Содержание
3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. процесс стартегического планирования и реализация планов
Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. 1
Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку показателей развития фирмы на плановый период.
Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:
анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление "чрезвычайных ситуаций", которые могут изменить сложившиеся тенденции);
анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах деятельности);
выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;
анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых направлений).
Схема стратегического планирования представлена на рис.1.
Основные этапы стратегического планирования:
анализ окружающей среды и прогнозирование;
определение целей предприятия;
формирование базовой стратегии и выбор альтернативных вариантов;
формирование функциональных стратегий.
В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:
миссия фирмы;
предположения о развитии конкуренции и внешней среды;
внутренние и внешние ограничения развития;
желаемое будещее состояние фирмы;
курс действий и программы развития фирмы и подразделений;
требуемые ресурсы и их источники;
ситуационные планы (сценарии), учитывающие вероятностные изменения окружающей среды;
наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).
В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:
чкм более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;
чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;
стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. 2
2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений
Управление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.
Под управленческим решением понимается:
творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы;
выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.
Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.
Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.
Решения в управлении выполняют следующие роли:
направляющую - определяют цели и задачи деятельности;
организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников;
обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;
стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.
Решения классифицируются по следующим признакам:
В зависимости от условий, в которых принимаются решения:
решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;
решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.
По сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные.
По частоте принятия:
Разовые (случайные);
Повторяющиеся;
По ширине обхвата:
Общие (касающиеся всех сотрудников);
Узкоспециализированные;
По форме подготовке:
Единоличные;
Групповые;
Коллективные;
По сложности: простые и сложные;
По жесткости регламентации:
Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;
Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;
Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:
Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.
Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.3
3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
Основным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.
Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.
Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть:
Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;
Дружеским и враждебным;
Доступным для понимания и сложным для восприятия;
Четко организованным и беспорядочным;
Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальнойкоммуникации4.
Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Типы невербальной коммуникации:
Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);
Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);
Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);
Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) 5
4. Ситуационное задание
В торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.
Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1.
Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения.
№ п/п |
Наименование этапа | Описание этапа |
1 | Выявление проблемы | К концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов |
2 | Анализ проблемы и постановка диагноза |
Проводится выявление причин появления проблемы - варианты: в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар залеживается; объемы поставок несоразмерны объемам продаж. Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов. |
3 | Поиск вариантов разрешения проблемы |
Варианты разрешения проблемы: проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится, снизить объемы закупок на постоянной основе. |
4 | Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения | Целесообразно использовать оба варианта одновременно. |
5 | Согласование проекта решения | При наличии вышестоящих звеньев управления проводится согласование проекта решения. |
6 | Утверждение решения | Одобрение решения. |
7 | Подготовка решения к реализации |
проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов закупок; распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение. |
8 | Организация выполнения решения |
Список литературы
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с.
Кантер З.М. Рубежи менеджмента. Книга о современной культуре управления. - М.: Олимп-Бизнес, 1999 - 397 с.
Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2001 - 425 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003 - 512 с.
Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с.
Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1993 - 308 с.
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 31.
2 Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 47.
3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999 – с. 251.
4 Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131.
5 Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭУ, 2005 – с. 131.