
Для начала определим такое понятие как занятость.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1
Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Виды занятости
Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.
Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:
Профессионально – квалификационный признак:
- стаж работы;
- уровень образования;
- степень автоматизации труда.
Характер деятельности:
- личное подсобное хозяйство;
- индивидуальная трудовая деятельность;
- работа на заводах и фабриках и общественных организациях;
- служба в армии;
- работа за границей.
Тип класса и социальный слой:
- предприниматели;
- рабочие;
- управленческий персонал;
- инженерно-технические работники и служащие.
Вид собственности.
Территориальный признак.
Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).
Половозрастной признак.
Форма организации труда.
Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости. 1
Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении: 2
1 Работающий на постоянной работе
2 Работающий на временной работе
3 Работающий на сезонной работе
4 Работающий по срочному трудовому договору
5 Неработающий
6 Безработный
7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости
Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.
Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость3.
Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.
Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.
Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.
Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.
Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким4.
Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления5.
Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.
Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых6.
Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза7.
Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.
Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.
Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).
Заключение
Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:
1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.
Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.
2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:
* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;
* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;
* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.
3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.
Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Закон о занятости населения Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)
Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"
Основная литература:
Рынок труда. Занятость. Безработица.В.А. Павленков – М.: Изд-во МГУ, 2004
Рынок труда и занятость населения.К.Г. Кязимов. – М.: Перспектива, 2005
Социология труда. О.В. Ромашов. - М.: Гардерики, 2003
Периодические издания:
Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61
Интернет-ресурсы:
http: // www. aup. ru/docs/klasif/pop11. htm - Общероссийский классификатор информации о населении (в редакции на 1 сентября 1999 года). Дата введения 1996-07-01
Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной Организации Труда www. ilo. ru
1 О.В. Ромашов "Социология труда" с. 48.
2 Общероссийский классификатор информации о населении.
3 К.Г. Кязимов "Рынок труда и занятость населения" с.56.
4 В.А. Павленков "Рынок труда. Занятость. Безработица" с.124.
5 Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61.
6 Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени.
7 Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"