Задание:
Оцените важность каждого принципа производительности. Кратко напишите, что в каждом из них вам понравилось, что вы считаете важным и нужным для себя, а что абсолютно бесполезным и даже вредным.
Что такое «эффективность»? Что значит эффективный руководитель, эффективно работающее предприятие?
Чем отличаются (если отличаются) следующие понятия: «созидательная организация», «эффективная организация», «самоорганизация»?
Составьте сложный план всех лекций по Эмерсону.
1. 1) Точно поставленные цели.
Цель- это то, к чему человек стремится сам, чего он желает достичь, в чем у него есть потребность.
Каждый руководитель должен поставить перед своими сотрудниками цель. Чтобы каждый сотрудник знал, что его деятельность направлена на повышение его личного благополучия и благополучия его семьи. Цель должна быть реальной. Это значит, что каждый работник должен понимать, когда и с помощью каких шагов он может достигать желанную цель.
2) Здравый смысл.
Гаррингтон Эмерсон пришел к выводу, что существует два вида здравого смысла- здравый смысл низшего и высшего порядка. Проблему здравого смысла легко обсуждать на примере великих людей. Результаты деятельности обыкновенного человека не так заметны, но это совсем не значит, что ему не нужно стремиться к высшему здравому смыслу. Ему нужно задумываться о том, что он оставляет после себя, заложил ли он фундамент правильного понимания смысла жизни, правильного отношения к окружающему миру.
3) Компетентная консультация.
Она является неотъемлемой частью успеха компании, причем Эмерсон заметил, что чем крупнее предприятие и опытнее руководитель, тем охотнее он должен прислушиваться к мнению знающих людей. Если взглянуть на современные предприятия, то можно сказать, что советы Эмерсона уже давно соблюдены - в некоторых компаниях есть так называемые внутренние консультанты по менеджменту, которые наблюдают за происходящим внутри фирмы, анализируют изменения внешней среды, корректируют действия менеджеров и всего персонала, то есть полностью соответствуют понятию «рационализатор» в трактовке Эмерсона.
4) Дисциплина.
Подбор подходящих работников, способных не только выполнять определенные обязанности, но и естественно вписываться в коллектив- основа той дисциплины, того порядка, который не требует вмешательства со стороны начальства, который приводит к дружной, слаженной, а самое главное - эффективной работе. Именно “автоматическая дисциплина заслуживает включения в число принципов производительности, а её основная задача в созидательной организации сводится к соблюдению всех остальных 11 принципов”.
5) Справедливое отношение к персоналу.
Справедливость – это постоянная величина, которая либо есть, либо её нет. Она не падает с неба, она осознано создается и методично внедряется администрацией. Начальство должно заложить основу справедливого отношения к персоналу, а развивать это отношение обязаны все члены трудового коллектива. Принцип справедливости всегда современен и востребован сложностью современного производства, жизненными условиями, он, как и все остальные принципы, требует постоянного и точного учета.
6) Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
Учет – это способ сбора сообщений, поэтому он должен нести в себе и информацию, и совет, и предостережение. Одновременно с этим учет на предприятиях должен быть надежным, прочным, немедленным и полным. Цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений, чтобы дать нам такие сведения, которые мы через внешние чувства не получаем. Но главное- это то, что с помощью учета создается самоорганизация, что учет должен фиксировать эффективность.
7) Диспетчирование.
Диспетчирование - более ёмкое понятие, оно является частью управления и заключается в создании системы, обеспечивающей бесперебойную работу всего предприятия. Система эта, по утверждению Эмерсона, опирается на точные планы, расчеты, внутрифирменные нормы и правила. Диспетчирование должно и может применяться во всех сферах деятельности, будь то движение поездов, армия или работа ремонтной мастерской.
8) Нормы и расписания.
Физические нормы позволяют нам точно измерять все недостатки производительности и разумно работать над уменьшением потерь. Но при выработке норм и расписаний человеческой работы мы должны сначала классифицировать самих людей, самих рабочих, а затем дать им такое оборудование, обставить их таким образом, чтобы они могли, не затрачивая добавочных усилий, вырабатывать в 6 раз, в 7 раз, а может быть, и в 100 раз больше, чем теперь. Нормы и расписания должны быть реальны, соответствовать действительности.
9) Нормализация условий.
«Нормализация»- означает подстраивание под что-либо, под установленные нормы и правила. Однако подстраиваться можно по-разному, а значит, и нормировать условия можно по-разному. Предыдущие восемь принципов – ребра, доведенные до конца, поэтому часть нагрузки последующих уже перенесена на них. К примеру, без нормализованных условий нельзя построить быстрый, надежный, точный учет, составить нормы и расписания. В то же время невозможно говорить о нормировании условий, не имея хотя бы теоретического плана, краткого расписания – направления, в котором предстоит двигаться. То есть принципы производительности, также как ребра купола сильно взаимозависимы.
10) Нормирование операций.
Нормирование операций есть тот принцип, который громче всех остальных взывает к индивидуальности человека, рабочего. По отношению к рабочим идеалы пассивны, пассивен здравый смысл, пассивно планирование во всех своих стадиях, но хорошее нормированное исполнение дает рабочему личную радость, дает ему все богатство активного проявления личных сил.
11) Писаные стандартные инструкции.
Писаные инструкции являются прямыми проводниками прогресса, они помогают людям двигаться вперед, опираясь на знания, накопленные предыдущими поколениями. Главная функция инструкций – фиксирование информации, полезной и важной для отдельных категорий лиц или в целом для человечества, сохранение этой информации и передача её из поколения в поколение.
12) Вознаграждение за производительность.
Эффективная система вознаграждения должна обновлять и укреплять производительность. Эффективная система оплаты труда должна учитывать степень достижения вознаграждения каждым из работников.
Я полностью согласен с высказыванием Эмерсона: “Для того, чтобы люди работали хорошо, у них должны быть идеалы; у них должна быть надежда на высокую награду за производительность, а иначе ни внешние чувства, ни дух, ни разум не получают никакого стимула”.
2. Эффективность - оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом.
Если руководитель желает видеть свое предприятие прибыльным, то он должен сделать все от него зависящее, чтобы его подчиненные как можно эффективнее справлялись со своими функциями. То есть вся управленческая структура должна строиться с ориентировкой на нижние, а не на верхние уровни. И основная задача менеджера состоит в том, чтобы создать для людей такие условия, в которых они могли бы, прилагая как можно меньше усилий, добиваться как можно лучших результатов, то есть работали не напряженно и производительно.
Первым и основным вариантом идеала является организация, которая не только позволяет, но и обязывает каждого своего сотрудника участвовать в получении прибыли предприятия. Предприятие, которое является идеалом для своих сотрудников, всё время воздействует на них, делая их более высокими профессионалами и более совершенными личностями.
3. Главный принцип функциональной организации – это когда вначале ставятся интересы непосредственных исполнителей, а не руководства.
Существуют два условия, которые могут превратить ваше предприятие в организацию.
Первое: обеспечение координации между различными отделами.
Второе: в каждых отделах поставить людей, обладающих необходимыми профессиональными способностями. И в дальнейшем необходимо создавать какую-то систему повышения профессионализма ваших сотрудников.
Самоорганизация или эффективная организация сводятся к тому, что позволяет каждому подчиненному работать наиболее эффективно, то есть с минимум затрат и усилий.
Функциональная организация Эмерсоном была названа еще и созидательно – оборонительной.
Во-первых, функциональный менеджмент строится на разделении функций между работниками, исходя из их способностей и талантов.
И второе, во главе успешного менеджмента стоит эффективное выполнение функций, то есть руководитель должен создавать условия для того, чтобы люди могли эффективно выполнять свои функции.
7