Законодательство Российской Федерации предусматривает несколько видов трудового стажа. Среди них: общий, специальный и непрерывный.
Исчисление общего трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, необходимо для установления пенсии по старости, а в соответствующих случаях - пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца.
В общий трудовой стаж, согласно Закону РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", включается:
любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию;
работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера;
индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому);
пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;
обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения;
уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
время участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст.89-92 указанного Закона).
Законодательством предусматриваются некоторые другие периоды, включаемые в общий трудовой стаж.
С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
- пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);
- времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
Общий и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных отличительных признаков.
Во-первых, при определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Во-вторых, рассматриваемый вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.
Таким образом, следует вывод о том, что непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.
Не является непрерывным стаж работника, имеющий определенной продолжительности промежутки времени, в течение которых не осуществлялась трудовая деятельность после увольнения. Обычно трудовой стаж прерывается вследствие несоблюдения именно этих сроков. Конкретные сроки, которые в зависимости от причин увольнения отводятся работнику на поиск новой работы или на обращение в органы занятости, установлены Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 с изменениями от 1 июля 1991 г. (далее - Правила).
По общему правилу при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца (п.2 Правил). Особые сроки устанавливаются как вышеуказанными Правилами, так и другими нормами действующего законодательства.
Согласно п.3-10 Правил, непрерывный трудовой стаж сохраняется:
1) если перерыв в работе не превысил трех недель в случае увольнения после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин;
2) если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:
- поступления на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
- поступления на работу в Российской Федерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;
- поступления на работу в Российской Федерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Россию);
3) если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:
- поступления на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций из предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства РФ;
- поступления на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, по который была установлена инвалидность);
- поступления на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);
- поступления на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов;
4) независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:
- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).
Положения п.3-10 Правил от 13 апреля 1973 г. дополняет приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами".
Согласно п.23 Инструкции, непрерывный трудовой стаж сохраняется:
1) если перерыв в работе не превысил двух месяцев:
- при поступлении на работу после окончания срока трудового договора, сезонной и временной работы;
- при поступлении на работу после окончания работы на выборных должностях;
- при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность в пределах районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, а также районов, где надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 (этот порядок сохранения стажа работы распространяется и на других членов семьи, проживающих с работниками, переводимыми на другую работу);
- при поступлении на работу лиц, уволившихся с работы в связи с уходом за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (независимо от того, работали ли они в это время в других районах страны); двухмесячный период в этих случаях исчисляется со дня, когда отпала необходимость такого ухода;
- при поступлении на работу после увольнения в связи с отказом от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием или отказом от продолжения работы в связи с существенным изменением условий труда;
- при поступлении на работу после увольнения в связи с нарушением администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
- при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу;
- при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации;
- при поступлении на работу после увольнения в связи с неудовлетворительным результатом испытания;
- при поступлении на работу после увольнения по соглашению сторон;
2) если перерыв в работе не превысил трех месяцев:
- за работниками, высвобождаемыми после 4 февраля 1991 г. в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (за данными работниками сохраняется на период трудоустройства (не свыше 6 месяцев) непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.
Законодательством установлены также сроки другой продолжительности:
1) Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что "непрерывный трудовой стаж депутата Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий";
2) согласно ст.19 Закона г.Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", непрерывный трудовой стаж депутата Московской городской Думы сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий;
3) согласно ст. 64 постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, время службы в органах внутренних дел засчитывается в непрерывный трудовой стаж (для назначения пенсий и пособий по государственному социальному страхованию) при условии их поступления на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени переезда к месту постоянного жительства;
4) статья 23 п.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ устанавливает, что гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей время военной службы зачитывается в непрерывный стаж работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года;
5) при расторжении трудового договора с беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста (постановление Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, постановление ВС СССР от 10 апреля 1990 г. N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи");
6) в случае окончания или досрочного прекращения полномочий мэра, кроме случаев отрешения его от занимаемой должности, за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности мэра и днем поступления на новое место работы не превысил одного года (п.8 ст.21 Закона г.Москвы от 10 июня 1996 г. N 17 "О мэре и вице-мэре Москвы").
7) Законом г.Москвы от 17 мая 1995 г. N 6 "О московской городской избирательной комиссии" (с изменениями от 16 июня 1999 г.) установлено, что срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденных на время выборов от основной работы, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж; при этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий (п.1 ст.13);
8) Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" установлено, что беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж (п.1);
9) согласно п.2 приказа Минздрава СССР от 14 ноября 1990 г. N 442 "О мерах по обеспечению социальной защищенности лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом", за одним из родителей в случае расторжения им трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 16 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, сохраняется непрерывный трудовой стаж для исчисления пособия по временной нетрудоспособности при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;
10) время обучения в среднем профессионально-техническом училище засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем окончания училища и днем поступления на работу не превысил трех месяцев (п.40 постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177 "Об утверждении положения о среднем профессионально-техническом училище");
11) Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, сохраняется после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца или по решению местных органов исполнительной власти на срок до двенадцати месяцев непрерывный трудовой стаж, а для лиц, переселенных в обязательном порядке, непрерывный трудовой стаж сохраняется в течение года (п.3 ст.17).
Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., предусмотрены случаи несохранения непрерывного трудового стажа. Это своего рода расплата за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством. Так, непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
- систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
- прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
- вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
- утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;
- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- требование профсоюзного органа;
- увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставом о дисциплине;
- совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;
- повторное увольнение после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.
Трудоспособный гражданин может заниматься трудовой по существу деятельностью без заключения трудового договора (например, по договору подряда). Кроме того, в силу определенных препятствий на пути к трудовой деятельности трудоспособный гражданин (потенциальный работник) может в течение определенного времени не реализовывать свои способности к труду.
Это могло послужить причиной прерывания трудового стажа со всеми вытекающими из этого последствиями, если бы в Правила не было включено положение (п.8) о том, что в непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:
- служба в составе Вооруженных Сил РФ, в органах Федеральной службы безопасности РФ, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
- время службы женщин-военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в связи с беременностью или рождением ребенка, а также период, в течение которого им выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста трех лет;
- время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре, независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
- время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
- время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, в органах Федеральной службы безопасности, Правительстве Российской Федерации и Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Время нахождения в лечебно-трудовом профилактории при условии, если перерыв между днем освобождения из лечебно-трудового профилактория и днем поступления на работу не превысил одного месяца, а также время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него (п.9 Правил).
Согласно ст.167 Кодекса законов о труде РФ, в общий и непрерывный трудовой стаж засчитывается отпуск по уходу за ребенком.
Правилами учтены интересы временно нетрудоспособных, а также переселяющихся в другую местность (обычно под другой местностью понимают другой населенный пункт), которые затрачивают на излечение или переселение немалое количество времени, что также могло стать формальной причиной прерывания стажа. Установлено, что во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства. Это правило в более узком понятии закреплено также в п.2 ст.28 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", где указано, что время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Если же в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением за подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.
В случае же установления работнику инвалидности в срок непрерывного трудового стажа включается весь срок инвалидности и еще три месяца (предусмотренные для принятия мер к трудоустройству).
Законодательство предусматривает множество других случаев, когда время, не занятое осуществлением гражданином трудовой деятельности, включается в непрерывный трудовой стаж, а именно:
Федеральным законом РФ от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Это правило применимо также и для супруга депутата Государственной Думы, уволенного в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе (ст.25);
Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" устанавливает, что весь срок полномочий депутата Мосгордумы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж;
Указом Президента РФ от 26 марта 1997 г. N 267 "О социальных гарантиях лицам, входившим в состав Правительства Российской Федерации, в связи с изменениями его структуры" установлено, что лицам, входившим в состав Правительства Российской Федерации и освобожденным от занимаемых должностей в связи с изменениями в структуре Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение шести месяцев после прекращения полномочий;
государственному служащему при невозможности трудоустройства гарантируется сохранение непрерывного трудового стажа при ликвидации и реорганизации государственного органа, организации или предприятия; в случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы (ст.16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст.26 Закона г. Москвы от 29 октября 1997 г. N 43 "О государственной службе города Москвы");
согласно ст.7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) сохраняется непрерывный трудовой стаж;
сотрудникам, восстановленным на службе в органах налоговой полиции, в непрерывный стаж службы засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе (постановление Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации"); статья 67 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, устанавливает, что "сотрудникам, восстановленным на службе в органах внутренних дел, в непрерывный стаж службы засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе".
Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается администрацией предприятия, учреждения, организации в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежаще оформленных документов.
Непрерывный стаж гарантирует...
Рассмотрим положения нормативно-правовых актов, содержащие правоустановления о дополнительных благах и преимуществах, приобретаемых при достижении определенной продолжительности непрерывного стажа работы.
1. Согласно ст.34 КЗоТ, работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, учреждении, организации, при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников данного предприятия.
2. По итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией, работникам этих организаций может устанавливаться дополнительное вознаграждение. При этом размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации (ст.84 КЗоТ).
3. Всем работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются надбавки к месячному заработку, размер которых возрастает с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.251 КЗоТ).
4. Статья 239 КЗоТ устанавливает, что от продолжительности непрерывного трудового стажа зависит размер пособия по временной нетрудоспособности (в зависимости от величины непрерывного стажа выдается пособие в размере от 60 до 100% заработка); правда, законодательство предусматривает исключения из правил назначения и определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Так, согласно Закону РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"", пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% независимо от стажа непрерывной работы получают:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь (ст.14);
2) инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы (ст.14);
3) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (ст.15);
4) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (ст.18);
5) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, в соответствии со ст.25 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. являющегося:
а) получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
б) инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы из числа:
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
в) принимавшим в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
г) военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
д) лицом начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения;
е) лицом, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту "Укрытие";
ж) работником младшего или среднего медицинского персонала, врачом или другим работником лечебного учреждения (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующего излучения;
з) лицом, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы;
и) одним из родителей либо бабушкой, дедушкой, опекуном, фактическим воспитателем вышеуказанных детей.
Также пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% независимо от стажа непрерывной работы получают:
- работающие инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств, доноры, сдавшие безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (письмо Фонда социального страхования РФ от 22 октября 1997 г. N 054/844-97, Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов");
- рабочие и служащие, выполнявшие интернациональный долг (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 11 октября 1990 г. N 1013 "Об улучшении обеспечения рабочих и служащих, выполнявших интернациональный долг, пособиями по временной нетрудоспособности");
- рабочие, служащие, другие граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование, а также иные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию; утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6);
- граждане, признанные инвалидами вследствие поствакцинального осложнения (письмо Пенсионного фонда РФ от 3 ноября 1998 г. N ЕВ-09-28/9393 "Об Обзоре законодательства Российской Федерации по вопросам, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственного пенсионного страхования, за III квартал 1998 года").
5. Согласно п.30 и 31 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6), рабочие, служащие, другие граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование, имеют право на пособие по временной нетрудоспособности (кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания) в размере:
а) 100% заработка (рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет);
б) 80% заработка (рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет);
в) 60% заработка (рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет).
По истечении месяца после увольнения работнику может быть назначено пособие по временной нетрудоспособности по разрешению профсоюзного органа субъекта Федерации. При этом пособие выдается в размере, установленном для рабочих и служащих, имеющих непрерывный трудовой стаж до 5 лет.
6. Приказом МВД РФ от 15 мая 1996 г. N 250 "О дополнительных отпусках работников центрального аппарата МВД России и подведомственных ему подразделений" предусмотрено, что с 1 января 1996 г. работникам центрального аппарата МВД России и подведомственных ему подразделений, не имеющим воинских или специальных званий рядового или начальствующего состава, установлены дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж непрерывной работы в системе МВД России:
а) от 5 до 10 лет - 3 календарных дня;
б) от 10 до 15 лет - 5 календарных дней;
в) от 15 до 20 лет - 10 календарных дней;
г) свыше 20 лет - 15 календарных дней.
7. Положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам объединений, предприятий и организаций отдельных отраслей промышленности (приложение к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1978 г. N 185/16-161) устанавливает, что работникам промышленно-производственного персонала объединений и предприятий, работникам (кроме относящихся к непромышленному персоналу работников жилищно-коммунального хозяйства, детских и медицинских учреждений и других вспомогательных служб) научно-исследовательских институтов, конструкторских, технологических и проектных организаций министерств, перечисленных в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 октября 1977 г., выплачивается единовременное вознаграждение:
1) рабочим, руководящим и инженерно-техническим работникам основных цехов, инструментальных и ремонтных цехов, цехов приспособлений и механизации, объединений, серийных, опытных заводов и опытных производств:
При непрерывном стаже работы, дающем право на получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, Размер годового вознаграждения в долях месячной тарифной ставки (должностного оклада)
от 1 года до 3 лет, 0,6
от 3 до 5 лет, 0,8
от 5 до 10 лет, 1,0
от 10 до 15 лет, 1,2
свыше 15 лет, 1,5
2) остальным категориям работников промышленно-производственного персонала объединений и предприятий, работникам научно-исследовательских институтов, конструкторских, технологических и проектных организаций:
При непрерывном стаже работы, дающем право на получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, Размер годового вознаграждения в долях месячной тарифной ставки (должностного оклада)
от 5 до 10 лет, 0,8
от 10 до 15 лет, 1,0
свыше 15 лет, 1,3
8. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. N 1360 "О повышении уровня социальной защищенности работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации" предусматривается, что личному составу военизированной охраны Министерства путей сообщения РФ дополнительно к должностным окладам выплачиваются ежемесячные надбавки за непрерывную службу при стаже, %:
от 1 до 2 лет - 5;
от 2 до 5 лет - 10;
от 5 до 10 лет - 20;
от 10 до 15 лет - 25;
от 15 до 20 лет - 30;
от 20 до 25 лет - 35;
более 25 лет - 40.
Кроме того, личному составу военизированной охраны МПС РФ предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска при непрерывной службе в военизированной охране МПС РФ за каждые два года - 2 календарных дня, но не более 5 дней.
9. В зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа исчисляется в установленном порядке в процентах к среднедневному (среднечасовому) заработку работника дневное (часовое) пособие по временной нетрудоспособности (письмо Фонда социального страхования от 17 марта 2000 г. N 02-18/05-1855 "Об указе Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности"").
10. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1984 г. N 812 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 и от 27 февраля 1981 г. N 220, предоставлено право на 20%-ную надбавку к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации (при наличии необходимых непрерывного и общего стажа работы) независимо от того, работали ли участники войны на 1 января 1983 г. или позднее.
11. За продолжительность непрерывной работы пунктом 1 постановления Минтруда РФ от 24 февраля 1993 г. N 38 "О размерах надбавок и порядке оплаты труда отдельных категорий работников здравоохранения и социальной защиты населения и о внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 8 июня 1992 г. N 17" медицинским работникам противочумных и противолепрозных учреждений и структурных подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями других учреждений установлены максимальные надбавки в размере 60-100% должностного оклада.
12. Приложением к письму Минздравмедпрома РФ от 28 июля 1994 г. N 04-15/34-15 в соответствии со стажем непрерывной работы в выездных бригадах главному врачу станции "Скорой медицинской помощи", его заместителю, а также заведующим отделениями и подстанциями "Скорой медицинской помощи", перешедшим на эти должности с должностей врачей выездных бригад станций (отделений) "Скорой медицинской помощи", сохраняется выплата надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере до 80% оклада.
13. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" установлен для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти размер предоставляемой субсидии, зависящий от непрерывности стажа. Субсидия предоставляется в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в виде безвозмездной материальной помощи:
а) при общем непрерывном стаже работы в этих службах и формированиях более 15 лет, из которых не менее 10 лет на должностях спасателей, - в размере 75%;
б) свыше 25 лет, из которых не менее 20 лет на должностях спасателей, - 100% средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.
14. Условиями действия лицензии на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе (таксомоторные перевозки) в г. Москве (приложение к распоряжению мэра Москвы от 5 февраля 1999 г. N 79-РМ) установлена зависимость между непрерывностью стажа и допуском водителей к перевозкам пассажиров легковыми автомобилями - такси. Для допуска к перевозкам необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортных средств данной категории не менее трех лет.
15. Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (утвержден постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102), установлено, что:
- для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет;
- квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии;
- квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
16. Исходя из приказа МВД России от 20 августа 1996 г. N 457 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации", квалификация водителя 2-го класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, а квалификация водителя 1-го класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС.
17. За непрерывный стаж работы на предприятиях обособленных структурных подразделений основной деятельности железных дорог производится выплата ежемесячного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в соответствии со шкалой, установленной Отраслевым тарифным соглашением (приказ МПС РФ от 17 марта 1997 г. N 5-ц "О совершенствовании организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог").
18. Отраслевое тарифное соглашение от 4 декабря 1997 г. по федеральному железнодорожному транспорту на 1998-2000 гг., Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 1998-2000 гг. установили, что размер вознаграждения работникам основной деятельности железных дорог, промышленных предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа непрерывной работы работника, дающего право на получение вознаграждения, в следующих размерах (долях) месячной тарифной ставки (оклада), %:
а) от 1 до 3 лет - 5;
б) свыше 3 лет - 8;
в) свыше 5 лет - 10;
г) свыше 10 лет - 15;
д) свыше 15 лет - 20;
е) свыше 20 лет - 25;
ж) свыше 25 лет - 30.
19. Указанием МПС РФ от 11 апреля 2000 г. N Ш-931У "О Положении о негосударственном пенсионном обеспечении работников федерального железнодорожного транспорта" установлено право на получение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения лицам:
- вышедшим на пенсию с предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, являющихся вкладчиками НПФЖТ, после принятия Положения по основаниям, предусмотренным пунктом 11 указанного Положения, и имеющим непрерывный стаж работы не менее 10 лет;
- уволившимся с предприятий и из учреждений федерального железнодорожного транспорта, являющихся вкладчиками НПФЖТ, по собственному желанию (ст.31 КЗоТ России) после принятия настоящего Положения ранее приобретения права на получение государственной пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 11 Положения, и имеющим непрерывный стаж работы не менее 20 лет.
20. Отраслевое тарифное соглашение по городскому электрическому транспорту на 1999-2001 гг. устанавливает, что работодатели городского электрического транспорта за счет собственных средств в зависимости от стажа непрерывной работы в данной организации обеспечивают ежемесячную выплату вознаграждения за выслугу лет в следующих размерах от месячной, тарифной ставки (должностного оклада), %:
а) от 1 года до 3 лет - 5,
б) от 3 до 5 лет - 10,
в) от 5 до 10 лет - 20,
г) от 10 до 15 лет - 30
д) свыше 15 лет - 40.
21. В соответствии с письмом Федеральной авиационной службы России от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И "О внесении изменений и дополнений в Положение о классификации специалистов гражданской авиации" штурманам летных учебных заведений, имеющим непрерывный стаж работы в должности штурмана-инструктора и выше не менее 3 лет при общем налете не менее 2500 часов присваивается 1-й класс штурмана гражданской авиации.
22. При сокращении численности или изменении штатного расписания работников предприятий (членов профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи - ПАРРиС) преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации предоставляется работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии (Профессиональное тарифное соглашение гражданской части единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОРВД РФ) между ПАРРиС России и федеральным унитарным предприятием, государственной корпорацией по организации воздушного движения (Госкорпорацией по ОВД) на 1998 - 2000 гг.).
23. Рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области и Коми АССР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми АССР), за непрерывный стаж работы установлена надбавка к заработной плате в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка (постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР").
24. Рабочим и служащим, работающим в лесной промышленности и в лесном хозяйстве, после каждых 3 лет непрерывной работы предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в 24 дня (постановление Совета Министров СССР от 13 ноября 1979 г. N 1014 "Об утверждении Положения об условиях труда рабочих и служащих, занятых на работах в лесной промышленности и лесном хозяйстве").
25. Неработающим ветеранам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, при условии выполнения заявок на санаторные путевки работающих граждан могут быть выданы по решению комиссии по социальному страхованию путевки на санаторно-курортное лечение (постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 53 "Об улучшении санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей за счет средств государственного социального страхования в 2000 году").
Исходя из ст.64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, непрерывный трудовой стаж имеет определяющее значение для:
1) получения надбавок к заработной плате;
2) исчисления выслуги лет для присвоения очередного специального звания;
3) выплаты процентной надбавки;
4) назначения пособий по государственному социальному страхованию.
Таким образом, следует вывод о том, что непрерывный трудовой стаж никак не связан с назначением государственной пенсии и имеет значение только при получении работником дополнительных благ. Исходя из вышеприведенных положений законодательства, такими благами могут быть:
- повышенные пособия по временной нетрудоспособности (в том числе дневное (часовое) пособие);
- надбавки к заработной плате (в том числе процентная надбавка);
- надбавки к пенсии;
- единовременное вознаграждение;
- пособия по государственному социальному страхованию;
- право на получение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения за выслугу лет;
- право на предоставление субсидии на приобретение жилья;
- дополнительные отпуска;
- право на санаторно-курортное лечение;
- исчисление выслуги лет для присвоения очередного специального звания, в том числе квалификационного класса;
- право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата работников.
Эти блага являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем. Они призваны обеспечить устойчивость трудовых отношений, повысить стабильность в сфере труда. На достижение этих целей неизбежно потребуются некоторые затраты. Это, естественно, противоречит коммерческим интересам работодателя. Но следует учесть, что эти издержки небесполезны. Обеспеченная благами материальная заинтересованность в продолжении трудовых отношений с работодателем и качественном выполнении работы станет причиной того, что трудовой коллектив предприятия или организации будет включать максимальное количество квалифицированных работников. Квалифицированный рабочий персонал сможет обеспечить высокий уровень качества работ и услуг. А это при прочих равных условиях неизбежно повлечет повышение конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его прибыльности.
Таким образом, дополнительные меры поощрения по результатам непрерывной работы могут обеспечить не только материальные интересы работников, но и высокую рентабельность организации или предприятия.
Следует отметить, что одним из средств обеспечения таких результатов является учет непрерывного стажа каждого работника. Такой учет обеспечивает правильное и справедливое распределение дополнительных доходов предприятия в зависимоcти от величины непрерывного стажа. Чем больше работник трудится на данном предприятии, тем выше размер пособий, выплат и других дополнительных благ и, следовательно, тем меньше его желание уволиться и перейти на другую работу. В итоге работник получает большее вознаграждение, работодатель получает более качественные результаты труда, приносящие ему прибыль, а для государства выгодна стабильность в сфере труда, обеспеченная двумя последними условиями.