Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Управление качеством

СОДЕРЖАНИЕ


1. Интеллектуальная собственность в управление качеством

2. Организация и виды технического контроля качества

Библиографический список


1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ


В настоящее время ключевыми ресурсами развития современной экономики и общества являются интеллектуальные ресурсы - знания и информация. От эффективного управления интеллектуальной собственностью (ИС) во многом зависит и конкурентоспособность страны на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Как показывает прогрессивный зарубежный опыт, ИС повышает продуктивность хозяйственной деятельности, обеспечивая динамичное развитие экономики.

Под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации в области производства, науки, техники, литературы, искусства, аудиовизуальной, исполнительской и других видов деятельности.1

Наиболее распространенной является конфигурация, включающая следующую совокупность объектов ИС: объекты авторского права, объекты промышленной собственности, ноу-хау (секреты), приравненные к объектам ИС средства индивидуализации.

В последние десятилетия правительства многих стран мира уделяют большое внимание эффективной реализации интеллектуальной собственности, постоянно совершенствуя ее законодательное регулирование. В связи с кардинальным изменением политической и экономической ситуации в стране, интерес к проблемам ИС обусловлен возрастающей ролью ИС в процессах воспроизводства интеллектуального капитала и его товарного продукта, принимающего в условиях рыночной экономики форму нематериальных активов.

В отечественной экономике управление ИС реализуется весьма не эффективно, что подтверждается инертностью российских предприятий в использовании результатов интеллектуальной деятельности, следствием чего является их низкая инновационная активность и вялотекущие инновационные процессы.

Гражданским кодексом установлена возможность защиты интеллектуальной собственности полезными моделями и изобретениями (статья 1345 и др.).

В качестве изобретения охраняются технические решения, относящиеся к продукту или способу. В качестве полезной модели охраняются технические решения, относящееся к устройству. В 2008 году установлены сроки действия исключительного права на изобретения – двадцать, на полезные модели – десять лет.

Продукция, изготовленная с нарушением исключительного права, защищенного патентами на полезные модели или изобретения, отнесена законодательством к контрафактной, никто не может гарантировать качество, надежность, а следовательно и безопасность такой продукции. Однако на практике такие права нарушаются некоторыми изготовителями продукции или злонамеренно, или в силу некомпетентности и безответственности. Здесь повторяется история с использованием маркировки продукции, то есть разработчик инновационной продукции продвигает ее на рынок, а другие изготавливают ее подделку и используют марку разработчика.

Инновация – это такой процесс (или результат процесса), в котором:

используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню.

Качество – эта обобщённая характеристика объекта (предмета, процесса), которая в совокупности, с учётом всех, проявляющихся в потреблении (эксплуатации, использовании, применении) свойств объекта свидетельствует – хорошо или плохо объект соответствует своему назначению.

Патентоспособная продукция (в том числе - оборудование) - продукция, которая по своему качеству, соответствует мировому уровню, и является охраноспособной в соответствии со ст.1225 ГК РФ.

Эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности возможно лишь при комплексном и системном управлении ИС, т.е. системном управлении процессом создания, правовой охраны, коммерциализации и защиты результатов интеллектуальной деятельности в составе общей системы управления организацией. Таким образом, использование системной технологии управления социально-экономической системой дает возможность повысить эффективность управления объектом за счет оперативных высокоэффективных управленческих решений, принимаемых коллегиальным органом управления или менеджером в целях достижения максимального конечного целевого результата при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов организации.

Для более полного и четкого представления о роли интеллектуальной собственности в процессе управления качеством следует проанализировать более общую категорию «интеллектуальный капитал».

Успехи в освоении интеллектуального капитала России связаны с решением проблемы эффективного управления:

созданием и преумножением интеллектуального потенциала организаций;

использованием интеллектуального капитала при создании инновационной продукции;

процессом инвестирования всего цикла превращений интеллектуального капитала.

Для решения этой проблемы целесообразно интеллектуальный капитал организации рассматривать как одну из составных частей накопленных ею благ и, следовательно, как часть ее капитала. В этом случае в круговороте превращений капитала участвует и интеллектуальный капитал, проходя следующие три стадии превращений капитала.2

При этом на первой стадии происходит превращение денежной формы в интеллектуальные элементы производительного капитала:

производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности с их знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;

с использованием знаний и навыков в результате интеллектуального труда разрабатываются инновационные идеи и создаются предметы интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии могут приобретаться права на использование этих объектов, владельцами которых являются сторонние организации).

Кроме того, деньги используются также на увеличение созданного интеллектуального потенциала:

на обучение и переподготовку специалистов, в результате чего увеличивается объем знаний специалистов, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;

на повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологии коллективной работы;

на мотивацию интеллектуального труда, повышение творческой активности, совершенствование бизнес-технологий и т.п.

На второй стадии превращений интеллектуальные элементы капитала обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Вложенные в инновационную продукцию предметы интеллектуального труда предопределяют качество продукции. Интеллектуальный капитал в этом процессе выступает в роли интеллектуального инструментария (орудия интеллектуального труда) и в то же время является предметом интеллектуального труда (объекты интеллектуальной собственности, которые создаются и внедряются в инновационную продукцию посредством интеллектуального инструментария).

Интеллектуальный капитал внедряется в продукцию на всех этапах ее создания: в материалах, из которых производится продукция, в комплектующих элементах, в станках, оснастке и инструментах, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Вложенный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает стоимость, и чем выше уровень достигнутого качества, тем больше величина созданной стоимости.

На третьей стадии кругооборота капитала продукция становится товаром и из товарной формы капитал превращается в денежную форму. Реализуемый товар имеет рыночную стоимость, которая определяется материальной и интеллектуальной составляющими. Через интеллектуальную составляющую стоимости продукции реализуется интеллектуальный капитал, превращаясь в денежную форму.

Интеллектуальный капитал участвует в образовании товарной формы капитала также маркетинговыми активами, и прежде всего имиджем фирмы, ее товарным знаком, что также обеспечивает создание стоимости. Чем более известна фирма и чем шире ее клиентская база и связи, тем большая величина стоимости может быть реализована в товаре. Потребитель, приобретая товар на рынке, платит не только за его качество, но и за уверенность в том, что декларируемое, но и за уверенность в том, что декларируемое требуемое качество товара достигнуто в процессе создания продукции.

На этой стадии могут быть реализованы и объекты интеллектуальной собственности посредством как заключения лицензионных договоров на производство созданных брендов, так и прямой продажи прав на владение объектами интеллектуальной собственности.

На вырученные деньги (при правильной организации бизнеса) производится преумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращения капитала. Схема постоянного движения и преобразований интеллектуального капитала представлена на рис. 1.


Управление качествомРис 1. Схема движения и преобразований интеллектуального капитала организации


Управление ИК должно обеспечить его постоянное движение и преобразования по рассмотренной замкнутой схеме. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и нереализуемый в дальнейшем интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций.3

Для управления движением ИК в замкнутом цикле через три стадии его превращений необходимы количественные показатели для оценки:

на первой стадии — уровня достигнутого интеллектуального потенциала организации, определяющего эффективность сделанных инвестиций в создание и преумножение ИК;

на второй стадии — эффективности использования ИК в создании инновационной и интеллектуальной продукции;

на третьей стадии — целесообразной величины инвестиций на дальнейшее преумножение интеллектуального капитала и мотивации повышения интеллектуального потенциала организации.

Предложенный Е.Н. Селезневым4 количественный показатель — стоимостная оценка интеллектуального потенциала организации, на наш взгляд, достаточно удобен для постановки и решения задач управления ИК на первой стадии его превращений. Этот показатель учитывает изменения всех составляющих интеллектуального капитала организации.

Для управления ИК на второй и третьей стадиях какие-либо количественные показатели до настоящего времени не были разработаны, в то время как необходимо производить оценки:

результатов использования интеллектуального капитала при создании интеллектуальной составляющей инновационной продукции;

целесообразных объемов инвестиций в цикле превращений ИК.

Интеллектуальный капитал, как это показано на схеме (рис 1.), на второй стадии превращений обеспечивает создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции — ее качества. При этом под качеством следует понимать совокупность свойств продукции (услуг), определяющих ее пригодность к применению.5 Соответственно продукция более высокого качества имеет большую ценность на потребительском рынке, так как более полно удовлетворяет общественные потребности за счет приданных этой продукции свойств. Большая ценность предопределяет и большую стоимость продукции с более высоким качеством. Все это является результатом использования интеллектуального капитала, который на второй стадии превращений выступает в роли интеллектуальных элементов производительного капитала.

Таким образом, для оценки результатов использования ИК в создании инновационной продукции необходимо оценить долю стоимости интеллектуальной составляющей в общей стоимости этой продукции, т.е. оценить стоимость качества, стоимость тех потребительских свойств продукции, которые были ей приданы в процессе создания и которые сделали продукцию инновационной.

Затратный подход к такой оценке не может быть продуктивен, так как большие затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании продукции. В таких случаях говорят: гора родила мышь. В то же время блестящая инновационная идея и соответствующее этой идеи техническое решение могут с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной продукции. Величину прироста стоимости продукции определяет потребитель совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя за качество продукции. Потребитель будет оплачивать приобретаемую продукцию по имеющимся возможностям.

В этом случае рыночную стоимость Ср продукции следует определять в виде: Ср = Зс + Ск , гдеЗс—сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции; Ск—рыночная стоимость качества продукции.

Массовый потребитель является лучшим экспертом для оценки качества продукции в условиях рыночной экономики. Поэтому полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи): Dи = (Ср - Зс) / Ср .

Этот показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального капитала конкретной организации, создавшей определенную инновацию.

В качестве усредненного по отрасли промышленного производства показателя эффективности использования интеллектуального капитала удобнее употреблять значение роялти (R), которое определяет величину отчислений от выручки, получаемой лицензиатом от реализации производимой в соответствии с лицензионным договором продукции. Действительно, эти отчисления получает лицензиар, который разработал и внедрил бренд, используя свой интеллектуальный капитал. Именно за это он и должен получать долю от выручки лицензиата.

Второй статьей доходов от использования интеллектуального капитала организации является прямая реализация создаваемой интеллектуальной собственности в виде передачи прав на использование этой собственности полностью или частично (по лицензионному договору). В этих случаях интеллектуальная собственность выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального капитала.

Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:

объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.п.);

объекты авторского права (программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т.п.);

ноу-хау (неопубликованные объекты промышленной собственности и авторского права, техническая и коммерческая документация по организации и проведению инновационных мероприятий при реализации новых технических решений и другая подобная документация).

Объекты промышленной собственности и авторского права становятся товаром на рынке интеллектуальной продукции с момента оформления патентов и авторских свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.

Ноу-хау, являясь также товаром на рынке интеллектуальной продукции, не имеет правового закрепления за владельцами этого вида собственности. В связи с этим передача ноу-хау (за соответствующее вознаграждение) производится чаще всего при оформлении лицензионных договоров на право производства патентованной продукции. В этом случае ноу-хау содержится в технической документации, в рекомендациях лицензиара лицензиату по организации работ, в передаваемом в процессе обучения персонала опыте организации работ при производстве лицензионной продукции и т.п.

В перечисленных и в других вариантах реализации интеллектуальной продукции на рынке происходит передача собственности новым владельцам. Для оценки результатов реализации этого вида продукции естественно использовать получаемую от продаж прибыль.

Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального капитала — прямая продажа интеллектуальной собственности — имеет негативную сторону. Такая реализация ИК ведет к снижению интеллектуального потенциала организации, если продажа интеллектуальной собственности производится не в рамках лицензионного договора. Поэтому продажа патентов и свидетельств целесообразна лишь в случаях, когда организация не в состоянии самостоятельно реализовать имеющийся интеллектуальный капитал в собственной инновационной продукции.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА


Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации. Технический контроль - это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям.

Объектом контроля может быть продукция или процесс ее создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая техническая документация. Объект контроля характеризуется отдельными признаками, которые имеют количественную или качественную характеристики свойств объекта и должны контролироваться.

Под методом контроля понимаются правила применения определенных принципов и средств контроля. Метод контроля включает: технологию проведения контроля; контролируемые признаки; средства контроля и точность контроля.

Организация и проведение технического контроля качества продукции являются одним из составных элементов системы управления качеством продукции на стадиях производства и реализации.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям.

Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса, он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля. Так, например, контроль за правильным использованием стандартов, технических условий, руководящих материалов и другой нормативно-технической документации в процессе технической подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля.

Контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений (цехов и участков).

Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям стандартов и технических условий.

Функции технического контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Это – контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.


Управление качеством

Рис. 2. Структурные подразделения ОТК


Главными задачами ОТК являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей

требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

Продукция предприятия может быть реализована только после приемки ее ОТК. При этом должна быть оформлена соответствующим документом (сертификатом), удостоверяющим качество продукции.

В соответствии с указанными задачами ОТК выполняет следующие функции: планирование и разработку методов обеспечения качества продукции, контроль и стимулирование качества.6

Планирование и разработка методов обеспечения качества включает: планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических средств контроля; сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации; управление качеством поставляемой продукции поставщиками и управление качеством продукции на собственном предприятии; разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества; разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, кондиций, стандартов для осуществления управления качеством продукции.

Контроль качества включает:7 - входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия; производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции; систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, прецизионных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации, приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки; контроль моделей и опытных образцов контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).

Стимулирование качества включает: разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции; разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы (совместно с отделом организации труда и заработной платы; обучение и повышение квалификации).

Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Начальник ОТК имеет право прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающей эти дефекты, запрещать использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предприятия предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих предприятия, виновных в изготовлении бракованной продукции. Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции.

Структура и штаты ОТК предприятия разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом задач, функций и производственных особенностей. Как правило, в составе отдела создаются: бюро технического контроля, территориально размещаемые в основных и вспомогательных цехах; бюро внешней приемки, обеспечивающее входной контроль материалов и комплектующих изделий: бюро заключительного контроля и испытаний готовой продукции; бюро анализа и учета брака и рекламации; центрально-измерительная лаборатория и ее контрольно-поверочные пункты, контролирующие состояние элементов и оснастки, в том числе используемых при контроле качества; инспекторская группа, осуществляющая проверочный контроль качества продукции и целевые проверки соблюдения технологической дисциплины; подразделения контроля экспортной продукции; подразделение контроля качества лома и отходов цветных и благородных металлов.

Совершенствование деятельности отделов и управлений технического контроля предприятий должно предусматривать в первую очередь создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:8

разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвержденных технологических процессов, предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;

разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров ОТК,

объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;

подготовка необходимых данных для последующей централизованной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции, а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;

проведение работ по расширению внедрения самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и документацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль и т.д.);

проведение специальных исследований динамики качества изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;

планирование и технико-экономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;

координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия;

периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

Технический контроль - это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса.

Контролю подвергаются: поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия; производимые заготовки, детали, сборочные единицы; готовые изделия; оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

К настоящему времени сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы:

1. Самопроверка или самоконтроль - персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.

2. Ревизия (проверка) - проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.

Организация технического контроля заключается в:

проектировании и осуществлении процесса контроля качества;

определении организационных форм контроля;

выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля;

обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;

разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным).

В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором - исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

Виды технического контроля показаны в таблице 1.

При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие. К разрушающим методам относятся следующие испытания: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости.


Таблица 1. Виды технического контроля

№ п п Классификационный признак Виды технического контроля
1 По назначению

Входной (продукции от поставщиков);

производственный;

инспекционный (контроль контроля).

2 По стадиям технологического процесса Операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции).
3

По методам контроля

Технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный;

статистический.

4 По полноте охвата контролем производственного процесса Сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.
5 По механизации контрольных операций Ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический.
6

По влиянию на ход обработки

Пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки);

активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра);

активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.

7 По измерению зависимых и независимых допустимых отклонений

Измерение действительных отклонений;

измерение предельных отклонений с помощью проходимых и непроходимых калибров.

8

В зависимости от объекта контроля

Контроль качества продукции;

контроль товарной и сопроводительной документации;

контроль технологического процесса;

контроль средств технологического оснащения;

контроль технологической дисциплины;

контроль квалификации исполнителей;

контроль прохождения рекламаций;

контроль соблюдения требований эксплуатации.

9 По влиянию на возможность последующего использования

Разрушающий;

неразрушающий.


К неразрушающим методам принадлежат: магнитные (магнитографические методы); акустические (ультразвуковая дефектоскопия); радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма - лучей); Смысл статистических методов контроля качества заключается в значительном снижении затрат на его проведение по сравнению органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М: МАОиК. 2006.

Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия//Экономические стратегии. 2008. №2.

Ильченко И.А. Интеллектуальная собственность в сфере технического регулирования // Стандарты и качество. 2008. № 6. С. 18—21.

Колесова Е.В., Лозенко В.К. Инвестиции в качество повышают капитализацию компании // Стандарты и качество. 2008. № 5.

Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: .Акционер. 2002.

Лопатин В.Н. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике//Интеллектуальная собственность. М: Юрайт. 2008. Том 1.

Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. Уч. пособие. Минск: Новое знание, 2001.

Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 2008.

Организация и нормирование труда. Уч. пос. Под ред. В.В. Адамчука. М.: ЗАО Финстатинформ. 2003.

Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004.

Селезнев Е.Н., Багов В.П. Оценка рыночной стоимости патента // Справочник экономиста. 2003. № 2.

Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал — показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования // Финансовый менеджмент. 2004. № 5.

Шелехова Н.В. Интеллектуальная собственность как основа инновационного менеджмента//Экономические науки. 2007. № 3.

Экономическая энциклопедия. Гл. ред. академик Л. И. Абалкин. М: Экономика. 1999.

1 Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия//Экономические стратегии. 2008. №2. С.162 – 164.

2 Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М: МАОиК. 2006. С. 214

3 Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: .Акционер. 2002. С.162

4 Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал — показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования // Финансовый менеджмент. 2004. № 5. С. 38

5 Экономическая энциклопедия. Гл. ред. академик Л. И. Абалкин. М: Экономика. 1999. С.416

6 Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 2008. С. 183

7 Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004.с. 157

8 Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. Уч. пособие. Минск: Новое знание, 2001.с. 253

Похожие работы:

  1. • Принципы управления качеством на предприятии
  2. • Принципы обеспечения и управления качеством
  3. • Управление качеством продукции
  4. • Управление качеством продукции
  5. • Комплексная система управления качеством
  6. • Управление качеством в России и за рубежом
  7. • Управление качеством в рамках антикризисного ...
  8. •  ... дисциплин на кафедре "Управление качеством"
  9. • Управление качеством в американских корпорациях
  10. • Основные понятия и категории управления качеством
  11. • Разработка систем управления качеством товаров
  12. • Управление качеством
  13. • Управление качеством гостиничных услуг ...
  14. • Управление качеством продукции
  15. • Управление качеством
  16. • Стандартизация и управление качеством
  17. • Управление качеством: концептуальные ...
  18. • Категории управления качеством продукции
  19. • Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000
  20. • Управление качеством продукции
Рефетека ру refoteka@gmail.com